7. Mazein P. G. Informacionnye tekhnologii v obespechenii kachestva obrazovaniya [Information technology in ensuring the quality of education]. M., 2015. (In Russian).
8. Fokina V. N., Shirokova M. E., Ryakin A. V. Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii socializacii obuchayushchihsya v elektronnojinformacionno-obrazovatel'nojsrede [Modern pedagogical technologies of socialization of students in electronic information and educational environment]. Innovation in Education, 2018, no. 11, pp. 60-63. (In Russian).
9. Kozlova A. V., Legan M. V. Razrabotka elektronnyh uchebno-meto-dicheskih kompleksov (EUMK) po disciplinam uchebnogo plana v NGTU [Development of electronic training complexes on disciplines of Novosibirsk state Technical University curriculum]. Open and Distance Education, 2014, no. 1 (53), pp. 74-81. (In Russian).
10. GOST R 53620-2009. Informacionno-kommunikacionnye tekhnologii v obrazovanii. Elektronnye obrazovatel'nye resursy. Obshchie polozheniya [GOST R 53620-2009. Information and communication technologies in education. Electronic educational resources. General Provisions]. Available at: http://standartgost.ru/ g/r0CT_P_53620-2009 (accessed 01.01.2020). (In Russian).
11. Semenova V. G. Samostoyatel'naya rabota studentov kak vazhnejshaya forma organizacii uchebnogo processa v ramkah
kompetentnostnojmodeli obrazovaniya [Independent work of students as the most important form of educational process organization in the framework of the competency-based education model]. Organization of independent work of students. Proceedings of reports of the II All-Russian scientific and practical Internet conference. Saratov, 2013, pp. 6-10. (In Russian).
12. Ivanova S. G. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov po inostrannomu yazyku [Organization of students' unsupervised foreign language work]. Theory andpractice of social development, 2013, no. 5, pp. 143-147. (In Russian).
13. Andreev A. V., Andreeva S. V., Dosenko I. B. Praktika elektronnogo obucheniya s ispol'zovaniem Moodle [Practice E-Learning Using Moodle]. Taganrog, 2008. (In Russian).
14. Bondarev M. G., Trach A. S. Principy smeshannogo obucheniya anglijskomu yazyku dlya special'nyh celej [On the question of the category of definiteness/indefiniteness formation origins]. Izvestiya SFedu. Engineering Sciences, 2013, no. 10, pp. 8-11. (In Russian).
15. Khmelidze I. N. Rol' prepodavatelya v realizacii elektronnogo obucheniya [Teacher's role in e-learning process]. Open and Distance Education, 2014, no. 4 (56), pp. 45-46. (In Russian).
УДК/UDC 377.5
Е. А. Баканов E. A. Bakanov
МИССИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ MISSIONS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Введение. В статье представлено исследование по проблеме стратегического управления деятельностью профессиональных образовательных организаций. Цель статьи - анализ практики применения элементов стратегического планирования и обоснование необходимости внедрения в практику управления названных организаций методов научного менеджмента.
Методология. Исследование проводится методом анализа основных законодательных документов в области профессионального образования, локальных актов образовательных профессиональных организаций, информации, размещенной на сайтах организаций, с последующим обобщением и формулированием практических рекомендаций.
Результаты заключаются в обзоре практики применения методов и принципов стратегического планирования организациями профессионального образования Российской Федерации на примере формулирования руководителями данных организаций миссий учреждений. Показана роль стратегического под-
хода к определению целей деятельности организации для их успешного развития.
Заключение. Автор отмечает, что используемые коммерческими организациями методы и принципы стратегического управления пока еще не нашли широкого применения в практике менеджмента профессиональных образовательных организаций, однако очевидна тенденция к осознанию важности внедрения элементов научного менеджмента в управление как частными образовательными организациями, так и государственными учреждениями среднего профессионального образования.
Introduction. The article presents a study on the problem of strategic management of professional educational organizations. The purpose of the article is to analyze the practice of applying elements of strategic planning and justify the need to implement scientific management methods in the management practice of these organizations.
