УДК 378.2; ББК 74.48 © Фролова Т.Н., Шашурина Г.В. 2019
METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF MODERN SCIENSE МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
Tatiana Nikolaevna Frolova,
Candidate of Sociology, Docent, Associate Professor of the Department of Philosophy of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V. Y. Kikot E-mail: [email protected]
Татьяна Николаевна Фролова,
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected]
Galina Vyacheslavovna Shashurina,
Candidate of Sociology, Docent, Associate Professor of the Department of Philosophy of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Y. Kikot E-mail: [email protected]
Галина Вячеславовна Шашурина,
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected]
Для цитирования: Фролова Т.Н., Шашурина Г.В. Методологические основания современной науки. Психология и педагогика служебной деятельности. 4/2019. С. 45-49.
Abstract. The article deals with: the problem of methodological support of scientific research, the essence of scientific methodology, the specificity of scientific activity in modern conditions.
Аннотация. Рассматриваются: проблема методологического обеспечения научного исследования, сущность научной методологии, специфика научной деятельности в современных условиях.
Keywords: methodological culture, scientific research, human-ization of science, integration of Sciences, scientific knowledge.
Ключевые слова: методологическая культура, научное исследование, гуманизация науки, интеграция наук, научное познание.
Система высшего образования занимает сегодня важнейшее место в общей системе культуры и в частности, научном ее компоненте, который можно рассматривать как неотъемлемую часть культуры духовной. Ее несомненная важность определяется прежде всего тем, что современное общество неразрывно связано с наукой, оно не может рассматриваться вне науки, и именно научная составляющая выступает главной движущей силой развития научного прогресса, определяющего в конечном счете развитие всей цивилизации. А поскольку развитие науки осуществляется образованными людьми, то и вопрос совершенствования системы высшего образования привлекает к себе самое пристальное внимание.
Авторы статьи уделяли немалое внимание вопросам формирования образовательной культуры и научной методологии [1], тема эта представляется чрезвычайно широкой и интересной, в связи с чем в настоящей статье хотелось бы рассмотреть еще один важный аспект, напрямую связанный с образовательным процессом высшей школы.
Тема научного творчества рассматривается в системе образования как неотъемлемая его часть, аспект, без которого наука не смогла бы развиваться и тем более достигнуть тех высот, которые она занимает сегодня. Вопрос развития научного творчества возникает и получает свое первоначальное развитие в рамках образовательной системы, и именно высшая образовательная система должна определить его цели, возможность, расставить правильные приоритеты и привить сам навык и умение творить в процессе научных исследований [2].
Важнейшим показателем любого научного исследования выступает его результат, возможность достижения поставленной цели и оптимизация пути этого достижения. Указанные критерии в достаточной степени обоснованы уровнем методологической культуры субъекта исследования, что указывает на необходимость пристального внимания к вопросу определения и развития научной методологии.
Методологическая культура в широком смысле толкования этого термина исходит из понимания имеющихся навыков применения раз-
личных средств научного исследования конкретным субъектом. Умелое и даже профессиональное использование исторически сложившихся методик научного исследования определяет уровень овладения им методологической культуры. Процесс научного исследования часто сопровождается открытием новых средств научного познания или убедительным доказательством надежности уже имеющихся, и, конечно, не может обходиться без безупречного владения всем имеющимся арсеналом научной работы.
Процесс развития современной научной методологии обладает характерными чертами, среди которых хотелось бы отметить интеграцию научных методов и методик, значительно повышающую эффективность всей методологии в целом. Поскольку интеграция различных научных направлений и дисциплин давно и успешно применяется в науке, то и перемещение различных частных и общих исследовательских методов из одной научной отрасли в другую дает весьма убедительные результаты [3]. Нередко исследовательская ситуация складывается таким образом, что положительный опыт применения алгоритмов решения научных проблем в отдельно взятой научной отрасли оказывается применимым и достаточно эффективным в другой отрасли науки, на основании чего возникает необходимость его использования в этом направлении. И от того, насколько хорошо исследователь знаком с тонкостями и особенностями этого метода, насколько осознаны и целенаправлены его действия, зависит успех проводимой процедуры. Таким образом развивается и повышается методологическая культура ученого.
