Научная статья на тему 'Анализ проблем формирования и развития инновационной инфраструктуры промышленных регионов рФ'

Анализ проблем формирования и развития инновационной инфраструктуры промышленных регионов рФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ РЕГИОН / INNOVATION INFRASTRUCTURE / INNOVATION DEVELOPMENT / INDUSTRIAL REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яшин Сергей Николаевич, Яшина Надежда Игоревна, Захарова Юлия Владимировна

Инновационное развитие российской экономики во многом определяется успешностью инновационного развития ее регионов. Промышленные регионы в РФ являются базовыми территориями для инновационных преобразований и драйверами будущего роста и развития. Создание условий для регионального развития требует применения системного анализа и концептуального подхода. В данной статье раскрыто понятие инновационной инфраструктуры региона и рассмотрены ее элементы. Авторы проводят анализ материально-технического обеспечения инновационной инфраструктуры регионов РФ, в том числе ведущих промышленных регионов. По итогам проведенного исследования систематизируются проблемы формирования и развития инновационной инфраструктуры, определяются перспективы регионального развития в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яшин Сергей Николаевич, Яшина Надежда Игоревна, Захарова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of problems of formation and development of innovative infrastructure of industrial regions of the Russian Federation

Innovative development of the Russian economy is largely determined by the success of innovative development of its regions. Industrial regions in Russia are the basic territories for innovative transformations and drivers of future growth and development. Creating conditions for regional development requires a systematic analysis and conceptual approach. In this article the concept of innovative infrastructure of the region is revealed and its elements are considered. The authors analyze the material and technical support of innovative infrastructure of the Russian regions, including the leading industrial regions. According to the results of the study, the problems of formation and development of innovative infrastructure are systematized, the prospects of regional development in this area are determined.

Текст научной работы на тему «Анализ проблем формирования и развития инновационной инфраструктуры промышленных регионов рФ»

вопросы инновдционнои экономики

Том 9 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2019 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

> Первое

экономическое издательство

Анализ проблем формирования и развития инновационной инфраструктуры промышленных регионов рФ

Яшин С.Н. 1, Яшина Н.И. 1, Захарова Ю.В. 1

1 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Инновационное развитие российской экономики во многом определяется успешностью инновационного развития ее регионов. Промышленные регионы в РФ являются базовыми территориями для инновационных преобразований и драйверами будущего роста и развития. Создание условий для регионального развития требует применения системного анализа и концептуального подхода. В данной статье раскрыто понятие инновационной инфраструктуры региона и рассмотрены ее элементы. Авторы проводят анализ материально-технического обеспечения инновационной инфраструктуры регионов РФ, в том числе ведущих промышленных регионов. По итогам проведенного исследования систематизируются проблемы формирования и развития инновационной инфраструктуры, определяются перспективы регионального развития в данной сфере.

ФИНАНСИРОВАНИЕ.Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00932.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновационная инфраструктура, инновационное развитие, промышленный регион.

Analysis of problems of formation and development of innovative infrastructure of industrial regions of the Russian Federation

Yashin S.N. 1, Yashina N.I. \ Zakharova Yu.V. 1

1 Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod - National Research University (UNN), Russia

введение

В большинстве регионов РФ промышленность является основой экономики. В РФ функционируют более 250 промышленных центров в более чем 60 регионах. В частности, в структуре валового регионального продукта Нижегородской области промышленное производство занимает более трети от общего объема, являясь основой экономики данного субъекта РФ [1, с. 68] (УавЫпа, КотоЬоуа, Zаkhаrovа, 2016). Важнейшее значение для обеспечения инновационного развития играет инновационная инфраструктура промышленного региона. Инновационная инфраструктура промышленного региона во многом

определяет способность региона трансформировать свои конкурентные преимущества в результаты инновационной деятельности.

Вопросы анализа инновационной инфраструктуры и ее элементов, выявления проблемных аспектов функционирования исследуются в работах Бабиной Е.Н., Гладилина В.А. [2] (Babina, Gladilin, Kostyukov, 2017), И.Г. Дежниной [3] (Kiseleva, Dezhina, 2008), Кокурина Д.И., Мисакова В.С. [4] (Misakov, But, Adzhieva, 2017), Орановой М.В. [5] (Oranova, Shiryaeva, 2007), Филатова В.В. [6] (Filatov, 2008), Яшина С.Н. [7] (Yashin, Zakharova, Sukhanov, 2019).

