Научная статья на тему 'Специфика и статус современной научной методологии'

Специфика и статус современной научной методологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1014
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАЦИЯ НАУК / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС / METHODOLOGY OF SCIENCE / METHODOLOGICAL ACTIVITY / EPISTEMOLOGICAL APPROACH / PRAXEOLOGICAL APPROACH / INTEGRATION OF SCIENCES / METHODOLOGICAL STATUS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фролова Татьяна Николаевна, Шашурина Галина Вячеславовна

Рассматривается современная научная методология как сложная, многоуровневая и иерархически организованная система, актуальность определения ее специфики и статуса. Анализируются существующие подходы к определению сущности методологии, в том числе философский, праксеологический, гносеологический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity and status of modern scientific methodology

Considered modern scientific methodology as a complex, multilevel and hierarchically organized system, the relevance of determining its specificity and status. Analyzed existing approaches to determining the essence of the methodology, including philosophical, praxeological, gnoseological.

Текст научной работы на тему «Специфика и статус современной научной методологии»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10070

© Т.Н. Фролова, Г.В. Шашурина, 2020

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

СПЕЦИФИКА И СТАТУС СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ МЕТОДОЛОГИИ

Татьяна Николаевна Фролова,

доцент кафедры философии, кандидат социологических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: [email protected];

Галина Вячеславовна Шашурина, доцент кафедры философии, кандидат социологических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматривается современная научная методология как сложная, многоуровневая и иерархически организованная система, актуальность определения ее специфики и статуса. Анализируются существующие подходы к определению сущности методологии, в том числе философский, праксеологический, гносеологический.

Ключевые слова: методология науки, методологическая деятельность, гносеологический подход, праксеологический подход, интеграция наук, методологический статус.

SPECIFICITY AND STATUS OF MODERN SCIENTIFIC METHODOLOGY

Tatiana N. Frolova,

Associate Professor of the Department of philosophy, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Galina V. Shashurina,

Associate Professor of the Department of philosophy, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. Considered modern scientific methodology as a complex, multilevel and hierarchically organized system, the relevance of determining its specificity and status. Analyzed existing approaches to determining the essence of the methodology, including philosophical, praxeological, gnoseological.

Keywords: methodology of science, methodological activity, epistemological approach, praxeological approach, integration of sciences, methodological status.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Фролова Т.Н., Шашурина Г.В. Специфика и статус современной научной методологии. Вестник экономической безопасности. 2020;(1):365-9.

Обоснование проблемы развития научной методологии не нуждается в приведении доказательств, а актуальность ее на сегодняшний день очевидна и неоспорима. Весь исторический ход развития научного познания свидетельствует в пользу того, что именно научная методология представляет собой не просто важное, но и обязательное условие этого развития. Без методологии современная наука существовать не может, весь ход развития цивилизации являет тому яркое свидетельство.

Авторы уделяли немало внимания рассмотрению важнейших аспектов научного методологического развития [1, с. 282—289] и, несмотря на фундаментальные разработки в этой области сегодня, многие аспекты этого вопроса по-прежнему нуждаются в уточнении и обосновании.

Среди характерных черт развития современной науки наибольший интерес вызывает проблема ее методологизации. Хотя процесс формирования методологии науки был начат достаточно давно, в современном научном сообществе до сих пор рассматривается широкий спектр взглядов на понимание ее сущности. В настоящее время много внимания уделяется творческому осмыслению этого процесса, завершению теоретической ассимиляции различных разработок в этой области.

Обобщая наиболее обоснованные и объективные научные взгляды, можно определить современную научную методологию как сложную, иерархически выстроенную систему, образованную из множества уровней различной природы и значения. Ее ядром выступает так называемая общая теоретическая методология, а также частные и узкоконкрет-

ные методологии, решающие вопросы развития как отдельных научных направлений, так и достаточно узких, специфических научных проблем. Учитывая другую особенность развития современной науки, такую как научная интеграция, можно также говорить и о развитии области методологии междисциплинарных научных и исследовательских программ самого широкого диапазона сложности.

Методологический анализ существующего сегодня научного инструментария показывает, что в его рамках поставлены задачи глубокого осмысления элементов решения познавательных научных проблем, их роли в познавательном процессе, построения логики научного исследования, а также объективное обоснование истинности полученных результатов. Наряду с огромным множеством существующих методов и форм научного познания, методологический смысл применим лишь к тем из них, которые являют собой обязательные компоненты исследовательской деятельности ученого. На основании этого возникает проблема осмысления и роли в научном процессе самой методологии, уточнение и определение ее так называемого методологического статуса.

