Научная статья на тему 'МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАУКИ КАК РЕФЛЕКСИРУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ'

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАУКИ КАК РЕФЛЕКСИРУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
235
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГУМАНИЗАЦИЯ НАУКИ / АКСИОЛОГИЗАЦИЯ НАУКИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фролова Татьяна Николаевна, Шашурина Галина Вячеславовна

В статье рассматривается проблема мировоззренческой рефлексии как необходимой составляющей современного научного процесса. Обосновывается необходимость ориентации современной науки на социальные и гуманитарные ценностные принципы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLDVIEW ASPECT OF SCIENCE AS A REFLECTIVE SYSTEM

The article deals with the problem of worldview reflection as a necessary component of the modern scientific process. The necessity of orienting modern science towards social and humanitarian value principles is substantiated.

Текст научной работы на тему «МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАУКИ КАК РЕФЛЕКСИРУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ»

УДК 378; ББК 74

DOI 10.24412/2658-638Х-2021 -1-172-176

© Фролова Т.Н., Шашурина Г.В. 2021

WORLDVIEW ASPECT OF SCIENCE AS A REFLECTIVE SYSTEM

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАУКИ КАК РЕФЛЕКСИРУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ

Tatiana N. Frolova,

Associate Professor of the Department of Philosophy of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor,

12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997 E-mail: [email protected]

Татьяна Николаевна Фролова,

доцент кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат социологических наук, доцент 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12 E-mail: [email protected]

Galina V. Shashurina,

Associate Professor of the Department of Philosophy of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor,

12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997 E-mail: [email protected]

Галина Вячеславовна Шашурина,

доцент кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат социологических наук, доцент 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12 E-mail: [email protected]

Для цитирования: Фролова Т.Н., Шашурина Г.В. Мировоззренческий аспект науки как рефлексирующей системы. Психология и педагогика служебной деятельности. 1/2021. С. 172-176.

Научная специальность: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования.

Abstract. The article deals with the problem of worldview reflection as a necessary component of the modern scientific process. The necessity of orienting modern science towards social and humanitarian value principles is substantiated.

Keywords: scientific reflection, spiritual culture, methodological culture, humanization of science, axiologization of science.

Аннотация. В статье рассматривается проблема мировоззренческой рефлексии как необходимой составляющей современного научного процесса. Обосновывается необходимость ориентации современной науки на социальные и гуманитарные ценностные принципы.

Ключевые слова: научная рефлексия, духовная культура, методологическая культура, гуманизация науки, акси-ологизация науки.

В настоящее время проблема мировоззренческого основания науки представляет огромный интерес, поскольку от ее решения зависит очень многое, в частности, перспектива современной цивилизации и определение ценностных ориентаций и жизненно важного смысла самой человеческой деятельности.

Со времени становления современной науки ее неотъемлемой чертой становится рефлексия, дающее развернутое представление о разуме как системообразующей основе всего бытия. Система, обладающая рефлексией, в качестве одного из своих важнейших элементов, предлагает собственно самопознание. Наука в качестве такового представляет изучение самой себя научными исследователями, которые не только познают окру-

жающий мир с точки зрения науки, но и познают саму науку изнутри, применяя при этом весь имеющийся методологический арсенал. Будучи явлением неоднозначным, научная рефлексия привносит с собой как позитивные, так и негативные моменты, определяющие научное познание, и, таким образом, оказывает определенное влияние на весь процесс научного исследования. Тем не менее, современную науку, как и процессы, происходящие в ней, невозможно рассматривать вне рефлексии.

Рефлексия представляет собой особое явление в системе культурных составляющих, и относится, несомненно, к сфере духовной культуры. Ее содержание невозможно определить только через познавательные процессы. Помимо самопознания, рефлексирующий субъект отражает

реальную действительность в своем сознании, соотнося результаты внешнего познавательного опыта к своему внутреннему опыту, и используя при этом различные мыслительные формы. В этом плане философский подход, без которого в принципе невозможно познание, рассматривается как традиционная рефлексия. Ведь только в рамках такого подхода возможно выявить методологию научного познания, необходимую при переходе от собственно познания к познанию научному. Именно таким образом фиксируются методы освоения окружающей реальности, определяется их природа и сущность, формулируются категории и терминология [6].

Наука настолько плотно вошла в современную жизнь, что стала неотделимой от нее. От того, в каком обществе и контексте она существует, зависят важнейшие критерии ее направления и эффективности использования, поэтому вопросы выбора и приоритета научных критериев, ее нормативов и идеалов, а также форм, подходов и методик составляют проблематику рефлексирующей научной составляющей. Научная рефлексия осуществляет выбор и контроль оснований применяемых средств любой научной деятельности, контроль осознанный и целенаправленный, поскольку от этого зачастую зависит весь ее результат. Таким образом, применение научной рефлексии предполагает сознательный переход к целенаправленной разработке методологического научного обеспечения.

