УДК 338.2: 374
DOI: 10.26140/anie-2020-0904-0066
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
© 2020
SPIN: 2923-4774 AuthorID: 707952 ResearcherID: AAD-2421-2019 ORCID: 0000-0002-1025-3605 ScopusID: 56964251400
Петрук Галина Владимировна, кандидат педагогических наук, директор департамента научно-исследовательской работы, доцент кафедры экономики и управления
SPIN: 8045-6232 AuthorID: 821651 ResearcherID: C-7360-2016 ORCID: 0000-0002-6714-4952 ScopusID: 57191963488
Шашло Нина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры
экономики и управления
ORCID: 0000-0002-2772-1591
Семенов Алексей Сергеевич, магистрант кафедры экономики и управления Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, , e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье проведено исследование процесса стратегического управления организациями дополнительного образования школьников в условиях цифровизации. Целью статьи является исследование процесса управления организациями дополнительного образования школьников для разработки концептуальной модели системы стратегического управления организациями дополнительного образования школьников. Выявлены характерные особенности многопрофильного учреждения дополнительного образования школьников как стратегически ориентированной организации и объекта управления. Определены основные направления развития организаций внешкольного образования как стратегически ориентированных в условиях постоянных изменений в образовании и цифровых трансформаций. Разработана модель системы стратегического управления организацией дополнительного образования школьников как открытой социальной системой. Впервые теоретически обоснованы компоненты системы управления многопрофильным учреждением дополнительного образования на основе «ребенко- (человеко-) центризма» и менеджмента. Определены условия, обеспечивающие эффективность управления учреждением (нормативно-правовые, научно-методические, организационно-педагогические, организационно-процессуальные, организационно-психологические, материально-технические). Обоснованы приоритетные задачи стратегического управления учреждением дополнительного образования школьников. Представлен результат - эффект от внедрения системно-синергетической методологии и стратегического управления организациями дополнительного образования школьников с использованием концепций Kaizen и Hoshin Kanri как состояние учреждения, развивающегося с учетом разработанных принципов. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в процессе функционирования организаций дополнительного образования школьников, а также в научной и педагогической деятельности.
Ключевые слова: стратегия, стратегическое управление, организация дополнительного образования, учреждение, школьник, личность, ребенок, социальная система, цифровизация, синергетика.
CONCEPTUAL MODEL OF THE SYSTEM OF STRATEGIC MANAGEMENT OF ORGANIZATIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN THE CONDITIONS
OF DIGITALIZATION
© 2020
Petruk Galina Vladimirovna, сandidate of pedagogic science, associate professor of the chair
of Economy and Management, director of research activity Shashlo Nina Vladimirovna, candidate of economic sciences, associate professor of the chair
of Economy and Management Semenov Alexey Sergeevich, мaster's student of the chair of Economy and Management Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, street Gogolya, 41, e-mail: [email protected]) Abstract. The article examines the process of strategic management of organizations of additional education of schoolchildren in the context of digitalization. The purpose of the article is to study the process of management of organizations of additional education of schoolchildren to develop a conceptual model of the system of strategic management of organizations of additional education of schoolchildren. The characteristic features of the multidisciplinary institution of additional education of schoolchildren as a strategically oriented organization and object of management are revealed. The main directions of development of out-of-school education organizations as strategically oriented in the conditions of constant changes in education and digital transformations are determined. A model of the system of strategic management of the organization of additional education of schoolchildren as an open social system has been developed. For the first time, the components of the management system of a multidisciplinary institution of additional education based on "child- (human-) centrism" and management are theoretically substantiated. The conditions ensuring the effectiveness of the management of the institution (regulatory and legal, scientific and methodological, organizational and pedagogical, organizational and procedural, organizational and psychological, material and technical) are determined. The priority tasks of strategic management of the institution of additional education of schoolchildren are substantiated. The result is presented - the effect of the introduction of system-synergetic methodology and strategic management of organizations of additional education of schoolchildren using the concepts of Kaizen and Hoshin Kanri as a state of the institution, developing taking into account the developed principles. The practical significance of the study is that the results can be used in the functioning of organizations
of additional education of schoolchildren, as well as in scientific and pedagogical activities._
Petruk Galina Vladimirovna, Shashlo Nina Vladimirovna, Semenov Alexey Sergeevich
CONCEPTUAL MODEL OF THE SYSTEM OF STRATEGIC MANAGEMENT OF ORGANIZATIONS ..
