Т. 17. - № 5-6. - С. 80-85.
5. Зайончковский П.А. Военные реформы 18601870-х годов в России. - М., 1952.
6. Иванов П.А. Обозрения состава и устройства регулярной русской кавалерии от Петра Великого до наших дней. - СПб, 1864.
7. Мартынов В. История 12-го драгунского Стародубовского полка. - СПб., 1908.
8. Приказ по военному ведомству № 299 1857 г.
9. Приказ по военному ведомству №121 1860 г.
10. ПСЗ, XXXVIII, 40137.
УДК 94(470) "19/..."; 271.2
Матюхина Ольга Анатольевна
Брянский государственный технический университет
МИССИОНЕРСКАЯ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРЛОВСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПЕТРОПАВЛОВСКОГО БРАТСТВА В 1887-1905 гг.
В статье рассматривается деятельность церковных братств кXIX- началу ХХ вв. на примере Орловского православного Петропавловского Братства до подписания Указа об укреплении начал веротерпимости (1905 г.). Особое внимание обращено на миссионерскую и просветительскую работу Братства.
Важное влияние на формирование духовной жизни общества оказывает религиозный фактор. Современная Россия является объектом миссионерской деятельности многочисленных конфессий. В новых условиях большое значение имеет деятельность Русской Православной Церкви, стоящей на позиции сохранения целостности и суверенитета государства, духовно-нравственного возрождения россиян. В связи с возрождением православного миссионерства в России большое значение приобретает обращение к историческому опыту и традициям Русской Православной Церкви. Настоящее исследование охватывает период последних двух десятилетий XIX в. и первые годы ХХ в. - время наибольшей активности миссионерской деятельности Православной Церкви. Это время в России ознаменовано модернизационными процессами, явившимися результатом масштабных реформ 1860-1870-х годов. На фоне экономического развития в пореформенной России быстрыми темпами разрушался традиционный патриархальный уклад жизни широких масс. Вместе с ним трансформировалось традиционное мировоззрение, основанное на христианских (православных) ценностях. В этот период в России стали заметны изменения в духовно-нравственном и религиозном состоянии общества. Важную роль в поддержании и сохранении православного вероисповедания в России рубежа веков сыграли православные братства. Их деятельность охватывала большой спектр направлений: просветительство, работа внешней и внутренней миссий, благотворительность, издательство, храмостро-ительство. История Орловского православного Петропавловского Братства является одной из наиболее значимых в истории религиозных братств России.
Ключевые слова: церковные братства, внутренняя миссия, Орловское православное Петропавловское Братство, раскол, сектантство, епархиальный миссионер, церковно-приходские школы (ЦПШ).
Миссионерское служение является одной из основных форм деятельности Русской Православной Церкви (РПЦ). На протяжении веков РПЦ участвовала в государственном строительстве через формирование духовно-нравственных традиций русского общества. Сложившиеся и отшлифованные веками традиции - это часть ментальности народа, часть его культуры. Наличие устойчивых традиций «служит социальной основой объединения людей в то или иное сообщество - экономическое, политическое, научное, религиозное...» [1, с. 60]. Наши православные традиции, будучи нравственной опорой русского народа, сформировали уникальную и богатейшую культуру, способствовали консолидации общества.
Важным фактором активизации миссионерской и просветительской деятельности Русской Православной Церкви во второй половине XIX в. стала деятельность православных братств. Общественные объединения в форме православных братств появились еще в 60-е годы XIX в. Они пользовались поддержкой правительства, которое рассчитывало с помощью братств активизировать религиозную жизнь населения, чтобы противосто-
ять разделению внутри церкви и внутри государства [2, с. 1-5]. Братства явились заслоном на пути уклонения православной части российского общества в иные конфессии, распространения сектантства, суеверий, стали незаменимы в просветительской деятельности Русской Православной Церкви.
