Естественно-гуманитарные исследования № 1 (51), 2024_327
4. Мерзлякова Е.А. Основные тенденции и перспективные направления развития электронной коммерции в России / Е.А. Мерзлякова, Е.В. Бридский // ЦИТИСЭ. 2021. № 2 (28). С. 510-522.
5. Мерзлякова Е.А. Современные особенности формирования и развития инновационного потенциала хозяйственных систем / Е.А. Мерзлякова, А.Ю. Гончаров, Р.В. Грибов // Организатор производства. 2022. Т. 30. N° 3. С. 58-66.
6. Обзор операций, совершенных без согласия клиентов финансовых организаций. Режим доступа: https://cbr.ru/analytics/ib/ operations_survey_2022.
7. Цифровая трансформация архитектуры экономического пространства: экосистемный подход / О.В. Асеев, Е.С. Беляева, О.В. Беляева и др. Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2023. 227 с.
8. Anisimov A.Y. Strategic approach to forming a human resource management system in the organization / A.Y. Anisimov, A.V. Zhaglovskaya, A.A. Kudra, A.S. Obukhova, Y.V. Aleksakhina // International Journal of Economic Perspectives. 2017. Т. 11. № 2. pp. 442-448.
9. Ershova I. Investment in human capital education under the digital economy / I. Ershova, O. Belyaeva, A. Obukhova // Економiчний ча-сопис-XXI. 2019. № 11-12. pp. 69-77.
EDN: IXWQWM
М.В. Калинская - к.э.н., доцент, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
M.V. Kalinskaya - candidate of economic sciences, associate professor, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
И.П. Бойко - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Russia;[email protected],
I.P. Boyko - student of the accounting and financial faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
В.А Сергеева - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
V.A. Sergeeva - student of the faculty of accounting and finance, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Krasnodar, Russia.
МИРОВОЙ ОПЫТ НАЛОГОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ WORLD EXPERIENCE OF TAX OPTIMIZATION AND THE PROSPECTS OF ITS APPLICATION IN RUSSIA
Аннотация. В данной статье отражена актуальность налоговой оптимизации в экономике различных стран мира. Рассмотрено определение понятия «налоговая оптимизация», ее основная цель, основополагающие принципы. Выявлены проблемы, касающиеся фискальной политики, и применяемые методы экономическими субъектами. Проведен сравнительный анализ налоговых платежей развитых стран в сопоставлении с российским налогообложением в части налога на прибыль организации, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц и НДС с установленными актуальными процентными ставками. Установлены принципиальные отличия налоговых систем зарубежных стран и отечественной системой налогообложения. Определены методы и способы налоговой оптимизации, применяемые в российской практике с формулированием вытекающих из исследования выводов.
Abstract. This article reflects the relevance of tax optimization in the economy of various countries of the world. The definition of the concept of "tax optimization", its main purpose, fundamental principles are considered. The problems related to fiscal policy and the methods used by economic entities are identified. A comparative analysis of tax payments of developed countries in comparison with Russian taxation in terms of corporate income tax, personal property tax, personal income tax and VAT with established current interest rates is carried out. The fundamental differences between the tax systems of foreign countries and the domestic taxation system have been established. The methods and methods of tax optimization used in Russian practice with the formulation of conclusions arising from the study are determined.
Ключевые слова: фискальная политика, налоговая оптимизация, налогообложение, минимизация налогов, налоговое бремя.
Keywords: fiscal policy, tax optimization, taxation, tax minimization, tax burden.
В современном мире на фоне высокого экономического развития роль фискальной политики государства имеет особую актуальность в части применения специальных мер оптимизации налогового бремени. Такое направление, как налоговое планирование, позволяет как раз определить оптимальный способ для минимизации налоговых обязательств. Однако в зарубежных странах и в России довольно разное понимание термина «налоговая оптимизация».
В обобщенном смысле, налоговая оптимизация - это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов, и способов. По-другому, налоговая оптимизация - применение законных методов уменьшения налогового бремени на основе правовых норм [5].
