Ю.Г. Чернышева КРИТЕРИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ПРАВОВАЯ БАЗА ГОСПОДДЕРЖКИ
Повышение экономической жизнеспособности малых предприятий тесно связанно с эффективностью программы поддержки предпринимательства. В настоящее время поддержка малых предприятий сориентирована на пять крупных групп малых предприятий с учетом сферы деятельности, а также предельно допустимого среднесписочного количества работников: промышленность, строи-
тельство, транспорт - 100 человек; сельское хозяйство, научно-техническая сфера - 60 человек; оптовая торговля - 50 человек; розничная торговля и бытовое обслуживание - 30 человек; остальные отрасли и другие виды деятельности - 50 человек.
Между тем каждая группа отраслей и даже отдельные производства имеют свои особенности, которые выражаются в уровне концентрации, специализации, кооперировании, комбинировании производства, что и оказывает часто решающее влияние на экономическую жизнеспособность малого предприятия. С нашей точки зрения, существующую группировку малых предприятий надо дифференцировать по критериям:
- относительная эффективность малых предприятий различных отраслей сфер деятельности;
- предельно допустимая численность работников предприятия;
- категории предпринимателей -начинающий, развивающийся, успешно работающий.
Численность работников малых предприятий во многом определяет их конкурентоспособность. Этот важнейший фактор должен учитываться при разработке программ государственной поддержки малых предприятий. Малые предприятия в промышленности, строи-
тельстве, других крупных отраслях целесообразно группировать по численности работников, а фактически по масштабу производства - мини-предприятия; средние предприятия; крупные предприятия в рамках предельно допустимой законом численности в конкретной сфере деятельности.
Малым предприятиям в промышленности, строительстве, на транспорте установлена предельно допустимая численность работников в количестве 100 человек. В этих крупных сферах деятельности следует выделить три группы малых предприятий: первая
группа - до 5 человек (мини-предприятия); вторая группа - от 6 до 25 человек; третья группа - от 26 до 100 человек.
В таком случае процентное соотношение групп малых предприятий в промышленности по статистике 2004 года составит: малые предприятия первой группы - 42,3 %, второй - 39,3, третьей - 18,4%.
В гражданском законодательстве отсутствует понятие «микропредприятие». Мы предлагаем использовать такое определение понятия «микропредприятие» в промышленности — это предприятие с количеством работников до 5 человек. В эту группу можно также отнести разного рода артели, бригады в других сферах деятельности.
По каждой группе предприятий с учетом предельно-допутимой численности работников надо разрабатывать специальную программу поддержки, отличающуюся содержанием и объемом предлагаемых мер господдержки.
Мини-предприятиям с численностью работников до 5 человек льготы надо предоставлять на бесплатной основе при регистрации предприятия; на обучение предпринимателя по 28-
часовой программе с учетом выбранной сферы деятельности при выдаче лицензии на право заниматься предпринимательством; оказывать помощь в юридической защите экономических интересов предпринимателя; предоставлении результатов маркетинговых исследований состояния рынка с учетом выбранной сферы деятельности; предоставлении производственной площади на определенный срок с правом ее выкупа на льготных условиях и т.п.
Продолжается работа над новой редакцией Федерального закона №88 от 14 июня 1995г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», необходимо дать оценку экономически необоснованному предложению бывшего Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в Российской Федерации (сейчас Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации), которое предусматривает следующее уточнение: к малым предприятиям должны относиться предприятия с численностью работников до 100 человек независимо от вида деятельности, отрасли.
Необоснованность такого понимания критерия малого предпринимательства, помимо приведенных доказательств, подтверждается и зарубежным опытом. В США количественные критерии малого предпринимательства (предельно допустимая численность работников или оборот) устанавливают для каждой отрасли в зависимости от особенностей производства или иных факторов. Например, сельское хозяйство - оборот 3,5 млн. долларов; строительство - 7-17 млн. долларов; промышленность (в отдельных отраслях) - 100-750 млн. долларов.
В Канаде понятие «малое предприятие» включает предприятия с количеством работников 100 человек в обрабатывающей промышленности; в
других секторах экономики - менее 50 человек.
