Научная статья на тему 'Инновационная модель Республики Сингапур'

Инновационная модель Республики Сингапур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4020
701
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА СИНГАПУР / REPUBLIC OF SINGAPORE / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / INNOVATION MODEL / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИТ) / INFORMATION TECHNOLOGY (IT) / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / DIGITAL ECONOMY / "УМНАЯ НАЦИЯ" / "SMART NATION"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипова Мария Григорьевна

Статья посвящена поэтапному становлению инновационной системы в Республике Сингапур, начиная с 1981 г. и до наших дней. Стратегию государственного инновационного развития осуществляют сингапурские правительственные организации, оказывающие поддержку частному бизнесу в сфере инноваций. Политика правящих кругов направлена на комплексную поддержку инновационных процессов: от исследовательских работ, развития инновационного и предпринимательского духа, начиная со средних учебных заведений и заканчивая поддержкой технической модернизации предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Innovation model of the Republic of Singapore

The article is devoted to the gradual formation of the innovation system in the Republic of Singapore, from 1981 to the present day. The government innovation development strategy is implemented by Singapore government organizations that support private business in the field of innovation. The policy of the ruling circles is aimed at comprehensive support of innovative processes: from research, development of innovative and entrepreneurial spirit, from secondary schools to support of technical modernization of enterprises.

Текст научной работы на тему «Инновационная модель Республики Сингапур»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Том I, № 2 (39), 2018_

© Осипова М.Г.

ИВ РАН

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РЕСПУБЛИКИ СИНГАПУР

«Сингапур должен принимать мир таким, каков он есть; наша страна слишком мала, чтобы изменить его. Но мы можем попытаться максимально расширить для маневров то пространство, которое нам оставляют соседние страны по региону. Таким был наш подход в прошлом, и мы должны быть достаточно гибкими и изобретательными, чтобы сохранять возможность поступать именно так, изменяя себя, а не мир»1.

Сингапурская модель инновационного развития является единственной в своем роде, что связано с географическим положением страны и стилем государственного управления, формирование которого происходило в трех основных этно-конфессиональных общинах (китайской, малайской и индийской), под влиянием наследия британского колониального правления.

Особенностью создания собственной инновационной базы в Сингапуре явилось активное вмешательство государства в этот процесс, при использовании рычагов экономического стимулирования и регулирования. Управление Экономического Развития осуществляло планирование развития инновационной инфраструктуры, т.е. дорогостоящих капиталоемких предприятий транспорта и связи, портов и дорог, электростанций, водопроводов, а также подготовку квалифицированных кадров. Для того, чтобы решить проблему дефицита квалифицированных кадров, Сингапур увеличил расходы на образование с 2,8 % ВВП в 1980 г. до 4,1% в 1995 г. Начиная с середины 80-х гг. были модернизированы системы начального образования, а школьные программы перестроились на подготовку учащихся к продолжению учебы учебных заведениях, выпускающих технических специалистов. В 1981 г. был открыт Национальный технологический институт и создан Государственный комитет национальной компьютеризации, в обязанности которого входила реализация принятых правительством планов развития 1Т отрасли2.

Начиная с 1980 г. правительство Республики Сингапур проводило политику, направленную на компьютеризацию страны и раз-

витие Информационных технологий (ИТ). В 1981 г. был создан Государственный комитет национальной компьютеризации (Committee For National Computerization), а также разработана программа развития IT-индустрии, в которой ключевое место отводилось компьютеризации правительства и предусматривалось повышение уровня технического образования во всех слоях населения. После реализации программы, правительство Сингапура разработало в 1986 г. Национальный технологический план (National Technology Plan), был внедрен электронный обмен данными (Electronic Data Interchange) для коммуникации между правительственными системами и промышленностью. Статистическая отчетность переводилась (в полном объеме) в электронный формат, а государственные институты объединила сеть IDNet .

