Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / RUSSIAN SCHOOL MOVEMENT / METHODOLOGICAL SUPPORT / INTEGRATION / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Елена Владимировна

Статья посвящена рассмотрению проблемы интеграции деятельности образовательных организации, как основного, так и дополнительного образования с направлениями деятельности Российского движения школьников, как ключевых партнеров в решении задач воспитания. В статье представлены результаты исследования, проводимого в течение пяти лет на базе образовательных организаций Сибирского федерального округа, по изучению опыта интеграции проектов и конкурсов Российского движения школьников и воспитательной системы образовательной организации. Проведенное исследование деятельности Российского движения школьников в течение пяти лет позволил выделить три авторских этапа в развитии организации, охарактеризовать их, обозначить основные тенденции и содержание для каждого из этапов, выделить проблемные моменты и перспективы. На основании полученных результатов описаны существующие модели интеграции российского движения школьников и образовательных организаций, сложившиеся на каждом из этапов развития; выделены и обоснованы педагогические условия методического сопровождения такой интеграции, представлены результаты опытноэкспериментальной работы по апробации выделенных педагогических условий в практике деятельности образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE INTEGRATION OF THE ACTIVITIES OF THE RUSSIAN MOVEMENT OF SCHOOLCHILDREN AND THE EDUCATIONAL WORK OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article is devoted to the problem of integrating the activities of educational organizations, both basic and additional education, with the activities of the Russian movement of schoolchildren, as key partners in solving the problems of education. The article presents the results of a study conducted for five years on the basis of educational organizations of the Siberian Federal District, to study the experience of integrating projects and competitions of the Russian School Movement and the educational system of an educational organization. The study of the activities of the Russian Movement of Schoolchildren for five years allowed us to identify three author's stages in the development of the organization, to characterize them, to identify the main trends and content for each of the stages, to highlight problematic points and prospects. Based on the results obtained, the existing models of integration of the Russian movement of schoolchildren and educational organizations that have developed at each stage of development are described; the pedagogical conditions of methodological support of such integration are identified and justified, the results of experimental work on the approbation of the selected pedagogical conditions in the practice of the educational organization are presented.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Методическое сопровождение интеграции деятельности Российского движения школьников и воспитательной работы образовательной организации

Богданова Елена Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, ФГБУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» E-mail: elbogd@mail.ru

Статья посвящена рассмотрению проблемы интеграции деятельности образовательных организации, как основного, так и дополнительного образования с направлениями деятельности Российского движения школьников, как ключевых партнеров в решении задач воспитания. В статье представлены результаты исследования, проводимого в течение пяти лет на базе образовательных организаций Сибирского федерального округа, по изучению опыта интеграции проектов и конкурсов Российского движения школьников и воспитательной системы образовательной организации. Проведенное исследование деятельности Российского движения школьников в течение пяти лет позволил выделить три авторских этапа в развитии организации, охарактеризовать их, обозначить основные тенденции и содержание для каждого из этапов, выделить проблемные моменты и перспективы. На основании полученных результатов описаны существующие модели интеграции российского движения школьников и образовательных организаций, сложившиеся на каждом из этапов развития; выделены и обоснованы педагогические условия методического сопровождения такой интеграции, представлены результаты опытно-экспериментальной работы по апробации выделенных педагогических условий в практике деятельности образовательной организации.

Ключевые слова: Российское движение школьников, методическое сопровождение, интеграция, педагогические условия.

Президент Российской Федерации В.В. Путин 29 октября 2019 года подписал указ «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (далее - РДШ) [1]. Своими целями РДШ видит содействие в совершенствовании государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, а также содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. За пять лет существования Российского движения школьников накоплен разнообразный опыт интеграции, взаимодействия и сотрудничества РДШ с теми воспитательными системами, которые сложились в образовательных организациях, как основного, так и дополнительного образования, однако вопрос о методическом сопровождении деятельности РДШ и ее интеграции в воспитательную систему школы до настоящего времени достаточно актуален. Проводимый нами в течение трех лет сравнительный анализ интеграционных моделей, представленный как в изучении практики пилотных инновационных площадок, опорных школ РДШ, активизировал потребность в исследовании деятельности РДШ и выработке оптимального пути его вхождения и интеграции в систему воспитательной работы образовательной организации с учетом уже сложившихся особенностей и традиций функционирующей воспитательной системы учреждения.