8 мая 1864 года император Александр II утвердил Правила для учреждения православных церковных братств. Православные братства представляли собой качественно новый подход к миссионерской деятельности в России. Работу братств определяли решения общероссийских и епархиальных миссионерских съездов. Перед братствами ставились задачи: поддержка миссионерского служения Русской Православной Церкви, противодействие распространению раскола и сектантства, учреждение церковно-приходских школ и содействие их развитию с целью православного воспитания подрастающего поколения россиян [3, с. 425].
2 марта 1887 г. при Орловском кафедральном соборе во имя святых апостолов Петра и Павла было учреждено Орловское православное Петропавловское Братство. При учреждении Братства его попечителем стал Преосвященный Симеон (Линьков),
© Матюхина О.А., 2014
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 7, 2014
Епископ Орловский и Севский. Впоследствии эти обязанности переходили ко всем Преосвященным, вступавшим на Орловскую кафедру.
В п. 1 Устава Братства отмечалось, что учрежденное при кафедральном соборе г. Орла православное Петропавловское Братство «имеет задачей содействовать утверждению и охранению православной веры и христианского благочестия в пределах Орловской епархии, распространению просвещения в духе Православной Церкви...» [6, с. 202-213]. Открытие Братства состоялось в торжественной обстановке. Владыка поздравил всех и произнес речь о значении православных братств в религиозно-нравственной и просветительской деятельности среди христиан. Присутствующим раздали отпечатанные экземпляры Устава Братства.
Центральным административным органом Братства являлся Совет, проводивший заседания примерно 6 раз в год. Членами Братства могли стать лица обоего пола, православного вероисповедания, проживающие в Орловской губернии и за ее пределами. Тем не менее, в составе Братства преобладал мужской контингент. Это объясняется тем, что основной процент братчиков составляло духовенство епархии.
Управляли деятельностью Братства Общее собрание (собиравшееся ежегодно) и Совет (проводивший заседания не реже 1 раза в месяц). Председатель Совета назначался Орловским Архипастырем сроком на 3 года. Первым председателем Совета был назначен священник Покровской церкви г. Орла Василий Васильев. В Совет (на основании п. 29 Устава) входили товарищ председателя, казначей, 8 членов, секретарь, а также кандидаты (заместители) казначея и секретаря. Эти лица избирались братчиками также сроком на 3 года. Позднее, в 1889 г. по предложению Преосвященного Мисаила (Крылова), произошло слияние Совета Петропавловского Братств и Епархиального Училищного Совета.
В первые два года своего существования деятельность Братства «проявлялась в первоначальной организации и теоретической подготовке». Формировались его структуры, финансовая база, изменялся состав членов и ответственных лиц. Деятельность Братства носила регулярный характер. Так, в первый год состоялось 13 заседаний Совета Братства, для которых было выделено помещение в доме Преосвященного Владыки.
В этот период своими первостепенными задачами члены Петропавловского Братства видели следующие:
- организация внебогослужебных чтений в воскресные и праздничные дни;
- бесплатная раздача книг и брошюр духовно-нравственного содержания.
Для начала было решено устраивать религиозные чтения только в церквях г. Орла. Имея целью привлечь население к этим мероприятиям, начиная
с 1888 г. по май 1889 г. Преосвященный Владыка накануне праздничных дней поочередно совершал вечерние богослужения во всех церквях города, предлагая затем собравшимся беседу на выбранную им тему. Его примеру последовало городское духовенство. Так, причтом Богоявленской церкви в течение 1 года было проведено 20 чтений [7, с. 1053-1066]. Религиозно-просветительские беседы сопровождались пением церковных хоров, колокольным звоном и бесплатной раздачей брошюр и листков. Уже первые мероприятия привлекли большое количество слушателей. Чтения проводились также в помещении Городской Думы. Положительный опыт орловского духовенства стал распространяться в епархии. В 1888 г. священником Покровским, служившим в Успенской церкви с. Студеный Колодезь Ливенского уезда было проведено 40 чтений, их посетили 9000 человек [8, с. 1338].
