Научная статья на тему 'МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФЕНОМЕНУ ЗДОРОВЬЯ В РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУРАХ'

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФЕНОМЕНУ ЗДОРОВЬЯ В РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУРАХ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
193
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНАЯ / ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИИ / ЗДОРОВЬЕ / ЦЕЛОСТНОСТЬ / ЕДИНСТВО / EASTERN / EUROPEAN TRADITIONS / HEALTH / INTEGRITY / UNITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Камалетдинова Альфия Янаховна, Невелев Анатолий Борисович

В процессе сравнительного анализа подходов к здоровью человека в разных культурных традициях V-IV вв. до н. э. определяем, что объединяющим является понимание целостного единства человека. Нарушение гармоничной целостности влечет за собой нездоровье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLDVIEW APPROACHES TO THE PHENOMENON OF HEALTHIN DIFFERENT CULTURES

In the process of comparative analysis of approaches to human health in different cultural traditions of the V-IV centuries BC, we determine that the unifying is the understanding of the integral unity of man. The violation of the harmonious integrity of the entailed ill-health.

Текст научной работы на тему «МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФЕНОМЕНУ ЗДОРОВЬЯ В РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУРАХ»

ПЕРЕДОВАЯ LEADER

Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2019. № 3—4 (7—8). С. 5—8.

УДК 130.2 ББК 87.52

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФЕНОМЕНУ ЗДОРОВЬЯ

В РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУРАХ

А. Я. Камалетдинова, А. Б. Невелев

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

В процессе сравнительного анализа подходов к здоровью человека в разных культурных традициях V—IV вв. до н. э. определяем, что объединяющим является понимание целостного единства человека. Нарушение гармоничной целостности влечет за собой нездоровье.

Ключевые слова: восточная, европейская традиции, здоровье, целостность, единство.

Одной из фундаментальных ценностей бытия человека с древних времен до наших дней является категория здоровья. Здоровье не просто как аксиологическая характеристика телесного существования индивида. Ценностью выступает сохранение и поддержание на определенном уровне телесного, психического, интеллектуального здоровья человечества.

В различных онтологических моделях понимания мира феномен здоровья интерпретируется в зависимости от методологических оснований, учитывающих различные состояния человека и его место в реальной действительности. Исходим из положения, что представление о здоровье в процессе развития цивилизации меняется в зависимости от исторических, культурных, социально-экономических и других условий, поэтому любое определение будет относительно восточной или западной традиций.

В восточной традиции здоровый человек — это гармоничный человек, единый с природой. Состояние здоровья рассматривается как соразмерность противоположных начал. Гармония внутреннего и внешнего бытия человека представляет целостное единство. В современном мире, испытавшем на себе сильное влияние западной традиции, это целостное единство нарушено. На практике в понимании здоровья человека отсутствует целостный гармоничный взгляд. Метафорически можно назвать этот подход «кубистическим», потому что конкретными науками (медициной, психологией, педагогикой и др.) рассматривается приоритетно лишь какой-то отдельный аспект здоровья человека.

В китайской философии дао есть «всё», есть суть тотального бытия [2; 4]. Лао-цзы разделяет дао, не имеющее имя, которое «есть начало неба и земли» [1. С. 182], и дао, имеющее имя, которое «есть мать всех вещей» [Там же]. Дао есть единое целое, в аспекте которого понимаешь гармонию бытия человека в единстве духовного и материального. Здоровый человек в восточной традиции, руководствующийся дао, живет в гармонии с природой и самим собой. Гармония с природой предполагает само естество, в котором нет места инородному вмешательству, нарушающему целостность индивида. В дао заключен принцип естественности и простоты, что и является основой здоровья человека Востока. Реализация принципа естественности осуществляется в требовании бесстрастности и постоянства (традиционализм), что является характеристикой психоэмоционального здоровья человека. Дыхание, данное человеку от природы, воспринимаемое как данность, совершенствуется через востребованные в современных условиях дыхательные гимнастики, обучающие человека правильно дышать и запускать ци. Любая медитативная техника в восточной традиции развивает способность позитивно управлять ци.

Лао-цзы предположил, что именем дао может стать «Великое». Появление имени влечет за собой реализацию в мире вещей. Китайский мыслитель отметил, что «Великое — оно в бесконечном движении. Находящееся в бесконечном движении не достигает предела» [Там же. 183]. Какой из медиков не исповедует этот постулат. Бытие есть движение, жизнь человека есть тоже ни на мгновение не прекращающееся движение, сбой в котором можно

6

А. Я. Камалетдинова, А. Б. Невелев

фиксировать как начало нарушения целостности (начало болезни).