Methodology. The research is carried out by the method of analysis of the main legislative documents in the field of
vocational education, local acts of educational professional organizations, the information placed on the sites of organizations, with subsequent generalization and formulation of practical recommendations.
Results consist of a review of the practice of applying methods and principles of strategic planning by professional education organizations of the Russian Federation on the example of the formulation of the missions of institutions by the heads of these organizations. The role of the strategic approach to determining the goals of organizations for their successful development is shown.
Conclusions. The author notes that the methods and principles of strategic management widely used by commercial organizations have not yet been widely applied in the practice of management of professional educational organizations, but there is an obvious tendency to realize the importance of introducing elements of scientific management in the management of both private educational organizations and public institutions of secondary vocational education.
Ключевые слова: профессиональная образовательная организация, стратегическое управление, миссия организации, цели деятельности, развитие организации.
Keywords: professional educational organization, strategic management, mission of the organization, goals of activity, development of the organization.
Введение
Классик менеджмента Питер Друкер свою книгу «Задачи менеджмента в XXI веке» начинает с рассмотрения устоявшихся заблуждений (мифов) относительно науки менеджмента и ее роли в развитии общества. Первым заблуждением он называет мнение о том, что менеджмент - это наука для бизнеса. Анализируя это заблуждение, автор утверждает, что возникновение науки «менеджмент» было связано не с «бизнесом», и в XXI в. сектором роста в развитых странах будет не «бизнес», а - вероятнее всего - некоммерческий общественный сектор (государственное управление, здравоохранение и образование). «Именно там менеджмент сегодня наиболее востребован; именно там практическое применение менеджмента, построенного на прочных принципах, опирающегося на теорию, может в кратчайшие сроки дать самые лучшие результаты» [1, c. 23].
Всемирно известный теоретик менеджмента Эдвардс Деминг, чья работа помогла японской промышленности создать новые принципы управления, а также совершить революционный прорыв в качестве и производительности, сформулировал 14 прин-
ципов управления качеством, созвучных идеям П. Друкера. Например, он утверждал, что любая организация должна иметь четко сформулированную миссию; качество не может быть обеспечено только за счет проверок, оно должно быть результатом процесса, который необходимо совершенствовать; постоянное повышение квалификации персонала -это не лозунг, а насущная потребность и т. д.
По определению, данному американскими учеными (Майкл Мескон, Майкл Альберт и Франклин Хедоури), миссия - это основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии [2].
Л. Т. Ткачук определила миссию как генеральную цель организации, понятие, раскрывающее предназначение и смысл существования организации. Миссия формирует философию и политику организации, определяя ценности, этические и моральные нормы, принципы, на основе которых осуществляется деятельность организации [3, с. 525].
Законы рыночной экономики требуют формализации и оглашения миссии организации, дающей представление о ее назначении, необходимости и полезности для сотрудников, потребителей услуг и общества в целом. Обычно миссия формулируется в двух вариантах. Короткий вариант миссии представляет собой одно-два коротких предложения - брендовый слоган организации, направленный прежде всего на формирование имиджа организации в обществе. Второй -расширенный вариант миссии, как правило, формулируется для внутреннего пользования и должен подробно раскрывать все необходимые аспекты миссии. Миссия выполняет несколько функций: коммуникационную, целеполагающую и формирующую корпоративную культуру.
Во-первых, для внешней среды миссия несет информацию о роли образовательной организации, способствует формированию желаемого имиджа. Для сотрудников миссия дает представление об общих целях и ценностях организации.
Во-вторых, на основании миссии разрабатываются стратегические цели организации и осуществляется их декомпозиция.
В-третьих, миссия отражает этические и мировоззренческие позиции руководства организации по отношению к потребностям современного общества, что влияет на формирование соответствующей культуры организации.
Миссия организаций сферы профессионального образования определяется, с одной стороны,
потребностями потребителей их услуг, а с другой стороны, целями государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Формулирование миссии - это первый шаг в стратегическом управлении организацией.
