Научная статья на тему 'Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, и его деятельность в Якутске с 1853 по 1860 гг'

Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, и его деятельность в Якутске с 1853 по 1860 гг Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
399
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ МОСКОВСКИЙ / ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ / РПЦ / ХРИСТИАНИЗАЦИЯ СИБИРИ / ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА / ЯКУТИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, и его деятельность в Якутске с 1853 по 1860 гг»

Роман, Епископ Якутский и Ленский

Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский и его деятельность в Якутске с 1853 по 1860 гг.

«Для него жить значило трудиться», из воспоминаний прот. Афанасия Виноградова о святителе Иннокентии (Вениаминове)

О святом Иннокентии (Вениаминове) — человеке, который почти за полувековой период своими неустанными миссионерскими трудами просветил верой Христовой и крестил большое количество людей разных народностей, прославился и как ученый, и как этнограф и лингвист, написано большое количество трудов. До сегодняшнего времени личность святителя вызывает пиетет по отношению к его жизни и его трудам.

Современник Апостола Америки И.П. Барсуков спустя несколько лет после смерти святителя Иннокентия издал о нем книгу, в которой, в частности, имелась такая характеристика архипастыря: «Имя его [свт. Иннокентия — епископ Роман] сделалось славным и почтенным как у нас, так и в чужих краях. Не только всякий Русский, ревнующий о чести и славе своего Отечества, но и всякий образованный человек, Англичанин, Немец, Француз, Американец, кто только уважает науку и человечество, почтительно преклоняется перед величавой личностью нашего Камчатского и Алеутского апостола»1.

Еще один современник святого А.И. Гончаров, который познакомился с ним в Якутске, написал поистине пророческие слова: «О нем писали и пишут много, и много будут писать, и чем дальше населяется, оживляется и гуманизируется Сибирь, тем выше и яснее станет эта апостольская фигура... Вот природный сибиряк, Самим Господом Богом ниспосланный апостол-миссионер!»2.

Наши современные исследователи характеризуют его как крупнейшего ученого, выдающегося миссионера, просветителя, талантливого администратора, человеколюбивого архипастыря, учителя, величайшего патриота любимой им России и поразительно цельного русского человека3. Так, один из современных историков И.Г. Стрюченко писал о

- 1. Барсуков И.П. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам. М ., 1883. C.VI.

- 2. Гончаров А.И. Фрегат «Паллада». Л., 1986. С. 600.

- 3. См.: Тукиш В.А. Просветительская деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова),

святителе Иннокентии: «Его жизнь, его образ — своего рода эталон, с которым можно сверять жизнь человеческую, оценивать различные ее проявления»4.

В связи с этим, каждый, кто занимался и, несомненно, будет продолжать заниматься изучением его жизни, подвигов и научного наследия, старается показать те или иные стороны из жизни святого, отдавшего всего себя, по слову Христа, для своей паствы.

Настоящая статья также призвана внести свою скромную лепту в сокровищницу подобного рода исследований и осветить один из периодов жизни и деятельности святителя, прослужившего в архиерейском сане более пяти лет свой в Якутске, просвещая северные народы и наставляя их своим жертвенным служением на путь истинный.

Святитель Иннокентий — начало миссионерской деятельности

Прежде чем перейти к анализу деятельности апостола Америки в пределах Якутской земли, остановим свое внимание на начальных аспектах из жизни святителя для того, чтобы понять, чем он руководствовался в деле просвещения различных народностей.

Итак, святитель Иннокентий (в миру Иван Попов) родился в конце XVIII столетия в семье церковнослужителя в с. Анга Иркутской епархии5. Во время обучения в местной семинарии получил новую фамилию

- Вениаминов в честь недавно почившего епископа Иркутского, Нерчинского и Якутского Вениамина (Багрянского)6. После окончания семинарии и принятия священного сана будущий просветитель был назначен учителем приходского училища, которое им же было основано, и за небольшой период времени снискал уважение у прихожан7.

Далее следовала миссия в Русскую Америку, где на о. Уналашка и о. Ситха он активно занимался просвещением жителей Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки. Помимо своей непосредственной

митрополита Московского / Материалы к 210-летию святителя Иннокентия, митрополита Московского // Развитие личности. 2007. №1. С. 193.

- 4. Стрюченко И.Г. Святитель Иннокентий и наше время // Научный журнал Россия и АТР. 1997. №3. С. 59

- 5. Барсуков И.П. Указ.соч. С. 1.

