Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ СТРАНЫ / НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / TAX ON THE INCOME OF NATURAL PERSONS / ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ЭКОНОМИКА / THE ADVANCING ECONOMY / НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ / TAX DEDUCTIONS / НАЛОГОВЫЙ РЕЗИДЕНТ / TAX RESIDENT / ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА / PRODUCTION FACTORS / COUNTRY FINANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кохно Павел Антонович

В статье показано, что налог на физических лиц является тем экономическим инструментом, который позволяет во многом обеспечивать социально-экономическое развитие страны. Проблема совершенствования налогового администрирования налога на доходы физических лиц исторически является одной из центральных и ключевых в налогообложении налоговой системы всех стран мира. Прогрессивная шкала налогообложения даёт возможность перераспределять национальный продукт в пользу малоимущих слоев населения. Поднятие планки дохода, не облагаемого налогом, позволит увеличить реальные доходы малоимущих слоев населения и среднего класса, снять социальное напряжение в обществе. Задача по дальнейшей гармонизации налогового законодательства, устранению диспропорций и созданию равных экономических условий в сфере налогообложения физических лиц остается приоритетной в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effective tool of advancing economic development

In article it is shown that the tax on natural persons is that economic tool which allows to provide social and economic development of the country in many respects. The problem of improvement of tax administration of a tax on the income of natural persons historically is one of the central and key all countries of the world in the taxation of tax system. The ascending scale of the taxation gives the chance to redistribute a national product in favor of needy segments of the population. The raising of a level of the income, not taxable, will allow to increase the real income of needy segments of the population and middle class, to remove social stress in society. The task of further harmonization of the tax law, elimination of disproportions and creation of equal economic conditions in the sphere of the taxation of natural persons remains priority in Russia.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УДК 338

ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Кохно Павел Антонович

éIé

профессор Аспирантуры ФГУП "ЦНИИ "Центр' доктор экономических наук, профессор

Аннотация. В статье показано, что налог на физических лиц является тем экономическим инструментом, который позволяет во многом обеспечивать социально-экономическое развитие страны. Проблема совершенствования налогового администрирования налога на доходы физических лиц исторически является одной из центральных и ключевых в налогообложении налоговой системы всех стран мира. Прогрессивная шкала налогообложения даёт возможность перераспределять национальный продукт в пользу малоимущих слоев населения. Поднятие планки дохода, не облагаемого налогом, позволит увеличить реальные доходы малоимущих слоев населения и среднего класса, снять социальное напряжение в обществе. Задача по дальнейшей гармонизации налогового законодательства, устранению диспропорций и созданию равных экономических условий в сфере налогообложения физических лиц остается приоритетной в России.

Effective tool of advancing economic development.

Abstract. In article it is shown that the tax on natural persons is that economic tool which allows to provide social and economic development of the country in many respects. The problem of improvement of tax administration of a tax on the income of natural persons historically is one of the central and key all countries of the world in the taxation of tax system. The ascending scale of the taxation gives the chance to redistribute a national product in favor of needy segments of the population. The raising of a level of the income, not taxable, will allow to increase the real income of needy segments of the population and middle class, to remove social stress in society. The task of further harmonization of the tax law, elimination of disproportions and creation of equal economic conditions in the sphere of the taxation of natural persons remains priority in Russia.

Ключевые слова: финансы страны, налог на доходы физических лиц, опережающая экономика, налоговые вычеты, налоговый резидент, факторы производства.

Keywords: country finance, a tax on the income of natural persons, the advancing economy, tax deductions, the tax resident, factors of production.

Kokhno Pavel Antonovich, Professor of Postgraduate studies Central Shipbuilding Research Institute "Centre", doctor of economics Sciences, Professor, Moscow, Russian Federation.

Развернувшиеся в последнее время споры в средствах массовой информации России о налогах с особой остротой затронули вопросы оценки экономической эффективности налогового законодательства. По дан-

ной проблеме многие известные юристы, экономисты и предприниматели придерживаются совершенно противоположных мнений. Одни считают, что необходимо снизить налоговую нагрузку на бизнес. Другие предлагают введение новых налогов или же увеличение налоговых ставок, не касаясь системы налогообложения доходов физических лиц. По данным Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, разница доходов между разными социальными слоями населения по децильным группам населения (децильный коэффициент - отношение доходов 10% богатых граждан и 10% бедных) составляет довольно значительный разрыв - 16:1.

