Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ / PROFESSIONAL EDUCATION / INTEGRATION PROCESSES / EDUCATIONAL ORGANIZATION MANAGEMENT MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ложкина Т.Ю.

Введение. В статье рассматривается проблема моделирования системы управления развитием профессиональной образовательной организацией в условиях интеграционных процессов. Модель управления профессиональной образовательной организацией должна быть ориентирована на достижение запланированных показателей и построена с учетом современных трендов развития системы профессионального образования, а также внутренних уникальных возможностей медицинского колледжа. Цель статьи - показать эффективность применения моделирования на разных этапах изменения управления колледжем для достижения запланированных показателей. Рассматривается проблема моделирования системы управления развитием профессиональной образовательной организации в контексте интеграционных процессов. Такая модель должна быть ориентирована на достижение намеченных целей и построена с учетом современных тенденций развития системы профессионального образования, а также внутренних уникальных возможностей медицинского колледжа. Методология. На подготовительном этапе - разработка концептуальной модели управления развитием колледжа в условиях интеграционных процессов на основе системно-деятельностного подхода, прогнозирование результатов. На констатирующем этапе - проведение SWOT-, STEP-анализа в рамках ресурсного подхода. В рамках преобразующего эксперимента - проектирование модели управления развитием профессиональной образовательной организации и анализ ее результативности. Результаты заключаются в построении структурно-функциональной модели управления профессиональной образовательной организацией в условиях интеграционных процессов, аргументации ее эффективности через достижение запланированных показателей (развитие субъектной позиции педагогов, появление новых форм организации образовательного процесса и использование инновационных технологий, результаты демонстрационного экзамена и др.), что значительно влияет на развитие образовательной организации. Заключение. При построении модели управления развитием профессиональной образовательной организации должны быть учтены современные условия интеграционных процессов, а также потребность в обеспечении устойчивости образовательной организации к внешним изменениям и внутренние (ресурсные) возможности организации создавать новые управленческие отделы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ложкина Т.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING MANAGEMENT OF MEDICAL COLLEGE DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF INTEGRATION PROCESSES

Introduction. The article deals with the problem of modeling the development management system of a professional educational organization in the context of integration processes. The management model of a professional educational organization should be focused on achieving the planned indicators and built taking into account current trends in the development of the professional education system, as well as the unique internal capabilities of the medical College. The purpose of the article is to show the effectiveness of the application of modelling at different stages of changing the management of the college to achieve the planned targets. Methodology. On a preparatory stage - working out of conceptual model of management of development of college in the conditions of integration processes on the basis of the system-activity approach, forecasting of results. At the ascertaining stage - SWOT, STEP analysis within the resource approach. Within the framework of the transformational experiment - designing of the model of management of development of the professional educational organization and the analysis of its efficiency. The results consist in building a structural and functional model of professional educational organization management in the conditions of integration processes, argumentation of its effectiveness through the achievement of planned indicators (the development of the subjective position of teachers, the emergence of new forms of educational process organization and the use of innovative technologies, the results of the demonstration exam, etc.), which significantly affected the development of educational organization. Conclusion. At construction of management model of development of the professional educational organization modern conditions of integration processes, and also necessity in maintenance of stability of the educational organization to external changes and internal (resource) possibilities of the organization to create new administrative departments should be considered.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ»

December 26, 2017 no. 1642. Available at: http://docs.cntd.ru/ document/556183093. (In Russian).

3. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazo-vatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya [On the approval of the federal state educational standard for preschool education]. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 17, 2013 no. 1155. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/. (In Russian).

4. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda [On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024]. Decree of the President of the Russian Federation of May 07, 2018 no. 204. Available at: http://kremlin.ru/acts/bank/43027. (In Russian).

5. Ob utverzhdenii Strategii innovacionnogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda [On approval of the Strategy for innovative development of the Russian Federation for the period until 2020]. Decree of the Government of the Russian Federation of December 08, 2011 no. 2227-r. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/. (In Russian).

6. Svatalova T. A., Yakovleva G. V. Soprovozhdenie realizacii professional'nogo standarta «Pedagog» sredstvami dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Maintenance of implementation of the professional standard "Teacher" by means of additional professional education]. Scientific support of a system of advanced training, 2018, no 4 (37). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/soprovozhdenie-realizatsii-professionalnogo-standarta-pedagog-sredstvami-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya/viewer. (In Russian).

7. Kroer E. V. Realizaciya FGOS doshkol'nogo obrazovaniya v praktike raboty organizacij, realizuyushchih obrazovatel'nye

programmy doshkol'nogo obrazovaniya [Implementation of Federal State Educational Standard of Preschool Education in the practice of organizations implementing preschool education programs]. Standards and Monitoring in Education, 2019, vol. 7, no. 3, pp. 3-12. (In Russian).

8. Kirillov I. L. FGOS doshkol'nogo obrazovaniya v dejstvii: glavnye dostizheniya i osnovnye trudnosti realizacii [Federal State Educational Standard for preschool education in action: main achievements and main implementation challenges]. Report at the plenary session of the interregional seminar "Implementation of the Federal State Educational Standard for Preschool Education in educational organizations implementing educational programs of preschool education". Available at: https://drive.google. com/file/d/1nGbm-kcXAwLiafyMB6DeH08K2xrJNGdS/view. (In Russian).

9. Kopytova A. V. O sisteme doshkol'nogo obrazovaniya Chelyabinskoj oblasti [On the system of preschool education in the Chelyabinsk region]. Report at the plenary session of the interregional seminar "Implementation of the Federal State Educational Standard for Preschool Education in educational organizations implementing educational programs of preschool education". Available at: https://drive.google.com/file/d/18wJO 91a7Hk2ORqY5vU7mWkbDvJeF0fdp/view. (In Russian).

10. Belaia K. lu. Obnovlenie obrazovatel'nogo processa v doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii [Updating the educational process in a preschool educational organization]. Available at: https://dou8. siteedu.ru/media/sub/691/documents/06HOBHeHMe_o6pa3OBa-тeflbнoгo_пpoцeссa_в_A00_Eeflafl_К.IO..pdf. (In Russian).

