References
1. Vahobzhonova Z.B. Kommunikativnye umeniya i opyt ih formirovaniya u doshkol'nikov s tyazhelymi narusheniyami rechi v usloviyah obrazovatel'noj integracii. Psihologo-pedagogicheskijpoisk. 2014; № 4 (32): 168 - 173.
2. Grigor'eva G.V. Osobennosti vladeniya neverbal'nymi sredstvami obscheniya doshkol'nikami s narusheniyami zreniya. Defektologiya. 1998; № 5: 12 - 16.
3. Kozhanova N.S. Sostoyanie sformirovannosti kommunikativnyh umenij doshkol'nikov s narusheniyami zreniya. Special'noe obrazovanie. 2009; № 2 (14): 18 - 29.
4. Kuz'menkova N.Yu. Svoeobrazie kommunikativnyh umenij doshkol'nikov s obschim nedorazvitiem rechi. Vestnik Pomorskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2010; № 2: 154 - 158.
Ст атья поступ ил а в ред акц ию 03.06.20
УДК 378
Betkenova M.S., Master of Humanities (translation studies), senior teacher, Kazakh National University of Arts (Nur-Sultan Kazakhstan), E-mail: [email protected] Zhumasheva G.K., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Kazakh National University of Arts (Nur-Sultan, Kazakhstan), E- mail: [email protected] Bulebayeva A.K., Master of Humanities (English philology), senior teacher, Kazakh National University of Arts (Nur-Sultan, Kazakhstan), E-mail: [email protected]
CULTURAL APPROACH IN HUMANITARIZATION OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article studies the process of humanization of education on the basis of a cultural approach. The purpose of the work is to justify the need of the educational system for the humanization of education by forming a value consciousness of the individual, organizing a cultural and information space. Methods that are used in the research: analytical, modeling, event method, competent method, sociological survey. Such scientific results have been obtained in the research: the value orientation of young people was studied, needs (consumer or spiritual) were identified in a critical way, various opinions were analyzed, ways of forming an educational and cultural environment, the value consciousness of young people were described, the increase of the value competence of the trainees was shown, the need for introducing a cultural approach into the educational process is shown. Key words: humanitarization of education, value orientation of young people, cultural approach.
М.С. Беткенова, магистр гуманитарных наук (переводческое дело), ст. преп., Казахский национальный университет искусств, г. Нур-Султан, E-mail: [email protected]
Г.К. Жумашева, канд. филол. наук, ст. преп., Казахский национальный университет искусств, г. Нур-Султан, E-mail: [email protected]
А.К. Булебаева, магистр гуманитарных наук (английская филология), ст. преп., Казахский национальный университет искусств, г. Нур-Султан,
E-mail: [email protected]
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Статья посвящена изучению процесса гуманитаризации образования на основе культурологического подхода. Цель работы - обоснование потребности образовательной системы в гуманитаризации образования путем формирования ценностного сознания личности, организации культурно-информационного пространства. Используемые в работе методы - аналитический, моделирование, событийный метод, компетентностный метод, социологический опрос. В процессе исследования получены научные результаты: изучена ценностная ориентация молодежи, выявлены ее потребности (потребительские или духовные), проанализированы в критическом плане различные мнения, описаны способы формирования образовательно-культурной среды, ценностного сознания молодежи, методы повышения ценностной компетентности обучаемых, показана потребность во внедрении в образовательный процесс культурологического подхода. Новизна работы заключается в использовании междисциплинарной методологической парадигмы, направленной на использование знаний из различных областей науки и комплексных методов.
Ключевые слова: гуманитаризация образования, ценностные ориентации молодежи, культурологический подход, образовательно-культурная среда, массовая культура, самореализация, личность.