- 6. Прим.: в некоторых исследованиях есть мнение, что фамилию Вениаминов свт. Иннокентий получил в память об архиепископе Нижегородском и Арзамасском Вениамине (Румовском-Краснопевкове).

- 7. Прим.: Занятия в местном храме стали начальным педагогическим опытом будущего миссионера, а для церковной жизни города Иркутска это нововведение связывалось с именем иерея Иоанна, который стал любимцем прихожан не только своего храма, но и всего города «за небывалое в Иркутске пастырское дело». См.: Тукиш В.А. Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского. М., 2006. С. 11.

пастырской деятельности, будущий Московский святитель открывал школы, изучал культуру, языки и быт коренного населения, занимался переводами духовной литературы на местные языки. Труды деятельного проповедника, ученого и миссионера не остались незамеченными: его многочисленные научные исследования по географии, этнографии и языкознанию получили широкую общемировую известность8.

Он был одним из немногих, кто осознавал всю ситуацию на Дальнем Востоке и знал, какими должны быть дальнейшие действия последующих поколений миссионеров, чтобы их труд не оказался напрасным. В связи с этим уместно будет процитировать слова из книги святителя Иннокентия «Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру», которая стала инструкцией для многих поколений православных миссионеров. «Оставить родину и идти в места отдаленные, дикие, лишенные многих удобств жизни, для того, чтобы обращать на путь истины людей, еще блуждающих во мраке неведения, и просвещать светом Евангелия еще не видевших сего спасительного света, - есть дело поистине святое, равноапостольное. Блажен, кого изберет Господь и поставит на это служение!»9.

Как мы говорили ранее, нам важно понять, чем руководствовался святитель в ходе своей активной миссионерской деятельности. Что для него в этом поистине нелегком деле было основополагающим? Если проанализировать оставшиеся записи святителя Иннокентия и воспоминания его современников, то достаточно ясно можно увидеть, что для него, кроткого и смиренного священнослужителя, краеугольным камнем проповеди было избежание насилия в вопросах веры. Он терпеливо ждал, когда местные жители добровольно изъявят желание креститься и не поощрял крещеных подарками10. Он также считал важным сохранять национальную самобытность народов, не подчинять миссионерскую проповедь задаче русификации: «...надобно стараться вывесть дикаря из его грязной жизни; но, очищая нечистоту с его тела, надобно быть осторожным, чтобы не содрать с него и природной его кожи и тем не изуродовать его. Надобно выводить дикарей из мрака невежества на свет познаний, но осторожно, чтобы не ослепить их...»11.

- 8. Прим.: за период своего служения на Аляске святитель Иннокентий написал ряд фундаментальных работ, в том числе и на алеутском языке. Среди этих работ особое место занимает труд «Указание пути в Царство Небесное» (1833), который стал одним из лучших пособий для православных миссионеров. Более детально с общепризнанными работами святого можно ознакомиться в книге: Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, апостол народов Сибири и Америки: Библиографический справочник / сост. прот. Б.И. Пивоваров, О.А. Павлова. Новосибирск, 1997. С. 12-21.

- 9. Избранные труды свт. Иннокентия. М., 1997. С. 171.

- 10. См.: Иннокентий (Вениаминов), свт. // Православная Энциклопедия. Т. ХХМ. М., 2009. С. 708.

- 11. Творения Иннокентия, митр. Московского и Коломенского.Т.3. М., 1888. С. 485.

Характеризуя миссионерскую деятельность святителя Иннокентия и его подвиг, один из современных исследователей игумен Арсений (Соколов), пишет: «Его величие — в том, что он сумел подняться над собой, над своей национальностью, над своей культурой, над политикой своего государства. Он отрешился от всего этого. Сам оставаясь, конечно же, верным сыном своего народа, он не желал делать славянами индейцев и алеутов. Он делал их христианами. Он любил эти народы. Каждое племя, к которому он шел, было ему интересно...»12.

Вторит ему другой современный исследователь иеромонах Никанор (Лепешев), который сравнивает деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова) в деле распространения православия на территории Аляски и Алеутских островов, Камчатки, Сахалина, Чукотки, Якутии, Приамурья и Приморья с просветительской деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия и говорит, что без его имени невозможно представить себе историю развития просвещения и образования на Дальнем Востоке13.