Довольно распространенным является ошибочное мнение, не дающее четких отличий в определении сущности методики и методологии, и выделение специфики последней во многом способствует устранению этого заблуждения. Среди популярных научных подходов в определении сущности специфики научной методологии можно указать на функциональный, теоретико-эвристический и содержательные подходы, каждый из которых в разной степени освещает ту или иную ее сторону. Определение сущности научной методологической специфики проводится путем анализа решаемых с помощью методологических средств научных проблем в различных направлениях, спецификации методологии по аналогии с любой теоретической системой знания в контексте ее эвристических функций [3], а также путем детального исследования содержательных особенностей решаемых проблем. Результатом подобного процесса является выявление многих важных сторон научной методологии, но при этом основные черты, характеризующие методологическую специфику, остаются вне поля зрения.

Наиболее глубокий и логически обоснованный подход к поставленной задаче исходит, прежде всего, из того, что в основе методологии находится ак-

тивная деятельность, итогом которой является креативный продукт. Именно подготовка и обеспечение нового, не имеющего места ранее проекта научного исследования, в наибольшей степени отражает специфику научной методологии [2, с. 313—319].

Содержательный аспект методологической деятельности основывается на историческом, философском, сугубо научном методическом подходах. Исторически сложившиеся научные критерии и нормы выявления истины осмысливаются онтологически, результатом чего является четкое определение практических свойств изучаемой действительности, что впоследствии используется методологом для конкретной разработки проектов и макетов проведения подлинно научного, объективного исследования. Таким образом, возникает новый проект научного исследования и прогнозирования, во многом отвечающий подлинно научным требованиям.

Специфика методологии прослеживается еще и в том, что ее содержание отражает не только способы и приемы исследования, но и само строение научного знания. Изучение свойств и процессов его функционирования, генезиса и характерных закономерностей развития научного знания также способствует разработке оптимальных критериев и методов научного исследования. Задачей методологии является получение специфического научного знания, разработка и уточнение имеющихся и новых его форм, условий и методов его разработки и проверка с помощью, прежде всего, логических, а затем гносеологических и системно-структурных подходов.

Другая важная специфическая черта научной методологии определяется через призму философского подхода, когда методологическая деятельность рассматривается как обусловленная основа деятельности теоретической, самообразующей и регулирующей. Важным итогом в этом случае можно назвать произведенный детальный анализ существующих предпосылок практической стороны научного исследования и выявление их обоснованности как объективного основания разработки в заданном направлении. Иными словами, происходит рациональное обоснование сложившихся мировоззренческих принципов конкретной научной проблемы, и происходит это с помощью методологии.

Довольно интересен, так называемый, прак-сеологический подход в методологии, также отра-

жающий ее специфику. Выраженная практическая направленность использования методик и методов применения в различных отраслях науки и техники ориентирована на выявление и обоснование неких норм практической целесообразности применения данных методов, имеющих схожие черты, что в результате приносит хороший эффект их использования. Но наиболее успешным в выявлении методологической специфики в науке сегодня можно назвать подход, основанный на использовании нормативного обеспечения, общего для всех наук. Как правило, решаемая в отдельной научной отрасли проблема отличается целым рядом характерных черт, несвойственных другим проблемам. И для ее разрешения предлагается использовать уже имеющиеся наработки общенаучного характера. Абстрагирование от заданной проблемы, обращение в междисциплинарную область научного познания, поиск и адаптация разработанных и эффективных приемов и нормативов дает хороший результат при выработке специальной научной методики, пригодной к применению конкретной проблемы в любой научной области, обоснованных нормативных систем научного исследования [4, с. 25—30].

Таким образом, находится искомое решение порой весьма специфической проблемы в рамках установленных нормативов определенного научного направления. В данном случае статус методологии неизмеримо расширяется, поскольку ее можно рассматривать как прямую взаимосвязь культурных и научных областей, связь, в результате которой наука заимствует из области культуры установки и нормативы, способствующие ее развитию и прогрессу. Такая трактовка значительно обогащает раскрытие сущности методологической деятельности, прежде всего, в ее теоретическом и содержательном планах, четко определяет ее специфику через фиксацию исходного материала, с которым работает методолог-исследователь. Специфика проявляется здесь в том, что методолог формирует новые нормативы исследовательской деятельности, в отличие от ученого, который эти нормативы лишь использует. В условиях развития современного научного знания, когда количество задач, не подпадающих под действие уже разработанных нормативов, постоянно увеличивается, это имеет особенно важное значение, определяющее неуклонное повышение результативности исследо-

вательского процесса и определяющего его целенаправленный характер [5, с. 330—372].