История развития налога на доходы физических лиц. В авторской статье1 сказано, "что когда идет речь о налоге с физических лиц, то ему всегда уделяется особое внимание. Налог на физических лиц является составной частью любой налоговой системы почти всех стран мира. Данный налог имеет особую историю развития в каждой отдельной стране. Эта история развития длилась веками. Пожалуй, только налог на добавленную стоимость может сравниться по количеству проведенных реформ по его видоизменению. НДФЛ прошел ряд серьезных экспериментов, прежде чем принять современный вид. Прародителем НДФЛ является такой налог, как акцизы".

В Англии на рубеже ХУШ- XIX вв. в период потрясений необходимо было пополнить казну. Для этого следовало усилить налоговое бремя2. А это можно было сделать, установив налог на товары массового потребления: мыло, свечи, стекло, ткани, табак, алкоголь. Под налогообложение в первую

очередь попали малоимущие слои населения, так как на них приходилась основная тяжесть налогового бремени. Данным налогом также были обложены и богатые слои населения. У них под налогообложение попали товары роскоши: часы, шляпы, скаковые лошади и аналогичные товары.

Следует отметить, что такие меры безусловно пополнили государственную казну, но при этом они вызвали недовольство как бедных, так и богатых слоев общества. В связи с этим государству необходимо было задуматься о более справедливом методе налогообложения, каковым явился налог на доходы. Этот налог должен был организовать справедливое налогообложение в зависимости от финансового состояния налогоплательщика.

Что касается образования подоходного налога в других европейских странах, то его начали применять с конца XIX- начала XX веков: в Пруссии и Германии - с 1891 г., во Франции - с 1914 г., в Японии и в США решение о введении личного подоходного налога было принято только в 1913 г.3. В XX веке подоходный налог стали собирать по дифференцированным ставкам, так как у населения был различный доход: одни платили последнее, а для обеспеченного населения это была несущественная сумма. Родоначальницей дифференциации в подоходном налогообложении стала Англия.

Дробление налога в Англии началось с 1910 г. Пропорциональный налог был дополнен налогом для доходов свыше 2 тыс. фунтов стерлингов. А в США в 1913 г. был введен налог для крупных доходов (Таблица 1) 2.

С этого момента вслед за Англией и США зарубежные страны начинают использовать

АНГЛИЯ США

Уровень дохода, фунт стерлинг Процентная ставка Уровень дохода, доллар Процентная ставка

2-2,5 тыс. от 7,5% 6-10 тыс. 1%

2,5-3 тыс. 10-12 тыс. 2%

3-4 тыс.

Свыше 4 тыс. до 30% свыше 200 тыс. 50%

Таблица 1. Дифференцированные ставки подоходного налога за рубежом

дифференцированные ставки налога, а также прогрессивную шкалу налогообложения.

В России прототипом подоходного налога явилась дань. Это был определенный платеж, который шел князю и взимался военачальниками. Дань собиралась дважды в год: весной и осенью. Дань собирали "повозом", когда ее привозили к князю, и "полюдьем", когда князь или его дружина сами ездили за ней. Конечно, дань еще нельзя назвать налогом, так как не было правил ее взимания. Еще Н.М. Карамзин писал, что однажды великий князь Игорь, недовольный размером только что собранной с древлян дани, вернулся и начал собирать ее по второму кругу. И это происходило часто, в основном из-за того, что дань оседала в "карманах" сребролюбивых собирателей4.

Помимо дани можно вспомнить взимаемое с семейного хозяйства подворное обложение, а также подушную подать, которой облагались мужчины из числа крестьян и посадских людей независимо от возраста. От таких варварских методов сбора постепенно стали отходить. История же подоходного налога в России началась с 11 февраля 1812 года. Тогда впервые в государстве был принят Манифест "О преобразовании комиссий по погашению долгов", по которому вводился временный сбор с помещичьих доходов. Что касается ставок по данному сбору, то он носил прогрессивный характер. При этом со стороны государства не было никакого контроля над правильностью исчисления данного сбора. В Манифесте было указано, что не допускаются какие-либо доносы на утайку доходов или неправильное их указание, поэтому и расчеты по доходным книгам по проверке об утайке сбора не осуществлялись. Следует отметить, что в таком виде налог просуществовал недолго, потому что правосознание налогоплательщиков было очень слабо.

