Научная статья на тему 'Оптимизация работы с образовательными организациями: статус школы и степень участия в реализации направлений деятельности РДШ (опыт Ростовской области)'

Оптимизация работы с образовательными организациями: статус школы и степень участия в реализации направлений деятельности РДШ (опыт Ростовской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / RUSSIAN MOVEMENT OF SCHOOLCHILDREN / РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ROSTOV REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поляничко Н.Е.

В статье представлен опыт Ростовской области по оптимизации работы с образовательными организациями региона, реализующими направления деятельности Российского движения школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF WORK WITH EDUCATIONAL INSTITUTIONS: THE STATUS OF THE SCHOOL AND DEGREE OF PARTICIPATION IN IMPLEMENTATION OF DIRECTIONS OF ACTIVITY RDS (the experience of the Rostov region)

The article presents the experience of Rostov region on optimization of work with educational organizations implementing Russian Movement of Schoolchildren activities.

Текст научной работы на тему «Оптимизация работы с образовательными организациями: статус школы и степень участия в реализации направлений деятельности РДШ (опыт Ростовской области)»

вий, однако реальное поведение подростков по защите себя или других от насилия не соответствует их желаниям и отношению.

Огромное влияние на поступки подростка оказывает группа ровесников, с которыми он общается, особенно одноклассников. С возрастом данное влияние становится все более сильным, в частности у школьников. При этом подростки наиболее решительно предъявляют требования членам собственной группы и добиваются их исполнения более сурово, нежели старшие в своей среде. Достойное положение в группе ровесников, дающее подростку моральное удовольствие, — важное обстоятельство его обычного психического развития.

Выяснить предпосылки отклоняющегося поведения ученика в коллективе не так уж легко. Зачастую ученик скрывает настоящие мотивы своего поведения. Таким образом, отстающий ученик, для того чтобы избежать эпитетов «тупой», «слабый», «неспособный», зачастую изображает хулигана, лодыря либо клоуна.

Данное исследование было проведено на сравнительно небольшой выборке, однако в планах осуществить более широкое изучение этой темы, так как в настоящий момент времени она весьма злободневна. Интересно было бы провести сравнительный гендерный анализ агрессивного поведения и отношения к насилию, а также сравнить поведение младших и старших подростков.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамов, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособ. для вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.

2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. - 379 с.

3. Григорович, Л. А. Проблема нравственного развития подростка: моногр. / Л.А. Григорович. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. - 248 c.

4. Омарова, Малика Особенности самосознания подростков / Малика Омарова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 132 c.

5. Петрова Е.Г. Особенности выбора стратегии поведения в конфликте в студенческой среде/ Вестник Таганрогского государственного педагогического института. — 2015. — № 2. — С. 283-288.

6. Райс Ф.Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин ; науч. ред. Е. И. Николаева ; пер. с англ.: В. Квиткевич, Ю. Мирончик. - 12-е изд. - СПб. : Питер, 2010. - 814 с.

7. Шаповал И. Г. Семья и подростковое насилие // Молодой ученый. — 2016. — .№20. — С. 626-631. — URL https://moluch.ru/archive/124/33987/ (дата обращения: 15.03.2018).

8. Юрченко, И. В. Подростковая агрессия / И.В. Юрченко. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 144 c.

Н.Е. Поляничко

ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ: СТАТУС ШКОЛЫ И СТЕПЕНЬ УЧАСТИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РДШ (опыт Ростовской области)

Аннотация. В статье представлен опыт Ростовской области по оптимизации работы с образовательными организациями региона, реализующими направления деятельности Российского движения школьников.

Ключевые слова: образовательная организация, Российское движение школьников, Ростовская область.

