Отечественный опыт
УДК 343.8
МАТВЕЕВА Евгения Сергеевна — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и международных отношений Среднерусского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (302028, Россия, г. Орел, б-р Победы, 5а; [email protected])
МЕРКУЛОВ Антон Вениаминович — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и международных отношений Среднерусского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (302028, Россия, г. Орел, б-р Победы, 5а; [email protected])
ЗАХАРИНА Валерия Сергеевна — преподаватель кафедры истории и международных отношений Среднерусского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (302028, Россия, г. Орел, б-р Победы, 5а; zaharina. [email protected])
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИССИОНЕРСКИХ ОБЩЕСТВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В XIX - НАЧАЛЕ XX в. (на материалах Орловской губернии)
Аннотация. Рассматриваемый период характеризуется важнейшими изменениями в экономической, политической, религиозной и культурной жизни Российской империи. Миссионерское служение расширялось и углублялось. При этом большое значение имели приходы, выделялись новые епархии, в которых существенную роль играли различные формы благотворительности и церковного просвещения. В статье анализируется деятельность миссионерских обществ в образовательной сфере в Орловской губернии в XIX - начале XX в. В качестве примера авторы освещают деятельность Орловского православного Петропавловского братства, учрежденного в 1887 г. Орловской епархией, решавшего вопросы православной благотворительности. Авторы приходят к выводу, что миссионерская деятельность в XIX - начале XX в. сыграла важнейшую роль в повышении уровня образования как в отдельных частях российского государства, так и в Российской империи в целом.
Ключевые слова: миссионерские общества, благотворительные общественные организации, Петропавловское братство, образование
Орловская губерния в XIX - начале XX в. в соответствии с общероссийскими тенденциями была подвержена модернизационным изменениям из-за возникавшей потребности в повышении социального и политического уровня общества как в целой стране, так и в отдельных ее частях. Модернизация представляла собой кардинальные преобразования, которые были связаны с трансформацией привычного общественного уклада, т.е. с непосредственным движением от традиционных устоев к современности. Такой процесс характеризовался продолжительностью в несколько веков и состоял из различных мероприятий, направленных на изменение типа общества - от аграрного к индустриальному [Беляева 2012].
Итак, обратим внимание на купечество, духовенство и дворянство периода XIX - начала XX в. Именно они играли главную роль в процессах изменения Российского государства, формируя класс просвещенных бюрократов, предпринимателей и интеллигенции. При этом остальные группы людей, такие как рабочие люди, сельские и городские обыватели, представляли собой малообразованную и малообеспеченную категорию лиц. Необходимость введения новых образовательных стандартов и внеобразовательных средств в массы стала заметной, т.к. иначе не представлялось бы возможным полноценное изменение государства, в котором большая часть населения считалась «темной» и слабо
просвещенной [Алексеев 2012: 56-57]. Данная тенденция постепенно привела к увеличению числа грамотных людей, у простого народа возрос интерес к новым знаниям и чтению1. В государственных докладах об общих нуждах народного образования нередко ставились вопросы об учреждении учительских клубов-библиотек и народных библиотек-читален2. Именно православному духовенству частично предоставили возможность найти решение данной проблемы, поскольку во все времена религия для разных слоев населения играла объединяющую роль. В связи с этим судьба общества в социокультурной и образовательной сферах в большей мере зависела от духовенства. По этой причине в России стало укрепляться миссионерство.
