МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ ВЛАСТЕЙ В РЕШЕНИИ ЦЕРКОВНО-ШКОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ (1884-1917)*
О.А. Монякова
Аннотация. В статье впервые предпринята попытка комплексного анализа механизмов взаимодействия центральных и местных властей Российской империи губернского и уездного уровней в решении церковно-школьных вопросов за период функционирования организованной церковной школы с 1884 по 1917 год. Анализ проведен на широком спектре региональных источников.
Ключевые слова: церковная школа, история образования в России, церковноприходские школы, органы церковно-школьного управления.
Summary. The article makes the first attempt to comprehensively analyze the mechanisms of interaction between central and local authorities of the Russian Empire, the provincial and district levels in dealing with issues of church and school for the period of operation of the organized church school from 1884 to 1917. The analysis is performed on a wide range of regional sources.
Keywords: church school, history of education in Russia, parish schools, authorities of the Church and school-based management.
На современном этапе наблюдается возврат российского общества к проблемам религиозно-нрав ствен но го образования и просвещения населения. Русская Православная Церковь сегодня проявляет активное стремление участвовать в социокультурной жизни общества на самых различных уровнях, воссоздавая в том числе свою систему общего образования населения, начиная с начального звена, как это было в дореволюционной России. В данном контексте анализ механизма функционирования церковной системы образования до ее
ликвидации советской властью представляется сегодня особенно актуальной и может в некоторой степени рассматриваться как источник для осмысления современных позиций по этому вопросу.
Хронологические рамки исследования, с 1884 по 1917 г., выбраны неслучайно и обосновываются тем, что именно с издания «Правил о церковноприходских школах» в 1884 г. начинается организованный период развития данного типа начального образования населения, завершившийся в 1917 г., когда в России произошла смена политического режима.
261
* Работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы». ГК № П 563 от 17 мая 2010 г.
ЕК
262
Система управления церковными школами как любая другая система, чтобы быть жизнеспособной и эффективной, предполагает определенный ряд механизмов взаимодействия ее структурообразующих субъектов. В данном случае такими субъектами являются органы центрального, губернского (епархиального) и уездного церковно-школьного управления. В условиях унитарного государства, построенного на жесткой централизации, каковым являлась Российская империя [1, с. 10-11], механизмы взаимодействия всех уровней управления церковными школами не могли складываться вне рамок законодательной системы и выработанных ею нормативно-правовых документов, в которых строго прописывались функции каждого звена системы управления. Поэтому нашей задачей в первую очередь стал анализ данных юридических актов, которые принимались не сразу, а постепенно, по мере развития системы начального образования в России, одним из структурных компонентов которой и было образование церковное.
В процессе исследования и анализа документальных источников было установлено, что система церковно-школьного управления предполагала несколько уровней взаимодействия между собой ее структурообразующих субъектов: между центральными органами управления и епархиальными, между епархиальными управлениями и органами, занимавшимися начальным образованием на местах, в пределах уезда. Кроме того, будучи не единственной в общей структуре организации начального образования в Российской империи, она не могла развиваться изолированно от
других систем образования, в частности от светского. Таким образом, механизмы взаимодействия светского и церковного управлений школьным делом на всех уровнях также стали предметом исследования. Светское начальное образование в России во второй половине XIX - начале ХХ в. развивалось в формате школ земских и Министерства народного просвещения, причем преобладающим типом школ являлись земские начальные училища. Следовательно, взаимодействие органов церковно-школь-ного управления с городским и земским самоуправлением на местах также было подвергнуто рассмотрению.
Развитие организованной цер-ковно-приходской школы в Российской империи началось после того как были приняты к действию «Правила о церковно-приходских школах» от 13 июня 1884 г. Они стали первым документом, наметившим контуры управления цер ков но-школьным делом, во главе которого стоял Святейший Синод. Этими же правилами в последнем § 23 было определено, что основным инструментом для претворения этих правил в жизнь для Синода является издание особых постановлений по вопросам управления жизнью церковно-приходских школ и их финансовым содержанием [2]. В силу этого параграфа Правил в Св. Синоде постепенно, в разное время составлялись и издавались правила, положения и распоряжения, касающиеся церковно-приходских школ в учебно-вос пи та тель ном, административном, хозяйственном и др. отношениях [3, с. 66].
