Научная статья на тему 'Мировой опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса в становлении и развитии рыночной экономики'

Мировой опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса в становлении и развитии рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
748
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировой опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса в становлении и развитии рыночной экономики»

Бабаев М.С., Бабаев Б.М.

Мировой опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса в становлении и развитии рыночной экономики

Роль малого и среднего бизнеса в жизни общества достаточно велика, т.к. является одним из главных факторов развития современной рыночной экономики. В настоящее время поддержка малого и среднего бизнеса является одним из приоритетных направлений всех успешно развивающихся стран. Зарубежный опыт подтверждает существенную и значительную роль малого и среднего бизнеса в экономической структуре индустриально развитых стран. В промышленности Японии 58% работников занято на предприятиях с численностью до 100 человек, США-28%, ФРГ-18%. В японской торговле персонал 47% оптовых и 80% розничных магазинов не превышает четырех человек. По расчетам международной федерации мелких и средних промышленных предприятий, в среднем по 18 странам, где общая численность занятых на мелких и средних предприятиях составляет примерно 30млн. человек, производится 50% всей суммарной продукции этих стран, а также свыше 30% суммарных капиталовложений и объема их экспорта. Кроме того, в сфере малого бизнеса создается около 67% всех новых рабочих мест в США, ФРГ, Великобритании, Италии. Мелкие и средние компании в индустриально развитых странах рыночной экономики достигают в настоящий период примерно 96-98% от общего числа национальных фирм. Особенно высок этот процент в Японии, где он достигает около 99%.

В системе общественного воспроизводства малое предпринимательство выполняет важнейшие функции:

- экономические - это увеличение вклада в валовой национальный продукт (ВВП);

- социальные - получение дохода работниками малых предприятий, создание новых рабочих мест и обеспечение занятости населения, что повышает уровень жизни населения и снижает социальную напряженность в обществе;

- политические - создание особой среды и формирование слоя мелких собственников - независимых предпринимателей -опоры рыночной экономики.

Малый бизнес обеспечивает наиболее полное использование местных сырьевых, земельных и трудовых ресурсов, способствует расширению ассортимента товаров и услуг.

В тоже время сегодня предприниматели малого бизнеса действуют в условиях беспощадной конкуренции, которую выдерживают более 4-х лет лишь 60% из числа вновь созданных, а 40% разоряются.

Процесс управления малым предприятием не так прост и сохраняет уязвимость. Его владелец нередко должен соединять в себе опыт управленца-администратора (обеспечивающему работу персоналу предприятия, организующего материально-техническое снабжение фирмы, и сбыт его продукции), производственника (знать технологию производства и обеспечивать выпуск качественной продукции), знать бухгалтерский учет.

В большинстве случаев до 90% предприятий малого бизнеса, банкротство является результатом нехватки вышеуказанных знаний и опыта. Отсюда видна важность современной поддержки малого предпринимательства и в первую очередь со стороны государства.

Крупнейший представитель науки о рынке - английский экономист Дж.М.Кейнс отводил государству центральную роль в стабилизации рыночной экономики, обеспечении занятости и устранения безработицы. Чтобы не допустить нарастания социальной напряженности, снять её, предотвратив социальный взрыв, он предложил систему государственного вмешательства в рыночное регулирование. С этой целью государство разрабатывает программу занятости, социальной защиты безработных и помощи той части населении, которая находится за чертой бедности. Чтобы уменьшить безработицу, государство должно проводить такую финансово-кредитную политику, которая создавала бы предпринимателям выгодные условия вложения капиталов в создание дополнительных рабочих мест. Западный экономист П.Самуэльсон считает безработицу "самой зловещей чертой" современной рыночной экономики, и вслед за Дж.Кейнсом считает, что "обе стороны - рынок и государство -существенны". Регулировать рыночную экономику, в том числе рынок труда в отсутствии одной из этих сторон, все равно, что "пытаться аплодировать одной рукой". По мнению Дж.Кейнса современное государство выполняет три экономические функции регулирования рынка: поддержание эффективности, стабильности, справедливости.

Эффективность экономического вмешательства государства заключается в его попытках исправить "ошибки" рынка, например, монополию, которая искажает рыночное саморегулирование. Другим примером является строительство городских объектов, неподъемных для частного предпринимательства, но необходимых ему. Рынок приводит к неэффективному использованию природных ресурсов, загрязняя воздух, воду, землю, не заботясь об очистных сооружениях, а государство препятствует этому финансовыми, правовыми и административными мерами.

Стабилизационная функция государства состоит в его контроле и сглаживании колебаний делового цикла, когда при использовании государственной финансовой и налоговой власти оно влияет на уровень производства, занятости, инфляции, сдерживает безработицу и поддерживает экономический рост.