Раскроем понятие инновационной инфраструктуры через определение Д.И. Кокурина [8, с. 36] (Nikolaeva, 2003): инновационная инфраструктура - это комплекс организационно-экономических институтов, непосредственно обеспечивающих условия реализации инновационных процессов хозяйствующими субъектами (в том числе специализированными инновационными организациями) на основе принципов экономической эффективности как национальной экономики в целом, так и ее экономических субъектов в условиях конъюнктурных колебаний рынка.

подсистемы инновационной инфраструктуры

Различные авторы (И.Г. Дежнина, Г.В. Шепелев, В.А. Гневко, К.И. Плетнев, В.А. Балукова) выделяют такие подсистемы инновационной инфраструктуры, как норма-

ABSTRACT:_

Innovative development of the Russian economy is largely determined by the success of innovative development of its regions. Industrial regions in Russia are the basic territories for innovative transformations and drivers of future growth and development. Creating conditions for regional development requires a systematic analysis and conceptual approach. In this article the concept of innovative infrastructure of the region is revealed and its elements are considered. The authors analyze the material and technical support of innovative infrastructure of the Russian regions, including the leading industrial regions. According to the results of the study the problems of formation and development of innovative infrastructure are systematized, the prospects of regional development in this area are determined.

KEYWORDS: innovation infrastructure, innovation development, industrial region

JEL classification: o31, o32, o33

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Yashin S.N. (jashinsn0yandex.ru)

CITATION:

Received: 06.08.2019 / published: 30.09.2019

Yashin S.N., Yashina N.I., Zakharova Yu.V. (2019) Analiz problem formirovaniya i razvitiya innovatsionnoy infrastruktury promyshlennyh regionov RF [Analysis of problems of formation and development of innovative infrastructure of industrial regions of the Russian Federation]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 9. (3). - 801-812. doi: 10.18334/vinec.9.3.40919

тивно-правовую, финансовую, кадровую, подсистему материально-технического обеспечения, информационную (табл. 1).

Таблица 1

характеристика подсистем инновационной инфраструктуры

подсистемы инновационной инфраструктуры элементы

Нормативно-правовая законодательство в сфере инновационной деятельности

Финансовая банки, инвестиционные фонды, венчурные фонды, государственные фонды финансирования научных исследований

Кадровая образовательные учреждения с программами образования в сфере инноваций

Система материально-технического обеспечения бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы, технологические кластеры, промышленные (технологические) парки, коворкинги

Информационная центры трансферта технологий, информационные центры, интернет-сервисы, организации по предоставлению услуг по вопросам интеллектуальной собственности

Источник: составлено авторами.

Нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности в РФ осуществляется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, ФЗ от 23.08.96 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и иными нормативными правовыми актами. Базовое законодательство сформировано как на федеральном, так и на региональном уровне, но при этом не решены некоторые проблемы.

На заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России 18 июля 2017 года Д. Медведев сделал акцент на необходимости совершенствования законодательства в данной сфере и отметил, что «отдельные нормы могут блокировать эффективное вне-

ОБ АВТОРАх:_

Яшин Сергей Николаевич, заедующий кафедрой менеджмента и государственного управления, доктор экономических наук, профессор (jashinsn0yandex.ru)

Яшина Надежда Игоревна, заведующий кафедрой финансов и кредита, доктор экономических наук, профессор (sitnicof0mai1.ru)

Захарова Юлия Владимировна, доцент кафедры менеджмента и государственного управления, кандидат экономических наук, доцент ([email protected])

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Яшин С.Н., Яшина Н.И., Захарова Ю.В. Анализ проблем формирования и развития инновационной инфраструктуры промышленных регионов РФ // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - Том 9. - № 3. - С. 801-812. doi: 10.18334^тес.9.3.40919

дрение новых технологий». Он подчеркнул, что задача власти - «сделать нормативную среду максимально дружелюбной по отношению к инновациям» [9].

В настоящее время в РФ действуют более 1 800 нормативно-правовых актов федерального уровня, содержащих в своем контексте термины «инновация», «инновационная активность» [10, с. 121] (Shestak, Tyutyunnik, 2017). Нам представляется, что такое количество правовых актов является чрезмерным и порождает проблему их согласованности и сложности в понимании и трактовке.