Фактически первым документом Св. Синода по церковно-приходским школам стал циркулярный указ от 12
июля 1884 г. епархиальным преосвященным, сопровождавший Правила о церковно-приходских школах, в котором прописывался механизм действий по организации церковных школ в епархиях [4, с. 23-25].
Во-первых, главам епархий предписывалось «в местностях, где уже учреждены гражданским ведомством школы, открывать свои не иначе как по предварительному сношению преосвященного с подлежащим начальством, так как для достижения полного успеха в просвещении народа потребно единодушие между всеми лицами и учреждениями, призванными к служению данному делу».
А так как преобладающим типом начальной школы в провинции помимо церковной была школа земская, то основное внимание было обращено на взаимоотношения с земскими органами самоуправления. Кроме того, они являлись еще и источником материальных средств для развития школы. Поэтому с целью развития первого циркулярного указа от 12 июля 1884 г. Св. Синодом был издан Указ № 13 от 8 августа 1888 г., определявшим степень участия в управлении и контроле над церковными школами представителей тех земств, от которых последовала денежная помощь на их содержание [5, с. 29]. Данный законодательный акт поставил взаимоотношения земств и местных церковных структур на конкретную основу, дал земствам юридические основания для субсидирования церковных школ в своих уездах, а наблюдателям над школами возможность обращаться с ходатайствами к своим земским управам о выделении денежной помощи.
Во-вторых, указом от 12 июля 1884 г. создавался институт наблюда-
телей над церковно-приходской школой, в которые «должны быть назначаемы преимущественно те из священников, кои известны своим усердием и опытностью в деле учительства и народного образования». Так, в Симбирской епархии, не обнаружив у себя священнослужителей с подобными характеристиками, пошли по пути назначения на должности первых наблюдателей над церковными школами благочинных, каждого в своем округе [5, с. 11].
И, в-третьих, указ от 12 июля 1884 г. рекомендовал преосвященным с целью достижения больших успехов в организации церковных школ у себя в епархии привлекать к этому делу «мирян, известных своим усердием к устройству церковноприходских школ и способных личным трудом и попечением или материальной помощью оказать свое содействие». Одним из путей привлечения прихожан к делу просвещения народа стали церковно-приходские попечительства, организовывавшиеся в епархиях по «Положению о церковно-приходских попечитель-ствах при православных церквах» от 2 августа 1864 г., которое в своей пятой статье вменяло в обязанность попечи-тельствам заботиться в том числе «об изыскании средств для учреждения в приходе школы ...» [6, с. 607].
Следует отметить, что Министерство народного просвещения тотчас же откликнулось на указ Св. Синода своим циркуляром от 24 июля 1884 г. попечителям учебных округов аналогичного содержания, предписав «чинам министерства народного просвещения, как центральных так и местных управлений . содействовать духовенству в его благих начи-
263
ВЕК
264
наниях всеми зависящими от них способами» [4, с. 109].
Прямое управление Св. Синода церковно-школьным делом продолжалось недолго. Уже 19 января 1885 г. Определением Св. Синода от 12-27 февраля 1885 г. за № 228 для управления церковно-приходскими школами был создан специальный орган - Училищный совет [там же, с. 25], правопреемник Комиссии по разработке Правил 1882 г., которая была закрыта сразу же после принятия последних. Так как Училищный совет был определен как совещательный орган, он не имел права издавать собственные распорядительные документы, а должен был собирать из епархий представления и предложения, по которым требовались решения Св. Синода [там же, с. 112]. Одним словом, являлся промежуточным звеном между регионами и центральным органом управления - Святейшим Синодом.
Примером тому, каким был механизм взаимодействия вновь созданного Училищного совета с епархиями, отчетливо просматривается на процедуре разработки учебных программ для церковно-приходских школ в 1885-1886 гг., что являлось одной из основных функций этого органа управления. В 1885 г. Училищный совет разослал по епархиям для обсуждения так называемую «записку Ра-чинского» об образцовых школах при духовных семинариях, их программах и принципах устройства. Был собран обширный свод мнений, на основании которого и разработаны программы преподавания для церковных школ, принятые к действию в 1886 году [7, с. 181-182].