Налоговая деятельность предприятий является частью их финансово-хозяйственной деятельности, поэтому вопросы, касающиеся уплаты налогов, считаются важной составляющей финансовых операций по выполнению налоговых обязательств перед государством.
Следовательно, налоговая оптимизация - это не только минимизация налогов, а также и создание эффективной системы для управления предприятием. Из данного определения можно выявить основную цель налоговой оптимизации - разработка наиболее благоприятных решений и способов, помогающих проводить операции, связанные с налоговыми обязательствами налогоплательщиков перед государством, при минимальных налоговых потерях.
Оптимизация налогообложения базируется на ряде основных принципов:
1) принцип разумности и экономической обоснованности - в налоговой оптимизации означает «все хорошо, что в меру» [2];
2) принцип комплексного расчета экономии и потерь - перед выбором метода оптимизации налогообложения необходимо рассмотреть все особенности деятельности компании;
3) принцип адекватности затрат - сумма, затраченная на формирование системы оптимизации, не должна превышать суммы уменьшаемых налогов;
4) принцип конфиденциальности - требует соблюдать неразглашение информации при применении методов налоговой оптимизации;
5) принцип применения комплекса методов оптимизации - многообразие методов минимизации налогов;
6) принцип юридического соответствия - использование методов налоговой оптимизации должно быть легитимно в отношении законодательства;
7) принцип надлежащего документального оформления - суммы, отраженных в учетных документах, должны соответствовать сумме произведенных платежей [3].
Соблюдение вышеперечисленных принципов обязательно в формировании системы оптимизации налогообложения, однако в России существует ряд проблем, касающихся фискальной политики:
- во-первых, многие экономические субъекты пытаются нелегальным путем снизить налоговую базу из-за ранее выбранной неоптимальной системы налогообложения и незнания определенных налоговых льгот;
- во-вторых, налоговое планирование минимизации налогового бремени в большинстве случаев перекладывается на сотрудников учетной службы, которые, в свою очередь, не обладают соответствующими компетенциями и знаниями;
- в-третьих, о применении льгот налоговой оптимизации хозяйствующие субъекты задумываются в большинстве случаев тогда, когда налоговые обязательства перед государством возрастают и кажутся неподъемными [1].
В мировой практике других стран наблюдаются такие же проблемы. С целью совершенствования методов оптимизации налогообложения на территории России рассмотрим налоговые системы наиболее развитых стран: США, Франции, Германии, Китая - и проанализируем, какие способы оптимизации налоговых баз могут быть применимы отечественными налогоплательщиками.
В таблице 1 представлены актуальные налоговые ставки основных налогов сравниваемых стран.
Таблица 1 - Ставки основных налоговых платежей разных стран, %
^ ———^^^Вид налога Страна --^^^ Налог на прибыль Налог на имущество физических лиц Налог на доходы физических лиц НДС
Россия 20 0,0-2,2 9;13;15;30;35 0;10;20
США 1,0-52,8 0,0-2,5 10-37 2,90-7,25
Франция 6,6 0,0-1,5 0-56 16,5
Германия 15 0,35-2,84 0;14;42;45 7;19
Китай 2,5-25 1,2-12 20 1;3;5;6;9;13
Из таблицы следует, что присутствует высокая степень варьирования показателей по таким платежам, как налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и НДС.
На сегодняшний день налоговая система США считается одной из сложнейших систем, в которой подлежит взиманию большое количество налогов. В США действует прогрессивная система налогообложения, что является одним из самых значимых и существенных отличий от Российской системы.
В 2023 году был внесен проект о введении в России прогрессивной шкалы налогообложения, однако правительство подготовило отрицательный отзыв о внесении данных изменений, поэтому на данный момент продолжает действовать плоская шкала подоходного налога, которая составляет 13 %. Введение прогрессивной шкалы поможет восстановить социальную справедливость и уменьшить социально - экономическое расслоение, однако необходимо будет менять уже устоявшиеся систему налогового регулирования. При введении данной системы предприниматели и инвесторы уже не будут точно уверены, какой процент налога будет уплачиваться, так как с ростом дохода налоговая нагрузка при прогрессивной системе будет меняться.