Справедливость государство поддерживает, как отмечалось, перераспределяя национальный доход в пользу бедных, оказывая помощь безработным, престарелым, нетрудоспособным, многодетным и др.

Тот же мировой опыт свидетельствует, что процветание малого предпринимательства - этой тонкой материи рыночной экономики - невозможно без государственной поддержки. Экспертами Международной организации труда выявлена непосредственная связь между уровнем безработицы и развитостью малого предпринимательства. Анализ данных за период 19771987гг. показал, что в странах, где уровень безработицы был низким (Швеция, Норвегия, ФРГ) рост самостоятельной занятости в форме индивидуального предпринимательства был

Незначительным, и наоборот, её значение было весьма существенным в странах с высоким уровнем безработицы (Италия, Канада, Великобритания).

Мировой опыт показывает, что с развитием частного малого бизнеса, мобильного и чутко реагирующего на рыночную конъектуру, расширяется и занятость. Послевоенный восстановительный период, разорённых войной Германии и Японии особенно подтверждает существенную и значительную роль малого бизнеса в экономике. Развитие малого бизнеса в восстановительный период (1949-1955гг.) и в период экономического подъема (1956-1965гг.) способствовало сокращению безрабо-

тицы и активизации конкуренции в Японии. В Японии финансовая поддержка малого бизнеса осуществлялся специально созданной в 1949г. правительством Национальной финансовой корпорацией малых предприятий. Примечательно, что ссуды выдаются без залогового обеспечения и на длительный срок до 25 лет: в структуре выданных кредитов лишь 20% подкреплены залогом заёмщиком. При этом по официальной классификации Японии к малым относятся предприятия численностью не более 20 человек в промышленности и не более 5 человек в торговле и сфере услуг.

С целью поддержки малого бизнеса в получении кредитов у частных финансовых учреждений Японским правительством была внедрена «система дополнения кредитоспособности», которая базируется на гарантиях займов и страховании кредитов. Гарантии по погашению займов предоставляется Ассоциации по гарантированию частных финансовых займов, созданными во всех 52-х префектурах местными властями. Государственная корпорация по страхованию кредитов для финансирования малого бизнеса покрывает часть ущерба, понесённого Ассоциацией по гарантированию займов в случае не погашения (банкротства) мелким предпринимателем полученной ссуды. Интересен опыт местных властей США, столкнувшихся в период 80-х -начала 90-х годов с ростом безработицы. Многие муниципалитеты эту проблему стали решать путем стимулирования предпринимательской деятельности на своей территории, считая, что такая политика должна содействовать не только росту занятости, но и экономическому развитию городов, укреплению налоговой базы местных бюджетов и повышению качества жизни местного населения. Частные фирмы, создающие предприятия на территории таких муниципалитетов и нанимающие на работу местных жителей ( прежде всего безработных лиц с доходом ниже официальной черты бедности), уплачивают сниженный налог на собственность, получают льготные займы, консультационные услуги, помощь в подготовке рабочей силы и пр. Так, в штате Иллинойс фирмам предоставляются налоговые скидки при уплате подоходного налога (размер облагаемого дохода уменьшается на сумму выплачиваемых фирмой дивидендов), а также 500 долларов за каждое новое рабочее место для безработных местных жителей при условии трудоустройства не менее 5 человек. Состав льгот, предоставляемых тем или иным муниципалитетом, разнообразен.

В начале XXI в. различные международные форумы уделяют серьезное внимание малому и среднему бизнесу - как одному из главных факторов развития современной рыночной экономики. В августе 2003г. на Тайване прошел первый форум (симпозиум) АТЭС "Передовой опыт совершенствования механизмов финансирования малого и среднего бизнеса на разных стадиях его развития". Тайвань накопил огромный позитивный опыт в области развития малого и среднего бизнеса, который, как представляется, заслуживает тщательного анализа и творческого применения, в том числе и в России. В настоящее время малый и средний бизнес обеспечивает 78% занятости и 45% ВВП Тайваня, став по существу главным локомотивом развития экономики. В настоящее время малые и средние предприятия составляют больше 90% общего количества зарегистрированных на Тайване фирм. В 2001г. их насчитывалось свыше 1 млн., на них было занято почти 7,3 млн. человек (78% всего занятого населения). Если рассмотреть показатели доли участия малого и среднего бизнеса в производстве ВВП, то его роль особенно заметна в строительстве, коммерции, добыче строительного камня, сфере услуг. С точки зрения реализации экспортного потенциала эти предприятия проявляют себя в сфере услуг, сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, рыбоводстве и строительстве, производя 20,65% экспортируемой продукции. В плане занятости малый и средний бизнес обеспечивает рабочие места практически во всех секторах экономики, за исключением предоставления коммунальных услуг (вода, электричество и газ). Ежегодно регистрируются 100 тыс. новых предприятий малого и среднего бизнеса и 70 тыс. уходят с рынка, то есть число малых предприятий каждый год увеличивается на 30 тыс.

