Научная статья на тему 'Научно-методическое сопровождение деятельности первичных организаций Россиского движения школьников: концептуальные основы'

Научно-методическое сопровождение деятельности первичных организаций Россиского движения школьников: концептуальные основы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
502
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / PEDAGOGICAL CONCEPT / SCIENTIFIC METHODOLOGICAL SUPPORT / RUSSIAN MOVEMENT OF SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харланова Елена Михайловна

В статье представлена концепция научно-методического сопровождения первичных организаций Российского движения школьников, раскрыты цель, задачи, принципы, методы, компонентный состав, формы, механизмы научно-методического сопровождения и критерии оценки результативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific methodological support of primary organizations in russian movement of school students: conceptual basics

A concept of scientific methodological support of primary organizations in Russian movement of school students is presented. The objective, tasks, principles, methods, components, forms, mechanisms of scientific methodological support and efficiency assessment criteria are described.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое сопровождение деятельности первичных организаций Россиского движения школьников: концептуальные основы»

Сведения об авторах: Ульянова Вера Геннадьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков,

Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический

университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: veka-moroz@rambler.ru

Information about the authors Ulyanova Vera Gennadyevna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Foreign Languages, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: veka-moroz@rambler.ru

УДК 378 ББК 74. 480

Е.М. Харланова

научно-методическое сопровождение деятельности первичных организаций россиского движения школьников: концептуальные основы

В статье представлена концепция научно-методического сопровождения первичных организаций Российского движения школьников, раскрыты цель, задачи, принципы, методы, компонентный состав, формы, механизмы научно-методического сопровождения и критерии оценки результативности.

Ключевые слова: педагогическая концепция, научно-методическое сопровождение, Российское движение школьников.

E.M. Kharlanova

scientific methodological support

of primary organizations in russian movement of school students: conceptual basics

A concept of scientific methodological support of primary organizations in Russian movement of school students is presented. The objective, tasks, principles, methods, components, forms, mechanisms of scientific methodological support and efficiency assessment criteria are described.

Key words: pedagogical concept, scientific methodological support, Russian movement of school students.

В целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 29 октября 2015 г. был издан Указ «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников"» [4].

В настоящее время структурные подразделения Российского движения школьников (далее РДШ) созданы в 84 субъектах Российской Федерации, определены пилотные школы, в которых на протяжении 2016-2017 года организованы и приступили к работе первичные организации РДШ.

Становление и развитие РДШ требует продуманного подхода к содержанию,

го

X

е ^

о

.0 X

т _

S -0 m m ао Ф X

1° I- ф

о -п

¡5 s

к Е

ф ф

Ф X

IS

& о р

в

£ ° о Ü

° 3

ф п: о 2

^ 5

0 х ф ф

т И s s Ч CÛ

°о ф р

? о éi

Го о

1 о.

го m о х

го ^

го X

ш

организации деятельности со школьниками, что в свою очередь актуализирует проблему подготовки кадров (педагогов, вожатых, руководителей) к осуществлению системной работы по реализации воспитательного потенциала организации и достижению ее целевых установок.

Согласно подготовленным методическим рекомендациям для старшего вожатого, перед РДШ стоят задачи: «1) формирование единого воспитательного пространства, обеспечивающего реализацию взаимодействия ученического самоуправления, детского общественного объединения, партнеров РДШ для проектной деятельности участников первичного отделения РДШ; 2) использование Дней единых действий РДШ как технологии, позволяющей организовать поддержку и реализацию четырех ведущих направлений деятельности РДШ с целью развития проектной деятельности; 3) развитие системы методического сопровождения деятельности первичного отделения РДШ в образовательных организациях на всех уровнях образования, отработка механизма взаимодействия с вузами и колледжами; 4) формирование единой информационной среды для развития и масштабирования инновационной, проектной, социально-преобразовательной деятельности РДШ; 5) разработка и апробация мониторинга качества деятельности первичных отделений РДШ» [3, с. 7].

Для решения данных задач педагоги, старшие вожатые должны быть готовы к методическому сопровождению первичного отделения РДШ в образовательных организациях.