Таким образом, подытоживая небольшой анализ миссионерской деятельности святителя Иннокентия, а особенно ее начального этапа, можем отметить, что с первого своего миссионерского опыта и до конца своей жизни он вызывал к себе со стороны новокрещаемых, архиереев, интеллигенции и многих других уважение и почитание как истинный служитель Виноградника Христова. Весь его успех в деле просвещения заключался в том, что он не был тираном и не был деспотом, а ко всем относился с любовью и уважением, неся людям учение о Христе, а не модель общественных отношений и какие-либо культурные ценности.

Административная и миссионерская деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова) в Якутске

Итак, вкратце осветив начало миссионерской деятельности святителя Иннокентия, перейдем к более детальному анализу его деятельности на Якутской земле.

После смерти супруги, которая произошла в 1840 г., по настоянию святителя Филарета (Дроздова) священник Иоанн Вениаминов был пострижен в монашество и в скором времени был рукоположен во епископа с титулом Камчатский, Курильский и Алеутский14. В 1841 г. он

- 12. Арсений (Соколов), игум. Миссионерский подвиг святителя Иннокентия // Информационно-аналитический портал «Православие на Дальнем Востоке» // http://old. pravostok.ru/ru/ joumal/mission/index.php?from=4&id=1563.

- 13. См.: Никанор (Лепешев), иером. Деятельность Апостола Дальнего Востока святителя Иннокентия (Вениаминова) в сфере образования // Информационно-аналитический портал «Православие на Дальнем Востоке» // .

- 14. См.: Брагина Н.М. Роль святителя Иннокентия (Попова-Вениаминова) в развитии социальной инфраструктуры Дальнего Востока // Вестник АмГУ. 2008. Вып. 42. С. 74.

направился из Петербурга в пределы своей новой и обширной епархии для устроения в ней всего необходимого для существования и развития.

Само собой разумеется, что с принятием архиерейского сана круг просветительской деятельности святителя расширился. Он начал с открытия новых приходов, в которых до тех пор чувствовался сильный недостаток. Поставляя священников во вновь открытые приходы, мудрый архипастырь давал им самые подробные наставления и убеждал их действовать силой проповеднического слова, а не принуждением или заманчивыми обещаниями15.

За такую свою плодотворную миссионерскую деятельность среди народов далекой окраины России епископ Иннокентий в 1850 г. был возведен в сан архиепископа.

Итак, назначенный в 1840 г. епископом, святитель Иннокентий добился отделения Якутской области от Иркутской епархии и присоединения ее к Камчатской епархии. Святитель побывал с неофициальным визитом в 1852 г. в Якутске, где ознакомился с положением дел в области. По итогам поездки 5 июня 1852 г. он подал на имя генерал-губернатора Восточной Сибири H.H. Муравьёва-Амурского «Записку о разных предметах, касающихся церквей и причтов по Якутской области»16, в которой предлагал увеличить штаты причтов, перевести на якутский язык священные книги. Об этой «Записке» мы поговорим немного позже.

В том же году вышел указ Святейшего Синода, согласно которому Якутская область была присоединена к Камчатской епархии «по гражданским сей области границам; по особенности обстоятельств Камчатской епархии и впредь до усмотрения, кафедральным городом считать Ситху; по окончательном причислении Якутской области к Камчатской епархии Якутский Спасский монастырь предоставить управлению преосвященного (Иннокентия)»17. Также специальным пунктом было оговорено, что указ будет введен в действие по прибытии преосвященного Иннокентия из Америки. В отсутствие преосвященного управление духовными делами Якутской области возлагалось на высокопреосвященного Нила — архиепископа Иркутского и Нерчинского18.

- 15. См.: Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру // Избранные труды святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Сибири и Америки. М.: Изд-во Московской патриархии, 1997.

- 16. Иннокентий (Вениаминов), архиеп. Записка о разных предметах, касающихся церквей и причтов по Якутской области // Научное наследие России // http://books.e-heritage.ru/ book/10071786

- 17. Цит. по: Гуляева Е.П. Деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова) по изданию переводов церковных книг на якутский язык в Москве в 1853-1859 гг. / Святитель Иннокентий Московский, просветитель Америки и Сибири. Собрание сочинений и писем. В 7 т. Т.4: Апостол Дальнего Востока и Севера (1852-1860). М.: Изд-во Московской Патриархии, 2013. С. 10.

- 18. Там же.

В конце 1852 г. Синод распорядился о переводе архиерейской кафедры и семинарии из Новоархангельска в Якутск. В сентябре 1853 г. святитель Иннокентий прибыл на место новой резиденции в Якутск и, согласно распоряжению Синода, вступил в управление Спасским монастырем.

