прогрессивная шкала
для налога на доходы
физических лиц
_Аннотация
В статье на основе анализа доходов населения и поступлений в бюджет налога на доходы физических лиц (НДФЛ) предлагается ввести прогрессивную шкалу ставок для этого налога. Высказывается мнение, что снижение налоговой нагрузки для малоимущего населения за счет повышения НДФЛ для людей со средним достатком и значительного повышения этого налога для высокооплачиваемых работников (до 30% и выше) приведет к более справедливому перераспределению финансовых ресурсов и стимулированию
инвестиционной деятельности в стране. _
Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, инвестиции, прогрессивное налогообложение, налоговые вычеты, налоговая база
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года1 общая сумма инвестиций для реализации Концепции составит 780-910 млрд руб., то есть в среднем 55-65 млрд руб. ежегодно.
Чтобы обеспечить такой объем инвестиций, государству необходимо принять и осуществить комплекс взаимосвязанных административных, экономических, институциональных и правовых мер и мероприятий, в том числе одним из основных направлений автор предлагает ввести прогрессивную шкалу налогообложения на доходы физических лиц.
В соответствии со ст. 224 Налогового кодекса РФ налог на доходы физических лиц взимается
1 Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (действует с 30 ноября 2008 г). -Прим. ред.
Элларян
Артур Александрович
аспирант,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Правительстве РФ, г. Москва
_на
_в соответствии по ставке 13%. Ставка по налогу на прибыль органи-
со ст. 224Налогового заций составляет 20% (ст. 284 НК РФ). Иные ставки
_кодекса РФ налог устанавливаются в отношении определенных видов
доходы физических доходов [2]. При этом российское законодательство
_лиц взимается не предусматривает дифференцированную шкалу
_по ставке 13% налоговых ставок в зависимости от уровня доходов.
_ Однако в настоящий момент все чаще можно услы-
_ шать мнение о том, что плоская шкала не в полной
_ мере удовлетворяет современным реалиям. Часть
_ вторая ныне действующего Налогового кодекса
_ РФ была введена в действие с 1 января 2001 года.
_ Кодекс вводил плоскую шкалу налогообложения
_ и должен был, по замыслу авторов, упростить сбор
_ налогов, легализовать зарплаты, выдаваемые в кон_ вертах, и повысить привлекательность России для
_ частных инвесторов [3]. Предполагалось, что эта
_ мера вводится на 10 лет.
Определимся, что представляет собой прогрессивная система налогообложения. При прогрессивном налогообложении с ростом налоговой базы возрас-ет ставка налога [4]. Это позволяет повысить налоговые поступления в бюджет, а также способствует ию социального напряжения в государстве. льку в России большинство субъектов феде_ рации являются дотационными, увеличение дохо-
_ дов региональных бюджетов (за счет увеличения
_ налогообложения определенной части лиц) будет
_ способствовать развитию регионов.
_ Для расчета экономического эффекта от примене-
_ ния предлагаемых в данной статье прогрессивных
_ ставок налога на доходы физических лиц, необ-
_ ходимо знать общую численность налогоплатель-
_ щиков, их распределение по группам доходов и
_ величину суммарного годового дохода по каждой
_ группе. Для определения общей численности нало-
_ гоплательщиков были использованы статистичес-
_ кие данные Росстата, Минэкономразвития и ФНС.
=
=
НДФЛ: налогоплательщики и суммы налога за 2009 и 2010 гг.
Так, согласно оценке Росстата за 2010 г., численность экономически активного населения России составляла 76 млн человек, из которых около 6 млн признавались статистикой безработными. Таким образом, общее число работающих составляло 70 млн человек. При этом, по данным Росстата и
I_
Минэкономразвития, средняя заработная плата за 2009-2010 гг. составляла 18,8 и 20,8 тыс. руб. в месяц, а годовой фонд заработной платы (ФЗП) -10,6 и 11,7 трлн руб. соответственно. Отсюда можно определить, что количество работающих налогоплательщиков, официально получавших зарплату с представлением деклараций 2-НДФЛ, составляло в 2009-2010 гг. 46,9-46,7 млн человек. Общее количество налогоплательщиков по декларации 2-НДФЛ можно определить по числу предоставленных стандартных налоговых вычетов, количество которых в 2009 г. составило 47,2 млн. К этой цифре следует добавить около 2,5 млн налогоплательщиков, не получавших стандартный налоговый вычет. Кроме того, 4,81 млн налогоплательщиков по данным ФНС, самостоятельно представили декларации 3-НДФЛ. Таким образом, общее количество плательщиков НДФЛ в 2009 г. составило порядка 54,5 млн человек.