11. Levshina N. I., Sannikova L. N., Iurevich S. N. Ocenka kachestva doshkol'nogo obrazovaniya: mnenie roditelej [Evaluation of the quality of preschool education: the opinion of parents]. Modern Problems of Science and Education, 2017, no. 1. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26131.

УДК/UDC 377

Т. Ю. Ложкина T. Yu. Lozhkina

МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

MODELING MANAGEMENT OF MEDICAL COLLEGE DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF INTEGRATION PROCESSES

Введение. В статье рассматривается проблема моделирования системы управления развитием профессиональной образовательной организацией в условиях интеграционных процессов. Модель управления профессиональной образовательной организацией должна быть ориентирована на достижение запланированных показателей и построена с учетом современных трендов развития системы профессионального образования, а также внутренних уникальных возможностей медицинского колледжа.

Цель статьи - показать эффективность применения моделирования на разных этапах изменения управления колледжем для достижения запланированных показателей.

Рассматривается проблема моделирования системы управления развитием профессиональной образовательной организации в контексте интеграционных процессов. Такая модель должна быть ориентирована на достижение намеченных целей и построена с учетом современных тенденций раз-

вития системы профессионального образования, а также внутренних уникальных возможностей медицинского колледжа.

Методология. На подготовительном этапе - разработка концептуальной модели управления развитием колледжа в условиях интеграционных процессов на основе системно-деятельностного подхода, прогнозирование результатов. На констатирующем этапе - проведение SWOT-, STEP-анализа в рамках ресурсного подхода. В рамках преобразующего эксперимента - проектирование модели управления развитием профессиональной образовательной организации и анализ ее результативности.

Результаты заключаются в построении структурно-функциональной модели управления профессиональной образовательной организацией в условиях интеграционных процессов, аргументации ее эффективности через достижение запланированных показателей (развитие субъектной позиции педагогов, появление новых форм организации образовательного процесса и использование инновационных технологий, результаты демонстрационного экзамена и др.), что значительно влияет на развитие образовательной организации.

Заключение. При построении модели управления развитием профессиональной образовательной организации должны быть учтены современные условия интеграционных процессов, а также потребность в обеспечении устойчивости образовательной организации к внешним изменениям и внутренние (ресурсные) возможности организации создавать новые управленческие отделы.

Introduction. The article deals with the problem of modeling the development management system of a professional educational organization in the context of integration processes. The management model of a professional educational organization should be focused on achieving the planned indicators and built taking into account current trends in the development of the professional education system, as well as the unique internal capabilities of the medical College.

The purpose of the article is to show the effectiveness of the application of modelling at different stages of changing the management of the college to achieve the planned targets.

Methodology. On a preparatory stage - working out of conceptual model of management of development of college in the conditions of integration processes on the basis of the system-activity approach, forecasting of results. At the ascertaining stage - SWOT, STEP analysis within the

resource approach. Within the framework of the transformational experiment - designing of the model of management of development of the professional educational organization and the analysis of its efficiency.

The results consist in building a structural and functional model of professional educational organization management in the conditions of integration processes, argumentation of its effectiveness through the achievement of planned indicators (the development of the subjective position of teachers, the emergence of new forms of educational process organization and the use of innovative technologies, the results of the demonstration exam, etc.), which significantly affected the development of educational organization.

Conclusion. At construction of management model of development of the professional educational organization modern conditions of integration processes, and also necessity in maintenance of stability of the educational organization to external changes and internal (resource) possibilities of the organization to create new administrative departments should be considered.

Ключевые слова: профессиональное образование, интеграционные процессы, модель управления образовательной организацией.

Keywords: professional education, integration processes, educational organization management model.

Введение

Усиление процессов мировой глобализации и интеграции является причиной происходящих изменений в системе образования России как в целом, так в частности и в среднем профессиональном. Современные условия интеграционных процессов определяют основные требования к организации профессионального образования в России. В настоящее время интеграционные процессы приобретают особую актуальность как в социально-экономическом пространстве, так и в образовании. Если рассматривать интеграцию с позиции межнаучного знания, то интеграционные процессы протекают в экономике и производстве, политике, социальной и культурных сферах и управленческой деятельности. В этой связи интеграцию можно определить как процесс, обеспечивающий комплексную реализацию операций, функций и управленческих воздействий отдельных исполнителей функциональных подразделений или организаций с целью получения максимально возможного результата от их совместной деятельности [1, 4, 5].

Интеграция в образовании - это процесс и результат взаимодействия дифференцированных компо-

нентов обучения, в результате которого возникает новое качественное состояние - новая системная целостность.

Основными направлениями исследований современных тенденций интеграции в профессиональном образовании являются интеграция науки, производства и образования, интеграция между уровнями образования и интеграция содержания образования [10].

Интеграционным процессам в системе среднего профессионального образования в современной ситуации отводится ведущая роль по «связыванию» профессионального образования и производства, объединению разного уровня образования, синтезу в единый комплекс hard и soft компетенций для формирования востребованного специалиста на рынке труда и др. [11]. Данная ситуация носит не вымышленный характер, а имеет глубокий смысл, она продиктована сменой социально-экономического уклада общества, запросами предприятий под решение новых технологических задач. Среднее профессиональное образование сегодня направлено не только на формирование профессиональных компетенций, но и на формирование эффективной реализации индивидуальных образовательных траекторий, успешного жизненного и профессионального самоопределения, развития разносторонних способностей [14]. Следовательно, интеграционные процессы в профессиональном образовании должны быть направлены:

- на интеграцию научных подходов, методов, методик, практик и технологий образования;

- интеграцию теоретического образования и практической деятельности;

- интеграцию различных типов образовательной деятельности в единую систему непрерывного образования в открытом образовательном пространстве (общее, профессиональное, дополнительное и др.);

- интеграцию различных участников образовательного процесса в едином образовательном пространстве (интеграция сообществ педагогов, учащихся и родителей, интеграция особых социокультурных групп в систему образования (лица с ОВЗ, инвалиды и т. д.).

- интеграцию работодателей, а также всех возможных участников образования в единое образовательное пространство;

- интеграцию отечественного образования в единый мировой образовательный процесс.