К данному налогу в России начали возвращаться в 1905 году в связи с нехваткой денежных средств в казне государства. Так, 6 апреля 1916 года царь Николай II ввел Закон "О государственном подоходном налоге". Согласно данному документу налогообложению подлежали как российские, так

и иностранные подданные, проживающие в Российском государстве свыше одного года. При этом облагался каждый член семьи, а не только глава как было принято раньше. Также было закреплено, что подоходный налог взимался с полученного дохода независимо от его формы и источника. В этом документе были и так называемые льготы. Налогом не облагались сделки по наследованию и дарению, по страховым вознаграждениям; доходы, получаемые от приобретения и отчуждения всякого рода имуществ, если они осуществлялись не в целях спекуляции; неустойки по договорам; выигрыши по процентным бумагам и т.д.

Основным нововведением для подоходного налога было то, что он имел прогрессивную шкалу, которая состояла из нескольких десятков разрядов, причем каждый ряд устанавливал определенный размер дохода, а также и размер платежа. В целом в процентном соотношении ставки налога составляли в пределах от 7% до 12%. Для плательщиков с низким уровнем доходов были введены льготы для иждивенцев, которые были в семье, а также для больных членов семьи.

Необходимо сказать, что уже в то время впервые для России был установлен прожиточный минимум на уровне 850 рублей, и лица, имевшие меньший доход, налогообложению не подлежали. В данном положении еще были предусмотрены такие моменты, как ответственность налогоплательщика, правила налогообложения, условия проверок, порядок обжалования неправильно исчисленного налога. Предусмотрено было составление декларации и ее отправка. Отправляли декларации в запечатанном конверте по почте или устно соответствующим должностным лицам в случае безграмотности, и заверялись декларации подписями соответствующих чиновников.

После революции 1917 г. подоходный налог имел свое продолжение. Временное правительство 12 июня 1917 года приняло постановление "О повышении окладов государственного подоходного налога", в котором были изменены основания для взимания налога, и увеличен до 1000 рублей

необлагаемый минимум. Была дополнена подробная шкала по категориям доходов, которая насчитывала 89 разрядов, включавшая в себя доходы от 1 000 до 400 000 рублей. Ставка налогообложения начиналась с 1%, и заканчивалась в 33%. В суммовом выражении доход, превышавший 400 тыс. рублей, облагался в размере 120 тыс. рублей с прибавлением к этой сумме по 3 050 рублей на каждые полные 10 тыс. рублей сверх 400 000 руб.

Первые годы советской власти (19171930 гг.) характеризовались "справедливыми налогами". Это означало, что от налога освобождались некоторые слои населения, преимущественно беднота. Средние слои населения частично подлежали освобождению от уплаты налогов. В период НЭПа (1921-1929 гг.) были проведены первые значимые налоговые преобразования. Самым распространенным налогом того времени стал подоходно-поимущественный. Размер налога зависел от размера имущества, прогрессивно возрастая по мере роста последнего. Планировать размер уплаты этого налога можно было путем дробления имущества. Государственные предприятия освобождались от уплаты поимущественного налога, но уплачивали подоходный налог в размере 8%. Налогообложение различных отраслей и предприятий было неравномерным, что отражалось на возможности вести налоговое планирование.

Следующие 20 лет (1929 - 1949 гг.) были охарактеризованы ростом ставок налога и изменением порядка его исчисления, а также увеличением нагрузки на лиц, получающих нетрудовые доходы. Так, Указом Верховного Совета СССР от 30.04.1943 "О подоходном налоге с населения" налогообложению стали подлежать рабочие, служащие, литераторы, работники искусства, владельцы строений, граждане, имевшие сельскохозяйственные участки в городских поселениях, кустари, ремесленники и другие граждане, имевшие самостоятельные источники дохода на территории СССР. Ставки были определены как прогрессивные. Их различие проходило в зависимости от уровня дохода, профессии и рода заня-

тия. Эти ставки состояли из твердой суммы и процента и повышались 4 раза в год. Указ также регулировал порядок обложения, обязанности плательщиков и налоговых органов, порядок учета доходов и ответственность за те или иные правонарушения.

