Научная статья на тему 'Критериальная оценка малого предпринимательства как правовая база господдержки'

Критериальная оценка малого предпринимательства как правовая база господдержки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критериальная оценка малого предпринимательства как правовая база господдержки»

Ю.Г. Чернышева КРИТЕРИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ПРАВОВАЯ БАЗА ГОСПОДДЕРЖКИ

Повышение экономической жизнеспособности малых предприятий тесно связанно с эффективностью программы поддержки предпринимательства. В настоящее время поддержка малых предприятий сориентирована на пять крупных групп малых предприятий с учетом сферы деятельности, а также предельно допустимого среднесписочного количества работников: промышленность, строи-

тельство, транспорт - 100 человек; сельское хозяйство, научно-техническая сфера - 60 человек; оптовая торговля - 50 человек; розничная торговля и бытовое обслуживание - 30 человек; остальные отрасли и другие виды деятельности - 50 человек.

Между тем каждая группа отраслей и даже отдельные производства имеют свои особенности, которые выражаются в уровне концентрации, специализации, кооперировании, комбинировании производства, что и оказывает часто решающее влияние на экономическую жизнеспособность малого предприятия. С нашей точки зрения, существующую группировку малых предприятий надо дифференцировать по критериям:

- относительная эффективность малых предприятий различных отраслей сфер деятельности;

- предельно допустимая численность работников предприятия;

- категории предпринимателей -начинающий, развивающийся, успешно работающий.

Численность работников малых предприятий во многом определяет их конкурентоспособность. Этот важнейший фактор должен учитываться при разработке программ государственной поддержки малых предприятий. Малые предприятия в промышленности, строи-

тельстве, других крупных отраслях целесообразно группировать по численности работников, а фактически по масштабу производства - мини-предприятия; средние предприятия; крупные предприятия в рамках предельно допустимой законом численности в конкретной сфере деятельности.

Малым предприятиям в промышленности, строительстве, на транспорте установлена предельно допустимая численность работников в количестве 100 человек. В этих крупных сферах деятельности следует выделить три группы малых предприятий: первая

группа - до 5 человек (мини-предприятия); вторая группа - от 6 до 25 человек; третья группа - от 26 до 100 человек.

В таком случае процентное соотношение групп малых предприятий в промышленности по статистике 2004 года составит: малые предприятия первой группы - 42,3 %, второй - 39,3, третьей - 18,4%.

В гражданском законодательстве отсутствует понятие «микропредприятие». Мы предлагаем использовать такое определение понятия «микропредприятие» в промышленности — это предприятие с количеством работников до 5 человек. В эту группу можно также отнести разного рода артели, бригады в других сферах деятельности.

По каждой группе предприятий с учетом предельно-допутимой численности работников надо разрабатывать специальную программу поддержки, отличающуюся содержанием и объемом предлагаемых мер господдержки.

Мини-предприятиям с численностью работников до 5 человек льготы надо предоставлять на бесплатной основе при регистрации предприятия; на обучение предпринимателя по 28-

часовой программе с учетом выбранной сферы деятельности при выдаче лицензии на право заниматься предпринимательством; оказывать помощь в юридической защите экономических интересов предпринимателя; предоставлении результатов маркетинговых исследований состояния рынка с учетом выбранной сферы деятельности; предоставлении производственной площади на определенный срок с правом ее выкупа на льготных условиях и т.п.

Продолжается работа над новой редакцией Федерального закона №88 от 14 июня 1995г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», необходимо дать оценку экономически необоснованному предложению бывшего Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в Российской Федерации (сейчас Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации), которое предусматривает следующее уточнение: к малым предприятиям должны относиться предприятия с численностью работников до 100 человек независимо от вида деятельности, отрасли.

Необоснованность такого понимания критерия малого предпринимательства, помимо приведенных доказательств, подтверждается и зарубежным опытом. В США количественные критерии малого предпринимательства (предельно допустимая численность работников или оборот) устанавливают для каждой отрасли в зависимости от особенностей производства или иных факторов. Например, сельское хозяйство - оборот 3,5 млн. долларов; строительство - 7-17 млн. долларов; промышленность (в отдельных отраслях) - 100-750 млн. долларов.

В Канаде понятие «малое предприятие» включает предприятия с количеством работников 100 человек в обрабатывающей промышленности; в

других секторах экономики - менее 50 человек.