Таким образом, интеграционные процессы для системы профессионального образования стано-

вятся глобальным вызовом, с учетом которого следует выстраивать дальнейшую деятельность по развитию профессионального образования и влияние которого необходимо учитывать при разработке модели развития профессиональной образовательной организации.

Методология

В связи с тем, что перед системой профессионального образования стоят далеко нетривиальные задачи глобальных преобразований, каждая организация должна быть ориентирована на модернизацию, центром которых, по нашему мнению, должно являться изменение управленческой деятельности, что позволит обеспечить ее развитие. Соединение теории и практики, поиск и построение «идеальной» модели управления развитием профессиональной образовательной организации в рамках системно-деятельностного подхода с учетом тенденций развития профессионального образования в условиях интеграционных процессов становится одной из главных задач руководителя образовательной организации [8].

По мнению А. И. Капичникова, О. Б. Капичниковой моделирование образовательных систем и процессов представляет собой сжатие информации, при котором отбрасываются многие несущественные факторы, благодаря чему появляется возможность сконцентрировать внимание на наиболее значимых элементах и способах их взаимодействия, то есть на тех составных частях системы, тех связях и отношениях, от которых в наибольшей степени зависит ее качественное состояние и перспективы развития [16, С. 39-41]. В результате этого модель приобретает свойства концептуального инструмента, с помощью которого можно осуществлять прогнозные и управленческие функции по отношению к моделируемому процессу. Модель выступает как образ будущей системы. В процессе моделирования задействованы четыре «участника»: «субъект» - инициатор моделирования и/или пользователь его результатов; «объект оригинал» - предмет моделирования, т. е. та педагогическая, образовательная система, которую хочет создать и/или пользоваться в дальнейшем «субъект»; «модель» - образ, отображение объекта; «среда», в которой находятся и с которой взаимодействуют все «участники» [17].

Для того чтобы создаваемая модель соответствовала своему назначению - достижению ожидаемых результатов, необходимо, чтобы она отвечала ряду требований, обеспечивающих ее функци-

онирование. Первым таким требованием является достаточная степень согласованности создаваемой модели со средой, чтобы создаваемая модель была комплементарна среде, в которой ей предстоит функционировать и естественным образом была интегрирована в нее. Кроме этого, в модели должны быть предусмотрены «связки» со средой, но наиболее значимо то, что в среде должны быть созданы предпосылки, обеспечивающие функционирование будущей модели. То есть для перехода на новую модель управления образовательной организацией должна быть подготовлена среда для функционирования будущей модели [15, С. 40].

Второе требование - простота модели. Модель используется как рабочий инструмент, который должен быть понятен каждому, кто будет участником реализации модели.

Третье требование модели - ее адекватность, которое заключается в том, что модель точна, полна и истинна. Адекватность модели означает, что ее использование позволит достичь поставленной цели и получить планируемые результаты.

На подготовительном этапе построения модели управления развитием профессиональной образовательной организацией был необходим аналитический материал, на основании которого сформулированы гипотеза, цель, задачи, которые предполагалось решить с помощью новой системы. Они составляют основу концептуальной модели. Констатирующий этап моделирования систем управления образовательной организацией связан с применением ретроспективного, перспективного, системного и сравнительного анализов, а также современного SWOT-анализа. Кроме того, для моделирования необходимо использовать комплексный анализ «внешней» среды (анализ изменений рынка труда и технологий, социально-экономической ситуации, законодательства, определение наиболее вероятных трендов развития образования) - PEST-анализ [16, 15]. Использование методов стратегического менеджмента, таких как SWOT и PEST-анализ, позволяет соотнести желаемые результаты преобразований в конкретной организации с тенденциями развития всей системы профессионального образования, определить направления изменений, проанализировать ресурсы модернизации. Применение инструментов SWOT- и PEST-анализа были апробированы и хорошо себя зарекомендовали в системе высшего профессионального образования при формировании стратегии развития университетов для проектирования моделей развития вузов, что сделало возможным их

использование в системе среднего профессионального образования [7, 9].

С этой целью в рамках нашего исследования был проведен SWOT- и PEST-анализ в Томском базовом медицинском колледже (ТБМК), в результате которого было принято решение о необходимости модернизации колледжа через создание новой модели управления (табл. 1, 2).

Для проведения SWOT- и PEST-анализа была сформирована рабочая группа, в которую вошли представители администрации колледжа, наиболее инициативные преподаватели и сотрудники.

SWOT-анализ позволил определить внутренние проблемы и ресурсы для их преодоления.

Для анализа условий внешней среды был проведен PEST-анализ как процесс идентификации, классификации и сопоставления политических (P), экономических (E), социальных (S) и технологических факторов (T). PEST-анализ является инструментом для оценки внешней среды, определения положения образовательной организации в структуре системы образования, в среде среднего профессионального образования и однопрофильных образовательных организаций, как в регионе, так и за его приделами. Кроме того, PEST-анализ позволил сформулировать видение перспектив и направлений развития образовательной организации. Как показывает обзор научной литературы, использование современных аналитических инструментов, таких как PEST-анализ и SWOT-анализ, в построении стратегии развития образовательной организации в первую очередь зависит от уровня компетентности руководителя образовательной организации, его уровня профессиональных, управленческих компетенций и лидерских позиций [1, 13].

После того как все факторы, способные оказать влияние на развитие ТБМК, были определены, необходимо было оценить силу влияния каждого фактора. Оценка силы влияния фактора - это субъективная экспертная оценка - участников рабочей группы. Сила влияния фактора оценивается по шкале от 1 до 3, где:

1 - влияние фактора незначительное: любое изменение фактора практически не влияет на деятельность образовательной организации;

2 - влияние фактора умеренное: только значимое изменение фактора влияет на деятельность образовательной организации;

3 - влияние фактора критическое (высокое): любые колебания вызывают значимые изменения в деятельности образовательной организации.