Тематике и качеству религиозно-просветительских чтений членами Братства уделялось большое внимание. Еще в начале своей деятельности в 1889 году Совет Братства принял решение об образовании цензурной комиссии для проверки текстов к религиозным чтениям, составленных священниками епархии. В том же году на заседании 20 июля Совет Братства признал необходимым составить рекомендации городским и сельским пастырям для проведения чтений. К концу августа рекомендации были разработаны и получили название «Программа внебогослужебных чтений с указанием пособий и руководств». Программа состояла из четырех глав. К предложенным темам рекомендовался список литературы.
В городе Орле Петропавловское Братство организовало библиотеку и книжный склад. В основу библиотечного фонда Братства легло частное книжное собрание протоиерея кафедрального собора Петра Федоровича Полидорова. Орловский книжный склад Братства организовывался как центральный с филиалами в уездных городах. В первый год Братством через центральный склад было выписано и разослано всем благочинным около 60000 экз., во второй - 50000 экз. духовной литературы. В журналах заседаний Совета Братства постоянно фиксировались мероприятия, направленные на пополнение и развитие библиотеки и книжного склада. Видно, что книги выписывались регулярно. Правда, в первые годы закупались в основном дешевые издания. Это было продиктовано необходимостью обеспечить как можно большее число церквей основным комплектом книг духовно-нравственного и противораскольнического содержания. Предпочтение отдавали «Троицким листкам».
Весной 1889 года Епархиальный Училищный Совет обратился в Совет Братства с просьбой оказать содействие в приобретении книг для церков-но-приходских школ, так как располагал средствами только для приобретения наглядных пособий
и учебной литературы. Совет Братства постановил сформировать комплекты литературы для внеклассного чтения по количеству открытых церков-но-приходских школ и разослать его, намереваясь затем регулярно пополнять школьные библиотеки новинками. Так, в 1896 г. Совет Братства разослал в 176 библиотек ЦПШ книг на сумму 1047 р. 20 к. [10, с. 923]. Эта деятельность Братства положила начало формированию церковно-библиотеч-ной сети епархии.
Кроме просветительства деятельность Братства носила миссионерскую направленность. В поле внимания попадали, в первую очередь, все старообрядческие общины и секты, а также - иноверцы.
В Орловской губернии старообрядчество и сектантство нужно признать малочисленным в сравнении с другими центральными губерниями (Московской, Курской, Калужской и пр.). По статистике на 1896-1897 гг. на 1773998 душ православного населения Орловской губернии приходилось 7330 душ обоего пола старообрядцев и 289 - сектантов. Все общины были неравномерно разбросаны в 9 уездах по разным приходам. Массовые поселения были в приходах Кромского и Дмитровского уездов [4, с. 288].
В первые годы существования Братства миссионерская деятельность осуществлялась, в основном, через формирование библиотек (со специальным подбором миссионерской литературы) в селениях, где существовало старообрядчество и сектантство, рассылку комплектов противорас-кольнической литературы по церквям губернии, включение в тематику народных чтений разъяснений о пагубности раскола и сект, распространении книг, брошюр и листков православной направленности. С 1897 г. при библиотеке Братства открылось миссионерское отделение, где была собрана «противораскольническая и противосектантская литература, которой могли пользоваться все миссионеры епархии бесплатно».
В 1888 г. определением Святейшего Синода за № 1116 были приняты Правила об устройстве миссии и способе действия миссионеров и пастырей Церкви по отношению к старообрядцам и сектантам. В епархиях, населенных старообрядцами и сектантами, вводились должности епархиальных миссионеров. Кроме того, ведение миссионерской работы вменялось в обязанность каждому приходскому священнику.
