Научная статья на тему 'Деятельность Русской Православной церкви в сфере просвещения и духовного образования (на материале Кубанской области)'

Деятельность Русской Православной церкви в сфере просвещения и духовного образования (на материале Кубанской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
216
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЫ ГРАМОТЫ / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ / ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ / ПРИХОДСКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЦЕРКОВНЫЕ БРАТСТВА / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыбко Софья Николаевна

Автор статьи рассматривает деятельность Русской Православной Церкви в области народного просвещения и духовного образования в досоветский период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность Русской Православной церкви в сфере просвещения и духовного образования (на материале Кубанской области)»

№ 2 (40), 2011

"Культурная жизнь Юга России"

Мировая и региональная история

С. Н. РЫБКО

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОй ПРАВОСЛАВНОй ЦЕРКВИ В СФЕРЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(На материале Кубанской области)

Автор статьи рассматривает деятельность Русской Православной Церкви в области народного просвещения и духовного образования в досоветский период.

Ключевые слова: школы грамоты, церковно-приходские школы, воскресные школы, приходские просветительские и благотворительные организации, церковные братства, церковно-приходские попечительства.

Церковь на протяжении всей своей истории ставила во главу угла просветительские, миссионерские и благотворительные задачи. После отмены крепостного права и проведения реформ эти направления ее деятельности стали еще более актуальными.

В Кубанской области, как и во всей России второй половины XIX - начала XX столетия, задача народного просвещения осуществлялась, прежде всего, начальными учебными заведениями. Участвуя в этом процессе, РПЦ организовывала школы грамоты, церковно-приходские (далее ЦПШ) и воскресные школы. Новая волна их открытия пришлась на 1860 год - после выхода указа Святейшего Синода о распространении народного образования во всех губерниях России.

С 1884 года, по изданным тогда «Правилам о церковно-приходских школах», открытие таких школ и управление ими оказалось прерогативой духовного ведомства. Общее руководство принадлежало Синоду, заведование школами в епархии - архиерею и подчиненному ему епархиальному училищному совету [1]. Епархии делились на училищные округа, в каждом из которых ближайшее наблюдение за школами было возложено на одного из священников, назначаемого архиереем.

На Кубани церковные школы стали появляться с конца 1880-х годов (первоначально это были школы грамоты, располагавшиеся в церковных сторожках). Срок обучения составлял два года, преподавались Закон Божий, чтение на церков-но-славянском и русском языках, письмо, четыре правила арифметики и церковное пение.

В конце XIX века Духовное ведомство открыло школы грамоты для жителей горских аулов в Баталпашинском и Майкопском отделах.

С 1905 года количество школ грамоты уменьшалось, зато увеличивалось количество одноклас-сных ЦПШ. После издания в 1902 году нового «Положения о церковно-приходских школах» заметно активизировалась деятельность двухклассных ЦПШ, однако они не получили широкого распространения в Кубанской области. К 1910 году их числилось всего три [2].

В воскресные школы, существовавшие при городских и сельских начальных училищах, принимали как грамотное, так и неграмотное население. Преподавание велось по программам начальных народных училищ Министерства народного про-

свещения. В группе для неграмотных обучали молитвам, чтению, письму и практическому счету (действиям сложения и вычитания); в группе для грамотных проходили курс начального училища [3].

В результате активизации деятельности РПЦ к началу XX века в Кубанской области насчитывалось свыше 500 воскресных (25-30% от общего количества), а также 200 церковно-приходских школ [4].

Открытие ЦПШ разных типов способствовало не только достижению образовательных и воспитательных целей, но и профессиональной подготовке учащихся. Главной отличительной чертой этих школ в сравнении с учебными заведениями других ведомств было то, что ее учащимся, согласно п. 4 ст. 56-й Устава о воинской повинности, устанавливалась определенная льгота. С 1886 года церковно-приходским школам было разрешено экзаменовать прошедших курс обучения и выдавать им льготные свидетельства IV разряда по отбыванию воинской повинности.

К 1916 году благодаря стараниям Русской Православной церкви ЦПШ окончательно укрепили свои позиции: вошли во всеобщую сеть начального народного образования, став ее важным звеном, удовлетворявшим потребность населения в обучении вместе со школами Министерства народного просвещения.

