№ 2 (40), 2011
"Культурная жизнь Юга России"
Мировая и региональная история
С. Н. РЫБКО
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОй ПРАВОСЛАВНОй ЦЕРКВИ В СФЕРЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(На материале Кубанской области)
Автор статьи рассматривает деятельность Русской Православной Церкви в области народного просвещения и духовного образования в досоветский период.
Ключевые слова: школы грамоты, церковно-приходские школы, воскресные школы, приходские просветительские и благотворительные организации, церковные братства, церковно-приходские попечительства.
Церковь на протяжении всей своей истории ставила во главу угла просветительские, миссионерские и благотворительные задачи. После отмены крепостного права и проведения реформ эти направления ее деятельности стали еще более актуальными.
В Кубанской области, как и во всей России второй половины XIX - начала XX столетия, задача народного просвещения осуществлялась, прежде всего, начальными учебными заведениями. Участвуя в этом процессе, РПЦ организовывала школы грамоты, церковно-приходские (далее ЦПШ) и воскресные школы. Новая волна их открытия пришлась на 1860 год - после выхода указа Святейшего Синода о распространении народного образования во всех губерниях России.
С 1884 года, по изданным тогда «Правилам о церковно-приходских школах», открытие таких школ и управление ими оказалось прерогативой духовного ведомства. Общее руководство принадлежало Синоду, заведование школами в епархии - архиерею и подчиненному ему епархиальному училищному совету [1]. Епархии делились на училищные округа, в каждом из которых ближайшее наблюдение за школами было возложено на одного из священников, назначаемого архиереем.
На Кубани церковные школы стали появляться с конца 1880-х годов (первоначально это были школы грамоты, располагавшиеся в церковных сторожках). Срок обучения составлял два года, преподавались Закон Божий, чтение на церков-но-славянском и русском языках, письмо, четыре правила арифметики и церковное пение.
В конце XIX века Духовное ведомство открыло школы грамоты для жителей горских аулов в Баталпашинском и Майкопском отделах.
С 1905 года количество школ грамоты уменьшалось, зато увеличивалось количество одноклас-сных ЦПШ. После издания в 1902 году нового «Положения о церковно-приходских школах» заметно активизировалась деятельность двухклассных ЦПШ, однако они не получили широкого распространения в Кубанской области. К 1910 году их числилось всего три [2].
В воскресные школы, существовавшие при городских и сельских начальных училищах, принимали как грамотное, так и неграмотное население. Преподавание велось по программам начальных народных училищ Министерства народного про-
свещения. В группе для неграмотных обучали молитвам, чтению, письму и практическому счету (действиям сложения и вычитания); в группе для грамотных проходили курс начального училища [3].
В результате активизации деятельности РПЦ к началу XX века в Кубанской области насчитывалось свыше 500 воскресных (25-30% от общего количества), а также 200 церковно-приходских школ [4].
Открытие ЦПШ разных типов способствовало не только достижению образовательных и воспитательных целей, но и профессиональной подготовке учащихся. Главной отличительной чертой этих школ в сравнении с учебными заведениями других ведомств было то, что ее учащимся, согласно п. 4 ст. 56-й Устава о воинской повинности, устанавливалась определенная льгота. С 1886 года церковно-приходским школам было разрешено экзаменовать прошедших курс обучения и выдавать им льготные свидетельства IV разряда по отбыванию воинской повинности.
К 1916 году благодаря стараниям Русской Православной церкви ЦПШ окончательно укрепили свои позиции: вошли во всеобщую сеть начального народного образования, став ее важным звеном, удовлетворявшим потребность населения в обучении вместе со школами Министерства народного просвещения.
Немаловажным направлением просветительской деятельности являлось также учреждение приходских просветительских и благотворительных организаций (церковных братств, церковноприходских попечительств и попечительских советов). Согласно уставу, братства должны были состоять «из православных лиц разного звания и состояния, для служения нуждам и пользам Православной церкви, для противодействия посягательствам на ее права иноверцев и раскольников, для дел христианской благотворительности, распространения и утверждения духовного просвещения» [5]. Церковно-приходские советы и попечительства также преследовали просветительские и благотворительные цели. В их функции входило: украшение местных храмов, забота о материальном обеспечении клира и певчих, организация престольных праздников, создание и обеспечение всем необходимым приходских школ, библиотек, проведение внебогослужебных и катехизических бесед для населения, материальная помощь нуждающимся прихода и другие просветительские и
30 "Культурная жизнь Юга России"
№ 2 (40), 2011
благотворительные мероприятия. Они действовали по своим уставам, а также выполняли распоряжения Священного Синода и местной церковной власти. Как правило, инициатива создания подобных организаций лежала на местных священниках при поддержке архиепископа Агафадора.
