Научная статья на тему 'Миссионерская деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова) на Аляске'

Миссионерская деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова) на Аляске Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
389
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОКЕНТИЙ (ВЕНИАМИНОВ) / АЛЯСКА / МИССИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / ПРОПОВЕДЬ / "АПОСТОЛ АЛЯСКИ" / INNOKENTY (VENIAMINOV) / ALASKA / MISSION / ORTHODOX / PREACHING / "APOSTLE OF ALASKA"

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Почепцов С.С.

Миссионерская деятельность всегда занимала важное место в Православной Церкви. Особо на миссионерском поприще выделяются подвижники Русской Православной Церкви, чьими трудами и молитвами были крещены и освящены Светом Истины многие племена и народности как в России, так и за её пределами. В XVIII веке было положено начало освоению Аляски и близлежащих островов русскими экспедициями. Вслед за предпринимателями и промышленниками шли миссионеры, неся местным племенам Свет Евангелия. Среди имен выдающихся проповедников особо выделяется имя святителя Иннокентия (Вениаминова), получившего за свои миссионерские труды титул «Апостола Аляски».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Missionary work of St. Innokenty (Veniaminov) in Alaska

Missionary activity has always occupied an important place in the Orthodox Church. In the missionary field ascetics of the Russian Orthodox Church are especially outstanding: thanks to their works and prayers many tribes and nations, both in Russia and abroad were baptized and consecrated by the light of Truth. In the XVIII-th century development of Alaska, as well as surrounding Isles began by efforts of Russian expeditions. After businessmen and industrialists missionaries arrived there, bringing to local tribes light of the Gospel. Among names of outstanding preachers the name of St. Innocenty (Veniaminov), who received the title of «Apostle of Alaska» for his missionary work, stands out greatly.

Текст научной работы на тему «Миссионерская деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова) на Аляске»

осуществлении своих желаний. Отказ «сознания» от чрезмерной свободы для действия в себе своей собственной страстности и желательность хоть какого-то стремления к её умалению. То есть стремления к совершению аскетического действия.

Невнимание к нравственности становится препятствием на пути развития творческих потенций «сознания», а попытки какого-либо противодействия нравственности, сознательного исключения её из мышления и быта «сознания» ставят под угрозу благополучие самого бытия «сознания» и искажают самыми причудливыми диспропорциями жизнь общества.

Библиография

1. Лебедев А.В. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических космогоний до возникновения атомистики. - М.: Наука, 1989.

2. Семушкин А.В. Антиномизм Мифа и Логоса в генезисе философского знания // Вестник РУДН, серия Философия, 2008. - № 2. -С. 89-102.

УДК 253

Почепцов Сергей Сергеевич кандидат философских наук, старший преподаватель Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью),

Россия, г. Белгород pocheptsov@bsu.edu.ru

Миссионерская деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова)

на Аляске

Аннотация: Миссионерская деятельность всегда занимала важное место в Православной Церкви. Особо на миссионерском поприще выделяются

подвижники Русской Православной Церкви, чьими трудами и молитвами были крещены и освящены Светом Истины многие племена и народности как в России, так и за её пределами. В XVIII веке было положено начало освоению Аляски и близлежащих островов русскими экспедициями. Вслед за предпринимателями и промышленниками шли миссионеры, неся местным племенам Свет Евангелия. Среди имен выдающихся проповедников особо выделяется имя святителя Иннокентия (Вениаминова), получившего за свои миссионерские труды титул «Апостола Аляски».

Ключевые слова: Иннокентий (Вениаминов); Аляска; миссия; православие; проповедь; «Апостол Аляски».

Pocheptsov Sergey S.

Ph.D.,

senior lecturer of the Belgorod Theological seminary

(with missionary orientation), Russia, Belgorod pocheptsov@bsu.edu.ru

Missionary work of St. Innokenty (Veniaminov) in Alaska

Abstract: Missionary activity has always occupied an important place in the Orthodox Church. In the missionary field ascetics of the Russian Orthodox Church are especially outstanding: thanks to their works and prayers many tribes and nations, both in Russia and abroad were baptized and consecrated by the light of Truth. In the XVIII-th century development of Alaska, as well as surrounding Isles began by efforts of Russian expeditions. After businessmen and industrialists missionaries arrived there, bringing to local tribes light of the Gospel. Among names of outstanding preachers the name of St. Innocenty (Veniaminov), who received the title of «Apostle of Alaska» for his missionary work, stands out greatly.