Иначе говоря, поле выбора примеров огромно. Обратимся к мнению генерального директора Администрации по делам малых и средних предприятий при министерстве экономики Тайваня Р. Лая, который по праву считается главным экспертом в данной области. Он полагает, что наиболее характерен пример компьютерной промышленности, где Тайвань является безусловным лидером, контролируя 56% мирового компьютерного рынка. Так, широко известный в настоящее время компьютерный бренд "Асег" вырос из предприятия малого бизнеса. Взяв льготный кредит в финансовом фонде, созданном властью, компания за 25 лет превратилась в одного из главных производителей портативных переносных компьютеров.

Или другой пример, связанный с безотходным производством. Мякоть кокоса вместе с японской горчицей васаби и мясом тунца предлагается в качестве деликатеса в ресторанном меню. А из скорлупы кокосового ореха малые предприятия делают так называемые ланч-боксы (пеналы для завтрака), экологически чистые и пользующиеся популярностью во всем мире. Налицо прибыльный бизнес на базе безотходных технологий. И таких примеров можно было бы привести много.

В структуре частного предпринимательства особое место принадлежит малому предпринимательству. Проблема малого предпринимательства и в экономической литературе, и экономической системе общества существует как самостоятельная. Предпринимательство преимущественно как процесс создания и управления малым бизнесом, более характерен для стран, находящихся на ранних этапах экономического развития. Согласно этому подходу, в экономике, базирующейся на использовании имеющихся доступных ресурсах (трудовых, природных, технических), роль предпринимателя более важна, чем инновато-ра. Складывается определенная последовательность стратегии предпринимательства в зависимости от уровня развития экономики. Аграрно-сырьевой экономике соответствует стратегия, в которой приоритетное развитие отводится малому бизнесу, обеспечивающему наиболее полное использование местных ресурсов(трудовых, сырьевых, земельных) как традиционными, так и новыми способами. По мере активизации малого предпринимательства и достижения эффективного управления экономикой неизбежно наступит период, когда на передний план выдвинется инновационное предпринимательство, основанное на внедрении отечественных и зарубежных высоких технологий.

Данный концептуальный подход применим и для обоснования стратегии развития малого предпринимательства в регионах Российской Федерации, значительно различающихся как по уровню экономического развития, так и по обеспеченности ресурсами. Значение малого предпринимательства в России особенно существенно с позиции активизации регионов, отсталых в социально - экономическом развитии. Эта отсталость обусловлена многими причинами, имеющими различные корни: здесь в истощение природных ресурсов, и сокращение спроса на продукцию местных производителей, и демографические особенности, выражающиеся в высоких темпах роста населения и трудовых ресурсов. Малое предпринимательство на региональном уровне выполняет общие (вышеперечисленные) и специфические функции, содействуя:

- более полному использованию местных ресурсов - трудовых, природных, материальных;

- плавной диверсификации региональной экономики;

- увеличению объема и расширению ассортимента производимых товаров и услуг;

- пополнению финансовых ресурсов региона.

Концепция развития малого предпринимательства в регионе исходит из следующих основополагающих принципов.

1. Малое предпринимательство - это только одна из форм организации хозяйствования и рассматривать её следует как составную часть региональной экономики, в рамках которой функционируют (в разном сочетании) крупные, средние и малые предприятия.

2. Критерием приживаемости малого предпринимательства как формы хозяйствования выступают объективные условия рыночной системы - отношения собственности и соответствующий им хозяйственный механизм.

3. Становление и развитие малого предпринимательства предопределяется факторами производства, которые являются общими как для большого, так и малого бизнеса, а также технологическими особенностями производства, предопределяющими оптимальные размеры предприятий.

4. Предпринимательство, в том числе малое - это не только производство и его организация, это особый образ жизни, особая психология людей предприимчивых, рисковых, грамотных, обладающих аналитическими способностями.

5. Приживаемость малого бизнеса во многом зависит от того, как он вписывается в региональный, местный рынок, каков тип этого рынка, характер специализации малых предприятий, как и поддержка их со стороны территориальных органов, объективно должны быть неодинаковыми в разных регионах страны.

6. Поддержка малых предприятий государственными, территориальными органами должна быть строго дифференцированной относительно конкретных территорий, а в отдельных случаях и конкретных предприятий. Обоснование такой поддержки должно исходить из результатов анализа местных, региональных рынков.