Таблица 1

SWOT-анализ ТБМК по состоянию на 2017/18 учебный год

S (сильные стороны) W (слабые стороны)

• современная материально-техническая база колледжа, использование педагогических технологий, актуальных для медицинского образования (дистанционных технологий, симуляционного обучения, кейс-стади); • наличие активных преподавателей, желающих профессионально развиваться и участвовать в развитии образовательной организации; • практическая монополия на образовательном рынке Томской области в подготовке по ряду основных и дополнительных профессиональных программ медицинского профиля; • высокая потребность в медицинских специалистах среднего звена; • наличие и развитие внебюджетной деятельности. • высокая нагрузка на преподавателей и сотрудников, приводящая к появлению значительного количества плохо контролируемых преподавателей-совместителей и снижению дисциплины штатных специалистов; • «расслоение» педагогического коллектива, формирование инертной прослойки преподавателей (преимущественно старшей возрастной группы) из-за непонимания и неприятия новых вызовов к системе образования; • отсутствие в образовательном процессе международных стандартов подготовки WorldSkills; • неэффективность механизмов управления образовательной организацией в связи с использованием линейно-функциональной структуры управления; • отсутствие полноценных маркетинговых исследований рынка образовательных услуг; • отсутствие и недостаточная эффективность ранней профориентационной работы как в г. Томске, так и в районах Томкой области; • низкая интеграция с работодателями, в частности с Ассоциацией медицинских сестер Томской области, Департаментом здравоохранения Томской области, главными субъектами, формирующими политику в сфере здравоохранения; • низкая интеграция с другими образовательными организациями СПО Томской области и профильным вузом -«закрытость» образовательной организации

O (внутренние возможности) I (внешние угрозы)

• изменение системы управления образовательной организацией, использование механизмов стратегического управления, базирующегося на принципах педагогического менеджмента; • создание новой организационной структуры для управления развитием организации - организационно-методический отдел; создание смешанной модели управления (матричной) за счет развития внутренних интеграционных связей:вовлечение педагогов в проектную и инновационную деятельность, выстраивание интеграционных процессов между цикловыми методическими объединениями; • создание устойчивых интеграционных связей с профессиональными организациями СПО Томска, регионами СФО; • мотивация педагогов и сотрудников колледжа педагогов - новаторов, желающих использовать вызовы времени на развитие образовательной организации; • интеграция с работодателями, внедрение новых механизмов партнерских отношений, формирование экспертного сообщества с целью повышения качества образования; • интеграция с общеобразовательными организациями внедрение новых форм ранней профориентации, позволяющий получить мотивированных абитуриентов, в т.ч. в районах области; • внедрение новых форм внутриорганизационного обучения педагогических кадров и сотрудников, формирующих межпредметную и внутриорганизационную интеграцию; формирование профессиональной идентичности студентов (медицинское волонтерство, чемпионатное движение, конкурсная среда); • разработка и внедрение сетевых дополнительных профессиональных программ, программ дополнительного образования детей и взрослых • нестабильность нормативной базы системы образования и здравоохранения, в т.ч. медицинского образования; • быстрая смена технологий в профессиональной деятельности (в медицине, образовании), внедрение международных стандартов, ускоренное внедрение 1Т-технологий; • ускорение процессов глобализации образования, в том числе и среднего профессионального, ускоренное развитие процессов интеграции образования, формирование новых образовательных комплексов: • активное развитие образовательных услуг другими участниками рынка (в т.ч. из других регионов - с использованием дистанционных технологий и электронного обучения); • непонимание рядом представителей практического здравоохранения тенденций в современном образовании, необходимости опережающей адаптивной подготовки; • рост конкуренции между профессиональными образовательными организациями, организациями высшего образования за выпускников школ - потенциальных абитуриентов

Таблица 2

PEST-анализ ТБМК

Описание фактора Влияние фактора Позиции, которые необходимо отразить в стратегии развития ТБМК (зависимые от факторов внешней среды) и сформулировать необходимые мероприятия для включения в программу стратегического развития

1. (Р) Политические факторы

1.1. Государственная политика в области образования 2 Определить для ТБМК приоритетные направления развития с учетом государственной политики в сфере образования

1.2. Региональная политика в области среднего профессионального образования 3 Определить ключевые позиции развития ТБМК с учетом региональной политики развития системы СПО, определить целевые показатели и критерии

1.3. Государственная политика в области здравоохранения, отрасли, являющейся непосредственным потребителем образовательных услуг ТБМК 2 Учесть направления развития системы здравоохранения в общей концепции развития ТБМК

1.4. Региональная политика в системе здравоохранения региона 2 Учесть направления развития системы здравоохранения в подготовке кадров в виде изменения в образовательных программах

1.5. Кадровая политика в сфере образования 3 Развитие кадрового состава ТБМК, формирование траектории подготовки педагогических кадров и других сотрудников, формирование потребности в кадровом составе

1.6. Кадровая политика в системе здравоохранения, как сферы являющей «потребителем образовательного продукта ТБМК» 2 Учет требований к специалистам с целью изменения образовательных программ, подготовки студентов и критериев оценки

1.6. Действующее законодательство в области образования 3 Соблюдение процессной деятельности ТБМК с учетом требования законодательства

1.7. Регулирующие органы и нормы 3 Соблюдение норм и правил с целью предоставления качественных образовательных услуг

1.8. Действующее законодательство в области здравоохранения в подготовки кадров 2 Учет

2. (Е) Экономические факторы

2.1. Состояние системы здравоохранения региона и тенденции ее изменения 1 Трудоустройство выпускников по выбранной специальности

2.2. Средний уровень зарплаты в регионе 1 Платежеспособность потребителей образовательных услуг

2.3. Средний уровень зарплаты в системе здравоохранения 1 Трудоустройство выпускников по выбранной специальности

2.4. Затраты колледжа (закупки, энергопотребление, транспорт, содержание и обслуживание научно-учебного оборудования, средства связи и др.), эффективное использование ресурсов для развития организации 3 Эффективная структура управления образовательной организацией, программно-целевой метод управления, оплата труда по результатам (показателям эффективного контракта). Стоимость образовательных услуг колледжа, развитие инфраструктуры колледжа

3. (в) Социальные факторы

3.1. Демографическая обстановка в регионе 2 Общее число школьников (абитуриентов), которые могут стать потенциальными абитуриентами ТБМК. Выстраивание профориентационных мероприятий, системная работа со школами - интеграция со школами

3.2. Основополагающие события и факторы влияния в мире, стране, регионе интеграционные процессы 2 Выстраивание новых интеграционных связей для развития колледжа

