Научная статья на тему 'Состояние среднего бизнеса в России и за рубежом'

Состояние среднего бизнеса в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2135
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНИЙ БИЗНЕС / MEDIUM-SIZED BUSINESS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ГОСПОДДЕРЖКА СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / GOVERNMENT SUPPORT OF MEDIUM SIZED BUSINESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Думная Наталья Николаевна, Колодняя Галина Владимировна, Юданов Андрей Юрьевич

В статье проанализировано актуальное положение и роль среднего бизнеса в России, дана его качественная и количественная характеристика. Исследование законодательной базы Российской Федерации в отношении среднего бизнеса показало почти полное отсутствие государственных мер поддержки среднего бизнеса. Установлено, что в отличие от стран ЕС, в России сферой малого и среднего предпринимательства создается только четверть национального продукт, в этом секторе занято 14% работников и обеспечивается 28% всей выручки. В структуре действующих предприятий средний бизнес занимает 0,3% от общего количества малых и средних фирм при типичном для западных стран уровне свыше 1%. Отмечена стремительная деградация среднего бизнеса в России. Предложено выработать реальные, относящиеся именно к предприятиям среднего бизнеса меры поддержки посредством внесения изменений в законодательную базу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIUM-SIZED BUSINESS IN RUSSIA AND ABROAD

The article analyzes the current situation and the role of medium sized businesses in Russia as well as gives their qualitative and quantitative characteristics. An investigation into the Russian legislation on medium sized businesses shows the almost complete absence of government measures to support medium sized businesses. It has found that, unlike the EU, Russia’s small and medium-sized businesses produce only a quarter of the national product, employ 14% of workers, and generate 28% of total revenue. The existing medium-sized businesses account for 0.3% of the total number of entreprises while in the Western world this figure typically exceeds 1%. The authors point to a rapid degradation of the medium sized businesses in Russia and suggest to develop special measures for government support of the medium-sized business through amendments in legislation.

Текст научной работы на тему «Состояние среднего бизнеса в России и за рубежом»

УДК 338.1

СОСТОЯНИЕ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ1

ДУМНАЯ НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА, д-р экон. наук, профессор кафедры «Экономическая теория» Финансово-

го университета, заслуженный работник высшей школы РФ, лауреат премии Правительства РФ

КОЛОДНЯЯ ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА, д-р экон. наук, профессор кафедры «Экономическая теория» Финансового университета E-mail: eknaLogpravo@maiL.ru

ЮДАНОВ АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ, д-р экон. наук, профессор кафедры «Экономическая теория» Финансового университета, заслуженный работник высшей школы РФ, лауреат премии Правительства РФ E-mail: eknaLogpravo@maiL.ru

В статье проанализировано актуальное положение и роль среднего бизнеса в России, дана его качественная и количественная характеристика. Исследование законодательной базы Российской Федерации в отношении среднего бизнеса показало почти полное отсутствие государственных мер поддержки среднего бизнеса. Установлено, что в отличие от стран ЕС, в России сферой малого и среднего предпринимательства создается только четверть национального продукт, в этом секторе занято 14% работников и обеспечивается 28% всей выручки. В структуре действующих предприятий средний бизнес занимает 0,3% от общего количества малых и средних фирм при типичном для западных стран уровне свыше 1%. Отмечена стремительная деградация среднего бизнеса в России. Предложено выработать реальные, относящиеся именно к предприятиям среднего бизнеса меры поддержки посредством внесения изменений в законодательную базу.

Ключевые слова: средний бизнес; конкурентоспособность; господдержка среднего бизнеса.