Key words: Innokenty (Veniaminov); Alaska; mission; Orthodox; preaching; «Apostle of Alaska».

Официальное открытие североамериканского берега со стороны России приписывают второй экспедиции капитанов В. Беринга и А. Чирикова 1741 года, результатом которой явилось окончательное установление берегов двух континентов Евразии и Америки. Первые торгово-промышленные экспедиции достигли окраин североамериканского континента в середине

восемнадцатого столетия. Со второй половины XVIII в. приток русских переселенцев на Аляску и прибрежные к ней острова значительно увеличился.

Распространяя своё влияние на вновь открытые территории, русские промышленники приобщали местное население к техническим и культурным достижениям современного общества. В то же время особое внимание уделялось и духовно-нравственной стороне жизни обитателей новых российских земель. Особый вклад в деле просвещения языческого населения внес Г.И. Шелихов. Как дальновидный государственный деятель, он увидел необходимость в более основательной и упорядоченной работе на поприще Евангельского благовестия посредством миссии. Для чего по прибытии в Россию в 1787 году он подаёт ходатайство в Св. Синод о необходимости создания православной миссии в «Русской Америке».

Прибывший на о. Кадьяк для устройства дел миссии иермонах Гедеон (Федотов), делал всё возможное для нормализации отношений между служащими компании и миссионерами. Непосредственно миссионерская и проповедническая деятельность иеромонаха Гедеона была непродолжительна по времени. Иеромонах Гедеон перевел на кадьякский язык молитву Господню, но более всего просветительские труды его были воплощаемы в устройстве школы. Помимо прочего, иеромонах Гедеон готовил кадры для самой школы из числа миссии - иеродьякон Нектарий, монах Герман. В июне 1807 года иеромонах Гедеон отбыл в Россию в силу вверенных ему полномочий и поручил о. Герману (Попову) управление всеми делами миссии.

По прошествии не более трех лет Св. Синод закрыл Кадьякскую кафедру и решил направить в миссию представителей из числа белого духовенства. После закрытия Кадьякской епархии деятельность духовной миссии ослабевает. Из миссионеров первой волны деятельное служение продолжал лишь монах Герман, к тому времени живший на необитаемом острове Еловом. Прочие же миссионеры по старости лет и по состоянию здоровья покинули пределы миссии, выехав в Россию. Со смертью о. Германа (13 декабря 1837 г.) заканчивается первый этап в истории миссии Русской Православной Церкви в Северной Америке [3].

Возрождение миссии на Северо-Американском континенте начинается с прибытием в 1824 году на Алеутские острова миссионера - священника Иоанна Вениаминова (будущий святитель Иннокентий), труды которого в течение более четверти века принесли ему титул «Апостола Аляски».

В начале 1823 года епископ Иркутский Михаил (Бурдуков) получил Синодальный указ отправить одного миссионера на о. Уналашка. Владыка обратился к духовенству епархии с воззванием, но желающих не нашлось. Было решено метать жребий среди дьяконов. Тот, на кого вначале пал жребий, заявил: «Лучше я пойду в солдаты, чем поеду в Америку» [4, с.25].

Отказался сначала и о. Иоанн. В это время в Иркутске находился Иван Крюков с о. Уналашка, рассказы которого произвели такое впечатление на будущего святителя, что тот загорелся желанием ехать в далёкую Америку. 7 мая 1823 года молодой миссионер с матерью, женой, сыном Иннокентием и братом Стефаном отправился к месту своего назначения на о. Уналашка.

К моменту прибытия о. Иоанна на острове находилось около десяти поселений, число жителей в которых составляло менее пятисот человек, включая алеутов, креолов, русских. Молодой священник и его семья поселились в убогой землянке. Но эти трудности не могли поколебать в нем веру в промысел Божий [3]. Так начинается служение Иннокентия (Вениаминова) на Алеутских островах.

К своим миссионерским обязанностям о. Иоанн приступил с апостольской ревностью. 1 августа в деревянной часовне он отслужил литургию и благодарственный молебен. В честь этого события впоследствии было установлено ежегодно, в этот день совершать крестный ход вокруг селения. Первой заботой миссионера была постройка храма, который является объединяющим началом, центром каждого прихода.

