Научная статья на тему 'Направления смягчения основного экономического противоречия малого предпринимательства'

Направления смягчения основного экономического противоречия малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления смягчения основного экономического противоречия малого предпринимательства»

Чернышева Ю.Г.

НАПРАВЛЕНИЯ СМЯГЧЕНИЯ ОСНОВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Впервые основное экономическое противоречие было сформулировано в научном труде А.А. Шулуса «Объективные основы и направления развития системы поддержки малого предпринимательства в России» (дисс. докт. наук, Санкт-Перербург, 1997) на основе анализа сущности малого предпринимательства. Содержание основного экономического противоречия показывает, что это сектор экономики определенного масштаба производства, имеющий важное социальноэкономическое значение для рыночной экономики, т. к. придает экономике определенную гибкость, мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки экономики, во многом решает проблему занятости, снимает многие проявления социальной напряженности, поэтому так важны меры, направленные на повышение экономической жизнестойкости малых предприятий.

Для снижения уровня основного экономического противоречия малого предпринимательства можно выделить ряд мероприятий, оказывающих разно-

стороннее влияние на хозяйственную деятельность малых предприятий.

Программа смягчения основного экономического противоречия должна строиться на системе государственной поддержки с учетом законодательного определения основных понятий «минипредприятие», «малое предприятие»,

«субъект ремесленничества», «среднее

предприятие» в различных сферах деятельности.

Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ изменил численные критерии отнесения предприятий к малым предприятиям. Необходимо дать оценку новой, с нашей точки зрения экономически необоснованной, группировке предприятий малого бизнеса, которая предусматривает следующее: к малым предприятиям должны относиться предприятия с численностью работников до 100 человек независимо от вида деятельности, отрасли.

Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ, предусматривает введение трех категорий предприятий: минипредприятия численностью до 15 человек, малые предприятия численностью от 16 до 100 человек и средние предприятия численностью от 101 до 250 человек. Из трех

категорий предприятий только две относятся к малому предпринимательству, их размер по численности увязывается со средними предприятиями.

Таким образом, предлагается не дифференцировать малое предпринимательство, а следовательно, и государственную поддержку, а сократить число групп малых предприятий с пяти до двух. При таком критерии предельно допустимая численность работников, например в розничной торговле и бытовом обслуживании, возрастет с 30 до 100 человек. Малое предприятие в розничной торговле и бытовом обслуживании с численностью работников до 100 человек — это уже не малое, а мощное среднее предприятие, способное монополизировать рынок на местном уровне, разорить большинство микропредприятий и индивидуальных предпринимателей во многих сферах деятельности.

В соответствии с новым Законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» в состав категории микропредприятия войдут малые предприятия с численностью до 15 человек. Включение малых предприятий с численностью до 5 человек (в настоящее время на их долю приходится 45-47% в общем количестве малых предприятий) в одну категорию с предприятиями от 6 до 15 человек экономически не оправдано. Экономическая жизнеспособность малых предприятий численностью до 5 челове, работающих существенно ниже экономической жизнеспособности малых предприятий с численностью от 6 до 15 человек в связи с экономией на масштабе производства, однако они будут получать одинаковые льготы. Еще менее экономически обоснована предлагаемая группировка малого предпринимательства применительно к предприятиям непроизводственной сфере деятельности.

Необоснованность такого критерия малого предпринимательства, подтверждается и зарубежным опытом. В США количественные критерии малого предпринимательства (предельно допустимая численность работников или оборот) ус-

танавливают для каждой сферы деятельности в зависимости от особенностей производства или иных факторов. Например, сельское хозяйство — оборот 3,5 млн долларов; строительство — 7-17 млн долларов; промышленность (в отдельных отраслях) — 100-750 млн долларов.

В Канаде понятие «малое предприятие» включает предприятия с количеством работников 100 человек в обрабатывающей промышленности; в других секторах экономики — менее 50 человек.

В Японии в рамках понятия «малое предпринимательство» различают маломасштабное предприятие, малое и среднее предприятие. Маломасштабное предприятие: розничная торговля, услуги — до 5 человек, в других сферах деятельности — до 20 человек. Малое предприятие в оптовой торговле — уставный фонд до 30 млн. йен численность до 100 человек; в обрабатывающей промышленности и на транспорте соответственно до 100 млн йен и до 300 человек.