В условиях создания организации требуется совмещение функций анализа, обобщения, систематизации позитивных практик РДШ, проектирования инноваций, создание воспитательной системы и обеспечение процесса ее становления, распространения опыта, что обусловливает необходимость научно-методического сопровождения деятельности РДШ. Реализовать такое сопровождение во взаимодействии педагогов пилотных школ, членов региональных отделений, ученых, педагогов и студен-

тов педагогических вузов могут структуры, сохранившие традиции и ведущие исследования детского и молодежного движения.

В Челябинской области такой структурой стала кафедра социальной работы, педагогики и психологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, являющаяся преемницей кафедры теории и методики пионерской и комсомольской работы, имеющая богатый опыт работы с детскими организациями и обладающая потенциалом в научно-исследовательской, методической и образовательной деятельности по сопровождению детского движения.

Разработка научно-методического сопровождения деятельности РДШ требует построения ее концептуальной основы, что реализовано коллективом кафедры (Р.С. Димухаметов, Н.А. Соколова, Е.М. Харланова).

Педагогическую концепцию рассматриваем как «систему знаний о педагогическом явлении, объединенную ведущей идеей и во взаимосвязи социокультурного (ценностно-смысловая интерпретация), логико-гноссеологического (объективное значение), практического (нормативные основы) аспектов, реализующую научно-теоретическую и конструктивно-технологическую функции» [5, с. 52].

Разделяя позицию Е.В. Коротаевой в том, что научно-методическое сопровождение характеризует процессуаль-ность, пролонгированность, которые предполагают «проработку и проектирование содержательного аспекта, применение разнообразных форм совместной деятельности участвующих сторон, корректировку продвижения в соответствии с разработанной научно-теоретической базой» [2, с. 39], в основу концепции вкладываем идею о пролонгированном характере научно-методического сопровождения, его реализации путем проектно-продуктивного взаимодействия с педагогами для обеспечения становления и развития воспитательной системы РДШ.

Проектно-продуктивное взаимодействие представляет процесс непосредственного и опосредованного взаимо-

действия субъектов, в ходе которого создаются и реализуются модели, конструкции, проекты преобразования социально-образовательной среды. Оно выстраивается посредством проявления активности каждого субъекта и их совместного участия в формировании сети отношений, ценностно-смысловой общности, задающей способы совместной деятельности.

Реализовать идею концепции позво-ляетопоранасистемно-синергетический, субъектно-средовой и фасилитационный подходы.

Системно-синергетический подход, как методологическая установка на целостное исследование самоорганизующихся систем в межсистемном взаимодействии, позволяет рассмотреть научно-методическое обеспечение как систему и с опорой на потенциал самоорганизации, более точно определить путь, содержание, механизмы целесообразного педагогического влияния на ее становление и развитие.

Субъектно-средовый подход, как методологическая ориентация на изучение и использование развивающего потенциала взаимодействия среды и субъекта, задает способ реализации концепции путем построения проектно-продуктивного педагогического взаимодействия, обеспечивающего конструирование и функционирование системы научно-методического обеспечения деятельности РДШ первичных организаций в социально-образовательной среде.

Фасилитационный подход, как ориентация на личностный рост педагога в процессе реализации научно-методического сопровождения, задает основу для конструирования и реализации форм взаимодействия, актуализирующих раскрытие и рост потенциала участников как субъектов методического обеспечения деятельности РДШ.

Рассматриваем научно-методическое сопровождение как систему взаимосвязанных принципов, функций, действий, мероприятий, направленных на оказание помощи педагогам в становлении, функционировании, развитии воспитательной системы РДШ, превращении её

в эффективное воспитательное средство детей и юношества.

На этой основе определяем стратегическую цель концепции: научно-методическое сопровождение становления, функционирования, развития воспитательной системы РДШ в Челябинской области в соответствии с целевыми приоритетами организации - и тактическую цель концепции: повышение компетентности представителей сообщества специалистов в профессиональной деятельности по достижению целевых приоритетов РДШ.