Keywords: strategy, strategic management, organization of additional education, institution, schoolchild, personality, child, social system, digitalization, synergetics.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современных условиях приоритетной является задача стратегического развития и управления дополнительным образованием школьников как открытой системы в меняющейся социокультурной среде. Анализ законодательно-правовых актов и изучение практики позволяет сделать выводы о том, что учреждения внешкольного образования любого типа (комплексные, профильные, специализированные и многопрофильные) имеют много общих характерных признаков, субъектом и объектом их внимания и деятельности является ребенок (человек), процесс его всестороннего развития и другие важные задачи по получению качественного внешкольного образования, приобретения ключевых компетенций, необходимых для самореализации в различных видах деятельности, социализации, что делает необходимым рассмотрение данных учреждений как стратегически ориентированных организаций. Решение указанной задачи требует рассмотрения многопрофильного учреждения как организации с позиций системного и синергетиче-ского подходов, что и определили тему данного исследования, цель и задачи.
Анализ последних исследований и публикаций. Разработкой основ управления внешкольным образованием и формированием понятийно-категориального аппарата занимаются многие ученые, в частности, Данилков А.А., Октябрьская Е.С, Шавринова Е.Н., Ванслав М.В., Гамидова Д.М., Степаненко С.Г., Попова Н.Е. и др. [1-7]. Но в то же время вопросы именно стратегического управления организациями дополнительного образования школьников в условиях цифровизации остаются недостаточно исследованными. На законодательном уровне данные вопросы регулируются множеством нормативных актов [8-11]. Учитывая опережающие тенденции прикладной плоскости развития цифровизации образовательных процессов в системе дополнительного образования, назревшим сегодня является анализ наработок практиков в этой области, что и обусловило актуальность и выбор темы статьи.
МЕТОДОЛОГИЯ Целью статьи является исследование процесса управления организациями дополнительного образования школьников для разработки концептуальной модели системы стратегического управления организациями дополнительного образования школьников.
Методы. Теоретической и методической основой исследования являются фундаментальные положения и принципы стратегического управления. Для достижения поставленной цели исследования использован комплекс общенаучных и специальных методов: теоретического обобщения, абстрактно-логический, анализ, синтез, дедукции, индукции, графоаналитический, системный подход.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных результатов. При рассмотрения организации дополнительного образования как стратегически ориентированной, важное значение приобретают такие виды менеджмента как стратегическое управление и управления изменениями. Стратегия управления и развития определяется: миссией, конкурентноспособностью образовательного рынка и рынка труда, потребностями заказчиков услуг в дополнительном образовании; научно обоснованной и структурированной системой целей; рациональностью, целевой направленностью, распределением человеческих, энергетических, информационных, технологических, финансовых, технических ресурсов; распределением ответственности и определением сроков проведения
стратегических действий; уровнем сформированности стратегического мышления; введением или разработкой эффективных методик формирования стратегий; способностью осуществлять организационное развитие; возможностью идентифицировать организацию с внешней средой, с пространством, в котором происходит взаимодействие образовательных сред и форм существования образовательного сообщества как социокультурного и социопсихологического феномена.
Стратегическое развитие многопрофильного учреждения как стратегически ориентированной организации - это осуществление его движения к будущему состоянию - инновационному с внесением изменений (концептуальных, нормативно-правовых, организационных, содержательно-технологических и технических нововведений) в соответствии с вызовами и запросами среды, в которой оно функционирует. Стратегическое развитие является процессом адаптации к изменениям среды в процессе движения к стратегической цели. Осуществить такое развитие возможно за счет введения в деятельность администрации адаптивных механизмов, которые согласовывают разнонаправленное влияние на внешкольное систему и внедрение стратегий.