Актуальность проблемы обусловлена необходимостью разрешения ряда противоречий в современном обществе. К ним можно отнести, с одной стороны, кардинальные преобразования, осуществляемые в социуме; с другой - интенсивно развивающиеся рыночные отношения, расширяющийся глобальный рынок, способствующий формированию рынка услуг, где человек с маркетинговым сознанием становится товаром. А.М. Акопян, Л.А. Бабитова отмечают, что «реализация рыночных отношений превращает мир в глобальный мегамаркет, подчиняющийся жестким правилам рыночной эпохи, согласно которым все продается и покупается» [1, с. 64], а человек превращается в человека-массу, интересующегося только материальными ценностями. Х. Ортега -и- Гассет утверждает, что современное общество «поражено тяжелой болезнью - засильем бездуховного, лишенного каких-либо стремлений человека» [2]. Проведенный нами социологический опрос, направленный на выявление интересов молодежи (потребительских или духовных), ее ценностных ориентаций, показал, что у большинства студентов преобладают потребительские запросы. У них приоритетны такие ценности, как прагматизм, безразличие, отсутствие интереса к чтению книг, принятие норм и установок массовой культуры.
А между тем духовные ценности способствуют постижению смысла жизни и деятельности человека. Поэтому Л.В. Вершинина утверждает, что «без ориентации на воспроизводство и созидание ценностей, определяющих сущность жизни человека (сущее), ориентирующих его на духовно-практическое освоение действительности (должное), не удастся создать условия для жизни, достойной человека» [3; 4]. Противоречие в сфере культуры проявляется и в несовместимости понятий «элитарная культура» и «массовая культура», во все большем разрыве между ними, когда утрачиваются позиции традиционных культурных ценностей, и акценты смещаются все больше и больше в сторону массовой культуры; В образовательной сфере противоречие проявляется в несовместимости требований законов и положений государства с недостатками, имеющимися в сегодняшней образовательной среде, в частности, с кризисом в области духовно-нравственного воспитания. А между тем в Законе «Об образовании в Российской Федерации»,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России акцентируется особое внимание на нравственно-культурном воспитании личности, развитии его в эстетическом и духовно-идейном планах. Современная образовательная среда не удовлетворяет требованиям данных законов о воспитании личности, поскольку происходит дегуманизация ее, что приводит к возникновению проблем с социальной адаптацией обучаемых, в большинстве случаев подвергающихся влиянию культурных моделей Запада. Дегуманизация сознания субъектов образования происходит потому, что студенчество представляет собой социальную группу, не достигшую еще высокой степени когнитивной зрелости, поскольку еще не умеет полностью пользоваться навыками критического мышления, критически анализировать суждения, не имеет еще навыков самостоятельного принятия решений. Именно эти развитые интеллектуальные способности и выступают показателем их когнитивной незрелости. Для большинства студентов все еще характерна безответственность, неумение критически анализировать свои поступки, отделять «хорошее» от «плохого», что и способствует формированию их девиантного поведения. Для предотвращения деструктивного поведения молодежи приемлемым представляется нам организация педагогических условий для саморазвития личности в плане ее самореализации. В гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс) самореализация характеризуется как желание человека стать тем, кем он может стать. А. Маслоу считал, что «в процессе самореализации человек стремится «выразить себя», реализовать свои интенции, самоутвердить себя как личность» [4]. В педагогике процесс самореализации студенческой молодежи рассматривается с точки зрения инвайронментального подхода, когда личность характеризуется как включенный в экологию вмещающего социума (в образовательный процесс вуза) саморазвивающийся феномен. В этом случае самореализация личности осуществляется в контексте образовательной среды. В этом плане эффективным представляется личностно ориентированный подход, предложенный В.В. Анисимовым, О.П Грохольской, Н.Д. Грохольской, согласно которому «саморазвитие личности и его самовоспитание осуществляются на протяжении трех этапов:
1) определение цели в процессе самопознания себя, определение своего идеального (Я-идеальное), взятие на себя самообязательства;
2) деятельность по выполнению намеченного (способы воздействия на себя - самоубеждение, самоободрение, самоформирование);
3) подведение итогов намеченного» [5].