Лао-цзы утверждал, что «дао — глубочайшие врата рождения» [1. С. 183] единого, порождающего два диалектически противоположных начала (инь и ян), которые, в свою очередь, могут породить третье (сущее — живое). Неисчерпаемое перерождение противоположного — суть неисчерпаемого «движения дао» [Там же. С. 185]. Все единое наполнено энергией ци. В восточной традиции энергия ци есть показатель здоровья отдельного индивида. Любой лекарь в первую очередь рекомендует закрыть энергийные бреши, восполнить ци. Пополнить ци возможно из единого. Таким образом, восточный человек черпает свое здоровье в самом бытии.

Самая «глубокая истина» даосизма открывается в положении о диалектическом единстве противоположных начал. «Все существа укрепляются после ослабления и ослабляются после укрепления (гл. 42)» [Там же]. Пределы между противоположностями нечетки и непостоянны, иногда они предполагаемы, но они есть. Гармоничное балансирование на границе позволяет придерживаться некой середины (в нашем случае — относительного здоровья). Человек, сохраняющий индивидуальное ци и бережно относящийся к ци единого, может запустить механизм борьбы с несовершенством (нездоровьем). Последователь даосизма поставлен самим бытием в условия здорового существования, указывая «универсальный путь» к нему.

Смысл жизни человека восточной традиции — в здоровье бытия, всеобщего и особенного; в этом и есть истина. Редко в литературе, посвященной проблемам философии здоровья, можно найти упоминания о пути обретения истины. Поэтому приятным исключением стало исследование Г. И. Шалыгиной, в котором здоровье рассматривается как постоянный, ни на мгновение не прекращающийся процесс (не данность от рождения и не результат). Она отмечает, что «обретение здоровья — это обретение истины организмом и для организма, ибо здоровье обладает всеми характеристиками истины — естественностью, целостностью, неделимостью, ценностью» [8. С. 24]. И этой истиной является гармония духа и тела, что и есть жизнь человека.

Такие подходы были намечены и в европейской традиции еще с древних времен, где болезнь рассматривалась как нарушение гармонии между противоположными началами. Выдающийся последователь Пифагора Алкмеон определял здоровье как

«демократическое равноправие... элементарных сил» [6. С. 272]. В нарушении гармонии греческий философ выделял три вида причин болезни: внешние, внутренние (сущностные) и места локализации. Созвучные положения находим в труде Гиппократа «О древней медицине», в котором выделены две составляющие здоровья человека: телесная и душевная, гармоничное единство которых обеспечивает здоровье индивида. Многие медицинские трактаты VI—V вв. приписываются великому философу и медику Гиппократу (по мнению некоторых исследователей, не все они ему принадлежат) и составляют популярный трактат «Корпус Гиппократа».

В трактате «О священной болезни» Гиппократ вступает в полемику с представителями религиозно-мистического врачевания. К «святым недугам» мыслитель относит необъяснимые, причину возникновения которых по тем временам нельзя было объяснить с точки зрения разума. В них Гиппократ видит божественное предназначение. Если медик не понимает причин и природы болезни, то как он может их лечить, задается вопросом Гиппократ. Вызывают сомнения и методики лечения: одни врачеватели использовали магию, а другие — «святотатственную» практику.

В практике врачевания Гиппократ указывает, что первоначально следует выявить причину болезни, не опускаясь до абсурдного смешения природных, естественных причин с внеположенным (неподвластным человеческому разуму). Великий врачеватель первоначально пытается найти и объяснить причину «святого недуга» (эпилепсии) исходя из внешних материальных условий, используя почти математические методы «вычитания» и «соединения» элементарных сил: сладкого и горького, холодного и горячего и т. д. На этом основании медикам рекомендовано определить режим правильного, гармоничного сочетания противоположных начал, в чем и кроется залог успеха лечения, даже «святого недуга» (помним, что он относится к разряду «внеположенных»).

Детерминированности болезней от окружающей среды был посвящен новаторский для того времени трактат «О водах, воздухе и местностях», обосновывавший необходимость осознания целостности организма для того, чтобы позитивно влиять на часть (болезнь). Совокупность и соотношение внешних координат (климат, география, экологические показатели и др.) могут оказывать существенное влияние на характер и течение болезни. Лекарь обязан обращать внимание на дис-

Мировоззренческие подходы к феномену здоровья в различных культурах

7

гармонию соотношения факторов, прежде чем наметить методику лечения.

Наконец, именно в этом трактате впервые было высказано предположение, что общественная жизнь (влияние политических институтов) может оказывать разрушительное воздействие на общее здоровье индивида. Логически обосновано предположение, что тип политического правления неукоснительно ведет к состоянию здоровья или нездоровья нации. В условиях деспотической тирании индивид собственным существованием обрекает себя на немощь, чтобы оказаться непригодным для активного сопротивления в условиях социальной борьбы. В какой-то степени продолжение этого смелого предположения найдет подтверждение у Ш. Монтескье (теория географического детерминизма).