Современная наука представляет собой такой вид деятельности, который невозможно также рассматривать вне социокультурного фактора. Познавательная деятельность в своей основе использует не только научный подход, но и многие другие факторы, влияющие на ее осуществление. При этом необходимо учитывать, что культурно-историческая составляющая процесса производства знания тесно связана с мировоззренческим познавательным аспектом [4].

Исторический аспект развития знания отражает наличие и действие его по особым, присущим только ему законам гносеологии, но предполагает также действие достаточно специфического механизма научной рефлексии, позволяющего оценить полученные результаты с позиций критики и его объективизации. Присущий ему мировоззренческий аспект указывает на системный характер научного познавательного процесса, имеющего в своей основе целый ряд содержательных предпосылок социокультурной направленности, тесно взаимосвязанных непосредственно с научным субъектом, что также указывает на глубоко социальный характер научной деятельности.

Таким образом, анализ научного познавательного процесса возможен только в неразрывной связи субъекта, обладающего активной позицией, с его социально-исторической практикой. Современная наука использует для этого методоло-гизацию познавательного процесса, основанную на синтезе философского и теоретико-познавательного подходов к построению, обоснованию и проверке создаваемых в ее недрах научных теорий. Необходимо отметить, что в настоящее время большую актуальность имеет включенный в познавательный процесс ценностно-нормативный фактор его развития.

Практическая деятельность познающего субъекта находит свое выражение в категориальной структуре мышления, а также создаваемых этических и научных нормативах и идеалах. Именно поэтому научная методология должна строиться, учитывая непременное осмысление общих культурных и мировоззренческих ориентиров, положенных в ее основу. Культурно-мировоззренческая рефлексия открывает новые аспекты научной деятельности и может рассматриваться как важное методологическое средство, влияющее и, в какой-то мере, определяющее системный характер любого научного исследования. Мировоззренческий анализ познавательного процесса имеет свою специфику, нацеленность на конкретного познающего субъекта со всей широтой его культурных связей и особенностей. Это находит отражение в создаваемой им в процессе своей работы целостной системы нормативов, ценностей и идеалов, составляющих основу структуры научного познавательного процесса. Посредством применения принципа культурно-мировоззренческой рефлексии возможно создание общей модели анализа культуры всей научной рациональности и разработки его методологии. Методологическая программа такого исследования включает в себя важный аспект рассмотрения используемых познавательных средств с точки зрения общего мировоззренческого и культурного анализа, что имеет конкретную практическую ценность и позволяет решать большой круг задач научного методологического обеспечения исследовательского процесса.

Методологическая научная рефлексия, таким образом, представляет собой осмысление и анализ всей исследовательской деятельности познающего субъекта с позиций философского подхода и выделения в ней основных философских позиций - онтологических, гносеологических, этических, эстетических, логических и аксиологических [3]. Результаты познавательной деятельности ученого с точки зрения научных парадигм, его личные ми-

ровоззренческие установки, представленные в научной проекции, создают некую платформу научной мировоззренческой рефлексии.

Наличие мировоззренческой научной рефлексии в научном познании и любом научном исследовании позволяет решить определенный круг задач и значительно обогащает в целом эти процессы. Природа научного познания представляется культурным феноменом, глубину которого возможно определить и адекватно оценить именно с позиций методологической рефлексии. Проблемы научно-теоретического генезиса рассматриваются в неразрывной взаимосвязи с богатейшим многообразием методик освоения окружающей реальности, что позволяет любые частнонаучные проблемы соотнести с уровнем его культурно-исторического основания, значительно расширив таким образом область их применения [2]. В рамках компетенции рефлексии фиксируются и находят свое основание содержательные нормативно-ценностные предпосылки научного мышления, связывающие науку со всей глобальной практикой познания в субъективном и объективном отражении.

Процесс гуманизации науки, имеющий место на современном этапе развития науки, также связан с методологической рефлексией научного познания, и в этом плане может быть представлен выраженной ориентацией содержания научных понятий на общий социокультурный познавательный статус, наполняющей научные теоретические проблемы конкретного значения общефилософским и социальным смыслом и акцентирующей особое внимание на познание человеческой духовной природы. Методологически рефлексивная составляющая служит средством содержательной фиксации нормативов и идеалов научной деятельности, придавая этим смысловую конкретизацию основным формам научного мышления.