Данный подход составляет основу методологии гуманистической психологии и педагогики. Он способствует как повышению мотивации обучения и получению знаний, так и вовлекает студентов в процесс познания, а также побуждает к эмоциональному освоению мира. Вместе с тем данный подход не совсем четко решает задачи самоопределения личности в отношении занимаемой им позиции по отношению к миру и другим личностям, не решает проблемы ценностного самоопределения, не определяет стратегии реализации видов деятельности на указанных этапах. Поэтому нам представляется приемлемым в целях гуманитаризации образовательной среды использование культурологического подхода, основные положения которого были разработаны в трудах В.С. Библера, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенина, Г К. Чижаковой, Л.П. Разбегаевой. Значимость такого подхода состоит в том, что «культурные ценности, привитые обучаемым, составляют основу их нравственного сознания. Кроме того, культура, по мысли Ю.В. Сенько, выступает как форма, среда и условие сотворчества» [6]. Культурологический подход определяется Ю.В. Сенько и М.Н. Фроловской в качестве основного способа построения и развития образования. В этом случае образование рассматривается как «способ становления человека в культуре, где личность не только потребляет культуру, но и создает ее» [7]. Поэтому Ю.В. Сенько и М.Н. Фроловская считают, что «гуманитаризация образовательной среды необходима вследствие понимания того факта, что ядром личности является ее гуманитарная составляющая, а педагогическая деятельность является гуманитарным феноменом» [7, с. 149].
А.К. Мынбаева утверждает, что «тенденция к гуманизации образования проявляется через гуманитаризацию образования, т.е. через расширение блока социально-гуманитарных дисциплин в содержании образования, а также изменение подходов в организации обучения и воспитание его качеств» [8, с. 40]. Б.З. Вульфов предлагает «гуманитаризировать образовательную среду через гуманизацию воспитания. В этом случае, по мнению ученого, следует решить две задачи: а) совершенствование структуры системы, иерархии подструктур внутренних и внешних связей во имя удовлетворения и развития физических и духовных потребностей воспитуемого, отвечающих целям образования человека; б) ориентация всех компонентов системы на развитие социальности человека, человечности в действиях, отношениях и в общении» [9].
Культурологический подход в образовательной системе позволяет рассматривать ее в качестве целостной культурно-образовательной среды, в рамках которой происходят культурные события, превалируют культурные образцы жизни, культурные ценности. Приобщение студентов к культурным ценностям в рамках такой среды осуществляется путем организации и проектирования культурной среды, в которой студенты могут приобщаться к культурным ценностям, осмысливая и переживая их [7, с. 137]. Культура рассматривается и многими другими учеными как совокупность ценностей, норм, совокупность ценностных механизмов приспособления, помогающих человеку адаптироваться к внешней среде при помощи знания ценностных принципов культуры [10].
«Культурные ценности подразделяются на группы: к первой группе относятся выдающиеся произведения интеллектуального, художественного и религиозного творчества. В эту же группу включаются выдающиеся архитектурные соо-
Библиографический список
ружения, уникальные произведения ремесленного творчества, археологические и этнографические раритеты. Ко второй группе ценностей относятся принципы совместного существования людей: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, оценки, мнения, интерпретации, которые ведут к интеграции общества, росту взаимопонимания между людьми» [11]. Именно ценности второй группы способствуют социализации обучаемых в культурной среде (нормы), оказывают содействие в регулировании общения (постулаты общения), поведения (стереотипы).
