Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ВЫСОКОИНТЕНСИВНОЙ МЕТОДИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЖАРНО-СТРОЕВЫХ НОРМАТИВОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ ВЫСОКОИНТЕНСИВНОЙ МЕТОДИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЖАРНО-СТРОЕВЫХ НОРМАТИВОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА / ПОЖАРНО-СТРОЕВЫЕ НОРМАТИВЫ / ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / МЕТОДИКА ВЫСОКОИНТЕНСИВНОЙ ПОДГОТОВКИ / РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА / STATE FIRE SERVICE / FIRE-DRILL STANDARDS / PRACTICAL SKILLS / METHODS OF HIGH-INTENSITY TRAINING / RESULTS OF PEDAGOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булгаков В.В., Войкин И.А.

Введение. Авторы статьи уделяют внимание повышению качества практической подготовки курсантов в образовательных учреждениях МЧС России. В статье рассмотрены условия формирования базовых практических умений и навыков, физических и психологических качеств для проведения аварийн-спасательных работ и пожаротушения посредством выполнения нормативов по пожарно-строевой подготовке. Приведены обзор базовых нормативов, особенности их применения в образовательном процессе и формируемые практические умения и навыки. Методология. Для обоснования предлагаемой методики проведен обзор литературных источников, представлены результаты выполнения нормативов, сформулированы требования к организации и порядку обучения, направленному на повышение его качества. Основной проблемой практической подготовки является постепенное утрачивание полученных умений и навыков, физических и психологических качеств по окончании обучения профессиональным дисциплинам, что требует в течение последующих лет обучения дополнительной тренировки для поддержания и совершенствования ранее сформированных практических умений и навыков на необходимом уровне. С этой целью разработана методика последовательного выполнения базовых пожарно-строевых нормативов в высокоинтенсивном режиме подготовки. Для разработки методики применены положения ассоциативно-рефлекторной теории обучения, теории модульного обучения, методы учебной самостоятельной деятельности и учебной мотивации. Результаты. Предложенная методика высокоинтенсивной подготовки позволяет за счет потоковой формы обучения повысить результаты выполнения пожарно-строевых нормативов в больших группах обучаемых без значительной траты образовательных ресурсов (учебно-организационных, материальных и временных). По итогам педагогического эксперимента средний балл курсантов 4-го года обучения за выполнение четырех базовых нормативов по пожарно-строевой подготовке повысился с 3,08 до 4,08, среднее время выполнения снизилось с 107,6 до 84,1 сек., а доля невыполненных нормативов уменьшилась с 29 до 3 %. Заключение. Научно-методическое исследование и результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность предложенной высокоинтенсивной методики практической подготовки к проведению аварийно-спасательных работ и пожаротушения посредством пожарно-строевых нормативов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булгаков В.В., Войкин И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF HIGH-INTENSITY METHODS OF PERFORMING FIRE-DRILL STANDARDS TO IMPROVE THE LEVEL OF PRACTICAL TRAINING OF CADETS

Introduction. The article deals with the issues of improving the quality of practical training of cadets in educational institutions of the Ministry of Emergency Situations of Russia. The conditions for the formation of basic practical skills, physical and psychological qualities for emergency rescue and fire fighting through the implementation of standards for fire-drill training are considered. An overview of the basic standards, features of their application in the educational process and formed practical skills are given. Methodology. To justify the proposed method, a review of literature sources is conducted, the results of the implementation of standards are presented, and requirements for the organization and procedure of training aimed at improving its quality are formulated. The main problem of practical training is the gradual loss of practical skills, physical and psychological qualities as the end of professional disciplines, which requires training during the next years of training to maintain them at the necessary level. In order to maintain and improve previously formed practical skills, physical and psychological qualities, the method of consistent implementation of basic fire-drill standards in a high-intensity training mode has been developed. To develop the method, the provisions of the associative-reflex theory of learning, the theory of modular learning, methods of educational independent activity and educational motivation are applied. Results. The proposed method of high-intensity training makes it possible to increase the results of fire-drill standards in large groups of trainees by means of a streaming form of training, without spending a significant amount of educational resources (educational, organizational, material and time). According to the results of the pedagogical experiment, the average score of cadets in the 4th year of training for compliance with the four basic standards for fire and construction training increased from 3.08 to 4.08, the average time of compliance decreased from 107.6 to 84.1 seconds, and the share of noncompliance with standards decreased from 29 to 3 %. Conclusion. The scientific and methodological research and the results of the pedagogical experiment confirmed the effectiveness of the proposed high-intensity method of practical training for emergency rescue and fire fighting by means of fire-drill standards.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ВЫСОКОИНТЕНСИВНОЙ МЕТОДИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЖАРНО-СТРОЕВЫХ НОРМАТИВОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ»

5. Majurnikova L. A., Kilina I. A. Kognitivnye modeli kompetencij rukovoditelejv sfere prinyatiya upravlencheskih reshenij [Cognitive models of managerial competencies in management decision making]. Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 2 (34), pp. 53-60. (In Russian).

