ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
УДК 94 (798)
Е. В. Галкина
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ В РУССКОЙ АМЕРИКЕ В КОНЦЕ XVIII - СЕРЕДИНЕ XIX в.
Статья посвящена распространению православия в Русской Америке в конце XVIII - середине XIX вв. Желание получить огромные выгоды заставляло многих русских отправляться в далекие земли, в том числе, и Русскую Америку, и предпринимать трудные путешествия, сопряженные с опасностями и рисками. Официальной датой основания православной церкви в Северной Америке принято считать 24 сентября 1794 г, и это было обусловлено прибытием православной миссии на остров Кадъяк под началом архимандрита Иоа-сафа. Дальнейшая православная миссия была связана с деятельностью святителя Иннокентия (И. Е. Вениаминова), проделавшего огромную работу для духовного просвещения коренных народов Аляски и Алеутских островов. Трудности православной миссии были определены как сложностями повседневной жизни на далеких островах,
так и отношениями с аборигенами, зачастую жестоким обращением русских с коренным населением. Поэтому внимание автора обращено на непростые взаимоотношения русских с жителями Русской Америки в деле их религиозно-духовного просвещения. Продажа Аляски в 1867 г. США изменила и господствующий статус православной церкви в Русской Америке, которая не получив поддержку новых американских властей, потеряла свое влияние на коренное население. Протестантизм вытеснил православие в Русской Америке, но не полностью, так как свою миссионерскую деятельность православная церковь продолжает и до сих пор.
Ключевые слова: православие, православная миссия, церковь, Русская Америка, Алеутские острова, Святитель Иннокентий, алеуты, просвещение.
E. V. Galkina
SPREAD OF RUSSIAN AMERICA ORTHODOXY AT THE END OF XVIII - FIRST HALF OF XIX CENTURIES
The article is devoted to the establishment of Russian Orthodoxy in America in the late XVIII - middle XIX centuries. The desire to gain huge benefits forced many Russians to go to distant lands, including Russian America, and undertake difficult trips involving risks and danger. The official date of foundation of the Orthodox Church in North America was considered September 24, 1794, and this was due to the arrival of the Orthodox mission to the island of Kadjak under the leadership of Archimandrite Joasaph. The further Orthodox mission was connected with the activities of St. Innocent (I. E. Veniaminov), who did a great job for spiritual enlightenment of the indigenous peoples of Alaska and the Aleutian Islands. The difficulties of the mission were determined by the complexities of everyday life on distant islands, and relations with
Aborigines, often the cruel treatment of Russians with the indigenous population. Therefore, the author's attention is focused on complicated relationships of Russians with aborigines of Russian America in their religious and spiritual enlightenment. The sale of Alaska in 1867 to the United States changed the dominant status of the right-glorious church in Russian America, which, having not received the support of the new American authorities lost its influence on the indigenous population. Protestantism ousted Orthodoxy in Russian America, but not completely, because the Orthodox Church continues its missionary activity to this day.
Key words: Orthodoxy, Orthodox mission, church, Russian America, Aleutian Islands, St. Innocent, Aleuts, enlightenment.
Изучение Русской Америки актуально как для американских, так и отечественных ученых, так как эта земля находилась под российской
юрисдикцией со времени её открытия 1732 г. вплоть до продажи США в 1867 г. В настоящее время историки нуждаются в осмыслении ряда
ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
событий, фактов духовной жизни того периода, для того, чтобы лучше узнать повседневные духовные, религиозные практики жителей тех далеких от России земель.
Актуальность исследования связана и с востребованностью современных исследований, написанных на стыке наук, в нашем случае, религиозного (теологического) и исторического знания, что особенно характерно для открытого плюралистического подхода к современным исследованиям, как американским, так и отечественным.
Целями автора статьи являются анализ основных тенденций распространения православия в Русской Америке, а также восстановление исторической памяти о незаслуженно забытых именах великих русских людей, в данном случае, - И. Е. Вениаминова (Святителя Иннокентия).