Как видим, культура - это не только артефакты культурного творчества, с которыми можно знакомить обучаемых в ходе проведения разнообразных культурных мероприятий. К культуре относятся и ценности, регулирующие общение людей, способствующие их взаимопониманию. Поэтому задача культурологического подхода в образовательной среде состоит, прежде всего, в формировании у обучаемых нравственных ценностей. Именно нравственные ценности, выступающие как ядро личности, составляют основную задачу воспитания индивида. Главная педагогическая функция ценностей состоит в том, что они формируют ценностные ориентации человека, регулируют его жизнедеятельность. Для приобщения студентов к культурным ценностям необходимым представляется нам формирование у них также мировоззренческих установок, мировоззрения, ценности знаний, суждений о нормах и стереотипах, регулирующих поведение личности. Для этого представляется целесообразным создание педагогических условий, под которыми понимаются «объективно существующие внешние обстоятельства организации педагогической деятельности, реализующие сознательную деятельность личности с учетом ее внутренних потребностей и закономерностей развития» [12, с. 175]. К педагогическим условиям, способствующим внедрению культурологического подхода в процесс образования, является организация культурно-образовательной среды как культурно-развивающего пространства, в рамках которой организуются выставки, театральные студии, студенческие театры, демонстрируются информационные стенды и др.
Следующими методами, оказывающими содействие в формировании ценностного сознания личности, являются:
1) метод самоактуализации личности, когда она в ходе развития 'Я-образа' определяет те сферы деятельности, которые обладают значимостью для нее;
2) метод выявления своих ценностных ориентаций (позитивных или негативных);
3) компетентностный метод, способствующий повышению культурной компетенции личности;
4) метод интериоризации ценностей общества во внутреннюю познавательную деятельность, в ходе актуализации которой личность удовлетворяет свои потребности в осознании ценностей и оценке их. При этом личность осуществляет сознательный выбор значимых для себя ценностей, переживает и стремится перечувствовать их в эмоциональном плане, выражая свое субъективное отношение к ним и вкладывая в них определённый личностный смысл, поскольку ценности понимаются как переживаемое личностью отношение к миру, к окружающим.
Таким образом, внедрение культурологического подхода в образовательную среду способствует как гуманитаризации образовательной среды, как среды, организующей и создающей педагогические условия общения и получения знаний индивидами, формирования их ценностного сознания в процессе актуализации механизмов их развития, так и оказывает содействие обучаемым в осознании ценностей культуры и осмыслении их стратегии.
1. Акопян А.М., Бабитова Л.А. Лингвистический ландшафт глобализации. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016; № 12 (66): 52 - 58.
2. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Эстетика. Философия культуры. Москва: Издательство «Весь мир», 1991.
3. Вершинина Л.В. Формирование ценностного сознания будущего учителя в аксиологическом, педагогическом пространстве. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Оренбург, 2009.
4. Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург: Издательство Harper, 1970.
5. Анисимов В.В., Грохольская О.Г. Никандрова Н.Д. Основы общей педагогики. Москва: 2006.
6. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. Москва: Академия, 2000.
7. Сенько Ю.В. Фроловская М.Н. Педагогика понимания. Москва: Дрофа, 2007.
8. Мынбаева А.К. Основы педагогики высшей школы. Алматы, 2013.
9. Вульфов Б.З. Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. Москва: УРАО, 1997.
10. Kroeber A.L., Kluchohn C. Culture: a critical review of contensand definitions. Cambridge: M.A. Harvard University Press, 1961.
11. Садохин А.П. Основы теории межкультурной коммуникации. Москва: КИОРУС, 2004.
12. Камелина В.А., Кузьмин В.К., Кузьмин Н.В., Апакаев П.А. Петрова Т.Н. Педагогические условия формирования этнопедагогической компетентности будущих педагогов средствами национальной культуры. Вестник Чувашского Государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. 2014; № 4 (84): 173 - 180.
References
1. Akopyan A.M., Babitova L.A. Lingvisticheskij landshaft globalizacii. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki. 2016; № 12 (66): 52 - 58.
2. Ortega-i-Gasset H. Vosstanie mass. 'Estetika. Filosofiya kul'tury. Moskva: Izdatel'stvo «Ves' mir», 1991.
3. Vershinina L.V. Formirovanie cennostnogo soznaniya buduschego uchitelya v aksiologicheskom, pedagogicheskom prostranstve. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2009.