Medium-Sized Business in Russia and Abroad

NATALIA N. DUMNAYA, ScD (Economics), professor, the "Economic theory" Chair, Financial University, Honorary

Figure of the Russian Higher Education, Laureate of the Russian Federation Government Award

GALINA V. KOLODNYAYA,ScD (Economics), professor, the "Economic Theory" Chair, Financial University

ANDREY Y. YUDANOV,ScD (Economics), professor, the "Economic theory" Chair, the Financial University, Honorary Figure of the Russian Higher Education, Laureate of the Russian Federation Government Award

The article analyzes the current situation and the role of medium sized businesses in Russia as well as gives their qualitative and quantitative characteristics. An investigation into the Russian legislation on medium sized businesses shows the almost complete absence of government measures to support medium sized businesses. It has found that, unlike the EU, Russia's small and medium-sized businesses produce only a quarter of the national product, employ 14% of workers, and generate 28% of total revenue. The existing medium-sized businesses account for 0.3% of the total number of entreprises while in the Western world this figure typically exceeds 1%. The authors point to a rapid degradation of the medium sized businesses in Russia and suggest to develop special measures for government support of the medium-sized business through amendments in legislation. Keywords: medium-sized business; competitiveness; government support of medium sized businesses.

1 Исследование подготовлено в рамках научно-исследовательской работы по теме: «Формирование и удержание конкурентных преимуществ компаниями среднего бизнеса в инновационной экономике» (Основание - Государственное задание Финансового университета на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг. Утверждено зам. председателя Правительства РФ 09.02.2013 № 574п-П17).

Средний бизнес за рубежом

Для оценки реального вклада среднего бизнеса в экономику обратимся к опыту Европейского союза (далее — ЕС), где на долю сегмента средних предприятий приходится не более 1% от общего количества фирм, которыми обеспечивается 20% общего оборота предприятий ЕС, вырабатывается 18% совокупной экономической добавленной стоимости и занято 17% работников1 (см. табл. 1).

Несмотря на то что в большинстве стран мира секторы малого и среднего бизнеса принято рассматривать в совокупности (что нашло выражение в формировании устойчивого словосочетания «Малое и среднее предпринимательство» (далее — МСП), необходимо подчеркнуть определяющую роль именно средних компаний внутри этого сектора. В самом секторе МСП ЕС, в состав которого входят микро-, малые и средние предприятия, создается более трети всего оборота и добавленной стоимости, что означает следующее. Суммарный оборот двухсот с небольшим тысяч средних предприятий (220 тыс.) в странах ЕС сопоставим с суммарным оборотом более 18 млн микропредприятий, или 1,5 млн малых предприятий2. Примерно

1 EUROSTAT. URL: http://epp.eurostat.cec.eu.int.

2 First Section of Annual Report on EU Small and Medium-size Enterprises. By David Audretsch, Rob van der Horst, Ton Kwaak, Roy

таким же является соотношение микро-, малого и среднего бизнеса по другим важнейшим показателям — занятости и создаваемой добавленной стоимости. Аналогичные показатели характерны и для экономики США.

Главным критерием отнесения компаний к категории МСП в большинстве стран является количество работающих на предприятии сотрудников. К МСП также относят независимые, неаффилированные фирмы, штат которых не превышает определенного количества занятых. При этом в Европе наиболее распространенным является пороговое значение занятых до 250 человек. В некоторых странах ЕС к сектору МСП принято относить фирмы с количеством работающих до 200 человек.

Внутри сектора МСП выделяют микропредприятия с количеством занятых до 10 человек и малые предприятия с количеством работающих до 50 человек. Дополнительным критерием отнесения предприятий к сектору МСП является величина годового оборота или выручки от реализации продукции (выполненных работ или оказанных услуг), которая не должна превышать 50 млн евро.

Рассматривая особенности отдельных экономик Е^ следует указать, с одной стороны, на

Thurik. Published by EIM, the Netherlands, January 2009.

