Научная статья на тему 'Уездные отделения епархиальных училищных советов: исторический опыт децентрализации системы регионального управления церковным образованием в России в конце XIX -начале XX века'

Уездные отделения епархиальных училищных советов: исторический опыт децентрализации системы регионального управления церковным образованием в России в конце XIX -начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
360
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / ШКОЛА ГРАМОТЫ / УЕЗДНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ЕПАРХИАЛЬНОГО УЧИЛИЩНОГО СОВЕТА / ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО / PARISH SCHOOL / LITERACY SCHOOL / THE DISTRICT DIVISION OF THE EPARCHY SCHOOL COUNCIL / ORTHODOX CLERGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Козлов К.В.

В связи с увеличением количества церковно-приходских школ в России в конце XIX начале XX века возникла необходимость в совершенствовании системы управления церковным образованием. Изменения коснулись в первую очередь региональной системы управления церковными школами, в которой наряду с епархиальными училищными советами были созданы учреждения, осуществлявшие управление церковным образованием в границах уезда уездные отделения епархиальных училищных советов. В состав уездных отделений входили светские и духовные лица, задействованные в сфере народного образования. В компетенцию уездных отделений епархиальных училищных советов входило осуществление деятельности связанной с финансовым, методическим, кадровым обеспечением учебно-воспитательного процесса в церковных школах, а также развитием внешкольного православного образования на базе действующих образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Due to the increase of parish schools amount in Russia at the end of 19-th the beginning of 20-th century it became necessity in the improvement of church education management in Russia. The changes first of all concerned the regional system of church school management which included the establishment of institutions in charge of church education within the district the district branches of eparchy school councils together with eparchy school councils. The district branches comprised secular men and clergymen engaged in public education. The district branches were in charge of financial, methodological and manpower support of educational process at church schools and the development of extracurricular orthodox education received from the existing educational institutions.

Текст научной работы на тему «Уездные отделения епархиальных училищных советов: исторический опыт децентрализации системы регионального управления церковным образованием в России в конце XIX -начале XX века»

УДК 94 «18/19»(470.32):281.92

УЕЗДНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ ЕПАРХИАЛЬНЫХ УЧИЛИЩНЫХ СОВЕТОВ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЦЕРКОВНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX —НАЧАЛЕ XX ВЕКА*

THE DISTRICT BRANCHES OF EPARCHY SCHOOLS COUNCILS: THE HISTORICAL EXPERIENCE OF REGIONAL CHURCH EDUCATIONAL SYSTEM MANAGEMENT IN RUSSIA AT THE END OF 19-TH - THE BEGINNING OF 20-TH CENTURY

К.В. Козлов K.V. Kozlov

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85

Belgorod National Research University, 85 Pobeda St, Belgorod, 308015, Russia E-mail: kozlov@bsu.edu.ru

Аннотация. В связи с увеличением количества церковно-приходских школ в России в конце XIX -начале XX века возникла необходимость в совершенствовании системы управления церковным образованием. Изменения коснулись в первую очередь региональной системы управления церковными школами, в которой наряду с епархиальными училищными советами были созданы учреждения, осуществлявшие управление церковным образованием в границах уезда - уездные отделения епархиальных училищных советов. В состав уездных отделений входили светские и духовные лица, задействованные в сфере народного образования. В компетенцию уездных отделений епархиальных училищных советов входило осуществление деятельности связанной с финансовым, методическим, кадровым обеспечением учебно-воспитательного процесса в церковных школах, а также развитием внешкольного православного образования на базе действующих образовательных учреждений.

Resume. Due to the increase of parish schools amount in Russia at the end of 19-th - the beginning of 20-th century it became necessity in the improvement of church education management in Russia. The changes first of all concerned the regional system of church school management which included the establishment of institutions in charge of church education within the district - the district branches of eparchy school councils together with eparchy school councils. The district branches comprised secular men and clergymen engaged in public education. The district branches were in charge of financial, methodological and manpower support of educational process at church schools and the development of extracurricular orthodox education received from the existing educational institutions.

Ключевые слова: церковно-приходская школа, школа грамоты, уездное отделение епархиального училищного совета, православное духовенство.