В Орловской епархии должность миссионера была введена 8 апреля 1897 года. Ввиду того, что в епархии имелись как раскольники, так и сектанты, эта должность была разделена между двумя лицами. В должность епархиального противорас-кольнического миссионера был назначен священник с. Ломовца Кромского уезда Лев Иванович Адамов. В должность епархиального сектантского наблюдателя - преподаватель истории и обличения раскола Орловской духовной семинарии А.И. Ге-
оргиевский. Кроме того, были учреждены должности миссионеров-книгонош (из мирян). Все епархиальные миссионеры состояли в ведении и под руководством Совета Петропавловского Братства.
В том же 1897 году в г. Орле в помещении Тро-ице-Васильевской церковно-приходской школы были организованы противорскольнические собеседования, которые проводил А.И. Георгиевский. Отмечалось, что «собеседования пользуются интересом представителей всех сословий, положений, возрастов и религиозных убеждений» [11, с. 119]. Часто миссионерские православные собеседования проходили в форме диспутов со старообрядцами и сектантами. Опытных проповедников, обладавших ораторским талантом, орловские старообрядцы не имели. С их стороны выступления на собеседованиях были редкими. Но и те, кто пытался возражать православным священникам, «постоять за свой кривотолк не слишком умели» [13, с. 174]. Встречи и дискуссии епархиального миссионера А.И. Георгиевского собирали до 2000 слушателей. Многие, не имея возможности попасть в помещение церковно-приходской школы, стояли на улице.
Активная миссионерская работа проводилась и отцом Л. Адамовым. Неоднократно Орловские епархиальные ведомости помещали информацию о присоединении отцом Л. Адамовым к РПЦ лиц различных вероисповеданий, в том числе и старообрядцев.
В 1900 г. Советом Братства на миссионерские цели было затрачено 4095 рублей. Миссионерские мероприятия дали свои результаты. В отчете о деятельности Орловского Петропавловского Братства за 1900 год сообщалось: «.то обстоятельство, что члены православной церкви не прельщаются лжеучениями старообрядцев, говорит за успех мисси: случаев совращения в раскол, по свидетельству всех причтов епархии, в отчетном году не было». «Во многих селениях, зараженных расколом, настроение крестьян изменилось к лучшему». «Об успехах миссии говорят случаи присоединения раскольников к церкви. Таких случаев в отчетном году было 34 (20 мужчин и 14 женщин)» [9, с. 1273-1274].
Однако уже в 1901 г. первый миссионерский съезд, проходивший в Орле, отметил увеличение в губернии последователей старообрядчества и сектантства и, учитывая их рассеянность по разным приходам, признал недостаточным численный состав миссионерского отдела и постановил учредить 2 должности окружных миссионеров, а также увеличить содержание епархиальным миссионерам. Большая надежда возлагалась на работу с паствой приходских священников. В 1902 г. в Орловских епархиальных ведомостях были опубликованы «Правила миссионерской деятельности приходских священников». В параграфе 2 было подчеркнуто, что «каждый приходской священник, по долгу своего пастырского служения, есть первый миссионер
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова .¿к № 7, 2014
115
в своем приходе и обязан непрерывно вести в нем миссионерское дело» [12, с. 1302].
Из всех приходов, где проживали сектанты и старообрядцы, наиболее успешно миссионерские мероприятия проводились в следующих: по Орловскому уезду - в селах Ольшане, Пятницком, Городище, Никольском, Троицком, Сторожеве; по Мценскому уезду - в селе Калугине; по Карачев-скому уезду - в селах Тапково, Караськово, Плос-ском; по Малоархангельскому уезду - в селах Губкине, Никольском, Космодамианском и др.; по Брянскому уезду - на Брянском заводе, в с. Супо-нево; по Трубчевскому уезду - в Преображенской церкви г. Трубчевска и в селе Алешанки.