6. Poluchenie pribyli yavlyaetsya rezul'tatom, a ne cel'yu firmy [Getting profit is the result, not the goal of the company]. Available at: https://www.klerk.ru/buh/news/184337/ (accessed 13.04.2020). (In Russian).

7. Drobysheva E. A. Sovremennoe sostoyanie i problemy razvitiya srednego professional'nogo obrazovaniya v Rossii [Modern state and problems of development of secondary vocational education in Russia]. Young Scientist, 2019, no. 36, pp. 35-36. Available at: https://moluch.ru/archive/274/62320/ (accessed 13.04.2020). (In Russian).

8. Stranichka direktora - GPOU «Berezovskij politekhnicheskij tekhnikum» [Directors page - State Professional Educational Institution «Berezovsky Polytechnic College»]. Available at: http:// www.bpt18.ru/stranichka-direktora (accessed 13.04.2020). (In Russian).

9. Gosudarstvennoe professional'noe obrazovatel'noe uchrezhdenie Mariinskij pedagogicheskij kolledzh imeni imperatricy Marii Aleksandrovny. Obshchaya informaciya [State Professional Educational Institution Mariinsky pedagogical College named after Empress Maria Alexandrovna. General information]. Available at: http://marpk.ru/0cHOBHNe-CBeAeHMA (accessed 13.04.2020). (In Russian).

10. Analiz rezul'tatov realizacii programmy «Razvitie Oblastnogo gosu-darstvennogo byudzhetnogo professional'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya «Tomskijpolitekhnicheskij tekhnikum» do 2020 goda» za 2016 god [Analysis of the results of the implementation of the program «Development of the Regional State Budgetary Professional Educational Institution» Tomsk Polytechnic College «until 2020» for 2016]. Available at: http://tpt.tom.ru/sved/doc/ analiz_prog16.pdf (accessed 13.04.2020). (In Russian).

11. Gosudarstvennoe avtonomnoe professional'noe obrazovatel'noe uchrezhdenie Sverdlovskoj oblasti «Tekhnikum industrii pitaniya i uslug «Kulinar». Celi i zadachi [State Autonomous Professional Educational Institution of the Sverdlovsk Region "College of Food and Services Industry" Culinary ". Goals and objectives]. Available at: http://www.kulinar66.ru/?page=6605 (accessed 13.04.2020). (In Russian).

12. Gosudarstvennoe byudzhetnoe professional'noe obrazovatel'noe uchrezhdenie Respubliki Tyva «Kyzylskij transportnyj tekhnikum». Missiya tekhnikuma [State Budgetary Professional Educational Institution of the Republic of Tyva "Kyzyl Transport College." College mission]. Available at: http://www.kadt.tuva.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=32&Itemid=68 (accessed 13.04.2020). (In Russian).

13. Gosudarstvennoe byudzhetnoe professional'noe obrazovatel'noe uchrezhdenie «Pyatigorskijtekhnikum torgovli, tekhnologij i servisa». Missiya, zadachi, cel' [State Budgetary Professional Educational Institution "Pyatigorsk technical school of trade, technology and service." Mission, Tasks, Purpose]. Available at: https://ptet.ru/?p=290 (accessed 13.04.2020). (In Russian).

14. Missiya Moskovskogo kooperativnogo tekhnikuma im. G. N. Al'tshulya [Mission of the Moscow Cooperative College namedafterG.N.Altshula].Availableat:http://mktex.ru/missia.htm (accessed 13.04.2020). (In Russian).

15. Reforma srednego professional'nogo obrazovaniya (otechest-vennyj i zarubezhnyj opyt) [Reform of secondary vocational education (domestic and foreign experience)]. Bulletin on the Sphere of Education, 2017, iss. 11. Available at: https://ac.gov. ru/files/publication/a/14648.pdf (accessed 13.04.2020). (In Russian).

16. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gody [State program of the Russian Federation «Development of education» for 2013-2020]. Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 no. 295. Available at: http://static.government.ru/media/ files/0kPx2UXxuWQ.pdf (accessed 13.04.2020). (In Russian).

17. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda [On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024]. Decree of the President of the Russian Federation of May 07, 2018 no. 204. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (accessed 13.04.2020). (In Russian).

18. PASPORT federal'nogo proekta «Molodye professionaly» (Povyshenie konkurentosposobnosti professional'nogo obrazo-vaniya)» [PASSPORT of the Federal project «Young professionals» (Improving the competitiveness of vocational education)]. Available at: http://MawcKMMyKa3.p$/upload/iblock/dc4/ Molodye_professionaly.pdf (accessed 13.04.2020). (In Russian).

УДК/UDC 378 В. В. Булгаков, И. А. Войкин

V. V. Bulgakov, I. A. Voikin

ПРИМЕНЕНИЕ ВЫСОКОИНТЕНСИВНОЙ МЕТОДИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЖАРНО-СТРОЕВЫХ НОРМАТИВОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ

THE USE OF HIGH-INTENSITY METHODS OF PERFORMING FIRE-DRILL STANDARDS TO IMPROVE THE LEVEL OF PRACTICAL TRAINING OF CADETS

Введение. Авторы статьи уделяют внимание повышению качества практической подготовки курсантов в образовательных учреждениях МЧС России. В статье рассмотрены условия формирования базовых

практических умений и навыков, физических и психологических качеств для проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения посредством выполнения нормативов по пожарно-строевой под-

готовке. Приведены обзор базовых нормативов, особенности их применения в образовательном процессе и формируемые практические умения и навыки.

Методология. Для обоснования предлагаемой методики проведен обзор литературных источников, представлены результаты выполнения нормативов, сформулированы требования к организации и порядку обучения, направленному на повышение его качества. Основной проблемой практической подготовки является постепенное утрачивание полученных умений и навыков, физических и психологических качеств по окончании обучения профессиональным дисциплинам, что требует в течение последующих лет обучения дополнительной тренировки для поддержания и совершенствования ранее сформированных практических умений и навыков на необходимом уровне. С этой целью разработана методика последовательного выполнения базовых пожарно-строевых нормативов в высокоинтенсивном режиме подготовки. Для разработки методики применены положения ассоциативно-рефлекторной теории обучения, теории модульного обучения, методы учебной самостоятельной деятельности и учебной мотивации.

Результаты. Предложенная методика высокоинтенсивной подготовки позволяет за счет потоковой формы обучения повысить результаты выполнения пожарно-строевых нормативов в больших группах обучаемых без значительной траты образовательных ресурсов (учебно-организационных, материальных и временных). По итогам педагогического эксперимента средний балл курсантов 4-го года обучения за выполнение четырех базовых нормативов по пожарно-строевой подготовке повысился с 3,08 до 4,08, среднее время выполнения снизилось с 107,6 до 84,1 сек., а доля невыполненных нормативов уменьшилась с 29 до 3 %.

Заключение. Научно-методическое исследование и результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность предложенной высокоинтенсивной методики практической подготовки к проведению аварийно-спасательных работ и пожаротушения посредством пожарно-строевых нормативов.

Introduction. The article deals with the issues of improving the quality of practical training of cadets in educational institutions of the Ministry of Emergency Situations of Russia. The conditions for the formation of basic practical skills, physical and psychological qualities for emergency rescue and fire fighting through the implementation of standards for fire-drill training are considered. An overview of the basic standards, features of their application

in the educational process and formed practical skills are given.

Methodology. To justify the proposed method, a review of literature sources is conducted, the results of the implementation of standards are presented, and requirements for the organization and procedure of training aimed at improving its quality are formulated. The main problem of practical training is the gradual loss of practical skills, physical and psychological qualities as the end of professional disciplines, which requires training during the next years of training to maintain them at the necessary level. In order to maintain and improve previously formed practical skills, physical and psychological qualities, the method of consistent implementation of basic fire-drill standards in a high-intensity training mode has been developed. To develop the method, the provisions of the associative-reflex theory of learning, the theory of modular learning, methods of educational independent activity and educational motivation are applied.

Results. The proposed method of high-intensity training makes it possible to increase the results of fire-drill standards in large groups of trainees by means of a streaming form of training, without spending a significant amount of educational resources (educational, organizational, material and time). According to the results of the pedagogical experiment, the average score of cadets in the 4th year of training for compliance with the four basic standards for fire and construction training increased from 3.08 to 4.08, the average time of compliance decreased from 107.6 to 84.1 seconds, and the share of noncompliance with standards decreased from 29 to 3 %.