Следует отметить, что важной особенностью налогообложения в США является тот факт, что налог на доходы физических лиц уплачивается с доходов, полученных в любой стране мира, всеми гражданами США, в том числе не проживающими в стране. Так же следует отметить, что в течение 10 лет после отказа от гражданства США, необходимо будет уплачивать данный налог в бюджет США [5].
Можно выделить два наиболее распространенных метода налоговой оптимизации в США:
- использование налоговых кредитов;
- использование налоговых вычетов.
Одним из популярных методов является использование кредитов, так как они позволяют уменьшить сумму налога за счет вычета определенных расходов из налогооблагаемой базы.
Другой способ налоговой оптимизации - использование вычетов. Данный способ находит отражение и в российской системе налогового учета, информация о которых закреплена в Налоговом кодексе РФ.
Французская Республика - государство унитарное. Здесь существует единая система государственной власти и многоуровневая система местного самоуправления, которая включает в себя такие муниципальные единицы, как регионы, департаменты, округа, коммуны и кантоны. Франция является одной из наиболее благополучных в социальном плане стран Европы. Российские граждане часто выбирают местом своего проживания Французскую Республику, поэтому соглашение об отмене двойного налогообложения, заключенное между нашими странами, позволяет существенно снизить налоговую нагрузку.
Во Франции существует система налоговых вычетов (профессиональных, семейных, социальных, имущественных), что снижает налоговую базу (налогооблагаемую сумму) и соответственно в некоторых случаях может снижать и налоговую ставку (так как шкала прогрессивная). Все эти вычеты существуют не просто номинально на бумаге, они реально работают, и множество французских семей ими регулярно пользуется, чтобы уменьшить свою налоговую базу.
В России налоговые вычеты тоже существуют. Однако в России их меньше, а их размер ограничен весьма небольшими суммами. Соответственно значительного уменьшения налоговой базы они не дают.
Французская налоговая система рассматривает три основных метода оптимизации налогообложения:
Естественно-гуманитарные исследования № 1 (51), 2024_329
1) использование налоговых льгот - Франция предоставляет ряд налоговых льгот для определенных видов деятельности, таких как научные исследования, инвестиции в развитие инфраструктуры, помощь малому и среднему бизнесу. Используя эти льготы, компании могут снизить свои налоговые обязательства;
2) трансфертное ценообразование - метод налоговой оптимизации, основанный на правильном установлении цен между взаимосвязанными компаниями, входящими в одну группу. Во Франции законодательство в области трансфертного ценообразования достаточно строгое, и компании должны соблюдать установленные правила;
3) налоговые соглашения - Франция заключила международные налоговые соглашения со многими странами, которые позволяют компаниям перенести налоговую базу в страны с более низкими налогами.
Налоговая система в Германии строится на принципе множественности налогов. Российская Федерация и Германия являются федеративными государствами, налоговые системы которых схожи в некоторых аспектах. Для данных стран налоги - главный источник доходов государства, который формирует более 80 % бюджета.
В Германии в отношении лиц с высоким доходом налоговые обязательства становятся непосильным бременем. Однако данная страна на сегодняшний день является одним из сильнейших рыночных государств, имеющих выраженную ориентацию на социальную сферу [7].
Главное различие налоговых систем Германии и России состоит в том, что в Германии применятся прогрессивная система налогообложения, подразумевающая рост ставки налога, уплачиваемого в бюджет, при увеличении доходов налогоплательщиков.
Таблица 2 - Сравнительная характеристика налоговых систем Германии и Российской Федерации
Характеристика Германия Российская Федерация
Тип устройства налоговой системы Федеративный Федеративный
Тип налоговой системы Трехуровневая: - федеральный бюджет; - земельный (региональный) бюджет; - общинный (местный). Трехуровневая: - федеральный бюджет; - региональный бюджет; - местный бюджет.