Будучи умелым мастером, о. Иоанн начал передавать свои знания алеутам, обучая их плотническому, столярному и кузнечному ремеслу. Постройка храма началась 1 июля 1825 года, а 29 июля 1826 года храм был освящён в честь Вознесения Господня. Этот храм сохранился до наших дней.

Миссионер отчётливо сознавал главное, для чего он был послан в этот отдалённый дикий край, это просвещение народа Светом Евангелия. Понимая важность ведения проповеди на народном языке, о. Иоанн составил алеутскую азбуку, употребив при этом славянскую и русскую буквенную графику. Далее в 1833 году он переводит на алеутский язык Евангелие от Матфея и Катехизис, в том же году пишет огласительное поучение на алеутском языке «Указания пути в Царствие Небесное».

Тем самым о. Иоанн достиг двух целей: просвещал народ Светом Евангельского благовестия, с одной стороны, а с другой, обучал туземцев грамоте. По словам самого миссионера: «Когда они увидели книги на своём языке, то есть Катехизис, переведённый мною и напечатанный первым изданием, то даже старики начали учиться грамоте для того, чтобы читать по-своему (и потому теперь умеющих из них читать более чем шестая часть)» [1, а52].

В 1829 году, с благословения иркутского епископа Михаила, о. Иоанн предпринял путешествие на материк Америки в Нушеган. Народ, никогда не слышавший о Христе, оказался весьма расположенным к принятию христианства, и в непродолжительный срок число крестившихся достигло более двухсот человек. Так прошли десять лет миссионерских тяжелейших трудов о. Иоанна. В 1834 году его переводят на о. Ситху, в Новоархангельский порт, столицу Русской Америки [3]. Миссионер прибыл

на новое место своего служения в конце 1834 года. Местное население составляло самолюбивое, недоверчиво настроенное к русским племя колошей.

Прибыв на Ситху, о. Иоанн начал с изучения языка, быта и нравов местного населения. На протяжении двух лет миссионерство шло весьма вяло в силу различных причин. В 1836 году на острове случилась эпидемия ветряной оспы, опустошившая поселения индейцев-колошей более чем на половину. Болезнь способствовала перемене мыслей туземцев о русских и поколебала веру в языческих духов и шаманов, которые не только не помогали, но и сами умирали. Гордый народ обратился за помощью к прибывшим русским, и те с готовностью откликнулись. Врач, находившийся в этих колониях, всем желающим делал прививки, и те, кто их получил, остались невредимы.

Обращение колошей шло медленно, но они уважительно относились к проповеднику, принимали его у себя в жилищах, а главное - не создавали препятствий желающим креститься.

Заботясь о просвещении колошей, о. Иоанн, так же как и на Уналашке, открывал школы для детей, обучал местное население различным ремеслам, чем снискал любовь и расположение островитян. При каждом возможном случае он говорил туземцам проповеди и поучения. Также о. Иоанном было продолжено изучение местных наречий. Результатом этих исследований стала книга «Замечания о Колошском и Кадьякском языках и отчасти о прочих наречиях в Российско-Американских владениях, с прибавлением Российского словаря». Наряду с этим он заканчивает своё сочинение «Записки об островах Уналашкинского отдела».

Имея пятнадцатилетний опыт миссионерского служения, о. Иоанн приходит к убеждению о том, что духовные и образовательные потребности Аляски столь велики, что без поддержки из России дальнейшее обращение язычников в христианство и утверждение новообращённых туземцев в вере не может проходить успешно. В то время ситуация была такова, что в русских колониях находились только четыре священника, ощущалась резкая нехватка средств, выделяемых на миссионерское дело, на строительство Церквей, обеспечение их утварью и необходимыми книгами, на содержание священнослужителей и церковного клира. Таким образом, для продолжения с успехом начатого мужественными первопроходцами дела распространения христианства, необходимо учреждение постоянной миссии и назначения клира из России. Для этого о. Иоанн составляет план развития и улучшения положения Церкви на Аляске для дальнейшего рассмотрения и утверждения в Св. Синоде. Вместе с тем им были представлены на рассмотрение в Синод переведённые на алеутский диалект литургические тексты.