Главной целью долгосрочного развития учреждения дополнительного образования является, конечно, не любые изменения, а именно те, которые ведут к улучшению результатов, заказчиков услуг. В научном обороте используется стратегия «кайдзен» - концепция обеспечения постоянных улучшений, прежде всего качества услуг [12]. Стратегия «кайдзен» направлена на улучшение процессов и результатов по всем направлениям деятельности. Основной операционной единицей в пределах «кайдзен» является команда, удачное формирование которой - управленческая, творческая лаборатория, творческая динамичная команда, команда технического персонала - повышает качество совместной деятельности, обеспечивает развитие учреждения внешкольного образования во всех стратегических направлениях через стимулирование поиска творческого решения проблем. Также следует акцентировать внимание на процесс разработки стратегии и ее преобразование в оперативные действия, известный как «Хосин канри» (Hoshrn Kami). Его сильной стороной является способность сориентировать всю организацию благодаря комбинации «стратегия - планирование» или «планирование - стратегия». Данный процесс направлен на обеспечение изменений в организации. Стратегия «Хосин канри» превращает подразделение в стратегическое звено. Это означает, что такое подразделение, а в заведении внешкольного образования это - команда, должно сформулировать собственную цель, видение будущего и ценности. Осуществление стратегии предполагает, что заведение внешкольного образования движется «единым фронтом», гибко реагирует на изменения, обеспечивая возможности принятия решений. Именно так работает в заведении внешкольного образования делегирование полномочий от аппарата управления в подразделения, творческие лаборатории (творческие объединения), органы ученического самоуправления. Итак, если «Кайдзен» - это улучшение, то «Хосин канри» - это прорыв.
Анализ сущности стратегий «Кайдзен» и «Хосин канри» позволяет сделать вывод, что они направлены на изменения как в объекте - многопрофильном учреждении, так и в среде, на улучшение деятельности, качества процессов и результатов, способствующих организационному и инновационному развитию во всех стратегических направлениях [13,14].
Учреждение внешкольного образования рассматриваем как открытую самоорганизующуюся и самоуправляемую социально-педагогическую систему и стратегически ориентированную организацию, которая
в условиях реформирования развивается и определяется синергетикой. В рамках синергетического подхода самоуправляемое развитие учреждения внешкольного образования как социально-педагогической системы, которое по видовому признаку относится к социальным системам, находит проявление в виде системы изменений, организованных ею по созданию нового качества и ведут к росту динамичности, активности социальной системы в целом и ее отдельных компонентов - ребенка (человека) - субъектной активности [15].
С позиций синергетического подхода учреждение внешкольного образования характеризуется:
- открытостью, поскольку между ним и его средой существуют взаимосвязи и взаимовлияние, обмен знаниями, информацией;
- человеческими ресурсами (воспитанники (учащиеся), слушатели), педагогические кадры и др.);
-динамичностью, поскольку заведение внешкольного образования непрерывно адаптируется к меняющимся условиям;
- структурами многочисленных подсистем, которые также являются самоорганизованными и находятся в разных взаимосвязях, то есть являются сложноструктурированной системой.