Достижение поставленной цели обеспечит решение следующих задач: 1) определение содержания научно-методического сопровождения деятельности РДШ; 2) разработка и реализация мониторинга процесса развития воспитательной системы РДШ; 3) повышение квалификации педагогов по вопросам педагогического сопровождения деятельности РДШ в образовательных организациях; 4) содействие проектированию, апробации, анализу, обобщению и распространению успешных практик деятельности РДШ в образовательных организациях; 5) содействие изданию научной продукции по проблемам РДШ; 6) сопровождение научно-исследовательской работы педагогов РДШ.

Социокультурный (ценностно-смысловой) аспект концепции раскрывают принципы и функции. С опорой на ведущую идею, системно-синергетический, субъектно-средовой, фасилитационный подход определены принципы концепции: научности, т.е. соответствия содержания и процесса сопровождения деятельности РДШ уровню развития современной науки и принципам формирования научного знания; системности, предполагающий подход к научно-методическому сопровождению деятельности РДШ как целостной системе, приоритет долгосрочного сотрудничества над дискретностью во взаимодействии; открытости, т.е. обмена информацией и ее доступности для применения специалистами; субъектности, т.е. опоры на личностный потенциал каждого участника РДШ, его обогащения на основе

го

X

Е ^

о ><

.а X

т _

— .0

ш ей но

Ф X

! 8 I-о о

X .0

с; ф

I-

к ф

ф

XI X

.о ц

го с

гт ф

Ф X О X *

а. а

■ о ^

в

£ ° о ^

° з

ф п: О 2

^ 5

О х

Ч со °о

ф р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

р

Го о I о.

го ш о

X

го

го X

ш

научно-методического сопровождения; мультипликативности, предполагающий обобщение и трансляцию положительного опыта, успешных практик, социально-педагогических технологий в научно-методической деятельности участников РДШ; фасилитации, стимулирующего влияния научно-методического сопровождения на субъектов РДШ, т.е. их «активного включения в деятельность, создавая предпосылки самоорганизации и саморазвития личности» [1, с. 18]; прогностичности, т.е. направленности научно-методического сопровождения на перспективы развития воспитательной системы РДШ и предотвращение возможных затруднений.

Концепция призвана обеспечить реализацию следующих функций: диагностической - выявление проблем в деятельности специалистов РДШ и потенциала организации в воспитании подрастающего поколения; проектной - включение специалистов в разработку программ, технологий, системы воспитательной работы, научно- и учебно-методической продукции по деятельности РДШ; обучающей -повышение квалификации специалистов РДШ; информационной - сбор, обобщение и распространение информации по основным направлениям деятельности, проектам, программам, технологиям, содействие в разработке и публикации научно-методической продукции РДШ; аналитической - выявление, изучение, оценка результативности педагогической деятельности, выявление успешного опыта деятельности РДШ; инновационной - организация исследовательской деятельности прогнозирования, моделирования и проектирования процесса научно-методического сопровождения деятельности РДШ как воспитательной системы; экспертной - оценка качества воспитательных систем первичных организаций РДШ, технологий, программ, пособий, научно-методической продукции и т.п.

Логико-гноссеологический аспект концепции задает строгое упорядочение и систематизацию представлений о педагогическом явлении. Рассматривая научно-методическое сопровождение как систему, выделим ее основные компо-

ненты: 1) диагностический, включающий изучение состояния деятельности РДШ в пилотных образовательных учреждениях, выявление затруднений; 2) проектный, обеспечивающий разработку материалов (нормативных, научно-методических, методических), программ, планов работы РДШ, проектирование обучения с учетом актуальных запросов его участников; 3) образовательный, включающий разработку и проведение методических семинаров, программ повышения квалификации, переподготовки специалистов РДШ, образовательных курсов в рамках основной образовательной программы подготовки будущих педагогов к взаимодействию в рамках РДШ, программы магистратуры по организационно-методическому сопровождению РДШ; 4) мониторинговый, обеспечивающий разработку критериально-диагностического аппарата внешней и внутренней оценки результативности воспитательной системы РДШ в образовательной организации и на его основе сбор сведений, анализ, систематизацию данных; 5) информационный, включающий распространение информации о позитивных практиках деятельности РДШ в рамках научной, образовательной, социально-педагогической деятельности; 6) продуктивный, обеспечивающий проведение научных исследований в сфере деятельности РДШ, представление их результатов в публикациях и публичных выступлениях на семинарах, конференциях, форумах и т.п.; 7) экспертный, осуществление экспертной оценки деятельности программ, планов, проектов работы организаций РДШ в образовательных учреждениях области, методической, научно-практической и учебно-методической продукции.