Распределение налогов По трем бюджетам одновременно Наибольшая часть распределяется между двумя бюджетными уровнями (федеральный и региональный)
Количество основных налогов Базируется на принципе множественности (более 50 налогов) 14 основных налогов
Метод налогообложения Прогрессивный Пропорциональный
Основной метод оптимизации налогообложения в Германии - использование оффшорных зон. Следует отметить, что Германия активно использует международные соглашения об избежании двойного налогообложения с целью оптимизации действующей в стране системы налогообложения. Это позволяет компаниям переносить свою налоговую базу в страны с низкими налогами и более благоприятным законодательством.
Так же получила распространение диверсификация деятельности, которая может помочь снизить налоговую нагрузку, поскольку некоторые виды деятельности могут облагаться налогом по более низким ставкам или вообще освобождаться от налогообложения.
В современных реалиях Китайская Народная Республика (далее КНР) является сложной структурой, включающей в себя 25 различных налогов, которые подразделяются на налоги на товары и услуги, подоходные налоги и налоги на собственность и деятельность. Социальные взносы относятся к отдельной группе.
Для большинства стран налоги считаются основным источником доходов и по сравнению с Российской Федерацией в КНР налоги составляют около 90 % бюджета государства. Но несмотря на такое различие, КНР является одной из стран, где налоговые обязательства перед государством у налогоплательщиков минимальны. Отличительной частью налоговой системы Китайской Народной Республики от других государств является наличие налога на детей в части пресечения перенаселения страны [7].
На рисунке 1 представлены основные черты налоговой системы Китая.
Г Единый налоговый законодательный уровень страны Л Уровни налоговой системы: - центральный; - совместный; - местный
Налоговая система Китая
Структура налоговой системы: - субъекты и объекты налогообложения - нормативно-правовая база - налоговые органы - все налоги и сборы V Налоговые органы: Министерство финансов, Государственный совет, Всекитайский народный конгресс, Государственная налоговая администрация, Главное таможенное управление, ГГНУ КНР по управлению центральными и местными налогами
Рисунок 1 - Характеристика налоговой системы КНР
В Китайской Народной Республике распространены следующие методы оптимизации налогового бремени: 1. Применение налоговых льгот и скидок.
Китайское законодательство предоставляет налоговые льготы и скидки для предприятий, осуществляющих определенные виды деятельности. Например, для экономических субъектов, которые занимаются научными исследованиями или производством экологически чистых товаров.
2. Использование оффшоров и иностранных юрисдикций.
Китайские предприятия могут использовать иностранные юрисдикции для снижения налоговой нагрузки. Это возможно благодаря международным соглашениям об избежании двойного налогообложения, которые Китай заключил с рядом стран.
Использование различных методов налоговой оптимизации может значительно снизить налоговые обязательства как физических, так и юридических лиц, повысить их доход и конкурентоспособность.
Таким образом, проведя сравнительную характеристику систем налогообложения, можно сделать вывод о том, что отличительной чертой российской налоговой системы является применение пропорциональной системы учета. По мнению многих специалистов, Россия не готова перейти на прогрессивную систему, которая применяется в зарубежных странах, рассматриваемых в данной статье, так как это может оказать сильное влияние на деятельность организаций.
Большинство перечисленных методов налоговой оптимизации зарубежных стран уже применяются в отечественной практике, однако под влиянием внешних факторов многие из них в значительной степени были сокращены. Наиболее ярким примером является применение оффшорных зон, соглашения по большинству из которых по указу Президента Российской Федерации были заморожены. Данная мера в большей степени окажет воздействие на бизнес хозяйствующих субъектов, так как налогами по большей ставке теперь будут облагаться почти все выплаты в пользу зарубежных структур.
Источники:
1. Александрова Ж.П., Журбенко Д.А. Оптимизация налогообложения в России и в странах Европы // Архивариус. 2020. №1 (46).
2. Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика / под ред. А. В. Брызгалина. Екатеринбург: Налоги и финансовое право, 2002.