В Японии в рамках понятия «малое предпринимательство» различают маломасштабное предприятие, малое и среднее предприятие. Маломасштабное предприятие: розничная торговля, услуги - до 5 человек, в других сферах деятельности - до 20 человек. Малое предприятие в оптовой торговле - уставный фонд до 30 млн. йен, численность до 100 человек; в обрабатывающей промышленности и на транспорте соответственно до 100 млн. йен и до 300 человек.
В Германии нет официального определения понятия «малое предприятие». Обычно малым читается предприятие, на котором количество занятых до 9 человек, а годовой оборот - до 700 тыс. евро.
В Китае работает более 30 млн. малых предприятий. Критерий допустимой численности работников от 8 до 300 человек. Налоговые льготы дифференцированы по группам предприятий. Ставка подоходного налога для предприятий, годовая прибыль которых не превышает 30 тыс. юаней, установлена на уровне 18 %; для предприятий с годовой прибылью от 30 до 100 тыс. юаней - на уровне 27% [1].
Некоторые исследователи ищут критерии малого предприятия во внешней среде. Предлагают считать главным критерием, позволяющим отнести предприятие к малому, его работу на локальном рынке в данном городе. По их мнению, если предприятие осуществляет реализацию продукции, услуг в пределах города, то его можно отнести к малому. Если предприятия, реализующие свою продукцию, услуги на нескольких рынках в разных географических зонах, то должны терять статус малых предприятий [2].
С таким критерием нельзя согласиться, во-первых, потому, что трудно и затратно проверить географические
рынки сбыта товаров малым предприятиям; во-вторых, рынок сбыта продукции, оказания услуг малым предприятиям нельзя ограничивать определенной территорией, так как это противоречит принципам рыночной экономики.
Общеэкономический совет по малым предприятиям при мэре в правительстве Москвы предложил установить следующие критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства: в промышленности и
строительстве - 100 чел. работающих; в других отраслях материального производства - 60 чел; в отраслях непроизводственной сферы - 50 чел. Таким образом, предлагается не дифференцировать малое предпринимательство, а следовательно, и государственную поддержку, а сократить число групп малых предприятий с пяти до трех. При таком критерии предельно допустимая численность работников в розничной торговле и бытовом обслуживании возрастет с 30 до 50 человек. Отраслевая структура малого предпринимательства изменится еще в большей мере в сторону увеличения удельного веса этой группы предприятий, которая уже сейчас достигает 47-48%. Малое предприятие в розничной торговле и бытовом обслуживании с численностью работников до 50 человек - это уже не малое, а мощное среднее предприятие, способное монополизировать рынок на местном уровне, разорить большинство микропредприятий во многих сферах деятельности.
Минэкономразвития, разрабатывая новый закон о малом предпринимательстве, предлагает введение трех категорий компаний: микрокомпании численностью до 15 человек, малые компании численностью от 16 до 100 человек и средние компании численностью от 101 до 250 человек. Из трех категорий компаний только две относятся к малому предпринимательству, их размер по численности
увязывается со средними предприятиями (компаниями). Предприятия, попадающие под эти критерии, будут получать господдержку, такую же, как и средние предприятия.
В соответствии с предлагаемой Минэкономразвития группировкой в составе предприятий первой категории удельный вес малых предприятий с численностью до 5 человек в промышленности будет 44,0%; численностью от 6 до 10 человек - 16,7%; численностью от 11 до 15 человек - 9,8%. В строительстве соответственно: 42,3%, 17,9%, 11,1%. Включение таких малых предприятий в одну категорию экономически не оправдано. Экономическая жизнеспособность малых предприятий численностью до 5 человек работающих существенно ниже экономической жизнеспособности малых предприятий с численностью от 6 до 10 человек и от 11 до 15 человек в связи с экономией на масштабе производства, однако они будут получать одинаковые льготы. Еще менее экономически обоснована предлагаемая группировка малого предпринимательства применительно к предприятиям непроизводственной сферы деятельности, где многие малые предприятия численностью от 16 до 100 человек представляют собой мощные в экономическом плане предприятия фактически уже среднего бизнеса.
Некоторые специалисты предлагают использовать в качестве критерия малого предпринимательства совокупный размер годовой валовой выручки. Недостаток этого критерия в том, что льготы предприятия могут получить только по итогам квартала, полугодия, года. Многие могут разориться до получения льгот.
