Научная статья на тему 'МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ'

МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ТРАНСПОРТ / ЦЕПЬ ПОСТАВОК / БЕСПЕРЕБОЙНОСТЬ / НАДЕЖНОСТЬ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тойменцева Ирина Анатольевна, Федоренко Роман Владимирович, Панченков Михаил Анатольевич

В статье рассматриваются тенденции и определены перспективы развития логистической инфраструктуры, дана сравнительная характеристика экономик России и ведущих стран мира в сфере транспортной логистики. Представлены мировые тренды, оказывающие влияние на транспортную логистику и определены мероприятия, которые необходимо провести в рамках каждого тренда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тойменцева Ирина Анатольевна, Федоренко Роман Владимирович, Панченков Михаил Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBAL TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF TRANSPORT LOGISTICS INFRASTRUCTURE

The article examines trends and identifies prospects for the development of logistics infrastructure, gives a comparative description of the economies of Russia and the leading countries of the world in the field of transport logistics. The world trends affecting transport logistics are presented and the activities that need to be carried out within each trend are identified.

Текст научной работы на тему «МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

DOI - 10.32 743/UniLaw.2022.90.3.13052

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ САМАРСКОГО РЕГИОНА КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СИСТЕМУ МИРОВЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

Федоренко Роман Владимирович

канд. экон. наук, теплоэнергетический факультет, Самарский государственный технический университет,

РФ, г. Самара

Тойменцева Ирина Анатольевна

д-р экон. наук, профессор кафедры маркетинга, логистики и рекламы Самарский государственный экономический университет,

РФ, г. Самара

Цегледи Тамаш

сотрудник, Университет Шопрона, Венгрия, г. Шопрон

IMPROVING THE TRANSPORT AND LOGISTICS INFRASTRUCTURE OF THE SAMARA REGION AS A GUARANTEE OF SUCCESSFUL INTEGRATION INTO THE SYSTEM OF WORLD ECONOMIC RELATIONS

Fedorenko Roman

Candidate of Economics, Faculty of Heat and Power Engineering, Samara State Technical University, Russia, Samara

Toymentseva Irina

Doctor of Economics, Professor Department of Marketing, Logistics and Advertising, Samara State University of Economics, Russia, Samara

Czegledy Tamash

Employee, University of Sopron, Hungary, Sopron

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Фонда «За русский язык и культуру» в Венгрии в рамках научного проекта № 19-510-23001

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы влияния транспортно-логистической инфраструктуры Самарской области на реализацию процессов интеграции в систему мировых хозяйственных связей, дается ее оценка, также представлена динамика внешнеторгового оборота Самарской области, экспортно-импортных операций. Выявлены факторы, оказывающие сдерживающие воздействие на реализацию процессов интеграции в систему мировых хозяйственных связей.

ABSTRACT

The article discusses the impact of the transport and logistics infrastructure of the Samara region on the implementation of integration processes into the system of world economic relations, gives its assessment, and also presents the dynamics of foreign trade turnover of the Samara region, export - import operations. The factors that have a restraining effect on the implementation of integration processes into the system of world economic relations are identified.

Библиографическое описание: Федоренко Р.В., Тойменцева И.А., Цегледи Тамаш СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ САМАРСКОГО РЕГИОНА КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СИСТЕМУ МИРОВЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ // Universum: экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2022. 3(90). URL: https://7universum.com/ru/economy/archive/item/13052

Ключевые слова: транспортно-логистическая инфраструктура, грузооборот, пассажиропоток, экспортно-импортные операции, рынок транспортных услуг, конкурентоспособность.

Keywords: transport and logistics infrastructure, cargo turnover, passenger traffic, export - import operations, transport services market, competitiveness.