Keywords: parish school, literacy school, the district division of the eparchy school council, Orthodox clergy.

Совершенствование системы регионального управления церковными школами в России в конце XIX - начале XX века осуществлялось в направлении усложнения ее структуры и диверсификации функционала. Разворачивавшаяся сеть начальных церковных школ предполагала расширение системы управления за счет появления новых учреждений, в ведении которых было бы отнесено решение оперативных вопросов деятельности этих образовательных учреждений. Такие задачи были возложены на уездные отделения епархиальных училищных советов, которые создавались как коллегиальные органы и занимались организацией образовательной деятельности церковных школ в границах уездов.

В состав уездного отделения, возглавляемого председателем, входили 8 постоянных членов, уездный наблюдатель церковных школ и благочинные уезда. Председатель отделения назначался епархиальным архиереем, и им, как правило, становился священник. Также председателем мог назначаться и уездный наблюдатель. Но количество уездных наблюдателей, совмещающих

* Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства образования и науки РФ подведомственным вузам в 2016 году (код проекта 327).

свою работу с председательствованием в отделении, было невелико. Так, по подсчетам делопроизводителя статистического отдела Училищного совета П.Н. Луппова, в 1901 г. из 12 уездных наблюдателей Воронежской епархии председателями отделений были 2, в Орловской из 12 - 1, в Тамбовской из 11 - 4. В Курской епархии ни один из 15 уездных наблюдателей не занимал должность председателя уездного отделения1.

Председатель уездного отделения, вследствие своей неподотчетности отделению, занимал доминирующее положение, во многом отражавшееся на всей деятельности отделения. Так, епархиальный наблюдатель церковных школ Воронежской губернии А. Матюшенский в своем докладе по итогам инспекторской поездки в мае 1904 г., представленном Епархиальному училищному совету 23 августа 1904 г., указывал, что «в Валуйском отделении всё дело ведется, по-видимому, одним председателем отделения - протоиереем Сахаровым, по крайней мере, текущие дела все у него в руках и его руками делаются»2. Его преемник П. Никольский в письме к В.И. Шемякину от 7 января 1907 г. подтверждал наблюдения А. Матюшенского: «в некоторых уездных отделениях царит возмутительный произвол их председателей»3.

Постоянные члены, в числе которых могли быть как священники, так и светские лица, назначались архиереем. Им же определялось соотношение числа духовных и светских членов. Кроме этого, в состав уездного отделения входил представитель от Министерства народного просвещения, как правило, инспектор народных училищ или директор какого-либо учебного заведения, подведомственного Министерству, назначаемый попечителем учебного округа. Так, в 1901 г. в составе Елецкого уездного отделения Орловского епархиального училищного совета от Министерства народного просвещения работал инспектор народных училищ А.А. Соколов, Дмитровского -заведующий Дмитровским двухклассным городским училищем И.В. Митропольский, Ливенского - учитель-инспектор городского училища М.П. Козловский4.

Также в состав уездных отделений входили представители органов местного самоуправления - городских дум и уездных земств. Представитель городской думы избирался на одном из ее заседаний, и, зачастую, им являлся городской голова. Но далеко не в каждом уездном отделении был представитель от городского самоуправления. Земство в уездных отделениях представляли все земские начальники уезда и один выборный представитель от уездного земского собрания.

Светские лица могли стать членами уездных отделений только будучи православными. Это совершенно естественное условие было подкреплено в 1912 г. определением Синода, так как включение инославных в уездные отделения противоречило бы главной задаче церковно-приходской школы - «распространять в народе образование в духе Православной церкви»5. В 1916 г. это требование для членов, входивших по должности, было еще раз подтверждено определением Синода от 16-30 сентября. Светские члены уездных отделений имели право на чинопроизводство, сразу получали VIII класс, а максимально могли получить VII класс (надворного советника)6.

С 1916 г. в состав уездных отделений начали входить по должности уездные миссионеры. Но практика включения миссионеров в состав уездных отделений, по-видимому, существовала и ранее. Так, в 1901 г. в числе постоянных членов Кромского уездного отделения Орловского епархиального училищного совета был епархиальный миссионер Л.И. Адамов7.