В Японии в рамках понятия «малое предпринимательство» различают маломасштабное предприятие, малое и среднее предприятие. Маломасштабное предприятие: розничная торговля, услуги - до 5 человек, в других сферах деятельности - до 20 человек. Малое предприятие в оптовой торговле - уставный фонд до 30 млн. йен, численность до 100 человек; в обрабатывающей промышленности и на транспорте соответственно до 100 млн. йен и до 300 человек.

В Германии нет официального определения понятия «малое предприятие». Обычно малым читается предприятие, на котором количество занятых до 9 человек, а годовой оборот - до 700 тыс. евро.

В Китае работает более 30 млн. малых предприятий. Критерий допустимой численности работников от 8 до 300 человек. Налоговые льготы дифференцированы по группам предприятий. Ставка подоходного налога для предприятий, годовая прибыль которых не превышает 30 тыс. юаней, установлена на уровне 18 %; для предприятий с годовой прибылью от 30 до 100 тыс. юаней - на уровне 27% [1].

Некоторые исследователи ищут критерии малого предприятия во внешней среде. Предлагают считать главным критерием, позволяющим отнести предприятие к малому, его работу на локальном рынке в данном городе. По их мнению, если предприятие осуществляет реализацию продукции, услуг в пределах города, то его можно отнести к малому. Если предприятия, реализующие свою продукцию, услуги на нескольких рынках в разных географических зонах, то должны терять статус малых предприятий [2].

С таким критерием нельзя согласиться, во-первых, потому, что трудно и затратно проверить географические

рынки сбыта товаров малым предприятиям; во-вторых, рынок сбыта продукции, оказания услуг малым предприятиям нельзя ограничивать определенной территорией, так как это противоречит принципам рыночной экономики.

Общеэкономический совет по малым предприятиям при мэре в правительстве Москвы предложил установить следующие критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства: в промышленности и

строительстве - 100 чел. работающих; в других отраслях материального производства - 60 чел; в отраслях непроизводственной сферы - 50 чел. Таким образом, предлагается не дифференцировать малое предпринимательство, а следовательно, и государственную поддержку, а сократить число групп малых предприятий с пяти до трех. При таком критерии предельно допустимая численность работников в розничной торговле и бытовом обслуживании возрастет с 30 до 50 человек. Отраслевая структура малого предпринимательства изменится еще в большей мере в сторону увеличения удельного веса этой группы предприятий, которая уже сейчас достигает 47-48%. Малое предприятие в розничной торговле и бытовом обслуживании с численностью работников до 50 человек - это уже не малое, а мощное среднее предприятие, способное монополизировать рынок на местном уровне, разорить большинство микропредприятий во многих сферах деятельности.

Минэкономразвития, разрабатывая новый закон о малом предпринимательстве, предлагает введение трех категорий компаний: микрокомпании численностью до 15 человек, малые компании численностью от 16 до 100 человек и средние компании численностью от 101 до 250 человек. Из трех категорий компаний только две относятся к малому предпринимательству, их размер по численности

увязывается со средними предприятиями (компаниями). Предприятия, попадающие под эти критерии, будут получать господдержку, такую же, как и средние предприятия.

В соответствии с предлагаемой Минэкономразвития группировкой в составе предприятий первой категории удельный вес малых предприятий с численностью до 5 человек в промышленности будет 44,0%; численностью от 6 до 10 человек - 16,7%; численностью от 11 до 15 человек - 9,8%. В строительстве соответственно: 42,3%, 17,9%, 11,1%. Включение таких малых предприятий в одну категорию экономически не оправдано. Экономическая жизнеспособность малых предприятий численностью до 5 человек работающих существенно ниже экономической жизнеспособности малых предприятий с численностью от 6 до 10 человек и от 11 до 15 человек в связи с экономией на масштабе производства, однако они будут получать одинаковые льготы. Еще менее экономически обоснована предлагаемая группировка малого предпринимательства применительно к предприятиям непроизводственной сферы деятельности, где многие малые предприятия численностью от 16 до 100 человек представляют собой мощные в экономическом плане предприятия фактически уже среднего бизнеса.

Некоторые специалисты предлагают использовать в качестве критерия малого предпринимательства совокупный размер годовой валовой выручки. Недостаток этого критерия в том, что льготы предприятия могут получить только по итогам квартала, полугодия, года. Многие могут разориться до получения льгот.