Цель статьи - анализ практики применения элементов стратегического планирования, в частности формулирование миссии организации и обоснование необходимости внедрения в практику управления названными организациями методов научного менеджмента.
Методология
Исследование проводится методом анализа законодательной базы в области профессионального образования, локальных документов профессиональных образовательных организаций, информации, размещенной на сайтах организаций, с последующим обобщением и формулированием практических рекомендаций.
Все профессиональные образовательные организации (ПОО) имеют общую основную цель (миссию), которая определена в статье 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»(далее -закон об образовании), осуществляют образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) профессионального обучения. Кроме того, эти организации могут осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным, дополнительным образовательным и дополнительным профессиональным программам, что не является их основной целью [4].
Факт наличия общей цели всех указанных организаций приводит к заблуждению ряда руководителей этих организаций, что им не надо определять свою миссию, что она уже задана «сверху». Однако все организации разные, их деятельность предполагает разные условия, учреждения используют разнообразные технологии, стремятся к различным целям и, следовательно, каждая организация имеет свою неповторимую миссию.
Определяя общую цель деятельности образовательных организаций, закон об образовании подчеркивает возможные различия организаций профессионального образования. Эти различия выражаются:
- в направленности образовательных программ;
- интеграции различных видов образовательных программ;
- специальных условиях реализации образовательных программ;
- особых образовательных потребностях обучающихся;
- дополнительно осуществляемых функциях.
К данным различиям можно добавить и требования работодателей, осуществляющих экономическую деятельность в тех или иных территориях и взаимодействующих с образовательными организациями; особенности образовательной политики региональных органов государственного управления и др.
Необходимо отметить и фактор технологического развития. Как справедливо отметили Л. А. Маюр-никова и И. А. Килина: «В XXI в. тенденции изменения современного рынка труда находят отражение в социальных процессах (глобализация - изменение моделей управления государством и бизнесом; изменение потребительских предпочтений; экологизация процессов жизни и производства и др.), а также в технологических: цифровизация, автоматизация, инновационные технологии, конвергентные технологии и др.» [5, с. 55]. Эти процессы протекают в разных регионах и отраслях экономики с разной интенсивностью, что отражается на деятельности образовательных организаций и приводит к их дифференциации.
Результаты
Закон об образовании прямо указывает на наличие у образовательных организаций определенной автономии (ст. 28), под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной и финансово-экономической деятельности. Приведем примеры некоторых вопросов, находящихся в компетенции образовательных организаций, для решения которых требуется постановка соответствующих стратегических целей:
- материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями;
- создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;
- разработка и утверждение образовательных программ;
- разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации;
- поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;
- использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения.
Все это требует от руководителей определять видение будущего своих организаций и стратегические цели, в основе которых лежит миссия организации.
Ни для кого не секрет, что эффективность деятельности образовательных организаций различается, и порой существенно. Это зависит, безусловно, от уровня материального обеспечения, профессиональной компетентности преподавательского состава и менеджмента (руководящего состава) организации. Если в период плановой экономики все задавалось «сверху», то сегодня на первое место в списке факторов, обеспечивающих успех организации, выходит инициативность, предприимчивость, а также уровень подготовленности руководителей образовательных организаций в области менеджмента. Именно они и будут определять успех образовательных организаций в будущем.
Пункт 1 статьи 68 закона об образовании гласит: «Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования». С точки зрения менеджмента как науки миссия ПОО должна конкретизировать, какой вклад эта организация намерена внести в дело подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, что и как она сделает в плане интеллектуального, культурного и профессионального развития человека.
Эта ситуация сродни дискуссии относительно того, является ли целью деятельности коммерческой организации получение большей прибыли. С точки зрения Гражданского кодекса РФ (п. 1, ст. 50) основной целью деятельности коммерческих организаций является извлечение прибыли. Однако с позиции менеджмента миссия коммерческой организации должна ориентировать персонал на то, какая деятельность фирмы позволит получить большую прибыль, а не на получение большей прибыли.