N. E. Polyanichko

OPTIMIZATION OF WORK WITH EDUCATIONAL INSTITUTIONS: THE STATUS OF

THE SCHOOL AND DEGREE OF PARTICIPATION IN IMPLEMENTATION OF DIRECTIONS OF ACTIVITY RDS (the experience of the Rostov region)

Abstract.The article presents the experience of Rostov region on optimization of work with educational organizations implementing Russian Movement of Schoolchildren activities.

Keywords: educational organizations, Russian Movement of Schoolchildren, Rostov region.

В целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе системы ценностей, присущей российскому обществу Президентом Российской Федерации издан указ «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»1. (№ 536 от 29 октября 2015 г.)

1 https://rg.ru/2015/10/31/deti-dok.html

Учитывая высокий интерес юных дончан к Российскому движению школьников (далее -РДШ), все большее число образовательных организаций заявляют о намерении участвовать в реализации направления деятельности РДШ.

Образовательный комплекс Ростовской области входит в перечень крупнейших в Российской Федерации и включает в себя более 3-х тысяч образовательных организаций, с различной материально-технической базой и собственными традициями воспитательной работы.

С целью эффективного развития и оптимизации работы по взаимодействию с образовательными организациями, реализующими направления деятельности РДШ Министерством общего и профессионального образования Ростовской области принято решение о разработке региональной системы поддержки единой детской организации и образовательных организаций, на базе которых реализуются программы и проекты РДШ.

Следует отметить, что среди образовательных организаций, заявивших о намерениях развивать на своей базе направления деятельности РДШ, самый высокий отклик - от школ и учреждений дополнительного образования детей. Также в донском регионе к реализации направлений деятельности РДШ подключились три специальные школы-интерната.

Современный школьник самостоятельно принимает решение интересно ему или нет развиваться с РДШ. Образовательная организация, готовая стать частью системы Российского движения школьников, должна обладать необходимыми условиями, чтобы ребенок мог легко сориентироваться в выборе направления деятельности и воспользоваться возможностями, которые сегодня предлагает РДШ. Наличие этих условий стимулирует интерес обучающихся к организации и значительно влияет на вовлеченность школьников в деятельность РДШ.

Предлагается определять соответствующий статус образовательных организаций, зависящий от степени участия в реализации направлений деятельности РДШ:

Информированные - образовательные организации, в которых администрация, педагогический коллектив и обучающиеся информированы о деятельности РДШ На сегодняшний день к данной категории можно отнести большинство школ региона.

В Ростовской области регулярное информирование о деятельности РДШ ведется с 2016 года. Областные семинары и коллегии для педагогического сообщества, тесная работа с пресс-службой региона, портал регионального отделения РДШ, презентационные мероприятия в школах - все это работает на повышение уровня информированности населения Донского края о деятельности организации.

Учитывая, что донские школы имеют многолетние хорошие традиции воспитательной работы, к включению в деятельность РДШ они стараются подходить без спешки, основательно. Решающее слово остается за педагогическим сообществом и, в первую очередь, за администрацией, и если даже образовательная организация принимает решение развивать собственное детское объединение, информировать о возможностях, которые открываются для ребенка с РДШ, они определенно знают и в решающий момент могут ими воспользоваться.

Вовлеченные - образовательные организации, на базе которых могут проходить разовые мероприятия под эгидой детско-юношеской организации, что подразумевает символическое участие в реализации направлений деятельности РДШ.

Реализующие - общеобразовательные организации, успешно завершившие апробацию деятельности РДШ на базе школы в рамках пилотного проекта, а также образовательные организации, активно включившиеся в реализацию программ и проектов РДШ после его завершения.

В данную категорию предлагается включить учреждения, в которых реализована федеральная модель образовательной организации РДШ, которые активно работают с партнерскими организациями, создают яркие информационные поводы, образовательные организации, в которых жизнь РДШ действительно «кипит».

Транслирующие - образовательные организации, на базе которых реализуются все направления деятельности РДШ и создаются собственные межмуниципальные и межрегиональные проекты.

