10. Kroeber A.L., Kluchohn C. Culture: a critical review of contensand definitions. Cambridge: M.A. Harvard University Press, 1961.
11. Sadohin A.P. Osnovy teoriimezhkul'turnojkommunikacii. Moskva: KIORUS, 2004.
12. Kamelina V.A., Kuz'min V.K., Kuz'min N.V., Apakaev P.A. Petrova T.N. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya 'etnopedagogicheskoj kompetentnosti buduschih pedagogov sredstvami nacional'noj kul'tury. Vestnik Chuvashskogo Gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni I.Ya. Yakovleva. 2014; № 4 (84): 173 - 180.
Статья поступила в редакцию 28.05.20
УДК 37.072
Burnasheva E.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: [email protected]
Kalinina O.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: [email protected]
LEAN PRODUCTION TECHNOLOGY IN THE INNOVATIVE MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION. The article deals with the problem of readiness of heads of educational organizations to carry out managerial activities in the conditions of innovative changes. The results of diagnostics of the studied problem are presented, its quantitative and qualitative indicators are revealed. They made it necessary to develop a retraining program to train the administration of schools, pre-school and additional education institutions in effective management technologies. The program includes modules based on the use of the concept of lean manufacturing in education, aimed at developing the personal and professional potential of the managerial category, which examines the theoretical and organizational aspects of strategic planning, managerial decision-making, staff motivation management, time management. The results of the implementation of the program will correlate with the strengthening of readiness for innovative management.
Key words: lean education, innovative management, the willingness of managers, a continuing education program.
Э.П. Бурнашева, канд. пед. наук, доц., проф., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: [email protected]
О.В. Калинина, канд. психол. наук, доц., проф., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск,
E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИЯ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА В ИННОВАЦИОННОМ УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Исследование выполнено при финансовой поддержке в рамках научного гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности ШГПУ-ЮУрГГПУ № 25Н от 13.04.2020.
В статье рассматривается проблема готовности руководителей образовательных организаций к осуществлению управленческой деятельности в условиях инновационных перемен. Приводятся результаты диагностики исследуемой проблемы, выявляются ее количественные и качественные показатели. Они обусловили необходимость разработки программы переподготовки для обучения администрации школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования технологиям эффективного управления. Программа включает модули, основанные на использовании концепции бережливого производства в образовании, направленные на развитие личностного и профессионального потенциала категории управленцев, в которых рассматриваются теоретические и организационные аспекты стратегического планирования, принятия управленческих решений, управления мотивацией персонала, тайм-менеджмента. Результаты внедрения программы позволят коррелировать с укреплением готовности к инновационному управлению.
Ключевые слова: бережливое образование, инновационное управление, готовность руководителей, программа повышения квалификации.
В условиях социально-экономической глобализации общества актуализируется проблема обеспечения конкурентоспособности различных организаций, в том числе и образовательных. Требования, определяемые Концепцией модернизации образования [1], предполагают наличие у руководителей образовательных учреждений управленческих компетенций, направленных на принятие решений, адекватных изменениям в социуме, на внедрение инновационных преобразований. Для успешного управления инновационной деятельностью в сфере образовательных услуг возможно определить такие компетенции, как владение формальной и неформальной коммуникацией, принятие управленческих решений в условиях неполной информированности, мышление, ориентированное на конечный результат [2].
С целью изучения уровня готовности руководителей образовательных организаций к использованию инновационных подходов на базе факультета дополнительного образования были проведены исследования среди директоров школ и заведующих детскими садами города Шадринска, Шадринского, Петуховского, Звериноголовского районов Курганской области. В опросе приняли участие 41 человек. На основе проведения тематического научно-методического семинара в рамках Zoom-конференции были выявлены проблемные моменты, работа над устранением которых и определила цель данного исследования - разработку программы повышения квалификации руководителей «Применение концепции бережливого производства в инновационном управлении образовательной организацией».
Феномен концепции бережливого производства спроецирован на образовательную сферу достаточно недавно. В 2018 году в России появились первые пилотные площадки на базе общеобразовательных школ и детских садов, чуть раньше начался опыт использования Lean-технологий в образовательном процессе вузов [3]. Впервые принципы концепции бережливого производства обобщили теоретики Дж. Вумек и Д. Джонс. Для образовательной сферы формулу Lean & Training устранения потерь в управлении процессами позднее разработал С.И. Погребняк [4]. Элементы бережливого производства использовали в организации работы еще в конце XX века российские педагоги М.П. Щетинин и ГА. Китайгородская.