Финансовая подсистема предполагает привлечение различных источников финансирования инновационных проектов. На ранней стадии для инновационных проектов необходима грантовая поддержка, государственные субсидии, венчурные инвестиции. Вместе с тем необходимо подготавливать наиболее успешные разработки к выходу на рыночные условия привлечения инвестиций. Если проект коммерчески перспективный, необходимо активнее использовать возвратное финансирование.

Такой финансовый инструмент, как льготы по налогу на прибыль для участников бизнес-инкубаторов или акселераторов, малопривлекателен, поскольку прибыль у резидентов часто отсутствует. Данные льготы эффективны для больших технопарков. Прямая финансовая поддержка стартапов в ряде случаев может приносить больше вреда, чем пользы, так как искажает рыночные стимулы и бизнес-модель будущего предприятия. Для стартапов эффективными мерами поддержки являются льготные или бесплатные услуги, доступ к различным сервисам, предоставление налоговых каникул или налоговых льгот, особенно в части налогообложения труда, предоставление беспроцентных или льготных кредитов для реализации проектов.

Необходимо популяризировать спрос на инновации участников рынка, используя при этом финансовые инструменты. Например, применять меры стимулирования потребителей инноваций (промышленных предприятий, государственных корпораций, государственных фондов), которые в конечном итоге являются важнейшими участниками процесса инновационного развития и могут оплачивать программы инкубации и акселерации в обмен на налоговые льготы, компенсацию затрат или другие преимущества [11, с. 97].

Не менее важно готовить специалистов, которые будут создавать и реализовывать инновационные проекты. Кадровая подсистема инновационной инфраструктуры предполагает формирование тесной связи вузов с инновационным предпринимательством, развитие студенческого технологического предпринимательства. В регионах РФ за последние годы наблюдается рост числа бизнес-инкубаторов, создаваемых на базе вузов, и рост образовательных программ в сфере инновационного предпринимательства. Также необходимо популяризировать научно-техническое творчество среди школьников, проводить научные олимпиады и технологические конкурсы. Необходимо развивать и популяризировать детские технопарки и бизнес-инкубаторы. Успешный опыт в данной сфере в РФ уже имеется.

Подсистема материально-технического обеспечения инновационной инфраструктуры

Рассмотрим более подробно подсистему материально-технического обеспечения инновационной инфраструктуры (табл. 2). К ней относят такие элементы, как бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы, центры трансферта технологий, технологические кластеры, промышленные (технологические) парки, коворкинги. Данная система реализует функцию производственно-технологической поддержки в создании инновационной продукции и реализации инновационных проектов.

Таблица2

Развитие элементов материально-технического обеспечения инновационной инфраструктуры в регионах РФ

Элементы материально-технического обеспечения Понятие Развитие в регионах РФ

Промышленный (технологический) парк Территория, на которой компактно размещаются промышленные, научные и научно-производственные предприятия, использующие единые объекты инфраструктуры. В РФ первый технопарк был создан в 1990 году на базе Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. Он назывался Томский научно-технологический парк. На данный момент в РФ функционирует 89 технопарков, лидер - г. Москва (32 технопарка), на втором месте - Московская область (7), на третьем месте -Свердловская область (6). В 57 субъектах РФ технопарки отсутствуют [12].

Бизнес-инкубатор Организация, которая занимается поддержкой инновационных проектов молодых инно-ваторов на различных этапах развития: от разработки идеи до её коммерциализации. Бизнес-инкубаторы являются организациями с «жесткой» инфраструктурой, которая дает возможность компаниям-резидентам на протяжении нескольких лет работать на условиях льготной аренды, упрощенного доступа к оборудованию и различным сервисам - от маркетинга до юридических услуг. В России бизнес-инкубаторы появились в 1990 году. В РФ по состоянию на 01.05.2018 действуют 260 бизнес-инкубаторов, из них региональных (инкубаторы, созданные по программе поддержки малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития, инкубаторы, открытие которых профинансировал сам регион) - 151 [13]. В 13 регионах РФ отсутствуют бизнес-инкубаторы, Больше всего инкубаторов расположено в Центральном ФО, лидер - г. Москва (16 бизнес-инкубаторов), на втором месте - республика Саха (Якутия) и Пензенская область (14), на третьем месте - Нижегородская область - (12) [14]. Многие бизнес-инкубаторы в регионах были созданы в течение последних 3 лет.