Характерной чертой развития современной науки, несомненно, является повышение роли ее методологической компоненты. По мере приобретения опыта научного исследования быстрыми темпами развивается и научная методология, поскольку имеющихся средств бывает зачастую недостаточно для обеспечения его качественного результата. Постановка проблемы автоматически влечет за собой необходимость обеспечения ее решения, а построение алгоритма, в свою очередь, требует владения уже существующими методическими наработками. По мере развития и постоянного изменения окружающей реальности исследователь все чаще осознает недостаток существующей методологии, все чаще возникают ситуации, когда для решения возникшей проблемы нет готовых путей и методов решения. В этом случае исследователь обращается к научной методологии, которую можно представить
также как область слияния науки и культуры, и с помощью которой становится возможным преодоление ограниченности предметных рамок любого научного исследования. Этот процесс напрямую связан с научной дифференциацией, в результате которой происходит некое обособление штата научных работников, выделение их в особую группу. Но поскольку решение любой частнонаучной проблемы в конечном счете должно быть увязано и согласовано в рамках единой реальности, то совершенно необходимым видится научная интеграция, о которой говорилось ранее. Такое взаимодействие огромного числа научных направлений возможно только на основе существующей научной методологии, объединяющей и согласующей их [4].
В настоящее время в окружающей реальности перманентно происходят процессы тесного взаимного сотрудничества и слияния самых различных сфер деятельности человека, эти процессы имеют тенденцию к усилению, взаимодействию факторов как субъективных, так и объективных, постоянному пересмотру и усложнению человеческих и научных ценностей и их критериев. Продолжается процесс дифференциации научного знания, с чем связан неуклонный рост числа междисциплинарных дисциплин и научных программ, имеет место усложнение образующихся и существующих систем, в связи с чем можно говорить и о постоянном увеличении наукоемкости самого характера научного познания и о возрастании требований, предъявляемых к научным методам, используемым в них. Перечисленные факторы определяют насущную необходимость в самой тщательной и обоснованной систематической разработке научного методологического обеспечения.
Процесс прироста научного знания имеет двоякую особенность: по мере увеличения объема составляющей его информации также увеличивается и количество проблем, расширяется область непознанного, и вопросов не становится меньше. Поскольку расширение познавательных границ возможно рассматривать как процесс воистину безграничный, то необходимо все же указать на некоторые сдерживающие его факторы. В первую очередь это материальные ресурсы, которые, как правило, имеют ограничения, что в свою очередь приводит к выбору приоритетных направлений научного развития. Человеческий фактор также не безграничен, но здесь можно говорить о существующей в ряде случаев его зависимости от фактора материального. Таким образом, научное исследование не
может развиваться в любом направлении и объеме, его параметры должны быть определены приоритетной проблематикой. Особенностью современного познавательного процесса выступает фактор субъективный, связанный с глубокой научной образованностью ученого. И если мы говорим об интеграции наук, то и специалист междисциплинарного направления должен сочетать в себе знания большого числа научных областей, что наглядно отражается при создании таких современных научных направлений, как, например, синергетика, кибернетика, биохимия, экоматематика и другие. Узкая специализация отдельно взятого ученого перестает быть достаточной, она требует значительного расширения, включения по меньшей мере основ граничащих с ней научных областей [5].
Окружающая реальность такова, что в ней налицо усиление взаимосвязи науки с самыми разными сторонами социальной жизни, и в первую очередь с общественным производством, а также иными сферами культуры. Эти процессы влекут за собой необходимость осознания и решения других важных проблем: организационных, общекультурных, межличностных, имеющих свои характерные особенности, вызванные временем [6]. В отличие от классической науки, когда важнейшие открытия, как правило, совершались кулуарно, обособленным индивидом, современная наука приобретает все более корпоративный характер. Более того, сегодня решение многих глобальных проблем требует усилий международного сотрудничества, поскольку масштаб их воздействия рассматривается в рамках целой цивилизации. Тем не менее, роль индивидуальности научного субъекта не исчезает, а напротив, также возрастает, поскольку идея, заложенная в основу решения многих проблем целого человечества, возникает первоначально все же у одного индивида.