Для того чтобы осознать, с чем пришлось столкнуться святителю Иннокентию после приезда в Якутию, на наш взгляд, будет уместным обратиться к цифрам и указать, какое количество священнослужителей и храмов находилось на территории Якутской области и при каком населении. Итак, согласно сведениям на 1821 г. весь клир Якутской области состоял из 2 протоиереев, 38 священников, 6 диаконов, 27 дьячков и 40 пономарей19. Каждый из священнослужителей был вынужден обслуживать огромные районы с большим количеством жителей, проезжая расстояния иногда по 500 км. Такое положение дел было весьма затруднительным и для жителей, и для священника, который в отдаленных поселениях мог появиться не более одного или двух раз в год. При этом из-за нехватки времени он часто ограничивался только требоисполнением: причастить, окрестить, повенчать и исповедовать верующий народ20.

Все эти и многие другие факторы стали причинами учреждения в Якутской области походных храмов, для удобства крещения и обслуживания коренных жителей в отдаленных северных округах. Священникам, которые были поставлены путешествовать по отдаленным краям области, приходилось сталкиваться с неимоверными трудностями и лишениями.

В таких чрезмерных трудностях проходило церковное служение Православной Церкви в Якутском крае до прихода святителя Иннокентия.

Согласно упоминаемой выше «Записке» на время прибытия святителя в Якутскую область в ней находилось 33 храма, из которых 6 каменных в самом Якутске, а все остальные находились в других округах (в основном, не более 3). Молитвенных домов насчитывалось по всей области до 3021. Но самое важное то, что с населением около 210 тысяч жителей было только 56 священников, а это значит, что на каждого священнослужителя было рассчитано около четырех тысяч душ22.

В связи с этим архипастырь пишет следующее: «для занятия священнических мест по Якутской области необходимо требовать людей

- 19. ШишигинЕ.С. Якутская епархия (краткий исторический очерк и проблемы возрождения). Мирный, 1997. С. 20.

- 20. См.: Зосима (Давыдов), еп. Служение Русской Православной Церкви в Якутском крае // Интернет-журнал «Православие.ру»// http://www.pravoslavie.ru/jumal/684.htm

- 21. Иннокентий (Вениаминов), архиеп. Записка о разных предметах, касающихся церквей и причтов по Якутской области // Научное наследие России // .

- 22. Прим.: Для сравнения: к 1862 году в Якутской области уже числилось 437 лиц духовного звания, в том числе в Якутском округе - 367, в Олекминском - 35, в Вилюйском - 35. Данные приведены по: Шишигин Е.С. Указ. соч. С. 20.

из других сибирских епархий, потому что Сибирская семинария или причетники более или менее знакомы с обстоятельствами (и морозом) Сибири, и для них не покажется ужасным расстояние даже из Тобольска до Якутска»23.

Святитель активно принимал участие в деле церковного устроения в новой подведомственной ему области и поэтому кроме статистических данных и выявления тех или иных недостатков, он вносит свои предложения для их улучшения. Так, к «Записке» он приложил проект об увеличении церковного штата в Якутии до 83 священников, 12 диаконов, 83 дьячков, 35 пономарей, 28 просвирен. Далее он пишет: «Двухвековой опыт показал, что якуты, несмотря на то, что в самих их улусных управлениях дела проводятся на русском языке, и довольно многие читают сами русские молитвы и проч., при настоящем положении обстоятельств никогда не переменят своего природного языка на русский, как это сделали камчадалы и юкагиры; напротив того, заехавшие к ним русские волей-неволей принимают их язык»24. Поэтому святитель поставил одной из важных задач - «перевести на якутский язык несколько книг Священного Писания, нечто из богослужебных книг... а также перевести или составить несколько поучений на якутском языке, первоначально о самых необходимых предметах»25. Он считал необходимым это сделать, потому что Якутская область была населена многими народами, которые совершенно не знают русского языка, но между собой говорят на якутском языке.

В связи с упоминанием о священнослужителях приведем одно из воспоминаний современника Преосвященного архипастыря, протоиерея Афанасия Виноградова, в котором можно увидеть, насколько трепетно, чутко и заботливо относился святитель к каждому священнослужителю. «Чтобы прекратить обычные злоупотребления в духовной администрации,

- пишет прот. Афанасий, — происходившие, по большей части, от крайне скудных окладов жалованья служащим в Духовных правлениях и консисториях, высокопреосвященный Иннокентий с первого же раза, по вступлении в управление Якутской епархией, решил улучшить их положение за счет местных епархиальных средств. Он призвал к себе столоначальника Якутского Духовного правления и спросил его, сколько он получает жалованья. Столоначальник отвечал: «По пять рублей в месяц».