Очевидно, что разницу в 15,5 млн человек между числом работающих 70 млн и количеством налогоплательщиков 54,5 млн составляли лица, получавшие доход в наличной форме и не платившие НДФЛ. Подобная ситуация указывает на очень низкую эффективность существующей налоговой системы и характерна для стран «третьего мира». В табл. 1 (см. на с. 14) приведены данные по процентному распределению работников в зависимости от размера начисленной заработной платы, а в табл. 2 (см. на с. 15) - распределение общей суммы начисленной заработной планы и средней заработной платы по 10-ти процентным группам работников. Учитывая, что средняя зарплата в 2010 г. увеличилась по отношению к апрелю 2009 г. на 13,7%, можно рассчитать значения зарплат за 2010 г. Соответствующие расчетные данные для 2010 г. приведены в табл. 1 и 2. Принимая для 2010 г. прожиточный минимум, необлагаемый в соответствии с законопроектом подоходным налогом2, в 8,33 тыс. руб. в месяц, получим численность первой группы с доходами до 100 тыс. руб. в год порядка 10,5 млн человек. Численность второй и третьей групп с доходами
...российское
законодательство
2 Речь идет о налоге на доходы физических лиц. - Прим. ред.
не предусматривает дифференцированную шкалу налоговых
ставок в зависимости от уровня доходов
налоги и налогообло
Таблица 1
Процентное распределение работников по размеру начисленной месячной заработной платы
Численность Величина начисленной заработной Величина начисленной заработной
работников, % платы, руб. (Росстат апрель 2009 г.) платы, руб. (расчет для 2010 г.).
2,6 до 4200,0 до 4775,0
6,9 от 4200,1 до 5000,0 от 4775,1 до 5685,0
4,4 от 5000,1 до 5800,0 от 5685,1 до 6595,0
4,4 от 5800,1 до 6600,0 от 6595,1 до 7504,0
4,3 от 6600,1 до 7400,0 от 7504,1 до 8414,0
8,2 от 7400,1 до 9000,0 от 8414,1 до 10233,0
7,8 от 9000,1 до 10600,0 от 10233,1 до 12052,0
7,3 от 10600,1 до 12200,0 от 12052,1 до 13871,0
6,6 от 12200,1 до 13800,0 от 13871,1 до 15691,0
6 от 13800,1 до 15400,0 от 15691,1 до 17510,0
5,2 от 15400,1 до 17000,0 от 17510,1 до 19329,0
4,5 от 17000,1 до 18600,0 от 19329,1 до 21148,0
4 от 18600,1 до 20200,0 от 21148,1 до 22965,0
3,3 от 20200,1 до 21800,0 от 22965,1 до 24787,0
5,5 от 21800,1 до 25000,0 от 24787,1 до 28425,0
5,8 от 25000,1 до 30000,0 от 28425,1 до 34110,0
3,8 от 30000,1 до 35000,0 от 34110,1 до 39795,0
2,5 от 35000,1 до 40000,0 от 39795,1 до 45480,0
2,8 от 40000,1 до 50000,0 от 45480,1 до 56850,0
2,6 от 50000,1 до 75000,0 от 56850,1 до 85275,0
1,5 свыше 75 000,0 свыше 85 275,0
* Источник Росстат
_ от 100 до 220 и от 220 до 600 тыс. руб. в год составит
_ около 18 и 15,4 млн налогоплательщиков соответс-
_ твенно.