Безусловно, огромную роль в научной исследовательской деятельности играет применяемый в ней творческий субъективный потенциал. Критическое осмысление результатов своей деятельности присуще рефлексивной компоненте любого научного исследования, но только методологическая рефлексия обогащает научное творчество применением общепринятых норм мировоззренческих традиций, что позволяет значительно расширить горизонты развития научной эвристики [5].

Современная наука, как уже было отмечено, достигла высочайшего уровня своего развития, определяя тем самым перспективу развития всего человечества. Уровень научно-технического прогресса представляет собой весьма впечатляющий результат научного развития, и, кроме того,

определяет будущее цивилизации. И поскольку человеческий фактор играет сегодня важную роль в развитии любой науки и решении ее основных проблем, то процесс гуманизации научного знания и прогресса представляется нам важным как никогда. Мировоззренческие и аксиологические проблемы охватывают самые разные области знания и оказываются как включенными в исследовательский процесс, так и отраженными в его результатах. Прохождение этого процесса невозможно без применения мировоззренческой рефлексии, которая, кроме того, значительно усиливает интенсивность его темпа.

Культурно-мировоззренческие основания производства знания, являясь предметом методологической рефлексии, неизмеримо расширяют важнейшую научную и культурную проблематику, новое осмысление которой может способствовать более глубокому изучению алгоритмов его развития и оптимизировать его. Это отражается и на развитии научного потенциала познавательного процесса и позволяет неуклонно и последовательно его повышать.

Объект познания всегда, так или иначе, связан с человеком и его деятельностью, и поэтому в познавательном процессе присутствуют социальные и гуманитарные нормативы и ценности. Это касается и сугубо технических областей науки так же, как и чисто гуманитарных.

Тенденцией развития современной науки, кроме прочих, можно назвать ее аксиологизацию, ориентир на социальные и гуманитарные ценностные принципы. В настоящее время процесс проникновения в научное знание различных моральных, этических и эстетических ценностей получил широкое распространение и привел к тому, что аксиологическая составляющая научного познания присутствует во всех областях окружающей действительности. В особенности это касается тех областей, которые в настоящее время определяют тематику новых научных изысканий и вызывают к себе самый широкий интерес и общественный резонанс. Речь идет в первую очередь об исследованиях, связанных с проблемами физического, психологического и нравственного здоровья человека в области генетики, генной инженерии, молекулярной биологии и некоторых других. Проблема нравственной этической ответственности современного ученого, совершающего эксперименты и открытия в связанных с этими отраслями сферах, также является первоочередной, требующей особого внимания и подхода. Экологическая проблематика науки, оставаясь специфической областью исследований, тем не менее, должна рас-

сматриваться в комплексе с названными проблемными отраслями.

Новая модель неклассической науки развивается, ориентируясь на аксиологический аспект, формируя таким образом новую систему ценностей, тесно связанных с процессом научной гуманизации. Создаваемая в таком ключе научная методология способствует целостному рассмотрению субъективно-объективных факторов познавательной деятельности. В отличие от установок классической научной рациональности, противопоставляющей субъект и объект научного исследования, современные методологические основания рассматривают все компоненты познавательной деятельности в единстве и целостности их существования и развития. Ценностные элементы структуры культуры приобретают четкие границы и открытость, а стремление к постижению объективной истины - новые основания.

Методологические требования науки, усиление взаимосвязи духовных процессов, происходящих в обществе, необходимость формирования гуманитарных аспектов современного научно-технического прогресса неотвратимо приводят к переосмыслению мировоззренческих оснований всего познавательного процесса, неразрывно связанного с наукой [1].

Мировоззренческая рефлексия научного исследования в целом способствует построению научной картины мира, объясняет его системность и развитие, связывает между собой естественные и гуманитарные направления познания, организует диалог самых разных культур и цивилизаций. Это происходит в рамках как определения содержания отдельных терминов и понятий, так и глубокого осмысления созидательной силы и ответственности человеческого фактора во всей исторической и общественной практике развития цивилизации. Мировоззренческая рефлексия в числе других факторов направляет познавательный процесс в самую глубину изысканий, опосредуя его, таким образом, всей культурой развития общества.

В общем и целом наука развивается в контексте культуры, формируя такие идеализации и нормативы, которые позволяют ей обосновывать тесную взаимосвязь с социальной деятельностью, и в то же время, базируясь на ней. Широкая мировоззренческая проблематика органично встраивается в научную методологию, связывая социальные факторы развития знания в единое содержательное и системное целое.