Философский подход, используемый в методологии, определяет еще одну важную черту ее специфики, а именно ее гносеологическую направленность. Задачей гносеологии является детальное изучение происхождения и развития нормативов, используемых наукой и создание таким образом базы, управляющей деятельностью ученого-исследователя. В рамках методологии разрабатываются новые критерии и нормативы научной деятельности, то есть средства, способствующие продвижению научного развития. И именно гносеологическая специфика работы методолога позволяет научному исследованию раскрыть социальные механизмы его действия, разработать объективную базу для получения наиболее эффективных результатов. Это происходит в том числе и за счет раскрытия исторической хронологии научного прогресса и создания, в конечном счете, обоснованных нормативных систем научного исследования. С точки зрения гносеологии, и ученый, и методолог могут оценивать научно-исследовательскую область не только как закономерный и целенаправленный процесс, но и как процесс естественно-исторический, на эволюцию которого воздействуют и стихийные факторы, пренебречь значением которых невозможно [6].

Как уже говорилось, несмотря на множество современных исследований в области методологии науки, существует немало оценивающих ее программ, и статус методологии по-прежнему четко не определен. Безусловно, методологию необходимо рассматривать, прежде всего, как направление системное, содержащее критерии и основополагающие принципы построения теоретической и эмпирической базы решения научных проблем. Философская направленность методологии очевидна и присутствует уже в том, что ее объектом является наука, и, несмотря на огромное разнообразие существующих сегодня наук, каждая из них получает в методологии философское обоснование. Это также можно отнести к специфическим особенностям методологии.

С пониманием сущности методологии тесно связано понимание сущности методологического сознания, рассматриваемого как важная составляющая общенаучной методологии. Понятие методологического сознания включает в себя обобщенную сово-

купность представлений о целях и задачах, а также основных критериях и категориях, стандартах и нормативах научного исследования, используемых учеными. Методология здесь выполняет роль некоего концептуального анализа деятельности и ее результатов в сфере разнообразных наук, и основу этого анализа составляют философские и логические методы, а также методы близких к ним научных направлений.

Методологическое знание имеет большое количество свойств, что приводит к возможности рассмотрения области методологии как совокупности различных теоретических систем. В зависимости от характера предметной области науки методологическое знание подразделяется на обладающие самостоятельностью теоретические системы различной методологической направленности, такие как общенаучная методология, и междисциплинарную и философскую системы. Наиболее общие теоретические принципы формируются в рамках философской методологии и выступают затем в виде основы построения других методологий, имеющих более узкую предметную специфику.

На основе общенаучной методологии происходит синтез и обобщение частных теоретических и методологических разработок, а междисциплинарные методологии обеспечивают прикладные варианты общих разработок в области научной методологии, применимых в самых различных областях знания. Еще более узкая методологическая специализация находит отражение в дисциплинарных методологических системах, целью которых является применение данной методологии в достаточной узком кругу специальных наук, а порой — решение отдельных проблем в рамках этих направлений.

Несмотря на наличие методологий различных направленностей, все они обладают внутренним единством, выражающимся, прежде всего, в наличии общей познавательной цели. Кроме того, каждая специальная методология также выполняет нормативные и инструментальные функции, позволяющие систематизировать и оценивать рациональность и эффективность применения познавательных средств.

С точки зрения принципа историзма, методология формируется на философской основе, действуя как одна из философских функций, развиваясь и вырастая до самостоятельно существующей отрасли. Методологические проблемы науки возникают так-

же по мере развития и совершенствования ее самой, что приводит к возникновению двух разных, но весьма тесно взаимосвязанных методологических направлений, таких как методология философская и собственно научная (внутринаучная). Выполняя разные задачи, оба эти направления составляют основу сложной иерархически организованной системы, задачами которой являются не только определение общей стратегии научного исследования, но и самого характера и методов постановки и решения огромного круга проблем науки.

Определение методологического статуса современной науки представляет собой достаточной сложную проблему, в свете которой методология может быть рассмотрена также как направление, служащее связующим звеном между философией и собственно наукой. Предмет научного изучения представляет собой достаточно сложное образование, поскольку является продуктом человеческой деятельности, компонентом ее культуры, состоящим из множества элементов и связей, находящимся в постоянном развитии и совершенствовании [7, с. 298—301].