Изменение структуры, свойств, контента является характерными признаками учреждения дополнительного образования, что характеризует принципиально иное бифуркационное самоуправляемое развитие. Для самоуправляемого развития свойственны такие процессы са-морганизации:
- самоориентация учреждения внешкольного образования на развитие в направлении максимально эффективного применения возможностей своей внутренней среды и ресурсов, обусловленных изменением условий внешней среды;
- действие механизмов самоуправляемого развития, для которых характерны качественные изменения и непрерывное самовосстановление путем эффективного применения ресурсов внутренней и внешней среды учреждения, обеспечивающих рост потенциалов саморазвития участников образовательного процесса;
- неустойчивость и большое количество возможных траекторий самоуправляемого развития;
- самоуправляемое развитие, которое имеет существенную нелинейную и избирательную чувствительность к внешним и внутренним воздействиям в режиме бифуркации, зависит от степени влияния на текущее состояние и объективно обусловлено возможным траекториям развития [16-20].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что учреждение внешкольного образования является сложноструктурированной организацией, для инновационного развития которой нужны социально значимые цели относительно будущего роста, улучшения качества внешкольного образования и услуг. Учреждение внешкольного образования интерпретируем как открытую социально-педагогическую систему и стратегически ориентированную организацию, ориентиры которой целенаправленные на запросы детей и юношества, их родителей и семей, общественных институтов, различных структур социума и общества. Изменения в учреждениях внешкольного образования и управления ими ориентированы на определение и внедрение выбранной стратегии или «стратегического набора», способствующих взаимодействию между учреждением и внешней средой, обеспечивающих его конкурентоспособность и условия для достижения миссии и системы целей [21,22].
Исследуемые учреждения, как стратегически ориентированные организации, характеризуется миссией, целями и задачами; конкурентоспособностью на образовательном рынке и рынке труда; учетом потребностей заказчиков на образовательные услуги во внешкольном образовании; научно обоснованной и структурированной системой целей; рациональностью, целевой направ-
ленностью распределения человеческих, информационных, технологических, финансовых, технических, энергетических, ресурсов; распределением ответственности субъектов управления, общественного управления и ученического самоуправления; определением сроков проведения стратегических действий; уровнем сформи-рованности стратегического мышления; введением или разработкой эффективных методик формирования стратегий; способностью обеспечивать организационное, технологическое развитие учреждения внешкольного образования.
Выделим основные направления развития организаций внешкольного образования как стратегически ориентированных в условиях постоянных изменений в образовании, социуме, экономике, политике, экологии:
1) обеспечение равного доступа к качественному внешкольному образованию;
2) развитие ученического и педагогического коллективов;
3) внедрение новейших педагогических технологий;
4) развитие организационной культуры, создание атмосферы психологического комфорта и безопасности;
5) обеспечение профессионального и творческого развития и роста квалификационного уровня педагогических работников;
6) улучшение материальной базы и информационно-коммуникативного обеспечения.
В процессе проведения исследования разработана концептуальная модель системы стратегического управления организацией дополнительного образования школьников (рисунок 1), которая дает представление о структуре, функционировании и развитии.
Рисунок 1 - Модель системы стратегического управления организацей дополнительного образования школьников как открытой социальной системой
Примечания: ОК - организационная культура. ОДО - организаця дополнительного образования школьников На рисунке 1 конкретизированы компоненты системы управления - методологически-целевой, субъек-тно-деятельностный, организационно-содержательный, технико-технологический и результативно-оценочный элементы, горизонтальные и вертикальные способы взаимодействия между ними.
Исходя из полученных результатов и прогнозирования будущих результатов, выделим приоритетные задачи стратегического управления учреждением дополнительного образования:
- управление развитием на основе стратегического менеджмента;
- новый подход к развитию профессионального роста педагогических работников с учетом динамичных изменений в образовании, в новых педагогических и информационных технологиях - сохранение и укрепление здоровья каждого субъекта образовательного процесса
Petruk Galina Vladimirovna, Shashlo Nina Vladimirovna, Semenov Alexey Sergeevich economic
CONCEPTUAL MODEL OF THE SYSTEM OF STRATEGIC MANAGEMENT OF ORGANIZATIONS ... sceinces
через учет возрастных и индивидуальных особенностей, применение здоровье-сохранных технологий, популяризация здорового образа жизнь;
- подготовка педагогов к овладению новыми педагогическими методами, технологиями, способствующих укреплению и развитию здоровья воспитанников (учеников), слушателей;
- инновации и стратегии в развитии управленческой и педагогической деятельности;
- информационно-коммуникационное обеспечение с учетом постоянных динамичных изменений и обновлений в условиях цифровизации всех сфер деятельности;
- усвоение воспитанниками (учениками), слушателями необходимых компетенций;
- обеспечение качества профильного обучения и предпрофильной подготовки воспитанников (учеников), слушателей, самореализация и самоактуализация выпускника как жизненно компетентной личности, способной к самоопределению, самосовершенствованию;
- поддержание, укрепление и развитие тесного взаимодействия: педагогический коллектив - психолог - воспитанники (учащиеся), слушатели - родители;
- тесное постоянное взаимодействие с родительской и местной общественностью, развитие учреждения как общественно активного;
- делегирование полномочий как средство привлечения всех участников образовательного процесса к совместной активной творческой деятельности команды, которая направлена на обеспечение жизнедеятельности и развития учреждения;
- деятельность благотворительного фонда, создание условий для фандрайзинга;
- улучшение и обновление материально-технического и информационного обеспечения с учетом соответствия современным изменениям в технике и науке;
- обеспечение экономии всех ресурсов.