Современный руководитель образовательной организации выступает в качестве гаранта преобразований, его эффективность измеряется качеством управленческих решений в управлении инновационной деятельностью в педагогическом коллективе.
В результате опроса учителей нескольких школ обнаружилось, что педагоги хотят видеть в качестве руководителя управленца, одновременно являющегося как формальным, так и неформальным лидером, который способен брать на себя ответственность за креативные решения, поддерживать нестандартные подходы к организации учебного процесса по отдельным дисциплинам. Среди важных условий успешного развития организации было обозначено создание комфортных условий для внутренней и внешней среды взаимодействия.
Для констатации уровня управленческой компетентности руководящего состава учреждений образования совместно с Отделом образования администрации города Шадринска была применена специальная и валидная методика В.Е. Клочко и О.М. Краснорядцевой [5], позволившая выявить уровень готовности к инновационным преобразованиям директоров школ, заведующих детскими садами и их заместителей, всего 34 человека.
Шкала «Инициативность» обнаружила высокий уровень ответственности при принятии управленческих решений в условиях неопределенности и риска всего лишь у 4 человек (12%). Ими выбраны варианты ответов об открытии собственного бизнеса, организации предпринимательской деятельности, готовности идти на обоснованный риск. 6 человек (20%) руководителей показали средний уровень готовности, предпочитая работать в условиях стабильной ситуации в государственном секторе, принимать алгоритмизированные управленческие решения. Остальные реципиенты обнаружили достаточно низкий уровень восприятия инноваций, выраженный в избегании ответственности, нежелании принимать решения без установок от вышестоящих органов.
По шкале инновационных перемен в организационной работе установлено, что 20 человек (60%) выбирают творческий подход в выполнении рутинной работы, предпочитают реализовывать свой личностно-профессиональный потенциал в поиске новых интересных возможностей, считают необходимым и важным качеством для эффективного руководства заниматься личностным ростом. Один из директоров школ показал низкий уровень восприятия перемен по данной шкале. Это отразилось в приверженности к консервативному управлению, сопротивлению переменам, принятии инертных управленческих решений.
23 человека продемонстрировали высокий уровень по шкале готовности перехода к инновационным изменениям. Однако почти треть опрошенных (11 человек) отметили, что для них трудно даются различные изменения, которые нарушают привычный, сложившийся жизненный и рабочий уклад, они занимают позицию «избегания» ответственности при принятии решений.
После данной диагностики была проведена Zoom-видеоконференция с руководителями образовательных организаций, во время которой были озвучены основные проблемы, связанные с недостаточной профессиональной подготовкой их к управленческой деятельности, а также обозначившиеся в период организации дистанционного обучения в связи с форс-мажорными обстоятельствами в период пандемии. Обозначим основные из них.
1. Недостаточный уровень управленческой компетентности некоторой части руководителей. По данным Отдела образования, из 21 руководителя образовательных организаций лишь 5 человек прошли профессиональную переподготовку по программе «Менеджмент организации. Управление образованием» в последние 4 года. Остальные 15 руководителей организаций не повышали и не обновляли свои знания по проблемам управленческой направленности в течение более шести лет А один из директоров школ (стаж 9 лет) вообще не изучал основ управления организацией.
2. Неумение руководителями рационально организовать собственное рабочее время и рабочее время подчиненных. Слабое использование возможностей делегирования полномочий. Эмоциональная и нервная перегрузка.
3. Трудности в обеспечении выполнения стратегического плана развития образовательной организации: необходимость командной работы, создания временных рабочих групп для творческо-проектной деятельности, привлечение различных представителей педагогического коллектива и общественности, что будет способствовать распределенному руководству [6].
4. Слабое методическое обеспечение дистанционного обучения в контексте наполняемости содержанием учебных предметов на уровне отдельных педагогов-предметников, неготовность учителей работать в различных обучающих программах. Заместители директоров школ практически не координировали отчетные мероприятия, вследствие чего учащимся приходилось выполнять в день по несколько объемных творческих работ либо тестовых заданий.
5. Недостаточное использование системного и процессного подходов в организации учебного процесса в целом. Лишь в двух школах использовалась практика модульного проведения занятий, что обеспечивало эффективность выполнения учащимися домашней работы.
