ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
. Ергин
ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ОРЕНБУРГСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА (1875-1919)
Ключевые слова: дореволюционное православное духовное образование, Оренбургский учебный округ.
Развитие просвещения является важнейшим показателем культурного прогресса любого общества, поэтому весьма важно знать и объективно оценивать все аспекты его развития. Даже в дореволюционной России история духовного образования никогда не рассматривалась как целостная система, а за годы советской власти сам термин «духовное образование» стал олицетворением отсталости и примитивности. Впрочем, уничижительной критике в то время была подвергнута и вся система народного образования дореволюционной России. Русская Православная Церковь, фактически потерявшая после 1917 года связь с народным образованием и занятая в первую очередь сохранением своих основных устоев, даже не пыталась этому сопротивляться.
В настоящее время в обществе и государстве наметилась тенденция стабилизации внутриполитической жизни. В поисках оптимальных путей сочетания образовательного и воспитательного процессов, нравственных ориентиров подрастающего поколения появилась потребность обратиться к прошлому, в частности, осмыслить и использовать опыт дореволюционного образования, вопросы развития которого становятся в настоящее время все более востребованными. Государственные структуры все чаще демонстрируют свою связь с историческим прошлым, религиозно-нравственные православные постулаты декларируются в качестве моральных норм, ведущие политики страны демонстративно присутствуют на богослужениях, а главы религиозных концессий все чаще начинают играть значительную роль в политике.
Мы исследовали историю становления православного духовного образования на территории бывшего Оренбургского учебного округа, в то время причисленного к Оренбургской, Уфимской и Пермской епархиям Русской Православной Церкви.
В Древней Руси грамотность была ремеслом, которому можно было научиться у другого грамотного «мастера» (magister) или учителя. Никаких государственных школ до конца XVII века не существовало, все начальное обучение являлось частным делом. Первая правительственная школа в Московской Руси была высшая - это Славяно-греко-латинская академия, открывшаяся в Москве в 1682 году [1; 2].
Заботы правительства о начальном образовании начинаются с 60-х годов XVIII века под влиянием просветительного движения на Западе. В 1764 году вышло «Генеральное учреждение о воспитании юношества», составленное И.И. Бецким, под его же руководством стали организовываться различные учебные заведения и воспитательные дома. В 1782 го-
188
Ю.В
ду вызванным из Австрии сербом Янковичем де Мириево был предложен «План к составлению народных училищ в Российской Империи». Им же были подготовлены необходимые для таких училищ программы и учебники, устроена первая учительская семинария и организация самих училищ (малых - с двухгодичным курсом обучения и главных - с четырехгодичным курсом обучения; главные училища в XIX веке были преобразованы в гимназии). Школы содержались за счет приказов общественного призрения и обслуживали в основном лишь низшие и средние городские сословия. Быстрый рост числа школ в данный период (8 школ в 1782 году, 302 школы в 1792 году) и последовавшая затем почти полная его остановка (всего 315 школ в1800 году) объективно объясняются Французской революцией 1789-1799 годов, сильно напугавшей российское правительство.
Сменившая реакцию конца XVIII века либеральная эпоха первой половины царствования Александра I создала новый проект организации народного образования. Учрежденное в 1802 году Министерство народного просвещения выработало стройную систему общеобразовательных школ с преемственными ступенями образования, основу которой составили приходские школы, уездные училища и гимназии. В создании приходских учебных заведений и в преподавательской деятельности активное участие приняли священно- и церковнослужители.
Устав 1828 года сохранил те же типы учебных заведений, но ликвидировал преемственность между ними. Со второй половины 30-х годов XIX века стали создаваться приходские училища, находившиеся в непосредственном ведении Священного Синода, которые получили название церковно-приходских школ [3].
Отмена крепостного права в 1861 году положила начало серии реформ, в том числе и реформе образования, в которой объективно были заинтересованы и общество, и государство. В то время обучение осуществлялось в учебных заведениях, одни из которых подчинялись Министерству народного просвещения, а другие - Духовному ведомству. Вопрос о том, какое из них должно заниматься управлением народного образования, был разрешен Высочайшим Указом от 18 февраля 1862 года: ((Учрежденные ныне и впредь учреждаемые духовенством народные училища оставить в ведении духовенства, с тем чтобы Министерство народного просвещения оказывало содействие представлению их по мере возможности. Оставить на обязанности Министерства народного просвещения учреждать по всей Империи, по соглашению с подлежащим ведомством, народные училища, которые должны оставаться в ведении этого Министерства. Причем Министерству следует пользоваться содействием Духовенства во всех случаях».
Из цитированного текста следует, что законный вопрос, кто в Российской империи должен быть «хозяином школ», не решился этим Указом категорически: скорее, он имел характер некоторого компромисса. Поскольку в стране в это время уже остро стоял вопрос о просвещении населения, в частности о распространении грамотности, был сделан решительный поворот в сторону развития начальных церковных школ. Духовенство сразу почувствовало внимание со стороны государства к своей деятельности и проявило завидную активность: если в 1860 году численность начальных церковных школ составляла 7807, то уже через два года их число возросло в три раза (21328 школ в 1863 году). Несмотря на то, что сами школы были как правило небольшими (число учащихся обычно не превышало двадцати человек), для страны, где до того времени фактически не существовало сколько-нибудь крупной системы начальных школ, это было очень много.
Духовенство и в дальнейшем рассчитывало на поддержку со стороны государства. Однако значительная часть чиновников, в числе которых был и обер-прокурор Святейшего Синода Д.А. Толстой, выступили против полной передачи начального образования в руки духовенства. Итогом этого противоборства стал «Устав начальных школ», изданный в 1864 году, по которому инициатива их открытия перешла в руки государства и только что созданных земств - органов местного самоуправления. Следствием этого стало постепенное со-
кращение числа начальных церковных школ: к 1880 году их осталось всего около четырех тысяч.
Вновь вопрос о церковных школах был поднят весной 1884 года. Его инициатором стал новый обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев, который считал, что при воспитании подрастающего поколения именно духовенству надо отдать предпочтение как силе, в основном достаточно консервативной. По его мнению, воспитание детей в духе веры и верности трону помогло бы избежать грядущих политических потрясений в России.
13 июня 1884 года император Александр III подписал «Правила в церковно-приходских школах», после чего снова начался их быстрый рост: за последующие десять лет число таких школ возросло с 4213 (с 98 тысячами учащихся) до 29259 (с 909 тысячами учащихся). Основными типами церковных школ в данный период становятся одноклассные церковноприходские школы с трехлетним курсом обучения и одногодичные школы грамоты. Рост числа всех этих школ происходил исключительно за счет местных средств, денежные поступления от казны были крайне незначительны.
В 1902 году «Правила...» 1884 года уступили место «Положению о церковных школах Ведомства Православного Вероисповедания» [4], нормами которого к числу церковных школ были отнесены начальные школы, предназначенные для начального обучения детей и взрослых (они подразделялись на школы грамоты, церковно-приходские школы и воскресные школы) и учительские (второклассные и церковно-учительские школы). Последние преследовали цель подготовки учителей для начальных школ. Основная задача всех церковных школ по-прежнему заключалась в осуществление начального и среднего образования, а также религиозно-православного воспитания в духе учения и традиций Русской Православной Церкви.