В каждой группе малых предприятий с учетом численности работников следует выделять определенные категории предпринимателей, которые имеют специфические управленческие проблемы, требуют особых форм под-
держки, а также характерные только для них показатели, отражающие результаты их хозяйственной деятельности, поэтому следует выделять категории предпринимателей: начинающий, развивающийся, успешно работающий предприниматель.
Начинающие предприниматели -это граждане, имеющие способности и желание заниматься предпринимательской деятельностью, но не имеющие опыта работы в выбранной сфере деятельности. Например, уволенные в запас военнослужащие и члены их семей, высвобождаемые в результате сокращения штатов работники крупных предприятий, молодежь, безработные и т.п. Перед ними встают проблемы: отсутствие первоначального капитала и кредитной истории; отсутствие офисных и производственных помещений; необходимость обучения основам предпринимательской деятельности; потребность в консультационной поддержке; необходимость защиты от рэкета и коррупции.
Формы поддержки начинающих предпринимателей могут быть: лизинг производственных площадей и оборудования, автотранспорта на срок не менее двух лет; льготная аренда помещения под офис с правом выкупа; обучение основам предпринимательства; помощь в разработке бизнес-планов и расчете налогов; компенсация части стоимости кредита; помощь в создании резервного (страхового) фонда.
Показателями результативности мер поддержки могут быть: количество новых малых предприятий, закрепившихся на локальном рынке; увеличение количества индивидуальных предпринимателей; обеспечение самозанятости и занятости (создание новых рабочих мест); расширение налогооблагаемой базы; создание конкурентной среды.
Вторая категория - развивающиеся предприниматели то есть предприниматели, имеющие опыт предпринима-
тельской деятельности 1-2 года, которым необходимо качественно улучшать и расширять бизнес. Например, помимо торговли, заняться производством или расширить ассортимент уже выпускаемой продукции. Перед ними встают такие проблемы: как правило, отсутствие кредитной истории и ликвидного обеспечения для получения кредита в банке; высокая стоимость кредитов; отсутствие дополнительных площадей для расширения бизнеса и высокая ставка платежей по аренде; необходимость получения консультационной поддержки; отсутствие производительного оборудования и новых технологий.
Формами поддержки развивающихся предпринимателей могут быть: система гарантий с участием государства, субъектов Федерации, местного самоуправления и банков при получении кредита; компенсация части стоимости кредита; льготные займы для расширения бизнеса; льготная аренда; лизинг основных средств от 3 до 5 лет; консалтинговые услуги.
Показателями результативности мер поддержки могут быть: количество созданных рабочих мест; расширение налогооблагаемой базы; увеличение размеров банковского кредита выдаваемого малому предприятию; выход предприятий из теневого наличного оборота; сокращение количества предприятий, прекративших хозяйственную деятельность; рост удельного веса продукции малых предприятий в общем объеме производства отрасли в регионе.
Третья категория - успешно работающие предприниматели, то есть работающие на рынке в течение 3-5 лет предприниматели, имеющие ликвидное обеспечение для получения кредита в банке, кредитную историю. Перед ними встают такие проблемы: сохранение и усиление позиций на местном (региональном) рынке; увеличение объема производства; выход на внешний рынок.
Формы поддержки успешно работающих предпринимателей могут быть: участие в выполнении государственного и муниципального заказа; система гарантирования экспортных поставок; лизинг высокотехнологичного оборудования на 5-7 лет.
Показателями результативности мер поддержки могут быть: отсутствие или снижение количества рекламаций на поставляемую продукцию; рост размера налоговых отчислений; рост удельного веса малых предприятий в общем объеме производства отрасли и ВВП, число малых предприятий, перешедших в категорию средних.
Развитие малого предпринимательства характеризуется превышением количества вступлений новых предприятий на рынок по сравнению с количеством выбывших по различным причинам. Если нет роста числа малых предприятий, значит, господдержка укрепляет лишь позиции уже работающих предприятий. Эффективно работающие на рынке предприниматели, с которыми вынуждены конкурировать новички, уже построили предприятия, у них есть опытные кадры.
