Научная статья на тему 'Малое предпринимательство в реформируемой экономике: роль и значение'

Малое предпринимательство в реформируемой экономике: роль и значение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
676
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдова Л. В., Будовская Л. А.

По мнению авторов, в целях нормального функционирования и развития субъектов малого и среднего бизнеса, а, следовательно, и экономики в целом необходимо обеспечение экономических, правовых, организационных, психологических и других условий. Оказывая поддержку мелким предпринимателям, следует в то же время оказывать воздействие со стороны общества и его институтов на эту социальную группу в целях улучшения ее качественных характеристик, оптимизации ее состава и процесса функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малое предпринимательство в реформируемой экономике: роль и значение»

Вопросы экономики

малое предпринимательство в реформируемой экономике:

роль и значение

л. в. давыдова,

доктор экономических наук, профессор орловский государственный технический университет

л. а. будовская,

кандидат экономических наук, доцент орловский государственный институт экономики и торговли

На рубеже веков России удалось в значительной мере преодолеть негативные тенденции, связанные с переходом к рыночным формам хозяйствования. На повестку дня практически поставлен вопрос не только о необходимости экономического роста, но и о его достаточно высоких темпах.

Экономические реформы, осуществляемые в России, связаны с радикальной реструктуризацией народного хозяйства, с формированием новых предпринимательских структур. Развитие предпринимательства и конкуренции, базирующееся на реальной реформе отношений собственности, представляет собой одно из стратегических направлений рыночного реформирования и реструктуризации любой экономики. Именно многообразие форм собственности и является обязательным и необходимым условием становления и развития рыночной экономики.

Решение этой проблемы непосредственно связано с развитием предпринимательства вообще и малого предпринимательства в частности.

Мировой опыт свидетельствует, что в экономике даже самых высокоразвитых стран, где имеются громадные предприятия и корпорации, казалось бы, монополизировавшие целые сектора общественного производства, основная масса валового продукта создается большим количеством малых и средних предприятий. Они являются гарантами гибкости и динамичности экономики, мощным

средством постоянной корректировки и сохранения структуры воспроизводства, удовлетворяющей потребности населения в работе, заработной плате, социальных услугах.

Малое предпринимательство можно классифицировать как особый творческий тип экономического поведения. Для него характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском. Созданию такой атмосферы в малой фирме способствует соединение в одном лице собственника и управленца.

Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном ограничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.

Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации, который перекрывается непосредственным общением руководителя и подчиненных. То есть малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.

Наконец, необходимо отметить, что для организации малого бизнеса, как правило, не требу-

Таблица 1

характеристики малого бизнеса с точки зрения экономической самостоятельности

сильные стороны малого бизнеса слабые стороны малого бизнеса возможности малого бизнеса угрозы существованию малого бизнеса

Небольшой стартовый капитал Ограниченный (локально) рынок Рост до уровня «большого» бизнеса Быстрота полного разорения

Высокая эффективность Ограниченные перспективы роста Сбалансированное развитие Быстрое достижение «потолка» роста

Гибкость Высокая зависимость от превратностей конъюнктуры Прочная ниша на «своем» рынке Легкость проникновения конкурента в эту нишу

Самостоятельность Отсутствие влиятельной поддержки Творческая самореализация Уязвимость перед попытками силового давления со стороны «сильных мира сего»

Источник: Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б. Г. Ясина, А. Ю. Чепуренко, В. В. Буева. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003. — 220 с.

ется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.

В то же время малый и средний бизнес имеют следующие недостатки:

а) велика степень риска, страха быть разоренным, так как многое зависит от воздействия внешней среды;

б) низкая возможность накопления капитала, когда для расширения производства его владельцы могут выделить незначительную часть своего капитала;

в) сфера малого и среднего бизнеса ограничена, ему трудно внедряться в фондоемкие и наукоемкие производства;

г) малым предприятиям сложно организовать свою собственную службу маркетинга, дилерскую сеть, ограничена номенклатура выпускаемой продукции и возникает сложность в конкуренции с крупным производством и т. д.