]4 АьрЪ.ТЯ
ГОД. ЩШАДЦАТЫЯ ^]9М«Д*п
ЦЕРКОВНЫЙ Щ0Ш1СТ11,
дошила
т свят-ьИшъ прдвишьтшм стой.
лм 15—16 шЕщгшкщщтинщлятин. д«1йЛв ВкиочМ* понд^Ц),
ей
г « цривып КМ^КТИ Пржа
ЕщрЩг.г
Гк^рспны! Ся)т1. I* С-о*м-■4Ы41Х* I. Громы шли-
1КП, Нат ■ Тертыр, Эшиту
|^цисип ■ Дрхтшъ а
Г.^.иргщтп! Эвемпп я 0№и<л. йг;-хл«|1, рискнрЪп
С**т1Гв^
#[шл ПрикднагаИ!
*Мяш\4. хЬимПОЮН^
[ ]) шакллыи
ЫимЪиша Л й ***;■*>
ы 3||<4ч1<В1к Кгь Ишн^тй н ■ «го Вгчв пит гт*^-
ММНПГ Липкими ЕР ДОЧТ }144иых* лыдет 1, х цнк ЫКСНННИМ4шши-ГУ фпььыу [41 рвЦ.
цТ
И1Ц1Ц п «р-
ЙШП, П[Щ«™-М41С4 ой рМиыЫв мжшеЛ
ИИ П И-
П.. Ву ±п!ын1± 1 I
1) ЗДПмдеан* Ц^fvл СКИ Ж ТПВГМНЖ-Ч 0ЮЫЫ,
■МП игтт вп 1тт^н^'|||«^ *чи;гй(1
К1[|1ш 1рст1*1о ры^цЦ, и
{11П П1Р.П- — ПрНЛ прл^11гл.И^Ц
|уъ хи вмсдгсца!1 IV этз шкии (4т. 34 ■ Майина о и^рпываиъ йНАх* НИ или 1Г|»мс1И11И> Нг» ■М4 *!' Лктуом!* ШЪцмЛТ
1 эфгЬц <тр*1яНЛ-Нк
ш±±*ыд вы а 1лп лг^*н1я, А> ЫйЯяЩ* и .Лги ап р*1т |Ь 0*Л№*ПМ ^ жщ\я к*** тн’
ч
Ч ■ У
Лицевая и обратная стороны медали |РВ память 25-летия образования цер КОВНСьПрИХО д оких школ11
Пришедший в 1894 году к власти император Николай II1 ,старший сын императора Александра III, хорошо понимал, что без крупных денежных поступлений из казны дальнейший рост церковных школ невозможен. Его царствование совпало со временем быстрого промышленно-экономического развития страны. При Николае II Россия потерпела поражение в русско-японской войне 1905-1907 годов, после чего сильно изменилось политическое устройство государства. Косвенно это обстоятельство отразилось и на жизни церковных школ [5]. На второй сессии Государственной думы 3-го созыва, состоявшейся в ноябре 1908 года, обсуждение положения и перспектив развития народного образования в стране стало одним из важных вопросов. По поводу деятельности церковно-приходских школ возникли жаркие дебаты [6]. Правые партии выступили в защиту данного типа школ. Октябристы также поддержали церковные школы, но высказались за то, чтобы в дальнейшем их самостоятельность была упразднена, а сами школы подчинялись Министерству народного просвещения. Партия кадетов резко отрицательно отнеслась к деятельности церковных школ, поскольку само их существование «было вызвано к жизни лишь для борьбы с земской школой, для борьбы с просвещением народа», и потребовала немедленного упразднения их самостоятельности. Вполне определенно высказали свою точку зрения на церковные школы и представители леворадикальных партий: «Мы, социал-демократы, являемся противниками конфессиальных школ потому, что они затемняют народное сознание, в частности, тормозят ту борьбу в деревне против эксплуататорских классов, какая для нас желательна».
К началу 1911 года, по сведениям статистического отдела при Синоидальном училищном совете, в Российской империи всех начальных церковных школ было: церковноприходских двухклассных - 811, одноклассных - 33412, школ грамоты - 4003. Всех же церковных школ, считая воскресные школы, вечерние школы и дополнительные курсы при двухклассных школах, было 38804 при 1980608 обучавшихся в них [7].
Февральская революция 1917 года и свержение монархии не могли не отразиться на жизни церковных школ. Определением Временного правительства от 20 июля 1917 года все церковно-приходские школы, получавшие денежные пособия от казны, были переданы в ведение Министерства народного просвещения и тем самым утратили свою самостоятельность. На состоявшемся вскоре Поместном Соборе Русская Православная Церковь выдвинула требование о возвращении школ. Тогда же провозгласили новые принципы их устройства, в основу которых была положена жизнь приходов. Все это могло бы стать новым этапом в развитии церковных школ. Однако свершившаяся через два месяца Октябрьская революция 1917 года полностью разрушила данные планы. В январе 1918 года вышел Декрет советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», на многие годы прервавший активную деятельность церкви в области народного образования. Гражданская война между социальными группами во главе с большевиками, пришедшими к власти в октябре 1917 года, и их противниками еще на некоторое время сохранила деятельность учреждений православного духовного образования на территориях, которые находились под властью антибольшевистских сил до их окончательного разгрома.
В состав Оренбургского учебного округа, созданного в 1875 году, вошли три губернии (Оренбургская, Уфимская, Пермская) и две области (Уральская и Тургайская) [8]. До 1800 года эта территория, на которой в общей сложности проживало около семи миллионов жителей, относилась к ведению Казанской и Тобольской епархий. Активное заселение указанных территорий русскими, рост городов с преимущественно русским населением, поставили вопрос об образовании новых епархий. 31 мая 1799 года последовал Императорский указ, в котором среди прочего говорилось: «Повелеть вообще по всем епархиям распоря-дить ведомства каждой сообразно пределам губернии». Ответом на него явился доклад Святейшего Синода, в котором было предложено образовать пять новых епархий в границах соответствующих губерний: в их числе были названы Пермская и Оренбургская епар-
хии (последняя с архиерейской кафедрой в Уфе). 16 декабря 1799 года доклад Синода был утвержден императором Павлом I, после чего последовала практическая деятельность по созданию новых церковно-административных образований.
Первым архиереем Пермской епархии стал епископ Иоанн (в миру - Островский), а Оренбургско-Уфимской2 епархии - архимандрит Лаврентий (Каленбет), хиротония которого была совершена 13 ноября 1799 года. Уже на следующий день архиерей Лаврентий получил официальный Указ о формировании новой епархии, в состав которой от Казанской епархии были переданы города Оренбург, Стерлитамак, Уфа, Мензелинск, Бузулук, Бугульма и Бугуруслан с уездами, а также заштатные города Сергеевск и Белебей (с 1804 года ставший уездным городом). От Тобольской епархии в Оренгбургско-Уфимскую епархию отошли города Челябинск, Троицк и Верхне-Уральск с уездами.