Такой достаточно разнородный состав уездных отделений должен бы способствовать формированию церковно-общественного характера церковной школы. Но совмещение основной своей работы с работой в уездном отделении значительно осложняло деятельность отделений. Так, П. Никольский характеризовал данную ситуацию следующим образом: «Уездные отделения составляются из людей, занятых приходской или иной службой; от школьной деятельности эти люди ничего не получают. Они делают одолжение школе, что состоят председателями и членами отделений. Требований к ним предъявить нельзя, как и к благочинным; напротив, за даровой труд их надо благодарить. А между тем - это труд весьма и весьма часто очень сомнительного качества»8.

Зачастую членство в отделении было номинальным. Так, в течение 1896-1897 уч. г. на заседаниях Валуйского уездного отделения присутствовали 3-4 человека, на заседаниях Бобровского уездного отделения Воронежского епархиального училищного совета из 6 благочинных - один и из шести земских начальников - один. Воронежским епархиальным училищным советом на заседании 6 октября 1897 г. было приказано уездным отделениям в ноябре каждого года составлять

1 Российский государственный исторический архив (далее РГИА). Ф. 803. Оп. 4. Д. 1323. ЛЛ. 270 об. - 272.

2 РГИА. Ф. 803. Оп. 12. Д. 61. Л. 140 об.

3 Там же. Д. 62. Л. 21.

4 См.: Извлечение из отчета Орловского епархиального училищного совета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Орловской епархии за 1901 год // Орловские епархиальные ведомости. 1902. №№16-17. ч. оф. С. 706-711.

5 Законы о православном духовенстве и учреждениях духовных с разъяснениями из решений Правительственного Сената, указов, определений и постановлений Святейшего Синода, ведомственными разъяснениями и алфавитно-предметным указателем / Сост. Н.Е. Серебренников. СПб., 1914. С. 407.

6 Сборник узаконений и распоряжений о церковной школе ведомства православного исповедания / Сост. Ф.Федоров. СПб., 1907. С. 43.

7 См.: Извлечение из отчета Орловского епархиального училищного совета... // Орловские епархиальные ведомости. 1902. №№ 16-17. ч. оф. С. 710.

8 Никольский П. Управление церковно-приходскими школами // Народное образование. 1906. Т. 1. Кн. 4. С. 458.

график своих заседаний и рассылать его членам отделения1. На Съезде уездных наблюдателей церковных школ Орловской епархии в качестве подобной меры было предложено согласовывать сроки заседаний отделений и съездов земских начальников2.

В структуре уездного отделения, по определению Синода от 4-11 февраля 1898 г., могли создаваться школьные комиссии для оперативного решения возникающих проблем. В состав школьной комиссии входили председатель и два члена отделения, а также уездный наблюдатель. Решения комиссии должны были приводиться в исполнение, а на ближайшем заседании отделения о них сообщать остальным членамз.

Согласно «Положению» 1896 г., на канцелярские расходы уездным отделениям, с разрешения Епархиального училищного совета, отчислялось из местных поступлений 200 руб. Причем по различным епархиям эта сумма варьировалась и впоследствии была увеличена. Но трудности материального характера наблюдались на всём протяжении деятельности уездных отделений. И основной проблемой было отсутствие у отделений собственных помещений.

На Съезде председателей уездных отделений Курского епархиального училищного совета, уездных наблюдателей и благочинных, состоявшемся 27-31 сентября 1905 г., обсуждался вопрос о необходимости постройки административных зданий для уездных отделений. И на утреннем заседании 29 сентября было решено предложить отделениям составить проекты и сметы на строительство зданий, а Епархиальному училищному совету - ходатайствовать перед Училищным советом о финансировании этих проектов по причине нехватки денежных средств в епархии4.

Так, на Съезде уездных наблюдателей церковных школ Орловской епархии, проходившем с 24 по 28 августа 1906 г., на основании заявлений многих наблюдателей было предложено пристраивать здания для отделений к зданиям городских школ. А в качестве временной меры разместить канцелярию, архив и книжный склад отделений в одной из городских школ5.