В соответствии с национальным технологическим планом, был образован фонд содействия развитию НИОКР в размере 2 млрд долл., предоставлены гранты и налоговые льготы для стимулирования развития НИОКР, в частном секторе экономики, началось формирование инфраструктуры, способствующей введению НИОКР, а также подготовка кадров, создание и поддержка научно-исследовательских институтов и центров.

Национальное компьютерное Управление (National Computer Board) было основано в сентябре 1981 г. и его деятельность была ориентирована на проведение компьютеризации в стране, информатизацию услуг, координацию образовательной и практической деятельности в области компьютерных технологий, на развитие компьютерной индустрии. В 1999 г. оно было преобразовано в Управление по развитию информационно-коммуникационных технологий .

Законодательство Сингапура, касающееся информационных технологий, основано на государственном праве Британской империи. Государство является регулятором всех инновационных процессов в Сингапуре и проводит инновационную политику, путем реализации федеральных целевых программ, балансов и моделей оптимизации экономических процессов, государственных заказов и контрактов. Существует целая система экономических стимулов и рычагов (схемы финансирования, налоговые льготы, предоставление гарантий при заимствовании денежных средств и т.д.)

Сингапурская инновационная модель, при активном участии государства, создавалась поэтапно, практически с нуля. Вначале создавались институты, а затем - появились механизмы функциони-

рования созданных институтов. Так, например, открытие Научного парка в Сингапуре в 1980 г. не дало ожидаемых результатов по причине незрелой экономической и законодательной базы: к этому времени еще не окрепла сама система и входящие в нее организации, занимающиеся инновациями. Однако создание Агентства по технологиям, науке и исследованиям, привело не только к наработке конкретных стратегий по развитию инноваций и их реализации, но и к созданию Совета по стандартам, производительности и инновациям. Функционирование всех институтов Государственной инновационной системы Сингапура происходит на основе серьезной законодательной базы.

К началу ХХ1 века Сингапур уже обладал одной из самых развитых в мире инфраструктур ИТ (информационных технологий). Стратегию превращения Сингапура в мировой центр информационных технологий осуществляли Совет развития торговли и Совет экономического развития. Государство оказывает содействие частному бизнесу, в соответствии с «концепцией рассредоточения», т.е. размещения предприятий в различных промышленных районах для привлечения новых технологий и освоения новых сфер предпринимательства.

В 2008 г. была принята Государственная программа развития инноваций, исследований и предпринимательства. Впоследствии, на её основе стали формироваться отдельные планы и программы, которые задавали вектор развития определенным отраслям науки или экономики страны. Так возникла программа «Инновационный кластер».

Государственная Программа развития инноваций, исследований и предпринимательства Сингапура была разработана под контролем Национального исследовательского фонда Сингапура. Программа развития инноваций ставила следующие задачи:

1. Осуществление коммерциализации передовых технологий, разработанных в исследовательских лабораториях, через создание стартап-компаний;

2. Оказание помощи университетам и политехническим колледжам по развитию академического предпринимательства и превращению результатов исследовательской деятельности в коммерческие продукты для реализации на рынке.

Схемы реализации Государственной Программы развития инноваций, исследований и предпринимательства Сингапура включали:

1) венчурное финансирование предприятий на начальном этапе развития;

2) наличные гранты, предоставляемые на ранней стадии развития проекта;

3) отбор бизнес-инкубаторов для развития высокотехнологичных стартапов посредством предоставления финансирования;

4) схема коллективных инвестиций (привлечение быстрорастущих, высокотехнологичных компаний, профинансированных венчурным капиталом, и размещение их головных офисов в Сингапуре);

5) создание инновационных кластеров (программа партнерских отношений между различными компаниями, университетами, научными центрами и правительством).

Успешная реализация стартапов происходит во многом благодаря политике налоговых льгот. Например, стартапы, которые полностью соответствуют определенному набору критериев, могут быть полностью освобождены от уплаты налогов на сумму их налогооблагаемого дохода в течение первых трех лет непрерывной деятельности. Реализация Программы развития инноваций, исследований и предпринимательства свидетельствует о высокой роли как государственных, так и частных институтов в экономике Сингапура.