Показатель Единица измерения Микро- Малые Средние МСП Крупные Всего

Количество предприятий Тыс. 18 788 1402 220 20 410 43 20 453

Процентная доля в секторе МСП % 92 7 1 100 0 100

Оборот Млн евро 4 402 000 4 504 000 4 564 000 13 470 000 9 917 000 23 387 000

Добавленная стоимость Млн евро 1 251 000 1 132 000 1 070 000 3 453 000 2 537 000 5 990 000

Количество занятых Чел. 38 890 000 27 062 000 21 957 000 87 909 000 42 895 000 130 804 000

Оборот % 19 19 20 58 42 100

Добавленная стоимость % 21 19 18 58 42 100

Занятость % 30 21 17 68 32 100

Источник: First Section of the Annual Report on EU Small and Medium-sized Enterprises. By David Audretsch, Rob van der Horst, Ton Kwaak, Roy Thurik. Published by EIM, the Netherlands, January 2009, EUROSTAT. URL: http://epp.eurostat.cec.eu.int.

Таблица 1

Основные показатели деятельности компаний в 27 странах Евросоюза, 2009

существование некоторых незначительных отличий в критериях отнесения компаний к сектору МСП в национальном законодательстве, а с другой стороны, на общее соответствие и сопоставимость с общеевропейскими стандартами. Например, малый и средний бизнес Германии представлен тремя основными формами: микро-, малыми и средними предприятиями. Компания признается микропредприятием, если в ней работает менее 10 человек и она имеет годовой оборот, не превышающий 2 млн евро. Малой считается организация с количеством работающих сотрудников до 50 человек и годовым оборотом, не превышающим 10 млн евро. Однако к среднему бизнесу относят компании с численностью персонала до 500 человек и годовым оборотом, не превышающим 50 млн евро.

В то же время многие страны — инновационные лидеры (США, Китай, Канада) исповедуют иной подход к определению малого и среднего бизнеса (см. табл. 2). Во-первых, границы среднего бизнеса по численности сотрудников у них сдвинуты вверх до 300-3000 человек. Во-вторых, у США и Китая имеется дифференцированная шкала отнесения компаний к малому и среднему бизнесу в зависимости от отрасли, в которой они работают.

При этом следует отметить, что отдельные инструменты поддержки, как правило, не привязываются исключительно к определениям малого и среднего бизнеса, закрепленным в законодательстве, а моделируются под цели, преследуемые национальными регуляторами, что обеспечивает максимальную эффективность их применения. Таким образом, подходы, избранные США и

Китаем, являются наиболее гибкими с точки зрения инструментов стимулирования малого и среднего бизнеса и позволяют более полно учитывать потребности отраслей экономики, в которых осуществляется поддержка, в том числе потребности инновационного сектора.

Необходимо отметить, что в последние десятилетия роль среднего бизнеса в мировой экономике непрерывно возрастает в связи с развитием процессов глобализации, активным распространением информационных технологий, активизацией института аутсорсинга, усиливающейся специализацией предприятий. Две важнейшие современные тенденции сделали возможной работу компаний малого и среднего бизнеса на ранее не доступных для них рынках, а именно: (1) произошло нивелирование основного преимущества крупного бизнеса — экономии на масштабах производства (благодаря роботизации и использованию информационных технологий) и (2) получила широкое распространение передача крупными фирмами непрофильных подразделений хозяйственной деятельности «на сторону» (аутсорсинг). Сужение специализации и освоение узких сегментов рынка в совокупности с усилением конкурентной борьбы, быстрой сменой рыночной конъюнктуры, заставили средние предприятия активизировать работу по совершенствованию технологических процессов и осуществлению научных исследований, что потребовало увеличение финансирования затрат на НИОКР. Деятельность современного среднего предприятия тесно связана с внешнеэкономической деятельностью и постоянно ориентирована на создание инновационной продукции.