Очередной виток в изменении подоходного налога начался с 1960 года, когда постепенно стал повышаться минимум заработной платы, который не облагался, были уменьшены и ставки налога. В перестроечный период, когда сменился строй правления и произошел переход к рыночным отношениям, изменилась и система налогообложения подоходным налогом. В 90-е годы в соответствии с Законом РСФСР от 07.12.1991 № 1998-1 "О подоходном налоге" был введен новый порядок налогообложения. Согласно данному Закону основой перехода к исчислению подоходного налога являлось налогообложение всех категорий плательщиков, исходя из совокупного годового дохода. В отношении всех видов доходов были установлены единая система льгот и единая прогрессивная шкала ставок, которая практически ежегодно корректировалась.

Плательщиками налога признавались граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие и не имеющие постоянного места жительства в РСФСР. Налогом облагался весь совокупный доход физического лица, полученный им в календарном году как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме. Кроме того, был особо урегулирован порядок представления деклараций о доходах, был значительно расширен круг лиц, которым надлежало представлять декларацию налоговым органам. И это были не последние нововведения.

В период 1991-2000 гг. изменения и дополнения вносились 21 раз, шкала ставок налога изменялась 9 раз. При этом она всегда была прогрессивной. Минимальная ставка была в размере 12%, а максимальная ставка в разные годы изменялась от 30-35% годового совокупного облагаемого дохода. Данный Закон был отменен второй частью Налогового кодекса РФ от 05.08.2000

№ 117-ФЗ.* Налог на доходы физических лиц был установлен второй частью НК РФ в главе 23 НК РФ.** Таким образом, формально изменилось название налога, а с правовой точки зрения отменен один налог и введен новый налог. При этом произошли изменения и в налогообложении. Была установлена новая ставка, расширились налоговые вычеты, изменилась налоговая база и методика ее определения.

Основным отличием применяемой системы исчисления налога на доходы физических лиц стало то, что налогообложение доходов в большинстве стран (Англия, Германия, США, Китай) осуществляется с использованием прогрессивных налоговых ставок, что в наибольшей степени способствует реализации принципа равенства и справедливости налогообложения. Однако в России было принято уйти от прогрессивной шкалы налогообложения. Была введена минимальная налоговая ставка - 13% для большей части доходов физических лиц. Налог на доходы физических лиц стал прямым регулирующим налогом.***

Современная характеристика налога на доходы физических лиц в Российской Федерации. В соответствии со статьёй 209 Налогового Кодекса России: "объектом налогообложения признаются доходы, полученные физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ - от источников в РФ или за пределами Российской Федерации. Также признаются доходы, полученные физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ - от источников в Российской Федерации".**** Важным элементом налогообложения является налоговая база, в которой учитываются все доходы налогоплательщика, полученные в денежной и натуральной формах, и доходы в виде материальной выгоды.

* Федеральный закон от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"

** Клерк.Ру [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.klerk.ru/

*** Свободные новости [Электронный ресурс] - Режим

доступа: http://libertynews.ru/node/1837

**** Статья 209 "Объект налогообложения" НК РФ

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база - это денежное выражение доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов. Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база - это денежное выражение доходов, где налоговые вычетынеприменяются. ***** Налоговые ставки, применяемые при исчислении налога на доходы физических лиц, установлены ст. 224 НК РФ. Этих ставок пять. И они применяются в зависимости от того, какой вид дохода получил налогоплательщик - 9, 13, 15, 30 и 35%.

По максимальной налоговой ставке в 35% облагаются выигрыши, призы, получаемые в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения четырех тысяч рублей. Также облагаются проценты по банковским вкладам, суммы экономии на процентах, полученных налогоплательщиками заемных (кредитных) средств и доходы в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива пайщиков. ******

Как весьма убедительно обосновывается в авторской монографии5: "социальное равновесие в обществе обеспечивается, в частности, через процедуры налогообложения путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп населения. Таким образом, происходит перераспределение средств в пользу бедных и незащищенных социальных групп населения за счет переложения налогового бремени на богатых и высокооплачиваемых работников. Такое положение вещей воспринимается как социальная справедливость, но не всеми, поскольку она (справедливость) носит сугубо индивидуальный характер и людьми с разным уровнем дохода понимается по-разному".