В схеме №1 представлены основные участники Государственной инновационной системы (ГИС) Сингапура на текущий период. Управление системой производится из единого центра - правительства. Далее происходит передача функций по управлению в Совет по исследованиям в сфере инноваций и предпринимательства, в министерство образования, в министерство промышленности и торговли, в иные министерства, включая министерство по информации и министерство обороны. Разветвление командных функций продолжается в управлениях и агентствах; образовательных и исследовательских учреждениях; специальных комитетах. Также в рамках ГИС существуют различные агентства по стимулированию роста предпринимательства, поддержки малых предприятий. Развитию научных исследований в рамках отдельных отраслей промышленности.

Основную роль в принятии решений по развитию инновационной экономики Сингапура играет Совет по исследованиям в сфере инноваций и предпринимательства, созданный в 2006 г. Председателем Совета является премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун.

В 2017 г. Совет по исследованиям в сфере инноваций выделил 1,75 млрд долл. США на развитие следующих отраслей:

1) биомедицина;

2) водоохранные технологии;

3) природоохранные технологии;

4) разработка источников экологически чистой энергии;

5) интерактивные и цифровые средства массовой информа-

5

ции .

В схеме №1 приведены основные участники инновационной деятельности Сингапура, однако важно выделить ряд правительственных агентств, оказывающих поддержку частному бизнесу в сфере инноваций:

• EDB Управление экономического развития (Есопотю Development Board) - ведущее правительственное агентство, осуществляет планирование и реализацию программ по укреплению Сингапура, в качестве мирового бизнес-центра;

• AGRA, Ассоциация государственного регулирования, бухгалтерского контроля и учета компаний - в основные задачи входит регистрация и регулирование коммерческих организаций;

• MAS, Валютное Управление Сингапура, выполняет функции Центрального Банка Сингапура;

• IDA, Управление по развитию информационных технологий Сингапура - отвечает за создание конкурентоспособной индустрии информационных технологий в Сингапуре. За счет разработок и применения инновационных цифровых технологий стремится обеспечить долгосрочный прирост ВВП;

• MDA, Управление по развитию средств массовой информации - отвечает за отрасли, связанные с телевидением, радио, интерактивными и цифровыми носителями информации;

• MPA, Управление судоходства и портов Сингапура. Морской порт Сингапура входит в число четырех крупнейших портов в мире, наряду с Гонконгом, Роттердамом и Шанхаем. Основными задачами Управления является разработка различных программ финансового содействия, повышения квалификации трудовых ресурсов и НИОКР;

• STB, Совет по туризму Республики Сингапур -агентство, занимающееся развитием туризма в Сингапуре. Туризм является крупнейшей отраслью экономики. Аэропорт «Чанги», компания «Сингапурские авиалинии» и Совет по туризму, в мае 2017 г. объявили о начале долгосрочного партнерства с целью при-

влечения в Сингапур еще большего количества туристов из других стран.

План на 2020 г. является продолжением инвестиционной деятельности Сингапура по поддержке исследований и инноваций. За период с 1990-х гг. было запущено уже 6 планов по развитию технологий, при этом каждый следующий план основывался на результатах предыдущего.

Финансирование в рамках Плана 2020 предполагает развитие четырех основных направлений экономики:

1) передовые отрасли производства (биотехнологии, фармацевтика, производство электроники, судостроение, сектор финансовых услуг и международный туризм);

2) биомедицину и здравоохранение;

3) сферу услуг и цифровую экономику;

4) градостроительство, развитие проекта «умный город».

Таблица 1. Программы и выделяемые государством инвестиции на исследования ^ и разработки__

Название На английском языке Бюджет млрд долл.