В определении статуса методологии важным моментом выступает ее практическая ориентация, поскольку теоретический и практический методологические аспекты образуют целостность и отражают саму сущность этого направления. Научно-исследовательская деятельность ученого не может функционировать без учета составляющей его методологической практики, так как разработка новых критериев и нормативов научного исследования базируется именно на ней. Нередка ситуация, когда исследователь использует только теоретико-методологический инструментарий, самостоятельно формируя и решая методологические проблемы своего научного направления, создавая тем самым образцы практической методологии.

Методологическая теория представляет собой специфическую область научного знания, в рамках которой происходит синтез и систематизация всей методологической практики ученых, осуществляющих ее с философских гносеологических позиций. Цель функционирования этого направления заключается не только в разработке средств, ее обеспечивающих, но в обобщении всего методологического опыта, представленного в виде сложной системы.

При разработке методологической теории осуществляется систематизированное обобщение все-

го методологического опыта, наработанного ранее, учитывающее не только эффективные методики, но и опыт допущенных и возможных ошибок, что представляется весьма полезным для дальнейшей разработки общих и специфических научных методик. Кроме того, именно в рамках такой разработки происходит уточнение и детализация структуры науки, ее функционирования и дальнейшего развития, а также выявление и детальная разработка новых, не применяемых ранее принципов научного исследования.

Говоря о наиболее актуальных и важных сегодня научных методологических проблемах, следует выделить проблемы исследования самого предмета научной методологии, так называемой саморефлексии, а также анализ взаимосвязей методологии с различными научными сферами, например, научным творчеством и его психологией, философией и гносеологией, этикой науки, историческим научным развитием и многими другими [8, с. 168—173].

Разрабатывая проблемы типологии практической деятельности ученых в области методологии, так же как и общих методологических проблем, необходимо отметить осуществляемое в рамках разработки выделение общих для разных типов методологической деятельности схем и алгоритмов, целью которых является, в первую очередь, определение ориентации всего методологического поиска. Среди методологических проблем наиболее широкой направленности отметим проблему построения общей методологической картины мира, в которой находят свое отражение исследование структуры и функций вновь формируемого знания, механизмов его приращения и разработки. Кроме того, в число достаточно важных сегодня методологических разработок включено построение некоего эталона научно-исследовательской деятельности методолога, а также проблемы нахождения и формулирования результатов, определяющих направление научного поиска.

Таким образом, проблемы, решаемые в рамках методологии науки, не только отличаются от методологических научных проблем, но и дополняют и разъясняют многие специальные методологические задачи.

Обобщая рассмотренный материал, можно отметить, что современная научная методология представляет собой чрезвычайно сложную, многоуровневую и иерархически организованную систему, состоящую, по большому счету, из двух больших

взаимосвязанных и взаимодействующих областей — общей и частной методологии. Методологию общую можно рассматривать как теоретическую фундаментальную образующую систему, в то время как методология частная состоит из отдельных методологических программ, рассматривающих естественные, социальные, гуманитарные, технические и другие научные направления. Для повышения эффективности исследования некоторые родственные направления частных методологий объединяются в единые группы. А так как тенденцией развития современной науки выступает ее интеграция, и как результат этого, возникновение и развитие большого числа новых междисциплинарных направлений, то и развитие методологии идет по пути образования междисциплинарных научных и исследовательских программ самого разного масштаба. Все это чрезвычайно обогащает современную систему методологии и значительно повышает эффективность ее использования как на теоретическом, так и на практическом уровнях.

Литература

1. Фролова Т.Н., Шашурина Г. В. Методологические концепции научной теории // Философские исследования и современность: Вып. 8. М., 2019.

2. Шашурина Г.В. Новационные аспекты современной философии науки: синергетика и эвристика // Философские исследования и современность: Вып. 8. М., 2019.

3. Кочергин А.А., Кочергин А.Н. Методология, методы и фундаментальные операции познавательной деятельности. М., 2003.

4. Васечко А.А. К вопросу о философской природе международного права // Философские исследования и современность: Вып. 8. М., 2019.

5. Наука и образование перед вызовами современного россиеведения: материалы межведомственного круглого стола / С.Р. Аблеев и др. // Философские исследования и современность: Вып. 8. М.: ИПЛ, 2019.

6. Общество в постнеклассической картине мира. Курс лекций. Ижевск, 2019.

7. Фролова Т.Н., Шашурина Г.В. Методология научного познания как основа научного творчества // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 4.

8. Медушевская Н.Ф. Этическое измерение научной деятельности // Философские исследования и современность: Вып. 8. М., 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.