- «А велико ли у вас семейство?» — «Человек десять». — «И вы на пять рублей жалованья проживаете с семейством?» — «Пробиваюсь кое-как, ваше преосвященство». — «Ну, нет. Как ни дешево жить в Якутске, не верю возможности прожить в Якутске на пять рублей с вашим семейством. Наверное, вы пользуетесь обычными приношениями духовенства». —

- 23. Барсуков И.П. Творения Иннокентия, митрополита Московского. М., 1887. С. 389.

- 24. Иннокентий (Вениаминов), архиеп. Записка. // http://books.e-heritage.ru/ book/10071786.

- 25. Там же.

«Этого я не люблю, не дозволю». — «А чтобы избавить вас от искушения прибегать к вымогательствам, я назначаю вам жалованье по двадцать пять рублей в месяц. Только смотрите, старые привычки оставьте. Согласны?» — «Согласен, ваше высокопреосвященство, и благодарю». Нет ничего удивительного в том, что при такой внимательности высокопреосвященного к нуждам служащих, они не смели прибегать к злоупотреблениям, обычным в других епархиях»26.

Таким образом, мы подошли к одному из самых активных видов деятельности святого — это переводческая и просветительская деятельность. В 1853 г. он учреждает Комитет для перевода церковной литературы под председательством священника-миссионера Димитрия Хитрова27. Благодаря работе Комитета, в начале 1857 г. в Москве и Петербурге были изданы первые восемь книг на якутском языке. Среди них Евангелие и «Краткая грамматика якутского языка», которую составил протоиерей Димитрий Хитров, а также знаменитая книга самого святителя Иннокентия «Указание пути в Царствие Небесное». Все эти книги были привезены в библиотеку Троицкого собора, где все желающие могли с ними ознакомиться.

Свидетелем переводческих трудов стал известный русский писатель Иван Александрович Гончаров. В книге «Фрегат "Паллада"» он писал: «Я случайно был в комитете, который собирается в тиши архипастырской кельи. Все духовные лица здесь знают якутский язык. Перевод вчерне уже окончен. Когда я был в комитете, там занимались окончательным пересмотром «Евангелия от Матфея». Сличались греческий, славянский и русский тексты с переводом на якутский язык. Каждое слово и выражение строго взвешивалось и проверялось всеми членами.

Один из миссионеров, именно священник Хитров, занимается, между прочим, составлением грамматики якутского языка. Она уже окончена»28.

В 1858 г. в московской Синодальной типографии были изданы 16 духовных книг на якутском языке: все книги Нового Завета, кроме Апокалипсиса; из Ветхого Завета Бытие и Псалтирь; книга поучений «Указание пути в Царствие Небесное», богослужебные книги, поучения, а также азбука и грамматика якутского языка, составленная протоиереем Дмитрием Хитровым.

- 26. Виноградов А., прот. Воспоминания о Святителе Иннокентии (Вениаминове) ч. 2 // Информационно-аналитический портал «Православие на Дальнем Востоке» // http:// old. pravostok.ru/ru/journal/mission/ index.php?from=4&id=1565.

- 27. Прим.: Согласно современной исследовательнице Е.П. Гуляевой, святитель Иннокентий еще в 1841 г. в письме священнику Якутской Преображенской церкви Димитрию Хитрову обязал и благословил его «употребить все силы и старания на перевод священных книг на местный язык». Преосвященный был убежден, что книги, переведенные на языки инородцев, не столько необходимы для обучения их истинам веры, «сколько для введения между ними собственной грамотности и письменности». Цит. по: Гуляева Е.П. Указ.соч. С. 12.

- 28. Гончаров А.И. Указ. соч. С. 621.

Объезжая всю свою огромную епархию, святитель Иннокентий убеждался в том, что местное население сознательно усвоить христианские истины может только на родном им наречии. Поэтому следующим логическим этапом начатого великим просветителем дела стал перевод на якутский язык церковной службы. Он писал: «Предполагается по отправлении торжественного молебна на якутском языке в первый раз, дозволить с этого времени по якутским церквам отправлять службы вместо славянского на якутском языке. Следовательно, нынешний год для якутского края будет весьма замечателен, и в истории якутов должен составить эпоху»29.