4. Maslou A. Motivaciya i lichnost'. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Harper, 1970.
5. Anisimov V.V., Grohol'skaya O.G. Nikandrova N.D. Osnovyobschejpedagogiki. Moskva: 2006.
6. Sen'ko Yu.V. Gumanitarnye osnovy pedagogicheskogo obrazovaniya. Moskva: Akademiya, 2000.
7. Sen'ko Yu.V. Frolovskaya M.N. Pedagogika ponimaniya. Moskva: Drofa, 2007.
8. Mynbaeva A.K. Osnovy pedagogiki vysshej shkoly. Almaty, 2013.
9. Vul'fov B.Z. Ivanov V.D. Osnovy pedagogiki v lekciyah, situaciyah, pervoistochnikah. Moskva: URAO, 1997.
10. Kroeber A.L., Kluchohn C. Culture: a critical review of contensand definitions. Cambridge: M.A. Harvard University Press, 1961.
11. Sadohin A.P. Osnovy teoriimezhkul'turnojkommunikacii. Moskva: KIORUS, 2004.
12. Kamelina V.A., Kuz'min V.K., Kuz'min N.V., Apakaev P.A. Petrova T.N. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya 'etnopedagogicheskoj kompetentnosti buduschih pedagogov sredstvami nacional'noj kul'tury. Vestnik Chuvashskogo Gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni I.Ya. Yakovleva. 2014; № 4 (84): 173 - 180.
Статья поступила в редакцию 28.05.20
УДК 37.072
Burnasheva E.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: [email protected]
Kalinina O.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: [email protected]
LEAN PRODUCTION TECHNOLOGY IN THE INNOVATIVE MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION. The article deals with the problem of readiness of heads of educational organizations to carry out managerial activities in the conditions of innovative changes. The results of diagnostics of the studied problem are presented, its quantitative and qualitative indicators are revealed. They made it necessary to develop a retraining program to train the administration of schools, pre-school and additional education institutions in effective management technologies. The program includes modules based on the use of the concept of lean manufacturing in education, aimed at developing the personal and professional potential of the managerial category, which examines the theoretical and organizational aspects of strategic planning, managerial decision-making, staff motivation management, time management. The results of the implementation of the program will correlate with the strengthening of readiness for innovative management.
Key words: lean education, innovative management, the willingness of managers, a continuing education program.
Э.П. Бурнашева, канд. пед. наук, доц., проф., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: [email protected]
О.В. Калинина, канд. психол. наук, доц., проф., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск,
E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИЯ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА В ИННОВАЦИОННОМ УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Исследование выполнено при финансовой поддержке в рамках научного гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности ШГПУ-ЮУрГГПУ № 25Н от 13.04.2020.
В статье рассматривается проблема готовности руководителей образовательных организаций к осуществлению управленческой деятельности в условиях инновационных перемен. Приводятся результаты диагностики исследуемой проблемы, выявляются ее количественные и качественные показатели. Они обусловили необходимость разработки программы переподготовки для обучения администрации школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования технологиям эффективного управления. Программа включает модули, основанные на использовании концепции бережливого производства в образовании, направленные на развитие личностного и профессионального потенциала категории управленцев, в которых рассматриваются теоретические и организационные аспекты стратегического планирования, принятия управленческих решений, управления мотивацией персонала, тайм-менеджмента. Результаты внедрения программы позволят коррелировать с укреплением готовности к инновационному управлению.
Ключевые слова: бережливое образование, инновационное управление, готовность руководителей, программа повышения квалификации.
