грани профессионального развития
faces of professional development
Удк з64.444 ББк Н12
Игорь Викторович Меньшов,
аспирант,
Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г.Чита, ул.Алекандро-Заводская, 30)
e-mail:[email protected]
Гуманитаризация образовательной среды как важное условие социальной адаптации студентов
В статье рассмотрено применение культурологического подхода в логике гуманитаризации образовательной среды как необходимого условия для социальной адаптации студентов. Социальная адаптация студентов в значительной мере зависит от влияния образовательной среды на состояние их здоровья, уровень ресурсов здоровья. Формирование образовательной среды в контексте культурологического подхода обеспечивает процесс социальной адаптации студента в образовательной организации в «коридоре культуры», на основе общечеловеческих ценностей, через формирование культуры здоровья, учитывая, что современная образовательная среда оказывает негативное воздействие на здоровье студентов и не предоставляет возможностей для сохранения и развития ресурсов здоровья. В статье формирование образовательной среды рассматривается как становление студентов в культуре, прежде всего в культуре здоровья. Дефицит культуры здоровья у студенческой молодежи обуславливает проблемы социальной адаптации студентов и имеет многочисленные проявления: ухудшение здоровья, девиантное поведение и др., что свидетельствует об их дезадаптации. Формированию культуры здоровья в образовательной среде в контексте культурологического подхода способствует применение валеологического аспекта, направленного на развитие и поддержание ресурсов здоровья студенческой молодежи, что положительно влияет на социальную адаптацию студентов в образовательной организации.
Ключевые слова: социальная адаптация студентов, гуманитаризация образовательной среды, культурологический подход, валеологический аспект, культура здоровья.
Igor Viktorovich Menshov,
Postgraduate Student, Transbaikal State University (30 Alexandro-Zavodskay St., Chita, Russia, 672039)
e-mail: [email protected]
Humanization of the Educational Environment as an Essential Condition of Students' Social Adaptation
The application of the cultural approach in logic humanization of the educational environment as a necessary condition for students' social adaptation is described in this article. The social adaptation of students largely depends on socio-psychological climate, style of relationships in the team and cultural level of the students' health, formed with the educational environment. The formation of the educational environment in the context of cultural approach ensures that the process of students' social adaptation in educational institutions in "the culture corridor", based on universal values, socially-accepted norms and rules of communication and behavior. The formation of the educational environment is viewed through a cultural studies approach as the development of students in the culture, especially the health culture in this article. The shortage of health culture among students leads to problems of social adaptation of students and has many manifestations: the reduction of conflict-stability, deviant behavior, increase emotional anxiety, poor health, and evidence of maladjustment. The formation of health culture in the educational environment promotes the use of valeologi-cal aspect aimed at developing and maintaining resources health students, as well as creation of favorable
62
© меньшов И. в., 2015
Humanities vector. 2015. Number 1 (41). Faces of professional Development
conditions in educational institutions in the system of interpersonal relations, atmosphere cooperation and mutual assistance, which has a positive effect on social adjustment of students in an educational organization.
Keywords: students' social adaptation, humanization of the educational environment, cultural studies approach, valeological aspect, health culture.
В современных условиях российского образования студенчество испытывает трудности социальной адаптации в образовательной организации среднего профессионального образования (далее СПО), которые существенно зависят от влияния образовательной среды на здоровье студентов, формирование культуры здоровья и повышение ресурсов здоровья студентов.
Социальную адаптацию студенческой молодёжи мы будем рассматривать как процесс освоения требований и традиций образовательной организации, норм студенческой жизни, ведения здорового образа жизни, установления и поддержания статуса студента в студенческой группе и в педагогическом коллективе, включения в межличностные отношения, осознания своих прав и обязанностей.
Социальная адаптация студентов в значительной степени зависит от состояния их здоровья, уровня личных ресурсов здоровья. На состояние здоровья, сохранение и развитие ресурсов здоровья существенное влияние оказывает образовательная среда, в которой студенты ежедневно находятся значительное время (6-8 часов в день) на протяжении нескольких лет обучения. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что современная образовательная среда оказывает негативное влияние на состояние здоровья студентов и за время обучения у студентов происходят значительное его ухудшение. Как отмечают Г. Н. Шеметова, Е. В. Дудрова в целом нарушение здоровья разной степени отмечаются у более 60 % студентов, а лишь 20 % студентов по окончанию обучения можно считать здоровыми [9, с. 527]. Самую большую группу составляют студенты с различными функциональными нарушениями, свидетельствующие о напряжении адаптационных ресурсов организма (дезадаптаци-онные нарушения). Современная образовательная среда оказывает негативное влияние на физическое, психическое и социальное здоровье студентов, тем самым существенно затрудняя процесс социальной адаптации и резко снижает и без того незначительные ресурсы здоровья, которые являются основой для социальной адаптации студентов.
