ШКОЛЫ ДУХОВНОГО ВЕДОМСТВА КАК НАПРАВЛЕНИЕ МИССИОНЕРСКОГО СЛУЖЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX - НАЧАЛЕ XX в. (на примере Брянского уезда Орловской губернии)
О.А. Матюхина
Аннотация. Объектом анализа в статье является деятельность синодальных школ как направление миссионерского служения Русской Православной Церкви (РПЦ). Исследование проведено на примере центрального региона Российской империи - Брянского уезда Орловской губернии. Определены направления и методы работы церковноприходских школ в регионе в последней четверти XIX - начале ХХ в., их влияние на духовно-нравственную атмосферу провинциального общества.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь, РПЦ, миссионерское служение, церковно-приходские школы.
Summary. The object of study is the work of the Synod of schools as the direction of missionary service of the Russian Orthodox Church (ROC). The sample comprised the central region of the Russian Empire - Orel county, in particular, the Bryansk district, as one of the largest in the area. The directions and methods of parochial schools in the region in the last quarter of the XIX - early XX centuries, their influence on the spiritual and moral atmosphere of provincial society are analyzed.
Keywords: Russian Orthodox Church, the Russian Orthodox Church, missionary, church schools.
177
С момента возникновения нашего государства Русская Православная Церковь, занимая важное место в общественной жизни России, осуществляла свое миссионерское служение, выражавшееся в религиозном, нравственно-этическом, патриотическом воспитании русского народа, просветительской и социальной деятельности. Просветительская деятельность всегда считалась прерогативой православного священства. «До нача-
ла 20 века школа поистине являлась училищем благочестия, и всякое обучение, которое не говорило или мало говорило о Боге, о спасении, о вечности для русского человека являлось пустым, ничтожным делом» [1, с. 80].
Нынешнее положение российского школьного образования можно охарактеризовать как неустойчивое и внутренне противоречивое, не имеющее четких и апробированных ориентиров на ближайшую и отдаленную
178
перспективу [2]. Также не вызывает сомнения то, что в современной России насущным является вопрос приобщения общества к духовно-нравственным ценностям. В свете вышесказанного представляется актуальным исследование опыта образовательной деятельности духовенства, форм и методов религиозно-просветительской работы отделов РПЦ в регионах.
Рассматриваемый период интересен своей уникальностью. С одной стороны, это время наивысшей активности миссионерской деятельности РПЦ. Предоставленные ей государством широкие возможности в сфере организации начальных образовательных учреждений привели к созданию сети церковно-приходских школ и школ грамоты, сыгравших заметную роль в просвещении простого люда. Церковное просвещение, содержа в себе значительный воспитывающий компонент, оказывало консолидирующее воздействие на общество. С другой стороны, это период глобальных изменений в экономической, политической, социальной, духовно-нравственной жизни России, который явился преддверием крушения политического строя, отказа от прежних ценностей, коренного изменение жизненного уклада россиян.
В пореформенной России в результате общественной модернизации и европеизации быстрыми темпами разрушался патриархальный уклад жизни широких масс, вместе с ним трансформировалось традиционное мировоззрение, основанное на религиозных ценностях. В этот период перед Русской Православной Церковью как господствующей религиозной конфессией обозначились следующие проблемы: растущее равнодушие к
РПЦ, пренебрежение ее установлениями всех слоев российского общества; «религиозное невежество» значительной части православного населения; распространение религиозного инакомыслия среди российского общества (секты, раскол, распространение рационалистических учений).
Для решения этих проблем в 80-х гг. XIX столетия в РПЦ создается система внутренней миссии, призванная распространять христианское вероучение среди неправославных народов империи, содействовать сохранению православной идентичности членов приходских общин, а также оказывать духовно-нравственное воздействие на отпавших от государственной религии людей. Одним из важных направлений внутренней миссии РПЦ стало создание и развитие системы синодальных школ, посредством которых предполагалось осуществлять религиозно-просветительскую работу среди населения империи.
На протяжении XIX в. государство неоднократно обращало внимание на проблему привлечения духовенства к делу начального образования. Создание сети синодальных школ было положено в основание программы преобразований, проводимых обер-прокурором Святейшего Синода К.П. Победоносцевым. В задачу создаваемым школам духовного ведомства ставилось воспитание народа в духе верности Церкви и трону, защита широких слоев населения от радикальных идей, что придавало устроению школ государственную важность. В основу проекта создания школ в «новом духе» лег опыт деятельности профессора С.А. Ра-чинского.