6. Нежелание перестраивать процесс обучения преподавателями предпенсионного и пенсионного возраста затрудняет осуществление инновационных перемен. Эта проблема обусловлена дефицитом молодых учительских кадров.
7. Несовершенная информационно-техническая база, включающая недостаточное обеспечение обучающихся персональными компьютерами и перебоями в сети Интернет.
Все вышеизложенное позволяет говорить о наличии у управленцев достаточного личностно-профессионального потенциала для изучения основ образовательного менеджмента и маркетинга [7].
Данный вывод и обозначенные проблемы послужили отправной точкой для разработки на базе факультета дополнительного образования университета программы повышения квалификации «Развитие профессиональной готовности руководителей образовательных организаций к инновационному управлению», которая включает изучение основ бережливого производства для организации образовательного процесса. Использование концепции бережливого производства в образовательной сфере приемлемо, так как в качестве производственного рассматривается процесс обучения и воспитания.
Программа рассчитана на 72 часа. Она разбита на тематические проблемные модули в соответствии с основными этапами управления: целеполагание, планирование, организация деятельности, мотивация персонала, контроль и корректировка действий.
1. Целеполагание. В основе любого процесса заложено достижение определенной цели - изменения качественного состояния процесса. Данный модуль предусматривает изучение основ дисциплины «Государственная политика в области образования» (слушатели работают с нормативными документами, отвечают на вопросы, разработанные для анализа статей из специальных периодических изданий). Изучается дисциплина «Стратегии регионального развития образования» (анализируются федеральные и региональные программы в сфере образовательных услуг, реализуемые в регионе). В рамках концепции бережливого производства предлагается методика SMART-анализа, которая призвана помочь в определении основных целей на основе обобщения полученной информации, установить реальные сроки выполнения работы, определить уровень достаточного ресурсообеспечения, поставить четкие и конкретные задачи для конкретных этапов работы.
2. Планирование. Планирование основывается на аналитической работе, определении путей достижения поставленных целей. На данном этапе руководитель вынужден принимать управленческие решения, от рациональности которых будет зависеть процесс выполнения заданий. Второй модуль включает изучение содержания курса «Методы принятия управленческих решений», в котором рассматриваются технологии и методы выполнения задач. Правильное планирование требует применения технологий SWORT-анализа и PEST-анализа. Управленцы должны определить и оценить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы в различных аспектах развития организации, а также учесть влияние политических, социальных, экономических и технологических факторов динамичной внешней среды. Использование этих инструментов анализа позволит разработать план достижения целей с наименьшими потерями, включающий только ту
работу, которая будет иметь ценность для обеспечения конкурентоспособности учреждения.
Этап планирования основывается на знании законодательной и нормативной базы. Чтобы все принимаемые решения соответствовали требованиям, каждый руководитель должен изучить курс «Организационно-правовые основы управления образовательной организацией». Важным знаниевым компонентом при планировании является изучение дисциплины «Экономика организации», позволяющей описать и пояснить закономерности обеспечения процесса обучения, выбрать аргументированную экономическую стратегию, сформировать тактические мероприятия для успешной адаптации образовательной организации в конкурентоспособной внешней среде.
Так как современная образовательная организация оказывает образовательные услуги, то для внедрения инноваций необходимо учитывать, что конкретно, каким образом и для какой категории потребителей будет востребовано. Знание маркетинга образовательных услуг помогает в реализации таких инструментов бережливого производства, как SMED - быстрая переналадка и ^Ып-йте - применение точно в срок. При планировании необходимо мобильно реагировать на быстрые изменения, которые происходят в окружающей среде, а также видеть зону ближайшего развития для некоторых видов обучающей деятельности: это различные элективные курсы, кружковые занятия, дистанционные курсы, которые будут приносить ценность и детям, и родителям, и обществу, обеспечат востребованность образовательных услуг Проблема набора в некоторые внеклассные группы и слабая наполняемость факультативных занятий обусловлена незнанием особенностей такого феномена бережливого производства, как «вытягивающее» и «выталкивающее» производство.
3. Организация деятельности. Рациональная организация работы дает эффективный результат. Важным показателем в обеспечении выполнения поставленных задач будет наличие адекватной организационной структуры предприятия. Она будет успешной, если все сотрудники будут настроены на выполнение миссии организации, а каждый член педагогического коллектива будет четко представлять свои обязанности и осуществлять конкретно обозначенные для него виды деятельности. Эти вопросы изучает курс «Основы менеджмента».