В 1859 году Оренгбургско-Уфимская епархия была разделена на две самостоятельные
- Оренбургскую и Уральскую (с центрами в Оренбурге) и Уфимскую и Мензелинскую (с центром в Уфе). С образованием в 1865 году самостоятельной Уфимской губернии границы этой епархии были уточнены3. Оренбургская епархия к началу XX века включала в себя Оренбургскую губернию с пятью уездами (Оренбургским, Орским, Верхнеуральским, Троицким, Челябинским) и двумя областями (Уральской и Тургайской) с общим числом населения около 2,2 миллионов человек (из них православного вероисповедания и единоверцев 1,3 миллиона).
Первые церковно-приходские школы в Уфимской епархии, по данным И.Е. Златоверховникова4 [9], были учреждены в 1868 году: одна при Уфимском Благовещенском, а другая при Мензелинском Пророко-Ильинском монастыре (обе только для девочек). Со временем в епархии стали возникать и другие церковно-приходские школы (только для мальчиков и смешанные). Приведем данные о числе открывшихся школ по годам: 1869 (1школа),1877 (1),1878 (1),1879 (5),1880 (3),1881 (8 школ, из них 1 школа грамоты),1882 (16, из них 2 - грамоты). К началу 1884/1885 учебного года, когда были утверждены «Правила о церковно-приходских школах», высочайше утвержденные 13 июня 1884 года, в Уфимской епархии состояло уже около семидесяти школ этого типа, в которых обучалось 1228 мальчиков и 240 девочек, всего 1468 человек обоего пола.
Уфимский Епархиальный совет в ноябре 1884 года затребовал через Духовную консисторию сведения обо всех существовавших в то время в епархии школах - церковноприходских и грамоты. При этом сказалось, что в 1884/1885 учебном году преподаванием в них преимущественно занимались лица духовного звания: 68 священников, 8 диаконов и 17 псаломщиков (из 128 преподавателей). Все лица духовного звания преподавали безвозмездно, а преподаватели - светские лица получали вознаграждение от 15 до 20 рублей в год. 17 церковных школ помещались в домах священнослужителей, 13 - в сторожках при церквях,16 - в особо устроенных зданиях, а 27 - на частных квартирах. В программы этих школ, практически совпадавшие с программами начальных школ Министерства народного просвещения, входили: Закон Божий, церковное пение, церковно-славянское чтение, русский язык, арифметика, чистописание.
По отзыву Преосвященного Дионисия I5, посетившего в конце 1884/1885 учебного года некоторые из этих школ, преподавание в них было более-менее удовлетворительным, а в некоторых даже и весьма успешным. Для правильной постановки учебного дела через консисторию было дано распоряжение о выборе наблюдателей за всеми церковными школами Уфимской епархии из числа наиболее опытных в этом деле священников: по одному в каждом благочинии - всего18 человек.
Средства на содержание церковно-приходских школ в Уфимской епархии были чрезвычайно разнообразны. Так, в 1883/1884 учебном году из сумм Священного Синода для двадцати девяти школ было выделено единовременное пособие, в 1884 году, по ходатайству Преосвященного Дионисия I, Уфимское губернское земское собрание единовременно
выделило на содержание церковных школ 2000 рублей и продолжило эту субсидию в течение последующих девяти лет. Единовременное денежное пособие в 270 рублей получили семь церковных школ от Белебеевского земства, а в 1885 году Уфимское уездное земство ассигновало на церковные школы в своем уезде по 200 рублей на каждую школу. Некоторые священники с разрешения епархиального начальства на содержание церковноприходских школ выделяли небольшие суммы денег из своих церковных доходов. Помогали школам и сельские общества, духовные попечительства и другие учреждения. Некоторые школы содержались духовенством и на свои скудные средства.
Приведем данные о числе церковно-приходских школ и школ грамоты в Уфимской губернии по годам: 1887(79 и 17 школ грамоты),1891(81 и 43 школы грамоты), 1893(86 и 78 школ грамоты),1898(136 и 56 школ грамоты). По тем же годам соответствующие данные о числе учащих (преподавателях) и учащихся: 1887 (139 и 1770), 1891 (125 и 3496), 1893 (164 и 5121), 1898 (193 и 6203).
Большинство церковно-приходских школ Уфимской епархии были одноклассными (с двумя годами обучения) и всего лишь три двухклассными (с четырьмя годами обучения) -две школы в Уфимском уезде (Подлубовская (смешанная), Топорнинская (мужская)) и школа при железнодорожной станции Златоуст (смешанная). Подлубовская школа изначально открылась в селе Ляхово, а в Подлубово была переведена с начала 1898/1899 учебного года. При открытии (ноябрь 1896 года) первый класс (5 учащихся) помещался в собственном доме, пожертвованном госпожой Е.П. Ляховой, а второй - на ее образцовом пчельнике. В 1897 году в первом классе было 5 учащихся, а во втором - 14. Последние, с разрешения Училищного совета при Священном Синоде, состояли на готовом содержании с платой в 4 руб. 50 коп. на каждого в месяц. В Топорнинской двухклассной церковно-приходской школе, открывшейся в 1887 году, помещавшейся в собственном здании, в первом классе было 64 человека, а во втором - 23. Златоустовская двухклассная школа, открывшаяся в ноябре 1896 года, также помещалась в собственном деревянном здании стоимостью 1800 рублей: в 1897/1898 учебном году в ней был только один класс - 32 учащихся. Для сравнения, используя обзор Н.М. Чернавского6 «Оренбургская епархия в ее прошлом и настоящем» [10], приведем статистику роста по годам числа церковно-приходских школ по Оренбургской епархии: 1859 год - 133 школы с 457 учащимися,1860 год - 94 школы с 1710 учащимися, 1866 год - 133 школы с 2385 учащимися, 1869 год - 159 школ с 3284 учащимися, 1870 год -147 школ с 3137 учащимися. Можно ли верить этим цифрам, усомнился и сам Н.М. Чернавский, которой указал, что «вероятно, не все эти школы существовали в действительности, или часть их шла в счет вместо министерских. Когда в 1872 году состоялась передача церковных школ в руки Министерства народного хозяйства, то школ в наличие оказалось 29» [10,вып.,2 с. 338].
Выше уже говорилась, что отношение к церковным школам сильно изменилось на рубеже 70-80-х годов XIX века, в особенности после того, как по предложению Святейшего Синода от 13 июля 1884 года император Александр III подписал указ о повсеместном устройстве таких школ и были утверждены «Правила о церковно-приходских школах». Усилиями духовенства Оренбургской епархии, уже в 1886 году было дополнительно открыто 27 церковно-приходских школ [11]. Правда, все они, за исключением двухклассной школы в Челябинске, принадлежали к числу одноклассных, причем только две школы - в селе Спасском и Архангельском Оренбургского уезда7 - были учреждены с трехгодичным курсом, остальные были одногодичными, а некоторые попросту школами грамоты. Из 37 церковноприходских школ, числящихся в тот момент в Оренбургской епархии, 11 помещались на частных квартирах, 17 - в церковных сторожках, 4 - в домах священников и лишь 5 - в зданиях, принадлежавших самим школам.