Conclusion. The scientific and methodological research and the results of the pedagogical experiment confirmed the effectiveness of the proposed high-intensity method of practical training for emergency rescue and fire fighting by means of fire-drill standards.

Ключевые слова: государственная противопожарная служба, пожарно-строевые нормативы, практические умения и навыки, методика высокоинтенсивной подготовки, результаты педагогического эксперимента.

Keywords: state fire service, fire-drill standards, practical skills, methods of high-intensity training, results of pedagogical experiment.

Введение

Деятельность пожарно-спасательных подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России (ГПС МЧС России) направлена на проведение аварийно-спасательных работ и пожаротуше-

ния. От уровня подготовки пожарных зависят жизнь и здоровье спасаемых людей и сохранность материальных ценностей при ликвидации пожаров на объектах различного назначения. Подготовка кадров к аварийно-спасательным работам и пожаротушению осуществляется в образовательных учреждениях ГПС МЧС России, по окончании которых выпускники назначаются на должность начальника караула. Профессиональная готовность начальника караула определяется практическими умениями и навыками [1, с. 99; 3, с. 106; 7, с. 113], физическими [2, с. 95; 4, с. 180; 13, р. 2042; 14, р. 580], а также психологическими качествами [6, с. 9; 8, с. 33; 15, р. 330; 16, р. 20], необходимыми для проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения, посредством выполнения пожарно-строевых нормативов [9, с. 61].

Формируется профессиональная готовность в образовательных учреждениях непосредственно на учебных занятиях по различным дисциплинам, в том числе по дисциплине «Пожарно-строевая подготовка», реализуемой в рамках специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность». Названная дисциплина направлена на формирование практических умений и навыков, физических и психологических качеств, необходимых для проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения. К числу базовых пожарно-строевых нормативов нами отнесены:

- надевание боевой одежды и снаряжения пожарного;

- подъем по штурмовой лестнице на 4-й этаж учебной башни;

- подъем по установленной выдвижной лестнице на 3-й этаж учебной башни;

- вязка двойной спасательной петли с надеванием ее на спасаемого.

Данные нормативы позволяют формировать у курсантов умения и навыки, физические и психологические качества, позволяющие в условиях пожара и ограниченного времени проводить спасательные работы, в том числе на высоте. Например, «подъем по штурмовой лестнице на 4-й этаж учебной башни» относится к наиболее сложным упражнениям для обучаемых, которое требует не только техники работы со штурмовой лестницей, но и развитых физических качеств, в том числе высокого уровня силовых, скоростных, координационных способностей, а также ловкости [10, с. 107]. Так, при выполнении норматива курсанты должны за время, не превышающее 36 сек., подняться с помощью штурмовой лестницы весом 9,3 кг на 4-й этаж учебной башни - на высоту 13,2 м, что требует психологической готовности к работе

на высоте, которая вырабатывается в процессе постоянных тренировок.

Норматив «вязка двойной спасательной петли с надеванием ее на спасаемого» предусматривает сформированность умений и навыков спасения людей с высоты, а также технику работы со спасательной веревкой, умения быстро и качественно подготовить спасаемого к эвакуации, в том числе с неприспособленных строительных конструкций, и произвести спуск в безопасное место. Для выполнения спуска с помощью спасательной веревки спасаемого требуется физическая сила, выносливость и координация.

Пожарно-строевые нормативы требуют постоянной тренировки для поддержания на необходимом уровне техники их выполнения, то есть определенных физических и психологических качеств. В образовательных учреждениях используются различные методики выполнения нормативов по пожарно-строевой подготовке [5; 11; 12], которые применяются для одиночных нормативов и предусматривают прежде всего индивидуальную форму работы, особенно важную на начальном этапе для формирования техники выполнения. В соответствии с основной образовательной программой дисциплина «Пожарно-строевая подготовка» заканчивается на 2-м году обучения, что приводит к постепенному утрачиванию обучаемыми полученных ранее умений и навыков, физических и психологических качеств, необходимых для выполнения пожарно-строевых нормативов. В результате к выпускному курсу средний балл за выполнение пожарно-строевых нормативов значительно снижается. Так, у курсантов 4-го года обучения общий средний балл за выполнение четырех базовых пожарно-строевых нормативов снизился до 3,08, а количество несданных нормативов достигло 142, или 29 %. Для поддержания на достаточном уровне практических умений и навыков, физических и психологических качеств, необходимых для выполнения пожарно-строевых нормативов, требуется на 3, 4 и 5-й год обучения включать в рамках самостоятельной подготовки дополнительные практические занятия, организованные в соответствии с методикой, включающей комплексное выполнение базовых нормативов в высокоинтенсивном темпе, позволяющей курсантам за короткое время выполнить максимальное количество упражнений.