_ Для расчета распределения по группам доходов и
_ величины суммарного годового дохода по каждой
_ группе для 4,81 млн налогоплательщиков, само_ стоятельно предоставляющих налоговые деклара-
_ ции 3-НДФЛ, были использованы данные ФНС за
_ 2009 г. в форме статистической налоговой отчет_ ности 1-ДДК, приведенные в табл. 3 (см. на с. 16).
_ Учитывая, что в форме 1-ДДК предусмотрено толь_ ко количество деклараций по семи группам годо-
_ вых доходов, автором статьи были оценены при_ ближенные значения среднего дохода на одну
декларацию по каждой группе и на их основе - значения суммарного годового дохода по группе. Следует отметить, что согласно данным ФНС, приведенным в табл. 3, общий доход по 4,81 млн декларациям составил 8,08 трлн руб., с которого был начислен НДФЛ в 135,5 млрд руб. или 1,7% от годового дохода данной категории налогоплательщиков. Налоговая база составила около 1,1 трлн руб., а суммарные налоговые вычеты - почти 7 трлн руб. При этом по 401 тыс. деклараций от предпринимателей, фермеров, нотариусов и адвокатов, чей суммарный годовой доход составил 1,51 трлн руб., был уплачен НДФЛ в размере всего 13,5 млрд руб. или 0,9 % от их доходов. Очень низкое значение НДФЛ определили налоговые вычеты в 1,41 трлн руб., в том числе 1,26 трлн - профессиональные налоговые вычеты.
Предлагаемые ставки НДФЛ _
Отметим, что согласно данным Росстата, приве- _
денным в табл. 2, отношение средней зарпла- _
ты самой состоятельной 10-процентной группы _
к доходам самой несостоятельной 10-процент- _
Таблица 2
Распределение общей суммы начисленной заработной платы и средняя заработная плата по 10-ти процентным группам работников
10-ти процентные группы работников Общая сумма начисленной зарплаты, в %, (Росстат апрель 2009 г.) Средняя зарплата по группе, руб., (Росстат апрель 2009 г.) Средняя зарплата по группе за 2010 г., руб. (расчет) Суммарная зарплата работников группы за 2010 г., млрд руб.(расчет)
первая 2,3 4136 4703 263,6
вторая 3,3 5993 6814 381,9
третья четвертая 4.3 5.4 /869 9873 8947 11 226 501,4 629,1
пятая 6,6 12 028 13 676 766,4
шестая 7,9 14 490 16 475 923,3
седьмая 9,6 17 513 19 912 1115,9
восьмая 11,8 21 663 24 631 1380,3
девятая десятая 15,/ 33,1 28 6/3 60 631 32 601 68 937 1827 3863,3
Всего 100 18 287 20 798 11 655,2
* Источник: Росстат
ной группы равно 14,7 (данное значение близко к официальной величине децильного коэффициента, значение которого по официальным данным Росстата в 2008-2009 гг. составляло 16,8-16,7 соответственно). Однако при этом не учтены иные виды доходов граждан, и прежде всего, связанные с имуществом и финансовыми активами. Так, из формы налоговой отчетности 5-НДФЛ следует, что суммарные доходы по декларациям 2-НДФЛ в 2009 г. составили 23,4 трлн руб., а налоговая база - 12 трлн руб., с которой был начислен НДФЛ в 1,54 трлн руб. Общие налоговые вычеты составили 11,4 трлн руб., из них 10,9 трлн были связаны с убытками при продаже ценных бумаг (код вычетов 307) и были получены по 245 тыс. деклараций. Но поскольку в соответствии с действующим законодательством налоговый вычет не может превосходить официальный доход налогоплательщика то, очевидно, что в среднем годовой доход для 245 тыс. наиболее состоятельных налогоплательщиков составил более 45 млн руб. Если прибавить к 245 тыс. налогоплательщиков, имевших согласно 5-НДФЛ за 2009 г. доход не менее чем 10,9 трлн руб., еще 300 тыс. налогоплательщиков по декларациям 3-НДФЛ с общим доходом в 5,37 трлн руб. (строки 2-7 в табл. 3), то получает-
Таблица 3
Распределение налогоплательщиков по группам доходов,
расчетные средние и суммарные годовые доходы налогоплательщиков (на основе формы 1-ДДК за 2009 г.)