В 1838 году, предварительно отослав свою семью на родину в Иркутск, о. Иоанн лично отправляется в Петербург для решения проблем миссии. Святейший правительствующий Синод удовлетворил все его

просьбы, ему было обещано увеличение субсидирования Аляскинской Церкви и пополнение штата священнослужителей.

Во время пребывания в Петербурге о. Иоанн получил скорбное известие о смерти жены. Митрополит Московский Филарет склонил его к принятию монашества, а 15 декабря 1840 года архимандрит Иннокентий был возведён в сан епископа Курильского и Алеутского с пребыванием кафедры в городе Новоархангельске (остров Ситха).

С возвращением епископа Иннокентия в сентябре 1841 года начинается новый этап в жизни «Русской Америки», который называют «Золотой век Ситхи».

Епархия епископа Иннокентия была весьма обширной, простираясь на 1500 километров, включая в себя территорию Аляски, Алеутских и Курильских островов, Камчатку, побережье Охотского моря. На этой большой территории обитали многочисленные племена, нуждавшиеся в просвещении Евангельским учением.

Святитель Иннокентий оставался епископом Аляскинским вплоть до 1850 года, за это время на о. Ситха была открыта богословская школа, которая в 1844 году преобразована в семинарию и получила устав Российских Духовных школ с учётом специфики служения в этом регионе. Учебная программа новой семинарии была разработана святителем Иннокентием и утверждена Св. Синодом. Этот грандиозный проект, целью которого было воспитание национального православного духовенства, реализовать так и не удалось. Этому помешало множество причин, упомянуть следует лишь две: местные жители, как правило, не обладали необходимыми умственными способностями, и для окончания курса требовалось продолжительное напряжение всех сил. После 1850 года епископ Иннокентий не мог далее управлять учебным заведением, что нанесло урон молодой семинарии (в связи с расширением епархии, официальной резиденцией епископа Иннокентия становится г. Якутск).

В своём отчёте от 1 мая 1850 года архиепископ Иннокентий приводит следующие данные о текущем состоянии Северо-Американской и Алеутской епархии, имелось: 9 церквей, 37 молитвенных, 9 священников, 2 дьякона и полный штат причетников, количество окормляемых составляло около 15 тысяч человек [4, с.52]. В этом отчёте епископ отмечает «жертвенный апостольский характер служения священника-миссионера, плоды этого служения суть оставление местным населением прежних языческих верований, улучшение нравов, просвещение» [4, с.57].

Продажа в 1867 году Аляски внесла значительные изменения в условия миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в Америке и положение клира. Благодаря активному участию Архиепископа Иннокентия, в договор о продаже был внесён пункт о том, что всё имущество (земельные участки, храмы, часовни) РПЦ на Аляске оставались

собственностью Церкви. По решению Св. Синода, на содержание епархии ежегодно отчислялся один процент от суммы, вырученной от продажи Аляски. Достигнутые в ходе переговоров о продаже Аляски договорённости в отношении деятельности миссии очень часто нарушались администрацией Соединённых Штатов, тем самым осложняя работу миссии.

Библиография

1. Барсуков И.П. Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников / И.П. Барсуков. - Репр. воспр. с изд.: М., 1883. - М.: Фирма Алеся, 1997. -840 с.

2. Иванов А. Православие в Америке // ЖМП. - 1955. - № 1. - С.52.

3. История Православия в Америке. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://acathist.ru/en/novosti/item/605-istoriya-pravoslaviya-v-amerike

4. Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского / Собр. Иваном Барсуковым, действ. член. о-ва истории и древностей рос. при Моск. ун-те... Кн. 1-3. - Санкт-Петербург: О-во ревнителей рус. ист. просвещения в память Александра III, 1897-1901. - Кн. 1: 1828-1855. - 480 с.

УДК 821.161.1

Фокина Анастасия Владимировна кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород aperetyagina@mail.ru

Отголоски пушкинской традиции в повести И.С. Тургенева «Ася»

Аннотация. В статье рассматривается повесть И.С. Тургенева «Ася» сквозь призму отголосков в ней пушкинской традиции. Несомненно, творчество А.С. Пушкина оказало глубинное влияние на художественный мир

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.