На практике свойства налогов проявляются через ряд функций, одной из которых является распределительная. Ее назначение

***** Статья 210-214 НК РФ

****** Статья 224 "Налоговые ставки" НК РФ

заключается в том, что через процедуры налогообложения осуществляется перераспределение доходов между различными категориями населения. Данная функция преследует цель сделать распределение жизненно важных средств более равномерным и доступным через механизм прогрессивного налогообложения. Примером может служить налог с доходов физических лиц, на основе которого в наиболее наглядной форме реализуются принципы социальной справедливости, сглаживаются различия в конечном потреблении товаров и услуг. Однако, по нашему мнению, осуществленные в России с 1 января 2001 г. изменения (отмена прогрессивной шкалы налогообложения) в механизме налогообложения доходов физических лиц не соответствуют этим принципам.

На сегодняшний день не существует универсальной формулы или не вызывающих сомнений общепризнанных расчетов, доказывающих относительно разное давление налогов на доходы физических лиц с разным уровнем доходов. Относительная ставка 13% с разного по величине дохода приводит к разным по сумме налоговым обязательствам. И такое положение вещей, как утверждается в работе6, воспринимается многими нашими гражданами вполне справедливым. Этот процесс эмпирически сложный, и только длительная практика позволяет определить баланс интересов налогоплательщиков и государства5.

В России существует значительное разделение населения на граждан с высоким и низким уровнем доходов. Так называемый средний класс, который несет основное бремя уплаты налогов, в нашей стране не имеет четких критериев и далек от зарубежных стандартов. Общепризнанных мировых критериев не существует, что объясняется существенными экономическими и социальными различиями. Но даже официальная статистика подтверждает высокое расслоение в обществе и дает определенные представления об уровне жизни населения.

Используем в качестве доказательства данные о распределении общего объема денежных доходов по 20 % группам населения. Для определения уровня неравномерности доходов в обществе был проведен расчет коэффициента Джини и децильный коэффициент дифференциации. Коэффициент Джини позволяет проанализировать степень концентрации доходов у различных групп населения и количественно оценить неравномерность их распределения. Коэффициент Джини рассчитывается по данным о накопленных частостях численности и денежного дохода населения и изменяется от 0 до 1. Итоговые результаты представлены в Таблице 2.

Децильный коэффициент показывает, что 5-я группа (с наивысшим уровнем дохода) превышает в 2016 г. в 15,7 раз доходы населения, находящиеся в 1-ой группе (с наименьшим уровнем дохода). Коэффици-

2014 г. 2015 г. 2016 г.

Денежные доходы (%) 100 100 100

в том числе по 20% группам населения первая (с наименьшими доходами) 5,2 5,3 5,3

вторая 9,9 10,0 10,0

третья 14,9 15,0 15,0

четвертая 22,6 22,6 22,6

пятая (с наивысшими доходами) 47,4 47,1 47,1

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) 0,416 0,414 0,413

Децильный коэффициент дифференциации, в разах 16,0 15,7 15,7

Таблица 2. Распределение общего объема денежных доходов и характеристики дифференциации денежных доходов населения

ент Джини в 2016 г. составляет 0,413. Тем самым мы видим, что он по сравнению с предыдущими годами начинает снижаться. Следовательно, показатель начинает приближаться к нулю, а это означает, что показатель стремится к равномерному распределению. Если опираться на статистику, то средний россиянин в 2015 г. в среднем за месяц зарабатывал 34 030 руб., а в 2016 г. - 36 746 руб., что на 7,8% выше, чем в предыдущем году.* Поэтому и в 2018 г. проблема социальной справедливости в налогообложении остается дискуссионной и актуальной. Возврат к прогрессивному налогообложению доходов физических лиц объективно необходим и неизбежен, поскольку сохраняются огромные различия в доходах и уровне жизни различных групп населения, а это чревато непредсказуемыми последствиями.