Желание получить огромные выгоды заставляло многих русских отправляться в неизвестные земли, в том числе, и Русскую Америку, и предпринимать трудные путешествия, сопряженные с неимоверными усилиями и опасностями.
«Православие и просвещение, суть первые дары, которыми должен поделиться человек, просвещенный на краю Нового Света», - эта мысль важнейшего сановников России - государственного канцлера графа Н. П. Румянцева [14] руководила правительством, местным начальством и самими промышленников с первых лет проникновения русских на Американский материк [10, с. 253].
Официальной датой основания православной церкви в Северной Америке принято считать 24 сентября 1794 г., и связано это с прибытием православной миссии на о. Кадъяк под началом архимандрита Иоасафа [9, с. 1361-1370]. Однако имеются достоверные документальные свидетельства о более раннем распространении православия в Северной Америке. Кроме сведений И. Е. Вениаминова (он писал о 1759 г.), существуют вполне достоверные сведения знаменитой экспедиции капитана Дж. Кука, которая в 1778 г. посетила русские поселения на о. Уналашке и обнаружила как американские «индейцы сотворили молитву по обычаю греческой церкви, который очень напоминает католический» [15, с. 748-749].
На о. Кадъяк православие пришло уже во времена пребывания там Г. И. Шелихова, основателя Российско-Американской компании (РАК) и первого ктитора американских церквей. «Г. Ше-лихов, в числе многих своих планов и намерений в рассуждении пользы Американского края, имел в виду преимущественно распространять христианство и устраивать церкви» [7, с. 17].
Первая православная миссия столкнулась с большими трудностями, как в повседневной жизни, так и личностного характера. Так, архимандрит Иоасаф в 1799 г. вместе с иеромонахом Ма-карием, иеродиаконом Стефаном и др. утонули в море на пути на о. Кадъяк на судне «Феникс».
До этого иеромонахи Макарий и Ювеналий за осень 1794 г. объехали весь остров Кадъяк и окрестили в православие всех местных жителей. На следующий год иеромонах Макарий окрестил жителей всех островов Уналашкин-ского отдела. «Первый просветитель или креститель иеромонах Макарий отнюдь не употреблял каких-либо насильственных мер для того, чтобы окрестить их [алеутов], да он не имел ни надобности, ни средств употреблять их; потому что алеуты охотно принимали новую веру. Лучшим доказательством этому может быть то, что о. Макарий переезжал с места на место и, отправляясь в дальние селения, не имел при себе никого для своей безопасности, кроме одного русского для прислуги. Те же самые алеуты перевозили, питали и берегли его, которых он должен был крестить» [4, Ч. 2, с. 145].
Стараниями Г. И. Шелихова жители Северной Америки получили весомую возможность ознакомиться с началами православия. Из «Доклада Комитета об устройстве Русских американских колоний» мы имеем такие свидетельства: «Промысловые партии занимали берега и воды, где производили сой промысел, во имя Русского Правительства; водружали на них доски и знаки с изображением креста и слов «земля Русского владения»; приводили в русское подданство, где могли, туземцев и даже обращали их в христианство» [8, с. 6-7]. Г. И. Ше-лихов ходатайствовал об открытии церковной епархии в Америке, но в силу обстоятельств гибели архимандрита Иоасафа, который должен был возглавлять эту епархию, планам не суждено было сбыться. Вскоре скончался и сам Г. И. Шелихов, и были прекращены активные действия по открытию епархии.
Ряд источников отражает повседневные и духовные практики аборигенов через их взаимоотношения с РАК с 1799 г., которая управляла владениями России на крайнем Северо-Западе Америки [1; 2; 8; 16; 13; 14]. Отношения русских с коренным населением было достаточно жестоким, о чем свидетельствуют многочисленные источники [16; 12, с. 162-180, 181-202]. Сближению русских с аборигенами Аляски и Алеутских островов способствовало внедрение начал православной конфессии на островах Атка, Кадъяк, Ситка, Уналашка. Большая роль в этом принадлежит святителю Иннокентию (Ивану Евсеевичу Попову-Вениаминову).