В каждой группе малых предприятий с учетом численности работников следует выделять определенные категории предпринимателей, которые имеют специфические управленческие проблемы, требуют особых форм под-

держки, а также характерные только для них показатели, отражающие результаты их хозяйственной деятельности, поэтому следует выделять категории предпринимателей: начинающий, развивающийся, успешно работающий предприниматель.

Начинающие предприниматели -это граждане, имеющие способности и желание заниматься предпринимательской деятельностью, но не имеющие опыта работы в выбранной сфере деятельности. Например, уволенные в запас военнослужащие и члены их семей, высвобождаемые в результате сокращения штатов работники крупных предприятий, молодежь, безработные и т.п. Перед ними встают проблемы: отсутствие первоначального капитала и кредитной истории; отсутствие офисных и производственных помещений; необходимость обучения основам предпринимательской деятельности; потребность в консультационной поддержке; необходимость защиты от рэкета и коррупции.

Формы поддержки начинающих предпринимателей могут быть: лизинг производственных площадей и оборудования, автотранспорта на срок не менее двух лет; льготная аренда помещения под офис с правом выкупа; обучение основам предпринимательства; помощь в разработке бизнес-планов и расчете налогов; компенсация части стоимости кредита; помощь в создании резервного (страхового) фонда.

Показателями результативности мер поддержки могут быть: количество новых малых предприятий, закрепившихся на локальном рынке; увеличение количества индивидуальных предпринимателей; обеспечение самозанятости и занятости (создание новых рабочих мест); расширение налогооблагаемой базы; создание конкурентной среды.

Вторая категория - развивающиеся предприниматели то есть предприниматели, имеющие опыт предпринима-

тельской деятельности 1-2 года, которым необходимо качественно улучшать и расширять бизнес. Например, помимо торговли, заняться производством или расширить ассортимент уже выпускаемой продукции. Перед ними встают такие проблемы: как правило, отсутствие кредитной истории и ликвидного обеспечения для получения кредита в банке; высокая стоимость кредитов; отсутствие дополнительных площадей для расширения бизнеса и высокая ставка платежей по аренде; необходимость получения консультационной поддержки; отсутствие производительного оборудования и новых технологий.

Формами поддержки развивающихся предпринимателей могут быть: система гарантий с участием государства, субъектов Федерации, местного самоуправления и банков при получении кредита; компенсация части стоимости кредита; льготные займы для расширения бизнеса; льготная аренда; лизинг основных средств от 3 до 5 лет; консалтинговые услуги.

Показателями результативности мер поддержки могут быть: количество созданных рабочих мест; расширение налогооблагаемой базы; увеличение размеров банковского кредита выдаваемого малому предприятию; выход предприятий из теневого наличного оборота; сокращение количества предприятий, прекративших хозяйственную деятельность; рост удельного веса продукции малых предприятий в общем объеме производства отрасли в регионе.

Третья категория - успешно работающие предприниматели, то есть работающие на рынке в течение 3-5 лет предприниматели, имеющие ликвидное обеспечение для получения кредита в банке, кредитную историю. Перед ними встают такие проблемы: сохранение и усиление позиций на местном (региональном) рынке; увеличение объема производства; выход на внешний рынок.

Формы поддержки успешно работающих предпринимателей могут быть: участие в выполнении государственного и муниципального заказа; система гарантирования экспортных поставок; лизинг высокотехнологичного оборудования на 5-7 лет.

Показателями результативности мер поддержки могут быть: отсутствие или снижение количества рекламаций на поставляемую продукцию; рост размера налоговых отчислений; рост удельного веса малых предприятий в общем объеме производства отрасли и ВВП, число малых предприятий, перешедших в категорию средних.

Развитие малого предпринимательства характеризуется превышением количества вступлений новых предприятий на рынок по сравнению с количеством выбывших по различным причинам. Если нет роста числа малых предприятий, значит, господдержка укрепляет лишь позиции уже работающих предприятий. Эффективно работающие на рынке предприниматели, с которыми вынуждены конкурировать новички, уже построили предприятия, у них есть опытные кадры.