В педагогической науке достаточно глубоко изучены вопросы, касающиеся функционирования и деятельности детских общественных организаций (Н.Ф. Басов, И.В. Валгаева, А.В. Волохов, М.Е. Кульпединова, Р.А. Литвак и др.); истории развития детского и молодежного движения в России (Л.В. Алиева, Л.В. Байбородова, А.В. Волохов, В.А. Кудинов, М.И. Рожков и др.). Учитывая то, что данная общественно-государственная детско-юношеская организация действует не так давно, проблеме внедрения ее деятельности в воспитательную систему образовательной организации на сегодня посвящено недостаточно исследований, но среди немногих работ можно выбелить следующих исследователей: Белорыбкина Е.А., Горбенко И.А., Гусев А.А., Долина Н.Н., Епов Д.В., Леванова Е.А., Петрина З.И., Прутченков А.С., Родионова Е.Г., Телушкин М.В., Фришман И.И..

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Проведенный нами историко-педагогический анализ психолого-педагогической литературы по проблематике исследования, позволил нам зафиксировать ряд противоречий в отношении интеграции деятельности Российского движения школьников на базе образовательной организации:

- между имеющимся отечественным опытом взаимодействия школы и детских общественных организаций, прежде всего пионерской организации, и возможностью трансформировать этот опыт в модель взаимодействия образовательной организации и РДШ;

- между программно-методическим обеспечением воспитательной деятельности образовательных организаций и возможностью интеграции в них проектов и программ, реализуемых Российским движением школьников;

- между заинтересованностью школьников участвовать в деятельности Российского движения школьников и готовностью и способностью педагогов использовать в практике работы с детьми программ и проектов РДШ;

- между, сложившимся опытом интеграции деятельности РДШ и воспитательной работы школы, сложившегося в отдельных образовательных организациях и возможностью его трансляции в другие образовательные организации. Выделенные противоречия послужили основанием для проведения практикориентированного исследования, включающего в себя сравнительный анализ продуктов деятельности рДш: проектов, программ, нормативно-правовых документов, представленных на официальном сайте РДШ; пилотного исследования деятельности РДШ, проводимого в Сибирском федеральном округе; опыт личного участия в деятельности РДШ в качестве эксперта; участия в конференциях и стратегических сессиях РДШ регионального и Всероссийского уровня. Проведенное исследование привело нас к выделению и обоснованию этапов развития РДШ, определению их содержания, сильных и слабых сторон деятельности на каждом их этапов [2].

1 этап: 2015 год - первая половина 2017 года -запуск и формирование привлекательного образа РДШ для школьников. Первый этап включал в себя знакомство школьников с деятельностью новой организации через создание ее современного и привлекательного образа, прежде всего в медийном пространстве. Этот этап характеризуется обилием конкурсов и проектов: более 500 в первый год и более 700 - во второй год- проектов локальных, коротких, простых, доступных для всех, с ярким эмоциональным освещением и акцентом на большую дружескую тусовку[2,3]. Итогом первого периода можно считать формирование уз° наваемого образа организации: бренд, логотип, " люди, конкурсы и проекты, с помощью крупных ^ федеральных мероприятий формируется образ ^ успешности ребят, которые принимают активное Ц участие в деятельности РДШ. Однако именно этот

этап заложил ряд проблем в интеграции деятельности РДШ и воспитательной деятельности школы, таких как: школы «устают» от обилия предлагаемых конкурсов и проектов и не всегда понимают: как интегрировать данную работу в воспитательную систему образовательной организации.

2 этап: вторая половина 2017 года - 2018 года связан с осмыслением деятельности организации, определения стратегии и поиска векторов дальнейшего развития организации. Основным содержанием этого этапа развития РДШ стало обсуждение стратегии РДШ по всем субъектам Российской Федерации с проведением стратегических сессий, объединивших представителей педагогической общественности, родителей и школьников [4]. Проведенная работа позволила обобщить и проанализировать опыт регионов в осуществлении деятельности РДШ, выделить успешные практики; выделить региональные особенности деятельности РДШ.