«Получение прибыли не может являться целью бизнеса. Прибыль - это результат правильно организованного бизнеса. Цель и результат - это совсем
не одно и то же. Цель - то, куда мы устремляемся, а результат - награда за наши усилия», - считает Константин Харский, генеральный директор ООО «Ценностное управление для бизнеса» [6].
Подготовка квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена - это смысл деятельности организаций среднего профессионального образования, а целью является то, к чему устремляется организация в своем развитии, чему она учит и какой уровень качества подготовки она обеспечит, от этого зависит результат - будут ли востребованы со стороны работодателей ее выпускники.
По мнению Е. А. Дробышевой, проблема диспропорции между требованиями рынка и подготовкой квалифицированных специалистов остается одной из главных в системе среднего профессионального образования, в связи с чем выпускники образовательных организаций зачастую не трудоустраиваются по полученной специальности [7].
Если цель образовательной организации чему-то обучить студентов, то для преподавателя не имеет значение будущее студента. Если мы обучаем для того, чтобы выпускник нашел работу и был успешен в профессии (а это уже другая цель), то и обучать надо по-другому. Обращаясь к посетителям сайта, директор Березовского политехнического техникума на «Страничке директора» поясняет, почему надо поступать в данный техникум. «Свою миссию я как руководитель вижу в стремлении донести ... мысль о том, как важно получить специальность, которая обеспечит трудоустройство и необходимый материальный уровень жизни в целом» [8].
Мариинский педагогический колледж имени императрицы Марии Александровны - старейшее учебное заведение Кемеровской области (1921 г.) -видит свою миссию в подготовке высококвалифицированных, профессионально, интеллектуально, нравственно и физически развитых специалистов конкурентоспособных на рынке труда [9].
Краткая формулировка миссии организации - это лозунг, следовательно, сформулировав таким образом свое предназначение, организация должна развернуть эту мысль и разработать широкое определение стратегической цели (миссии), которое и будет руководством к действию. Но даже короткое определение миссии приводят на своих сайтах лишь единицы образовательных организаций.
При анализе сайтов образовательных организаций можно заметить, что все больше организаций формулируют и публикуют свою миссию, ее краткий
Таблица 1
Краткие формулировки миссий профессиональных образовательных организаций
Наименование организации Миссия
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Томский политехнический техникум» Содействие развитию энергетической базы государства путем формирования кадрового потенциала предприятий топливно-энергетического комплекса Сибири и Дальнего Востока [10]
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Техникум индустрии питания и услуг «Кулинар» Подготовка высококвалифицированных, творчески мыслящих специалистов на основе оптимального сочетания фундаментального образования и практико-ориентированной профильной подготовки с учетом требований времени [11]
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва «Кызылский транспортный техникум» Удовлетворение образовательных потребностей гражданина в получении качественного профессионального образования на основе инновационных подходов к организации образовательного процесса в условиях изменяющегося рынка труда [12]
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса» Подготовка квалифицированных кадров в сфере торговли, ресторанного бизнеса и сервиса. Формирование творческой личности, конкурентоспособного специалиста, достойного патриота, гражданина РФ. Техникум стремится стать инновационным образовательным учреждением с развивающейся культурно-образовательной средой, обеспечивающим качество подготовки компетентного специалиста [13]
Профессиональное образовательное частное учреждение «Московский кооперативный техникум им. Г. Н. Альтшуля» (МКТ) Система учреждения среднего профессионального образования МКТ: • открытая, саморазвивающаяся образовательная система, гармонично взаимодействующая с российским профессиональным сообществом, активно содействующая формированию единого образовательного пространства на территории Московской области; • уникальный пример осуществляющего подготовку высококвалифицированных специалистов среднего звена учебного заведения, сохраняющего качественную определенность и практическую направленность среднего профессионального образования в системе подготовки специалистов. Техникум обеспечивает высокое качество образовательных услуг на основе современных технологий обучения и социального партнерства, предоставляет обучающимся возможность выбора индивидуальной образовательной траектории, широкий спектр возможностей для творческой самореализации и личностного роста всех субъектов образовательного процесса [14]
вариант (табл. 1). Данный факт характеризует возрастающий интерес и понимание значения стратегического подхода к планированию деятельности образовательных организаций со стороны руководителей.