3.3. Мнения и отношение потребителей/работодателей, партнеров - аттрактивный имидж ТБМК 3 Политика колледжа. Выстраивание новых интеграционных связей для развития колледжа

3.4. Этнические, культурные, религиозные факторы в регионе 2 Особенности воспитательного процесса в ТБМК

3.5. Востребованность (предпочтения) абитуриентами основных образовательных программ ТБМК 3 Формирование профориентационных мероприятий, системная работа со школами. Построение интеграционных процессов со школами. Изменение цифр приема, развитие инфраструктуры колледжа, привлечение кадрового потенциала

Окончание таблицы 2

4. (Т)Технологические

4.1. Развитие образовательных технологий в России и в мире, в частности внедрение стандартов Ворлдскиллс 3 Изменение технологий подготовки кадров с учетом международных и российских стандартов

4.2. Развитие образовательной индустрии 2 Изменение образовательной среды

4.3. Состояние и тенденции развития информационных технологий в образовании. Цифровизация. Цифровая экономика 3 Изменение организации образовательного процесса с учетом цифровизации. Подготовка педагогов по цифровым компетенциям

4.4. Состояние и тенденции развития методов обучения, формирование компетенций 2 Развитие и подготовка педагогов

4.5. Состояние и тенденции изменения связей ТБМК с предприятиями-партнерами и работодателями выпускников 3 Выстраивание интеграционных процессов на основе общих целей

В результате проведения SWOT- и STEP-анализа нами были выделены следующие направления, которые необходимо учесть при разработке модели управления развитием ТБМК. Учет этих факторов позволит медицинскому колледжу перейти от процесса функционирования в процесс развития образовательной организации.

• Региональная политика в области среднего профессионального образования.

• Кадровая политика в сфере образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Мнения и отношение потребителей/работодателей, партнеров - аттрактивный имидж ТБМК.

• Востребованность (предпочтения) абитуриентами основных образовательных программ ТБМК.

• Развитие образовательных технологий в России и в мире, в частности внедрение стандартов Ворлд-скиллс.

• Цифровизация. Цифровая экономика.

• Состояние и тенденции изменения связей ТБМК с предприятиями-партнерами и работодателями выпускников.

Следует отметить, что те внешние факторы, которые оказывают умеренное влияние на деятельность образовательной организации, было предложено учесть в процессной деятельности медицинского колледжа.

Тренды развития профессионального образования, такие как движение Ворлдскиллс Россия, использование новых инструментов оценки качества образования - демонстрационный экзамен, реализация сетевых образовательных программ, дистанционные образовательные технологии - явились своеобразным толчком для самоопределения позиции ТБМК на дальнейшее функционирование или развитие профессиональной образовательной организации.

Для управления развитием ОГБПОУ ТБМК была разработана структурно-функциональная модель (рис. 1). Цель модели - управление профессиональной образовательной организацией в условиях инте-

грационных процессов, способствующее переходу от функционирования к развитию.

В основу модели положены следующие педагогические подходы: системный, контекстно-знаковый, комптентностный. По мнению исследователей Н. С. Искрина, Т. А. Чичкановой, З. Ф. Рахмонзода, Р. Д. Давлатова, системный подход основан на взаимосвязи и взаимозависимости всех подсистем образовательного учреждения, а также его зависимости от окружающей среды. Согласно теории социального управления, образовательную организацию можно рассматривать как единство его подсистем, которые, в свою очередь, органически связаны с окружающей средой. Именно системный подход к управлению образовательным учреждением обеспечивает интеграцию всех других подходов к организации управления, которые реализовывались в теории и практике управления образовательными системами в разные исторические периоды. В педагогической практике системный подход трактуется как своеобразный способ мышления по отношению к образовательному учреждению и управлению им [8, 13].

Контекстно-знаковый подход, разработанный А. А. Вербицким, на наш взгляд, должен быть использован как один из фундаментов модели управления развитием профессиональной образовательной организации. Исходя из основных направлений контекстного подхода, главной задачей по развитию профессионального образования является создание новой системы подготовки профессиональных кадров как с использованием новых, так и традиционных форм и методов обучения для моделирования на языке знаковых средств предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности [3, 6].

Так, применение контекстного подхода в профессиональной образовательной организации, способствует развитию интеграции и управлению процессом интеграции. В первую очередь контекстный подход

Цель: управление профессиональной образовательной организацией в условиях интеграционных процессов, способствующее переходу от функционирования к развитию

ПОДХОДЫ:

Сеть стейкхолдеров

Школы

СПО

ВУЗы

Работодатель

V.

I

I

компетентностныи ■ контекстно-знаковый

Стратегический менеджмент

Механизмы

Результат

^вместная реализация программ

Мотивированные абитуриенты

^вместная реализация программ

Сетевые образовательные программы

^вместная реализация программ

Сетевые образовательные программы

Создание системы наставничества

Целевое трудоустройство

Ж

Сеть стейкхолдеров

Педагоги разных дисциплин

Педагоги разных модулей

Сотрудники, педагоги, администрация

Механизмы

Результат

Создание межпредметных программ

Изменение качества подготовки студентов

Проведение интегрированных конкурсов

Изменение качества подготовки студентов

Сотрудники Создание

отделов интегрированных

и педагоги рабочих групп

Новые проекты

Создание \ Самостоятельность,

проектных \ ответственность

проектпых 7каждого сотрудника

групп / за общий результат

Рис. 1. Структурно-функциональная модель управления профессиональной образовательной организацией

в условиях интеграционных процессов

активизирует развитие процессов внутренней интеграции, внутри педагогического коллектива между педагогами профессиональных дисциплин, дисциплин гуманитарного цикла и преподавателями профессиональных модулей. Здесь основная задача - междисциплинарная интеграция, которая заключается в формировании предметного и социального содержания будущей профессии путем моделирования всевозможных профессиональных ситуаций [6].

Вторая форма интеграции, которая базируется на контекстном подходе, - внешняя. Это интеграция образовательной организации с реальным работодателем, где в реальных производственных условиях происходит формирование профессиональной приверженности и профессионального самоопределения.

