Научная статья на тему 'Мировой опыт инновационного развития организаций АПК в условиях цифровой экономики'

Мировой опыт инновационного развития организаций АПК в условиях цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / МИРОВОЙ ОПЫТ / ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / DIGITALIZATION / DIGITAL ECONOMY / INNOVATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT / AGRICULTURE / WORLD EXPERIENCE / ECONOMICS / INNOVATION PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мицкевич Б., Ефименко А. Г.

В статье обобщен зарубежный опыт по инновационному развитию экономики. Проведен сравнительный анализ нормативных документов, регулирующих инновационную деятельность, предложены мероприятия по активизации и стимулированию инновационного процесса в организациях АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD EXPERIENCE IN INNOVATION DEVELOPMENT OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX ORGANIZATIONS IN THE CONDITIONS OF DIGITAL ECONOMY

The article summarizes the foreign experience in innovative development of the economy. A comparative analysis of the regulatory documents governing innovation has been carried out, measures have been proposed to enhance and stimulate the innovation process in agricultural organizations.

Текст научной работы на тему «Мировой опыт инновационного развития организаций АПК в условиях цифровой экономики»

УДК 339: 637.12

МИРОВОЙ ОПЫТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ АПК В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Б. МИЦКЕВИЧ, доктор экономических наук, профессор Западнопоморский технологический университет А. Г. ЕФИМЕНКО, доктор экономических наук, профессор УО «Могилевский государственный университет продовольствия»

WORLD EXPERIENCE IN INNOVATION DEVELOPMENT OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX ORGANIZATIONS IN THE CONDITIONS OF DIGITAL ECONOMY

B. MITSKEVICH, Doctor of economic sciences, Professor

West Pomeranian University of Technology A. G. EFIMENKO, Doctor of economic sciences, Professor Mogilev State University of Food Technologies

В статье обобщен зарубежный опыт по инновационному развитию экономики. Проведен сравнительный анализ нормативных документов, регулирующих инновационную деятельность, предложены мероприятия по активизации и стимулированию инновационного процесса в организациях АПК.

The article summarizes the foreign experience in innovative development of the economy. A comparative analysis of the regulatory documents governing innovation has been carried out, measures have been proposed to enhance and stimulate the innovation process in agricultural organizations.

Введение. В современных условиях инновационная модель является приоритетным направлением развития цифровой экономики различных стран. Инновационный путь развития экономики различных стран предполагает постоянное активное совершенствование технических и технологических решений при создании и производстве новой продукции. Подобное активное инновационное движение требует также от организаций АПК непрерывного совершенствования всех видов деятельности. Это проведение собственных НИОКР, приобретение результатов исследований и разработок специализированных организаций, современного технологического оборудования и новых материа-

лов, а также деятельность по выходу на новые рынки сбыта, вступление в инновационные кластеры, изменение структуры, форм, методов организации производства.

Необходимо также уделять внимание набору и переподготовке кадров, способных работать в инновационных условиях, поиску источников финансирования инновационной деятельности. Инновационный путь развития организаций при этом определяется категориями различного порядка, к которым относятся: вектор инновационного развития глобальной экономики; стратегия инновационного развития страны и регионов; структурные преобразования в экономике; этапы жизненного цикла отрасли и организации; бизнес-стратегия и функциональная стратегия организации; состояние и уровень менеджмента; организационная культура и их инновационное развитие.

Анализ источников. В государственной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», цифровая экономика определяется как «хозяйственная деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, способствующая формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры Российской Федерации, созданию и применению российских информационно -телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы» [13].

В России принята Стратегия инновационного развития на период до 2020 года, основной целью которой является перевод экономики страны на инновационный путь развития при достижении ряда стратегических показателей: увеличение валовой добавленной стоимости инновационного сектора в структуре ВВП до 20 %; увеличение удельного веса России на мировых рынках высокотехнологичных товаров (атомная энергетика, космическая техника и др.) до 5-10 % в пяти и более секторах экономики; рост доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в мировом объеме их экспорта до 2 %; рост удельного веса промышленных организаций, осуществляющих технологические инновации до 50 % в общем их количестве; рост удельного веса инновационной продукции до 35 % в общем объеме промышленной продукции; повышение внутренних затрат на исследования и разработки до 3 % ВВП, из них больше половины привлечение средств частного сектора [11].