№ Годовой доход, млн руб. Количество налогоплательщиков, тыс. чел. Расчетный годовой доход налогоплательщика, млн руб. Расчетный суммарный годовой доход, млрд руб.
1 до 1 4510 0,6 2706
2 1-10 268 4 1070
3 4 1U-1UU 100-500 2/,3 4,4 32,6 242 890 1064
5 500-1000 0,557 700 390
6 1000-10000 0,386 4000 1540
7 Свыше 10000 0,029 14480 420
Всего 4810 1, 68 8080
* Источник: ФНС РФ
ся, что 545 тысяч наиболее состоятельных налогоплательщиков имели в 2009 году доход более 16,27 трлн руб. Учитывая, что общие доходы всех 54,5 млн налогоплательщиков за этот период составляли около 31,48 трлн рублей, получается, что на долю 1% самых состоятельных налогоплательщиков приходится более 51% всех доходов. При этом, согласно данным Росстата, приведенным в табл.1-2, суммарный доход 10% самых бедных налогоплательщиков (5,45 млн человек), для которых заработная плата является единственным источником дохода, не превышал в 2009 г. 280 млрд руб., что составляло менее 1% всех доходов налогоплательщиков. Таким образом, реальное значение децильного коэффициента3 для налогоплательщиков составляет более 60.
Следует обратить внимание на то, что с 2007 по 2010 гг. суммарный доход налогоплательщиков увеличился с 23 трлн до 35,1 трлн руб. или на 53%. При этом величина НДФЛ увеличилась с 1,6 до 1,9 трлн руб. то есть всего на 19%. Главной причиной низких поступлений от НДФЛ является уменьшение величины налогооблагаемой базы за счет все возрастающих налоговых вычетов, львиная доля которых приходится на очень узкую и наиболее состоятельную группу граждан (менее 1% налогоплательщиков). Так, если в 2008 г. налоговые вычеты, согласно данным ФНС, составляли 12,6 трлн рублей (из них 9,8 трлн. были связаны с расходами при продаже ценных бумаг), то 2009 г. общие вычеты увеличились до 18,4 трлн руб. (из них более 15,5 трлн при продаже ценных бумаг, 276 тыс. налогоплательщиками).
Таким образом, полученные выводы позволили сгруппировать налогоплательщиков по группам доходов (см. табл. 4 на с. 18). На основании этого предлагается использовать следующие ставки НДФл в зависимости от суммарного налогооблагаемого годового дохода (см. табл. 5 на с. 19) :
при прогрессивном налогообложении с ростом налоговой базы возрастает ставка налога
3 Децильный коэффициент определяется как соотношение доходов 10% самых богатых граждан и 10% самых бедных. Этот коэффициент имеет пороговое значение 1:10. Если разница больше чем в 10 раз, это является сигналом социальной опасности. - Прим. ред.
Решаемые задачи
Анализ данных расчета экономического эффекта позволяет сделать следующие выводы:
1. Эффективность введения прогрессивной шкалы НДФЛ резко снижает существующая система налоговых вычетов, основная доля которых приходится на очень узкую и самую богатую часть налогоплательщиков, в результате чего бюджет страны ежегодно теряет более одного триллиона рублей. Необходимы принципиальные изменения сложившейся налоговой системы и прежде всего статей 214.1 и 220.1 Налогового кодекса, связанных с налоговыми вычетами от убытков при продаже ценных бумаг. Во всех развитых странах также существуют налоговые вычеты, но, как правило, они носят ярко выраженный социальный характер и дополняют прогрессивную систему налогообложения.
2. Введение прогрессивной системы налогообложения, предложенной в данной статье, позволит снизить налоговую нагрузку для 46 млн человек с низкими доходами, что составляет 85% от всех налогоплательщиков, перераспределив ее на более богатые слои населения. Данная мера приведет к снижению социального расслоения населения и увеличению потребительского спроса, стимулирующего рост промышленного производства.