Кроме этого, современная образовательная среда не формирует культуру здоровья у
студентов, стержнем которой является здоровый образ жизни, тем самым не обеспечивает сохранение и рост ресурсов здоровья студентов, что только усиливает проблемы с их социальной адаптацией. Ряд учёных (Н. П. Аба-скалова, Е. Г. Блинова, М. Я. Виленский, и др.) отмечают непосредственную связь социальной адаптации с уровнем культуры здоровья студентов. Так, Н. П. Абаскалова, указывает, что незнание и несоблюдение студентами принципов здорового образа жизни, низкий уровень культуры здоровья, обуславливают низкий уровень адаптации к условиям образовательной среды [5, с. 310].
Таким образом, проблемы социальной адаптации студентов во многом обусловлены кризисом современной педагогической деятельности и прежде всего дегуманитариза-цией образовательной среды. Необходимым условиям преодоления кризиса является гуманитаризация (от лат.humanitas - имеющий человеческую природу, относящийся к духовности, духовной культуре) образовательной среды. По мнению Ю. В. Сенько, М. Н. Фро-ловской, гуманитаризация образовательной среды, необходима вследствие понимания того капитального факта, что ядром личности является её гуманитарная составляющая, а педагогическая деятельность является гуманитарным феноменом [7, с. 149].
Гуманитаризация предполагает видение педагогической процесса «сквозь призму культуры» и осуществляемого в культуросо-образной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами. Но в рамках существующего подхода к формированию образовательной среды проблема её гуманитаризации в принципе не решаема. Чтобы реализовать гуманистическую парадигму в педагогической деятельности, необходимо применение культурологического подхода.
Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская определяют культурологический подход как один из основных путей построения и развития образования, которое рассматривается как способ становления человека в культуре, где личность не только «потребляет» культуру, но и созидает её [7, с. 21].
Исследования применения культурологического подхода в образовании рассматриваются в трудах М. С. Кагана, В. Л. Крайника,
Гуманитарный вектор. 2015. № 1 (41). Грани профессионального развития
Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловской и др. Основными моментами культурологического подхода выступают: целостная культурно-образовательная среда, где происходят культурные события, превалируют культурные образцы жизни, культурные ценности. Ценности по своей сути есть переживаемые личностью отношения к миру, другим людям, к самому себе. Ценности нельзя искусственно сформировать и внедрить. Поэтому каждое новое поколение в целом и каждая личность в частности должны сотворить их самостоятельно, создать в себе и воссоздавать каждый раз в каждой ценностной ситуации заново. Механизм создания и воссоздания ценностей основан на интерио-ризации культурных ценностей во внутренний мир личности. Поэтому образование рассматривается как процесс формирования ценностного отношения студента к самому себе, к окружающему миру, к культуре и обществу именно в контексте культуры.
Культурологический подход рассматривает культуру в качестве среды, в которой формируется личность. Важно, чтобы процесс гуманитаризации происходил, прежде всего, в логике культуроформирования образовательной среды и включал педагогически спроектированные ситуации, события, учебные и внеучебные занятия, которые должны способствовать приобщению студентов к культуре, способствуя развитию у них гуманистического сознания. По мнению Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловской, гуманитаризация образовательной среды - это приобщение непосредственных участников педагогического процесса к культуре как живому воплощению мира человеческих ценностей и смыслов [8, с. 137].
Гуманитаризация образовательной среды основана, прежде всего, на принципах сохранения, укрепления, наращивания и формирования здоровья студентов и может быть реализована через применение вале-ологического аспекта, ориентированного на формирование культуры здоровья и развитие ресурсов адаптации [4, с. 23].
С появлением в 80-е годы прошлого века научного направления «валеология» в педагогической деятельности используются и применяются новые аспекты, в частности, вале-оаспект, которыё является составной частью валеологического подхода.
Применение валеологического подхода в образовательных организациях рассматриваются в работах Н. П. Абаскаловой, Э. С. Вай-нера, Л. Б. Дыхан, В. И. Ирхина, В. И. Петру-шиной, Н. В. Петрушина, А. Г. Щедриной и
др. Авторы придерживаются общего мнения, что идеей формирования культуры здоровья, здорового образа жизни должна быть пронизана образовательная среда образовательной организации.