На сайтах многих организаций среднего профессионального образования имеется раздел, посвященный истории учреждения. Вклад предшественников надо почитать и сохранять, но абитуриентов интересует в большей степени будущее образование, которое обеспечит их благополучие как профессионалов. Будущее учреждения и его студентов зависит в определенной степени от миссии, которую определяют руководители организации.
Выдающимся менеджером, по современным понятиям, был Антон Семенович Макаренко, которого многие знают как известного воспитателя, педагога и писателя. Макаренко умел ставить и добиваться значительных целей в условиях крайнего дефицита ресурсов и жесткой критики чиновников от образования.
Специалисты аналитического центра при Правительстве Российской Федерации считают, что система среднего профессионального образования (СПО) находится лишь в начале пути преобразований,
и это требует обращения как к международным практикам, так и к отечественным достижениям прошлого, которые были взяты на вооружение ведущими странами мира. Особый интерес представляют создаваемые в развитых странах системы инновационного развития СПО [15, с. 4].
По мере реформирования системы профессионального образования в Российской Федерации происходит трансформация целей данного процесса, наглядно это показано в таблице 2. Соответственно, должны корректироваться и цели деятельности образовательных организаций, которые найдут отражение в миссии учреждений.
Заключение
При анализе данных, представленных на сайтах учреждений среднего профессионального образования, можно сделать вывод, что используемые коммерческими организациями методы и принципы стратегического управления пока еще не нашли широкого применения в практике менеджмента профессиональных образовательных организаций, однако очевидно прослеживается тенденция к осознанию важ-
Таблица 2
Трансформация целей развития среднего профессионального образования в Российской Федерации
Наименование документа Цель
Подпрограмма 1 «Развитие профессионального образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. (утв. 15.04.2014) Существенное увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию Российской Федерации, в повышение ее глобальной конкурентоспособности, обеспечение востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося [16]
Приоритетный проект «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий») (утв. 25.10.2016) Создание конкурентоспособной системы среднего профессионального образования, реализующей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, что обеспечит увеличение к концу 2020 г. до 50 тыс. человек численности выпускников профессиональных образовательных организаций, продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий стандартам Ворлдскиллс Россия [17]
Федеральный проект «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» (утв. 07.12.2018) Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ во всех профессиональных образовательных организациях к 2024 г. [18]
ности внедрения элементов научного менеджмента в управление как частными образовательными организациями, так и государственными учреждениями среднего профессионального образования.
Литература
1. Друкер Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М., 2004. 272 с.
2. Мескон Майкл Х., Альберт Майкл, Хедоури Франкл. Основы менеджмента. М., 2012,
3. Ткачук Л. Т. Менеджмент. Ростов н/Д, 2012. 539 с.
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М., 2020. 160 с.
5. Маюрникова Л. А., Килина И. А. Когнитивные модели компетенций руководителей в сфере принятия управленческих решений // Профессиональное образования в России и за рубежом. 2019. № 2 (34). С. 53-60.
6. Получение прибыли является результатом, а не целью фирмы [Электронный ресурс]. URL: https://www.klerk.ru/buh/ news/184337/ (дата обращения: 13.04.2020).
7. Дробышева Е. А. Современное состояние и проблемы развития среднего профессионального образования в России [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2019. № 36. С. 35-36. URL: https://moluch.ru/archive/274/62320/ (дата обращения: 13.04.2020).
8. Страничка директора - ГПОУ «Березовский политехнический техникум» [Электронный ресурс]. URL: http://www.bpt18.ru/ stranichka-direktora (дата обращения: 13.04.2020).
9. Государственное профессиональное образовательное учреждение Мариинский педагогический колледж имени императрицы Марии Александровны. Общая информация [Электронный ресурс]. URL: http://marpk.ru/Основные-сведе-ния (дата обращения: 13.04.2020).