Миссионерство представляло собой одно из направлений деятельности религиозных организаций, основной целью которого являлось обращение неверующих или представителей иных религий в пропагандируемую соответствующим религиозным образованием религию. Ученые выделяют два основных вида миссионерства: внутреннее, т.е. соответствующая деятельность на территории собственного государства, и внешнее, т.е. в других странах. Так, в качестве примера внешнего вида миссионерства необходимо отметить Армию спасения - международную благотворительную религиозную организацию, последователи которой стремились донести до каждого истинность своих убеждений. Их ключевой идеей были перерождение и перевоспитание человека в духовном плане, являвшееся, по их мнению, единственным путем к спасению человека [Захарина 2018: 83]. Миссионерство в России особенно ярко обозначилось в XIV в., в период, когда продолжатель христианской апостольской просветительской традиции Стефан Пермский способствовал распространению христианства на востоке (Пермская епархия). Затем в XVI в. миссионерское движение усилилось и активизировалось в Поволжье, а уже в XVIII в. миссия оказала значительное влияние на народы Кавказа и Сибири [Василенко 2013]. Таким образом, своей первостепенной задачей миссионерская деятельность в России считала христианизацию народностей, которые не являлись исконно русскими. Миссионеры боролись с расколом общества и государства, безграмотностью, сектантством, ересями и т.д. Православные миссии распространяли свою деятельность и за пределы России, при этом общее руководство миссионерскими организациями в Российской империи принадлежало именно Синоду, который проводил на местном и всероссийском уровнях собрания, съезды миссионеров, утверждая уставы миссионерских организаций, программы их деятельности, пропуская через цензоров издаваемую литературу и т.д.
Церковные общества вели активную деятельность по культурному воспитанию народа, применяя внеобразовательные способы обучения, которые подстраивались под местные потребности и условия3. Во второй половине XIX в. многие епархии Русской православной церкви открыли библиотеки православных братств и обществ, приходские и благочиннические библиотеки [Степанова 2011].
В 1887 г. в Орловской епархии было учреждено Орловское православное Петропавловское братство. Устав братства закреплял важнейшие вопросы, среди которых была и православная благотворительность. Целью братства было создание читален, библиотек при воскресных и церковно-приходских школах, а также осуществление деятельности по религиозно-нравственному просвеще-
1 Орловские епархиальные ведомости. 1903. № 30. 27 июля. С. 626.
2 Государственный архив Орловской области (ГАОО). Ф. 580. Ст. 2. Д. 986. Л. 68-74.
3 ГАОО. Ф. 580. Ст. 2. Д. 986. Л. 68.
нию1. В этих библиотеках были доступны периодические издания и различные книги, разрешенные общей цензурой для распространения в общественных читальнях и публичных библиотеках2.
В обществе организовывались различные народные чтения, контроль за которыми принадлежал училищным советам3. Инспектор народных училищ осуществлял прямой надзор за чтениями4. Отдельными требования предъявлялись к лекторам и книгам, которые были вынесены для чтения: кандидатуры лекторов подлежали обязательному одобрению в совете, применявшаяся литература должна быть выпущена и допущена цензурой. Только лишь в некоторых случаях училищный совет мог разрешить к прочтению рукописи5.
Религиозное братство занималось вопросами улучшения приходской жизни, борьбой с раскольниками, бесплатной раздачей брошюр и книг нравственного содержания, устройством книжных складов духовной литературы, где все находилось под надзором епархиального совета и училищного совета, который состоял из председателя, казначея, делопроизводителя и непосредственных членов совета и выполнял важнейшие управленческие функции. Председатель братства занимал должность правящего архиерея Орловской епархии.
Братства осуществляли свою работу из средств, которые поступали за счет внесения членских взносов, частных пожертвований, процентов от ценных бумаг и от самой работы братства: от продажи имущества, сдачи в аренду недвижимости, принадлежавшего братству.
Орловское православное Петропавловское братство публиковало специальные отчеты о проделанной работе и имело свой особый знак отличия. С 1890 г. братство стало учреждать церковные школы и училища, выполнять функцию надзора за приходскими школами. В 1900 г. на выделенные братством средства в Орле была возведена церковно-ремесленная школа, в селе Камышино Орловского уезда - школьное учебное заведение. По мнению религиозной организации, благодаря воспитанию молодого поколения можно было устранить секты скопцов, которые, согласно историческим данным, были особо известны в этих краях [Трохина 2012].