В Германии нет официального определения понятия «малое предприятие». Обычно малым читается предприятие, на котором количество занятых до 9 человек, а годовой оборот до 700 тыс. евро.

В Китае работает более 30 млн малых предприятий. Критерий допустимой численности работников от 8 до 300 человек. Налоговые льготы дифференцированы по группам предприятий. Ставка подоходного налога для предприятий, годовая прибыль которых не превышает 30 тыс. юаней, установлена на уровне 18%; для предприятий с годовой прибылью от 30 до 100 тыс. юаней — на уровне 27%.

Следует подготовить проект Концепции государственной политики РФ по поддержке и развитию малых предприятий на период до 2010 г., не распространяя ее на средние предприятия, на основе анализа состояния малого предпринимательства в концепции экономических противоречий. Для проведения такого анализа сформировать Реестр данных по хозяйствующим субъектам малого предпринимательства с учетом:

- группы отраслей и производств;

- численности работников;

- объема производимых товаров (работ, услуг);

- числа коммерческих предложений и инвестиционных проектов;

- размера неиспользуемых производственных помещений и потребностей в них малых предприятий, а также размера незавершенного строительства;

- состава ремесленников и ПБОЮЛ;

- уровня квалификации руководителей малых предприятий и стажа работы руководителей;

- возрастного состава руководителей малых предприятий;

- половой принадлежности руководителей малых предприятий.

Минэкономразвития для региональных органов власти разработать рекомендации по группировке малых предприятий, учитывая следующие показатели:

- относительная экономическая эффективность малых предприятий;

- число работников;

- категория предпринимателя (начинающий, развивающийся, успешно работающий).

Оптимизация господдержки должна осуществляться на региональном уровне с учетом показателей относительной эффективности производства, которые значительно различаются как в целом по однотипной группе отраслей промышленности (например, в пищевой промышленности Ростовской области этот показатель находится в пределах от 0,214 до 1, 701), так и в отдельной отрасли. Такое различие определяется уровнем и характером концентрации специализации, кооперирования, комбинирования в отдельных сферах деятельности.

Численность работников малого предприятия во многом определяет их конкурентоспособность, что также необходимо учитывать при разработке региональных программ господдержки. По каждой группе малых предприятий (численность работающих до 5 чел.; от 6 до 26 чел.; свыше 26 чел в производственной сфере) следует разрабатывать специаль-

ную программу поддержки, отличающуюся содержанием и объемом льгот.

Категории предпринимателей (начинающий, развивающийся, успешно работающий) имеют специфические управленческие проблемы, они требуют особых форм поддержки. Формами поддержки начинающих предпринимателей могут быть: лизинг производственных площадей и оборудования; автотранспорта на срок не менее двух лет; льготная аренда помещения под офис с правом выкупа; обучение основам предпринимательства; помощь в разработке бизнес-плана и при расчете налогов; компенсация части стоимости кредита.

Показателями, характеризующими результаты реализации мер поддержки начинающих предпринимателей, могут быть: количество новых малых предприятий, закрепившихся на локальном рынке; увеличение числа индивидуальных предпринимателей; создание новых рабочих мест, создание конкурентной среды; формирование налогооблагаемой базы.

Формами поддержки развивающимся предпринимателям могут быть: система гарантийных и страховых механизмов с участием государства, субъектов Федерации и банков для получения кредита, компенсация части стоимости кредита; льготные займы для расширения кредита; льготная аренда и лизинг основных средств; консалтинговые услуги; освобождение от уплаты налогов, денег, направляемых на развитие производства.

Показателями, характеризующими результаты реализации мер поддержки развивающихся предпринимателей, могут быть: количество созданных рабочих

мест; расширение налогооблагаемой базы, увеличение размеров банковского кредита для этой категории предпринимателей, сокращение количества предприятий, прекративших хозяйственную деятельность; рост удельного веса продукции малых предприятий в общем объеме производства территории и в определенной сфере деятельности.