Немаловажным направлением просветительской деятельности являлось также учреждение приходских просветительских и благотворительных организаций (церковных братств, церковноприходских попечительств и попечительских советов). Согласно уставу, братства должны были состоять «из православных лиц разного звания и состояния, для служения нуждам и пользам Православной церкви, для противодействия посягательствам на ее права иноверцев и раскольников, для дел христианской благотворительности, распространения и утверждения духовного просвещения» [5]. Церковно-приходские советы и попечительства также преследовали просветительские и благотворительные цели. В их функции входило: украшение местных храмов, забота о материальном обеспечении клира и певчих, организация престольных праздников, создание и обеспечение всем необходимым приходских школ, библиотек, проведение внебогослужебных и катехизических бесед для населения, материальная помощь нуждающимся прихода и другие просветительские и

30 "Культурная жизнь Юга России"

№ 2 (40), 2011

благотворительные мероприятия. Они действовали по своим уставам, а также выполняли распоряжения Священного Синода и местной церковной власти. Как правило, инициатива создания подобных организаций лежала на местных священниках при поддержке архиепископа Агафадора.

Организованные при церкви попечительства о народной трезвости участвовали в просветительской и благотворительной деятельности - организовывали чайные, где прихожан поили безалкогольными напитками (чай, квас, молочные продукты), участвовали в учреждении вечерних классов и воскресных школ для взрослых, в организации народных гуляний (в том числе и праздников древонасаждения), устроении библиотек-читален, небольших физических и естественно-исторических кабинетов [6].

Большую роль в деле благотворения «страждущим и призреваемым» оказывали православные монастыри. Тут два главных направления состояли в учреждении за монастырский счет больниц «для бедных духовного звания», православных воинов и простого люда и в открытии общеобразовательных школ, где детей обучали, кормили, одевали. В монастырской школе проходили курс общеобразовательных и профессиональных дисциплин [7]. С 1898 года при некоторых монастырях Кубанской области появились приюты для содержания малолетних преступников и беспризорных сирот. Монастырь получал от Правления Кубанского исправительного приюта в год по 40 руб. на содержание каждого ребенка. Деньги на продовольствие и оплату надзирающим лицам поступали от казны.

Таким образом, к 1917 году практически в каждом приходе Кубанской области имелись приходские благотворительные организации. Наиболее крупными являлись: Братство Св. Благоверного князя Александра Невского (Ека-

теринодар), Св. Пророка Осии (Майкоп) и Св. Влмч. Артемия (ст-ца Новощербиновская). Их деятельность не ограничивалась рамками одного прихода, а распространялась на территорию всей станицы, города, края. В области к 1910 году функционировало 416 одноклассных, три двухклассных, три второклассных ЦПШ и три школы грамоты. Начальных училищ Духовного ведомства в епархии к 1916 году насчитывалось 690 (из них: одноклассные церковно-приходские - 672, восемь двухклассных, одна воскресная школа и три школы грамоты) [8].

Литература и источники

1. Правила о церковно-приходских школах // Ставропольские епархиальные ведомости. 1884. № 15. С.536-531.

2. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК). Ф. 306. Оп. 1. Д. 140. Л. 1-10.

3. Государственный архив Краснодарского края. Ф. 470. Оп. 2. Д. 1285. Л. 11-12.

4. Горожанина М. Ю. Просветительская деятельность Православной церкви на Кубани в дореволюционный период // Образование, просветительство и гражданское общество. Краснодар, 2007. С. 71.

5. ПСЗ. Собр. 2. Т. 39 (1864). СПб., 1867. Ст. 40863.

6. Общие замечания о деятельности попечи-тельств о народной трезвости на основании отчетов их за 1899 г. и ревизионных отчетов лиц, командированных для ознакомления с деятельностью попечительств. Ставрополь, 1899. С. 9, 19-20.

7. Российский государственный исторический архив. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1002. Л. 5 об. - 6; Ф. 796. Оп. 442. Д. 1898. Л. 9 об. - 10.

8. Там же. Д. 2764. Л. 61; ГАСК. Ф. 306. Оп. 1. Д. 140. Л. 1-10.

s. n. rybko. Russian orthodox church's activity in the sphere of enlightenment and spiritual education

^ased on the material of Kuban area)

The author of the article considers Russian Orthodox Church's activity in the sphere of public and spiritual education during pre-Soviet period.

Key words: reading and writing schools, church schools, Sunday schools, parochial educational and charity institutions, church fellowships, parochial trusteeship.

Ю. А. ЯХУТЛЬ

ФОРМИРОВАНИЕ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ НА КУБАНИ В ПЕРИОД НЭПА

На основе источников, хранящихся в Государственном архиве Краснодарского края, автор статьи рассматривает становление на Кубани и Черноморье новых структур власти в лице советов.

Ключевые слова: начало 1920-х годов, Кубань, Черноморье, выборы в советы, казачество.

Разрушительные последствия Первой мировой и Гражданской войн поставили большевиков перед дилеммой: продолжать политику «военного коммунизма» или начать экономические рефор-

мы? Выбор в пользу новой экономической политики не повлек за собой коренных изменений в структурах власти.

Сказывалось желание сохранить структуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.