Методы исследования. Абстрактно-логический, метод сравнения, монографический и др.

Основная часть. Установлено, что темпы инновационного развития страны и общий экономический рост и взаимосвязаны и взаимозависимы. С одной стороны, экономический рост позволит государству увеличить инвестиции в развитие интеллектуального капитала (в образование, науку), расширит возможности для появления новых продуктов и технологий, в поддержку инноваций, что окажет мультиплицирующее воздействие на уровень инновационного развития России; и, с другой стороны, превратится в основной источник экономического роста экономики, расширения рынков и повышения конкурентоспособности продукции, создания новых видов деятельности, наращивания инвестиционной активности, роста доходов населения [11].

Государство может прямо и косвенно влиять на создание благоприятного инновационного климата, о чем свидетельствует зарубежный опыт по стимулированию инновационного развития. Формирование законодательно-правовой базы в сфере науки и инноваций, формирование государственной инновационной инфраструктуры, налоговое стимулирование, развитие системы венчурного финансирования, развитие рынка научно-технической продукции, а также формирование инновационных кластеров отнесены к косвенным методам стимулирования инновационного развития. При этом как за счет государственного, так и частного финансирования может успешно развиваться инновационный процесс. В зарубежной практике активно используются прямые методы инновационного развития - это бюджетное финансирование научных разработок, кредитование, предоставление в пользование государственных площадей на льготных или долевых условиях для осуществления научно-инновационной деятельности, субсидирование части процентных ставок по кредитам, госзаказы и др. Преимуществом прямого влияния является целевое использование, адресность финансирования и возможность контроля за целевым использованием средств [10].

Сущность инновационного развития экономики Польши заключается в активизации инновационной деятельности по созданию, внедрению и распространение новых продуктов, услуг и технологических процессов как главных факторов качественного роста объемов производства, занятости, инвестиций и внешнеторгового оборота. В первую очередь это касается сферы высокотехнологических и наукоемких отраслей, являющихся двигателями развития экономики. Наблюдается рост выручки от продажи продукции предприятий с высоким и сред-

ним уровнем технологий в 2018 г. более чем в 2,5 раза, экспорт продукции - в три раза. Среди предприятий с высоким уровнем технологий (44,7 %) составляли инновационные предприятия, 26,8 % проводят собственные научно-исследовательские работы. Аналогично среди субъектов с уровнем технологий выше среднего 34,2 % составили инновационные предприятия, 17,3 % проводят собственные научно-исследовательские работы. В Польше за 2016-2019 гг. экспорт высокотехнологичной продукции (в текущих ценах) значительно превышает импорт, что свидетельствует о развитии инновационной деятельности.

Сегодня биотехнология в АПК развивается стремительными темпами. Ежегодно предприятиями перерабатывается огромное количество сельскохозяйственного сырья, при этом образуются вторичные продукты, которые не используются и наносят вред окружающей среде. Все они могут быть вовлечены в хозяйственный оборот для производства пищевых продуктов, комбикормов, строительных материалов, удобрений и другой продукции. На данном этапе с помощью применения биотехнологий в пищевой промышленности производятся новые виды продукции, значительно улучшается качество произведенной продукции, ее полезность и безопасность. Основные направления применения биотехнологий: медицина - 49,2 % по научным исследованиям и опытно-конструкторским работам, а по производству биотехнологической продукции в этой же области 21,6 %. В области окружающей среды 11,9 и 36 % соответственно. Научные исследования и опытно-конструкторским работы по применению биотехнологий в сельском хозяйстве занимают 6,8 %, по производству продукции -4,5 % [14].

В настоящее время в мире происходит технологическая революция, связанная с развитием и выходом на рынок нанотехнологий - мир высокоэффективных технологий. Развитие нанотехнологий в мире происходит во многом благодаря государственной поддержке в различных формах. Основными формами являются разработка стратегических направлений, на основе которых происходит формирование долгосрочных приоритетов научной и технологической политики, и координация деятельности участников инновационной системы - государства и бизнеса, науки и образования.