Зарубежный опыт подоходного налога. В настоящее время не существует разделения в обществе на граждан с высоким или низким уровнем доходов, но по факту оно есть. Во многих странах (Дания, Швеция, Норвегия) небольшой группе обеспеченных граждан принадлежит большая часть национального дохода. В то же время в большинстве европейских стран (Германия, Ирландия, Франция, Италия) через процедуры прогрессивного налогообложения происходит выравнивание в доходах между гражданами с высоким уровнем доходов и низким уровнем. Таким образом, сглаживается социальное неравенство, ослабляется напряженность в обществе. В отдельных странах (Нидерланды, Дания, Япония) с высокой степенью изъятия доходов (около 50%) практически на официальном уровне признается, что такая жертва - это плата граждан с высоким уровнем доходов за социальную стабильность в обществе7.

В Таблице 2 рассчитан коэффициент Джини и децильный коэффициент дифференциации в России. А что касается США, то здесь различие составляет 8-10 раз. В европейских странах (Германия, Италия)- 4-6 раз. Децильный коэффициент дифференциации показывает, во сколько раз минималь-

* Росстат:сайт. - ЦКЬ: http://www.gks.ru/

ный доход среди 10% самого обеспеченного населения превышает максимальный доход среди 10% наименее обеспеченного населения. Соответственно, люди вполне обоснованно начинают думать, что граждане с высоким уровнем дохода незаслуженно получают свои деньги.

Выделяют три модели установления налога на доходы физических лиц: установление собственного местного подоходного налога (США); установление лишь местной налоговой ставки (надбавки), часто в установленных пределах, применяемой к определяемой центральной властью налоговой базе (Канада); распределение налоговых поступлений, при котором субнациональное образование имеет право на доходы, полученные от собранных в его пределах налогов (Австрия, Германия)8.

К примеру, согласно ст. 63 Налогового кодекса США, налогоплательщик, подавая налоговую декларацию, может выбрать вид налогового вычета: либо стандартный вычет, который предоставляется в твердой сумме, либо постатейные вычеты фактически понесенных расходов, размер которых нужно обосновать и документально подтвердить.** Алименты в США облагаются подоходным налогом. При этом по умолчанию выплаты алиментов включаются в доход супруга, получающего алименты, и признаются расходами супруга, выплачивающего алименты. Но, если оба супруга согласны, они могут выбрать иной налоговый режим: супруг-получатель не будет включать платежи в свой доход, а супруг-плательщик - вычитать их в качестве расходов (ст. 71, 215 НК США). Обоснованность такого шага для налогоплательщиков зависит от того, в какой разряд по шкале прогрессивного налогообложения попадает каждый из них. "Диспозитивный налоговый режим, т.е. режим по умолчанию, алиментов (вычет у плательщика, доход у получателя) в целом приводит к общей налоговой выгоде для обоих бывших супругов в том случае, если плательщик алиментов попадает в более высокий разряд налогообложения,

** Налоги в США [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://myhome-myrest.ru/usa/nalogi.html

чем получатель". Договоренность между супругами оформляется (переоформляется) ежегодно в произвольной письменной форме и прикладывается к подаваемой каждым из них налоговой декларации.

Согласно ст. 152 НК США разведенные родители могут согласовать, кто из них будет применять налоговый вычет на общего ребенка; если договоренность не достигнута, то по умолчанию вычет применяет тот родитель, который осуществляет опеку над ребенком. Как правило, налоговый вычет на ребенка-иждивенца выгоднее применять тому из родителей, который находится в более высоком разряде налогообложения9. Следует отметить особенности начисления НДФЛ в США. К таким особенностям относится то, что НДФЛ взимается с граждан США с любых доходов, полученных в любой стране мира, даже если гражданин не проживает в США. Но даже если гражданин отказался от гражданства, то с него не сразу снимается налоговое бремя. Он обязан еще в течение 10 лет уплачивать налоги в пользу США. Но здесь есть одна особенность, чтобы избежать двойного налогообложения. Если между США и другой страной заключено соглашение, то налог достаточно уплатить в той стране и его не нужно платить в США. Такое соглашение между Россией и США заключено, и в нем оговорены все виды доходов, которые облагаются НДФЛ в России, а какие

облагаются налогом в США.* НДФЛ уплачивается также иностранными гражданами, проживающими в США. Но только с доходов, полученных ими на территории США. При этом существует обязанность по присвоению индивидуального номера налогоплательщика.