10. Анализ результатов реализации программы «Развитие Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Томский политехнический техникум» до 2020 года» за 2016 год [Электронный ресурс]. URL: http://tpt.tom.ru/sved/doc/analiz_prog16.pdf (дата обращения: 13.04.2020).
11. Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Техникум индустрии питания и услуг «Кулинар». Цели и задачи [Электронный ресурс]. URL: http://www.kulinar66.ru/?page=6605 (дата обращения: 13.04.2020).
12. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва «Кызылский транспортный техникум». Миссия техникума [Электронный ресурс]. URL: http://www.kadt.tuva.ru/index.php?option=com_content&vie w=article&id=32&Itemid=68 (дата обращения: 13.04.2020).
13. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса». Миссия, задачи, цель [Электронный ресурс]. URL: https://ptet.ru/?p=290 (дата обращения: 13.04.2020).
14. Миссия Московского кооперативного техникума им. Г. Н. Альтшуля [Электронный ресурс]. URL: http://mktex.ru/ missia.htm (дата обращения: 13.04.2020).
15. Реформа среднего профессионального образования (отечественный и зарубежный опыт) // Бюллетень о сфере образования. 2017. Вып. 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov. ru/files/publication/a/14648.pdf (дата обращения: 13.04.2020).
16. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295. URL: http://static.government.ru/media/files/0kPx2UXxuWQ.pdf (дата обращения: 13.04.2020).
17. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс] : указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/43027 (дата обращения: 13.04.2020).
18. ПАСПОРТ федерального проекта «Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» [Электронный ресурс]. URL: Ь^^/май-скийуказ.рф/upload/iblock/dc4/Molodye_professionaly.pdf (дата обращения: 13.04.2020).
References
1. Drucker Peter F. Zadachi menedzhmenta v XXI veke [Management challenges for the twenty-first century]. Moscow, 2004, 272 p. (In Russian).
2. Mescon Michael H., Albert Michael, Hedowry Frankl. Osnovy menedzhmenta [Fundamentals of management]. Moscow, 2012. (In Russian).
3. Tkachuk L. T. Menedzhment [Management]. Rostov-on-Don, 2012, 539 p. (In Russian).
4. Federal'nyjzakon «Ob obrazovanii v RossijskojFederacii» [Federal law «On education in the Russian Federation»]. Moscow, 2020, 160 p. (In Russian).
5. Majurnikova L. A., Kilina I. A. Kognitivnye modeli kompetencij rukovoditelejv sfere prinyatiya upravlencheskih reshenij [Cognitive models of managerial competencies in management decision making]. Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 2 (34), pp. 53-60. (In Russian).
6. Poluchenie pribyli yavlyaetsya rezul'tatom, a ne cel'yu firmy [Getting profit is the result, not the goal of the company]. Available at: https://www.klerk.ru/buh/news/184337/ (accessed 13.04.2020). (In Russian).
7. Drobysheva E. A. Sovremennoe sostoyanie i problemy razvitiya srednego professional'nogo obrazovaniya v Rossii [Modern state and problems of development of secondary vocational education in Russia]. Young Scientist, 2019, no. 36, pp. 35-36. Available at: https://moluch.ru/archive/274/62320/ (accessed 13.04.2020). (In Russian).
8. Stranichka direktora - GPOU «Berezovskij politekhnicheskij tekhnikum» [Directors page - State Professional Educational Institution «Berezovsky Polytechnic College»]. Available at: http:// www.bpt18.ru/stranichka-direktora (accessed 13.04.2020). (In Russian).
9. Gosudarstvennoe professional'noe obrazovatel'noe uchrezhdenie Mariinskij pedagogicheskij kolledzh imeni imperatricy Marii Aleksandrovny. Obshchaya informaciya [State Professional Educational Institution Mariinsky pedagogical College named after Empress Maria Alexandrovna. General information]. Available at: http://marpk.ru/0cHOBHNe-CBeAeHMA (accessed 13.04.2020). (In Russian).