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
Иван Евсеевич вырос в бедной семье пономаря, в 1818 г. окончил Иркутскую духовную семинарию. По окончании семинарии, по распоряжению ректора архимандрита Павла сменил фамилию и стал Вениаминовым в честь недавно скончавшегося епископа Иркутского Вениамина [11]. В 1822 г. по настоянию Российско-Американской компании (РАК) он отправился с православной миссией в Северную Америку для духовного просвещения алеутов. По уставу РАК (пункту 36) на неё были возложены обязанности «иметь всегда достаточное количество священников и церковнослужителей в Русских Американских колониях и содержать в надлежащем порядке церкви» [8, с. 29-30].
Сначала Вениаминов жил на алеутском острове Уналашка [8], терпел все лишения, «разделяя недостатки дикого края» [11]. К тому времени на Уналашке существовало 10 поселений, где жили 470 алеутов, креолов и русских. Из опубликованных писем И. Е. Вениаминова К. Т. Хлебникову можно узнать подробности его миссионерской деятельности, трудностях его путешествий по огромному приходу, о многих тяготах жизни в далекой Америке [13, с. 180].
И. Е. Вениаминов, приступив к исполнению своих религиозных обязанностей на о Уналашка, расширил свою духовную миссию на все острова восточной цепи Алеутских островов, Аляску. Им было организовано строительство на Уналашке православной церкви Вознесения Господня [1, с. 101]. Во всех своих свидетельствах, письмах, донесениях Св. Синоду он отмечает добровольный характер принятия православия алеутами [4, с. 144]. Однако можно усомниться в этом, так как этот «добровольный» характер принятия православия алеутами был подкреплен льготой от платежа ясака [4, с. 149-150].
Святитель Иннокентий изучал местные наречия, составил первую научную грамматику алеутского языка [3; 6], перевел ряд духовных книг на этот язык аборигенов [5].
В 1834 г. Вениаминов был переведен на о. Ситха в Новоархангельск, где обращал в православие колошей и кадъяков. Там было открыто духовное училище, в котором помимо основного образования дополнительно обучали языкам американских аборигенов (алеутскому и др.).
В 1839 г. он был возведен в протоиереи, а после смерти супруги был пострижен в монахи и возведен в архимандриты. С 1841 г. Иннокентий стал епископом Северо-Американским и Камчатским, совершал многочисленные по-
ездки по епархии, совершал церковные службы, организовывал катехизические школы при церквях, сам обучал детей в них.
Кроме Иннокентия и другие монахи, посылаемые в Русскую Америку, распространяли православную веру среди коренных жителей Аляски и других островов (известны дневники иеромонахов Илариона, Феофила, священников Николая, Никиты, Ивана Бортновского и др.) [16, с. 193-195]. Они исполняли православные обряды, миссионерские обязанности для населения редутов - охотников,торговцев и служащих РАК, а также для новообращенных в православие индейцев. Однако отношения с аборигенами складывались у православных священников далеко не всегда так гладко, как писал Иннокентий в своих письмах [13]. Так, в 1796 г. индейцы убили иеромонаха Ювена-лия из-за того, что он уж слишком рьяно пытался приобщить их к христианству, «исправлять» их традиционные обычаи [16, с. 191]. Отметим, что ритм деятельности русской православной церкви, исполнение религиозных культов не подходили к нормам и условиям жизни индейцев. Так, многие православные праздники совпадали со временем их активных промыслов, когда индейцев невозможно было от них отвлечь. Тем не менее, по мнению ряда ученых, деятельность первых христианских миссий можно считать в Русской Америке довольно успешной [2; 16, с. 199-201].
Продажа Аляски в 1867 г. США изменила и господствующий статус православной церкви в Русской Америке, она потеряла и свое влияние на население, и, естественно, не получила поддержку новых американских властей. Протестантизм вытеснил православие (но не полностью, свою деятельность в США православная церковь продолжает и до сих пор), и это было объяснимо протестантскими корнями американской цивилизации в целом.