В отличие от Епархиальных училищных советов, сфера деятельности их уездных отделений в «Положении об управлении школами церковно-приходскими и грамоты» 1896 г. была прописана достаточно определенно. В ведении уездных отделений находилось: 1) изыскание источников финансово-экономического обеспечения школ; 2) организация дополнительных классов по предметам, преподаваемым в одноклассных и двухклассных церковно-приходских школах, и ремесленных классов, воскресных школ, народных чтений; 3) комплектование школьных библиотек учебниками и учебными пособиями, рекомендованными Синодом, миссионерскими изданиями, а также создание в уездном городе книжного склада (книжного магазина) и его филиалов при приходских церквях; 4) организация педагогических курсов для учителей церковных школ; 5) представление к денежным и почетным наградам законоучителей и учителей церковных школ6. Кроме этого, синодальным определением от 7-17 ноября 1911 г. и разъяснением от 17-29 июля 1902 г. к компетенции уездных отделений была отнесена выдача свидетельств учащимся, окончившим церковные школы, на льготу по воинской повинности7.

Уездными отделениями назначались учителя в школы грамоты. В церковно-приходские школы ими подбирались кандидаты на учительские должности, в том случае, если заведующим школой священником, не было представлено своей кандидатуры. И кандидаты, предложенные уездным отделением, до их утверждения епархиальным архиереем работали в школе8.

В «Положении» 1896 г. был определен и механизм принятия отделениями административных решений. Постановления уездных отделений через Епархиальные училищные советы представлялись на утверждение епархиального архиерея. Но решения по отдельным вопросам, определенных епархиальным архиереем, уездные отделения принимали самостоятельно. В синодальном определении от 7-17 ноября 1911г. был конкретизирован комплекс вопросов, подлежащих исключительному ведению уездных отделений и требующих санкционирования Епархиальными училищными советами и епархиальным архиереем. Согласно этому определению, уездными отделениями могли самостоятельно решаться следующие вопросы: 1) организация образовательной деятельности школ грамоты; 2) проведение экзаменов и выдача свидетельств об окончании церковных школ с льготой по отбыванию воинской повинности; 3) изыскание местных источников финансирования церковных школ; 4) предоставление отпуска учителям на срок до 14 дней; 5) организация паломнических поездок учащихся; 6) комплектование школьных библиотек учебника-

1 См.: ГАБО. Ф. 70. Оп. 1. Д. 6. ЛЛ. 257-257 об.

2 См.: Постановления съезда уездных наблюдателей церковных школ Орловской епархии 24-28 августа 1906 г., исправленные и дополненные Епархиальным училищным советом и утвержденные Его Преосвященством 20 декабря // Орловские епархиальные ведомости. 1907. № 8. Прил. С. 3.

3 Сборник узаконений и распоряжений о церковной школе ... С. 43.

4 См.: Протоколы заседаний Съезда председателей уездных отделений Курского епархиального училищного совета уездных наблюдателей церковных школ Курской епархии и благочинных с 27 по 31 сентября 1905 г.// Курские епархиальные ведомости. 1905. №41. ч. оф. С. 426.

5 См.: Постановления съезда уездных наблюдателей церковных школ Орловской епархии 24- 28 августа 1906 г. ...// Орловские епархиальные ведомости. 1907. № 8. Прил. С. 3.

6 См.: Законы и справочные сведения по начальному народному образованию/Сост. А. С. Пругавин. СПб., 1898. С. 389.

7 См.: Законы о православном духовенстве ... С. 408.

8 Законы и справочные сведения ... С. 389.

ми и учебными пособиями, рекомендованными Синодом, создание книжных складов и общедоступных библиотек при церковных школах; 7) организация народных чтений.

На утверждение непосредственно епархиальному архиерею, минуя Епархиальный училищный совет, уездными отделениями представлялись свои постановления, касающиеся: 1) назначения и перемещения учителей церковно-приходских школ; 2) утверждения попечителей церковных школ и установки в школах их портретов; 3) выделения пособий из средств уездных отделений; 4) избрания казначея и делопроизводителя отделения, а также членов школьной комиссии; 5) назначения заведующих и законоучителей церковно-приходских школ, находящихся при многоклирных церквях, и назначения законоучителя в школы, в которых священник сам не может преподавать Закон Божий.