Использование компетентностного подхода в модели управления развитием профессиональной образовательной организации будет способствовать изменению образовательной парадигмы в педагогической среде ТБМК, которая будет направлена в сторону изменения качества образования не на «вычитку» учебного материала для формирования разрозненных знаний, умений и навыков, а формирование ком-

петенций, которые будут выражаться в виде реализации в профессиональной деятельности и готовности решать сложные профессиональные задачи.

Для управления интеграционными процессами как внутри колледжа (внутренняя интеграция), так и внешней интеграцией создается новая организационная структура - организационно-методический отдел ОГБПОУ ТБМК. Организационно-методический отдел сформирован как новая структурная единица. Его основная функция заключается в объединении и координации всех участников образовательного пространства (процесса), включенных в структуру внутренней и внешней интеграции. Каждый из видов интеграции (внешняя и внутренняя) по запланированным совместным результатам создает синергетический эффект, который способствуют переходу медицинского колледжа из стадии функционирования к стадии развития.

Результаты

Структурно-функциональная модель управления профессиональной образовательной организацией в условиях интеграционных процессов находится сейчас в стадии реализации, но даже первые

промежуточные результаты доказывают ее эффективность. Обновлена структура управления образовательной организацией. Создано новое структурное подразделение - организационно-методический отдел. Изменилась система управления медицинским колледжем, где наряду с функциональной системой управления развивается матричная за счет работы проектных групп, возглавляемых преподавателями по различным направлениям. Разработана программа развития колледжа, которая является инструментом для построения деятельности всей образовательной организации. На основании показателей программы развития разработаны показатели эффективного контракта педагогов и сотрудников, таким образом можно оценить вклад каждого сотрудника в развитие медицинского колледжа.

Проанализированы важнейшие показатели внутренних и внешних преобразований Томского базового медицинского колледжа, обеспечивающие развитие его в условиях интеграционных процессов.

Внешние показатели: создание новых интеграционных сетей, повышение аттрактивности образовательного учреждения.

Благодаря внедрению новой модели управления развитием в медицинском колледже развивается внешняя интеграция с образовательными организациями. Которая открывает широкие возможности для обмена опытом, совершенствования профессиональной компетентности педагогических кадров, трансляции лучших практик ТБМК, позиционирования колледжа в России и за ее пределами. В 2017-2019 годах ведущими партнерами колледжа являлись: Сибирская межрегиональная ассоциация работников системы среднего профессионального медицинского образования; ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (соглашение

о стратегическом партнерстве № 187 от 25.09.2017); ФГАУО ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (договор № 170 от 26.06.2028); НОУ «Казахстанско-Российский медицинский колледж», г. Алматы, Республика Казахстан (договор о сотрудничестве от 30.11.2018).

Укрепились связи с работодателями, как в части реализации практической подготовки студентов (увеличивается количество договоров с предприятиями с 2017 год 56, до 78 в 2019 году), так и в части реализации совместных социально значимых проектов.

Подтверждением успешности реализации новой модели управления может служить факт общественного признания деятельности медицинского колледжа на региональном уровне. В 2018 году медицинский колледж стал победителем конкурса «ТОП-50» системы среднего профессионального образования Томской области в номинации «Лучшая программа развития образовательной организации» и «Лучшая педагогическая конференция года».

В части организации сети ТБМК с 2018/19 учебного года начал реализовывать несколько сетевых образовательных программ со школами и профессиональными организациями. Со школами - в части реализации дополнительных общеразвивающих образовательных программ, с организациями профессионального образования - совместная реализация программ дополнительного профессионального образования.

Внутренние результаты: результаты демонстрационного экзамена, профессиональный рост и активность сотрудников.

В результате внедрения новой модели управления развитием медицинского колледжа значительно повысился уровень педагогической активности, выраженный в личном участии педагогов в развитии образовательной организации, что наглядно представлено на диаграммах (рис. 2).

2016 г.

2019 г.

■ высоким

□ средний

□ низкий

■ высоким

□ средний

□ низкий

Рис. 2. Уровень педагогической активности в 2016 и 2019 гг.

За высокий уровень активности принималось значение 7 и более единиц участия в мероприятиях программы развития колледжа, средний уровень активности - 3-6, низкий уровень активности - менее 3 (по данным отчетности по показателям эффективности педагогических работников за 2016-2019 годы).

По итогам 2018 года 86 % педагогов ТБМК используют инновационные педагогические технологии (технологии подготовки по стандартам Ворлдскиллс, симуляционные методики, ролевые и деловые игры, кейс-стади, развитие критического мышления через чтение и письмо, дистанционные технологии с использованием электронных курсов СДО MOODLE, метод проектов, проблемное обучение, приемы активного обучения (в комбинациях) с организацией работы в малых группах. Преподаватели колледжа включены в индивидуальную и коллективную подготовку студентов к конкурсам, олимпиадам профессионального мастерства, чемпионатам Ворлдскиллс. Следствием данной деятельности становится совершенствование методик преподавания профессиональных модулей, оценочных средств, программ, организации учебных и производственных практик, укрепление связей с экспертами-работодателями.

В 2018 году в колледже внедрен новый инструмент независимой оценки качества образования - демонстрационный экзамен. Демонстрационный экзамен введен в систему среднего профессионального образования как новый элемент независимой оценки качества образования, вид аттестационного испытания при государственной итоговой аттестации или промежуточной аттестации по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования [12].

В 2018 году в колледже впервые была проведена промежуточная аттестация в форме демонстрационного экзамена по профессиональному модулю «Выполнение работ по профессии «младшая медицинская сестра по уходу за больными». Результаты промежуточной аттестации в форме демонстрационного экзамена (компетенция «медицинский и социальный уход») показали, что уровень подготовки обучающихся является высоким. Все участники демонстрационного экзамена соответствуют стандартам Ворлдскиллс, набранные ими баллы выше среднего по стране (59,24): минимальный - 60,9; средний - 76,89; максимальный - 85,3 (из 100 возможных). В июне 2019 г. успешно прошли промежуточную аттестацию по профессиональному модулю «Выполнение работ по профессии «младшая медицинская сестра по уходу за больными» по методике демонстраци-

онного экзамена (модуль А «Осуществление доказательного ухода в условиях медицинской организации (хоспис)» и модуль С «Осуществление обучения пациента в домашних условиях») 24 студента специальности «сестринское дело» с результатами: максимальный балл 33.25 (из 35), средний балл - 26,7. Абсолютная успеваемость - 100 %, качественная успеваемость - 95 %, средний балл в пересчете на 5-балльную систему оценки - 4,52.