Пример с Воронежской епархией показывает, что в арсенале Училищ-
ного Совета был еще и метод принятия каких-либо общих важных решений на основе положительных инициатив на местах. 20 июня 1886 г. состоялось Определение Св. Синода, которым было предложено всем главам епархий последовать примеру Воронежского епархиального начальства, которое «для усиления средств к открытию и содержанию церковно-приходских школ постановило ежегодно отчислять в распоряжение местного епархиального совета часть из остатков кружечно-кошелькового сбора по всем церквам епархии». В развитие данной инициативы Св. Синод в этом Определении разрешил учреждать в церквах особые кружки для сбора пожертвований на церковно-приходские школы [8, с. 180-182]. Позднее для этого будет установлен особый день в году - 6 декабря, день памяти св. Николая Чудотворца [9, с. 817-818].
О том, как обстоят дела в епархиях с учреждением школ, Св. Синод через Училищный Совет узнавал из ежегодных отчетов епархиальных преосвященных. Ежегодно епархиальный училищный совет обязан был представить в Синодальный Училищный Совет общий очерк начального народного образования в епархии и изложить свои предложения по его развитию. Практически все епархиальные училищные советы публиковали свои отчеты в местном ведомственном издании - «Епархиальных ведомостях», а также отдельными брошюрами.
До 1888/1889 учебного года отчеты составлялись в свободной форме и содержали конкретные сведения по каждой школе. Расширение и усложнение церковно-школьного дела, не-
обходимость составления отчетов по империи привело к необходимости унификации форм отчетности. С этой целью Синодальный Училищный Совет разрабатывал программы годовых отчетов уездных и епархиальных училищных советов [10].
Аналогичная схема взаимодействия просматривается и на местах, в епархиях: высшим лицом, принимавшим все решения по церковным школам в епархии, являлся преосвященный архиерей, глава епархии. При нем согласно § 22 «Правил» 1884 г. «для обсуждения вопросов по церковно-при-ходским школам. учреждался Епархиальный училищный совет» [2, с. 388]. В контексте темы нашего исследования важно обратить внимание на фразу «для обсуждения вопросов», то есть по аналогии с Училищным Советом при Св. Синоде епархиальные училищные советы были только совещательно-исполнительными органами, не имевшими полномочий по принятию каких-либо самостоятельных решений. Они изучали, прорабатывали вопрос и подавали его со своим мнением для окончательного решения архиерею. Тем не менее, по выражению гродненского архиепископа Алексия, с открытием в епархиях училищных советов «управление школами приблизилось к школам» [11, с. 54].
В связи со значительным ростом числа церковно-приходских школ после 1884 г. и соответственно усложнением механизма управлениями ими, в 1888 году принимается решение о создании промежуточного звена управления церковно-школьным делом на уровне епархии - уездных отделений епархиальных училищных советов. В утвержденных 28 мая 1888 г. Правилах об уездных отделениях прописан
весь механизм их работы и принципы взаимодействия с другими структурами [12, с. 912-914]. Согласно § 5 непременными членами уездных отделений должны быть местный инспектор народных училищ или другое лицо учебного ведомства, а также член уездного по крестьянским делам присутствия.
Работа уездных отделений протекала в форме заседаний: очередных, в определенные членами отделения сроки, и чрезвычайных, по назначению председателя (§ 8). Для ведения финансовых дел отделения и его делопроизводства члены отделения из своей среды избирали секретаря и казначея (§ 7).
Взаимодействие с церковно-при-ходскими школами и школами грамоты, находившимися в сфере управления уездного отделения, осуществлялось в основном в двух направлениях: ежегодных отчетах заведующих школ по строго заданной сверху форме и отчетов священников-наблюдателей, а также объездов школ самими членами уездного отделения (§§ 5, 6).
На основании полученной из всех выше указанных источников информации составлялся ежегодный отчет в епархиальный училищный совет, который должен быть подан туда не позднее 1 августа. Кроме того, требовалось прилагать к отчету подлинные донесения священников-наблюдателей (§ 6 п. 1).
Отчеты отделений вместе со школьными листками поступали в епархиальный училищный совет. На их базе с привлечением отчетов епархиального наблюдателя составлялись годовые отчеты по епархии.