При этом братство уделяло особое внимание просвещению среди взрослого населения. При храмах проводились собеседования, чтение книг, продажа духовно-нравственной литературы. Братство было официальным представителем крупнейшего православного издательства. Церковные старосты, брат-чики-книгоноши участвовали в распространении листков, брошюр, листовок. Духовная литература содержалась в библиотеках, приходских лавках и специальных складах общества. Совет православного братства оплачивал счета типографии Киево-Печерской лавры для выпуска орловских изданий.
Особый вклад в развитие образования в Орловском крае соответствующего исторического периода братство внесло благодаря созданию церковной библиотеки, которой мог воспользоваться каждый желающий из числа рабочих, крестьян, ремесленников, купцов, начальников светских училищ и их учащихся, чиновников, военных и других заинтересованных лиц.
Библиотека, созданная при братстве, являлась духовным центром Орловской губернии. В ней проходили собрания Петропавловского братства,
1 Орловские епархиальные ведомости. 1903. № 52. 28 дек. (Приложения). С. 1-8.
2 ГАОО. Ф. 580. Ст. 2. Д. 986. Л. 70.
3 Правила о народных чтениях, учрежденных Министерством народного просвещения 3 декабря 1902 года. § 9.
4 Правила о народных чтениях, учрежденных Министерством народного Просвещения 3 декабря 1902 года. § 7.
5 ГАОО. Ф. 580. Ст. 2. Д. 986. Л. 73.
Серафимовского братства, Орловского церковного историко-археологического общества, а также епархиального училищного совета. Литература, содержавшаяся в библиотеке, имела как светское, так и церковное содержание: это были жития святых, библейская, противосектантская литература, издания по отечественной истории, философии, психологии. В 1914 г. библиотека была пополнена энциклопедическим словарем1. Что касается состава лиц, интересовавшихся литературой, то он был достаточно разнообразен: священно- и церковнослужители, купцы, ремесленники, в меньшем количестве - рабочие и крестьяне.
Конечно, стоит отметить, что для бедных слоев населения, являвшихся редкими посетителями библиотек, светское образование было недоступным, т.к. большая их часть не умели ни писать, ни читать [Богдасарян 2012]. Однако при помощи братства в Орловской губернии в приходских школах создавались читальни, главной функцией которых было обеспечение беднейших слоев населения беспрепятственным доступом к спасительной литературе. Также благодаря деятельности Петропавловского братства возникали стенные публичные библиотеки, предполагавшие размещение на стенах общественных зданий листков исторического и религиозно-нравственного содержания2.
Первая библиотека-читальня, открывшаяся в Орле в Троицко-Васильевской церкви, содержала 2 000 книг. В первые 3 месяца ее посетили 300 человек в возрасте от 11 до 35 лет. В школьном помещении было проведено 28 чтений, 38 - в здании церкви, и выдано около 800 книг. В фонде читальни содержались такие периодические издания, как «Нива», «Природа и люди», «Странник», «Живописное обозрение», «Церковный вестник», «Сын отечества» [Степанова 2011].
Непосредственно выдачей литературы занимались учителя, следившие в читальне за порядком. В процессе чтения обязательно присутствовал священник, читалась разная литература: церковная, историческая, художественная и географическая. Одновременно с этим чтения могли сопровождаться демонстрацией так называемых туманных картин.
Покупка книжных изданий производилась на денежные средства братства, подбор литературы осуществлялся согласно синодальному каталогу, книги распределялись по библиотекам-читальням Орловской губернии через уездные отделения епархиального училищного совета.
Орловское православное Петропавловское братство способствовало объединению, т.к. являлось определенным посредником между церковными властями и простым народом в реализации важной цели - распространении духовно-нравственного просвещения и образования. Такая миссионерская деятельность братства внесла переоценимый вклад в культурное и образовательное развитие населения не только Орловской губернии, но и Российской империи в целом.