Заключение

Новая структурно-функциональная модель управления профессиональной образовательной организацией в условиях интеграционных процессов стимулировала изменение управленческих подходов к нашей образовательной организации. Ее построение позволило визуализировать в виде схем, элементов, связей между элементами системы и способах взаимодействия между ними модель управления и определить планируемые результаты. Считаем, что без проведения преобразований в медицинском колледже, без изменения модели управления, которая повлияла на изменение педагогической активности и субъектной позиции педагогов, сложно было внедрить демонстрационный экзамен (при подготовке медицинских кадров он не является обязательным к проведению).

Созданная для реализации запланированных изменений новая организационная структура - организационно-методический отдел - выполняет задачу координации процессов внешней и внутренней интеграции, затрагивающей все процессы управления профессиональной образовательной организацией для обеспечения ее развития. Устойчивое развитие Томского базового медицинского колледжа способствует повышению качества медицинского образования, медицинского обслуживания населения и, как следствие, является залогом устойчивого социально-экономического развития региона и соответствия тенденциям интеграционных процессов в системе среднего профессионального образования в современной ситуации.

Литература

1. Беляков С. А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. М., 2009. 437 с.

2. Введение в управление образовательной организацией: модальность, мода и модель [Электронный ресурс]. URL: https://eduface.ru/consultation/management/vvedenie_v_ upravlenie_obrazovatelnoj_organizaciej_modalnost_moda_i_ model (дата обращения: 05.03.2020).

3. Вербицкий А. А. Контекстное обучение в компетентност-ном подходе // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 39-46.

4. Волков В. Н. Формирование модели управления школой в изменяющихся внешних условиях // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2015. Т. 8, № 4 (42). С. 41-48.

5. Габдуллин Г. Г. Новое исследование проблем школьного управления // Казанский педагогический журнал. 2019. № 1. С. 122-127.

6. Густяхина В. П. Контекстный подход в профессиональной подготовке будущих учителей [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=1060 (дата обращения: 05.03.2020).

7. Егоршин А. П., Гуськова И. В. Менеджмент образования. -Нижний Новгород, 2013. 308 с.

8. Искрин Н. С., Чичканова Т. А. Менеджмент в образовании: системный подход // Образование и наука. 2015. № 1 (120). С. 7-21.

9. Коростелев А. А. Особенности «пирамиды целей» в управлении образовательным учреждением // Вектор науки Тольят-тинского государственного университета. Сер.: Педагогика, психология. 2010. № 2. С. 67-71.

10. Минина В. Н., Басов Н. В., Демидова И. Д. Интегративный комплекс как форма сетевого взаимодействия науки, образования и бизнеса // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. 15, № 5. С. 307-326.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Минкина Г Т. Управление инновационными процессами в муниципальной системе образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. № 1 (2). С. 47-60.

12. Об утверждении методических рекомендаций о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена [Электронный ресурс] : распоряжение Мин-просвещения России от 1.04.2019 № Р-42. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_325166/ (дата обращения: 05.03.2020).

13. Рахмонзода З. Ф., Давлатов Р. Д. Системный подход к оптимизации управления образовательным учреждением // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, № 4 (21). С. 383-386.

14. Сердюк М. А. Модель управления профессиональной образовательной организацией в условиях сетевого взаимодействия // Сетевое взаимодействие как условие формирования нового качества профессионального образования : сб. материалов I Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Борисоглебск, 2016. С. 10-16.

15. Сидорин А. В., Сидорин В. В. Разработка стратегии вуза на основе pest-анализа [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 11. С. 31-37. URL: http:// www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=34769 (дата обращения: 20.03.2020).

16. Управление профессиональными образовательными учреждениями: краткий курс лекций / сост. А. И. Капичников, О. Б. Капичникова. Саратов, 2014. 98 с.

17. Ходусов А. Н. Методология проектирования и моделирования профессионального образования в условиях его модернизации [Электронный ресурс] // Ученые записки. 2018. № 4 (48). С. 141-146. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/metodologiya-proektirovaniya-i-modelirovaniya-professionalnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-ego-modernizatsii (дата обращения: 20.03.2020).

References

1. Belyakov S. A. Modernizacziya obrazovaniya v Rossii: sovershenstvovanie upravleniya [Modernization of education in Russia: improving governance]. Moscow, 2009, 437 р. (In Russian).

2. Vvedenie v upravlenie obrazovatelnoy organizatsiey: modalnost, moda i model [Introduction to the management of an educational

organization: modality, fashion and model]. Available at: https:// eduface.ru/consultation/management/vvedenie_v_upravlenie_ obrazovatelnoj_organizaciej_modalnost_moda_i_model (accessed 05.03.2020). (In Russian).

3. Verbitsky A. A. Kontekstnoe obuchenie v kompetentnostnom podkhode [Contextual Learning in a Competency Approach]. Higher Education in Russia, 2006, no. 11, pp. 39-46. (In Russian).

4. Volkov V. N. Formirovanie modeli upravleniya shkoloj v izmenyayushhikhsya vneshnikh usloviyakh [Formation of the model of school management in changing external conditions]. Problem Analysis and Public Administration Projection Theory Practice Methodology, 2015, vol. 8, no. 4 (42), pp. 41-48. (In Russian).

5. Gabdullin G. G. Novoe issledovanie problem shkol'nogo upravleniya [Modern research of the problems of school management]. ^zan Pedagogical Journal, 2019, no. 1, pp. 122127. (In Russian).

6. Gustyakhina V. P. Kontekstny'j podkhod v professional'noj podgotovke budushhikh uchitelej [Contextual approach to the training of future teachers]. Modern Problems of Science and Education, 2009, no. 2. Available at: http://www.science-education. ru/ru/article/viewid=1060 (accessed 05.03.2020). (In Russian).

7. Egorshin A. P., Guskova I. V. Menedzhment obrazovaniya [Education management]. Nizhny Novgorod, 2013, 308 p. (In Russian).