Исходя из социального запроса, учета ресурсов и изменений, можно обобщить желаемый результат - эффект от внедрения системно-синергетической методологии и стратегического управления организацией дополнительного образования с использованием концепций Кайдзен (Kaizen) «Хосин канри» (Hoshin Капп) как состояние учреждения, развивающегося с учетом следующих принципов:
- заведение дополнительного образования - это Центр творчества, который призван, в первую очередь, обеспечивать образовательные потребности района, города, страны с учетом постоянных быстрых изменений как в образовании, так и в социуме, политике, технологиях, экономике, экологии, юридических аспектах;
- удовлетворение образовательных потребностей должно постоянно быть на высоком уровне качества, которое, в свою очередь, растет с развитием образования, науки и технологий, а также модернизацией педагогических и информационных технологий;
- заведение должно быть конкурентоспособным и престижным, а это возможно только в режиме непрерывного развития и творческого поиска прогрессивных и информационных технологий, методик роста профессионализма на педагогическом и управленческом уровнях. Решая образовательные задачи, учреждение дополнительного образования обеспечивает различные виды деятельности в большом спектре внеклассной сферы, представляет широкие возможности для развития и самоопределения личности ребенка с учетом его возрастных, физических и гендерных особенностей, природных способностей и профильных интересов;
- решение поставленных задач возможно в атмосфере доброжелательности, доверия, сотрудничества, ответственности на всех уровнях образовательного пространства через работу совместной команды единомышленников, делегирование полномочий.
ВЫВОДЫ
Выводы и перспективы дальнейших исследований. 284
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что современное учреждение внешкольного образования представляет собой своеобразное интеллектуально-креативно развитое сообщество субъектов образовательного процесса как целостность, которая характеризуется целеустремленностью, разновозрастным составом соискателей внешкольного образования, формальными и неформальными структурами и отношениями, автономностью существования, цикличностью функционирования, разнообразием и свободой мнений, взглядов, убеждений и действий, свободой выбора форм внешкольного образования и обучения, видов деятельности, возможностью приобретать социально значимый опыт, выступать в новых социальных ролях. Учреждениям дополнительного образования как открытой социально-педагогической системе и стратегически ориентированной организации, присущ компонент, направленный на организацию, предупреждения хаоса, обеспечение ее стабильного функционирования и развития, именуемый процессом управления. Разработана модель системы стратегического управления организацией дополнительного образования школьников как открытой социальной системой. Впервые теоретически обоснованы методологически-целевой, субъектно-дея-тельностный, организационно-содержательный, технико-технологический, результативно-оценочный компоненты системы управления многопрофильным учреждением дополнительного образования на основе «ребен-ко- (человеко-) центризма» и менеджмента как стратегически ориентированной организации и их взаимосвязи; определены условия, обеспечивающие эффективность управления этим учреждением (нормативно-правовые, научно-методические, организационно-педагогические, организационно-процессуальные, организационно-психологические, материально-технические).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Данилков А.А., Данилкова Н.С. Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив: монография / А.А. Данилков, Н.С. Данилкова — Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2018. — 287с.