С 1882 г. года начинается государственное финансирование церковных
школ. Святейшим Синодом были разработаны «Правила о церковно-при-ходских школах», утвержденные императором Александром III 13 июня 1884 г., согласно которым создавались школы двух типов:
• начальные - для начального образования детей и взрослых (церков-но-приходские, школы грамоты, воскресные школы);
• учительские - для подготовки педагогических кадров (второклассные, готовившие учителей для школ грамоты, и церковно-учительские -для церковно-приходских школ).
Учителям церковно-приходских школ предъявлялись серьезные требования не только профессионального, но и морального плана. По мнению К.П. Победоносцева, педагог «образуется не знанием, а соприкосновением с образом жизни, бытом своих учеников» [3, с. 367].
Учебные программы утверждались Училищным советом Святейшего Синода. В школах грамоты преподавались Закон Божий, церковное пение, церковно-славянское и русское чтение, письмо и «начальное счисление». Учебный курс в церковно-приходских школах предполагал двухлетнее и четырехлетнее обучение. Программа в ЦПШ была шире, чем школах грамоты. Кроме вышеперечисленных предметов здесь преподавалась начальная арифметика, а в четырехлетних - начальные сведения из истории Церкви и Отечества.
При изучении Закона Божьего, Священной истории дети должны были «из живых примеров получить первое понятие о главных обязанностях, как семейных, так и общественных, а именно: о почитании родителей, о значении родительского благо-
словения, о любви к родным и ближним, о милосердном отношении к животным» [4, с. 2318-2319]. Также детям разъяснялась необходимость взвешенной гражданской позиции, отношение к государственной власти, к Отечеству. Преподавание церковнославянской грамоты в школах духовного ведомства также преследовало воспитательные цели, ее изучение должно было ввести детей в понимание языка церкви и ее священнодействий. Таким образом, в церковноприходских школах дореволюционной России воспитание и обучение детей младшего школьного возраста «осуществлялось на основе взаимосвязи нравственного и эстетического развития личности, сумма знаний и умений, полученных в процессе образования, была уравновешена и соответствовала духовно-нравственному потенциалу, приобретенному в процессе воспитания как на внеклассных мероприятиях, так и в ходе учебной работы...» [5, с. 8].
В целом, формирование системы церковных школ происходило с 1884 по 1904 г.: определились источники материального обеспечения всех типов школ, были установлены правила попечительства над ними, рассматривались вопросы преподавательского состава, способы решения хозяйственных проблем. Для управления школами духовного ведомства были учреждены учительские советы - синодальный, губернские, уездные, благочиннические.
Число церковно-приходских школ в губернии быстро росло (что соответствовало общероссийской тенденции). Орловский епархиальный миссионерский отдел был заинтересован в открытии ЦПШ в каждом приходе, особенно в тех, где существовало старообрядче-
179
180
ство и сектантство, и всячески содействовали этому. В Орловской губернии (по статистике 1896-1897 гг.) на 1 773 998 душ православного населения приходилось 7 619 душ раскольников и сектантов. В Брянском уезде к началу века (на 1900 г.) раскольников было - 54 человека. Из сектантства были последователи хлыстовщины -77 чел., штунды - 19 чел., молоканства - 14 чел. [6, с. 1314-1324]. Это сравнительно немного на фоне соседних губерний (Черниговской, Курской, Московской). Тем не менее, епархиальный миссионерский отдел внимательно следил за положением дел в соответствующих приходах, всячески помогая православным общинам открывать ЦПШ, комплектовать библиотеки, проводить народные чтения.
Как писали Орловские епархиальные ведомости в 1911 г.: «Не в одном только учении, не в общем обогащении знаниями заключается народное просвещение... Народ нужно не только учить, а по преимуществу, воспитывать» [7, с. 2315]. На это же сделан акцент в отчете Орловского епархиального училищного совета за 1898 год. Такое направление работы с детьми в церковно-приходских школах, по мнению училищного совета, благотворно влияло на развитие детей, через них -на семьи и на общество в целом. Действительно, отчеты некоторых отделений отмечают, что в тех селах, где были открыты церковно-приходские школы, где дети, кроме обучения, привлекались к пению на клиросе, число прихожан увеличилось. По наблюдению священнослужителей, крестьянские дети, прошедшие школу, приобретали благочестивые духовные навыки. Те церковно-приходские школы, где проводились духовные беседы и
чтения, способствовали привитию вкуса к хорошей литературе, к размышлению, повышая нравственный уровень прихожан. В некоторых церковно-приходских школах совместно обучались дети православных, раскольников и сектантов. Отмечено, что духовные установки и нравственные нормы жизни прививались и тем, и другим, исправляя последних и способствуя исправлению их родителей. Министерство просвещения отмечало, что в благотворном воздействии ЦПШ «не сомневаются даже русские сектанты» [8, с. 415].