Методология

Для разработки высокоинтенсивной комплексной методики практической подготовки применены положения ассоциативно-рефлекторной теории обуче-

ния (Я. А. Коменский, С. Л. Рубинштейн, Ю. А. Самарин и др.), теории модульного обучения (Дж. Рассел, Б. Ф. Скиннер, П. А. Юцявичене и др.), методы учебной самостоятельной деятельности (П. Я. Гальперин, Б. П. Есипов, М. А. Данилов и др.) и учебной мотивации (А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, В. В. Давыдов и др.). Методика практических занятий для формирования умений и навыков, физических и психологических качеств, требуемых для проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения, посредством выполнения пожарно-строевых нормативов включает следующие условия:

- потоковая форма выполнения пожарно-строевых нормативов обеспечивает подготовку больших групп обучаемых в течение учебного занятия;

- последовательно-круговая форма выполнения базовых пожарно-строевых нормативов позволяет комплексно формировать и поддерживать требуемые умения и навыки;

- включение в систему подготовки самостоятельной работы обучаемых в составе учебных курсов;

- входной, промежуточный и итоговый контроль результатов выполнения нормативов;

- соревновательная форма подготовки включает, в том числе, постановку целевых промежуточных результатов для мотивации обучаемых к достижению положительной динамики.

Организационно-методическая схема практического занятия учитывает учебно-материальную базу, в том числе размещение учебных мест выполнения пожарно-строевых нормативов, их перечень, последовательность отработки, время работы учебных подгрупп на учебных местах, число обучаемых в составе подгрупп, число преподавателей на каждом учебном месте и экипировку для выполнения нормативов.

Результаты

Для апробации предложенной высокоинтенсивной комплексной методики выполнения пожарно-строевых нормативов организованы практические занятия у 131 курсанта 4-го года, обучающегося по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность». 14 практических занятий проводились в течение четырех недель, объем обучения составил 28 часов. График дополнительных практических занятий предусматривал их проведение через день в рамках самостоятельной работы и включал для оценки результатов педагогического эксперимента входной, промежуточный и итоговый контроль. На практическом занятии 8 учебных подгрупп (по 16-17 человек) последовательно выполняли четыре базовых норматива. Такая загрузка каждого учебного места позволяла организовать высокоинтенсивную подготовку в течение 15 минут, когда курсанты без простоя, в динамичном темпе выполнят от 5 до 15 повторных упражнений в зависимости от вида норматива. Динамика результатов выполнения пожарно-строевых нормативов по общему среднему баллу, общему среднему времени и общему количеству неудовлетворительных оценок, полученных за четыре базовых норматива, представлена на рисунках 1-3. Результаты практической подготовки свидетельствует о поставленной технике выполнения базовых пожарно-строевых нормативов у курсантов 4-го года обучения, которая в течение первых трех занятий позволила значительно снизить время выполнения упражнений и повысить балл по сравнению с результатами входного контроля. Такой вывод можно сделать на основании роста среднего балла, который повысился уже в течение первой недели после входного контроля с 3,08 до 3,76, или на 18 %, а в течение последующих трех недель всего на 8 % (рис. 1).

_3,76_

3,08

3,88

4,07

4,08

Входной контроль

Текущий контроль 1

Текущий контроль 2

Текущий контроль 3

Итоговый контроль

■ Общий средний балл за 4 норматива Рис. 1. Результаты выполнения базовых пожарно-строевых нормативов по среднему баллу

5

4

3

2

0

120

107,6

100

80

60

40

20

90,1

84,1

Входной контроль

Текущий контроль 1

Текущий контроль 2

Текущий контроль 3

Итоговый контроль

■ Общее среднее время выполнения 4 нормативов Рис. 2. Среднее время выполнения базовых пожарно-строевых нормативов

160 140 120 100

80

60 40

20

77

42

18

Входной контроль

Текущий контроль 1

Текущий контроль 2

Текущий контроль 3

Итоговый контроль

■ Общее кол-во неудовлетворительных оценок за 4 норматива Рис. 3. Количество неудовлетворительных оценок за выполнение базовых пожарно-строевых нормативов

Среднее время выполнения четырех нормативов в течение первой недели занятий уменьшилось на 13 %, а в течение трех последующих недель -на 10 % (рис. 2). Также снизилось количество неудовлетворительных оценок за первые три занятия педагогического эксперимента (рис. 3).