Тем не менее необходимо помнить, что деятельность малых и средних предприятий ориентирована в наибольшей степени на удовлетворение местных нужд, на развитие региона и решение социально-экономических проблем на местах. Это в свою очередь повышает не только экономическую, но и социальную значимость малого и среднего предпринимательства.

Из табл. 1 видно, что жизнь малого предпринимателя — это богатое поле возможностей, но и огромное количество трудностей и препятствий. И это в стабильном, благожелательном к предпринимательству рыночном хозяйстве. Ситуация обостряется, если речь идет о российском обществе с его неустроенностью и кричащими экономическими и социальными проблемами. По нашему мнению, весомая доля таких проблем приходится именно

на сферу малого и среднего бизнеса России. Это в свою очередь накладывает отпечаток на состояние и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране.

Так, к 1 января 2004 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 8 562 тыс. хозяйствующих субъектов. Предприятия, относящиеся к категории малого предпринимательства, согласно критериям, действующим в Российской Федерации, составляли только 10,3 % от общего числа субъектов хозяйствования (или 882,3 тыс. ед.). Как видно из табл. 2, самым многочисленным субъектом сектора малого и среднего бизнеса по России является индивидуальное предпринимательство. Его доля в общем количестве хозяйствующих субъектов соответствовала 55,1 %. Столь высокое присутствие индивидуального предпринимательства определяется многими факторами, в том числе особенностью и спецификой хозяйственного развития нашей страны. Среди этих особенностей можно выделить низкие денежные доходы населения и одновременно достаточно высокий уровень безработицы.

В настоящее время в России границей бедности является уровень прожиточного минимума. Проблема бедности в первую очередь связана с относительно низкой заработной платой в ряде отраслей экономики. Примерно 1/3 всех работающих, в первую очередь занятых в бюджетной сфере, получают зарплату ниже прожиточного минимума1.

Согласно данным выборочных обследований населения по проблемам занятости численность занятых в экономике в апреле 2006 г. возросла по сравнению с апрелем 2003 г. на 0,8 млн чел. и составила 65,8 млн чел., или 91,5 % от экономически

1 По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2004 г. прожиточный минимум в среднем на душу населения оценивается в размере 2 395 руб., а его рост к 2003 г. составил 13,4 %.

Таблица 2

Структура хозяйствующих субъектов России на начало 2004 г.

Группа хозяйствующих субъектов Количество субъектов в группе, тыс. ед. Доля хозяйствующих субъектов группы в общем количестве хозяйствующих субъектов, %

Всего хозяйствующих субъектов по России 8 562,3 100,0

в том числе:

Предприниматели без образования юридического лица 4 717,0 55,1

Крестьянские (фермерские) хозяйства 264,0 3,1

Малые предприятия 882,3 10,3

Средние предприятия (с численностью занятых до 250 чел.) 2 136,7 24,9

Крупные предприятия (с численностью занятых от 251 чел.) 562,3 6,6

активного населения страны2. Однако это означает, что численность безработного населения из числа экономически активного населения находится на уровне 8,5 %3.

Опираясь на специфику имеющихся в арсенале малого и среднего предпринимательства преимуществ, можно утверждать, что с помощью развития малого и среднего бизнеса предоставляются дополнительные возможности существенно улучшить условия жизнедеятельности значительной части людей, повысить их уровень жизни, здоровья, образовательный и интеллектуальный потенциал, решить острые социальные проблемы. Социальная политика должна стать одним из ключевых элементов в общей экономической стратегии, даже если потребуется срочная локализация отрицательных последствий обвального внедрения рыночных отношений. А малый и средний бизнес может найти в этой стратегии свое достойное место.

Вместе с тем определение роли малого предпринимательства не ограничивается только лишь констатацией его численного превосходства. Согласно данным Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, вклад малого бизнеса в ВВП в 2004 г. составил порядка 21 % ВВП. Это, бесспорно, не самый высокий показатель в мировой практике. Например, в Великобритании, Германии, Италии, Франции, Японии и США доля малого и среднего предпринимательства в ВВП государства превышает 50 %-ный барьер4. Тем не менее необходимо учитывать, что в

2 Там же. Численность экономически активного населения на конец апреля 2004 г. составила 71,9 млн чел.