Информационная повестка таких организаций состоит на 80-90% из мероприятий федерального и регионального плана деятельности РДШ. Организации, материально-техническая база которых позволяет предоставить собственное помещение для сбора актива, оснастить этот кабинет символикой детско-юношеской организации. Педагогическое сообщество таких организаций имеет собственные методические наработки, а обучающиеся показывают результативность в проектах РДШ на региональном и федеральном уровне.

На сегодняшний день к данной категории можно отнести лишь несколько школ в Ростовской области. Эти образовательные организации оказывают содействие школам-новичкам из соседних территорий, впервые заявившим о намерениях участвовать в реализации программ и проектов РДШ. Например, гимназия «Юнона» города Волгодонск оказывает информационно -

методическую поддержку школам Дубовского, Волгодонского и Цимлянского районов, выступая ресурсным центром поддержки РДШ.

Дополнительно для образовательных организаций, реализующих направления деятельности РДШ, предусмотрены меры стимулирующей поддержки, которые зависят от определяемого статуса.

Данная практика предлагает четыре статуса образовательных организаций, реализующих направления деятельности РДШ и четыре разные модели взаимодействия с ними. Принцип формирования на базе образовательной организации условий для свободного включения и выбора направления обучающихся в деятельности РДШ является основополагающим. Это позволит правильно распределить ресурсы и верно сформировать ожидания от совместной работы, опираясь, в первую очередь, на намерение учреждения включиться в деятельность РДШ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3.

2. Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 536 "О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" 2 ноября 2015г. // Российская газета - Федеральный выпуск №»6818 (247).

3. Устав Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» // (Электронный ресурс https://рдш.рф/mediaffles/documents/document/ec/dd/ecdd0e2c-636d-4407-acc2-9c82fc46106e.pdf).

М.А. Пуйлова

СОДЕРЖАНИЕ И ПУТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Реализация практической направленности психо лого-педагогического образования будущих педагогов, связи психологического образования студентов с педагогической практикой в качестве одного из ведущих условий подразумевает ориентацию получаемой информации на решение теоретических и практических психологических задач.

Ключевые слова: Подготовка студентов, психологическая информация, практическая направленность, профессиональная деятельность.

M.A.Puilova

CONTENTS AND WAYS OF TRAINING OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION TO USE OF PSYCHOLOGICAL INFORMATION IN PRACTICAL

ACTIVITIES

Abstract. Realization of practical orientation of psychology and pedagogical education of future teachers, connections of psychological education of students with student teaching as one of the leading conditions means orientation of the obtained information to the solution of theoretical and practical psychological tasks.

Key words: Training of students, psychological information, practical orientation, professional activity.

Динамичное развитие системы образования в последние годы имело одним из своих следствий проявление интереса исследователей к проблемам повышения качества будущих специалистов. В этот период значительно обостряется противоречие между сложностью возникающих задач, на решение которых ориентируется образовательная система, и наличием специалистов, способных решать эти задачи на требуемом уровне. Основная проблема порождалась в первую очередь традиционными взглядами, согласно которым самое главное для учителя - хорошо знать свой предмет. Предполагалось, что все остальное будущий учитель получает как результат собственной практической деятельности.

Однако в практической деятельности учителя предметники часто не могли реализовать свой достаточно высокий уровень предметной подготовки, так как плохо представляли себе те механизмы (в первую очередь психологические), которые опосредуют влияние изученных фактов и закономерностей на ход и результаты образовательного процесса. Анализируя степень разработанности проблемы, М.А. Пуйлова указывает на то, что «впервые в полном объеме и сложности данная проблема была осознана Ф.Н. Гоноболиным [2], Н.В. Кузьминой [3], А.И. Щербаковым [15] и другими исследователями. Анализируя своеобразие педагогической деятельности и личности учителя, указанные авторы свое внимание акцентировали на мотивах педагогического труда, профессионально значимых личностных качествах учителя, комплексах профессиональных уме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.