Окончание табл. 2

элементы материально-технического обеспечения понятие развитие в регионах рФ

Бизнес-акселератор Организация по поддержке выпускников бизнес-инкубаторов, готовых к получению инвестиций компаний. Бизнес-акселератор является организацией с «мягкой» инфраструктурой в виде обучения, консалтинга и системы менторства. Бизнес-акселераторы как формат появились на Западе и в США в середине 2000-х годов. Первым акселератором в мире является открытый в 2005 году американский У СотЫпа^г. В РФ в 2018-м действовало 103 акселератора (в 2015 - 39 акселераторов). Рост количества акселераторов начался в 2017 году. Больше всего акселераторов функционирует в г. Москва - 54, на втором месте - республика Татарстан (6), на третьем месте - г. Санкт-Петербург и Самарская область (3). Акселераторы созданы в 26 регионах РФ [13].

Кластер Сконцентрированная на определенной территории группа взаимосвязанных между собой участников: поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. В РФ функционирует 112 кластеров. Первый кластер в РФ был создан в 1999 году в г. Санкт-Петербурге в сфере информационно-коммуникационных технологий [15]. Первое место по числу кластеров в РФ занимает г. Санкт-Петербург - 9 кластеров, второе место - Ростовская область (7 кластеров), третье место - республика Татарстан (6 кластеров) [12].

Коворкинг Модель организации рабочего пространства, которая позволяет свободным и независимым участникам максимально эффективно организовывать творческий процесс и создавать инновации. В отличие от бизнес-инкубатора, коворкинг не предполагает конкурсного отбора участников, это могут быть предприятия любого срока существования и любой стадии, резиденты, как правило, не имеют льгот и с самого начала платят за свое рабочее место. В РФ функционирует 16 региональных коворкингов в 9 регионах РФ. По числу коворкингов лидирует г. Москва - 4, на втором месте - Ханты-Мансийский автономный округ (3), на третьем месте - Омская и Томская области (2) [12].

Источник: составлено авторами.

Рассматривая элементы материально-технического обеспечения инновационной инфраструктуры в регионах, можно сделать вывод, что территория РФ развита неравномерно. В ряде регионов, таких как республика Алтай, республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская республика, республика Хакасия, Ненецкий и Чукотский автономные округа, вышеперечисленные объекты инновационной инфраструктуры отсутствуют. Как правило, это регионы с низким уровнем экономического развития.

Наиболее развитой территорией по количеству объектов инновационной инфраструктуры является г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, Новосибирская область, Томская область, Свердловская область, Пензенская область, Нижегородская область. Это территории с высоким уровнем экономического развития, с ведущими вузами и развитым малым бизнесом. В данных регионах представлены различные виды объектов инновационной инфраструктуры. В частности, в г. Москва работает 1 акселератор по программе Фонда президентских грантов, 20 корпоративных акселераторов, 4 региональных коворкинга, 1 инфраструктурный бизнес-инкубатор, 6 университетских акселераторов, 17 частных акселераторов, 15 бизнес-инкубаторов на базе вузов, 6 федеральных отраслевых акселерационных программ, 5 кластеров, 32 технопарка, 6 региональных центров инжиниринга. В Нижегородской области функционируют 12 бизнес-инкубаторов, 2 технопарка, 2 кластера.

Информационная подсистема инновационной инфраструктуры в РФ достаточно успешно развивается, у инноваторов есть доступ к ряду полезных онлайн-сервисов: сервису патентной аналитики, созданному Роспатентом при поддержке Минобрнауки РФ, агрегаторам научно-технических грантов и конкурсов, платформам для коммуникаций российских ученых. Роспатент - федеральный орган исполнительной власти, служба, осуществляющая функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности. С 2019 года регионы РФ стали подписывать трехсторонние соглашения с Министерством экономического развития России и Роспатентом для работы с интеллектуальной собственностью в регионах в новом формате по рекомендациям Роспатента. Такие соглашения подписали республика Татарстан, Ленинградская и Тамбовская области [16]. К преимуществам российской патентной системы следует отнести невысокие пошлины на патентование в РФ.