3 Там же. Численность официально зарегистрированных безработных на конец апреля 2004 г. находилась на отметке в 1,65 млн чел., или 2,3 % от экономически активного населения.

4 Зангеева С. Б., Романова Е. М. Польза и преимущества зарубежного опыта поддержки и развития малого и среднего бизнеса применительно к России// Финансы и кредит, 2004. — №14 (152). — С. 63-71.

2002 г. вклад сектора малого бизнеса России в ВВП колебался в пределах 10-11 %, а в среднесрочной перспективе планируется повышение его доли до 40-50 % в ВВП.

В качестве причин отставания России от других стран по роли малого предпринимательства в экономике государства можно выделить несколько. В первую очередь, это, безусловно, огромное количество факторов, оказывающих существенное и не всегда благоприятное воздействие на функционирование сектора малого бизнеса. Среди них особое место занимают так называемые «барьеры входа-выхода», т. е. все, что связано с трудностями регистрации при организации и ликвидации малого бизнеса; стартовые финансовые барьеры или проблема необходимых для начала ведения бизнеса средств (отсутствие механизма предоставления ресурсов начинающему дело предпринимателю); а также барьеры организованного рынка, т. е. ситуация, когда уже присутствующие на рынке предприниматели препятствуют входу на рынок новым предпринимателям.

Одновременно с этим одной из самых серьезных проблем, препятствующих нормальному развитию малого предпринимательства России, является нестабильность и противоречивость действующей системы налогообложения. По мнению многих экономистов-практиков, а также представителей самих субъектов экономических отношений, именно отсутствие постоянства и справедливости в применяемых к малому предпринимательству налоговых правоотношениях служит основным барьером на пути к его эффективному функционированию.

Налоговая справедливость требует, чтобы лица с одинаковой способностью платить налоги платили равные суммы налога, и чтобы люди с большей платежеспособностью платили больший налог.

Другими словами, чтобы налог был «справедливым», он не должен накладывать слишком

50

финансы и кредит

разное бремя на лиц, находящихся в похожих экономических обстоятельствах. Это означает, что малые предприятия как налогоплательщики должны платить одинаковый налог независимо от источников получения или направлений использования своих доходов.

В контексте необходимости создания унифицированной системы налогообложения для всех предприятий, основанной на общих принципах, изложенных выше, могут возникать ситуации, когда определенные налоговые льготы оправданны, так как они отражают особые нужды определенных видов фирм (например, сезонные колебания производственных циклов, социальная структура занятости). В определенных ситуациях могут быть случаи местных (региональных) вариаций в использовании скидок или льгот, отражающих местные нужды.

К сожалению, полученный до настоящего времени российский опыт отражает тенденции того, что такие скидки обычно связываются с попыткой защитить местные монополии (часто их владельцы связаны с местной администрацией), а не стимулировать предпринимательство и создание рабочих мест. Как следствие, любое выборочное использование налоговых скидок для продвижения предпринимательства должно быть связано с попыткой продвижения предприятий путем предложения системы стимулов, которые преодолевают спад рынка и не устанавливают барьеры на пути проникновения на рынок других предпринимателей. Также нужно признать, что такие льготы должны использоваться только в исключительных обстоятельствах и в случаях, когда наблюдается спад рынка. Более того, в системе рыночной экономики эффект смещения в результате вмешательства (в данном случае — налоговые льготы) должен быть оценен параллельно с потенциальными плюсами подобного вмешательства.

Помимо этого все налоговые законы и процедуры должны быть прозрачными и как можно более простыми, чтобы их было легко толковать и применять к малым предприятиям. Прозрачность делает необходимой публикацию всех законов и их разъяснение, бесплатное распределение бланков налоговых документов, а также брошюр, описывающих налоговые обязательства для вновь открывающихся или действующих субъектов малого предпринимательства. Напротив, система, при которой предприниматели часто не имеют ясного представления о том, что представляют собой их налоговые обязательства, порождает коррупцию.