Для того, чтобы Самарская область успешно развивалась как субъект Российской Федерации, она должна иметь мощную транспортно-логистическую инфраструктуру, позволяющую пропускать через себя крупные товарные и сырьевые грузопотоки, а также пассажиропотоки [2]. В Самарском регионе необходимо наличие развитой сети терминально -логистических комплексов, обеспечивающей рациональное складирование, хранение и переработку грузов, использование современных цифровых технологий для сокращения времени на проведение экспортно - импортных операций, таможенного оформления документов.

Для успешной интеграции региона в систему мировых хозяйственных связей, а также возможности выхода самарских поставщиков транспортных услуг на зарубежные рынки с целью получения дохода от реализации этих услуг, необходима развитая транспортно-логистическая инфраструктура. Для усиления конкурентоспособности региона следует проводить мониторинг рынка экспорта транспортных услуг, изучать преимущества конкурентов, разрабатывать мероприятия по улучшению технических и технологических параметров интегрированной транспортно-логистической инфраструктуры Самарской области. Также необходимо обеспечить координацию бизнес-процессов в цепях поставок на базе интеллектуальных транспортных систем.

В Самарской области уже начато строительство скоростной автомагистрали через Волгу, железнодорожной магистрали между Самарой, Курумоч и

Тольятти, мостовых переходов через реки Сок и Самару, а также телекоммуникационной инфраструктуры по внедрению интеллектуальных, цифровых систем управления транспортными потоками.

Самарская область имеет очень выгодное географическое положение на пересечении крупнейших международных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток», что является важным аспектом в экономическом развитии региона [3].

Транспортно-логистическая структура региона представлена всеми видами транспорта, что позволяет ей осуществлять перемещение входных и выходных грузопотоков не только по России, но и международного сообщения стран Азии, Китая, Европы и близлежащего Казахстана.

Мощная сеть магистральных железнодорожных линий соединяет западные, восточные, южные и юго-западные регионы страны. Международный аэропорт «Курумоч» занимает двенадцатое место по России и в среднем обслуживает более 3 млн. пассажиров в год. Крупнейшая река Волга, протекающая по территории Самарской области, способствует развитию речных перевозок и обеспечивает выход к трем морям: Черному, Балтийскому и Каспийскому.

Также развита сеть автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения. По территории Самарской области проходят крупнейшие газо и нефтепроводы. Протяженность путей сообщения различных видов транспорта представлена на рис.1 [1].

687 m

5000 , 14000 ■ Железнодорожный

■ Автомобильный

17700 ■ Трубопроводный

■ Водный

Рисунок 1. Протяженность путей сообщения,

Согласно статистическим данным Самарской области, самый высокий грузооборот отмечается на трубопроводном транспорте, а если сравнивать с пассажирскими перевозками, то лидером по пасса-жирообороту является автомобильный транспорт.

Рынок транспортных услуг Самарской области весьма разнообразен, он представлен различными

гх видов транспорта Самарской области, км

видами транспорта, предприятиями, юридическими организациями и отдельными физическими лицами, взаимодействующими друг с другом при реализации транспортных услуг.

Рынок транспортных услуг России и Самарской области в частности, представлен тремя иерархическими уровнями (рис. 2).

1-ый уровень Заказчики транспортных услуг:

- грузополучатели;

- гоузоотпоавители:

1

2-ын уровень Экспедиторы

I

3-ый уровень Перевозчики (компании): -железнодорожные: - водные; -воздушные; -автотранспоргные

Рисунок 2. Иерархический уровень рынка транспортных услуг

Взаимодействие между участниками рынка может проходить на любом уровне, иногда между первым и третьим, непосредственно, минуя второй.

Дальнейшее развитие регионального рынка транспортных услуг даст возможность привлечь до-

полнительные инвестиции, увеличить объемы производства промышленных предприятий, что обеспечит укрепление экономических позиций Самарской области (рис. 3).