В условиях социально-экономической глобализации общества актуализируется проблема обеспечения конкурентоспособности различных организаций, в том числе и образовательных. Требования, определяемые Концепцией модернизации образования [1], предполагают наличие у руководителей образовательных учреждений управленческих компетенций, направленных на принятие решений, адекватных изменениям в социуме, на внедрение инновационных преобразований. Для успешного управления инновационной деятельностью в сфере образовательных услуг возможно определить такие компетенции, как владение формальной и неформальной коммуникацией, принятие управленческих решений в условиях неполной информированности, мышление, ориентированное на конечный результат [2].
С целью изучения уровня готовности руководителей образовательных организаций к использованию инновационных подходов на базе факультета дополнительного образования были проведены исследования среди директоров школ и заведующих детскими садами города Шадринска, Шадринского, Петуховского, Звериноголовского районов Курганской области. В опросе приняли участие 41 человек. На основе проведения тематического научно-методического семинара в рамках Zoom-конференции были выявлены проблемные моменты, работа над устранением которых и определила цель данного исследования - разработку программы повышения квалификации руководителей «Применение концепции бережливого производства в инновационном управлении образовательной организацией».
Феномен концепции бережливого производства спроецирован на образовательную сферу достаточно недавно. В 2018 году в России появились первые пилотные площадки на базе общеобразовательных школ и детских садов, чуть раньше начался опыт использования Lean-технологий в образовательном процессе вузов [3]. Впервые принципы концепции бережливого производства обобщили теоретики Дж. Вумек и Д. Джонс. Для образовательной сферы формулу Lean & Training устранения потерь в управлении процессами позднее разработал С.И. Погребняк [4]. Элементы бережливого производства использовали в организации работы еще в конце XX века российские педагоги М.П. Щетинин и ГА. Китайгородская.
Современный руководитель образовательной организации выступает в качестве гаранта преобразований, его эффективность измеряется качеством управленческих решений в управлении инновационной деятельностью в педагогическом коллективе.
В результате опроса учителей нескольких школ обнаружилось, что педагоги хотят видеть в качестве руководителя управленца, одновременно являющегося как формальным, так и неформальным лидером, который способен брать на себя ответственность за креативные решения, поддерживать нестандартные подходы к организации учебного процесса по отдельным дисциплинам. Среди важных условий успешного развития организации было обозначено создание комфортных условий для внутренней и внешней среды взаимодействия.
Для констатации уровня управленческой компетентности руководящего состава учреждений образования совместно с Отделом образования администрации города Шадринска была применена специальная и валидная методика В.Е. Клочко и О.М. Краснорядцевой [5], позволившая выявить уровень готовности к инновационным преобразованиям директоров школ, заведующих детскими садами и их заместителей, всего 34 человека.
Шкала «Инициативность» обнаружила высокий уровень ответственности при принятии управленческих решений в условиях неопределенности и риска всего лишь у 4 человек (12%). Ими выбраны варианты ответов об открытии собственного бизнеса, организации предпринимательской деятельности, готовности идти на обоснованный риск. 6 человек (20%) руководителей показали средний уровень готовности, предпочитая работать в условиях стабильной ситуации в государственном секторе, принимать алгоритмизированные управленческие решения. Остальные реципиенты обнаружили достаточно низкий уровень восприятия инноваций, выраженный в избегании ответственности, нежелании принимать решения без установок от вышестоящих органов.
По шкале инновационных перемен в организационной работе установлено, что 20 человек (60%) выбирают творческий подход в выполнении рутинной работы, предпочитают реализовывать свой личностно-профессиональный потенциал в поиске новых интересных возможностей, считают необходимым и важным качеством для эффективного руководства заниматься личностным ростом. Один из директоров школ показал низкий уровень восприятия перемен по данной шкале. Это отразилось в приверженности к консервативному управлению, сопротивлению переменам, принятии инертных управленческих решений.
23 человека продемонстрировали высокий уровень по шкале готовности перехода к инновационным изменениям. Однако почти треть опрошенных (11 человек) отметили, что для них трудно даются различные изменения, которые нарушают привычный, сложившийся жизненный и рабочий уклад, они занимают позицию «избегания» ответственности при принятии решений.