На первый взгляд, приведенные по Уфимской и Оренбургской епархиям числа церковно-приходских школ не соответствуют цифровым данным об этих школах, опубликованным
в справочнике «Учебные заведения всех ведомств и наименований, находящихся на территории Оренбургского учебного округа по переписи на 31 декабря 1894 года» [12]. Однако это может быть связано с тем, что административные (губернские) границы на тот момент не совпадали с границами соответствующих епархий. Поэтому приведем цифровые данные об общем числе церковно-приходских школ и школ грамоты и по этому официальному источнику [12]: всего из 1243 школ обоих типов мужских школ 176 (14,1%), женских - 66 (4,8 %), смешанных - 1007 (81,1%). По губерниям и областям они были распределены следующим образом:
- Оренбургская губерния: 68 мужских, 21 женская, 165 смешанных, 37 мужских миссионерских, 2 женских миссионерских;
- Пермская губерния: 33 мужских, 23 женских, 269 смешанных;
- Уфимская губерния: 19 мужских, 10 женских, 143 смешанных, 33 мужских миссионерских, 2 женских миссионерских;
- Уральская область: 17 мужских,1 женская, 10 смешанных;
- Тургайская область: 4 мужских, 2 женских, 2 смешанных.
фффффффффффф( » ХРАМЫ » 1фффффффффффА
УФИМСКАЯ ЕПАРХІЯ.
ГЕОГРАФИЧЕСКИ, ЭТИОГРАФИЧЕШЙ, АДМИНИСТРАТИВНО-1 ИСТ0РИЧЕСК1Й и СТАТИСТИЧЕСКІЙ ОЧЕРКЪ. 1
СОСТАВИЛЪ преподаватель УФимекаго духовнаго училища %1ёапъ $латпоёер>эео&пикоёъ.
ИЗДАНІЕ
міншм шршашгв оттсга ширшім .шиш.
Паровая типо-лнтографія А. П^Зпикова.
18 9 9.
Апофеозом церковно-приходского строительства явился законопроект IV Государственной Думы, утвержденный в 1916 году, о постепенном введении в Российской империи всеобщего начального обучения: все церковные школы включались в общую сеть начальных училищ и подлежали полному государственному обеспечению, но при этом священнослужители сохраняли функцию надзора над ними. Однако задумке не удалось осущест-
виться: Февральская и Октябрьская революции 1917 года положили конец всем этим намерениям.
По данным справочника «Учебные заведения всех ведомств и наименований, находящихся на территории Оренбургского учебного округа по переписи на 31 декабря 1894 года», среднее духовное образование давалось в трех мужских духовных семинариях (Уфимской, Оренбургской, Пермской) и четырех епархиальных женских училищах (Пермском, Екатеринбургском, Уфимском и Оренбургском). В духовные семинарии, как правило, можно было поступить только после окончания мужского духовного училища (последних в Оренбургском учебном округе было восемь - Уфимское, Камышловское, Оренбургское, Пермское, Челябинское, Уральское, Екатеринбургское и Соликамское).
Уфимская Духовная Семинария, открывшаяся по определению Святейшего Синода от 25 июня 1800 года [13; 14; 15], была средним учебным заведением для подготовки православного духовенства8. Она находилась в ведении Главного Епархиального Преосвященного управления и содержалась на средства Синода. Обучение было бесплатным (с 1863 года за плату принимались представители светских сословий).
За время своего существования Уфимская Духовная Семинария неоднократно подвергалась преобразованиям: в 1818, 1840, 1873 и 1884 годах. Сначала курс обучения в семинарии составлял шесть лет (три старших и три младших класса). В 1818 году, наравне с другими семинариями, входившими тогда в веденье Казанского учебного округа, эти преобразования были сведены к следующему: курс старших классов был разделен на три отделения (низшее, среднее и высшее) с двухгодичным обучением в каждом, а три низших класса семинарии были заменены обучением в открывшемся в том же году Уфимском духовном училище, без окончания которого поступить в семинарию стало невозможным. Следующие, наиболее существенные преобразования семинарии были сделаны в 1873 году, когда ее отделения стали классами (четыре из них с общеобразовательным курсом, а два другие - со специальным богословским).
В учебную программу семинарии входили: катехизис, церковный устав, Священное Писание, богословие, православное исповедание, церковное католическое право, учение о богослужебных книгах, церковное пение, герменевтика (толкование древних текстов), пати-стика (основы христианского богослужения и философии); пасхалия, риторика, естественная история, русская и славянская грамматика, поэзия, физика, арифметика, алгебра, география, археология, чистописание, еврейский, с 1830 года - башкирский, татарский и чувашский языки. С 1807 года для желающих проводились уроки по славяно-греко-латинскоу красноречию и рисованию, с 1808 года - по французскому и немецкому языкам.
С 1840 года в Уфимской Духовной Семинарии были введены новые предметы: учение о вероисповеданиях и расколе, логика, психология, курсы медицины и сельского хозяйства. В 1867 году из программы обучения были исключены библейская история, герменевтика, патистика, медицина и сельское хозяйство.
При Уфимской Духовной Семинарии действовала домовая церковь во имя Святого Иоанна Златоуста (освящена в 1884, переосвящена в 1892 году), одноклассная (с 1912 года
- четырехклассная) образцовая школа, больница (с 1829 года), сиротский дом (с 1804 года). В 1812 году при семинарии открылся Церковно-археологический комитет по охране и регистрации церковных ценностей Уфимской епархии.
С Уфимской Духовной Семинарией связана деятельность Евграфа (в миру -Е.В. Еварестова), Мефодия (М.П. Красноперова), В.М. Черемшанского и других. В 1861 году здесь обучались 126 человек, в 1890 году - 1181, в 1909 году - 173, в 1911 году - 121 человек. В 1918 году семинария была закрыта.
Ректорами Уфимской Духовной Семинарии в разные годы были: настоятель Успенского монастыря архимандрит Лаврентий (с 1800 года), иеромонах Тихон (с 1803 года), архимандрит Филарет (с 1804 года), Мефодий (1906-1913), архимандрит Артемий (1917-1918).