3. Бобринев Руслан Викторович, Гулиева Натаван Байрам Кызы Принципы налоговой оптимизации // СибСкрипт. 2014. №4 (60).
4. Васева Анна Андреевна, Разумовская Елена Александровна Сравнительная характеристика налоговых систем Германии и Российской Федерации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2018. №2 (220).
5. Залибекова Д.З., Ахмедова Э.С. Оптимизация налогообложения: учебное пособие: ДГИНХ, 2013. - 253с.
6. Масальская Марина Викторовна, Астахова Ирина Алексеевна Сравнительная характеристика налоговых СИСТЕМ Российской Федерации и США // Индустриальная экономика. 2021. №5.
7. Черноусова К. С., Шматенко А. С., Матросова Д. С. Сравнительная характеристика налоговых систем России и Китая // Гуманитарный научный вестник. 2021. №4. С. 160-168.
8. Полинская, М. В. Оптимизация налоговых платежей и минимизации налоговых рисков в условиях цифровизации экономики / М. В. Полинская, А. А. Аракелян, А. А. Квасова // Вестник Академии знаний. - 2022. - N° 51(4). - С. 429-434.
9. Сотникова, Л. Н. Тенденции и перспективы собираемости налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации / Л. Н. Сотникова, А. Л. Лавлинская // Исследование проблем экономики и финансов. - 2023. - № 2.
EDN: JBTKIQ
Л.В. Маймакова - к.э.н., доцент, кафедры «Экономика и организация производства», Казанский государственный энергетический университет, Казань, Россия, [email protected],
L.V. Maymakova - candidate of economic sciences, associate professor, department of economics and organization of production, Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia;
Д.Р. Аминев - магистрант, кафедры «Экономика и организация производства», Казанский государственный энергетический университет, Казань, Россия, [email protected],
D.R. Aminev - undergraduate student, department of economics and organization of production, Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia.
ЦИФРОВОЙ МАРКЕТИНГ КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ПРОДВИЖЕНИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ DIGITAL MARKETING AS ONE OF THE PROMOTION TOOLS BANKING SERVICES
Аннотация. В представленной статье представлен обзор на стратегии продвижения банковских услуг в молодежном сегменте. Основной акцент делается на стратегиях онлайн взаимодействия с целевой аудиторией, создании привлекательных условий и обеспечении долгосрочных отношений, а также на важности адаптации к изменениям в цифровой среде. Рассмотрены конкретные методы продвижения, такие как SEO, контекстная реклама и партнерские программы, с учетом их роли в достижении целей банка в молодежном сегменте. Также статья посвящена конкурентному анализу инструментов цифрового маркетинга в российских банках: ВТБ, Альфа-Банк, Тинькофф, а также Совкомбанк. В условиях усиленной конкуренции и важности эффективных маркетинговых стратегий для банков, исследование выявляет применяемые инструменты цифрового маркетинга и их влияние на продвижение финансовых продуктов. Результаты анализа предоставляют ценные практические рекомендации для разработки и совершенствования цифровых маркетинговых стратегий в современном банковском секторе.
Abstract. The article presents an overview of the strategy for promoting banking services in the youth segment. The main focus is on strategies for online interaction with the target audience, creating attractive conditions and ensuring long-term relationships, as well as the importance of adapting to changes in the digital environment. Specific promotion methods such as SEO, contextual advertising and affiliate programs are considered, taking into account their role in achieving the bank's goals in the youth segment. The article is also devoted to the competitive analysis of digital marketing tools in Russian banks: VTB, Alfa-Bank, Tinkoff, and Sovcombank. In the context of increased competition and the importance of effective marketing strategies for banks, the study identifies the digital marketing tools used and their impact on the promotion of financial products. The results of the analysis provide valuable practical recommendations for the development and improvement of digital marketing strategies in the modern banking sector.
Ключевые слова: цифровой маркетинг, молодежный сегмент, интеграция, цифровая среда, адаптация.
Keywords: digital marketing, youth segment, integration, digital environment, adaptation.