Формами поддержки успешно работающих предпринимателей могут быть:

участие в выполнении государственного и муниципального заказа; система гарантирования экспортных поставок; лизинг высокотехнологичного оборудования.

Показателями, характеризующими результаты реализации мер поддержки успешно работающих предпринимателей, могут быть: снижение (или отсутствие) количества рекламаций на поставляемую продукцию; рост размера налоговых отчислений; рост удельного веса малых предприятий в общем объеме производства в определенной сфере деятельности, территории и ВВП.

Очень важно для повышения уровня экономической жизнеспособности малого предприятия открытие путей для реализации нормы закона, которая предусматривает, что 15% госзаказа должно идти через малый бизнес по конкурсу. Такая норма не реализуется на практике, так как правительство установило, что она относится только к приоритетным сферам деятельности, т.е. необходимо выделить сферы деятельности, где функционирование малого предпринимательства представляет особый интерес для государства. Принятие Постановления Правительства «О приоритетных сферах деятельности малого предпринимательства» позволит определить формы поддержки малым предприятиям, работающим в этих сферах деятельности. Следует провести Всероссийский круглый стол: «Госзаказ — инструмент поддержки малых предприятий». Формами поддержки могут быть: полное освобождение от налогов в первые два года работы и освобождение от части налогов в течение последующих двух лет; предоставление государством беспроцентного кредита; предоставление гарантий по кредитам, выданным предпринимателям коммерческими банками, или субсидирование части процентной ставки по кредитам.

С целью привлечения внимания к проблемам экономических противоречий предлагается провести Всероссийскую конференцию на тему: «Развитие малого предпринимательства в РФ в концепции экономических противоречий».

Развитие малого бизнеса в здравоохранении с учетом концепции перехода от высокозатратного больничного обслуживания к выполнению регулярных лабораторных анализов, прохождению терапевтических процедур в амбулаторных условиях, а также развитие малого предпринимательства в сфере сельхозпереработки, с учетом внедрения технологических инноваций, позволяющих выстоять малым предприятиям в конкурентной борьбе с крупными производителями продуктов питания, и с учетом развития сети информационных источников, способных быстро налаживать контакты поставщиков сырья с перерабатывающими предприятиями, требует разработки специальных Программ поддержки хозяйствующих субъектов малого предпринимательства в названных сферах деятельности.

Необходимо провести анализ существующей правовой базы предпринимательства, практики контролирующих органов и государственных органов управления, структур поддержки малого предпринимательства, чтобы разработать

Программу мер по нормативно-правовому регулированию малого предпринимательства, направленных на предотвращение нарушений прав как предпринимателей, так и наемных работников. Следует разработать Концепцию создания эффективной системы правого обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов малого предпринимательства и комплекс мероприятий по ее реализации в 20092011 гг. Это позволит устранить несогласованность нормативных актов, которая приводит к различному толкованию их содержания (например, Гражданского кодекса, письма Высшего арбитражного суда, Земельного кодекса в отношении незавершенного производства как предмета договора подряда).

Для сохранения арендной платы на землю на уровне, соответствующем интересам государства и интересам предпринимательства, необходимо принять в каждом субъекте Федерации закон «О земельных отношениях», учитывающий региональные особенности землепользования.

Экономические споры между хозяйствующими субъектами предпринимательства неизбежны. Важно сделать доступной для предпринимателей юридическую поддержку, создать несудебные механизмы защиты их законных интересов. Этому будет способствовать создание во всех субъектах Федерации Третейского суда.

Осуществление конструктивного диалога между административными структурами и предпринимательским сообществом области (края) по вопросам создания благоприятных условий для развития предпринимательства и укрепления его позиций требует создания во всех субъектах Федерации по инициативе Администрации Совета по малому предпринимательству, в котором 75% членов должны быть руководителями малых предприятий с различной численностью работающих (в пределах законодательно установленного критерия).

С целью оценки действия механизма государственной поддержки хозяйствующих субъектов малого предпринимательства и определения путей его совершенствования следует в рамках Программы поддержки малого предпринимательства по инициативе Администрации субъекта Федерации провести исследования причин низкого использования предпринимателями механизма поддержки малого бизнеса — 90% даже не обращаются за поддержкой.