14000000 12000000 10000000 8000000 6000000 4000000 2000000 0

12124567,6

8185572 7488656,8

6517345,8

5694852,8

5823500 7107900

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Рисунок 3. Динамика внешнеторгового оборота Самарской области за 2014 - 2020 гг., тыс. долларов США

Как видно из рисунка 3 внешнеторговый оборот Самарской области с 2014 г. по 2016 г. снижался, что связано, прежде всего, с недостаточно развитой инфраструктурой региона. Однако начиная с 2017 г. по

2018 г. отмечается рост внешнеторгового оборота, но в связи с начавшейся пандемией в 2019 г., закрытием границ, опять наметилась тенденция спада в

2019 г. на 0,7%, в 2020 г. - на 18,1%.

Экспорт в период увеличения объема торговых операций в 2018 г. составил 4 млрд. долларов США (прирост по отношению к 2017 г. составил 11,4%), но начиная с 2019 г. отмечается спад на 7,2%, в 2020 г. - на 37,4%. Импорт в 2018 г. составил 2 млрд. долларов США (прирост 12,5%), но начиная с 2019 г. отмечается его падение на 0,6%, а в 2020 уже на 7,6% (рис. 4).

8 753 903,10

9 000 000,00 8 000 000,00 7 000 000,00 6 000 000,00 5 000 000,00 4 000 000,00 3 000 000,00 2 000 000,00 1 000 000,00 0,00

4680300

I Экспорт I Импорт

2243100

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Рисунок 4. Динамика экспортно - импортных операций за 2014 - 2020 гг.

В структуре экспорта преобладает продукция химической промышленности и минеральные продукты (более 66 % от общего объема экспорта), а структуре импорта - машиностроительная продукция (более 58 %).

К факторам, сдерживающим развитие экономической активности Самарского региона, следует отнести:

• риски, связанные с ухудшением эпидемиологической ситуации;

• снижение инвестиционной привлекательности зарубежных партнеров в связи с ухудшением внешнеэкономических условий;

• колебания цен в мировой торговле, в т.ч низкий курс национальной валюты;

• нестабильность работы транспортно-логистических цепочек;

• сокращение добычи нефти в рамках соглашения стран ОПЕК+;

• сокращение внешнего спроса (по прогнозам в 2021 г. на 24%)

С целью развития внешнеэкономических связей и инвестиционной привлекательности Самарского региона, экспортно-ориентированные предприятия стараются организовать на местах официальные встречи с представителями иностранных компаний и соответственно выезд за рубеж наших делегаций по реализации бизнес-миссий.

На рисунке 5 представлена разработанная авторами карта стратегических направлений совершенствования транспортно-логистической инфраструктуры Самарского региона.

Рисунок. 5. Карта стратегических направлений совершенствования транспортно-логистической

инфраструктуры Самарского региона

A UNiVERSUM:

/у\ ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Стратегическая цель совершенствования транспортно-логистической инфраструктуры заключается в интеграции всех участников для улучшения экономического климата региона и выхода его на новые зарубежные рынки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что транспортно-логистическая инфраструктура Самарской области развивается, не смотря на пандемию,

что является не только укреплением ее позиций на внутреннем рынке, но и на внешнем, способствует расширению внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными партнерами и увеличению доли экспортно-импортных операций в мировой торговле.

Список литературы:

1. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года (утверждена постановлением Правительства Самарской области 12.07.2017 N 411. https://economy.samregion.ru/up-load/iblock/82a/strategiya-so_2030.pdf.

2. Федоренко Р.В., Тойменцева И.А., Цегледи Тамаш / Современное состояние логистики внешнеторговых перевозок в России и странах Европейского Союза// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - Изд-во: Наука и образование. - Краснодар, № 1, 2020, С. 152-155. DOI: 10.23672/SAE.2020.1.53262

3. Федоренко Р.В., Тойменцева И.А., Цегледи Тамаш / Сравнительный анализ транспортно-логистического потенциала Венгрии и России в условиях экономической нестабильности внешней среды // The scientific heritage. - Budapest, Hungary, VOL 4, No 73, 2021. С.28-32. DOI: 10.24412/9215-0365-2021-73-4-28-32).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.