Валеологический подход включает целевую ориентацию участников педагогического процесса на здоровье как приоритетную ценность и основной результат деятельности, направленность образовательной среды на формирование культуры здоровья студентов. Включение валеологического аспекта в образовательную среду способствует тому, что у студентов в поведении присутствует направленность на сохранение и укрепление своего здоровья через соблюдение здорового образа жизни, приобретается способность корректировать свое физическое и психическое состояние.
О. И. Матафонова рассматривает валео-аспект как совокупность элементов содержания образования, раскрывающая сущность и пути развития ресурсов здоровья в условиях педагогического процесса [4, с. 26].
Целесообразность включения валеоа-спекта в содержание образования обусловлена необходимостью обеспечения педагогически спроектированного влияния на изменение ресурсов здоровья студентов. Ресурсы здоровья, как указывает В. В. Колбанов, это доступные средства для повышения потенциала (уровня) здоровья [3, с. 189] и обеспечить повышение ресурсов здоровья возможно только через формирование культуры здоровья.
По определению Н. П. Абаскаловой, культура здоровья - это комплексное понятие, включающее знание человека об основных факторах и законах сохранения здоровья и ведения здорового образа жизни, способах и приемах саморегуляции, лежащих в основе психического и физического здоровья [5, с. 310].
Формирование культуры здоровья студентов является важным условием преодоления проблем социальной адаптации студентов в образовательной организации и включение валеоаспекта в образовательный процесс, будет способствовать решению этой задачи. Ведь без сформированной культуры здоровья, на каждый кризис или сложную ситуацию, студент ответит девиантным поведением (от лат. deviation - отклонение), поступками, противоречащими принятым в обществе правовым или нравственным нормам поведения. Из множества причин девиант-ного поведения современной студенческой молодежи (биогенных, социальных, психо-
Humanities vector. 2015. Number 1 (41). Faces of professional Development
генных) ведущими являются социальные, которые считаются интегральным показателем сформированности (или не сформированно-сти) культуры здоровья и как следствие, здорового (или нездорового) образа жизни. На социальные причины приходится более половины всех проявлений девиантного поведения студенческой молодежи (алкоголизм, наркомания, преступления, самоубийства и т. д.). Девиантное поведение свидетельствует о дезадаптации личности, которая, по мнению В. В. Колбанова, характеризуется истощением приспособительных возможностей личности [3, с. 103], снижением ресурсов здоровья. Дезадаптация проявляется как срыв социальной адаптации, в виде нарушений психофизических соотношений. Как отмечает К. Г. Эрдынеева, признаки дезадаптации проявляются в форме многочисленных нервно-психических, психосоматических и соматических заболеваний, в стабильном изменении психологических характеристик личности, не обеспечивающих адекватных приспособительных реакций и в выраженных изменениях характеристик социального функционирования личности, её системы отношений [10, с. 33].
Уже отмечалось, что решение проблемы социальной адаптации в значительной степени зависит от формирования культуры здоровья у студентов, а учитывая то, что у современной студенческой молодежи наблюдается явный дефицит культуры здоровья, необходимо внесение изменений в современную образовательную среду.
Использование культурологического подхода в образовательной среде образовательной организации через включение валеоло-гического аспекта будет способствовать формированию культуры здоровья студентов. Для практической реализации этого в учебном плане каждой образовательной органи-
зации СПО должен быть специальный курс «Культура здоровья», реализуемый в режиме не менее 1 занятия в две недели. Формирование культуры здоровья слишком важная проблема, чтобы не выделить в учебном плане на её изучение хотя бы 1 час в две недели. Занятия по специальному курсу «Культура здоровья» дадут желаемый эффект если будут проводиться не только и не столько в традиционной форме учебных занятий, сколько в форме практических занятий, тренингов, применения валеозадач, валеоминуток и т. д. Для оценки уровня культуры здоровья студентов, основой которой является здоровый образ жизни, через соблюдение его основных элементов, необходимо ввести критерии оценки и проводить контрольные тесты 2 раза в год: в начале и завершении учебного года. В качестве основы можно использовать тест Н. П. Абаскаловой об уровне ведения здорового образа жизни.