Цели и задачи экономической активизации региона становятся более привлекательными для малого капитала. Малому предпринимательству, присуща способность изыскивать и использовать местные ресурсы, которые непривлекательны для среднего и крупного капитала. Малое предпринимательство аккумулирует сбережения лиц, не склонных пользоваться банковской системой, но готовых вложить свои средства в собственное дело даже, если их первоначальный доход невелик. Вместе с тем становление малого предпринимательства, его функционирование и выживание сопровождается определенными трудностями. Прежде всего начинающие предприниматели страдают от недостатка стартового капитала, а банки зачастую отказывают им в кредите, а если и представляют, то под повышенные проценты и гарантии (поручительства). Высокие проценты отражаются на издержках производства и обращения и ценовой конкурентоспособности малых предприятий.

В эпоху постиндустриального развития возрастают потребности малого и среднего бизнеса в сфере внедрения инноваций, проведения исследований и осуществления маркетинга. Экономике нужны новые производства самых разных товаров в небольших количествах с высокой степенью добавленной стоимости. Другими словами, имеется ниша для эффективной предпринимательской деятельности малого и среднего бизнеса в таких областях, как спорт и отдых, здравоохранение, развлечения, производство фруктов и разведение цветов, не говоря о традиционных сферах деятельности. Когда строится общество, основанное на знаниях, нарастают потребности в инновациях и дизайне, культуре творчества и удовлетворении нужд людей, связанных с качеством жизни. Они, в свою очередь, стимулируют развитие современной экономики, повышая конкурентоспособность. Малый и средний бизнес в силу своей специфики в полной мере учитывает такие фундаментальные тенденции мировой экономики, как инновационный императив, автономизация работника, его творческое взаимодействие с работодателем, высокие темпы реализации бизнес-идей на практике. В этой связи практически во всех странах идет бурное развитие среднего, малого и микропредпринимательства. Поэтому изучение передового зарубежного опыта в данной области, его творческое применение в российской экономике являются важным звеном в формировании условий постиндустриального развития общества, основанного на знаниях.

По официальной классификации России к предприятиям малого и среднего бизнеса относятся предприятия численностью не более 100 человек. С целью поддержки малого бизнеса государством установлена упрошенная система налогообложения. Условиями перехода на упрощенную систему налогообложения для предприятий малого бизнеса являются: - численность работников до 100 человек; - годовые доходы до 20 млн. рублей; - остаточная стоимость основных фондов не более 100 млн. рублей; - в составе учредителей не менее 75% уставного капитала должны быть физические лица.

При соблюдении вышеуказанных условий предприятия малого бизнеса могут применять упрощенную систему налогообложения, - при котором освобождаются от четырех налогов: налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество и 46% единого социального налога - что свидетельствует о важности современной поддержки малого предпринимательства со стороны государства.

На примере Республики Дагестан поддержка и финансирование осуществляется через Комитет по поддержке малого и среднего бизнеса, и составлял в 2002г. на душу населения 50 рублей, тогда как Тайвань в тот же период финансировал развитие малого предпринимательства 1500 долларов США на душу населения. Это показывает, что при наличии хорошей правовой поддержке в России - экономически слабо поддерживается малый бизнес, что практически в Республике Дагестан малый бизнес развивается самостоятельно без существенной экономической поддержки. Социально-экономическая обстановка в республике обусловлена хронически низким уровнем жизни населения, высокой безработицей и коррумпированностью чиновников власти, что являются условиями и причинами криминального беспредела. Вследствие этого становление гражданского общества в Дагестане находится в первобытном состоянии. Поэтому для решения социально-экономических и политических проблем необходима и обязательна более существенная экономическая поддержка государством -малого бизнеса, наряду с обязательным усилением борьбы с коррупцией. За последние годы нефтедолларовый поток многократно увеличил бюджет страны, что даёт надежду на увеличение финансовой государственной поддержки малого предпринимательства, а это будет способствовать повышению роли малого бизнеса в экономике:- увеличению вклада в ВВП, насыщению рынка товарами и

услугами, созданию конкурентной среды, новых рабочих мест и расширению занятости населения, укреплению в конечном счете налоговой базы бюджета и снижения социальной напряжённости в обществе.

Мировой опыт государственной поддержки малого бизнеса свидетельствует о значительной роли малого бизнеса в решении экономических, социальных и политических проблем общества. По мере активизации малого предпринимательства и достижения эффективного управления экономикой неизбежно наступит период, когда на передний план выдвинется инновационное предпринимательство, основанное на внедрении отечественных и зарубежных высоких технологий, когда предпринимательская деятельность малого и среднего бизнеса будет удовлетворять нужды людей, связанных с качеством жизни. Поэтому изучение передового зарубежного опыта и его применение в российской экономике имеет большое значение в развитии постиндустриального общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.