Таким образом, православие в Русской Америке в конце XVIII - середине XIX вв. стало основной религиозной конфессией, оно имело поддержку в лице властей - Российско-Американской компании. Православная миссия на Аляске и Алеутских островах возглавлялась авторитетными священниками - прежде всего, И. Е. Вениаминовым (Иннокентием), чей авторитет сыграл большую роль в деле духовно-религиозного просвещения коренных жителей Русской Америки, укрепления основ православия сначала в Русских Американских колониях, а затем после продажи Аляски - в США.
Источники и литература
1. Барсуков И. П. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский. По его сочинениям, письмам и рассказам современников. М.: Синодальная Типография, 1883. 769 с.
ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2. Болховитинов Н. Н. Россия и США: Архивные документы и исторические исследования. М.: ИНИОН, 1984. 105 с.
3. Вениаминов И. Алеутский букварь. М.: Синодальная Типография, 1836. 48 с.
4. Вениаминов И. Записки об островах Уналашкинского отдела. СПб.: Типография Императорской Российской академии, 1840. Ч. 1, 2.
5. Вениаминов И. Начатки христианского учения, или Краткая Священная история и Краткий Христианский катехизис. СПб.: Синодальная Типография, 1840. 179 с.
6. Вениаминов И. Опыт грамматики алеутско-лисьевского языка. СПб.: Синодальная Типография, 1846. 241 с.
7. Вениаминов И. Состояние Православной церкви в Российской Америке // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1840. № 6. Т. 4. XXVI. Отд. V. C. 17.
8. Доклад Комитета об устройстве русских американских колоний. СПб: Типография Департамента внешней торговли, 1863. Ч. 1. 757 с.
9. Львов А. Краткие исторические сведения об учреждении в Северной Америке православной миссии, об основании Кадъякской епархии и деятельности там первых миссионеров // Прибавление к Церковным ведомостям. 1894. № 38. С. 1361-1370.
10. Мамышев В. Н. Американские владения России // Библиотека для чтения. 1855. №4. Т. CXXX (130). № 2. С. 204-292.
11. Митрополит Иннокентий // Рижский вестник. 1879. № 78. 9 апреля.
12. Окунь С .Б. Российско-американская компания / под ред. и с предисл. Е. Д. Грекова. М.-Л.: Государственное социально-экономическое изд., 1939. 260 с.
13. Письма И. Вениаминова К. Т. Хлебникову. Сост. и прим. Р. Г. Ляпуновой и Е. А. Окладниковой // Русская Америка. По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев / отв. ред. А. Д. Дридзо, Р. В. Кинжалов. М.: Мысль, 1994. С. 151-189.
14. Письмо графа Н. П. Румянцева к камергеру Резанову // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1850. №9. Т. VII. № 44.
15. Россия и США: становление отношений, 1765-1815. Сборник документов / сост. Н. Н. Башкина, Н. Н. Болховитинов и др.; редкол. С. Л. Траск и др. М.: Наука, 1980. 752 с.
16. Русская Америка. По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев. / отв. ред. А. Д. Дридзо, Р. В. Кинжалов. М.: Мысль, 1994. 373 с.
References
1. Barsukov I. P. Innokentii, mitropolit Moskovskii i Kolomenskii. Po ego sochineniyam, pis'mam i rasskazam sovremennikov (Innokentiy, Metropolitan of Moscow and Kolomna. In his writings, letters and stories of contemporaries). Moscow: Synodal Printing House, 1883. 769 p. (In Russian).
2. Bolkhovitinov N. N. Rossiya i SShA: Arkhivnye dokumenty i istoricheskie issledovaniya (Russia and the United States: Archive documents and historical research). Moscow: INION, 1984. 105 p. (In Russian).
3. Veniaminov I. Aleutskii bukvar' (Aleutian primer). Moscow: Synodal Printing House, 1836. 48 p. (In Russian).
4. Veniaminov I. Zapiski ob ostrovakh Unalashkinskogo otdela (Notes on the islands of Unalaska Department). St. Perersburg: Tipografiya Imperatorskoi Rossiiskoi akademii, 1840. Part. 1, 2. (In Russian).