Согласно отчетным ведомостям о церковно-приходских школах Орловского Училищного Совета за 1910 год [9, с. 1-12], в губернии насчитывалось 811 школ духовного ведомства. При этом одноклассных школ было значительно больше - 737, школ грамоты -57, двухклассных - 17.
Среди уездов на первом месте по числу учрежденных ЦПШ были Ливен-ский (125) и Елецкий (96). Самые низкие показатели были в Кромском (37) и Трубчевском (28) уездах. Брянский уезд по приводимым данным был одним из ведущих по количеству открытых церковно-приходских школ. Всего к 1910 г. в уезде функционировало 93 ЦПШ, из них: одноклассных - 89, двухклассных - 3, школ грамоты - 1. В этих учебных заведениях обучалось всего 752 человека, (381 мальчик, 371 девочка). При этом в самом г. Брянске было открыто 11 ЦПШ (9 - одноклассных, 2 - двухклассные). При этом, говоря об особенностях общеобразовательной школы в Брянском уезде в исследуемый период, необходимо отметить тот факт, что церковно-приходские школы были основным типом начальных учебных заведений.
Таблица
Преподаватели Закона Божьего в церковно-приходских школах Орловской губернии
Преподаватели Закона Божьего Всего по губернии Тип школ
1 -классные 2-классные Школы грамоты
священники 717 21 644 52
диаконы 47 5 39 3
псаломщики 2 1 1 -
светские лица 66 5 59 2
В церковно-приходских школах Орловской губернии основной предмет - Закон Божий - преподавали, главным образом, священники, значительно реже - диаконы или светские лица, в отдельных случаях - псаломщики (см. табл.).
В целом по губернии картина выглядела следующим образом.
Общеобразовательные предметы вели, в основном, светские лица. При этом число преподавателей женского пола было значительно выше. Так, в городских школах губернии преподавали 109 женщин и всего 27 мужчин. Основной процент преподавательского состава имел высшее и среднее образование. Однако мало было учителей со специальным педагогическим образованием. Также немного было в губернии учителей-предметников со специальным образованием: 110 учителей пения, 23 учителя ремесел. Небольшой процент и тех, у кого совсем не было образования (всего 46 человек в губернии).
Источником финансирования ЦПШ в губернии являлись средства, полученные: по линии духовного ведомства (от Св. Синода (в том числе казенные), от церквей, монастырей, миссионерских комитетов), от приходских попечительств, Братств, благотворительных учреждений, фабрик, заводов, городских Управлений, земства, частных лиц. Интересным пред-
ставляется факт, что наибольший процент неказенных средств поступал от церквей губернии, от волостных, сельских обществ и частных лиц (меценатов). Это говорит о сочувствии общества делу распространения школ духовного ведомства, о востребованности не только обучающего, но и воспитывающего образования. По отчетам Орловского Епархиального училищного совета видно, что крестьянское население относилось к ЦПШ сочувственно «за преобладающий в ней церковный дух и строй», считая ее народной, охотно посылая учиться туда детей, открывая церковно-при-ходские школы даже там, где уже имелись земские. Отмечалось, что лица других сословий «относятся к церков-но-приходским школам сочувственно, принимая на себя должности попечителей...» [10, с. 910].
Следует отметить, что встречались случаи и «несочувственного» отношения к ЦПШ (в Болховском и Ка-рачевском уездах), что выражалось в несогласии родителей отпускать детей в школу и нежелании приходской общины оплачивать труд учителя.
В целом распространение образования в народе посредством школ духовного ведомства сыграло положительную роль. Получая необходимые начальные знания, дети при этом получали добрые духовно-нравственные установки и трудовые навыки (при
181
182
ЦПШ часто работали кружки рукоделия, переплетные и прочие мастерские, имелись опытные земельные участки и пасеки).
Духовное воспитание учеников ЦПШ проводилось в разных формах.
Важным направлением работы цер-ковно-приходских школ была организация библиотек и читален с обязательным комплектом антисектантской литературы. Подбор книг производился по синодальному каталогу, составленному обер-прокурором Св. Синода и опубликованному в № 17 «Церковных ведомостей» за 1893 г. В отчетах о работе ЦПШ за 1895-96 гг. отмечалось, что библиотеки открыты при всех церковно-приходских школах Брянского уезда при содействии Орловского Православного Петропавловского Братства, востребованы, и среди населения заметна тяга к чтению. Для педагогических кадров в уездном Брянске была открыта специализированная библиотека.
