Научная статья на тему 'Нейтрализация факторов, препятствующих инновационной активности российского предпринимательства'

Нейтрализация факторов, препятствующих инновационной активности российского предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ФАКТОРЫ / ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ НОВШЕСТВ / COMMERCIA LIZATION OF INNOVATIONS / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT INSTITUTIONS / СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИННОВАЦИЙ / THE DEMAND AND SUPPLY OF INNOVATION / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATION POLICY / INNOVATION ACTIVITY (INNOVATIONS) / BARRIERS TO INNOVATION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тютюкина Е. Б., Попадюк Т. Г., Абдикеев Н. М.

Проблема инноваций продолжает оставаться в центре внимания зарубежных и отечественных исследователей. Зарубежный опыт позволяет утверждать, что успешная инновационная деятельность зависит от использования различных форм государственной поддержки инновационного предпринимательства, благодаря которой продолжается разработка новых форм и направлений повышения инновационной активности. Осознавая роль инноваций в развитии и модернизации российской экономики, одновременно необходимо выявить направления нейтрализации факторов, продолжающих сдерживать инновационную активность в России, несмотря на множество уже реализованных мер государственной поддержки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тютюкина Е. Б., Попадюк Т. Г., Абдикеев Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Neutralization of factors which impediment innovative activity of russian entrepreneurship

The problem of innovations continues to be central for attention of foreign and domestic researchers. International experience suggests that successful innovations depend on the use of various forms of state support of innovative entrepreneurship, which leads to continuous development of the new forms and ways to increase innovation activity. Understanding the role of innovations in the development and modernization of the Russian economy, it is imperative to reveal ways to neutralize factors that continue to impediment innovative activity despite all the measures of state support

Текст научной работы на тему «Нейтрализация факторов, препятствующих инновационной активности российского предпринимательства»

Нейтрализация факторов, препятствующих инновационной активности российского предпринимательства

Т. Г. Попадюк,

д. э. н., профессор, департамент менеджмента

[email protected]

iii

Н. М. Абдикеев,

д. т. н., профессор, директор,

Институт промышленной политики и институционального развития

[email protected]

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Проблема инноваций продолжает оставаться в центре внимания зарубежных и отечественных исследователей. Зарубежный опыт позволяет утверждать, что успешная инновационная деятельность зависит от использования различных форм государственной поддержки инновационного предпринимательства, благодаря которой продолжается разработка новых форм и направлений повышения инновационной активности. Осознавая роль инноваций в развитии и модернизации российской экономики, одновременно необходимо выявить направления нейтрализации факторов, продолжающих сдерживать инновационную активность в России, несмотря на множество уже реализованных мер государственной поддержки.

Ключевые слова: инновационная активность; предпринимательство; факторы, препятствующие инновационной активности; коммерциализация новшеств; институты развития; спрос и предложение инноваций; инновационная политика.

Е. Б. Тютюкина,

д. э. н., профессор, департамент корпоративных финансов и корпоративного управления

[email protected]

Введение

Подавляющим числом исследователей и экспертов признается возрастающая роль инноваций в развитии и росте мировой экономики, что естественно способствует интенсификации исследований в области внутренних и внешних факторов, препятствующих инновационной активности бизнеса.

По данным финансово-экономического агентства Блумберг [1], в мировом рейтинге 50-ти лучших инновационных экономик Россия занимает двенадцатое место. Анализ основных показателей статистической отчетности, характеризующих инновационную активность в России показывает:

• значительно меньший удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем количестве организаций (в среднем 8-10%) по сравнению со странами Европейского союза, Норвегии и Хорватии;

• различия в уровне инновационности по отраслям (значительно более высокий уровень этого показателя в деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных

технологий, по сравнению с отраслями промышленности и связи); • в структуре затрат на технологические инновации преобладают затраты на приобретение машин и оборудования (в диапазоне 51-61%), доля расходов на исследования и разработку новых продуктов, услуги методов производства (передачи), новых производственных процессов составляла в 2014 г. - 25,0%.