2. Октябрьская Е.С. Детский оздоровительный лагерь как пространство для развития социальной компетентности детей и подростков //В сборнике: Модели создания воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления: наука, технологии, практики. Москва: Московский педагогический государственный университет, Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров. 2018. С. 365-368.
3. Шавринова Е.Н. Детский оздоровительный лагерь как социальная лаборатория: векторы развития //Modern Humanities Success. 2020. № 5. С. 168-172.
4. Ванслав М.В. Внешкольное (дополнительное) образование как условие формирования личности «исследовательского типа», готового для профессионального выбора //Актуальные вопросы науки. 2018. № 40. С. 154-156.
5. Гамидова Д.М. Цифровизация образования: проблемы и перспективы нового формата обучения // Вопросы педагогики. 2019. № 6-1. С. 28-31.
6. Степаненко С.Г. Цифровизация образования как этап мировой глобализации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 2. С. 103-106.
7. Попова Н.Е., КизиловаЕ.А. Программно-целевой подход как современное когнитивное управление образовательной организацией // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 4-1. С. 106-109.
8. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ - Текст: электронный // СПС КонсультантПлюс: [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.05.2020).
9. Целевая модель развития региональных систем развития дополнительного образования детей: Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 №467 - Текст: электронный // СПС КонсультантПлюс: [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 24.05.2020).
10. Образование: Национальный проект. Протокол заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. № 16 - Текст: электронный // СПС КонсультантПлюс: [сайт]. - URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 27.05.2020).
11. Концепция развития дополнительного образования детей: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р - Текст: электронный // СПС КонсультантПлюс: [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 04.04.2020).
12. Климаков И.А. Детский туристский лагерь как образователь-
ная модель //Colloquium-journal. 2019. № 24-4 (48). С. 72-74.
13. Воскобойникова Г.А., Овчинникова А.Ж. Дополнительное образование как сфера развития познавательной активности школьников // Успехи современной науки. 2017. Т. 1. № 4. С. 56-60.
14. Ryabokon V.P., Kuzubov O.O. Competitiveness management of agrarian enterprises /Международный научно-производственный журнал «Экономика АПК». 2015. № 7 (249). С. 85-93.
15. Лазарев Г.И. Научные воззрения на феномен человеческого капитала в ракурсе инновационного развития экономики постиндустриального типа / Лазарев Г.И., Шашло Н.В., Кузьмичева И.А. //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2016. № 3 (26). С. 51-58.
16. Кижаева Д.В., Кулебякина М.Ю. Дополнительное образование школьников в формате профильных смен //Артек - событие. 2019. № 2 (20). С. 21-25.
17. Осипов В., Кузубов А.А. Оценка инновационного развития промышленных предприятий и пути его стимулирования / Проблемы теории и практики управления. 2018. № 1. С. 89-97.
18. Карнаухова В.А., Семушева Т.Г. Традиции и новации в управлении дополнительным образованием // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 112-115.
19. Коваль Н.Н. Педагогические условия процесса формирования аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций в системе дополнительного педагогического образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 82-90.
20. Кондаурова И.К., Волошина О.С. Математический образовательный интернет-проект как инновационная форма дополнительного образования //Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 24-27.
21. Переловская О.А. Управление образовательной организацией (ДОУ) //Colloquium-journal. 2020. № 10-5 (62). С. 75-76.
22. Petruk G.V. I.N. The industrial-educational cluster environment as a tool of the staff capacity forming of the russian one-company towns / G.V. Petruk, N.V. Shashlo, N.A. Kleshcheva, A.A. Vlasenko, I.N. Stasenko // International Journal of Humanities and Cultural Studies. 2016. № S1. С. 788-799.
Работа выполнена при финансовой поддержке Гранта Президента РФ, № НШ-2668-2020.6 «Национально-культурные и цифровые тренды социально-экономического и политико-правового развития Российской Федерации в XXI веке»
Статья поступила в редакцию 27.06.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020