Таким образом, подводя итог изложенного выше, стоит отметить, что влияние церковных организаций на социум во все периоды становления нашей страны невозможно переоценить. Миссионерская деятельность в XIX - начале XX в. сыграла основополагающую роль в повышении уровня духовности и образования во всех сословиях как Российского государства в целом, так и его отдельных провинций, в т.ч. Орловской губернии. Независимо от статуса, материального положения, возраста каждому жителю была доступна возможность чтения разного рода книжных изданий, которые освещали не только духовно-нравственную жизнь людей, но и научные вопросы. Государство было напрямую заинтересовано в распространении православных церковных устоев среди всех
1 Орловские епархиальные ведомости. 1914. № 40. С. 8-16.
2 Орловские епархиальные ведомости. 1903. № 30. 27 июля. С. 1022-1029.
слоев населения, особенно среди старообрядцев и неверующих. Церковь массово пропагандировала не только духовное, но и образовательное просвещение. Учреждались православные библиотеки, которые были доступны для всех желающих ознакомиться с литературой. В самих церковных учреждениях читались проповеди, содержание которых было наиболее приближено к обыденным проблемам. Соответствующий исторический период Российского государства был ознаменован выпуском большого числа книжных изданий, православных журналов, учебной литературы. По всей стране возросло число миссионерских объединений, церковных братств, одной из основных задач которых являлась просветительская деятельность в обществе.
Список литературы
Алексеев Л.А. 2012. Местное самоуправление русских крестьян XVII - XIX вв. — Вестник Южно-Уральского государственного университета. № 7.
Беляева Л.А. 2012. Модернизация России — модернизация регионов. — Философские науки. № 7. С. 5-6.
Богдасарян В.Э. 2012. Образование и церковь. — Вестник РУДН. № 1. С. 49-52.
Василенко И.В. 2013. Миссионерство на Северном Кавказе. — Международный научно-исследовательский журнал. № 11-2(18). С. 8-9.
Захарина В.С. 2018. История становления Армии спасения в Российской империи. — Университетский научный журнал. № 42. С. 83-87.
Степанова Н.А. 2011. Просветительская деятельность Орловского православного Петропавловского братства. — Вестник СПбГУКИ. Июнь. С. 114-116.
Трохина О.М. 2012. Создание и деятельность Орловского православного Петропавловского братства (1887—1918). — Сборник Орловского церковного исто-рико-археологического общества. Орел. С. 23-27.
MATVEEVA Evgeniya Sergeevna, Oand.Sci. (Hist.), Associate Professor of the Chair of History and International Relations, Central Russian Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (5a Pobedy Blv, Orel, Russia, 302028; [email protected]) MERKULOV Anton Veniaminovich, Oand.Sci. (Hist.), Associate Professor of the Chair of History and International Relations, Central Russian Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (5a Pobedy Blv, Orel, Russia, 302028; [email protected]) ZAKHARINA Valeriya Sergeevna, Lecturer at the Chair of History and International Relations, Central Russian Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (5a Pobedy Blv, Orel, Russia, 302028; [email protected])
ACTIVITY OF MISSIONARY SOCIETIES IN THE SPHERE OF EDUCATION IN THE 19th - EARLY 20th CENTURY (on the materials of Oryol Province)
Abstract. The considered period is characterized by the major changes in economic, political, religious and cultural life of the Russian Empire. Missionary service extended and deepened. At the same time, parishes were of great importance, new dioceses in which various forms of charity and church education were allocated. The authors analyzed activity of missionary societies in the educational sphere in the Oryol Province in 19th - the beginning of the 20th century. As an example, the authors highlight the activities of the Oryol Orthodox Peter and Paul Brotherhood, established in 1887 by the Oryol diocese, which resolved issues of Orthodox charity. The authors conclude that missionary activity in 19th - the beginning of the 20th century played the major role in raising the level of education, both in separate parts of the Russian state, and in the Russian Empire as a whole. Keywords: missionary societies, charitable public organizations, Peter and Paul brotherhood, education