Также в регионах созданы и работают центры трансфера технологий, являющиеся частью информационной подсистемы инновационной инфраструктуры. Они функционируют при вузах, научно-исследовательских институтах, государственных унитарных предприятиях. Центры трансфера технологий созданы в большинстве регионов РФ. На 2016 год в РФ действовало 118 центров трансфера технологий, из них 48% были созданы на базе вузов, 12% - на базе научных организаций, 40% - на базе прочих организаций [17, с. 9] (Zharova, Gribovskiy, 2017).

анализ инновационной инфраструктуры и уровня инновационного развития промышленных регионов рФ

Возьмем для рассмотрения 20 ведущих промышленных регионов РФ, выделенных согласно отчету Аналитического центра при Правительстве РФ [18]. Большинство из них обладает развитой инновационной инфраструктурой. В частности, по количеству объектов инновационной инфраструктуры в регионах РФ (общее число бизнес-инкубаторов, акселераторов, кластеров, технопарков в регионе) данные субъекты РФ значительно опережают остальные регионы (табл. 3). По рейтингу инновационных регионов РФ 17 из 20 регионов получили значение рейтинга выше среднего, 5 регионов входят в группу сильных инноваторов, 9 регионов - в группу средне-сильных инно-ваторов. Только 3 региона отнесены к группе «средне-слабые инноваторы». В целом в РФ 21 регион входит в группу средне-слабых и слабых инноваторов.

Очевидно, что инновационная инфраструктура промышленных регионов РФ за последние несколько лет достигла определенного уровня развития и продолжает развиваться, но вместе с тем существует некоторые проблемы, требующие решения.

результаты исследования

Проанализировав особенности развития подсистем инновационной инфраструктуры регионов РФ, систематизируем результаты и сделаем акцент на анализе проблем формирования и развития инновационной инфраструктуры региона:

1. Основными проблемами нормативно-правовой подсистемы инновационной инфраструктуры являются слабая правовая защита малых предприятий, сложная система нормативно-правового регулирования, отдельные нормы могут блокировать эффективное внедрение новых технологий, проблема согласованности и сложности в понимании и трактовке правовых актов.

2. В кадровой подсистеме наблюдается недостаточно тесная связь вузов с инновационным предпринимательством, особенно в удаленных от центра регионах, недостаточная поддержка молодых ученых.

3. В финансовой подсистеме выявлены проблемы недостаточной финансовой поддержки научных исследований и технологических разработок, ограниченность венчурного финансирования, проблема эффективности прямой финансовой поддержки стартапов, которая в ряде случаев искажает рыночные стимулы предприятия.

4. Система материально-технического обеспечения инновационной инфраструктуры отражает неравномерное развитие территории РФ по данному направлению, формальный подход к созданию и управлению бизнес-инкубаторами и технопарками, отсутствие системной работы по интеграции бизнес-инкубаторов с промышленными партнерами.

5. В информационной подсистеме инновационной инфраструктуры присутствует проблема слабого информационного обеспечения инновационных объектов.

Таблица 3

Показатели инновационного развития ведущих промышленных регионов РФ

Субъекты РФ Количество объектов инновационной инфраструктуры в регионах РФ, ед. Рейтинг инновационных регионов РФ % от среднего Группа в рейтинге

г. Санкт-Петербург 27 0,68 172,9% сильные иннова-торы

Республика Татарстан (Татарстан) 31 0,67 169,6%

г. Москва 113 0,65 166,4%

Московская область 21 0,6 152,2%

Нижегородская область 15 0,55 140,8%

Самарская область 14 0,54 137,2% средне-сильные инноваторы

Тюменская область 7 0,53 133,9%

Республика Башкортостан 11 0,52 132,9%

Свердловская область 20 0,52 131,5%

Пермский край 8 0,49 125,8%

Красноярский край 7 0,48 122,6%

Челябинская область 7 0,47 118,9%

Ростовская область 13 0,44 111,7%

Омская область 9 0,43 110,5%

Ленинградская область 6 0,41 103,8% средние иннова-

Краснодарский край 10 0,41 103,1% торы

Иркутская область 10 0,39 100,4%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 6 0,35 88,7% средне-слабые

Кемеровская область 10 0,34 87,5% инноваторы

Ямало-Ненецкий автономный округ 4 0,27 69,4%

Источник: составлено авторами по материалам [12, 19].