Практический аспект концепции воплощает общее представление о том, какой должна быть ее реализация на практике, что раскрывают формы, механизмы и критерии оценки результативности концепции.

В качестве основных форм научно-методического сопровождения выступают: методический семинар, педагогическая мастерская, педагогический десант, консультации, супервизия,

научно-практические конференции, общественно-педагогические чтения, курсы повышения квалификации, профессиональное обучение, включающее разные варианты: модуль в образовательной программе педагогического бакалавриата; модуль в образовательной программе педагогической магистратуры; двухпрофильный бакалавриат; магистратура.

Основной формой в первый год реализации концепции является методический семинар как интерактивное взаимодействие ученых, практиков по решению заявленных в рамках темы семинара проблем теоретического и практического характера, включающий содержательный, организационный, технологический аспекты. Семинар имеет пролонгированный характер, проходит ежеквартально.

Педагоги пилотных площадок, осуществляющие организацию деятельности РДШ, получают возможность обсудить цели, задачи, способы ресурсы, технологии, механизмы их реализации, критерии результативности, спроектировать модели воспитательной системы первичной организации РДШ в образовательном учреждении с учетом традиций конкретной школы и приоритетных направлений РДШ, определить пути интеграции организации РДШ в воспитательную систему образовательного учреждения, получить консультации по ходу реализации деятельности, ее мониторингу, анализу результатов и их оформлению, экспертную оценку и методическую поддержку.

Обеспечить сотрудничество субъектов, включенных в сопровождение деятельности РДШ: органов власти, органов образования, общественных организаций СМИ, образовательных организаций

научно-методического сопровождения -призваны: механизмы его организации: социальное партнерство в определении социального заказа, планировании мероприятий научно-методического сопровождения, взаимодействии при их подготовке и реализации, т.е. консолидация как тип взаимодействия; сетевое взаимодействие в оказании консультационной, обучающей, экспертной помощи в рамках научно-методического сопровождения; проектная деятельность как основной механизм организации деятельности РДШ.

Критериями для мониторинга реализации концепции научно-методического сопровождения могут выступать: результативность системы научно-методического сопровождения в достижении поставленных цели и задач; полнота системы научно-методического сопровождения как реализация всех ее компонентов, включенность всех коллективных субъектов; доступность как наличие источников информации, ее своевременное обновление, открытость мероприятий; гибкость системы как оперативное реагирование на новые запросы, изменения; адекватность системы научно-методического сопровождения стратегическим ориентирам планируемой и осуществляемой деятельности РДШ.

Таким образом, разработаны концептуальные основы научно-методического сопровождения первичной организации РДШ, представляющие собой систему теоретико-методологических, ценностно-смысловых, методических и организационно-педагогических составляющих, ориентирующую педагогов и специалистов РДШ на разработку воспитательной системы первичной организации, обеспечивающей формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.

Библиографический список

1. Димухаметов, Р.С. Образование взрослых: социально-фасилитационный подход в системе повышения квалификации педагогических кадров [Текст] / Р.С. Димухаметов, Н.П. Димухаметова. -Saarbrücken Deutschland: LAPP LAMBERT, 2011. - 360 с.

2. Коротаева, Е.В. О роли научно-методического сопровождения в развитии теории и практики образования [Текст] / Е.В. Коротаева // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 4. -С. 38-44.

го

X

Е ^

о

-О X

т _

S -О

ей ей но

Ф X

с8

I- ф

О Т,

¡5 s

I- ь к Е

ф ф

Ф X

о

X * m

■ о ^

в

£ ° о Ü

° 3 о £

^ 5

0 х

т И s S Ч ей

°о Ф Р

? о

ii

го о

1 о.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.