19 июля 1859 г. в Троицком кафедральном соборе впервые состоялась Божественная литургия на якутском языке. Во время службы Евангелие на якутском языке прочел сам святитель Иннокентий. Один из очевидцев этой службы так описывал это незабываемое событие в жизни своего народа. «С раннего утра толпы народа спешили к соборной церкви, которая едва ли когда вмещала столько молящихся, как в тот день. Тут были и якуты, были и русские, большая часть которых знает якутский язык не хуже туземцев... Первые звуки якутского языка, на котором отправлялось решительно все богослужение, казались удивительными для самих якутов. Хотя служение происходило в первый раз, но оно шло чрезвычайно стройно, обычным порядком. Якутов до того тронуло это событие, что родоначальники их, от лица всех своих собратий представили владыке Иннокентию покорнейшую просьбу, чтобы 19 июля навсегда было днем праздничным, потому что в этот день они в первый раз услышали Божественное слово в храме на своем родном языке»30. Перевод богослужения настолько содействовал распространению Православия среди местного населения, что один из тогдашних исследователей небезосновательно полагал, что все якутское население стало православным31.

Совершение Божественной литургии на якутском языке было давнишним желанием архиепископа Иннокентия. С волнением ожидая этот день, он писал А.Н. Муравьеву в письме от 16 апреля 1859 г.: «... нынешний год для якутского края будет весьма замечателен, и в истории якутов должен составить эпоху. Помолитесь Господу, чтобы Он благословил это наше дело»32.

Первая Божественная литургия на якутском языке произвела чрезвычайных успех. С этого времени по настоянию Преосвященного Иннокентия и указу духовной консистории вводится повсеместное обязательное служение на якутском языке: «И посему с благословения

- 29. Шишигин Е.С. Указ. соч. С. 32.

- 30. Эра Иннокентия Вениаминова // Официальный сайт Якутской и Ленской епархии Русской Православной Церкви // http://pravyakutia.ru/content/3009.html

- 31. Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири. Ч. 1-3. СПб, 1854. Таб. № 1 (Приложения) // http://www.knigafund.rU/books/38322/read#page186

- 32. Шишигин Е.С. Указ. соч. 37.

Святейшего Правительствующего Синода отныне дозволяется отправлять литургии, бдения, молебны и все обычные требы, а также читать Псалтирь и поучения на якутском языке по новонапечатанным книгам по всем церквям и часовням Якутской области»33.

Одухотворенные такими преобразованиями местные жители в большом количестве изъявляли желание принимать Таинство Крещения. Все это стало причиной того, что уже в 1855 г. по ходатайству святителя Иннокентия Святейший Синод разрешил, в виде исключения, проведение массовых крещений в Якутии и строительство новых часовен по всей Камчатской епархии. В самой Якутии часовни строились во всех отдаленных районах без ограничения. Возводили их из лиственницы в стиле русского шатрового зодчества, а строителями при этом, как правило, выступали якутские мастера, которые были в епархии самыми искусными столярами, плотниками и резчиками. Якутские часовни отличались от общепринятых в России тем, что имели алтарь, да и священники могли проживать в них посезонно. К концу XIX в. почти все они были освящены по чину храма34.

Все эти часовни и храмы сыграли очень важную роль как в распространении христианской веры и приобщении местных жителей к православной вере и русской культуре, так и в распространении грамотности, так как при них открывались приходские школы, где всех желающих обучали писать и читать на своем родном языке.

Анализируя административную и просветительскую деятельность святителя Иннокентия, мы не можем обойти вопрос о Якутской духовной семинарии. Владыка для решения кадровых вопросов в 1853 г. с о. Ситхи (Аляска) перевел в Якутск Новоархангельскую духовную семинарию, которая стала первым средним учебным заведением края. Ее новым ректором стал ближайший сподвижник святителя протоиерей Димитрий Хитров, упоминавшийся нами выше в связи с переводческой деятельностью.

Один из современников святителя Иннокентия, протоиерей Афанасий Виноградов, упоминая о заботе Преосвященного владыки о духовной семинарии в контексте его большого трудолюбия, пишет: «В 1859 году в Якутске был назначен новый ректор, не совсем опытный в делах семинарских, особенно счетных. Инспектором был человек молодой, вовсе не знакомый ни с какими архивными делами. Год прошел без особых приключений. Настал 1860 год. Составлен был экономический отчет и представлен высокопреосвященному. Владыка, получив отчет, объявил ректору, что он, зная неопытность членов правления, решил сам предварительно проверить отчет, поэтому велел принести приходно-расходные книги и документы. Ошибок, неправильностей нашлось-таки довольно. И вот высокопреосвященный, желая научить ректора, как нужно вести счетную часть, велел ему ежедневно

- 33. Цит. по: Гуляева Е.П. Указ.соч. С. 24.