Перечень проблем, носящих сегодня безотлагательный характер, достаточно велик, и характерной особенностью их является невозможность их разрешения вне взаимодействия сфер науки и культуры. Этот факт неоспоримо указывает на возрастание связи конкретных узконаучных элементов со всеми существующими сферами общественной жизни, включая культурную. Во многом это обусловлено тем, что современные социальные проблемы принимают сегодня статус глобальных, таких, от которых зависит будущее человечества, и само его выживание. Возрастание взаимосвязи и взаимной зависимости всех составляющих социума, противоречие,
обусловленное самим характером технического прогресса, постоянное усложнение окружающей реальности, темпы которого увеличиваются с течением времени - все это способствует глобализации проблем современного социума, которые призвана разрешить наука [7].
Пути разрешения современных проблем базируются, в первую очередь, на глубоком познании и анализе существующей взаимосвязи окружающей нас действительности и правильном понимании механизма ее действия. И помощь в этом разрешении возможна лишь на основе соответствующего уровня методологической культуры.
Таким образом, современная реальность характеризуется противоречиями, возникающими в связи с ускорением развития научно-технического прогресса. Так, существующий потенциал духовной и материальной культуры зачастую не соответствует рациональной возможности его оптимального использования. Этот фактор указывает на необходимость самого пристального внимания к сфере взаимодействия науки и научной методологии. Такие реалии внешнего мира как постоянное усложнение характера проведения научно-исследовательских процедур, последствия научных и научно-технических революций, выразившихся в переносе акцента научных исследований с его объекта на самого человека, все большее усиление дифференциальных процессов научного познания рассматриваются сегодня как причина неуклонного упрочения связи сугубо научной и методологической областей. Роль науки в современном обществе очевидно возрастает, требует дальнейшего разрешения проблема ее воздействия на социум, задачи научного прогнозирования приобретают характер первоочередных, поскольку воздействие человека разумного на природу также неизмеримо возрастает и приобретает в ряде случаев не только негативные, но и просто опасные последствия. Это влечет за собой усиление ответственности субъектов науки за последствия их деятельности, так как ошибки на этом пути обходятся человечеству слишком дорого, и каждый шаг на пути к социальному прогрессу теперь должен быть не только максимально рассчитан и обоснован, но и способствовать сокращению риска своих негативных последствий [8].
Все это убедительно указывает на особую значимость научной методологии в исследовательской деятельности и оценке ее результатов, построении актуальной, соответствующей современным реалиям системе знаний, более того,
можно утверждать, что методология занимает одно из первых мест в области научной проблематики.
Первенство среди научных дисциплин переменно, и это обусловлено объективными факторами современной действительности. Тем не менее, с течением времени наука выработала систему критериев, определяющих эту первоочередность. Прежде всего, чрезвычайную важность здесь играет фактор влияния конкретной научной проблематики на решение насущных проблем общества и формирования определяющего его мировоззрения. Также немаловажной нам видится задача лидерства конкретного направления для удовлетворения социальных потребностей, определяющих развитие цивилизации на данном историческом этапе, построение материально-технической базы создаваемой человеком среды, от которой зависит развитие научного прогресса в целом. Кроме этого большую значимость определяет глубина и теоретическая разработка самого объекта научного исследования, поскольку именно это обстоятельство в конечном счете оказывает решающее воздействие на формирование в рамках данной научной дисциплины тех общенаучных принципов, на основе которых складывается стиль научного мышления. Развитие методов научного исследования, в большей мере это относится к методам общим, определяется фундаментальностью теоретической разработанности подходов в данной научной области и позволяет сформировать методики и алгоритмы, применимые к большому кругу самых различных проблем. И кроме того, в числе требований современной науки, определяющих приоритетность конкретной дисциплины входит ее гуманизация, под которой понимается социальная значимость этого направления: формирование моральных ценностей, определенных критериев, позволяющих науке наиболее полно и оптимально соответствовать потребностям человека, способствовать решению его проблем на данном историческом этапе [9]. Гуманизация науки подразумевает ответственное и бережное отношение ученого к окружающей его внешней среде. Именно обоснованный, достаточно разработанный методологический аспект научной дисциплины дает серьезные основания для выдвижения методологии на лидирующее место в познавательной системе.