Торжественное открытие Пермской Духовной Семинарии, первыми учащимися которой стали пермяки, до того времени обучавшиеся в сравнительно удаленных Вятской и Тобольской семинариях, состоялось 11 ноября 1800 года [16; 17; 18]. Основателем семинарии был первый Пермский владыка Иоанн (Островский), руководивший епархией всего около двух лет. Самое активное участие в судьбе семинарии принял второй Пермский епископ Иустин (Вишневецкий).9
Пермская Духовная Семинария содержалась за счет казны и пожертвований различных учреждений и частных лиц. Первоначально она размещалась в доме, пожертвованном канцеляристом Священного Синода А. Медведевым, а затем переехала в другое помещение, для чего у заводовладельцев Голицыных были выкуплены четыре деревянных дома. В 1829 году была освящена закладка нового каменного здания для семинарии, построенного в 1831 году на углу улиц Кунгурской и Монастырской (ныне - Комсомольского проспекта и ул. Орджоникидзе). Затем был построен каменный корпус для столовой (рассчитанной на 300 мест) и больница (на 40 кроватей).
Учебный план Пермской Духовной Семинарии отличался многопредметностью: вначале преподавались математика (алгебра, геометрия, тригонометрия), физика, механика, гражданская и церковная история, география, рисование, красноречье, медицина, пение (с 1807 года), богословские предметы (с 1810 года), греческий латинский, еврейский, немецкий и татарский (с 1828 года) языки. В 1840 году было введено преподавание сельского хозяйства, но отменено преподавание на латинском языке. В 1884 году при Пермской Духовной Семинарии открылось миссионерское общество, основная деятельность которого заключалась в борьбе со старообрядческим расколом: история старообрядчества изучалась очень подробно, потому что в то время Пермская губерния считалась очагом старообрядчества.
После провозглашения Декрета об отделении школы от церкви, а церкви от государства все духовные учебные заведения Перми, в числе которых была и Духовная семинария, подверглись насилию. В августе 1918 года при невыясненных обстоятельствах был убит последний ректор Пермской Духовной Семинарии архимандрит Матфей (ныне причислен к лику святых), а в здании семинарии разместилась Пермская ЧК. В 1919 году, когда в город вступили белые, на короткое время занятия в семинарии возобновились. Новым ректором стал выпускник Пермской Духовной Семинарии Н. Знамировский, который позднее принял монашество с именем Стефана и стал архиепископом Вологодским. В марте 1942 года его приговорили к расстрелу, в настоящее время он признан священномучеником Русской Православной Церкви.
В стенах Пермской Духовной Семинарии обучались многие церковные и общественные деятели. Здесь начинали свой научный и творческий путь русские писатели Д.Н. Мамин-Сибиряк и П.П. Бажов, изобретатель радио А.С. Попов, один из основателей отечественной генетики В.М. Флоринский, бывший попечителем Западно-Сибирского учебного округа, основатель Томского народного университета П. Макушин.
Вопрос об открытии Духовной семинарии в Оренбурге был поставлен в 1800 году сразу же при учреждении Оренбургско-Уфимской епархии. Однако в то время в епархии могла быть только одна семинария: ею стала Уфимская Духовная Семинария, открывшаяся в июне 1800 года. В 1859 году, когда была образована самостоятельная Оренбургская епархия, которой стал управлять Преосвященный Митрофан (Вицинский), этот вопрос вновь был поднят. Не в меньшей степени создания семинарии хотел и оренбургский генерал-губернатор Н.А. Крыжановский. Глубоко и всесторонне понимая нужды православного оренбургского населения, он еще в 1869 году поручил составить проект здания семинарии. Однако определение Святейшего Синода о постройке такого здания в Оренбурге состоялось лишь в мае 1828 года, а его закладка еще через год - 2 (15) сентября 1879 года.
На должность первого ректора Оренбургской Духовной Семинарии, официально открывшейся в сентябре 1884 года [11], Указом Синода от 20 июля 1883 года, был определен протоирей Ф.А. Дмитровский10. Он находился на это должности 28 лет: после его смерти в
1911 году ректором семинарии стал архимандрит Валаам (Кречетович).
Оренбургская Духовная Семинария содержалась за счет средств Святейшего Синода. В нее принимались выпускники духовных и городских училищ, срок обучения составлял шесть лет. В учебную программу входили: Священное Писание, библейская история, русская история, история русской литературы, греческий и латинский языки, математика, физика, всеобщая история, логика, психология, основы и краткая история философии, церковная история и история Русской Церкви, обличение раскола, гомилетика (теоретические и практические вопросы церковной проповеди), богословие, практическое руководство для пастырей, дидактика, церковное пение, арабский и татарский языки. По желанию, семинаристы могли посещать курсы по рисованию и церковной музыке.
В 1889 году при семинарии открылась образцовая двухклассная школа (с пятилетним обучением), в которую принимали по большей части детей из семей духовного звания, мещан и крестьян. Мальчики, окончившие полный курс этой школы, работали учителями школ грамоты, ремесленных училищ или шли письмоводителями в войсковое хозяйственное правление, многие продолжали обучение в духовном училище или семинарии. Воспитанники семинарии давали в школе уроки по церковной истории, русской грамматике и Закону Божьему.
При Оренбургской Духовной Семинарии действовал храм, посвященный памяти трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Семинарская церковь была освящена 26 августа 1884 года Пресвященным Вениамином II (Смирновым), епископом Оренбургским и Уральским11.
В начале Первой мировой войны здание Оренбургской Духовной Семинарии было занято под военный госпиталь. Семинаристов разместили по квартирам, а классы предоставила сначала городская мужская гимназия, а затем Епархиальное женское училище. В 1917 году Оренбургская Духовная Семинария произвела последний набор воспитанников. Лето следующего года стало завершающим в его деятельности: тогда был произведен последний, 22 выпуск, семинаристов, после чего в здание разместились части Красной Армии.
Незадолго перед Февральской и Октябрьской революциями 1917 года число мужских средних духовных учреждений, находящихся на территории Оренбургского учебного округа, увеличилось за счет создания еще одной - Екатеринбургской Духовной Семинарии. Идея об ее открытии возникла сразу же после основания самостоятельной Екатеринбургской епархии (1886). Однако, поскольку в губернском городе Перми уже существовала Духовная семинария, а Екатеринбург, несмотря на основание собственной епархии, оставался уездным городом Пермской губернии, эта инициатива долгое время не приносила желаемого результата.
Только в начале XX века идея открытия самостоятельной Екатеринбургской Духовной Семинарии была возрождена. В 1910 году при Екатеринбургском духовном училище, открывшемся еще в 1833 году, были созданы специальные подготовительные классы, а с
1912 года - два класса семинарии. В 1914 году численность учеников в них достигла 108 человек, тогда же открыли третий, а в 1915 году четвертый семинарский класс. В июне 1915 года на епархиальном съезде было вынесено решение о ходатайстве перед Святейшим Синодом об открытии Екатеринбургской Духовной Семинарии. В марте 1916 года это ходатайство было удовлетворено. Первый выпуск Екатеринбургской Духовной Семинарии состоялся 1 марта 1918 года: полный курс семинарии окончили всего 17 человек. В июле 1919 года Красная Армия вошла в Екатеринбург, после чего все духовные заведения города, в том числе и Духовная семинария, были закрыты. В здании семинарии сначала располагался госпиталь, а затем его передали Уральскому университету. В 1935-1940 годах здание
было реконструировано (надстроены 4-й, 5-й и 6-й этажи), с 1941 по1948 год в нем располагался один из эвакуированных из Москвы заводов, с 1967 года здание передали Свердловскому институту народного хозяйства.