Организованные при церкви попечительства о народной трезвости участвовали в просветительской и благотворительной деятельности - организовывали чайные, где прихожан поили безалкогольными напитками (чай, квас, молочные продукты), участвовали в учреждении вечерних классов и воскресных школ для взрослых, в организации народных гуляний (в том числе и праздников древонасаждения), устроении библиотек-читален, небольших физических и естественно-исторических кабинетов [6].
Большую роль в деле благотворения «страждущим и призреваемым» оказывали православные монастыри. Тут два главных направления состояли в учреждении за монастырский счет больниц «для бедных духовного звания», православных воинов и простого люда и в открытии общеобразовательных школ, где детей обучали, кормили, одевали. В монастырской школе проходили курс общеобразовательных и профессиональных дисциплин [7]. С 1898 года при некоторых монастырях Кубанской области появились приюты для содержания малолетних преступников и беспризорных сирот. Монастырь получал от Правления Кубанского исправительного приюта в год по 40 руб. на содержание каждого ребенка. Деньги на продовольствие и оплату надзирающим лицам поступали от казны.
Таким образом, к 1917 году практически в каждом приходе Кубанской области имелись приходские благотворительные организации. Наиболее крупными являлись: Братство Св. Благоверного князя Александра Невского (Ека-
теринодар), Св. Пророка Осии (Майкоп) и Св. Влмч. Артемия (ст-ца Новощербиновская). Их деятельность не ограничивалась рамками одного прихода, а распространялась на территорию всей станицы, города, края. В области к 1910 году функционировало 416 одноклассных, три двухклассных, три второклассных ЦПШ и три школы грамоты. Начальных училищ Духовного ведомства в епархии к 1916 году насчитывалось 690 (из них: одноклассные церковно-приходские - 672, восемь двухклассных, одна воскресная школа и три школы грамоты) [8].
Литература и источники
1. Правила о церковно-приходских школах // Ставропольские епархиальные ведомости. 1884. № 15. С.536-531.
2. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК). Ф. 306. Оп. 1. Д. 140. Л. 1-10.
3. Государственный архив Краснодарского края. Ф. 470. Оп. 2. Д. 1285. Л. 11-12.
4. Горожанина М. Ю. Просветительская деятельность Православной церкви на Кубани в дореволюционный период // Образование, просветительство и гражданское общество. Краснодар, 2007. С. 71.
5. ПСЗ. Собр. 2. Т. 39 (1864). СПб., 1867. Ст. 40863.
6. Общие замечания о деятельности попечи-тельств о народной трезвости на основании отчетов их за 1899 г. и ревизионных отчетов лиц, командированных для ознакомления с деятельностью попечительств. Ставрополь, 1899. С. 9, 19-20.
7. Российский государственный исторический архив. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1002. Л. 5 об. - 6; Ф. 796. Оп. 442. Д. 1898. Л. 9 об. - 10.
8. Там же. Д. 2764. Л. 61; ГАСК. Ф. 306. Оп. 1. Д. 140. Л. 1-10.
s. n. rybko. Russian orthodox church's activity in the sphere of enlightenment and spiritual education
^ased on the material of Kuban area)
The author of the article considers Russian Orthodox Church's activity in the sphere of public and spiritual education during pre-Soviet period.
Key words: reading and writing schools, church schools, Sunday schools, parochial educational and charity institutions, church fellowships, parochial trusteeship.
Ю. А. ЯХУТЛЬ
ФОРМИРОВАНИЕ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ НА КУБАНИ В ПЕРИОД НЭПА
На основе источников, хранящихся в Государственном архиве Краснодарского края, автор статьи рассматривает становление на Кубани и Черноморье новых структур власти в лице советов.
Ключевые слова: начало 1920-х годов, Кубань, Черноморье, выборы в советы, казачество.
Разрушительные последствия Первой мировой и Гражданской войн поставили большевиков перед дилеммой: продолжать политику «военного коммунизма» или начать экономические рефор-
мы? Выбор в пользу новой экономической политики не повлек за собой коренных изменений в структурах власти.
Сказывалось желание сохранить структуры