На данном этапе основными направлениями развития инновационной политики стран Европейского Союза являются: разработка единого антимонопольного законодательства, прямое финансирование организаций (фирм) с целью поощрения инноваций в области передовых

технологий, активное стимулирование сотрудничества научных организаций с производством и развитие малого наукоемкого бизнеса.

Активно в Европе развиваются программы поддержки стартапов (нового малого инновационного бизнеса). Например, в Австрии функционируют программа «А+В» (Academy plus Business Programme) и программа посевного финансирования (Seed Financing Programme), которые поддерживают стартапы и спин-офф компании, созданные на базе научных разработок университетов. В Великобритании реализуется программа «Схема корпоративного инвестирования» (Enterprise Investment Scheme) и тресты венчурного капитала - это государственные проекты стимулирования покупки акций малых инновационных компаний. Покрытие рисков инвестирования в малый инновационный бизнес осуществляется за счет специального государственного фонда в Норвегии [2].

Стимулирование товаропроизводителей в сфере АПК к освоению научных достижений в Европейском Союзе включает систему косвенных методов воздействия, которые способствуют активизации предпринимательства - это формирование законодательно-правовой базы в сфере науки и инноваций, развитие рынка научно-технической продукции, формирование государственной инновационной инфраструктуры, налоговое стимулирование, развитие системы венчурных фондов, создание инновационных кластеров и др. С помощью налоговых льгот поощряются значительные инвестиции в науку и инновации, в приоритетные научно-технологические направления, в развитие малого и среднего предпринимательства. Основным принципом льготного налогообложения в странах ЕС является подход, при котором льготы предоставляются инвесторам и организациям, а не научным организациям [7].

Поддерживаются инновационные проекты в перерабатывающей промышленности Германии, созданы условия для формирования «национального инкубатора талантов», обеспечивающих развитие инновационных процессов на производстве. При этом в данной стране недостаточно развит венчурный капитал, необходимый для стимулирования инноваций в перерабатывающей промышленности с учетом риска. В перерабатывающей промышленности Великобритании функционирует система сценарного планирования и венчурного обеспечения и оказания поддержки инновационным проектам [10].

В Китае в начале XXI века был принят закон «Об инновационной политике», создан инновационный фонд поддержки высокотехнологичных предприятий малого и среднего предпринимательства и актив-

но создавались институты венчурного инвестирования. К 2005 г. Китай добился значительных успехов в освоении современных технологий, которые в большей степени импортировали, и на их основе создавали новые товары. Увеличилось количество предприятий, имеющих право на налоговые льготы, и акцент в политике сделан на поддержку вновь создаваемых предприятий. План-2020 предусматривает создание системы трансфера собственных инноваций, сокращение импорта технологий и достижение результатов в фундаментальной науке, активизацию стимулирования инновационной активности компаний посредством налоговых льгот и защиты интеллектуальной собственности. Удельный вес расходов на НИОКР в структуре ВВП планируется к 2020 г. увеличить до 2,5 %, вклад НТП в экономическое развитие -свыше 60 %, зависимость от импортных технологий снизить до 30 %. На данном этапе развития Китай обеспечивает внутренние потребности рынка в продовольствии и при этом является крупным экспортером рыбы, морепродуктов, фруктов, овощей и чая [6].

Государственное регулирование инновационной деятельности в Японии осуществляют различные организации: Совет по научно-технологической политике, корпорация развития исследований, управление по науке, Министерство экономики, торговли и промышленности, банк Японии, агентство экономического планирования и др. В Японии впервые принят Закон «О специальных налоговых мерах», в котором разработаны налоговые льготы с целью привлечения частного сектора к научно-исследовательской деятельности.

Основными принципами развития инновационной деятельности в Японии являются следующие: государственное финансирование развития приоритетных видов деятельности в промышленности, осуществляемое финансовыми организациями при участии банка развития и экспортно-импортного банка путем выдачи субсидий и кредитов (ставка 2-4 %); создание благоприятных условий для интеграции отечественных организаций с иностранными компаниями; применение методов ускоренной амортизации наукоемкого оборудования, что влияет на снижение уровня налоговой нагрузки организаций и способствует вложению финансовых средств в новые высокотехнологичные предприятия и проекты [4].