В условиях усиливающихся революционных и антимонархических настроений миссионерская работа становилась ключевой в деятельности Братства. Миссионерские мероприятия приходилось проводить не только в отношении иноверцев, старообрядцев и сектантов, но и православных, усиливая просветительскую работу через церковноприходские школы. Число церковно-приходских школ в губернии быстро росло (что соответствовало общероссийской тенденции). Орловское Петропавловское Братство было заинтересовано в открытии ЦПШ в каждом приходе, особенно в тех, где существовало старообрядчество и сектантство [5, с. 180]. На средства Братства регулярно издавалась различная литература. Совет Братства рассылал бесплатно комплекты литературы для библиотек церковно-приходских школ. В некоторых церков-но-приходских школах совместно обучались дети православных, старообрядцев и сектантов. Отмечено, что духовные установки и нравственные нормы жизни прививались и тем и другим, исправляя детей и способствуя исправлению их родителей [4, с. 287]. Министерство просвещения отмечало, что в благотворном воздействии ЦПШ «не сомневаются даже русские сектанты» [3, с. 415].
С апреля 1905 года деятельность православных братств была сильно осложнена вступлением в силу Указа об укреплении начал веротерпимости. Практически были прекращены миссионерские собеседования. В период русско-японской, а затем и Первой мировой войны деятельность братств носила благотворительный характер (создание лазаретов, помощь армии беженцам, сиротам и пр.). Все в корне изменилось после 1917 г. Русская Православная Церковь оказалась отделенной от государства. Миссионерское служение РПЦ, как распространение и укоренение определенного религиозного мировоззрения, была объявлена антигосударственной и незаконной. Последние сведения о деятельности Орловского православного Петропавловского Братства относятся к 1918 году.
Значение таких религиозных объединений как православные братства в вопросах сохранения православной веры и христианской нравственности
в русском обществе конца XIX - начала ХХ вв. велико. Их роль была оценена, и в 1914 г., в год пятидесятилетия выхода «Основных правил для учреждения православных церковных братств»,отмечена Государем Николаем II грамотой на имя Св. Синода, где говорилось, что церковные братства «несли достойную службу Отчеству» [3, с. 435]. Святейший Синод также одобрительно охарактеризовал большую работу братств «в деле духовного просвещения, миссионерства, издательства, благотворительности» [3, с. 435].
Изучение деятельности братств, в первую очередь на региональном уровне, дает богатый материал для изучения отечественной истории, истории Русской Православной Церкви, межконфессиональных отношений, что актуально для современной России.
Библиографический список
1. Дзюбан В.В. Духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание казачьей молодежи // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - 2012. - № 2. - С. 60-64.
2. Государственный архив Российской Федерации. - Ф. 579, оп. 1, ед.хр. 2585.
3. Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. - 688 с.
4. Матюхина О.А. Миссионерское служение Русской православной церкви в конце XIX - начале XX вв. на примере Брянского уезда Орловской губернии. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - Вып. 7 (123). -С. 285-289.
5. Матюхина О.А. Школы духовного ведомства как направление миссионерского служения Русской православной церкви в последней четверти XIX - начале XX вв. (на примере Брянского уезда Орловской губернии) // Преподаватель XXI века. -2013. - Вып. 4.- С. 177-183.
6. Орловские Епархиальные Ведомости. -
1887. - № 4.
7. Орловские Епархиальные Ведомости. -
1888. - № 19.
8. Орловские Епархиальные Ведомости. -
1889. - № 19.
9. Орловские Епархиальные Ведомости. -1891. - № 30.
10. Орловские Епархиальные Ведомости. -
1897. - № 25-52.
11. Орловские Епархиальные Ведомости. -
1898. - № 3.
12. Орловские Епархиальные Ведомости. -1902. - № 32.
13. Трохина О.М. Создание и деятельность Орловского православного Петропавловского Братства (1887-1918 гг.) // Сборник Орловского церковного историко-археологического общества. - Орел, 2001. - Вып. 2 (5). - С. 169-177.