10. Analiz rezul'tatov realizacii programmy «Razvitie Oblastnogo gosu-darstvennogo byudzhetnogo professional'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya «Tomskijpolitekhnicheskij tekhnikum» do 2020 goda» za 2016 god [Analysis of the results of the implementation of the program «Development of the Regional State Budgetary Professional Educational Institution» Tomsk Polytechnic College «until 2020» for 2016]. Available at: http://tpt.tom.ru/sved/doc/ analiz_prog16.pdf (accessed 13.04.2020). (In Russian).
11. Gosudarstvennoe avtonomnoe professional'noe obrazovatel'noe uchrezhdenie Sverdlovskoj oblasti «Tekhnikum industrii pitaniya i uslug «Kulinar». Celi i zadachi [State Autonomous Professional Educational Institution of the Sverdlovsk Region "College of Food and Services Industry" Culinary ". Goals and objectives]. Available at: http://www.kulinar66.ru/?page=6605 (accessed 13.04.2020). (In Russian).
12. Gosudarstvennoe byudzhetnoe professional'noe obrazovatel'noe uchrezhdenie Respubliki Tyva «Kyzylskij transportnyj tekhnikum». Missiya tekhnikuma [State Budgetary Professional Educational Institution of the Republic of Tyva "Kyzyl Transport College." College mission]. Available at: http://www.kadt.tuva.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=32&Itemid=68 (accessed 13.04.2020). (In Russian).
13. Gosudarstvennoe byudzhetnoe professional'noe obrazovatel'noe uchrezhdenie «Pyatigorskijtekhnikum torgovli, tekhnologij i servisa». Missiya, zadachi, cel' [State Budgetary Professional Educational Institution "Pyatigorsk technical school of trade, technology and service." Mission, Tasks, Purpose]. Available at: https://ptet.ru/?p=290 (accessed 13.04.2020). (In Russian).
14. Missiya Moskovskogo kooperativnogo tekhnikuma im. G. N. Al'tshulya [Mission of the Moscow Cooperative College namedafterG.N.Altshula].Availableat:http://mktex.ru/missia.htm (accessed 13.04.2020). (In Russian).
15. Reforma srednego professional'nogo obrazovaniya (otechest-vennyj i zarubezhnyj opyt) [Reform of secondary vocational education (domestic and foreign experience)]. Bulletin on the Sphere of Education, 2017, iss. 11. Available at: https://ac.gov. ru/files/publication/a/14648.pdf (accessed 13.04.2020). (In Russian).
16. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gody [State program of the Russian Federation «Development of education» for 2013-2020]. Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 no. 295. Available at: http://static.government.ru/media/ files/0kPx2UXxuWQ.pdf (accessed 13.04.2020). (In Russian).
17. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda [On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024]. Decree of the President of the Russian Federation of May 07, 2018 no. 204. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (accessed 13.04.2020). (In Russian).
18. PASPORT federal'nogo proekta «Molodye professionaly» (Povyshenie konkurentosposobnosti professional'nogo obrazo-vaniya)» [PASSPORT of the Federal project «Young professionals» (Improving the competitiveness of vocational education)]. Available at: http://MawcKMMyKa3.p$/upload/iblock/dc4/ Molodye_professionaly.pdf (accessed 13.04.2020). (In Russian).
УДК/UDC 378 В. В. Булгаков, И. А. Войкин
V. V. Bulgakov, I. A. Voikin
ПРИМЕНЕНИЕ ВЫСОКОИНТЕНСИВНОЙ МЕТОДИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЖАРНО-СТРОЕВЫХ НОРМАТИВОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ
THE USE OF HIGH-INTENSITY METHODS OF PERFORMING FIRE-DRILL STANDARDS TO IMPROVE THE LEVEL OF PRACTICAL TRAINING OF CADETS
Введение. Авторы статьи уделяют внимание повышению качества практической подготовки курсантов в образовательных учреждениях МЧС России. В статье рассмотрены условия формирования базовых
практических умений и навыков, физических и психологических качеств для проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения посредством выполнения нормативов по пожарно-строевой под-