3. Поскольку основной экономический эффект от введения прогрессивного налогообложения в 675 млрд руб. достигается от дополнительного налогообложения для 0,9 млн наиболее состоятельных налогоплательщиков, составляющих 1,6% то общего количества, то не вызывает сомнения, что
Таблица 4
Распределение налогоплательщиков по группам доходов населения
Совокупный годовой доход налогооблагаемый / общий, тыс. рублей Количество налогоплательщиков, млн человек
от 0/0 до 0/100 11,2
от 0/100 до 120/220 от 120/220 до 500/600 1о,/ 16,25
от 500/600 до 1100/1200 4,9
от 1100/1200 до 2900/3000 2,55
свыше 2900/3000 0,9
____на долю 1% самых
_состоятельных
налогоплательщиков приходится более 51% всех доходов
Таблица 5
Ставки НДФЛ в зависимости от суммарного налогооблагаемого годового дохода
Размер налогооблагаемого совокупного годового дохода Налоговая ставка
До 120 000 руб. 10%
От 120 001 до 500 000 руб. 12 000 руб. + 15% с суммы, превышающей 120 000 руб.
От 500 001 до 1 100 000 руб. 69 000 руб. + 25% с суммы, превышающей 500 000 руб.
От 1 100 001 до 2900000 руб. 219 000 руб. + 35% с суммы, превышающей 1 100 000 руб.
Свыше 2 900 000 руб. 849 000 руб. +45% с суммы, превышающей 2 900 000 руб.4
данная задача вполне посильна для существующих штатов ФНС.
Заключение
По нашему мнению, при решении вопроса о переходе на прогрессивную шкалу налогов, необходимо учитывать следующие проблемы. Во-первых, увеличение налогов может привести к тому, что налогоплательщики будут скрывать свои доходы, а такие массовые нарушения могут способствовать не увеличению поступлений в бюджеты, а их снижению. Именно это является основной причиной ввода плоской шкалы. Решение данной проблемы связано с развитием правовой культуры граждан и преодолением правового нигилизма. Во-вторых, крупные налогоплательщики обычно получают доходы в более развитых регионах страны, что приводит к еще большему неравенству субъектов федерации в случае, когда налоги остаются в этом «богатом» регионе. Преодоление данной проблемы возможно путем принятия соответствующих законодательных установлений, позволяющих перераспределить денежные средства. В-третьих, прогрессивное налогообложение может восприниматься как наказание лиц, получающих более высокие доходы. По нашему мнению, данные утверждения не совсем корректны. Так, развитие среднего класса в России только происходит, и увеличение налогов не будет способствовать раз-
...реальное значение децильного коэффициента для налогоплательщиков составляет более 60
___с 2007 по 2010 гг.
_суммарный доход
налогоплательщиков _увеличился с 23 трлн
_до 35,1 трлн руб.
_или на53%
витию этого слоя общества. Что же касается граждан с высокими доходами, то прогрессивная система может рассматриваться с социальной точки зрения, то есть как помощь малообеспеченным слоям населения. Таким образом, социальная роль бизнеса будет проявляться и в таком аспекте.
Литература
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.2 // СПС «Консультант Плюс».
3. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// comstol.info/2011/07/ekonomika/1833.
4. Пепеляев С. Основы налогового права: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://pravouch.com/page/nalog/ist/ ist-19--idz-ax273--nf-35.html.
5. Приоритеты и модернизация экономики России / Курнышева И.Р. - СПб: Алетейя, 2011.
6. Налоги и модернизация страны. Пути совершенствования российской налоговой системы. - ГД РФ, 2009.
Artur A. Ellaryan
Postgraduate Student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow
Progressive Rates of Income Tax for Individuals
_Abstract
Based on the analysis of the income of the population and the budget revenues from the personal income tax (PIT) the writer suggests introducing a progressive scale of rates for this tax. He gives an opinion that the reduction of the tax burden on the poor by raising the personal income tax for the middle class and significantly increasing this tax for the high earners (up to 30% and more) will lead to a more equitable redistribution of financial resources and promotion of investments in the country.
Keywords: personal income tax, investments, progressive taxation, tax deductions, tax base