Данные проблемы требуют решения, что позволит в конечном счете повысить эффективность функционирования национальной инновационной системы. При этом

необходимо налаживать и поддерживать эффективные коммуникации всех участников инновационного процесса - инноваторов, инвесторов, органов власти, промышленных предприятий,вузов.

Бизнес-инкубаторы и акселераторы должны стать центрами притяжения креативных, творческих команд инноваторов, молодых ученых. Проекты должны проходить эффективный отбор, чтобы стать резидентами бизнес-инкубаторов. Для венчурных фондов бизнес-инкубаторы и акселераторы должны стать источниками проектов, перспективных для финансирования. Органы власти при этом должны устанавливать простые и понятные правила игры для участников инновационных процессов, использовать меры поддержки, в том числе систему льгот, но при этом не нарушать стимулы инноваторов к самостоятельному развитию и финансовой независимости от бюджетных средств в будущем.

ИСТОЧНИКИ:

1. Яшина Н.И., Коробова Ю.С., Захарова Ю.В. Методика мониторинга инновационно-

го потенциала промышленного региона // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2016. - № 4 (44). - С. 68-74.

2. Бабина Е.Н., Гладилин В.А., Костюков К.И. Особая инновационная инфраструктура как одна из экономических категорий рыночной экономики // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - № 2-3 (31). - С. 7-10.

3. Киселева В.В., Дежина И.Г. Государство, наука и бизнес в инновационной системе

России. - М.: Изд-во Ин-та экономики переходного периода, 2008. - 227 с.

4. Мисаков В.С., Бут В.В., Аджиева А.Ю. Инновационная инфраструктура как ресурс

достижения сбалансированного развития региона // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 6 (83). - С. 200-203.

5. Оранова М.В., Ширяева Ю.С. К вопросу планирования опытного производства в

процессе инновационной деятельности промышленных предприятий // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2007. - № 3. - С. 162-164.

6. Филатов В.В. Управление инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов

РФ, инновационными инфраструктурами и экономическим развитием региональных систем: монография. - М.: Изд-во ЦНТБ пищевой пром-сти, 2008. - 484 с.

7. Яшин С.Н., Захарова Ю.В., Суханов Д.А. Особенности реализации инновационных

проектов в рамках кластерной стратегии эффективной специализации: европейский опыт // Финансовая экономика. - 2019. - № 1. - С. 897-901.

8. Николаева И.П. Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, администра-

тивный: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 318 с.

9. Стенограмма заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации

по модернизации экономики и инновационному развитию России. Government. ru. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/28483 (дата обращения: 25.07.2019).

10. Шестак В.П., Тютюнник И.Г. Финансово-правовое обеспечение инновационной активности // Финансы: теория и практика. - 2017. - № 6. - С. 118-127.

11. Сводный отчет о результатах проведения оценки регулирующего воздействия Концепции создания и развития бизнес-инкубаторов в городе Москве. Investmoscow.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://investmoscow.ru (дата обращения: 21.07.2019).

12. Реестр инновационной экосистемы России. Innovation-ecosystem.org. [Электронный ресурс]. URL: http://www.innovation-ecosystem.org/pages/reestr. php (дата обращения: 20.07.2019).

13. Ассоциация акселераторов и бизнес-инкубаторов России. Oneup.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oneup.ru/analytics/innomap (дата обращения: 12.07.2019).

14. Карта инновационной экосистемы России. Innovation-ecosystem.org. [Электронный ресурс]. URL: http://www.innovation-ecosystem.org (дата обращения: 05.06.2019).

15. Дитбернер Ж.В., Кудряшов В.С. Процесс создания и развития территориальных кластеров в отраслях промышленности // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. - 2018. - № 9. - С. 24-29. - url: http://cyberleninka.ru/article/n/protsess-sozdaniya-i-razvitiya-territorialnyh-klasterov-v-otraslyah-promyshlennosti.

16. Регионы России включаются в работу с интеллектуальной собственностью - итоги первого дня ПМЭФ 2019. Rupto.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rupto. ru/ru/news/06-06-2019-regiony-rossii-vklyuchayutsya-v-rabotu-s-intellektualnoy-sobstvennostyu-itogi-pervogo-dnya-raboty-rospatenta-na-pmef-2019 (дата обращения: 23.07.2019).