Проведенная оценка текущего состояния и тенденций инновационной активности в России позволяет говорить о ее невысоком уровне и нестабильности, что актуализирует задачу выявления факторов, препятствующих инновационной активности с целью их нейтрализации.

Основная часть

В России осуществляется статистическое наблюдение 13 факторов, препятствующих инновационной активности, сгруппированных в три класса, значимость которых оценивается респондентами по пяти позициям. На основе обработки статистических данных была

о р

N m

J

<

СО

о

о р

от

<

со

проведена группировка и ранжирование негативных факторов по их значимости в разрезе: ОКВЭД, регионов, в том числе пилотных (Владимирская, Липецкая и Пензенская области), размерных групп организаций, уровней технологичности в обрабатывающей промышленности.

Результаты исследования позволили выработать ряд предложений и рекомендаций по нейтрализации наиболее значимых факторов, которые были систематизированы по следующим направлениям:

1) совершенствование законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность, повышение эффективности действующей системы защиты авторских прав, снижение рисков имитации конкурентами, развитие кооперационных связей;

2) снижение высокого экономического риска, повышение достаточности собственных денежных средств, совершенствование финансовой поддержки со стороны государства, снижение длительности периода окупаемости затрат на инновации;

3) развитие материальной инфраструктуры и инновационной инфраструктуры (посреднические, информационные, юридические, банковские, прочие услуги);

4) развитие объема рынка и стимулированию спроса на новые товары (работы, услуги), развитие информационной системы о новых технологиях и рынках сбыта;

5) по совершенствование национальной системы подготовки квалифицированных кадров и регулирования занятости, повышение квалификации персонала.

Предложения по совершенствованию законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность.

1. Статья 1374 ГК РФ «Подача заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец» не предусматривает возможности оформления предварительной заявки на патент. Положительный опыт подачи предварительной заявки на патент до изобретения конкретного продукта имеется в США. Дополнение статьи 1374 ГК РФ данной мерой окажет прямое или косвенное нейтрализующее воздействие на следующие факторы, препятствующих инновациям:

• высокие риски имитации конкурентами: позволит патентообладателю избежать имитации, осуществляемой за счет изменения несущественных деталей патента;

• неэффективность действующей системы защиты авторских прав: во-первых, поможет снизить неэффективность этой системы в части защиты авторских прав от имитации, во-вторых, снизить ее неэффективность на стадии правоприменительной практики, согласно которой Роспатент не выдает патент, если заявителем нечетко прописаны все характеристики изобретения. Излишний уровень детализации открывает дорогу подражателям. Последние могут путем изменения второстепенных деталей скопировать интеллектуальный продукт,

уйдя при этом от ответственности за нарушение авторских прав;

• неразвитость кооперационных связей: фиксация авторского права на ранних стадиях изобретательской деятельности позволит изобретателю публично раскрывать идею, чтобы привлекать инвесторов и клиентов без риска копирования потенциальными подражателями.

2. Статья 1398 ГК РФ «Признание недействительным патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец» предоставляет судам право признавать патент недействительным, если в списках авторов или патентообладателей допущены неточности. В то же время судам не предоставляется возможность принятия решений по коррекции данных списков без отмены патента. Рекомендуется предусмотреть такую возможность в тексте рассматриваемой статьи, что окажет нейтрализующее воздействие на фактор «Неэффективность действующей системы защиты авторских прав» в части оптимизации и упрощения процедуры отстаивания этих прав в судебном порядке.

3. С учетом зарубежного опыта для поддержки рынка рисковых инвестиций рекомендуется предусмотреть законодательные нормы о страховании венчурных капиталистов и бизнес-ангелов, вкладывающих средства в инновационную сферу, что позитивно повлияет на нейтрализацию группы финансовых факторов, препятствующих инновационной деятельности.

Предложения по снижению высокого экономического риска, повышению достаточности собственных денежных средств, совершенствованию финансовой поддержки со стороны государства, снижению длительности периода окупаемости затрат на инновации.