Уфимское Епархиальное женское училище, открывшееся 29 сентября 1862 года по инициативе епископа Уфимского и Мензелинского Филарета (Малашевского), представляло собой среднее учебное заведение полузакрытого типа, в которое принимались девочки 1012 лет не только из семей духовного звания, но и других сословий (последние - при наличии свободных мест и за определенную плату). Оно находилось в введении Главного управления Епархиального Пресвященного Правления и содержалась на средства Уфимской епархии [19; 20].
Первоначально училище состояло из шести классов (курс обучения в каждом - один год), с 1872/1873 года стало трехклассным (с двухгодичным обучением в каждом классе). В учебную программу входили: Закон Божий, история православной церкви, история раскола, богослужение, церковное пение, чтение и письмо, арифметика, география, история (русская, гражданская и всеобщая), французский язык, чистописание и рукоделие.
При училище действовала домовая церковь во имя Воронежского Святого Тихона (основана в 1868, освящена в 1889 году), церковно-приходская школа для девочек (с 1895 года) и попечительство по призрению бедных сирот-выпускниц училища (с 1905 года). В 1865/1866 учебном году в училище обучалось 69 учениц, в 1883/1984 - 191, в 1907/1908 -342 ученицы. Начальниками училища были: И.Е. Сергеева (с 1862 года), А. Лапина (80-е годы XIX века), Е. Лапина (90-е годы XIX века), Е. Яблокова (с 1900 года).
Первоначально Уфимское Епархиальное женское училище размещалось в одном из зданий Благовещенского монастыря на углу улиц Сенной и Александровской (ныне Коммунистической и Карла Маркса), затем в частном доме, а с 1866 года - в двухэтажном кирпичном здании бывшей Удельной конторы по улице Воскресенской, 46 (ныне улица Тукаева, 48), к которому в 1902 году был сделан трехэтажный пристрой. В 1917 году здание было реквизировано, в нем разместились сначала Губернский штаб боевых дружин, затем эвакогоспиталь и городская больница для ветеранов.
Екатеринбургское (до 1886 года - Зауральское) Епархиальное женское училище было создано на базе открывшейся еще в 1837 году в стенах Ново-Тихвинского церковного девичьего монастыря школы для обучения девочек сирот из семей духовенства [21]. В 1880 году по Указу Святейшего Синода эта четырехклассная, школа была преобразована в шестиклассное Зауральское Епархиальное женское училище, ставшее в то время единственным духовным средним учебным заведением на всей территории Пермской губернии [22].
С возникновением самостоятельной Екатеринбургской епархии и ее выделением в 1885 году из Пермской епархии училище изменило свое название на Екатеринбургское Епархиальное женское училище. В момент его создания (1880) количество учениц в нем увеличилось с 82 до 186, а уже в 1890 году обучалось 250 воспитанниц.
В учебную программу Екатеринбургского Епархиального женского училища входили: дидактика, черчение, рисование, космография, физика, церковно-славянский язык, алгебра, общая русская и гражданская истории, немецкий язык и грамматика. В 1908 году руководство училища вступило с ходатайством об открытии 7-го класса, общеобразовательная программа которого приравнивалась к программе женских правительственных гимназий. Однако из-за нехватки помещений этот вопрос был отложен до 1916 года, когда училище переехало в новое трехэтажное каменное здание, заложенное еще в 1913 году. В одном крыле этого здания разместилась домовая церковь (на 600-700 человек) во имя Екатерины Великомученицы (освящена в 1916 году). До этого времени домовой церковью Екатеринбургского Епархиального женского училища служила церковь Святого Феодосия Тотемско-го, одна из шести церквей Ново-Тихвинского женского монастыря.
Дополнительный 7-й класс, открывшийся в училище с начала 1916/1917 учебного года, был составлен из двадцати семи воспитанниц трех предшествовавших годов выпуска. Уже в следующем, 1917/1918, учебном году, открылся и 8-й класс (педагогический), а число воспитанниц составило 355 человек.
Екатеринбургское Епархиальное женское училище имело хорошую библиотеку. В 1900 году в трех ее отделах числилось книг: в фундаментальном - 4507 томов, ученическом -3208 томов, учебном - 2521 том. Училище имело ряд специальных кабинетов (физики, естествознания, рисования, музыки, рукоделия), кроме того, при нем функционировали общеобразовательная школа и больница.
Первой начальницей училища была настоятельница Ново-Тихвинского женского монастыря игуменья Магдалина (в миру - А.М. Неустроева), затем на этой должности работали: В.С. Чихачева (1890-1892), Н.А. Вронская (1892-1897), Е.А. Подашевич (1897-1898), Е.П. Швачко (1898), Е.И. Знаменская (1898-1905) и В.В. Рогинская (1905-1920). В 1920 году Екатеринбургское Епархиальное женское училище было закрыто, в его здании разместились металлургический и химический факультеты индустриального института, в то время входящего в состав Уральского университета.
Впервые вопрос об открытии Оренбургского Епархиального женского училища был поднят Преосвященным Антонием II (Радонежским) в 1859 году при образовании самостоятельной Оренбургской епархии, а затем владыкой Митрофаном в 1867 году [10; 11]. В 1882 году члены Оренбургского епархиального попечительства обратились к Преосвященному Вениамину II (Смирнову), епископу Оренбургскому и Уральскому, с особым представлением, в котором указывалось на бедственное положение детей-сирот духовенства епархии и детей бедных родителей, лишенных возможности получить школьное образование.
Однако дело о постройке училища сдвинулось с места лишь в 1886 году после приезда в Оренбург Преосвященного Макария (Троицкого), когда был создан Комитет по составлению проекта училища. Основные средства на постройку здания поступили от Святейшего Синода, в 1887 году с разрешения Министерства внутренних дел городское общество выделило участок (2000 квадратных саженей) по улице Посадской (ныне - Челюскинцев) недалеко от Духовной семинарии, поскольку с самого начала предполагалось, что преподаватели семинарии будут основными преподавателями и в епархиальном училище.
Первой начальницей училища была О.Н. Бурцева, поступивших в первый год было всего 28 человек: из них сирот и бедных, принятых на полное содержание - 10 человек, 25 девочек были духовного звания, 3 - сословного. В училище преподавались: Закон Божий, словесность и литература, дидактика и педагогика, география, гражданская история, славянский язык, физика, с 1901 года в программу ввели французский язык и гимнастику. К 1892/1893 учебному году училище имело четыре класса, в которых обучалось 130 воспитанниц. 29 мая 1895 года состоялся первый выпуск.
Сначала для училища было выстроено лишь одно двухэтажное кирпичное здание, а затем и второе, также кирпичное двухэтажное, освященное в 1895 году: в нем находились библиотека, хорошо оборудованный физический кабинет и образцовая одноклассная школа (с 1887 года), которая использовалась для прохождения практики воспитанницами 5-х и 6-х классов епархиального училища.