По итогам педагогического эксперимента средний балл курсантов 4-го года обучения за выполнение четырех базовых нормативов по пожарно-строевой подготовке повысился с 3,08 до 4,08, суммарно среднее время выполнения четырех нормативов снизилось с 107,6 до 84,1 сек., а количество невыполненных нормативов снизилось с 29 до 3 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффективность предложенной методики выполнения пожарно-строевых нормативов доказывается статистической значимостью результатов итогового

контроля (р = 0,05), подтвержденной критериями Стьюдента и Фишера.

Заключение

Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность предложенной методики практической подготовки, которая позволяет формировать, поддерживать и совершенствовать профессиональную готовность обучаемых к проведению аварийно-спасательных работ и пожаротушения посредством выполнения пожарно-строевых нормативов. Предложенная методика позволяет за счет потоковой формы обучения, самостоятельной работы и соревновательного характера высокоинтенсивной подготовки значительно повысить результаты больших групп обучаемых без значительных затрат обра-

0

0

зовательных ресурсов (учебно-организационных, материальных и временных).

Обучаемые, получившие ранее на дисциплине «Пожарно-строевая подготовка» базовые навыки выполнения пожарно-строевых нормативов, но утратившие их ввиду отсутствия постоянных тренировок, показали значительный прогресс уже в течение первой недели практических занятий.

Полученные данные исследования позволяют сделать вывод о целесообразности распространения высокоинтенсивной комплексной методики выполнения пожарно-строевых нормативов на иные виды профессиональных дисциплин, формирующих профессиональную готовность к проведению аварийно-спасательных работ и пожаротушения.

Литература

1. Белорожев О. Н. Деловая игра как метод подготовки курсантов вузов МЧС России к активному взаимодействию в чрезвычайных ситуациях // Педагогическое образование в России. 2016. № 2. С. 98-102.

2. Болотин А. Э., Аганов С. С., Довженко М. С. Содержание педагогической модели формирования готовности курсантов вузов государственной противопожарной службы МЧС России к профессиональной деятельности с использованием средств физической подготовки // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2015. № 3. С. 93-103.

3. Булгаков В. В. Формирование профессиональных умений и навыков, физических и психологических качеств пожарных // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 3 (60). С. 105-120. DOI: 10.24411/2224-0772-2019-10021

4. Ведяскин Ю. А., Кулагин А. В., Александров А. А. Основные факторы, определяющие профессионально-прикладную физическую подготовку будущего специалиста в системе МЧС России // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. № 1 (6). С. 178-180.

5. Галышева С. М., Боярская Л. А., Козлов А. И. Индивидуализированная методика физической подготовки спортсменов в пожарно-прикладном спорте [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. С. 103110. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26556.

6. Карапузиков А. А. Результаты экспериментальной работы по реализации системы подготовки курсантов специального вуза к деятельности в экстремальных ситуациях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019. № 2 (37). С. 9-14.

7. Осипов А. В., Осипова Н. В., Заусаев А. А. Применение учебно-практического комплекса по подготовке пожарных и спасателей при обучении курсантов в академии гражданской защиты МЧС России // Вестник НЦБЖД. 2016. № 2 (28). С. 109-114.

8. Никитенко Н. А. Индивидуальный подход к психологической подготовке пожарных // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. 2016. № 4 (28). С. 33-39.

9. Рондырев-Ильинский В. Б. Пожарно-строевая подготовка как основа профессионального обучения пожарных-спасателей // Вопросы педагогики. 2017. № 12. С. 61-64.

10. Разработка дополнительных нормативных заданий и их временных показателей к работе со штурмовой лестницей /

Р. М. Шипилов, С. Г Казанцев, А. С. Давиденко, Д. Н. Шаля-вин // Современные проблемы гражданской защиты. 2019. № 2 (31). С. 106-112.

11. Разработка комплекса упражнений для развития силовой выносливости в модифицированной боевой одежде пожарного [Электронный ресурс] / Р. М. Шипилов, М. Ю. Лего-шин, Е. В. Ишухина и др. // Пожарная и аварийная безопасность. 2018. №1 (8). С. 50-69. URL: http://pab.edufire37.ru/ wp-content/uploads/2018/03/1-8-2018.pdf.