Через Епархиальный училищный совет на утверждение епархиального архиерея поступали следующие постановления уездных отделений: 1) об избрании почетных и сверхштатных членов отделений; 2) об открытии и закрытии церковно-приходских школ; 3) об организации в церковноприходских школах дополнительных уроков во внеучебное время по предметам, преподаваемым в школе, уроков для взрослых и ремесленных классов; 4) о назначении заведующих и педагогов воскресных школ; 5) об организации педагогических курсов для учителей церковных школ; 6) о покупки недвижимости для двухклассных школ; 7) об определении сроков начала и окончания учебного года; 8) о выдачи денежных субсидий из средств Советов и утверждения сметы отделения на предстоящий год; 9) о рассмотрении годового отчета уездного наблюдателя и докладов его и членов отделений; 10) о рассмотрении жалоб; 11) об утверждении почетных попечителей церковных школ уезда или благочиннического округа; присвоении школам особых наименований и представлении деятелей церковного образования к почетным наградам1.

Необходимость в этом определении назрела давно, так как главную проблему в работе уездных отделений создавало то, что к компетенции Епархиального училищного совета были отнесены вопросы, требующие оперативного решения. Так, по заявлениям председателей уездных отделений Воронежского епархиального училищного совета, сделанных ими епархиальному наблюдателю А. Матюшенскому во время его поездки по епархии в мае 1904 г., «отделения не имеют той самостоятельности, какой им было бы желательно»2. Прежде всего, это относилось к назначению учителей в школы грамоты и одноклассные церковно-приходские школы, которые назначались Епархиальным училищным советом. Но это приводило к затягиванию процедуры назначения на достаточно долгий срок, вплоть до 2-3 месяцев, если кандидатура, предложенная отделением, не утверждалась Советом. Более того, были случаи одновременного назначения учителей Епархиальным училищным советом и уездным отделениемз.

И еще до определения Синода от 7-17 ноября 1911 г. в отдельных епархиях часть функций Епархиального училищного совета передавали уездным отделениям. Так, на заседании 29 сентября 1905 г. Съездом председателей уездных отделений Курского епархиального училищного совета, уездных наблюдателей и благочинных было решено передать в компетенцию уездных отделений все вопросы, связанные с образовательной деятельностью школ грамоты, утверждением экзаменационных комиссий для проведения выпускных экзаменов в церковных школах и выдачей льготных свидетельств по воинской повинности4. А Съездом уездных наблюдателей церковных школ Орловской епархии, состоявшемся 24-28 августа 1904 г., было признано необходимым «часть дел, в настоящее время передаваемых отделениями на рассмотрение Совета, передать в окончательное ведение отделений» 5.

В целом, деятельность уездных отделений епархиальных училищных советов являлась достаточно эффективной в плане децентрализации системы управления начальными церковными школами. Широкий круг вопросов, подлежавших ведению уездных отделений епархиальных училищных советов, способствовал их органичному включению в систему регионального управления начальным церковным образованием. Нормативно определенный состав членов уездного отделения предполагал включение в организацию деятельности церковных образовательных учреждений в уезде представителей различных ведомств и органов общественного самоуправления. Данное обстоятельство по мысли синодального руководства должно было способствовать успешной интеграции церковных школ в образовательное пространство уезда. Однако, как показала практика, успешная реализация данной установки оказалась осложнена занятостью светских членов уездных отделений по основному месту работу. В связи с этим их участие в работе уездных отделений зачастую являлось формальным и ограничивалось статусом членства. Следующей проблемой было недостаточное материальное и финансовое обеспечение деятельности уездных отделений

1 Законы о православном духовенстве ... С. 405.

2 РГИА. Ф. 803. Оп. 12. Д. 61. Л. 141.

3 См.: РГИА. Ф. 803. Оп. 12. Д. 61. Л. 141; Никольский П. Управление церковно-приходскими ... // Народное образование. 1906. Т. 1. Кн. 4. С. 459.