Таким образом, в настоящее время неуклонно возрастает роль методологии в развитии нау-

ки, поскольку современная научная методология представляет собой особую сферу взаимодействия науки и культуры, посредством использования которой становится возможным преодоление специфики конкретного круга задач, сформированных в рамках одного узкого научного направления. Наряду с процессами научной дифференциации, потребность взаимодействия наук самых различных областей также не теряет своей актуальности, и именно в рамках разработки научной методологии решаемы эти задачи. Рост и успехи научно-технического прогресса сопровождаются также возникновением разного рода проблем, с этим связанных, что также обусловливает новые требования обеспечения научной методологии и диктует новые тенденции развития науки. Возникают новые научные концепции, дисциплины, усиливается междисциплинарная связь направлений.

Современная действительность определяет новый круг задач, решаемых научной сферой: процессы глобализации общества, неуклонный рост развития научно-технического прогресса вскрывают многие проблемы функционирования и дальнейшего развития культурной области социума, что, в свою очередь, указывает на необходимость более активной и плодотворной взаимосвязи науки и методологии и значительно усиливает значимость роли методологии в современной познавательной системе. Все это свидетельствует в пользу того факта, что наука сегодня представляет собой рефлексирующую систему знаний, а также указывает, что рефлексивная составляющая научной деятельности развивается и постоянно повышает свою значимость. И несомненным является то, что среди существующих видов научной рефлексии одной из наиболее важных мы называем именно научную методологическую рефлексию.

Библиографический список

1. Бельский В.Ю., Золкин А.Л. Современное образование: новации и традиции // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 1. С.247-250.

2. Васечко А.А. К вопросу о философской природе международного права // Философские исследования и современность: Вып 8. М., 2019. С.25-30.

3. Кочергин А.А., Кочергин А.Н. Методология, методы и фундаментальные операции познавательной деятельности. М., 2003.

4. Наука и образование перед вызовами современного россиеведения / С.Р. Аблеев и др. // Фило-

софские исследования и современность: Вып. 8. М., 2019. С. 330-372.

5. Фролова Т.Н., Шашурина Г.В. Методология научного познания как основа научного творчества // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 4. С. 298-301.

6. Фролова Т.Н., Шашурина Г.В. Специфика и статус современной научной методологии // Вестник экономической безопасности. 2020. № 1. С. 365-369.

References

1. Bel skij V.Yu., Zolkin A.L. Sovremennoe obra-zovanie: novacii i tradicii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2020. № 1. S. 247-250.

2. Vasechko A.A. K voprosu o filosofskoj prirode

mezhdunarodnogo prava // Filosofskie issledovaniya i sovremennost': Vy'p 8. M., 2019. S. 25-30.

3. Kochergin A.A., Kochergin A.N. Metodologiya, metody' i fundamental'ny'e operacii poznavatel'noj deyatel'nosti. M., 2003.

4. Nauka i obrazovanie pered vy'zovami sovre-mennogo rossievedeniya / S.R. Ableev i dr. // Filosof-skie issledovaniya i sovremennost': Vy'p. 8. M., 2019. S.330-372.

5. Frolova T.N., Shashurina G.V. Metodologi-ya nauchnogo poznaniya kak osnova nauchnogo tvorchestva // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2018. № 4. S. 298-301.

6. Frolova T.N., Shashurina G.V. Specifika i status sovremennoj nauchnoj metodologii // Vestnik e'konomicheskoj bezopasnosti. 2020. № 1. S. 365-369.

а.д. сирйлпв

ПЕДАГОГИКА

психология

ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма : учебник / В. Д. Самойлов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 207 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

В учебнике отражены основы учебной дисциплины "Педагогика и психология высшей школы". Учебник предназначен для содействия подготовке магистров к выполнению профессиональных обязанностей в качестве научных работников и педагогов в современной системе высшего профессионального образования, овладения систематизированными представлениями, знаниями, умениями и навыками, формирования общих и профессиональных компетентностей.

Ориентирован на усвоение обучаемыми профессиональной квалификации по курсу "Преподаватель высшей школы". Может быть полезен ассистентам и начинающим преподавателям высших учебных заведений, а также специалистам в области высшего профессионального образования и соискателям ученых степеней.

Соцнальнйя психология организованном преступности

Социальная психология организованной преступности : монография / А. Н. Сухов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 159 с. Гриф НИИ образования и науки.

Монография посвящена изложению социально-психологических аспектов организованной преступности. Раскрыта социально-психологическая природа организованной преступности.

Книга содержит не только основы социально-психологических теорий организованной преступности, но и конкретную ее характеристику на транснациональном, национальном, региональном, корпоративном, групповом и личностном уровнях.

Для психологов, социологов, юристов, преподавателей, студентов, сотрудников правоохранительных органов и государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.