17. Жарова Е.Н., Грибовский А.В. Анализ современного состояния трансфера технологий в России и разработка предложений по повышению его эффективности // Наука. Инновации. Образование. - 2017. - № 4 (26). - С. 5-22.

18. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. Ac.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/17226.pdf (дата обращения: 14.06.2019).

19. Рейтинг инновационных регионов России. .i-regions.org. [Электронный ресурс]. URL:http://www.i-regions.org/reiting/rejting-innovatsionnogo-razvitiya/2018 (дата обращения: 16.06.2019).

REFERENCES:

Babina E.N., Gladilin V.A., Kostyukov K.I. (2017). Osobaya innovatsionnaya infra-struktura, kak odna iz ekonomicheskikh kategoriy rynochnoy ekonomiki [Special innovation infrastructure as one of the economic categories of market economy]. Competitiveness in the global world: economy, science, technology. (2-3 (31)). 7-10. (in Russian).

Ditberner Zh.V., Kudryashov V.S. (2018). Protsess sozdaniya i razvitiya territorialnyh klasterov v otraslyakh promyshlennosti [The process of creation and development of regional clusters in industries]. Scientific notes of the Tambov branch of Russian Union of young scientists. (9). 24-29. (in Russian).

Filatov V.V. (2008). Upravlenie innovatsionnoy deyatelnostyu khozyaystvuyuschikh sub-ektov RF, innovatsionnymi infrastrukturami i ekonomicheskim razvitiem regional-nyh sistem [Management of innovative activity of economic entities of the Russian Federation, innovative infrastructure, and economic development of regional systems] M.: Izd-vo TsNTB pischevoy prom-sti. (in Russian).

Kiseleva V.V., Dezhina I.G. (2008). Gosudarstvo, nauka i biznes v innovatsionnoy sisteme Rossii [State, science and business in Russia's innovation system] M.: Izd-vo In-ta ekonomiki perekhodnogo perioda. (in Russian).

Misakov V.S., But V.V., Adzhieva A.Yu. (2017). Innovatsionnaya infrastruktura kak resurs dostizheniya sbalansirovannogo razvitiya regiona [Innovative infrastructure as resource of achievement of the balanced development of the region]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (6 (83)). 200-203. (in Russian).

Nikolaeva I.P. (2003). Resursy innovatsiy: organizatsionnyy, finansovyy, administra-tivnyy [Resources of innovation: organizational, financial, administrative] M.: YuNITI-DANA. (in Russian).

Oranova M.V., Shiryaeva Yu.S. (2007). K voprosu planirovaniya opytnogo proizvodstva v protsesse innovatsionnoy deyatelnosti promyshlennyh predpriyatiy [Pilot-scale production planning in the process of innovative activity of industrial enterprises]. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. (3). 162-164. (in Russian).

Shestak V.P., Tyutyunnik I.G. (2017). Finansovo-pravovoe obespechenie innovatsionnoy aktivnosti [Financial and Legal Supportof Innovative Activity]. Finance: Theory and Practice». 21 (6). 118-127. (in Russian).

Yashin S.N., Zakharova Yu.V., Sukhanov D.A. (2019). Osobennosti realizatsii innovatsi-onnyh proektov v ramkakh klasternoy strategii effektivnoy spetsializatsii: evropeyskiy opyt [Features of realization of innovative projects in the framework of the cluster strategy of effective specialization: the European experience]. Financial economics. (1). 897-901. (in Russian).

Yashina N.I., Korobova Yu.S., Zakharova Yu.V. (2016). Metodika monitoringa in-novatsionnogo potentsiala promyshlennogo regiona [Methodology for monitoring the innovation potential of an industrial region].Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. (4 (44)). 68-74. (in Russian).

Zharova E.N., Gribovskiy A.V. (2017). Analiz sovremennogo sostoyaniya transfera tekh-nologiy v Rossii i razrabotka predlozheniy po povysheniyu ego effektivnosti [Analysis of the current state of technology transfer in russia and developing proposals for improving its effectiveness]. Science. Innovation. Education. (4 (26)). 5-22. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.