3 этап: 2019 год - настоящее время - новая стратегия деятельности РДШ, связанный с изменением вектора деятельности организации в сторону созданию экосистемы поддержки социально значимых инициатив школьников и проектов для них; трансляции и масштабирования лучших региональных практик; уменьшение конкурсной составляющей в пользу проектной и фестивальной; усиление экспертно-аналитической и методической поддержки деятельности РДШ.

В настоящее время структурные подразделения РДШ созданы в 85 субъектах РФ, создано 49 ресурсных центров, 13500 образовательных организаций осуществляют деятельность РДШ, проекты РДШ насчитывают 450000 участников [5]. Российское движение школьников стало тем связующим звеном, основой для разработки единой воспитательной системы страны, учитывающей пожелания и интересы учащихся, их родителей, учителей, школы и государства, которая направлена на социализацию подрастающего поколения, развитие самостоятельной личности молодого гражданина, формирование его позитивного мировоззрения и ориентации на личностный рост и саморазвитие для дальнейшей интеграции в общество.

Как показывает анализ практики деятельности пилотных площадок и опорных школ РДШ, сегодня существуют различные варианты работы школы по направлениям РДШ, обобщив которые, нами были выделены три модели их взаимодействия: во-первых, регистрация школы как первичной организации, что требует созыва Учредительного собрания, создания четкой структурной системы управления (на практике существуют различные варианты); во-вторых, участие в проектах и конкурсах РДШ целой школой либо активами детского самоуправления без регистрации; в-третьих, индивидуальное участие школьников при поддержке педагогов [5,6].

На данный момент для школ возможна любая из форм работы. Однако для успешного осуществления интеграции деятельности РДШ и воспита-

тельной деятельности школы необходима продуманная система методического сопровождения такой интеграции. Зарубина Е.А. определяет понятие методическое сопровождение как «процесс, направленный на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, включающей актуализацию и диагностику существующих проблем, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов» [8, с. 42]. Исходя их такого понимания смысла понятия, сам процесс методического сопровождения подразумевает под собой изучение и анализ профессиональных дефицитов, проектирование возможных действий и их коррекцию.

В качестве экспериментальной базы для проведения исследования послужило муниципальное казенное образовательное учреждение «Березовская средняя общеобразовательная школа № 12» Новосибирского района Новосибирской области [9]. В школе организована уникальная система воспитательной работы: на ее базе 25 лет успешно функционирует детская общественная организация «БОБР» («Большой Отряд Березовский Ребят»). Поэтому для данной образовательной организации встал вопрос не столько о включении деятельности РДШ в воспитательную систему школы, сколько об интеграция уже имеющихся традиций и современных тенденций. Проведенный анализ позволил зафиксировать ряд проблем осуществления интеграции: направления деятельности воспитательной работы и РДШ дублируют друг друга, поэтому необходима разработка единого плана работы; система управления наслаивается, следует разводить управление, либо синтезировать органы управления; отсутствует специальной ставка «вожатого РДШ», из-за чего происходит перенагрузка заместителя директора по воспитательной работе, так как необходимо координировать деятельность двух детских организаций; - не разработана система стимулирования на уровне первичной организации для педагогов, осуществляющих деятельность РДШ, что приводит к уменьшению активности педагогического состава, не входящего в систему воспитательной работы. Тем не менее, в ходе интеграции деятельности выявляются и преимущества: формируется общий продуктивный актив детей; деятельность двух организаций охватывает всю внеурочную деятельность детей, любое событие входит в рамки деятельности детской общественной организации либо РДШ; оформился круг педагогов, закрепившихся за общественными организациями по собственной инициативе; наличие торжественных процедур вступления в организации помогают обучающимся осознавать принадлежность к их деятельности; благодаря функционированию системы СМИ на разных уровнях, все субъекты информированы о деятельности РДШ и ДОО, создается позитивный образ организации; интенсивная работа над проектами различных уровней и организаций развивает разнообразные компетенции как

детей, так и взрослых; обучающиеся имеют награды различных уровней, пополняют свое порт-фолио, имеются системы стимулирования как для детей, так и для педагогов.