Проблема социальной адаптации студентов настоятельно требует уделить первостепенное внимание гуманитаризации образовательной среды, направленной на формирование культуры здоровья студентов, на развитие и поддержании ресурсов здоровья студенческой молодежи. Главное, чтобы через гуманитаризацию образовательной среды не только минимизировать ущерб здоровью студентов, но и сформировать культуру здоровья, чтобы поведение студентов приобрело социально-активную направленность на сохранение и укрепление собственного здоровья, повышение ресурсов здоровья. Гуманитаризация образовательной среды - это включение студентов в контекст культуры, прежде всего в контекст культуры здоровья, её формирование, и как следствие повышение уровня здорового образа жизни и решение проблемы социальной адаптации студентов в образовательной организации СПО.
Список литературы
1. Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса (школа - вуз): дис. ... д-ра пед. наук. М., Новосибирск, 2001. 367 с.
2. Блинова Е. Г Научные основы социально-гигиенического мониторинга условий обучения студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования: дис. ... д-ра мед. наук. Москва, 2010. 301 с.
3. Колбанов В. В. Валеология. Основные понятия, термины и определения. СПб: Деан, 2000. 256 с.
4. Матафонова О. И. Подготовка педагогов к здоровьесберегающей деятельности в системе повышения квалификации: региональный опыт: монография. Чита: ЗабКИПКРО, 2012. 195 с.
5. Мельникова М. М., Абаскалова Н. П. . Концептуальные подходы к системе организации здоровьесберегающего образования в вузе // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 9. С. 304314.
6. Савенков А. И. Образовательная среда // Школьный психолог 2008. № 19. С. 4-5.
7. Сенько Ю.В, Фроловская М. Н. . Педагогика понимания: учеб.пособие. М.: Дрофа, 2007. 189 с.
Гуманитарный вектор. 2015. № 1 (41). Грани профессионального развития
8. Теоретико-методологические основы развития профессиональной деятельности учителя: монография / О. П. Морозова, В. А. Сластенин, Ю. В. Сенько и др. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. 546 с.
9. Шеметова Г Н., Дудрова Е. В. Проблемы здоровья современной студенческой молодежи и нерешенные вопросы организации лечебно-профилактической помощи // Саратовский научно-медицинский журнал, 2009. № 4. С. 526-530.
10. Эрдынеева К. Г. Адаптация студентов (психолого-педагогическое исследование). Чита: Изд-во ЧитГУ, 2009. Ч.1. 159 с.
References
1. Abaskalova N. P. Sistemnyi podkhod v formirovanii zdorovogo obraza zhizni sub»ektov obrazovatel'nogo protsessa (shkola - vuz): dis. ... d-ra ped. nauk. M., Novosibirsk, 2001. 367 s.
2. Blinova E. G. Nauchnye osnovy sotsial'no-gigienicheskogo monitoringa uslovii obucheniya studen-tov v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh vysshego professional'nogo obrazovaniya: dis. ... d-ra med. nauk. Moskva, 2010. 301 s.
3. Kolbanov V. V. Valeologiya. Osnovnye ponyatiya, terminy i opredeleniya. SPb: Dean, 2000. 256 s.
4. Matafonova O. I. Podgotovka pedagogov k zdorov'esberegayushchei deyatel'nosti v sisteme povysh-eniya kvalifikatsii: regional'nyi opyt: monografiya. Chita: ZabKIPKRO, 2012. 195 s.
5. Mel'nikova M. M., Abaskalova N. P. . Kontseptual'nye podkhody k sisteme organizatsii zdorov'esberegayushchego obrazovaniya v vuze // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. 2007. № 9. S. 304314.
6. Savenkov A. I. Obrazovatel'naya sreda // Shkol'nyi psikholog. 2008. № 19. S.4-5.
7. Sen'ko Yu.V, Frolovskaya M. N. . Pedagogika ponimaniya: ucheb.posobie. M.: Drofa, 2007. 189 s.
8. Teoretiko-metodologicheskie osnovy razvitiya professional'noi deyatel'nosti uchitelya: monografiya / O. P. Morozova, V. A. Slastenin, Yu. V. Sen'ko i dr. Barnaul: Izd-vo BGPU, 2004. 546 s.
9. Shemetova G. N., Dudrova E. V. Problemy zdorov'ya sovremennoi studencheskoi molodezhi i neresh-ennye voprosy organizatsii lechebno-profilakticheskoi pomoshchi // Saratovskii nauchno-meditsinskii zhur-nal, 2009. № 4. S. 526-530.
10. Erdyneeva K. G. Adaptatsiya studentov (psikhologo-pedagogicheskoe issledovanie). Chita: Izd-vo ChitGU, 2009. Ch.1. 159 s.
Статья поступила в редакцию 07.11.2014