5. Veniaminov I. Nachatki khristianskogo ucheniya, ili Kratkaya Svyashchennaya istoriya i Kratkii Khristianskii katekhizis (The rudiments of Christian doctrine, or Short Sacred History and a Short Christian Catechism). St. Perersburg: Synodal Printing House, 1840. 179 p. (In Russian).
6. Veniaminov I. Opyt grammatiki aleutsko-lis'evskogo yazyka. (Experience of the Aleut-Lisowski language grammar). St. Perersburg: Synodal Printing House, 1846. 241 p. (In Russian).
7. Veniaminov I. Sostoyanie Pravoslavnoi tserkvi v Rossiiskoi Amerike (The state of Orthodox Church in Russian America) // Zhurnal Ministerstva Narodnogo Prosveshcheniya. 1840. No. 6. Vol. 4. XXVI. Vol. V. P. 17. (In Russian).
8. Doklad Komiteta ob ustroistve russkikh amerikanskikh kolonii (Report of the Committee of the Russian unit of the American colonies). St. Petersburg: Printing Department of Foreign Trade, 1863. Part 1. 757 p. (In Russian).
9. Lvov A. Kratkie istoricheskie svedenija ob uchrezhdenii v Severnoj Amerike pravoslavnoj missii, ob osnovanii Kad#jakskoj eparhii i dejatel'nosti tam pervyh missionerov (Brief historical information on the establishment of North American Orthodox Mission, on the basis of Kadyakskoy diocese and activities of the first missionaries) // Pribavlenie k Tserkovnym vedomostyam. 1894. No. 38. P. 1361-1370. (In Russian).
10. Mamyshev V. N. Amerikanskie vladeniya Rossii (American ownership of Russia) // Biblioteka dlya chteniya. 1855. No. 4. Vol. CXXX (130). No.2. P. 204-292. (In Russian).
11. Mitropolit Innokentii (The Metropolitan Innocent) // Rizhskii vestnik. 1879. No.78. April 9. (In Russian).
12. Okun' S. B. Rossiisko-amerikanskaya kompaniya / ed by E. D. Grekov (Russian-American Company) / Ed. and foreword by E. D. Grekov). Moscow - Leningrad: State socioeconomic edition, 1939. 260 p. (In Russian).
13. Pis'ma I. Veniaminova K. T. Khlebnikovu. Sost. i prim. R. G. Lyapunovoi i E. A. Okladnikovoi (Letters of Veniaminov to K. T. Khlebnikov. Comp. and approx. R. G. Lyapunov and E. Okladnikova) // Russkaya Amerika. Po lichnym vpechatleniyam missionerov, zemleprokhodtsev, moryakov, issledovatelei i drugikh ochevidtsev / ed. by A. D. Dridzo, R. V. Kinzhalov. Moscow: Mysl', 1994. P. 151-189. (In Russian).
14. Pis'mo grafa N. P. Rumyantseva k kamergeru Rezanovu (Letter of Count N. P. Rumyantsev to the chamberlain Rezanov) // Zhurnal Ministerstva Narodnogo Prosveshcheniya. 1850. No. 9. Vol. VII. No. 44. (In Russian).
15. Rossiya i SShA: stanovlenie otnoshenii, 1765-1815. Sbornik dokumentov (Russia and the United States: the establishment of relations, 1765-1815. Collection of documents). Moscow: Nauka, 1980. 752 p. (In Russian).
16. Russkaya Amerika. Po lichnym vpechatleniyam missionerov, zemleprokhodtsev, moryakov, issledovatelei i drugikh ochevidtsev (Russian America. For personal impressions of missionaries, land explorers, sailors, explorers and other eyewitnesses) / ed. by A. D. Dridzo, R. V. Kinzhalov. Moscow: Misl', 1994. 373 p. (In Russian).