В соответствии с концепцией бережливого производства для успешной организации исполнения принятых планов выстраивается поток создания ценностей, который разбивает весь образовательный процесс на его составляющие (подпроцессы). Определение работы, приносящей ценности в достижении целей, выделение времени и видов работы, не приносящих ценности, называемых потерями, позволит сократить время, необходимое на передвижение в учебные аудитории, транспортировку при обеспечении питания учащихся, нерациональное использование кадрового потенциала и др.
Для понимания сути данного модуля слушателям предлагается освоить предмет «Управление инновациями», рассматривающий создание новых или модернизированных технологий, позволяющий находить нестандартные организационно-технические решения в ситуациях неопределенности и при непредвиденных обстоятельствах (например, организация дистанционного обучения в условиях пандемии).
4. Мотивация персонала. В процессе освоения модуля «Управление мотивацией персонала образовательной организации» руководители изучают методики исследования мотивации сотрудников, что поможет определить точные направления стимулирования педагогов. При помощи теста Ф. Герцберга они смогут определить ведущие мотивы у каждого работника и, опираясь на полученную информацию, сформировать условия для реализации потребностей отдельно взятой личности.
Собеседование с управленческим корпусом образовательных учреждений показало, что большинство руководителей отождествляют термины «мотивация» и «стимулирование». При изучении этого модуля акцентируется их различие. В основу заложена система В.И. Герчикова, достаточно логично определяющая способы стимулирования сотрудников в соответствии с типами их трудовой мотивации.
Основной функционал этапа мотивации - решение задачи заинтересованности коллектива в достижении поставленных целей, в выполнении миссии образовательной организации. Сформировать положительную мотивацию поможет практикум командообразования, организованный в спонтанных группах слушателей - руководителей. Содержание данного модуля усилит ценности и уменьшит организационные потери на предыдущих этапах управления.
5. Контроль. Модуль, изучающий контрольную функцию в процессе управления, включает типологию контроля, его роль в корреляции с поставленной целью управления, необходимости корректировки результатов принятых управленческих решений. Любой контроль призван способствовать снижению издержек за счет внедрения эффективных организационных изменений. Концепция бережливости предусматривает визуальный контроль, что позволяет комплексно представить любой подпроцесс или процесс в целом графически, использовать графики, план-сетки для равномерного распределения отчетных мероприятий, своевременной сдачи обязательной документации, пополнении материально-технических ресурсов.
Программа повышения квалификации включает еще один модуль - Технологии личностного роста. В процессе изучения его содержания акцентируются проблемы, связанные с готовностью руководителей образовательных организа-
ций, а также членов их управленческих команд к непрерывному развитию своего личностно-профессионального потенциала. Рассматриваются принципы непрерывного совершенствования Кайдзен и системы стандартизации 5S. Отдельное занятие посвящено основам тайм-менеджмента.
По итогам обучения по представленной программе повышения квалификации управленческие команды образовательных учреждений в составе 3 - 4 человек защищают разработанный на основе аналитической работы проект «Картирование потока создания ценностей в образовательном процессе» и аргументируют свои решения.
Библиографический список
Апробация программы повышения квалификации ««Развитие профессиональной готовности руководителей образовательных организаций к инновационному управлению» послужила отправной точкой для разработки дистанционной программы профессиональной переподготовки «Менеджмент организации. Управление образованием» для руководителей школ и детских садов по заявке Центров занятости региона в рамках реализации Федеральной программы «Старшее поколение». Первыми слушателями программы стали 14 управленцев предпенсионного и пенсионного возраста, в основном работающие в сельских малокомплектных школах и детских садах.
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г № 2765-р. Available at: http://static.government.ru/ media/files/ mlorxfXbbCk.pdf
2. Пономарева Е.В., Иванова Т.Д. Современные тенденции в формировании личного бренда руководителя. Лидерство и менеджмент. 2018; Т. 5, № 4: 141 - 152.
3. Бурнашева Э.П. Использование инструментов бережливого производства в проектировании образовательного процесса. Интеграция образования. 2016; № 1: 105 - 111.
4. Погребняк С.И. Бережливое производство. Формула эффективности. Москва: Триумф, 2013.