Бесплатные церковные библиотеки имели важное значение. Порой они были единственным источником сведений для сельских жителей. К сожалению, как отмечали Орловские епархиальные ведомости, часто сельские библиотеки были скудны до крайности. Кроме того, большой вред приносили офени-книгоноши, так как распространяемая ими литература часто была сомнительного содержания. Орловский епархиальный миссионерский отдел и Православное Петропавловское Братство и содействовали открытию сельских библиотек, пополняли их комплектами книг, брошюрами и листками религиозного содержания со своих книжных складов. Например, в 1896 г. Совет Братства разослал в 176 библио-
тек ЦПШ книг на сумму 1047 руб. 20 коп. [11, с. 923].
По мнению миссионерских отделов, библиотеки церковно-приходс-ких школ призваны были «оказывать противодействие нравственному развращению народа».
В сферу деятельности школ духовного ведомства на рубеже XIX-XX вв. была включена организация паломничеств учащихся и прихожан к православным святыням. Это расширяло кругозор и укрепляло религиозные настроения. Обычно учащиеся школ посещали монастыри Брянского и соседних уездов, реже, в зависимости от материальных возможностей прихода, совершались дальние паломничества. Следует отметить, что поездки в форме экскурсий совершались не только учащимися ЦПШ, но и школ других ведомств. «В последнее время особенное внимание обращено на устройство ученических экскурсий, как на одно из главных средств ...образования и культурного развития» [12, с. 874]. Из сохранившихся воспоминаний известно, что дети охотно участвовали в этих мероприятиях.
Еще одним направлением просветительской деятельности внутренней миссии РПЦ стала организация рели-ги озно-нравственных чтений. Проходили эти мероприятия, как правило, в церковно-приходских школах. Лекторами были также преподаватели ЦПШ. Тематика чтений постепенно изменялась от религиозно-ис то ри ческой в сторону актуальных вопросов современности, а также «политического» и гражданского воспитания. Епархиальный миссионерский отдел рекомендовал приходскому духовенству дополнять чтения и беседы пока-
зом «туманных картин». При правильной организации чтений и наличии соответствующего образования у лекторов, эти духовно-нравственные мероприятия пользовались популярностью населения и оказывали влияние на религиозные взгляды приходской общины.
Таким образом, в конце XIX - начале XX в. Русская Православная Церковь, столкнувшись с серьезным «вызовом времени», обусловленным модернизационными процессами в государстве и обществе, активизировала миссионерскую деятельность (внутреннюю миссию). Одним из направлений внутреннего миссионерства РПЦ стало создание сети начальных учебных заведений, призванных распространять грамотность в народе «в духе веры и истины». Важным компонентом образовательных программ в церковно-приходских школах и школах грамоты стало воспитывающее обучение, предполагавшее духовно-нравственное и эстетическое развитие личности в тесной взаимосвязи с традиционным Православием. Создание системы обучения в ЦПШ в к. XIX - н. XX в. сыграло важную роль в развитии начального образования России. Изучение этого опыта поможет найти решение актуальных проблем современной школы, в частности духовного развития и совершенствования ребенка, сохранения в детях твердых нравственных ориентиров.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Игнатов А. (Отец Александр). Педагогические воззрения святителя Феофана Затворника, их актуальность // Материалы всероссийской научной конференции. Проблемы этнолингвистики и этнопеда-гогики в контексте региональных исследований. - Славянск-на-Кубани, 2005.
2. Алексеева Т.А. Развитие общеобразовательной школы в Брянском крае: вторая половина XIX - начало XX века: дис. ... канд. ист. наук. - М., 2006. - 209 с.
3. Победоносцев К.П. Сочинения / сост., прим. и пред. А.И. Пешкова. - СПб., 1996.
4. ГАБО (Государственный Архив Брянской Области). Орловские Епархиальные Ведомости. - 1911. - № 26.
5. Чупахина Н.Л. Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания в цер-ковно-приходской школе России второй половины XIX в.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1999.
6. ГАБО. Орловские Епархиальные Ведомости. - 1901. - № 31.
7. ГАБО. Орловские Епархиальные Ведомости. - 1911. - № 26.
8. Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. -М., 2007.
9. Ведомость Орловского Епархиального jjj Училищного Совета о церковных школах
за 1910 гражданский год // ГАБО. Орловские епархиальные ведомости. - 1911. -№ 26.
10. ГАБО. Орловские Епархиальные Ведомости. - 1899. - № 1-26.
11. ГАБО. Орловские Епархиальные Ведомости. - 1897. - № 25-52.
12. ГАБО. Орловские Епархиальные Ведомости. - 1910. ■