Она также может вызывать ненужные расходы, создавая необходимость в консультантах, помогающих владельцам предприятий в их попытках действовать в рамках закона. Простота означает ту степень легкости, при которой предприятие понимает и выполняет свои налоговые обязательства.

Стабильность налоговой системы должна поддерживаться путем отказа от искушения часто менять законы и методы их внедрения в целях помочь предприятиям планировать свои налоговые обязательства. К сожалению, частое изменение законодательства постоянно случается в странах с переходной экономикой, и это в лучшем случае сдерживает возможность предпринимателей планировать свои будущие налоговые обязательства, а в худшем — приводит к увеличению их налоговых обязательств из-за несвоевременной уплаты. При отсутствии предварительного обсуждения или консультирования мелких фирм или их представителей подобные изменения (и последствия) усугубляли непредсказуемость внешнего окружения, с которым приходилось иметь дело владельцам и менеджерам субъектов малого предпринимательства. Нестабильность налоговой системы, по нашему мнению, становится вопросом жизни и смерти для малого бизнеса, по крайней мере, для тех его представителей, которые пытаются действовать в рамках закона.

В качестве причин отставания России от других стран по роли малого предпринимательства в экономике государства помимо всего прочего можно выделить отсутствие четкости и сопоставимости в качественных и количественных характеристиках критериев отнесения хозяйствующих субъектов к категории «малое предпринимательство» в российской и зарубежной практике.

В России экономическая категория «малые предприятия» и критерии, очерчивающие ее границы, впервые были определены постановлением Совета Министров РСФСР от 18.07.1991 № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». На первоначальном этапе становления малого бизнеса в Российской Федерации основным критерием для отнесения предприятий к малым является численность работающих, которая периодически изменялась.

До середины 1995 г. в соответствии с названным постановлением, а также постановлением Правительства РФ от 11.05.1993 № 446 «О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства» к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационно-

правовых форм, установленных Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», как вновь созданные, так и действующие, со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 чел., в том числе: 1) в промышленности и строительстве — до 200; 2) в науке и научном обслуживании — до 100; 3) в других отраслях производственной сферы — до 50; 4) в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании — до 15 чел.

В дальнейшем первоначальное определение «малого предприятия» было уточнено и дополнено. В соответствии с Законом РФ от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в настоящее время под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации (юридические лица), в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: 1) в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 чел.; 2) в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60; 3) в оптовой торговле — 50; 4) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30; 5) в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 чел.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации для отнесения предприятий к малым используются два критерия: средняя численность и доля участия в уставном капитале малых предприятий других организаций.

В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. Наиболее часто применяемыми критериями являются такие, как средняя численность занятых на предприятии работников; ежегодный оборот предприятия, полученный за год; величина активов. Следует учесть тот факт, что во всех развитых странах первоначальным критерием является численность работников.

При формировании информационных массивов в разрезе экономических субъектов органы статистики России придерживаются законодательно установленных критериев. В связи с этим в состав средних и крупных предприятий могут входить предприятия с численностью занятых до 100 чел.,

которые по критерию структуры уставного капитала не относятся к малым предприятиям. В качестве ограничения, затрудняющего структурный анализ сектора малого и среднего предпринимательства, следует назвать и тот факт, что данные в разрезе размерных групп органами российской государственной статистики не разрабатываются. В то же время такой подход достаточно широко распространен в международном учете и позволяет выделять не только малые, но и мельчайшие предприятия, проводить сравнительный анализ с другими странами, свободно манипулируя верхними границами цензов при отнесении предприятий к той или иной размерной группе.

В целях достижения сопоставимости анализируемых показателей деятельности хозяйствующих субъектов целесообразно проводить оценку роли и значения в экономике России не только малого (согласно критериям Закона № 88-ФЗ), но и среднего бизнеса (с численностью занятых до 250 человек, как в Европе, или до 500 человек, как в США).

При таком подходе вклад малых и средних хозяйствующих субъектов по отношению к соответствующей суммарной величине для всех хозяйствующих субъектов РФ в 2003 г. оказывается значительным (табл. 3).

Как видно из табл. 3, масштабы российского сектора малого и среднего бизнеса вполне сопоставимы с его размерами в Европе и США, где на его долю приходится более 90 % хозяйствующих субъектов.