Национальный план науки и технологий 1995 National Technology Plan 1995 2

Национальный план науки и технологий 2000 National Science& Technology Plan 2000 4

План науки и технологий 2005 Science& Technology Plan 2005 6

План науки и технологий 2010 Science& Technology Plan 2005 13,5

План исследований, инноваций и предпринимательства 2015 Research, Innovation &Enterprise 2015 Plan 16

План исследований, инноваций и предпринимательства 2020 Research, Innovation &Enterprise 2020 Plan 19

Источник: Официальный сайт National Research Foundation

Сингапур сделал все возможное для упрощения регистрации бизнеса, получения налоговых льгот инновационными предприятиями. Английский язык, являющийся государственным, облегчает деятельность международных компаний, находящихся в Сингапуре. Кроме того, правовая система стран, основанная на одной из наиболее авторитетных систем права - английской, содействует привле-

чению международного бизнеса в экономику страны. В настоящее время в Сингапуре разработан стандарт международного образца по созданию инвестиционной инфраструктуры в государстве.

Политика правящих кругов направлена на комплексную поддержку инновационных процессов, начиная с исследовательских работ (многопрофильная деятельность научно-исследовательского фонда, финансовая поддержка исследований на всех стадиях, созданные совместно с международными университетами исследовательских центров), развития инновационного и предпринимательского духа, начиная со средних учебных заведений, и заканчивая поддержкой технологической модернизации предприятий.

Государство продолжает активно работать с новыми технологиями, одним из первых внедряя исследовательские разработки в экономику, в т.ч. в рамках государственного заказа (как это происходит с беспилотными автобусами и печатью домов на 3D принтерах).

Стратегия развития образования, кадров, внедрение инноваций на всех уровнях экономики, инфраструктуры в сочетании открытости экономики со строгим государственным контролем содействовали превращению Сингапура в одно из самых развитых стран мира в сфере инновационных технологий. В ближайшее время продолжится инвестирование в новые знания и идеи, чтобы создавать интеллектуальный капитал страны. Такой капитал является основой для развития будущих инноваций. Министерство образования расширило свой научно-исследовательский фонд для предоставления большей поддержки для проведения фундаментальных исследований. Ориентация на увеличение доли исследований и разработок с экономическими результатами означает большую поддержку научных исследований частного сектора, более тесную связь между научными исследованиями государственного и частного сектора и акцент на коммерциализации. Поддержка частных научных исследований и разработок будет увеличена с 2,1 млрд синг. долл. до 2,5 млрд синг. долл. в год.6 Что касается промышленного сектора экономики, то будет проводиться политика более тесного сотрудничества ученых с представителями отраслей промышленности (судостроение, нефтепереработка, оптика и др.) В 2018 г. предполагается удвоение финансовой поддержки ученых (выделение грантов на исследования в биомедицинских науках, технологиях защиты окружающей среды и обработки воды; чистой энергии и чистой воды; интерактивные и цифровые средства массо-

вой информации.

В 2015 г. разработан пятилетний «План развития исследований, инноваций и предпринимательства 2015», устанавливающий ключевые стратегии Сингапура в области исследований и разработок для достижения страной уровня наукоемкой, инновационной и предпринимательской экономики. Долгое время инновационное развитие Сингапура происходило путем заимствования передовых технологий, настоящий этап ИТ-развития определяется генерированием собственных инновационных идей, чем обусловлен интерес к академическим исследованиям, к поиску одаренных молодых людей. Для исполнения этой задачи сингапурская информационная инфраструктура представлена различными фондами, финансирующими исследования в области ИТ. Научно-исследовательские объединены в два национальных научных кластера (ИКТ и биомедицинский).

Программа «Умная нация» (Smart Nation) начала осуществляться, начиная с 2006 г. Осуществление данной программы продолжается до настоящего времени и предполагает использование информационно-коммуникационных технологий практически во всех сферах жизни общества.

В одном из последних своих интервью Ли Куан Ю на вопрос: «сможет ли Сингапур полностью зарабатывать себе на жизнь инновациями и прорывными идеями, например такими, как создание Twitter или Facebook» ответил отрицательно. «Нас всего 3 млн.,-сказал Ли Куан Ю. Китайцев - 1,3 млрд., но по своей способности к инновациям они не могут сравниться с американцами. Индийцы тоже. Почему? Потому что в Америку, начиная со времен отцов-пилигримов, иммигрировали со всего мира»7.