Государственная поддержка начинающим предпринимателям, испытывающим нехватку средств и, аналогичная поддержка успешно работающим предпринимателям повышают барьеры входа на рынок для новичков малого бизнеса. Равная поддержка начинающим, развивающимся и успешно работающим предпринимателям повышает конкурентоспособность последних и понижает конкурентоспособность первых двух групп предпринимателей. Направления господдержки должны сгладить это объективное экономическое противоречие.

Принятый Бюджетный кодекс РФ существенно изменил варианты поддержки малого предпринимательства, что должно найти отражение в соответствующих законодательских актах.

Закон о государственной поддержке 1995г. необходимо изменить и дополнить с учетом возросшей социальноэкономической роли и места малого предпринимательства в экономике страны. Следует дать четкое определение таким видам бизнес-деятельности, как «микропредприятие», «субъект ремесленничества». Эти хозяйствующие субъекты должны получать государственную поддержку в приоритетном порядке. Кроме того, надо дать определение понятию «среднее предприятие». Все это позволит создать необходимую правовую базу для того, чтобы региональные и федеральные органы власти оказывали дифференцированную поддержку каждой группе малых предприятий, каждой категории предпринимателей.

Новый законопроект должен определить виды и формы государственной поддержки малого предпринимательства, установить правовой механизм оказания финансовой, имущественной, информационной поддержки малых предприятий, чтобы повысить экономическую их жизнеспособность в конкурентной борьбе со средними и крупными предприятиями, поддержать внешнеэкономическую деятельность малых форм хозяйствования.

Следует разграничить полномочия федеральных и региональных органов власти в области поддержки малого предпринимательства, следует расширить права регионов в области правового регулирования предпринимательской деятельности в направлении смягчения противоречия между независимостью собственности и государственным регулированием деятельности малого предприятия, то есть в направлении дебюрократизации малого предпринимательства. В правительстве выводы ученых подменяются суждениями чиновников, бизнес которых перерос рамки малого предпринимательства (нередко они продолжают руководить бизнесом через

подставных лиц или родственников, активно лоббируя в правительстве свои интересы). Появляются суждения о целесообразности разработки совместных программ поддержки малых и средних предприятий, что, на наш взгляд, аб-сур дно. С таким же успехом можно предложить разработку общих программ поддержки малых, средних и крупных предприятий, аргументируя это необходимостью взаимоувязки их развития. При таких программах поддержки крупные предприятия (а это настоящие «тяжеловесы») легко «утопят» малые и «притопят» средние предприятия, то есть своих конкурентов. Законодательная и исполнительная власть отмечает необходимость поддержки малых предприятий, и в то же время ею подготавливаются законопроекты, реализация которых приведет к снижению жизнеспособности малых форм хозяйствования.

В проекте закона, предложенного Федеральной антимонопольной службой РФ «О внесении изменений и дополнений в закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»», не определены механизмы инвестирования, страхования малого предпринимательства. Не решены вопросы взаимодействия малого, среднего и крупного предпринимательства как в направлении реализации совместной производственной деятельности, так и в осуществлении инновационного прорыва в российской экономике. При решении всех этих вопросов необходимо учитывать новые исследования ученых в области малого предпринимательства, вытекающие из сформулированного основного экономического противоречия малого пред-

принимательства, ряда важных частных экономических противоречий. Следует изменить и дополнить действующее законодательство, касающееся понятия и критерия субъекта малого бизнеса на основе научного анализа сегодняшнего состояния относительной эффективности малых предприятий в разных сферах деятельности.

Следует отметить, что предложение Федеральной антимонопольной службы РФ установить среднюю численность работников за год у физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, не более 10 человек, не имеет никакого научного обоснования.

В стране происходят значительные изменения, требующие усиления мер государственного воздействия на регулирование экономических, хозяйственных, предпринимательских отношений в области малого бизнеса. Надо усилить научные начала в регулировании малого бизнеса. Малые предприятия, в отличие от крупных и средних, нуждаются не в равных, а в благоприятных правовых условиях, как это имеет место в странах с развитой рыночной экономикой. Малые предприятия требуют особых процедур образования и ликвидации, которые не нашли отражения в Гражданском кодексе. В этой связи целесообразно принять Предпринимательский кодекс.

Библиографический список

1. Малое предприятие. 2004. №4. С.

11.

2. Факты и цифры. 9000 сомнений. // Малое предприятие. - 2002. - №6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.