Еще одним новшеством, разработанным и внесенным современными учеными критерием разработки научного познания, выступает взгляд на науку как систему, изучающую саму
себя. В некоторых источниках это называется самосознанием системы научных знаний или системой с рефлексией [10, С.3-5]. Самосознание научной системы рассматривается как развитие представлений субъектов науки о самих себе и своей роли в развитии знаний, что значительно повышает ценность любого научного исследования. В рамках научной рефлексии создается и совершенствуется модель поведения и деятельности научного специалиста широкого профиля. В частности, разработка новых критериев и нормативов науки, связь между доказанными и устоявшимися научными фактами и новыми открытиями регулируются на ее основе. Можно утверждать, что процесс постановки и поиск решения вновь сформулированных задач проходит в рамках методологической научной рефлексии.
Для развития современной науки характерен процесс неуклонного возрастания методологической составляющей. На ее основе методологическая научная деятельность приобретает самостоятельность и рассматривается как особая область научной деятельности, регулирующая научную специализацию. Современная наука становится все более управляемым процессом, и для повышения его эффективности используется методология, которая осуществляет целенаправленную и оптимальную выработку инструментария обеспечения развития науки.
Масштабы научной деятельности растут в геометрической прогрессии, наступивший век характерен быстрым темпом увеличения роста научно-технического прогресса, и совершенно ясно, что проблемы ошибочного выбора научной методологии имеют сегодня очень серьезные негативные последствия. На основании этого очевидным является факт, что решение наиболее актуальных, в том числе и глобальных проблем современной цивилизации возможно только на научной основе, и первоочередной задачей здесь представляется повышение уровня методологической культуры научных специалистов широкого спектра.
Литература
1. Фролова Т.Н., Шашурина Г.В. Методологическая культура как важнейший аспект совершенствования образовательной системы // Философские исследования и современность: Вып. 7. М., 2018. С. 191-201.
2. Фролова Т.Н., Шашурина Г.В. Методология научного познания как основа научного творчества // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 4. С. 298-301.
3. Васечко А.А. Методологическое многообразие как основа исследования договора // Философские исследования и современность Сборник научных трудов по итогам постоянно действующего семинара «Современная философия: актуальные идеи и тенденции». М., 2012. С. 33-45.
4. Кочергин А.А., Кочергин А.Н. Методология, методы и фундаментальные операции познавательной деятельности. М., 2003. С. 33-38.
5. Золкин А.Л. Философия университетского образования и современная культура // Философские исследования и современность: Вып. 7. М., 2018. С. 54-60.
6. Галанина Н.В., Горохова В.В. Воспитание молодежи в культурном пространстве постмодер-
на // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2018. № 4. С. 7-10.
7. Кризис как фактор социального развития. М., 2016 [Электронный ресурс]. URL: http:// users4496447.socionet.ru/files/crisis.pdf
8. Социальная философия. Ижевск, 2018.
9. Наука и образование перед вызовами современного россиеведения: материалы межведомственного круглого стола / С.Р. Аблеев и др. // Философские исследования и современность: Вып. 8. М.: ИПЛ, 2019. С. 330-372.
10. Кочергин А.А., Кочергин А.Н. Методология, методы и фундаментальные операции познавательной деятельности. М., 2003.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЭТИКА
Юридическая этика. Учебное пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». (2017) Автор: Аминов И.И. и др.
В соответствии со структурой курса и основными категориями этики в пособии раскрываются содержание и социальная ценность профессиональной этики юриста, выделяются виды этики, нравственные аспекты назначения российского уголовного процесса и его принципов, институтов уголовно-процессуального доказывания и мер уголовно-процессуального принуждения, нравственные основы деятельности в досудебных и судебных стадиях уголовного процесса, а также вопросы культуры уголовно-процессуальной деятельности. Значительное внимание уделено истории развития нравственно-правовых идей в России, этическим требованиям, предъявляемым к следователям, прокурорам, адвокатам и судьям.
Для студентов юридических факультетов и институтов, будущих работников правоохранительных органов, судов, прокуратуры и т.д., а также юристов-практиков.
Золотой фонд российских учебников
Социология. 4-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». (Серия «Золотой фонд российских учебников»). (2018) Автор: Под ред. В.К. Батурина
Рассматриваются основополагающие концепции, теории, методологические подходы, понятия современной социологии в ее историческом и логическом развитии. Особое внимание уделяется анализу фундаментальных проблем развития современного общества средствами и методами социологической науки.
Для более глубокого усвоения теоретический материал сопровождается анализом актуальных проблем развития современного общества.
Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, а также для всех интересующихся социологией и решением проблем развития современного общества.