12. Особенности формирования профессионального мастерства пожарных и спасателей в рамках совершенствования методики обучения подъему по штурмовой лестнице / Р. М. Шипилов, И. Ю. Шарабанова, Е. Е. Маринич и др. // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 10-1 (64). С. 57-66.

13. McDonoughS. L., PhillipsJ. S., Twilbeck T. J. Determining Best Practicesto Reduce Occupational Health Risks in Firefighters // Journal of Strength and Conditioning Research. 2015. Vol. 29 (7). P. 2041-2044. DOI: 10.1519/JSC.0000000000000839.

14. The effect of a novel tactical training program on physical fitness and occupational performance in firefighters / R. Pawlak, J. L. Clasey, T. Palmer et al. // Journal of Strength and Conditioning Research. 2015. Vol. 29 (3). P. 578-588. DOI: 10.1519/JSC.0000000000000663.

15. Physiological, Perceptual and Psychological Responses of Career versus Volunteer Firefighters to Live-fire Training Drills / S. J. Petruzzello, P. Y. Poh, T. A. Greenlee et al. // Stress and Health. 2016. Vol. 32 (4). P. 328-336. DOI: 10.1002/smi.2620.

16. Personality characteristics and individual factors associated with PTSD in firefighters one month after extended wildfires / C. Psarros, C. Theleritis, N. Kokras et al. // Nordic Journal of Psychiatry. 2018. Vol. 72 (1). P. 17-23. DOI: 10.1080/08039488.2017.1368703.

References

1. Belorozhev O. N. Delovaya igra kak metod podgotovki kursantov vuzov MCHS Rossii k aktivnomu vzaimodejstviyu v chrezvychajnyh situaciyah [Role playing as a method of training students of institutes of emercom of russia for active cooperation in emergency situations]. Pedagogical Education in Russia, 2016, no. 2, pp. 98-102. (In Russian).

2. Bolotin A. E., Aganov S. S., Dovzhenko M. S. Soderzhanie pedagogicheskoj modeli formirovaniya gotovnosti kursantov vuzov gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MCHS Rossii k professional'nojdeyatel'nosti s ispol'zovaniem sredstv fizicheskoj podgotovki [Content of pedagogical model for forming preparedness of cadets of higher education institutions of EMERCOM of Russia to professional activity with use of physical training]. Medico-Biological and Socio-Psychological Problems of Safety in Emergency Situations, 2015, no. 3, pp. 93-103. (In Russian).

3. Bulgakov V. V. Formirovanie professional'nyh umenij i navykov, fizicheskih i psihologicheskih kachestv pozharnyh [Formation of professional skills, physical and psychological qualities of fire fighters]. Domestic and Foreign Pedagogy, 2019, vol. 1, no. 3 (60), pp. 105-120. DOI: 10.24411/2224-0772-2019-10021. (In Russian).

4. Vidyaskin Yu. A., Kulagin A. V., Alexandrov A. A. Osnovnye faktory, opredelyayushchie professional'no-prikladnuyu fizicheskuyu podgotovku budushchego specialista v sisteme MCHS Rossii [The Main factors that determine the professional and applied physical training of the future specialist in the EMERCOM of Russia]. Pedagogy and Psychology: Current Issues of Theory and Practice, 2016, no. 1 (6), pp. 178-180. (In Russian).

5. Galysheva S. M., Boyarskaya L. A., Kozlov A. I. Individualiziro-vannaya metodika fizicheskoj podgotovki sportsmenov v pozharno-

prikladnom sporte [Individualized method of physical training of athletes in fire-applied sports]. Modern Problems of Science and Education, 2017, no. 4, pp. 103-110. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26556. (In Russian).

6. Karapuzikov A. A. Rezul'taty eksperimental'noj raboty po realizacii sistemy podgotovki kursantov special'nogo vuza k deyatel'nosti v ekstremal'nyh situaciyah [The results of experimental work on implementation of the system of preparation of special university students to the activities in extreme situations]. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, 2019, no. 2 (37), pp. 9-14. (In Russian).

7. Osipov A. V., Osipova N. V., Zausaev A. A. Primenenie uchebno-prakticheskogo kompleksa po podgotovke pozharnyh i spasatelej pri obuchenii kursantov v akademii grazhdanskoj zashchity MCHS Rossii [The use of hands-on training complex for training firefighters and rescuers in the training of cadets in the civil defense academy of emercom of russia]. Bulletin of Scientific Centre of Children Safety (Vestnik NTsBZhD), 2016, no. 2 (28), pp. 109-114. (In Russian).