В день выпускных экзаменов в училище обязательно совершались Божественная литургия и благодарственный молебен Господу Богу. После пения воспитанницами «Царю небесный», они заслушивали речь от имени Училищного совета об истинном назначении женщины-христианки и о том, что выпускницы должны пользоваться «светом своего образования» во Славу Божию. Вместе с аттестатом зрелости каждая из них получала по экземпляру Ветхого Завета и молитвослову, а Владыка благословлял их на серебряном кресте. Торжество заканчивалось пением гимнов святым Кириллу и Мефодию и «Боже, Царя храни».
С 1897 года до самого закрытия Оренбургского Епархиального женского училища его начальницей была дочь протоирея, вдова надворного советника О.А. Левицкая, выпускница Оренбургского Николаевского женского института (1874), с 1890 года преподававшая в училище русский язык и чистописание. За свой труд в народном образовании она была награждена благословением от Синода (1892) и Библией (1902), имела медаль в память царствования Императора Александра III и золотую медаль с надписью «За усердие» на Анненской ленте для ношения на груди (1915).
16 мая 1918 года здание Оренбургского Епархиального женского училища со всем инвентарем и имеющимися в нем продуктами было передано «для роты рабоче-крестьянской социалистической армии»: всем проживавшим в училище (начальнице, классным воспитателям и ученицам) было предложено в двадцать четыре часа из него выселиться.
Сохранилось очень мало документов о деятельности Пермского Епархиального женского училища Ведомства Православного Вероисповедания [23], открывшегося в 1891 году в соответствии с распоряжением Пермского Епархиального архиерея и состоявшего в его ведении. Училище располагалось в Перми на улице Петропавловской (ныне - Коммунистической), 18, в здании, построенном в 1833 году по проекту архитектора А.Б. Глумова-Турчевича под вольные почты и выкупленного Пермской казной в 1889 году специально для училища.
В 1894 году при училище построили церковь святых мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови, на устройство которой бывшей владелицей здания госпожой Протоповой было пожертвовано 1000 рублей. 1500 рублей было выделено Епархиальным съездом, а 500 рублей для обустройства церкви выделил лично обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев.
Пермское Епархиальное женское училище было упразднено Постановлением Нарком-проса РСФСР от 11 декабря 1918 года «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению». В настоящее время в нем находится Пермский государственный хореографический колледж.
В заключение упомянем, что на территории Оренбургского учебного года, по переписи на 31 декабря 1894 года [12], располагались восемь мужских духовных училищ12: Соликамское (1808), Уфимское (1818), Пермское (1818), Челябинское (1830), Екатеринбургское (1833), Оренбургское (1860), Уральское(1863) и Камышловское (1888).
Примечания
1. Митрополит Евлогий (в миру - Георгиевский) в своих воспоминаниях, недавно опубликованных в России («Путь моей жизни». - М., 1994, с. 142), приводит слова Николая II, в одном из выступлений которого было сказано: на вопрос о церковно-приходских школах, «столь близких моему родителю, я смотрю, как на его завещание».
В 1909 году в память 25-летия существования церковно-приходских школ императором Николаем II была учреждена медаль: на лицевой стороне под императорской короной - портреты Александра III и Николая II, а на обратной стороне - восьмиконечный крест в круге с исходящим из него сиянием; под крестом - раскрытый славянский букварь и даты - 1884 и 1909.
2. Местопребывание архиерея и Консистории Оренбургской епархии было назначено не в губернском городе Оренбурге, а в центральном по местоположению, в то время уездном городе Уфе. Отсюда и часто употреблявшееся название: Оренбургско-Уфимская, или Оренбургская (Уфимская), епархия.
3. По данным однодневной переписи 18 января 1897 года, в Уфимской губернии проживало около 2 млн. 200 тысяч человек, из них православного вероисповедания и иноверцев около 899 тысяч.
4. Златоверховников И.Е. (1884-1920), педагог-просвещенец, церковный историк. После окончания Уфимской Духовной Семинарии (1877) преподавал в Уфимском духовном и Уфимском Епархиальном женском училищах. Автор-составитель капитального труда «Уфимская Епархия. Географический, этнографический, административноисторический и статистический очерк» (1899) и учебников, изданных в Уфе: «Курс общей географии»(1904), «Первые уроки мироведения» (1904), «Дроби простые и десятичные в современном изложении их теорий».
5. Дионисий I (в миру - Д.М. Хитров) (1818-1896), епископ Уфимский и Мензелинский (1893-1896), архимандрит (1865). На должности руководителя Епархии проводил активную политику христианизации края, вел борьбу со старообрядством; награжден Орденом Святой Анны I степени, бриллиантовым крестом (1891).
6. Чернавский Н.М. (1872-1940), педагог, историк-архивист, выпускник Казанской Духовной Семинарии (1896). Службу начал с должности наблюдателя церковно-приходских школ в Тургайской области, затем работал смотрителем в
Оренбургском, Владикавказском, Пермском духовных училищах, инспектором Черниговской и Оренбургской духовных семинарий. Был кавалером орденов Святого Святослава III степени и Святой Анны III степени.
В годы советской власти работал заведующим школой 2-й ступени в станице Великопетровской Троицкого округа, секретарем Верхнеуральского уездного отдела народного образования, заведующим этнографическим подотделом музея местного края. В 1921 году организовал Челябинский архив, до 1926 был его заведующим. Затем заведовал Пермским архивным бюро, являлся научным сотрудником Уральского областного архива.
Автор “Оренбургской епархии в прошлом ее и настоящем", опубликованной в 1900 и 1903 годах в виде двух выпусков в «Трудах Оренбургской ученой архивной комиссии», за что получил в Казанской Духовной академии степень магистра богословия (1905). Рукопись 3-й части, фактически написанной, оказалась неизданной: уезжая в 1918 году из Оренбурга, Чернавский передал ее для хранения в Духовную консисторию, а когда приехал в 1923 году из Челябинска, чтобы забрать свой архив, ее не обнаружил. Посчитав, что в условиях резкой антирелигиозной кампании, развернувшейся в 1920-1930 годах, опубликование рукописи делом безнадежным, он оставил даже саму мысль об издании этой книги.
7. В Спасской школе в селе Петровском (120 верст от Оренбурга), открывшейся в 1884 году, обучались 62 мальчика и 42 девочки: они приходились на 1500 жителей села и 4600 прихожан церкви. В Михаило-Архангельской школе, открывшейся в селе Архангельском также в 1884 году, обучались 30 человек: они приходились на 2404 жителя, числившихся в приходе.
8. Уфимская Духовная Семинария первоначально размещалась в здании Консистории (в настоящее время на этом месте по улице Тукаева находится Дом правительства РБ), с 1806 года в двух частных домах в Архиерейской слободе, а с 1828 года в собственном четырехэтажном каменном здании по ул.Александровской (ныне Карла Маркса),
3, выстроенном по проекту архитектора Трофимова в стиле русского классицизма на средства бирского купца Юдина.