1. Повысить эффективность непосредственно самого инновационного предприятия возможно за счет:

• диверсификации деятельности как инновационными, так и обычными видами деятельности, что позволяет финансировать текущий инновационный проект в том числе и за счет прибыли, полученной по другим видам деятельности;

• диверсификация инновационных проектов путем осуществления коммерциализации параллельно нескольких инноваций;

• выведение инновационного вида деятельности/ проекта в самостоятельное юридическое лицо;

• получение финансирования от аффилированных лиц, которые, по сути являются «скрытыми» собственными источниками;

• активное участие в системе государственного заказа (поиск гарантированного сбыта на рынке электронной коммерции в сегментах B2G и B2B);

• участие в программах государственной поддержки в регионах;

2. Привлечение финансирования на рынке прямых инвестиций. В настоящее время функционирует рынок инвестиций и инноваций (далее — РИИ) на Московской бирже (с 5 июня 2009 г.), целью которого является создание прозрачного механизма привлечения инвестиций в высокотехнологичные и растущие компании.

В рамках РИИ функционируют сегменты, рассчитанные на компании различной степени зрелости и капитализации, а также на разные группы инвесторов:

• сектор РИИ — биржевой сектор, позволяющий инновационным компаниям проводить публичные размещения (IPO/SPO) и допускать ценные бумаги к вторичному обращению во всех режимах торгов на ФБ ММВБ;

• IPOboard (www.ipoboard.ru) — web-ресурс, направленный на создание механизмов привлечения инвестиций непубличными инновационными компаниями на ранних стадиях развития. Структура РИИ:

• по сегментам: IPOboard (информационная и торговая система (online), обеспечивающая эффективный доступ к венчурному и частному капиталу для ведущих малых и средних инновационных непубличных компаний из России; РИИ-2 (специальный сектор для частных размещений; специальные биржевые технологии, доступные для инвесторов и эмитентов (крупные пакеты)), сектор доступен только квалифицированным инвесторам; сектор РИИ (позволяет инновационным компаниям проводить публичные размещения (IPO/SPO) и допускать ценные бумаги ко вторичному обращению на бирже);

• по типам инвесторов: венчурные фонды и фонды прямых инвестиций — 50%, частные инвесторы — 27%, «семейные офисы» — 23%;

• по этапам развития компаний: предпосевные инвестиции — 32%, посевные инвестиции — 19%, стартап — 24%, ранний рост — 10%, рост — 15%.

В настоящее время допущены к торгам 36 ценных бумаг (17 акций, 7 инвестиционных паев, 11 облигаций и 1 ADS, 1 ETF) [2].

Требования для листинга на РИИ включают в себя как стандартные, так и специфические требования: капитализация >150 млн руб.; индустрия (телекоммуникации, интернет технологии, разработка и производство полупроводниковых устройств, биотехнологии, фармацевтика, новые материалы, энергоэффективность, инновационные производства и др.); соглашение с листинговым агентом; инвестиционный меморандум с более детализированной информацией по финансовой и операционной деятельности компании и по целям последующего роста.

Таким образом, привлечение капитала на рынке прямых инвестиций возможно только для инновационных предприятий с достаточно высокой капитализацией.

Основными направлениями развития РИИ являются:

• развитие инфраструктуры (бизнес-ангелов, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, хедж-фондов, частных и иностранных инвесторов);

• инвестирование средств пенсионных накоплений в акции РИИ (до 5% активов);

• осуществление программ финансовой грамотности в отношении инвестирования в инновационные компании;

• разработка программ маркет-мейкинга (обеспечение ликвидности).