- 34. См.: Зосима (Давыдов), еп. Служение Русской Православной Церкви в Якутском крае // Интернет-журнал «Православие.ш» // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/684.htm

являться к себе, при нем лично стал проверять документы, книги и отчет, указывая на все ошибки, с требованием их исправления. Весь отчет под его руководством был пересоставлен вновь. Такой практический курс бухгалтерии продолжался целый месяц. Разумеется, нелегок пришелся он ректору. Часто возвращался он от высокопреосвященного весь в поту и бледный. Владыка был, надо сказать, не совсем хладнокровный педагог: ректору пришлось выслушать довольно много разных укоризн и замечаний. Но эти уроки не пропали даром. На следующий год книги и отчеты оказались составленными безукоризненно, — высокопреосвященный не нашел в них ни малейшей погрешности. Возвращая их ректору, он с улыбкой заметил: «Ведь вы, поди, немало сердились на меня в прошлом году за мои строгие замечания. Теперь сами видите, что они были не без пользы для вас. Не займись я поверкой ваших отчетов, у вас и в нынешнем году были бы допущены те же ошибки, те же неправильности. Один ревизионный комитет наделал бы вам довольно хлопот своими запросами и замечаниями. Пожалуй, подверглись бы и серьезной ответственности»35.

К сожалению, семинария просуществовала только до 1870 г.36, когда по указу Святейшего Синода была переведена в г. Благовещенск, но тем не менее она успела оставить по себе добрую память, воспитав целое поколение молодых и ревностных священников-миссионеров37. Она поставляла на нужды епархии ежегодно 10-12 человек с богословским образованием. Своим указом от 6 мая 1855 г. святитель Иннокентий благословил принимать их на службу в духовное ведомство. По штатам 14 мая 1867 г. в Якутской семинарии получали образование 79 человек в 6 классах, а ее выпускники трудились на всей территории Восточной Сибири, вплоть до Камчатки, Аляски и Русской Америки.

По словам исследователей как прошлых лет, так и современных, роль православного якутского духовенства в образовании и просвещении жителей края огромна, так как они были в те годы самыми образованными людьми в улусах и им часто приходилось выступать в роли врачей, педагогов, писарей и судей. Некоторые из них занимались и научно-исследовательской деятельностью, участвовали в работе различных экспедиций38.

Святитель недолго пробыл в Якутске, но за этот, казалось бы, небольшой период он сумел сделать огромный вклад в развитие будущей Якутской епархии. Первым шагом к ее созданию было перенесение в январе 1858 г., согласно указу Святейшего Синода, кафедры святителя Иннокентия, как

- 35. Виноградов А., прот. Воспоминания о Святителе Иннокентии (Вениаминове) ч. 1 // Информационно-аналитический портал «Православие на Дальнем Востоке» // .

- 36. Прим.: В 1870 г. здание Якутской духовной семинарии и духовного училища сгорело дотла.

- 37. См.: История Якутской духовной семинарии // Официальный сайт Якутской и Ленской епархии Русской Православной Церкви // http://pravyakutia.ru/content/istoria_seminarii.html.

- 38. См.: Марк, архиеп. Хабаровский и Приамурский. Значение опыта и наследия святителя Иннокентия Московского в деле развития православного образования на Дальнем Востоке //Информационно-просветительский портал Хабаровской епархии //

правящего архиерея Камчатской, Курильской и Алеутской епархии в г. Благовещенск-на-Амуре. В то же время в Якутске и в Новоархангельске (Аляска) были созданы викариатства.

Первыми Якутскими викариями стали епископы Павел (Попов) и Петр (Екатерининский) - ближайшие помощники и продолжатели дела святителя Иннокентия. Однако святитель Иннокентий понимал, что образование Якутского викариатства - это полумера, принятая Святейшим Синодом, так как для удобства миссионерского дела Якутия должна быть самостоятельной епархией. Поэтому он уже в феврале 1865 г. подал в Синод свое первое представление по вопросу отделения Якутской области от Камчатской епархии и об учреждении самостоятельной епархии. Но тогда положительного решения по данному вопросу не последовало39.