Государственная поддержка начинающим предпринимателям, испытывающим нехватку средств и, аналогичная поддержка успешно работающим предпринимателям повышают барьеры входа на рынок для новичков малого бизнеса. Равная поддержка начинающим, развивающимся и успешно работающим предпринимателям повышает конкурентоспособность последних и понижает конкурентоспособность первых двух групп предпринимателей. Направления господдержки должны сгладить это объективное экономическое противоречие.
Принятый Бюджетный кодекс РФ существенно изменил варианты поддержки малого предпринимательства, что должно найти отражение в соответствующих законодательских актах.
Закон о государственной поддержке 1995г. необходимо изменить и дополнить с учетом возросшей социальноэкономической роли и места малого предпринимательства в экономике страны. Следует дать четкое определение таким видам бизнес-деятельности, как «микропредприятие», «субъект ремесленничества». Эти хозяйствующие субъекты должны получать государственную поддержку в приоритетном порядке. Кроме того, надо дать определение понятию «среднее предприятие». Все это позволит создать необходимую правовую базу для того, чтобы региональные и федеральные органы власти оказывали дифференцированную поддержку каждой группе малых предприятий, каждой категории предпринимателей.
Новый законопроект должен определить виды и формы государственной поддержки малого предпринимательства, установить правовой механизм оказания финансовой, имущественной, информационной поддержки малых предприятий, чтобы повысить экономическую их жизнеспособность в конкурентной борьбе со средними и крупными предприятиями, поддержать внешнеэкономическую деятельность малых форм хозяйствования.
Следует разграничить полномочия федеральных и региональных органов власти в области поддержки малого предпринимательства, следует расширить права регионов в области правового регулирования предпринимательской деятельности в направлении смягчения противоречия между независимостью собственности и государственным регулированием деятельности малого предприятия, то есть в направлении дебюрократизации малого предпринимательства. В правительстве выводы ученых подменяются суждениями чиновников, бизнес которых перерос рамки малого предпринимательства (нередко они продолжают руководить бизнесом через
подставных лиц или родственников, активно лоббируя в правительстве свои интересы). Появляются суждения о целесообразности разработки совместных программ поддержки малых и средних предприятий, что, на наш взгляд, аб-сур дно. С таким же успехом можно предложить разработку общих программ поддержки малых, средних и крупных предприятий, аргументируя это необходимостью взаимоувязки их развития. При таких программах поддержки крупные предприятия (а это настоящие «тяжеловесы») легко «утопят» малые и «притопят» средние предприятия, то есть своих конкурентов. Законодательная и исполнительная власть отмечает необходимость поддержки малых предприятий, и в то же время ею подготавливаются законопроекты, реализация которых приведет к снижению жизнеспособности малых форм хозяйствования.
В проекте закона, предложенного Федеральной антимонопольной службой РФ «О внесении изменений и дополнений в закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»», не определены механизмы инвестирования, страхования малого предпринимательства. Не решены вопросы взаимодействия малого, среднего и крупного предпринимательства как в направлении реализации совместной производственной деятельности, так и в осуществлении инновационного прорыва в российской экономике. При решении всех этих вопросов необходимо учитывать новые исследования ученых в области малого предпринимательства, вытекающие из сформулированного основного экономического противоречия малого пред-
принимательства, ряда важных частных экономических противоречий. Следует изменить и дополнить действующее законодательство, касающееся понятия и критерия субъекта малого бизнеса на основе научного анализа сегодняшнего состояния относительной эффективности малых предприятий в разных сферах деятельности.
Следует отметить, что предложение Федеральной антимонопольной службы РФ установить среднюю численность работников за год у физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, не более 10 человек, не имеет никакого научного обоснования.
В стране происходят значительные изменения, требующие усиления мер государственного воздействия на регулирование экономических, хозяйственных, предпринимательских отношений в области малого бизнеса. Надо усилить научные начала в регулировании малого бизнеса. Малые предприятия, в отличие от крупных и средних, нуждаются не в равных, а в благоприятных правовых условиях, как это имеет место в странах с развитой рыночной экономикой. Малые предприятия требуют особых процедур образования и ликвидации, которые не нашли отражения в Гражданском кодексе. В этой связи целесообразно принять Предпринимательский кодекс.
Библиографический список
1. Малое предприятие. 2004. №4. С.
11.
2. Факты и цифры. 9000 сомнений. // Малое предприятие. - 2002. - №6.