Таким образом, бытующее представление о принципиальном отставании России от экономически развитых стран в области малого и среднего предпринимательства не выдерживает критики, и по ряду показателей развития сектора малого и среднего предпринимательства, напротив, наша страна обладает свойствами рыночной экономики.

Тем не менее, как заявил на пресс-конференции в Москве в апреле 2004 г. советник Президента РФ Андрей Илларионов: «Вопрос о роли малого и среднего бизнеса носит в значительной степени мифологический характер и отвлекает от решения реальных проблем в этой сфере». По его мнению, не бывает только малого, только среднего или только крупного бизнеса. Все существует в определенных пропорциях и должно естественно развиваться. О роли малого и среднего бизнеса лучше всего свидетельствуют, считает он, успехи тех стран, которые предоставили свободу для развития бизнеса как такового. Яркий пример тому — Тайвань и Южная Корея, имеющие на сегодняшний день самые высокие темпы прироста ВВП на душу населения.

Таблица 3

Вклад малого и среднего предпринимательства России в 2003 г., в %

Показатель Согласно критерию отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству, принятому в Европе (численность занятых до 250 чел.) Согласно критерию отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству, принятому в США (численность занятых до 500 чел.)

1. Доля малого и среднего предпринимательства в общем количестве хозяйствующих субъектов по России 93 96

2. Доля малого и среднего предпринимательства в общей занятости по России 45 58

3. Доля рынка малого и среднего предпринимательства5 39 57

Источник: V Всероссийская конференция представителей малых предприятий «Ускоренное развитие малого предпринимательства как фактор устойчивого роста экономики» /Сборник информационно-аналитических материалов. — М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2004.

Вместе с тем в Концепции законотворческой деятельности Совета Федерации в области малого и среднего предпринимательства обозначено, что «развитие малого предпринимательства в Российской Федерации рассматривается как неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, соответствующий целям экономических реформ в России».

Но это отнюдь не опровергает ранее сказанное о том, что сегодняшнее состояние и развитие соответствующих групп предпринимателей явно не отвечает потребностям рыночной экономики в нашей стране.

Безусловно, необходимо всесторонне и всеобъемлюще изучать специфику и особенности развития малого предпринимательства России, что позволит выработать и провести в жизнь своевременную и эффективную политику в отношении небольших по масштабам деятельности хозяйствующих субъектов.

При этом поддержка малого и среднего бизнеса со стороны государства может выражаться в различных формах:

— создание льготного налогового режима, способствующего расширению действующих и возникновению новых предприятий;

— создание благоприятных возможностей для получения кредитов и инвестиций через прямые и гарантированные займы;

— обеспечение малых предприятий госзаказами (если возникает в этом необходимость);

5 Под долей рынка, приходящейся на малое и среднее предпринимательство России, понимается доля выручки сферы малого и среднего бизнеса в общем объеме выручки по стране.

— предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отстающих областях со слабо развитой промышленностью;

— обеспечение возможностей пользования информационными сетями и доступа к базе данных;

— защита предпринимателей от преступных посягательств;

— создание эффективной системы защиты правовой и интеллектуальной собственности не только на средства производства, но и на изобретения, на продукцию, идеи, концепции, методы деловой активности;

— развитие специализированных услуг консультирования , ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчетности и т. д.

Отсутствие прогресса в реформировании экономики и реализации стратегий развития государства может на фоне возникновения новых вызовов и угроз помешать достижению высоких темпов роста экономики и повышения благосостояния, что в условиях ухудшения внешней конъюнктуры неизбежно приведет к замедлению темпов экономического роста государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По нашему мнению, в целях нормального функционирования и развития субъектов малого и среднего бизнеса, а следовательно, и экономики в целом необходимо обеспечение экономических, правовых, организационных, психологических и других условий. Оказывая поддержку мелким предпринимателям, следует в то же время оказывать воздействие со стороны общества и его институтов на эту социальную группу в целях улучшения ее качественных характеристик, оптимизации ее состава и процесса функционирования.

финансы и кредит

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.