1 Ли Куан Ю «Мой взгляд на будущее мира». М.2017 С.14-15 Singapore Information: Low-tax and Incentives Regimes.URL:

www.lowtax.net/lowtax/html/offon/singapore/sinsmi.html (06.04.2016)

National University of Singapore. URL:http://www.comp.nus.edu.sg/aboutsoc/advisory.shtml (25.06.2016)F

4 Механизмы государственной поддержки инновационного предпринимательства. Под редакцией О.П.Молчановой М.,2010 С.18

5 Руководство по созданию инновационных центров (технологии и закономерности)// Бюллетень Рейтингового агентства «Эксперт РА»- 19 апреля 2017 г. - С.95-102

6 Innovation Statistics//, from January 2017

Ли Куан Ю «Мой взгляд на будущее мира» М.,2017 С.308

Таблица 1. Инструменты поддержки инновационных продуктов

Наименование Функции Примеры

Центры превосходства • поддержка инноваций на самом раннем этапе; • безвозмездное финансирование проектов. Centres of Excellence в Финляндии

Центры трансферта технологий • Поддержка инноваций на самом раннем этапе; • Оказание помощи в решении организационных и юридических проблем. Программа SBLR в США

Фонды «посевнового финансирования» • Отвечают за переход от обкатки идей к этапу создания первых промышленных образцов; ® создание малых инновационных фирм, которые осуществляют запуск опытного производства; • информационная поддержка; • софинансирование (разделение рисков с частными инвесторами) TEKES в Финляндии

Бизнес-и нку батор ы • Обеспечивают условия для создания и развития стартапов (площадь, оборудование, образовательные, финансовые, юридические п пр. услуги) Golden Gate Ventures в Сингапуре

Государственные венчурные фонды, а также фонды фондов * Финансируют проекты напрямую; • финансируют другие венчурные фонды; ® ведут проекты от создания стартапов до тиражирования нового бизнеса. SITRA в Финляндии; Yozma в Израиле; фонды SBIC в США,

Универсальные институты поддержки инноваций. * Охватывают все этапы процесса развития и внедрения инноваций. • Выступают в качестве посредника между всеми участниками. Фонд Чили, программа Аванчи в Мексике.

Основные участники ГИС Сингапура сегодня.

Схема 1

Основные участники ГИС Сингапура

72

Правительство

Совет по исследованиям в сфере инноваций и предпринимательства

Министерство образования

00 К)

Национальный и сел едой ател ьс к ий фонд

Научный исследовательск ий Фонд

Отдел высшего образования

Университеты (4)

Совет экономического развития

Политехнические институты (5)

Кампус по совершенствованию научных

исследований и технологическому

предпринимательству.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Центры по повышению уровня научных

исследований.

Министерство торговли и промышленности

Другие министерства, включая Министерство информации.

Агентство по науке и техн ологи ч ее ки м исследованиям

Совет по научным исследованиям и инжинирингу

Агентство «Нроизводительн ость, инновации и рост Сингапура».

Совет по биомедицинским исследованиям

Управление по развитию инфокоммуникаци

Управление развития медиа

Министерство обороны

Управление

военно-прикладных исследований

Организация военных наук

Государственные исследовательск ие институты, центры, ф ассоциации

Специальные комитеты:

• Комитет по экономическим стратегиям (2009-2010 гг.);

• Межведомственный комитет по научным исследованиям (2004-2006 гг.);

• Комитет технопредпринимательства (Т21; 1999-2003 гг.);

• Комитет по конкурентоспособности (1997 -1998 гг.);

• Планоэо-экономический комитет (19Е5-1986 гг.; 1989 -1991 гг.).

2 Схема 1 «Основные участники НИС Сингапура» составлена автором на основании материалов информационного портала правительства Сингапура http://wwA.gov.sg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.