Виды государственной поддержки инновационных

и малых и средних предприятий в регионах (составлено авторами по результатам исследования)

№ п/п Вид поддержки

Институциональная

1 Создание различных фондов содействия (развитию кредитования, микрофинансовой деятельности)

Финансовая

2 Предоставление микрозаймов субъектам МСП

3 Предоставление поручительств по банковской гарантии

4 Предоставление поручительств по кредитам

5 Предоставление субсидий на возмещение стоимости вознаграждения за предоставление банковской гарантии, по договорам поручительства

6 Субсидии на компенсацию лизинга

7 Субсидии на компенсацию процентов

8 Субсидии на компенсацию сертификации

9 Субсидии на компенсацию стоимости поручительства

10 Субсидии на компенсацию участия в выставках

11 Субсидии на компенсацию энергоприсоединения

12 Субсидии на повышение конкуренции

13 Субсидии на развитие сферы городского хозяйства

14 Субсидии начинающим предпринимателям

15 Субсидии по инновационным проектам

16 Субсидии по преодолению барьера вхождения на рынок

17 Субсидии по приоритетам

18 Субсидии по ремесленническим отраслям

Имущественная

19 Арендная льгота

20 Передача в пользование недвижимого имущества

Информационная

21 Оказание услуг по размещению информации в электронных каталогах и распространению этих каталогов

Консультационная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22 Обеспечение приема и обработки заявок на оказание финансовой поддержки

23 Предоставление консультаций в индивидуальной документированной форме

24 Предоставление консультаций в индивидуальной устной форме заочно

25 Предоставление консультаций в индивидуальной устной форме очно

26 Предоставление субъектам МСП информации справочного характера

27 Проведение и/или обеспечение проведения публичных деловых мероприятий

28 Проведение семинаров, круглых столов, совещаний, конференций, телемостов, мастер-классов

3. В субъектах РФ необходимо расширение спектра видов государственной поддержки инновационного предпринимательства, осуществляемой на регулярной основе (таблица). Однако, несмотря на то, что 87% компаний получали хотя бы раз какую-либо поддержку государства, только для 13% из них получение господдержки существенно повлияло на развитие бизнеса [3]. Это позволяет сделать следующие выводы:

• неэффективный отбор предприятий - претендентов на получение государственной поддержки;

• наибольшее значение имеет повышение эффективности непосредственно самого инновационного предприятия.

Для обеспечения прозрачности предоставления господдержки необходимо опубликование на сайте уполномоченных организаций в открытом доступе в текущем году на следующий календарный год:

h-о

CN

Р

CN N

СП

J <

со О

о р

СП

<

со

• перечня предоставляемых видов государственной поддержки и объемы финансирования;

• методики отбора предприятий - претендентов на получение государственной поддержки.

В этом случае, во-первых, у малых и средних предприятий будет время на подготовку концепции развития своей фирмы на следующий год, качественного пакета документов для получения помощи. Однако это обуславливает необходимость внесения изменений в бюджетное законодательство; во-вторых, принятие решений о предоставлении господдержки обеспечит прозрачность.

4. В части налогового стимулирования инновационной деятельности:

• законодательное установление на федеральном уровне порядка отнесения субъектов к инновационным, а также ведение единого реестра инновационных предприятий России (возложив эту функцию на ФНС);

• основными налоговыми преференциями должны стать:

а) для инвесторов РИИ — снижение требуемого для получения льгот по налогу на доход от реализации акций срока владения с 5 лет до 1 года для держателей инструментов РИИ;

б) для субъектов инновационного малого и среднего бизнеса — снижение совокупного тарифа страховых взносов;

в) для субъектов инновационного малого бизнеса — введение налоговых каникул (освобождение от налога на имущество, в части нематериальных активов, на срок до достижения безубыточности; снижение значительной части затрат на приобретение оборудования и приборов, применяемых для проведения НИОКР);

г) для физических лиц, квалифицированных исследователей, занятых в сфере НИОКР, и являющихся сотрудниками предприятий, внесенных в единый реестр инновационных предприятий, — установление пониженной ставки НДФЛ и страховых взносов. Данная практика на протяжении многих лет доказывала свою эффективность и входила в лучшие практики стимулирования инновационной деятельности по версии Европейского союза. Несмотря на то, что НДФЛ удерживается из заработной платы сотрудников, косвенно он также снижает на-логовою нагрузку на предприятие;

д) для организаций (участников проекта «Скол-ково») оставить право применения налоговых льгот с 1 января текущего года в случае превышения установленного порога выручки и/или прибыли в текущем году.