Таким образом, при наличии грамотного методического сопровождения и верных управленческих решений администрации образовательного учреждения, в процессе интеграции возможно усилить преимущества и минимизировать выявленные слабые стороны интеграции. В процессе проведенного исследования нами был выявлен комплекс педагогических условий методического сопровождения деятельности РДШ в школе, включающий в себя: во-первых, все субъекты деятельности РДШ информированы о программах и проектах РДШ, о потенциальных возможностях и перспективах, которые дает организация; во-вторых, педагоги (вожатые РДШ) компетентны, то есть имеют достаточный набор приёмов и форм работы для реализации деятельности РДШ и поддержки детских инициатив, сопровождения обучающихся в ходе их участия в проектах и акциях; в-третьих, осуществляется стимулирование и поддержка педагогов и обучающихся, внесших вклад в развитие РДШ на различных уровнях, имеющих высокие достижения в рамках данной работы.

Каждое из условий может осуществляться на различных уровнях: локальный, региональный и всероссийский, так как сама система РДШ, предложенная Уставом организации, предполагает уровневую модель осуществления деятельности. Апробация в течение двух лет выявленных условий позволила зафиксировать положительную динамику по каждому из них.

По первому условию проведенный анализ показал, что большая часть обучающихся информирована о деятельности РДШ и принимает участие в проектах. Высокий процент обусловлен участием детей в массовых проектах РДШ, таких как «Сила РДШ» и «Шахматы РДШ». В ходе анкетирования выяснилось, что 83% родителей информированы и поддерживают идеи РДШ. Вторым педагогическим условием методического сопровождения деятельности РДШ в школе является повышение уровня компетентности педагогического состава с помощью различных методов и форм. На межрегиональном уровне реализуется проект «Открытый чемпионат компетенций вожатых», в нем приняли участие в 2018 году 4 обучающихся МКОУ -Березовской СОШ № 12, 1 педагог стал экспертом; в 2019-5 обучающихся (из них 1 победитель в номинации «Вожатый-стажер», 1 педагог - разработчик и эксперт программы). Чемпионат направлен на осмысление и развитие профессиональных компетенций участниками, методическое взаимообогащение вожатых разных регионов, определение участниками точек своего профессионального роста. На региональном уровне сложилась уникальная практика Стажерских площадок для педагогов, как пространство обмена опытом, поиска новых идей и методической поддержки. На базе каждой из инновационных площадок раз-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

работан и внедрен инновационный партнерский проект: «Геймификация как педагогическое средство продвижения РДШ в образовательной организации»; «Стажерские площадки РДШ как пространство неформального образования для педагогов»; «Вторники с РДШ» как просветительский проект для детей, родителей и педагогов»; «РДШ как пространство профессионального самоопределения школьников». Также стоит отметить, что на базе ФГБОУ ВО «НГПУ» реализуется дополнительная образовательная программа «Методика работы вожатого в детско-юношеской организации», а также успешно функционирует магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение деятельности детских и молодежных общественных организаций».

Еще одним педагогическим условием является стимулирование и поддержка педагогов и обучающихся, внесших вклад в развитие РДШ, имеющих высокие достижения в рамках данной работы. Всероссийская система мотивации членов РДШ - совокупность знаков отличия и условий их применения для мотивирования членов Организации, однако, данная система не предусматривает стимулирование педагогов. Что касается региональной практики системы поощрений членов РДШ, то она предусмотрена как для школьников, педагогов, так и для родителей. На уровне школы разработана система стимулирования, которая опирается на получение определенных жетонов за участие и проведение событий РДШ как детьми, так и родителями и педагогами.

Таким образом, в ходе нашего исследования были выявлены и обоснованы педагогические условия методического сопровождения деятельности РДШ в образовательной организации, связанные с информированием о деятельности РДШ детей, родителей и педагогов по трем направлениям: школьный локальный; региональный; всероссийский; использование технологии неформального образования для повышения профессиональных компетенций как вожатых РДШ, так и педагогов образовательной организации; на-личиеv трехуровневой системы стимулирования не только детей - членов РДШ, но и их родителей и педагогов.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 29.10.2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/40137 (дата обращения: 04.11.2020).

2. Богданова Е.В. Воспитательные практики работы с подростками в дополнительном образовании. Атлас лучших практик. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2018. 168 с.

3. Живоглядова А.Ю., Коренева В.В. Российское движение школьников как воспитательный механизм молодежи: возможности и недостатки на современном этапе // Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика: материалы V Междунар. на-уч.-практ. конф. Чебоксары. 2016. С. 209-211.