8. Nikitenko N. A. Individual'nyjpodhod k psihologicheskoj podgotovke pozharnyh [Individual approach to psychological fire training]. Emergency Situations: Industrial and Environmental Safety, 2016, no. 4 (28), pp. 33-39. (In Russian).

9. Rondyrev-Ilyinsky V. B. Pozharno-stroevaya podgotovka kak osnova professional'nogo obucheniya pozharnyh-spasatelej [Fire-drill training as a basis for professional training of firefighters and rescuers]. Questions of Pedagogy, 2017, no. 12, pp. 61-64. (In Russian).

10. Shipilov R. M., Kazantsev S. G., Davydenko A. S., Shalyavin D. N. Razrabotka dopolnitel'nyh normativnyh zadanij i ih vremennyh pokazatelej k rabote so shturmovoj lestnicej [Development of additional regulatory tasks and their temporal indicators to work with a storm ladder]. Modern Problems of Civil Protection, 2019, no. 2 (31), pp. 106-112. (In Russian).

11. Shipilov R. M., Legoshin M. Yu., Ishukhina E. V., Kulagin A. V., Marinich E. E. Razrabotka kompleksa uprazhnenij dlya razvitiya silovoj vynoslivosti v modificirovannojboevojodezhde pozharnogo [Development of a complex of exercises for the development of power endurance in modified combat clothing of a firefighter]. Fire and Emergency Safety, 2018, no. 1 (8), pp. 50-69. Available at: http://pab.edufire37.ru/wp-content/ uploads/2018/03/1-8-2018.pdf. (In Russian).

12. Shipilov R. M., Sharabanova I. Yu., Marinich E. E., Zeynetdinova O. G., Kazantsev S. G., Sorokin D. V., Zakharov D. Yu. Osobennosti formirovaniya professional'nogo masterstva pozharnyh i spasatelej v ramkah sovershenstvovaniya metodiki obucheniya pod"emu po shturmovojlestnice [Peculiarities of forming the professional mastery of firefighters and rescuers in the framework of improvement the technique of training on the assault ladder learning]. International Research Journal, 2017, no. 10-1 (64), pp. 57-66. (In Russian).

13. McDonough S. L., Phillips J. S., Twilbeck T. J. Determining Best Practices to Reduce Occupational Health Risks in Firefighters. Journal of Strength and Conditioning Research, 2015, vol. 29 (7), pp. 2041-2044. DOI: 10.1519/JSC.0000000000000839.

14. Pawlak R., Clasey J. L., Palmer T. et al. The effect of a novel tactical training program on physical fitness and occupational performance in firefighters. Journal of Strength and Conditioning Research, 2015, vol. 29 (3), pp. 578-588. DOI: 10.1519/ JSC.0000000000000663.

15. Petruzzello S. J., Poh P. Y., Greenlee T. A. et al. Physiological, Perceptual and Psychological Responses of Career versus Volunteer Firefighters to Live-fire Training Drills. Stress and Health, 2016, vol. 32 (4), pp. 328-336. DOI: 10.1002/smi.2620.

16. Psarros C., Theleritis C., Kokras N. et al. Personality characteristics and individual factors associated with PTSD in firefighters one month after extended wildfires. Nordic Journal of Psychiatry, 2018, vol. 72 (1), pp. 17-23. DOI: 10.1080/08039488.2017.1368703.

УДК/UDC 377.147 С. Ю. Залуцкая, Н. И. Никонова

S. Yu. Zalutskaya, N. I. Nikonova

ТЕХНОЛОГИЯ РЕКЛАМИРОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-СЛОВЕСНИКОВ

ADVERTISING TECHNOLOGY IN PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS-PHILOLOGIST

Введение. В статье исследуются особенности технологии рекламирования в профессиональной подготовке будущих учителей-словесников, в частности при обучении бакалавров и магистрантов педагогического направления. Рекламный текст анализируется как учебный материал и конечный творческий продукт, формирующий интерес студентов к обучению и их готовность к профессиональной деятельности.

Методология. В исследовании применены методы опроса первокурсников-бакалавров и контент-анализ

письменных работ магистрантов филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им М. К. Аммосова (СВФУ).

Результаты исследования заключаются в анализе специфики и принципов рекламной технологии, реализованной в социально-культурном проекте СВФУ «Читающий университет» в 2019/20 уч.г. Характеризуя свойства и особенности заданий по созданию рекламного текста для плаката и написанию эссе «Реклама как технология преподавания литературы», авторы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.