В рамках Программы поддержки малого предпринимательства по инициативе Администрации субъекта Федерации следует разработать специальную Программу поддержки малых предприятий, работающих в производственной сфере деятельности, поскольку именно в этой сфере деятельности большие затраты на создание производственной и материальной базы и необходимо иметь значительные оборотные средства.

Для определения возможностей повышения экономической жизнеспособности малых предприятий в проблемных производствах экономики и экономически неблагоприятных территориях необходимо провести маркетинговые исследования

потребности и условий для развития в городах и сельских районах субъекта Федерации малых предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность в сфере ЖКХ, здравоохранения, инноваций, защиты экологии, в депрессивных районах.

В рамках Программы поддержки малого предпринимательства по инициативе Администрации субъекта Федерации разработать специальную Программу «О приоритетном развитии депрессивных районов», где предусмотреть для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих хозяйственную деятельность в депрессивных территориях, дополнительные льготы: снизить корректирующие коэффициент К1 для малых предприятий, подпадающих под закон о едином налоге на вмененный доход; предоставить субсидии малым предприятиям; субсидировать процентную ставку по проектам хозяйствующих субъектов малого предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в депрессивных территориях, оказывать помощь объектам инфраструктуры поддержки малого бизнеса в депрессивных территориях.

В рамках Программы поддержки малого предпринимательства по инициативе субъекта Федерации разработать специальную Программу развития малого бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства, что повысит удельный вес хозяйствующих субъектов малого предпринимательства в сфере ЖКХ, а следовательно, и конкуренцию и этой сфере деятельности при этом установить дополнительные льготы в связи с тем, что в сфере ЖКХ осуществляются сложные технологические процессы, требуются большие начальные капитальные вложения и имеет место длительный период оборота капитала.

Повышение конкурентоспособности малого предпринимательства требует выделения производств, где малые предприятия имеют явно худшие условия хозяйствования по сравнению со средними и крупными предприятиями, и определить им более высокий соответствующий уровень господ-

держки, поэтому необходимо исследовать соотношения конкурентных преимуществ малых и средних предприятий в разных сферах деятельности ввиду значимости этой проблемы для экономической жизнеспособности малых предприятий.

Для создания условий динамичного развития предприятий различных размеров по численности работников, объему производства, стоимости основных производственных фондов необходимо концептуально определить, какое соотношение малых, средних и крупных предприятий необходимо России.

Для широкого вовлечения малых предприятий в деятельность по участию в выполнении госзаказов разработать для субъектов федерации специальные положения:

- о квалификационном свидетельстве малого предприятия с целью сертификации, подтверждающей возможность малого предприятия выполнять госсаказы;

- о субконтракции, способствующей расширению возможностей участия малых предприятий в обеспечении поставок по госзаказу в качестве субподрядчиков или субпоставщиков, работающих с крупными предприятиями;

- о рынке госзаказов и системе его информационно-поискового обеспечения с целью создания специализированной системы поиска в сетях Интернет информации о возможных поставках.

Преодоление экономического противоречия между малыми и крупными

предприятиями необходимо, так как устойчивое развитие экономики базируется на тесной взаимосвязи большого и малого бизнеса, поэтому в Федеральных округах следует создать Центры субконтракции, обеспечивающие взаимодействие крупных и малых предприятий.

Развитие значимых для области (края) производств в малом секторе экономики, развитие консультационных услуг по ведению бизнеса на селе и развитие субконтракции требует законодательной разработки порядка использования средств субъекта Федерации в виде имущественного взноса на создание и развитие сети Агентств поддержки малого бизнеса в городах области (крае).

Осуществление системного и комплексного подхода к развитию инновационного бизнеса и обслуживающей его инфраструктуры требуют разработки специальной Программы поддержки хозяйствующих субъектов малого предпринимательства в сфере инноваций, доля которых в настоящее время в общем числе малых предприятий незначительна (около 1,5%).

С целью привлечения частного инвестора (наряду с государством) в малые инновационные предприятия по классической схеме— покупка доли компании в обмен на финансирование— необходимо создать в субъектах Федерации Фонды поддержки малых инновационных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.