4. Макарова Е.И. РДШ: первые шаги // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 29. С.322-324.

5. Нечаев М.П. Основные тенденции и перспективы реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года / Воспитание школьников. 2015. № 8. С. 3-12.

6. Тихомирова Е.В. Детско-юношеское движение школьников: контуры реальности (на материале пилотных школ РДШ) // Вестник КГУ. Серия Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 3. С.227-231.

7. Харланова Е.М. Воспитательная система первичного отделения «Российского движения школьников»: этап становления // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 4. 2017. - С. 84-90.

8. Зарубина Е.А. Система методического сопровождения педагогов по формированию мета-предметных результатов в условиях подготовки и введения Федеральных государственных образовательных стандартов. [Электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/79/074/47621. php (Дата обращения: 4.12.2020).

9. Официальный сайт МКОУ - Березовская СОШ № 12. Сведения об образовательной организации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: uRl: https://12bernov.edusite.ru/sveden/ common.html (дата обращения: 16.12.2020)

METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE INTEGRATION OF THE ACTIVITIES OF THE RUSSIAN MOVEMENT OF SCHOOLCHILDREN AND THE EDUCATIONAL WORK OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

Bogdanova E.V.

Novosibirsk State Pedagogical University

The article is devoted to the problem of integrating the activities of educational organizations, both basic and additional education, with the activities of the Russian movement of schoolchildren, as key partners in solving the problems of education. The article presents the results of a study conducted for five years on the basis of educational organizations of the Siberian Federal District, to study the experience of integrating projects and competitions of the Russian School Movement and the educational system of an educational organization. The study of the activities of the Russian Movement of Schoolchildren for five years allowed us to identify three author's stages in the development of the organization, to characterize them, to identify the main trends and content for each of the stages, to highlight problematic points and prospects. Based on the results obtained, the existing models of integration of the Russian movement of schoolchildren and educational organizations that have developed at each stage of development are described; the pedagogical conditions of methodological support of such integration are identified and justified, the results of experimental work on the approbation of the selected pedagogical conditions in the practice of the educational organization are presented.

Keywords: Russian school movement, methodological support, integration, pedagogical conditions

References

1. Decree of the President of the Russian Federation No. 536 of 29.10.2015 ".On the establishment of the All-Russian public-State Children's and Youth Organization "Russian Movement of Schoolchildren" [Electronic resource]. access mode: url: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/40137(Accessed: 4.12.2020)

2. Bogdanova E.V. Educational practices of working with teenagers in additional education. Atlas of best practices. Novosibirsk: Novosibirsk State Pedagogical University, 2018. 168 p.

3. Zhivoglyadova A. Yu., Koreneva V.V. Rossiiskoe dvizhenie shkolnikov kak vospitatel'nyj mekhanizm molodezhi: vozmozh-nosti i nedostrannyj na sovremennom stage [Russian school movement as an educational mechanism of youth: opportunities and shortcomings at the present stage]. Cheboksary. 2016. pp. 209-211.

4. Makarova E. I. rdsh: first steps / / Scientific and methodological electronic journal "Concept". 2017. Vol. 29. pp. 322-324.

5. Nechaev M.P. Main trends and prospects of implementation of the Strategy for the development of education in the Russian

Federation for the period up to 2025 / Education Of schoolchildren. 2015. No. 8. pp. 3-12.

6. Tikhomirova E.V. Children and youth movement of schoolchildren: contours of reality (on the material of pilot schools of RDS). Vestnik KSU. Pedagogy series. psychology. Sotsiogene-tiki. 2017. No. 3. pp. 227-231.

7. Kharlanova E.M. Educational system of the primary department of the "Russian school movement": the stage of formation // Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. 2017. No. 4. 2017. pp. 84-90.

8. Zarubina E.A. System of methodological support of teachers on the formation of metasubject results in the conditions of preparation and introduction of Federal state educational standards. [electronic resource]. URL: http://pandia.ru/text/79/074/47621. php (Accessed: 4.12.2020).

9. Official website of the Moscow State Educational Institution-Berezovskaya Secondary School No. 12. Information about the educational organization. [electronic resource]. Access mode: URL: https://12bernov.edusite.ru/sveden/common.html (accessed: 16.12.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.