5. Рассмотрение государства не только в роли соинве-стора, но и в качестве эффективного финансового менеджера, а именно — создание финансового института (например, Федеральный центр финансирования инноваций) по типу Федерального центра проектного финансирования (ФЦПФ) для финансирования инновационных проектов на основе государственно-частного партнерства посредством формирования финансовых пулов,

который может стать, в том числе методологическим центром; 6. Изменение подхода субъектов к разработке и реализации бизнес-идеи. В настоящее время тщательное составление бизнес-планов часто приводит к необходимости производства продукции, не востребованной рынком. Разработка и внедрение на рынок новых продуктов (технологий) должны основываться на следующих принципах: отбор и систематизация ряда гипотез, требующих доказательств, на основе которых строится схема будущего бизнеса; проведение экспериментов; повторная и пошаговая разработка продукта; постоянная модификация продукта на основе организации обратной связи от клиентов. Такой подход снижает потребность в объемах финансирования и сокращает срок окупаемости инноваций. Однако это должно изменить и принципы банковского кредитования стартапов.

Предложения по развитию материальной инфраструктуры и инновационной инфраструктуры (посреднические, информационные, юридические, банковские, прочие услуги) [4, 5]:

1) развитие нормативно-правовых актов, регулирующих организационно-правовые основы создания и деятельности технопарков в части определения унифицированного подхода к их статусу, порядку создания и деятельности в различных субъектах и на уровне государства в целом; механизмов мониторинга и контроля со стороны управляющих компаний технопарков за их функционированием; конкретных мер и направлений поддержки технопарков и их участников-резидентов;

2) создание технопарков:

• в непосредственной близости от университетов, в том числе в самих университетских городках (по примеру Сколково);

• в качестве филиалов университетов либо их структурных подразделений;

• с участием университетов в качестве учредителей.

Это будет способствовать реализации совместных программ, в том числе по привлечению студентов к работе технопарков, участию в экспертной работе и выполнению проектов научными работниками вузов, техническая и управленческая поддержка компаний-резидентов и инкубируемых компаний, доступ к информационным ресурсам университетов, тренинги и семинары с участием промышленных компаний-вендоров, трансфер университетских технологий;

3) повышение эффективности финансирования технопарков за счет систематического мониторинга использования выделяемых им финансовых ресурсов;

4) развитие кооперации между университетами и технопарками в части совместного использования объектов инфраструктуры и сервисных службы технопарка;

5) ограничение тремя годами срока пребывания малого инновационного предприятия (МИПа) в посевном бизнес-инкубаторе, для их перехода к самостоятельному функционированию;

6) предоставление возможности бюджетным научным и образовательным учреждениям вносить в уставный капитал создаваемых ими инновационных хозяйствующих субъектов не только права интеллектуальной собственности, но и материальные акти вы;

7) закрепление в нормативно-правовой базе возможности использования имущества промышленных компаний, находящихся в государственной собственности, для нужд бизнес-инкубирования малых предприятий;

8) разработка государственных программ, в том числе на основе государственно-частного партнерства:

• по «выращиванию» инновационных кластеров;

• направленных на поддержку многочисленных инновационных компаний, в первую очередь на начальных стадиях;

• по созданию технопарков;

9) формирование мобильной материальной инфраструктуры, не привязанной к определенной территории;

10) создание региональных центров бенчмаркинга на базе региональных торгово-промышленных палат, союзов промышленников и предпринимателей и т. п.

Предложения по развитию объема рынка и стимулированию спроса на новые товары (работы, услуги), развитию информационной системы о новых технологиях и рынках сбыта.

Недостаточный объем рынка, и низкий спрос являются типичными для многих инновационных продуктов на стадии их коммерциализации. С одной стороны, инновационный продукт отвечает потенциальным запросам потребителя, с другой — высокая первоначальная стоимость не позволяет привлечь массового покупателя, расширить объем рынка. При этом даже в мировой практике существующие инструменты стимулирования завершающих стадий инновационного цикла (коммерциализации) менее развиты по сравнению с инструментами, ориентированными на поддержку ранних стадий.