Таблица 2

Законодательные критерии отнесения предприятий к категории среднего бизнеса в США,

Канаде, Южной Корее и Китае

Страна Число занятых, человек

Канада Не более 500

Южная Корея Не более 300

США Для каждой отрасли отдельно. Наибольший показатель по отраслям: не более1500 Наиболее распространенные границы: не более 500

Китай Для каждой отрасли отдельно. Наибольший показатель по отраслям: не более 3000 Наименьший показатель по отраслям: не более 200

Источник: составлено на основе данных Центра исследований малых и средних компаний Индийского института международной торговли (Centre for SME studies Indian Institute of Foreign Trade), исследования МСП Банка «Малый и средний бизнес в 2012 г.: международный опыт регулирования и финансирования», апрель 2013 г.

Важнейшим показателем, иллюстрирующим возрастание роли сектора МСП в национальной экономике, является доля ВВП, создаваемого в этом секторе, и количество занятых в нем работников. В странах с развитой рыночной экономикой в секторе МСП в настоящее время производится более половины ВВП и занято более половины рабочей силы страны. В странах ЕС в секторе МСП создается 65% ВВП и занято 68% работников (см. табл. 1). В этот сектор направляется более 50% совокупных инвестиций.

В экономике США сложилась в целом схожая ситуация — 50% ВВП производится американскими малыми и средними предприятиями. На малых и средних предприятиях США работает 50% экономически активного населения. В Японии почти половина ВВП создается малым и средним бизнесом, сфера МСП дает занятость для подавляющей части рабочей силы страны — 80%3.

Средний бизнес в России

В отличие от стран ЕС, в России сферой МСП создается только четверть национального продукта, занято 14% работников и обеспечивается 28% всей выручки4. По числу предприятий отечественный сектор МСП также значительно уступает зарубежному, он в несколько раз ниже, чем, например, в США или странах ЕС (см. табл. 2).

В структуре действующих предприятий средний бизнес занимает 0,3% общего количества МСП при типичном для западных стран уровне свыше 1%. Иными словами, ставшие почти банальностью утверждения о слабом развитии малого и среднего бизнеса в нашей стране соответствуют действительности, но требуют важных уточнений в отношении структуры сектора. В частности, положение с малым бизнесом не столь катастрофично. Так, если в среднем по всем МСП Россия отстает от США примерно в 2,5 раза (количество наших предприятий составляет 35,9% от американского), то по малым — только в 2 раза (48,6% от численности собственно малых предприятий в США — при различии размеров наших экономик такое отставание вполне объяснимо).

Напротив, по средним предприятиям разрыв с США более, чем десятикратный — количество российских предприятий составляет всего 9,3% от американского количества (см. табл. 3). Не

3 URL: http://www.deloros.ru/main?mid=22&doc=19101.

4 URL: http://www.gks.ru.

случайно показатели отечественного среднего бизнеса крайне скромны: он обеспечивает лишь 3,9% общего оборота и дает занятость немногим более 3% работников страны5 (для сравнения: в ЕС 20 и 17% соответственно).

Приведенные данные свидетельствуют о наличии огромного потенциала отечественного среднего бизнеса.

Успешное развитие среднего бизнеса может стать, с одной стороны, одним из значимых факторов роста национальной экономики и придать ей определенную устойчивость, особенно в периоды колебаний мировой конъюнктуры (мировые кризисы и рецессии) и снижения цен на энергоносители. С другой стороны, очевидна недостаточная развитость сферы среднего бизнеса. В связи с этим возникает ряд вопросов:

• почему сфера среднего бизнеса в отечественной экономике находится в зачаточном состоянии;

• насколько реальной является поддержка, оказываемая государством среднему бизнесу в отечественной экономике по современному законодательству;

• возможна ли и реализуема ли более интенсивная помощь среднему бизнесу;

• какой характер должна носить эта помощь, в какой степени она совпадает с программами поддержки МСП, а в какой резко отлична от них?

Недооценка среднего бизнеса российским законодательством: налогообложение

Законодательно средний бизнес в нашей стране был официально признан и определен в качестве одной из составных частей среднего и малого предпринимательства сравнительно недавно, в 2008 г., в связи с вступлением в действие Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ). Начиная с 2008 г. к среднему бизнесу в Российской Федерации отнесены коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), удовлетворяющие установленным условиям.