5. Краснорядцева О.М., Баланев Д.Ю., Щеглова Е.А. Диагностические возможности опросника «Психологическая готовность к инновационной деятельности». Сибирский психологический журнал. 2011; № 40: 164 - 175.
6. Иваненко И.А. Подготовка руководителей школ в условиях модернизации современного российского образования. Современные проблемы науки и образования. 2014; № 4. Available at: http://www.science-education.ru/ru/ article/ view?id=14469
7. Ганаева Е.А. Возможности методического маркетинга в формировании профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций. Современные проблемы науки и образования. 2018; № 3: 98 - 106.
References
1. Koncepciya Federal'noj celevoj programmy razvitiya obrazovaniya na 2016 - 2020 gody. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrya 2014 g. № 2765-r. Available at: http://static.government.ru/ media/files/ mlorxfXbbCk.pdf
2. Ponomareva E.V., Ivanova T.D. Sovremennye tendencii v formirovanii lichnogo brenda rukovoditelya. Liderstvo imenedzhment. 2018; T. 5, № 4: 141 - 152.
3. Burnasheva 'E.P. Ispol'zovanie instrumentov berezhlivogo proizvodstva v proektirovanii obrazovatel'nogo processa. Integraciya obrazovaniya. 2016; № 1: 105 - 111.
4. Pogrebnyak S.I. Berezhlivoeproizvodstvo. Formula 'effektivnosti. Moskva: Triumf, 2013.
5. Krasnoryadceva O.M., Balanev D.Yu., Scheglova E.A. Diagnosticheskie vozmozhnosti oprosnika «Psihologicheskaya gotovnost' k innovacionnoj deyatel'nosti». Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2011; № 40: 164 - 175.
6. Ivanenko I.A. Podgotovka rukovoditelej shkol v usloviyah modernizacii sovremennogo rossijskogo obrazovaniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014; № 4. Available at: http://www.science-education.ru/ru/ article/ view?id=14469
7. Ganaeva E.A. Vozmozhnosti metodicheskogo marketinga v formirovanii professional'noj kompetentnosti rukovoditelej obrazovatel'nyh organizacij. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2018; № 3: 98 - 106.
Статья поступила в редакцию 20.05.20
УДК 378
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected] Pankova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior researcher, Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
ON CHARACTERISTIC FEATURES OF FORMING THE PROGRAMS FOR TEACHING THE MUSICAL DISCIPLINES WITH USING DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES. The article considers features of forming training programs for various musical disciplines with the use of music computer technologies in the implementation of remote musical and educational process. The authors of the article draw attention to characteristic features inherent in artistic and creative disciplines, highlighting the most appropriate approaches to the formation of educational programs in this area with the participation of distance educational technologies and the Moodle distance learning system. Using concrete examples, we consider the educational elements of the Moodle distance learning system, which allow us to organize the process of training teachers-musicians in the field of teaching methods of music theory and music performance disciplines in the context of the functioning of e-learning processes.
Key words: distance music education, distance learning system Moodle, remote learning tools, distance musical education.
И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected] А.А. Панкова. канд. пед. наук, ст. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье рассмотрены особенности формирования программ обучения различным музыкальным дисциплинам с применением музыкально-компьютерных технологий в условиях реализации дистанционного музыкально-образовательного процесса. Авторы статьи обращают внимание на характерные черты, свойственные художественно-творческим дисциплинам, выделяя наиболее целесообразные подходы к формированию образовательных программ в этой сфере с участием дистанционных образовательных технологий и системы дистанционного обучения MOODLE. На конкретных примерах рассматриваются учебные элементы системы дистанционного обучения MOODLE, позволяющие организовать процесс обучения педагогов-музыкантов в области методики преподавания музыкально-теоретических и музыкально-исполнительских дисциплин в условиях функционирования процессов электронного обучения.
Ключевые слова: дистанционное музыкальное образование, музыкальное творчество, система дистанционного обучения MOODLE, инструменты организации удаленного обучения, электронное обучение.
Дистанционное обучение (ДО) становится все более популярной формой организации учебного процесса в различных областях знаний.
Выделим два основных направления, которые необходимо развивать при реализации систем ДО:
а) методология и методика ДО (педагогический дизайн и др.), которые обеспечивают методологическую основу и методическую поддержку как преподавателей в процессе создания электронных учебных курсов (ЭУК), так и пользователей созданных курсов. Кроме того, в рамках данного направления будут