Исходя из этого, предлагается: 1) реализацию Закона о промышленной политике, государственной программы развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности, государственных программ по 13 отраслям промышленности, деятельность фонда развития промышленности осуществлять под призмой реализации государственных инициатив, направленных на стимулирование спроса на инновации, а именно:

а) выделять приоритетные отрасли промышленности, которые характеризуются высокой конкурентоспособностью, социальной значимостью и обладают большим потенциалом роста рынка;

б) в рамках выделенных отраслей промышленности определять прорывные технологии, применение которых способно:

• значительно усилить долгосрочную конкурентоспособность сектора и оказать позитивное влияние на смежные сектора за счет диффузии инновационных решений;

• создавать новые рынки и отрасли, выступать драйверами экономического роста;

2) создать:

• систему раннего обнаружения прорывных инновационных продуктов и технологий, формирующих новые рынки. Эту задачу может решать Национальная технологическая инициатива (НТИ) — программа, определяющая стратегический вектор технологического развития промышленности в России;

3) использовать механизмы госзакупок и госзаказов для формирования общественного спроса. Госзакупки осуществлять как для собственного использования, так и для развития рынка, реализуя государственные программы (военные, социальные), традиционно входящие в зону ответственности государства, с учетом решения приоритетных задач развития гражданского рынка инновационных продуктов. При этом предпочтение следует отдавать инновационным продуктам, пригодным не только для удовлетворения текущих социальных и оборонных нужд, но и имеющим перспективы развития в массовый коммерческий продукт. Это касается, в первую очередь, радикальных инноваций, нацеленных на формирование новых рынков и обладающих высоким потенциалом замещения сегодняшних технологий и продуктов;

4) стимулировать осуществления закупок инновационной продукции малых инновационных предприятий крупными промышленными компаниями путем осуществления субсидирования спроса;

5) предоставить возможности доступа малых и средних предприятий к закупкам, расширив тем самым возможности коммерциализации инноваций в этих компаниях, обеспечивать реализацию механизмов 20% квотирования малых предприятий в государственных и муниципальных закупках, в частности малых инновационных предприятий, определяемой Федеральным законом № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

6) использовать систему стандартизации, влияющей и на спрос, и на предложение инноваций. Для формирования нового перспективного рынка государство может ввести национальные стандарты, нацеленные на его рост. Это обеспечит значительные конкурентные преимущества национальным компаниям;

7) использовать инструменты прямой финансовой поддержки частного спроса, снижающие затраты на вход (субсидии, освобождение от налогообложения, налоговые льготы) или затраты на жизненный цикл инвестиций (различные налоговые инструменты) для того, чтобы сделать инновации более конкурентоспособными на рынке;

8) использовать государственные инструменты регулирования спроса или взаимодействия потребитель-производитель для производства и внедрения инноваций (в частности, требования по вторичной переработке, система квот, стандарты, гранты при условии участия пользователя-потребителя);

о

Р

N

СП

<

со О

г--о

CN р

CN

сч

СП

J <

со

9) предусмотреть в качестве одного из критериев эффективности деятельности существующих и вновь создаваемых институтов развития количество созданных с их помощью высоких технологий и высокотехнологичной продукции, конкурентоспособной на мировых рынках [6]. Предложения по совершенствованию национальной системы подготовки квалифицированных кадров и

регулирования занятости, повышению квалификации

персонала:

1) проведение государственной политики, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов для инновационной экономики, включающей решение трех основных задач:

• выбор приоритетов инновационного развития, в том числе с учетом региональных особенностей, на основе его прогнозов;

• определение и количественная оценка потребностей в квалифицированных кадрах для обеспечения инновационного развития в соответствии с выбранными приоритетами, должно осуществляться на основе мониторинга на уровне регионов;

• разработка мер по обеспечению потребностей инновационной экономики в квалифицированных кадрах. Первое важное решение в этом направлении было сделано 16 апреля 2014 г., когда Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о создании Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. В рамках обеспечения реализации указа уже разработано более 120 профессиональных стандартов. Дальнейшая работа должна осуществляться в направлении расширения перечня новых образовательных стандартов и разработки соответствующих им программ обучения. Решение данной задачи относится к компетенции Минобрнауки;