Налогообложению подлежат следующие виды доходов: заработная плата; доходы от предпринимательской деятельности; пенсии и пособия, выплачиваемые государством (свыше определенной суммы) или частыми фондами; алименты; фермерский доход; награды, призы; доходы по ценным бумагам; доходы от недвижимости и другие. Налог на доходы физических лиц в США прогрессивный и взимается по категориям, индивидуально с налогоплательщика или же с семьи, т.е. с супругов, совместно заполняющих декларацию10. В Таблице 3 представлены ставки для резидентов и нерезидентов США за 2014-2016 гг.

В США необходимость в обеспечении работников в социальной защищенности имеет важное значение. Для этого с заработной платы работника уплачивается в фонд социального обеспечения сумма, рассчитанная по ставке в размере 7,65% от совокупного годового дохода, при этом от суммы $117 000 + 1,45% от оклада направляется в фонд медицинского обеспечения.

* Клерк.Ру [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.klerk.ru/

Налоговая ставка, % Доход, облагаемый налогом, в USD

Лицо, не состоящее в браке Лицо, содержащее на иждивении членов семьи Лицо, состоящее в браке, подающее совместную декларацию, либо вдовец (вдова) Лицо, состоящее в браке, подающее декларацию отдельно

10 до 9 075 до 12 950 до 18 150 до 9 075

15 9 076 - 36 900 12 951 - 49 400 18 151 - 73 800 9 076 - 36 900

25 36 901 - 89 350 49 401 - 127 550 73 801 - 148 850 36 901 - 74 425

28 89 351 - 186 350 127 551 - 206 600 148 851 - 226850 74 426 - 113 425

33 186 351 - 405 100 206 601 - 405 100 226 851 - 405 100 113 426 - 202 550

35 405 101 - 406 750 405 101 - 432 200 405 101 457 600 202 551 - 228 800

39,6 406 751 и выше 432 201 и выше 457 601 и выше 228 801 и выше

Таблица 3. Ставки для резидентов и нерезидентов США в 2014-2016 гг.

Ни один работник США не застрахован от того, что он может оказаться безработным, поэтому согласно законодательству США от оклада работника с первых $7 000 работодатель ежегодно уплачивает 6% в фонд для выплаты пособий по безработице.

При уплате подоходного налога в США применяются следующие налоговые вычеты:

- необлагаемый минимум, зависящий от возраста и семейного положения лица;

- деловые издержки, связанные с получением дохода;

- подоходные налоги и налоги на недвижимость, взимаемые штатами;

- расходы на медицинское обслуживание (в пределах 7,5% от облагаемого дохода);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- пенсионные взносы в установленных пределах;

- проценты по ипотечным кредитам на первый и второй по счету дома;

- взносы на благотворительные, научные, религиозные организации, пожертвования партиям, не связанные с получением прибыли;

- расходы по уходу за детьми и пожилыми людьми;

- убытки от пассивных инвестиций.

Также законодательство США касательно налога на доходы физических лиц устанавливает налоговые льготы, большая часть которых являются скидками10.

Принцип уплаты налогов соразмерно доходу, сформулированный классиками экономической теории, практически осуществляется во всех индустриально развитых странах (Израиль, Чехия, Эстония). Изменяющиеся экономические условия вынуждают правительства варьировать ставки, снижая или увеличивая налоговое давление на доходы граждан. Ставки в 18 странах - членах ОЭСР (Германия, Нидерланды, Италия, Франция, США) с 2015 года увеличились. В большинстве стран (Дания, Португалия, Нидерланды и другие) с высоким уровнем экономического развития применяется 5-6-ступенчатая шкала налогообложения с максимальной ставкой от 40 до 65%, а плоская шкала характерна для стран со слаборазвитой экономикой и государств бывшего социалистического лагеря.