ДалееПреосвященный Иннокентий рекомендует к архиерейской хиротонии еще одного своего ближайшего сподвижника и ректора Якутской семинарии протоиерея Дмитрия Хитрова. Описывая его, святитель охарактеризовал его как достойнейшего и способнейшего кандидата во епископский сан, а также как человека, который лучше многих на личном опыте знает край, язык и характер якутского народа, а также пользуется уважением и имеет добрые качества, потребные для духовного сана.

После архиерейской хиротонии протоиерея Дмитрия (в монашестве — Дионисия) Хитрова во епископа Якутского, викария Камчатской епархии в 1868 г., святитель Иннокентий предпринимает очередную попытку походатайствовать перед Святейшим Синодом об открытии самостоятельной Якутской епархии. Следует отметить, что уже к 1868 г., святитель Иннокентий был назначен митрополитом Московским и Коломенским. В конце 1869 г. его долголетние труды увенчались успехом, и был издан царский указ об учреждении с начала 1870 г. самостоятельной Якутско-Вилюйской епархии (53-й в составе Российской империи). Ее первым епископом стал владыка Дионисий (Хитров).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, 29 марта 1870 г. в г. Якутске состоялось торжественное открытие епархии, но тот, кому была обязана епархия своим открытием, устроением и просвещением, к сожалению, прибыть не смог. Святитель Иннокентий прислал вместо себя настоятеля московского Чудова монастыря архимандрита Вениамина, который от имени владыки подарил якутской пастве икону Святой Троицы, написанную на кипарисовой доске. В икону был вставлен серебряный мощевичек с частицей величайшей святыни - Животворящего древа Креста Господня. Надпись гласила: «Благословение граду Якутску и новоучрежденной епархии Якутской».

На наш взгляд, стоит вкратце упомянуть о тех событиях, которые происходили после ухода святителя Иннокентия из Якутска, а именно, каким образом развивалась молодая епархия, был ли прогресс в деятельности или же с его уходом епархия наоборот терпела, всяческие лишения и нестроения.

- 39. См.: Зосима (Давыдов), еп. Указ. соч. // http://www.pravoslavie.ru/jumal/684.htm.

Отвечая на поставленный вопрос, можно с уверенностью сказать, что с образованием самостоятельной епархии начался новый этап в жизни Православной Церкви в Якутии. Прежде всего, активно развивалось церковное строительство, причем сами якуты просили построить им церкви на том или ином месте. Также с увеличением церквей увеличивался и рост священнослужителей. Начали свою деятельность Якутская духовная консистория и епархиальный комитет православного миссионерского общества. В 1884 г. при Спасском монастыре были открыты миссионерское училище и духовная семинария, а в 1888 г. — женское епархиальное училище.

Говоря о переводческой и просветительской деятельности, следует подчеркнуть, что дело святителя также продолжало свой рост. Книги богослужебного, нравственного и учебного содержания на якутском языке издавались в различных городах России, тем самым давая возможность местным жителям постигать науку.

Еще одним важным аспектом в церковной просветительской деятельности явилось издание «Якутских епархиальных ведомостей», первый номер которых увидел свет в апреле 1887 года.

Таким образом, подводя итог деятельности Просветителя Сибири и Америки Преосвященного митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова), можем с уверенностью сказать, что вынесенные в эпиграф слова о святителе являются одними из самых кратких, но в то же время наиболее емких слов, характеризующих жизнь святого. На протяжении полувекового периода он неустанно трудился. Трудился как верный сын Матери Церкви, трудился как верный сын своего Отечества, как настоящий Патриот. Его трудолюбие и сами его труды, любовь к людям и непоколебимая вера оказали неоценимое влияние на развитие Северо-Востока России.

Современники святого еще при жизни именовали его апостолом, он был награжден Государем Императором за верность Богу и Отечеству всеми высшими наградами того времени, но при этом сам он смиренно называл себя «учителем младенцев и младенствующих в вере».

Его просветительскую и литературную деятельность можно характеризовать как незаурядное событие, не имевшее аналогов в Сибири и вообще в России и одно из наиболее значимых достижений в деятельности православной миссии.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что северные народы, призванные стать печатью апостольства Святителя Иннокентия, хранят о нем благодарную память. День его причисления к лику святых, 6 октября, - это день особого нашего благодарения Господу за то, что великий подвижник, человек, который до конца стал Человеком во славу Божию, явил всем нам образ подлинной христианской жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.