К концу XIX в. система управления церковно-школьным делом при-
265
ВЕК
266
обретает завершенный вид, что и фиксируется «Положением об управлении школами церковно-приходски-ми и грамоты Ведомства Православного Исповедания», утвержденного 26 февраля 1896 г. [13, с. 95-101]. Этот документ впервые очень детально прописал механизм взаимодействия каждого звена управления церковными школами, начиная с Училищного Совета при Св. Синоде и заканчивая уездными отделениями, учитывая те изменения, которые произошли в церковно-школьном деле после 1884 г. Фактически это Положение стало своеобразным административным регламентом, определившим права и обязанности каждого уровня управления церковными школами, механизмы их взаимодействия и пакет делопроизводственной документации, посредством которой осуществлялась вся деятельность и контакты в ходе этой деятельности. Следует сразу сказать, что сам принцип церковно-школьного управления остался прежним. Но в связи со значительным расширением и усложнением религиозно-образовательного пространства в механизме его управления за прошедшие годы появились новые элементы, отработанные на практике, которые данное Положение и закрепило уже юридически.
После Февральской революции 1917 г., в промежуток времени до полной ликвидации церковно-школь-ной системы образования, принятые Временным правительством законодательные акты, в частности Временные правила о составе Епархиальных Училищных Советов и их уездных отделений [14, с. 180], внесли элементы демократизма в церков-но-школьное управление. Суть их за-
ключалась в том, что слово «назначались» в этих документах было заменено словом «избирались». В механизме управления церковными школами на местах появилось еще одно звено - приходской совет, который управлял школьным делом сам или выделял из своего состава школьный совет.
Таким образом, в результате принятия за всю историю существования организованной церковно-при-ходской школы с 1884 по 1917 г. последовательного ряда нормативно-правовых документов, реагировавших на изменения религиозно-образовательного пространства, сложился механизм взаимодействия церковных школьных структур всех уровней, главной отличительной особенностью которого являлся совещательно-исполнительский характер нижестоящей структуры по отношению к вышестоящей инстанции в церковно-школьном управлении. Обращает на себя внимание и такая особенность этого механизма как отсутствие самостоятельности в работе подчиненных структур, при этом степень самостоятельности в рамках законодательства зависела, в том числе, от стиля управления в конкретной епархии. Но со временем, по мере усложнения и расширения образовательного пространства, доля самостоятельности подчиненных звеньев управления увеличивалась, все больше позиций отдавалось «на откуп» нижестоящим органам управления, что говорит о том, что механизм церковно-школьного управления находился в состоянии постоянного совершенствования процесса своего функционирования.
ЕК
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иванов Ю.А. Уездная Россия: местные власти, церковь и общество во второй половине XIX - начале ХХ в. - Иваново: Изд-во «Ивановский Государственный университет», 2003.
2. Владимирские епархиальные ведомости. - 1884. - № 16.
3. Благонравов М. Церковные школы в Астраханской епархии в XIX веке и состояние учебного дела вообще в XVII и XVIII веках. - Астрахань: Первая тип-я В. Л. Егорова, 1906.
4. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1884 год. - СПб.: Синодальная типография, 1885.
5. Церковная школа в Симбирской епархии с 1884 года по 1908 год. Историко-статистическая записка, составленная Симбирским Епархиальным Училищным Советом. - Симбирск: Типо-Литография А.Т. Токарева, 1909.
6. Сборник узаконений, относящихся до земских учреждений (по Своду законов и продолжением издания 1886 года), с включением решений Правительственного Сената и правительственных разъяснений и с приложениями Городового Поло-
жения. Сост. И. Андогский. - СПб.: Тип-я Е. Евдокимова, 1888.
Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за
1885 год. - СПб.: Синодальная типография, 1887.
Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за
1886 год. - СПб.: Синодальная типография, 1888.
Костромские епархиальные ведомости. -1887. - № 22.
Гизей Ю.Ю. Церковно-приходская школа Западной Сибири конца XIX-начала XX вв. (По материалам Томской Епархии): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Кемерово, 2004.
Корчинский И. Очерк истории церковно-школьного дела Гродненской губернии в XIX столетии, составленный по данным архива Гродненского Епархиального Училищного Совета и другим источникам. -Гродна: Губернская тип-я, 1903. Вестник Владимирского губернского земства. - 1888. - № 20.
Церковные ведомости. - 1896. - № 1213.
Костромские епархиальные ведомости. -1917. - № 10. - О.Ч. ■
267