9. Он разработал для Пермской Духовной Семинарии уникальный учебный план. Дело в том, что до принятия Устава 1808 года (согласно которому программы всех российских духовных семинарий были унифицированы) каждая духовная семинария имела собственную образовательную программу. Пермская Духовная Семинария перешла на общероссийскую программу обучения лишь в 1818 году, то есть спустя десять лет после принятия упомянутого Устава. Помимо этого, Пермский епископ был автором учебника по математике для духовных семинарий, который был издан в Перми. Его же заботами семинария обзавелась прекрасной библиотекой и отличным физическим кабинетом.
10. Дмитровский Ф.А. (1848-1911), выпускник исторического отделения Казанской Духовной академии (1874), по окончании которой был определен в Уфимскую Духовную Семинарию, где преподавал курсы психологии, философских учений и педагогики. Указом Святейшего Синода от 20 июля 1823 года был определен на должность ректора Оренбургской Духовной Семинарии; с 1884 года состоял председателем Епархиального училищного совета и редактором «Оренбургских губернских ведомостей». Был награжден: камилавкой, наперсным крестом, орденами Святой Анны II степени и Святого Владимира IV степени, а также серебряной медалью в память царствования Александра III.
11. В марте 1891 года Иоанн Кронштатский прислал в храм икону Скорбящей Божией Матери с запиской: «Именем Господним благословляю поставить икону Пресвятой Богородицы всех Скорбящих Радость в церкви семинарии. Икона пожертвована Оренбургскиим купцом Павлом Александровичем Путоловым. Протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштатский). 6 апреля 1891 года». Один из оренбургских благотворителей (пожелавший скрыть свое имя) сделал на эту икону серебряную ризу с золотым венцом и семью камнями - тремя бриллиантами и четырьмя розовыми рубинами. Он же пожертвовал храму колокол в двадцать пудов. Еще раньше игуменья Успенского монастыря преподнесла серебряный потир, Вениамин II - храмовую икону Трех Святителей в киоте с аналоем и облачение, а смотритель Оренбургского духовного училища Н. Сперанский - аналой к престолу с вышитым покрывалом.
12. Исчерпывающую характеристику духовных учебных заведений этого типа находим в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» (СПб., Брокгауз, Ефрон, 1890-1907): «Духовные училища это низшие духовно-учебные заведения, действующие сначала на основании Устава 1808, а затем 1884 года и подготавливающие к духовным семинариям. Нормальный состав их - четыре годичных класса. За счет средств, изысканных местным духовенством, может быть устраиваем пятый класс, подготовительный. По предметам преподавания училища соответствуют трем младшим классам классических гимназий, за исключением новых языков, которые преподаются в Духовных училищах (не обязательно, а лишь для желающих) в том только случае, когда духовенство училищного округа того пожелает, изыскав особые средства. Заведует училищем ректор с инспектором и правление, в состав которого ходит депутат от духовенства училищного округа».
Литература
1. Чернолуский, В. Народное образование в России [Текст] / В. Чернолуский. - СПб, 1900.
2. Чехов, Н.В. Типы русских школ в историческом развитии [Текст] / Н.В. Чехов. - М., 1923.
3. Миропольский, С.Н. Очерк истории церковно-приходской школы от ее возникновения на Руси до настоящего времени [Текст] / С.Н. Миропольский. - СПб., 1894.
4. Сборник узаконений и распоряжений о церковных школах Ведомства Православного Вероисповедания [Текст] / сост. Ф. Федоров. - СПб.,1907.
5. Статистические сведения о церковных школах Российской империи со времени издания Высочайше учрежденных 13 июня 1884 года правил о школах церковно-приходских [Текст]. - СПб.,1909.
6. Вопрос о церковной школе в Государственной думе. Сессия II 1908 года. Заседания 3,12 и 18 ноября. Стенографический отчет со вступительной статьей [Текст] // Бесплатное приложение к журналу «Народное образование». - 1908. - декабрь. -С. 4, 27.
7. Однодневная перепись начальных школ в Империи, произведенная 18 января 1911 года [Текст] // Русская школа. -1912. - №10. - С. 58-59.
8. Ергин, Ю.В. История Оренбургского учебного округа (1875-1919) [Текст] / Ю.В. Ергин // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. - № 2. - С. 144-159.
9. Златоверховников, И.Е. Уфимская Епархия. Географический, этнографический, административно-исторический и статистический очерк [Текст] / И.Е. Златоверховников. -Уфа : Изд. Епарх. Братства воскресных христиан, 1899.
10. Чернавский, Н.М. Оренбургская Епархия в прошлом и настоящем [Текст] / Н.М. Чернавский. - Оренбург. - Вып.1 (1900). Вып.2(1903).
11. Горлов, Е.Г. Духовная нива Оренбуржья [Текст] / Е.Г. Горлов, О.Ю. Боброва. - Оренбург : Оренб. книжн. изд., 2010.
12. Учебные заведения всех ведомств и наименований, находящихся на территории Оренбургского учебного округа по переписи на 31 декабря 1894 года [Текст]. - Оренбург : Типогр. Ив. Ив. Евфимского-Мировицкого, 1896.
13. Уфимская Духовная Семинария (1860-1919). ЦГИА РБ. Фонд И-112, оп. 1, 542 ед.хр.
14. Дорога к храму. История религиозных учреждений г. Уфы [Текст] / О.В. Васильева и [др.]. - Уфа, 1993.
15. Столетний юбилей Уфимской Духовной Семинарии. 26 сентября 1800-1900 [Текст] Уфа : Пар. типогр. И.П. Зайкова,
1901.
16. Иероним, архимандрит. История Пермской Духовной семинарии [Текст]. - Екатеринбург : Изд. свящ. Я. Шестакова. -Ч.1 (1900), Ч.2(1901).
17. Лаговский, И. История Пермской Духовной Семинарии после преобразования, бывшего в 1840 году [Текст]/ И. Ла-говский. - Пермь, 1872.
18. Седых, Н.П. Очерки Пермской Духовной Семинарии за 1877-1884 годы [Текст] / Н.П.Седых. - Пермь,1916.
19. Троицкий М.П. Исторический очерк Уфимского Епархиального женского училища со времени учреждения его (с 1826) по 1887 год [Текст] / М.П.Троицкий. - Уфа : Губерн. Типогр,1888.
20. Уфимское Епархиальное женское училище (1882-1919). ЦГИА РБ. Фонд И-122 Оп. 1, ед.хр. 103.
21. Иконников, В. Историческое описание Екатеринбургского Ново-Тихвинского церковного девичьего монастыря [Текст] / В. Иконников. - СПб., 1890.
22. Чумакова, Э.Н. Епархиальное женское училище Екатеринбурга (1880-1920) [Текст] / Э.Н. Чумакова. - Екатеринбург : Изд. Уральского ун-та, 2011.
23. Пермское Епархиальное женское училище (1870-1917). Госархив Пермской области. Фонд 604, Оп.1, ед.хр. 5.