Япония является мировым лидером в научно-технической сфере с высоким уровнем конкурентоспособности продукции пищевой промышленности. В стране удельный вес малых инновационных организаций пищевой промышленности составляет примерно 80 % в общей структуре отраслевых предприятий. При этом данные организации ре-

ализуют новую продукцию через месяц после начала ее производства, что свидетельствует о высокой коммерциализации научных разработок.

В целом для зарубежных компаний предлагаются различные варианты стратегий с учетом инноваций: управление инновациями, обеспечивающие конкурентные преимущества организаций на рынке (разрабатывается «аналитическая модель затрат»); разработка производственной стратегии на основе применения автоматизированных методов планирования; реализация технологической стратегии с целью повышения эффективности управления технологией и технологическими инновациями. Заслуживает внимания зарубежный опыт активизации и стимулирования инновационного процесса, развитие кластера инновационных технологий, концентрация ресурсов на приоритетных проектах инновационных технологий по конкретным видам деятельности [5].

В Российской Федерации, как и во многих других странах, существует проблема применения современных передовых технологий, что влияет на конкурентоспособность произведенной продукции. Приобретаются передовые технологии двумя способами: или приобретением лицензий и ноу-хау на данные технологии или развитием собственного научно-технического потенциала. Для развития инновационной политики, наряду с формированием прогрессивного технологического уклада, следует активно использовать инструменты как прямого, так и государственного регулирования для инвестирования инновационной деятельности. Налоговое стимулирование является наиболее распространенным косвенным методом государственного регулирования. Например, для развития инновационного центра «Сколково» предусмотрено такое налоговое стимулирование (отменен налог на прибыль, освобождение от НДС в течение 10 лет и др.), планируется снижение налоговой нагрузки для стартапов на 5-7 лет после регистрации, а также учитывается объем вложенных частных инвестиций [8].

В целях обеспечения устойчивого развития Казахстана на основе создания условий для производства конкурентных видов продукции, диверсификации и модернизации экономики утверждена Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы. За последние годы было разработано и принято множество документов, закрепляющих инновационный путь развития. В республике были созданы специальные структуры, осуществляющие финансирование инновационных проектов за счет госбюджетных средств. Однако статистические данные о величине за-

трат на технологические инновации предприятий по источникам финансирования свидетельствуют о преобладания источника финансирования инноваций за счет собственных средств предприятий. В результате проводимых реформ с момента реализации ГПИИР доля инновационно активных организаций возросла в два раза, возросли затраты на технологические инновации и объем инновационной продукции в три раза [1].

В Армении инновационная политика основана на различных законах, стратегиях и планах мероприятий, утвержденных и реализованных в течение последнего десятилетия. В Концепции стартовой стратегии формирования инновационной экономики внимание сосредоточено на разработку стратегии на период до 2020 г., установлены приоритетные направления, онкретные задачи и мероприятия по созданию национальной инновационной системы с тем, чтобы Армения стала центром НИОКР для транснациональных корпораций. На начальном этапе осуществлено реформирование нормативно-правовой базы, создание и функционирование инфраструктуры поддержки инноваций, развитие потенциала и механизмов поддержки бизнес-сектора, модернизация образования и мероприятия, направленные на интенсификацию создания компаний (стартапов). На среднесрочный период (до 2017 г.) намечено было внедрение международных стандартов бизнес-и технического образования, развитие системных национальных научно-технических учреждений, новых инновационных и модернизация организаций. К долгосрочным целям относятся развитие технических университетов международного уровня, национальных научных лабораторий и войти в число стран, лидирующих в сфере НИОКР, стимулируя глобализацию отечественных технологических компаний [9].

В 2016 г. шестьдесят предприятий осуществляли разработку и внедрение технологических и маркетинговых инноваций в промышленности республики (или 7,5 % от общего количества промышленных организаций). Наибольшая активность инновационной деятельности отмечена в перерабатывающей промышленности (25 предприятий).

Удельный вес организаций перерабатывающей промышленности стран ЕАЭС за 2015-2018 гг., использующих технологические (продуктовые и процессные инновации), в Республике Беларусь снизился на 1,7 %, в Республики Казахстан - на 0,1 %, в России увеличился на 1 %, в Республике Кыргызстан - на 0,7 %. Доля организаций использующих технологические (продуктовые и процессные инновации) в производстве пищевых продуктов в Республике Беларусь

и России в 2,5 раза меньше, в Республике Кыргызстан - в 4 раза меньше, чем в Республике Казахстан [12].