В России целесообразно введение еже-

месячного необлагаемого минимума дохода, который должен быть не ниже прожиточного уровня населения. Чем больше количество ступеней в разделении доходов, тем точнее будет учет различий в доходах, выше объективность решения вопроса и реализация принципа социальной справедливости. Но это существенно осложняет администрирование данного налога. При этом следует учитывать практику зарубежных стран. Например, дифференциации населения по уровню доходов в США и России весьма близки, но в США используется 6-ступенчатая шкала доходов при налогообложении.

В заключение статьи отметим, что новая глобальная экономическая политика США - это экономическая политика принуждения к подчинению всех стран мира без исключения, то есть в глобальном строительстве возникает проблема лимитрофов (дословно "питающиеся малым"), которые с удовольствием питаются результатами глобализации, но если это приходит бесплатно или в оплату за лояльность к Лидеру (США), где Лидер за лояльность будет платить. Проблема предыдущей, первой, американской версии, по сути, стало удорожание лимитрофов. Это версия привела к банкротству США.

Ситуация усугубляется. Сама возможность получать бесплатные средства только путем демонстрации лояльности стала настолько соблазнительной, что это стало явлением повальным, приведшим к инфляции прежней версии: лимитрофы не только просят новые транши, но и инициируют конфликты, чтобы оплаты продолжались. И надо признать, что проблема, которую начинает с 2017 года решать новая Администрация США, стоит и перед Россией. Эту проблему прекрасно знает Президент России В.В. Путин и делает всё, чтобы с России снять первичное клеймо сырьевого лимитрофа (придатка). Это следует из ряда руководящих стратегических документов, определяющих конкурентное развитие отраслевой и корпоративной экономик нашего государства.

Именно в конкуренции всех факто-

ров производства заложено необходимое условие,11,12 а достаточным условием является наличие национальной элиты, понимающей эти азы экономической глобализации и делающей всё для успеха экономического процветания нашего Отечества, в том числе для повышения доходов наших граждан и, соответственно, увеличения собираемости налогов на доходы физических лиц для опережающего экономического развития России.

Список литературы

1. Кохно П.А., Кохно А.П., Пенькова Ю.А. Проблемы налогообложения доходов физических лиц: отечественный и зарубежный опыт // Общество и экономика. - 2017. - №12. - С. 55-69.

2. Алиев Б. Х. Налоговые системы зарубежных стран / Б.Х. Алиев, Х.М. Мусаева. -М.:Юнити-Дана, 2013.

3. Лыкова Л.Н. Налоговые системы зарубежных стран: учеб. для бакалавриата и магистратуры / Л.Н. Лыкова, И.С. Букина. - М.: Юрайт, 2014.

4. Маршавина Л.Я. Налоги и налогообложение: учеб. для прикладного бакалавриата / Л.Я. Маршавина. - М.: Юрайт, 2014.

5. Кохно П.А., Кохно А.П. Проблемы раз-

вития налога на доходы физических лиц в зарубежных странах и Российской Федерации//Эф-фективный оборонно-промышленный комплекс. - М.: Граница, 2018. - С. 349-359.

6. Еделев А.Л. Миграционные процессы и региональные проблемы в сфере налоговых отношений // Налоги. - 2016. - №31.

7. Ашмянская Я.С. Налоговая децентрализация в поисках «хорошего подоходного налога»/ Налоги.-2016.-№ 3.

8. Демин А.В. Институт налоговых альтернатив в Российском и Американском налоговом праве/Отрасли права: аналитический портал.-URL: Ы1р://отрасли-права.рф/агйс1е/20618 (дата обращения:10.10.2016).

9. Попова Л.В. Налоговые системы зарубежных стран: учеб.-метод. пособие /Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслов. - 2 изд., перераб. и доп. - М.: Дело и Сервис, 2011. - 432 с.

10. Катанова А.В. НДФЛ. Практика применения в России и за рубежом /Гуманитарные научные исследования: сайт.- URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13572 (дата обращения:10.10.2016).

11. Кохно П.А. Инструментарий инновационного развития высокотехнологичного производства/Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность.- 2018.-№3.- С.13-25.

12. Кохно П.А. Конкурентная среда компаний: монография / П.А. Кохно, А.П. Кохно, А.А. Артемьев. - Тверь: ЦНиОТ, 2017. - 284 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.