2) постоянное повышение квалификации всех сотрудников внутри компании как непрерывного процесса; для реализации этой стратегии подготовки и переподготовки квалифицированных кадров предусмотреть налоговые льготы по налогу на прибыль организаций и при использовании упрощенной системы налогообложения в части включения затрат в расходы, признаваемые для исчисления налоговой базы;

3) активное использование в компаниях системы коучинга, когда более 90% информации преподносится в процессе работы, а не теоретических тренингов; признание коучинга в качестве официальной специальности (уровень магистратуры);

4) совершенствование государственных механизмов стимулирования научной деятельности вузов для повышения эффективности их участия в формировании инновационной экономики России. Внебюджетные источники финансирования должны дополнять государственное финансирование, а не подменять или оттеснять его. В настоящее время:

• вопросы формирования эффективных организационно-экономических условий для активизации научной работы и расширения участия в ней преподавателей решаются вузами самостоятельно

при условии наличия необходимых материальных ресурсов;

• отсутствие стабильности (постоянных источников финансирования в силу конкурсного финансирования научной деятельности) в сфере вузовской науки, что обуславливает сложности привлечения молодых ученых на должности научных работников; 5) создание механизмов государственного регулирования мобильности научно-педагогических и научных кадров, что обеспечит повышение уровня научно-технического потенциала регионов и территориального развития страны в целом.

Заключение

Предложения и рекомендации по нейтрализации наиболее значимых факторов, препятствующих инновационной активности российского предпринимательства охватывают институциональное и финансово-экономическое направления, их достоверность усиливается тем, что исследование выполнено с учетом зарубежного и передового российского опыта,

в том числе на примере пилотных регионов.

* * *

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Правительства РФ в 2016 г. по теме «Исследование факторов, препятствующих инновационной активности российского предпринимательства, и разработка предложений по их нейтрализации».

Список использованных источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bloomberg Innovation Index. Bloomberg. 2016. http://www. bloomberg.com/news/articles/2016-01-19/these-are-the-world-s-most-innovative-economies.

2. Российский статистический ежегодник-2015. http://www.gks. ru/bgd/regl/b15_13/Main.htm.

3. Исследование быстроразвивающихся высокотехнологичных компаний России. Сайт ОАО «РВК». Октябрь 2014. http:// www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/201410_ investigation_of_emerging_hightech_companie.pdf.

4. Ю. С. Богачев, Т. Г. Попадюк, Н. Л. Удальцова. Механизмы институционального обеспечения точек роста инновационной экономики//Инновации, № 6, 2016. С. 27-32.

5. Ю. С. Богачев, Т. Г. Попадюк, Н. М. Абдикеев. Институциональное обеспечение формирования точек роста инновационной экономики России//Управленческие науки. 2016. № 1. С. 43-51.

6. Т. Н. Седаш, Е. Б. Тютюкина. Три «И» в развитии экономики России: инвестиции, индустриализация, инновации//Иннова-ции, № 12, 2014. С. 51-58.

Neutralization of factors which impediment innovative

activity of russian entrepreneurship E. B. Tyutyukina, doctor of economics, professor. T. G. Popadyuk, doctor of economic science, professor, the department management.

N. M. Abdikeev, doctor of technical sciences, professor, director, Institute of industrial policy and institutional development.

(Financial University under the Government of the Russian Federation)

The problem of innovations continues to be central for attention of foreign and domestic researchers. International experience suggests that successful innovations depend on the use of various forms of state support of innovative entrepreneurship, which leads to continuous development of the new forms and ways to increase innovation activity. Understanding the role of innovations in the development and modernization of the Russian economy, it is imperative to reveal ways to neutralize factors that continue to impediment innovative activity despite all the measures of state support.

Keywords: innovation activity (innovations), entrepreneurship, barriers to innovation activity, commercial ization of innovations, development institutions, the demand and supply of innovation, innovation policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.