Заключение. Выполненные исследования показали, что на современном этапе от развития инновационной деятельности организаций АПК зависит устойчивость бизнеса, их конкурентоспособность и эффективное развитие экономики. Зарубежный опыт стимулирования инновационного развития показывает, что государство прямо и косвенно влияет на создание благоприятного инновационного климата. Инновационный процесс в организациях АПК необходимо развивать за счет государственно-частного финансирования. Для дальнейшего развития рынка инноваций следует активизировать доступность венчурного капитала для инновационных проектов организаций АПК.

Список литературы

1. Агентство Республики Казахстан по статистике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stat. Ьх/. - Дата доступа: 10.09.2019.

2. Зарубежный опыт поддержки инновационной деятельности // [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://helpiks,org/7-69711. - Дата доступа: 25.08.2019.

3. Илышев, А. М. Методологический подход и система показателей управленческого инновационного анализа / А. М. Илышев, И. Н. Воропаева // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 8.- С. 35-42.

4. Инновационное развитие стран северо-восточной Азии: Китай и Япония [Электронный ресурс] // Научные статьи Казахстана. - Режим доступа: http://articlekz.com/article/13025. - Дата доступа: 12.10.2019.

5. Клавдиенко, В. Стимулирование инновационной активности: мировые тенденции и Россия / В. Клавдиенко // Общество и экономика. - 2006. - № 78. - С. 130-147.

6. Ковалев, М. М. Китай строит экономику знаний: моногр. / М. М. Ковалев, Ван Син. - Минск: Изд. центр БГУ, 2015. - 152 с.

7. Мельникова, И. Н. Стимулирование научно-инновационной деятельности: мировой опыт [Электронный ресурс] / И. Н. Мельникова. - Режим доступа: http://evolution.info/content/view/1728/232. - Дата доступа: 28.10.2019.

8. Налоги и право [Электронный ресурс] / Какие льготы установлены для Сколково? - 11 февраля 2015. - Режим доступа: http://lawedication.com/blog/2015/02/11/kakie-lgoty-ustanovleny-dlya-skolkovo/. -Дата доступа: 03.09.2019.

9. Ноговицина, О. С. Стратегическое управление инновационной активностью предприятий: дис. ...доктора экон. наук: 08.00.05 / О. С. Ноговицина; ГОУ ВПО «Вятский гос. ун-т». - Киров, 2015. - 184 с.

10. Стаценко, А. Э. Инновационное развитие АПК в условиях глобализации экономики: зарубежный опыт реализации концепции / А. Э. Стаценко //

Развитие агропромышленного производства и сельских территорий: Сборник Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 2 марта 2016 г.) / Сиб. НИИ экономики сельского хозяйства. Мин-во сельского хозяйство РФ Новосибирской ГАУ. - Новосибирск, 2016. - С.383-386.

11. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. / Мин. эконом. развития РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20120 210_04. - Дата доступа: 18.10. 2019.

12. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.gks. ru/. - Дата доступа: 18.10. 2019.

13. Цифровая экономика Российской Федерации: программа: распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. N 1632-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - № 32. - Ст. 5138 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. -http://www.gks. ru/. - Дата доступа: 18.10. 2019.

14. Mickiewicz, B. Актуальные проблемы современного развития организаций АПК Республики Беларусь и Польши / А. Г. Ефименко, Б. Мицкевич // Трансформация экономики: анализ проблем и поиск путей решений: Материалы Всерос. научн.-практ. конф., (23-25.05. 2019) / под ред. Н. В. Волковой; Алт. гос. техн. ун-т. - Бийск: Изд-во АлтГТУ, 2019. - Том 1. - С. 124-126.

Информация об авторах

Мицкевич Бартош - доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета Западнопоморского технологического университета. Информация для контактов: тел. 81048914496900. E-mail: [email protected]

Ефименко Антонина Григорьевна - доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики и организации производства УО «Могилевский государственный университет продовольствия». Информация для контактов: тел. (раб.) 8(0222) 48-24-00. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 16.11.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.