4 См.: Протоколы заседаний Съезда председателей уездных отделений Курского епархиального училищного совета... // Курские епархиальные ведомости. 1905. № 41. ч. оф. С. 426-427.

5 Постановления Съезда уездных наблюдателей церковных школ Орловской епархии 24- 28 августа 1906 г. ...// Орловские епархиальные ведомости. 1907. № 8. Прил. С. 3.

епархиальных училищных советов. Остроту этой проблеме придавало отсутствие в подавляющем большинстве случаев у отделений собственных административных зданий и безвозмездность труда их членов.

Библиография

Законы и справочные сведения по начальному народному образованию/Сост. А. С. Пругавин. СПб., 1898. Законы о православном духовенстве и учреждениях духовных с разъяснениями из решений Правительственного Сената, указов, определений и постановлений Святейшего Синода, ведомственными разъяснениями и алфавитно-предметным указателем / Сост. Н.Е. Серебренников. СПб., 1914-

Извлечение из отчета Орловского епархиального училищного совета о состоянии церковноприходских школ и школ грамоты Орловской епархии за 1901 год // Орловские епархиальные ведомости. 1902. №№16-17. ч. оф. С. 706-711.

Никольский П. Управление церковно-приходскими школами / / Народное образование. 1906. Т. 1. Кн. 4. С. 457-463

Постановления съезда уездных наблюдателей церковных школ Орловской епархии 24-28 августа 1906 г., исправленные и дополненные Епархиальным училищным советом и утвержденные Его Преосвященством 20 декабря // Орловские епархиальные ведомости. 1907. № 8. Прил. С. 1-15

Протоколы заседаний Съезда председателей уездных отделений Курского епархиального училищного совета уездных наблюдателей церковных школ Курской епархии и благочинных с 27 по 31 сентября 1905 г.// Курские епархиальные ведомости. 1905. №41. ч. оф. С. 417-432

Сборник узаконений и распоряжений о церковной школе ведомства православного исповедания/ Сост. Ф.Федоров. СПб., 1907.

References

Zakony i spravochnye svedenija po nachal'nomu narodnomu obrazovaniju/Sost. A. S. Prugavin. SPb., 1898. Zakony o pravoslavnom duhovenstve i uchrezhdenijah duhovnyh s razjasnenijami iz reshenij Pravitel'stven-nogo Senata, ukazov, opredelenij i postanovlenij Svjatejshego Sinoda, vedomstvennymi razjasnenijami i alfavitno-predmetnym ukazatelem / Sost. N.E. Serebrennikov. SPb., 1914.

Izvlechenie iz otcheta Orlovskogo eparhial'nogo uchilishhnogo soveta o sostojanii cerkovno-prihodskih shkol i shkol gramoty Orlovskoj eparhii za 1901 god // Orlovskie eparhial'nye vedomosti. 1902. №№16-17. ch. of. P. 706-711.

Nikol'skij P. Upravlenie cerkovno-prihodskimi shkolami // Narodnoe obrazovanie. 1906. T. 1. Kn. 4. P. 457-463 Postanovlenija sezda uezdnyh nabljudatelej cerkovnyh shkol Orlovskoj eparhii 24-28 avgusta 1906 g., is-pravlennye i dopolnennye Eparhial'nym uchilishhnym sovetom i utverzhdennye Ego Preosvjashhenstvom 20 dekabr-ja // Orlovskie eparhial'nye vedomosti. 1907. № 8. Pril. P. 1-15

Protokoly zasedanij Sezda predsedatelej uezdnyh otdelenij Kurskogo eparhial'nogo uchilishhnogo soveta uezdnyh nabljudatelej cerkovnyh shkol Kurskoj eparhii i blagochinnyh s 27 po 31 sentjabrja 1905 g.// Kurskie eparhial'nye vedomosti. 1905. №41. ch. of. P. 417-432

Sbornik uzakonenij i rasporjazhenij o cerkovnoj shkole vedomstva pravoslavnogo ispovedanija/ Sost. F.Fedorov. SPb., 1907.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.