8. Iskrin N. S., Chichkanova T. A. Menedzhment v obrazovanii: sistemny'j podkhod [The systematic approach to management in education]. The Education and Science Journal, 2015, no. 1 (120), pp. 7-21. (In Russian).

9. Korostelev A. A. Osobennosti «piramidy' czelej» v upravlenii obrazovatel'ny'm uchrezhdeniem [Especially the "pyramid of purposes" in the management of educational institution]. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, 2010, no. 2, pp. 67-71. (In Russian).

10. Minina V. N., Basov N. V., Demidova I. D. Integrativny'j kompleks kak forma setevogo vzaimodejstviya nauki, obrazovaniya i biznesa [Integration complex as a form of network interaction between science, education and business]. The Journal of Sociology and Social Anthropology, 2012, vol. 15, no. 5, pp. 307-326. (In Russian).

11. Minkina G. T. Upravlenie innovaczionny'mi proczessami v municzipal'nojsisteme obrazovaniya [Innovation Process Management in the Municipal System of Education]. Professional Education in Russia and Abroad, 2010, no. 1 (2), pp. 47-60. (In Russian).

12. Ob utverzhdenii metodicheskih rekomendatsiy o provedenii attestatsii s ispolzovaniem mehanizma demonstratsionnogo ekzamena [On approval of guidelines on certification using the demonstration exam mechanism]. Decree of the Ministry of Education of Russia dated April 1, 2019 no. R-42. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_325166/ (accessed 05.03.2020). (In Russian).

13. Rakhmonzoda Z. F., Davlatov R. D. Sistemny'jpodkhod k optimizaczii upravleniya obrazovatel'ny'm uchrezhdeniem [System approach to optimization of management of educational institution]. Baltic Humanitarian Journal, 2017, vol. 6, no. 4 (21), pp. 383-386. (In Russian).

14. Serdyuk M. A. Model upravleniya professionalnoy obrazovatelnoy organizatsiey v usloviyah setevogo vzaimodeystviya [The management model of a professional educational organization in a network environment]. Network interaction as a condition for the formation of a new quality of professional education. Collection of proceedings of the 1st All-Russian (with international participation) Scientific and Practical Conference. Borisoglebsk, 2016, pp. 10-16. (In Russian).

15. Sidorin A. V., Sidorin V. V. Razrabotka strategii vuza na osnove pest-analiza [Development of a university strategy based on pest

analysis]. Modern High Technologies, 2014, no. 11, pp. 31-37. Available at: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id= 34769 (accessed 20.03.2020). (In Russian). 16. Upravlenie professional'ny'iTii obrazovatel'ny'mi uchrezh-deniyami: kratkijkurs lekczij[Management of vocational educational institutions: a short course of lectures]. Comp. A. I. Kapichnikov, O. B. Kapichnikova. Saratov, 2014, 98 p. (In Russian).

17. Khodusov A. N. Metodologiya proektirovaniya i modelirovaniya professional'nogo obrazovaniya v usloviyakh ego modernizaczii [Methodology of designing and modeling vocational education in the context of its modernization]. Scientific Notes, 2018, no. 4 (48), pp. 141-146. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/metodologiya-proektirovaniya-i-modelirovaniya-professionalnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-ego-modernizatsii (accessed 20.03.2020). (In Russian).

УДК/UDC 378 Г. Ф. Привалова, Л. А. Ткаченко, А. В. Ткаченко

G. F. Privalova, L. A. Tkachenko, A. V. Tkachenko

ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ

SUBJECT OLYMPIADS AS A WAY OF EDUCATION QUALITY IMPROVEMENT OF STUDENTS OF UNIVERSITY OF CULTURE

Введение. В статье проанализированы организация и проведение студенческих предметных олимпиад в вузе культуры. В ходе подготовки обучающихся к участию в олимпиаде выявляются определенные проблемы, которые поэтапно успешно решаются.

Авторами представлено понятие «олимпиада», рассмотрены этапы (туры) подготовки и проведения олимпиад, предложен анализ результатов функционирования олимпиадной системы в России в период с 2013 по 2019 г. в вузах. Дается теоретическое обоснование значимости данного интеллектуального соревнования, описываются его составляющие, а также опыт проведения в вузе. Авторы статьи приглашают присоединиться к дискуссии.

Методология. Исследования особенностей студенческих предметных олимпиад обусловлены значимостью данных мероприятий, в связи с чем возрастает актуальность научно-теоретических и прикладных разработок, анализа организации и проведения студенческих предметных олимпиад. Качество учебных материалов и методических разработок позволяет совершенствовать процесс подготовки и организации предметных олимпиад в вузе.

Результаты. В российских вузах ежегодно проводится более 2 тыс. интеллектуальных соревнований, среди которых лидируют олимпиады. Одним из приоритетных направлений развития российского образования в последние годы является создание условий для выявления и поддержки талантливой, одаренной молодежи. Семь лет назад, в 2013 г., по ини-

циативе Российского Союза ректоров при поддержке Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» было проведено исследование, в котором приняли участие 376 вузов. Особое внимание в данном исследовании было уделено олимпиад-ному движению в вузах России [4, с. 36].

Ученые, такие как В. И. Кошкин, А. И. Гордеев, А. Е. Белоцерковский, И. А. Каплунов, А. А. Мальцева, Е. Л. Пустовалова и другие, тщательно изучили процесс организации олимпиад различного уровня [3, с. 28] и проанализировали результаты функционирования олимпиадной системы с 2013 по 2019 г. в вузах. Данные показали ежегодное постепенное увеличение числа участников олимпиад, что свидетельствует о повышении интереса студентов к такого рода мероприятиям [8].

Заключение. Важнейшей задачей системы высшего образования является совершенствование подготовки специалистов и повышение уровня профессиональных знаний, формирование у студентов системного мышления, ориентированного на эффективное использование приобретенных навыков в будущей практической деятельности. Решение поставленной задачи частично достигается путем разработки качественных олимпиадных заданий.

Подготовка к предметной олимпиаде и победа в ней позволяют студенту почувствовать свою не только интеллектуальную, но и экономическую значимость. Участие в олимпиадах помогает обучающимся совершенствовать полученные знания, про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.