Против догматического подхода в медицине направлен манифест Гиппократа «Древняя медицина», в котором традиционное для того времени

лечение, исходящее из одной только выявленной причины болезни, считается недопустимым. «.. .Раз взяв за основу один или два постулата, они очевидным образом впадают в ошибку», — утверждает великий врачеватель [3. С. 126]. Поэтому в медицинской практике руководствоваться только единичным, не воспринимая человека в целом, вообще, нельзя. Исходным состоянием индивида является его целостное единство, что и есть здоровье. Любой фактор или причина, если они несоразмерны, могут нарушить эту целостность. В итоге Гиппократ предложил механизм наиболее эффективной модели врачевания, в которой систематизировано знание о прошлом, настоящем и будущем больного. Мастерство медика должно включать позитивную лечебную практику (эмпирику), систематизацию и детальное описание результатов врачевания, наконец, теоретическое осмысление медицинской практики и рекомендации по организации врачебного дела.

Список литературы

1. Антология мировой философии: Философия древности и средневековья : в 4 т. Т. 1, ч. 1. — М. : Мысль, 1969. — 576 с.

2. Древнекитайская философия : собр. текстов : в 2 т. Т. 1, 2. Философское наследие. — М.: Мысль, 1973.

3. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье. 1—2 / Дж. Реале, Д. Антисери ; в пер. и под ред. С. А. Мальцевой. — СПб. : Пневма, 2003. — 688 с.

4. Невелев, А. Б. Школы древнекитайской философии: опыт предметно-энергийного исследования / А. Б. Невелев // Вестник Челябинского государственного университета. — 2017. — № 1 (397). Философские науки. Вып. 43. — С. 73—77.

5. Невелев, А. Б. Опыт предметно-энергийного исследования древнекитайской философии / А. Б. Невелев, А. Я. Камалетдинова // Materials of the International Conference "Scientific research of the SCO countries: synergy and integration" : reports in English (June 14—15, 2018. Beijing, PRC). — Р. 64—68.

6. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / сост. А. В. Лебедев. — М. : Наука, 1989. — 576 с.

7. Философия здоровья / ред. кол. О. Е. Баксанский, И. К. Лисеев [и др.]. — М. : Изд-во ИФ РАН, 2001. — 242 с.

8. Шалыгина, Г. И. Философия здоровья: советы на каждый день и на всю жизнь / Г. И. Шалыгина. — СПб., 1994.

Сведения об авторах

Камалетдинова Альфия Янаховна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. allakamaletdinova@rambler.ru

Невелев Анатолий Борисович — доктор философских наук, профессор кафедры философии Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. filos@csu.ru

8

A. H. KaManemóuHOBa, A. E. HeBeneB

Bulletin of Chelyabinsk State University.

Education and Healthcare. 2019. № 3—4 (7—8). P. 5—8.

WORLDVIEW APPROACHES TO THE PHENOMENON OF HEALTH

IN DIFFERENT CULTURES

A.Ya. Kamaletdinova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. allakamaletdinova@rambler.ru

A.B. Nevelev

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. filos@csu.ru

In the process of comparative analysis of approaches to human health in different cultural traditions of the V-IV centuries BC, we determine that the unifying is the understanding of the integral unity of man. The violation of the harmonious integrity of the entailed ill-health.

Keywords: Eastern, European traditions, health, integrity, unity.

References

1. Antologiya mirovoj filosofii: Filosofiya drevnosti i srednevekov'ya. V 4 t. T. 1. Ch. 1. Moscow, Mysl', 1969. 576 p.

2. Drevnekitajskaya filosofiya Sobranie tekstov v 2 t. T. 1, 2. Filosofskoe nasledie. Moscow, Mysl', 1973. (In Russ.).

3. Reale Dzh., Antiseri D. Zapadnayafilosofiya ot istokov do nashih dnej. Antichnost' i Srednevekov'ye, 1-2. St. Petersburg, Pnevma, 2003. 688 p. (In Russ.).

4. Nevelev A.B. Shkoly drevnekitajskoj filosofii: opyt predmetno-energijnogo issledovaniya. Vestnik Che-lyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2017, no. 1 (397). Filosofskie nauki, iss. 43, pp. 73-77. (In Russ.).

5. Nevelev A.B., Kamaletdinova A.Ya. Opyt predmetno-energijnogo issledovaniya drevnekitajskoj filosofii. Materials of the International Conference "Scientific research of the SCO countries: synergy and integration". Reports in English (June 14-15, 2018. Beijing, PRC). Pp. 64-68.

6. Lebedev A.V. (compil.). Fragmenty rannih grecheskih filosofov. Ch. 1. Ot epicheskih teokosmogonij do vozniknoveniya atomistiki. Moscow, Nauka, 1989. 576 p. (In Russ.).

7. Baksanskij O.E., Liseev I.K. [et al.] (editorial board). Filosofiyazdorov'ya. Moscow, IF RAN, 2001. 242 p. (In Russ.).

8. Shalygina G.I. Filosofiya zdorov'ya: sovety na kazhdyj den' i na vsyu zhizn'. St. Petersburg, 1994. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.