В результате анализа основных статей Закона № 209-ФЗ можно сделать вывод об имеющемся несоответствии заявленных принципов, пред-

5 URL: http://www.gks.ru.

Таблица 3

Сравнение основных параметров сектора МСП в России (2010 г.), ЕС и США (2009 г.)

Микропредприятия Малые предприятия Средние предприятия МСП (всего)

Количество, тыс.

Россия 5 037 741 227 742 17 723 5283206

США 14 049 000 468 000 191 000 14 709 000

ЕС 18 788 000 1 402 000 220 000 20 410 000

Доля в секторе МСП, %

Россия 95,4 4,3 0,3 100

США 95 3 1,3 100

ЕС 92 7 1,1 100

Справочно: количество предприятий в России, %

к США 35,8 48,6 9,3 35,9

к ЕС 26,8 16,3 8,1 25,9

Источник: рассчитано авторами по данным Фонда «Ресурсный центр малого предпринимательства». 111?!.: http://www.rcsme.ru.

ставленных в этом законодательном акте, реальной направленности предлагаемых мер поддержки. Несмотря на то что в ст. 6 «Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства» говорится об «обеспечении равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки», в последующих статьях этого нормативного документа представлена конкретизация перечня мер поддержки, адресованная сугубо малому бизнесу.

Так, в ст. 7 «Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» речь идет о применении специальных налоговых режимов, упрощенных правил ведения бухгалтерского учета, упрощенных налоговых декларациях, упрощенном порядке составления статистической отчетности, льготном порядке расчетов за приватизированное имущество, особенностях участия в качестве поставщиков для размещения заказов на поставки товаров, а также мерах по обеспечению финансовой поддержки и развитию инфраструктуры поддержки. Специальные налоговые режимы представляют собой особый порядок определения элементов налогов и освобождение от их уплаты при определенных условиях. В состав специальных налоговых режимов входят:

1) патентная система налогообложения;

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;

4) система налогообложения для сельхозпроизводителей;

5) система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции.

Из пяти вышеназванных специальных налоговых режимов три (патентная система налогообложения, упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход) адресованы исключительно малому бизнесу, что следует из требований, предъявляемых к предприятиям, претендующим на их применение. Так, патентная система налогообложения как одна из разновидностей специальных налоговых режимов применяется индивидуальными предпринимателями, которые освобождаются от уплаты ряда налогов (НДС, налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц — все эти выплаты заменяет плата за патент) при выполнении ряда условий. Среднесписочная численность наемных работников не должна превышать 15 человек, а размер годовой выручки от реализации продукции должен находиться в пределах до 60 млн руб., что соответствует критерию отнесения бизнеса к категории даже не просто малого предприятия, а микропредприятия.

Патентная система налогообложения стала применяться в Российской Федерации с 1 января 2013 г., заменив существовавшую до этого времени упрощенную систему налогообложения, которую использовали предприниматели с годовым доходом предприятия, не превышающим 60 млн руб., с численностью работников до 100 человек, со стоимостью амортизируемого имущества не более 100 млн руб. и с долей участия других организаций в уставном капитале предприятия, не превышающей 25%. Иными словами, в требованиях, распространявшихся на предприятия, претендовавшие на упрощенную систему налогообложения, были заложены критерии малого бизнеса, которые к средним предприятиям применяться не могут.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход также ориентирована исключительно на малый бизнес. Система налогообложения для сельхозпроизводителей, введенная в целях стимулирования деятельности предприятий, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственной продукции в нашей стране, также преимущественно адресована малому бизнесу.

В целом рассмотрение зафиксированных в ст. 7 Закона № 209-ФЗ налоговых преференций наглядно показывает наличие асимметрии предлагаемых инструментов и направленность их на малые предприятия при почти полном игнорировании сферы среднего бизнеса.

В ст. 14 «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления» провозглашены основные принципы поддержки и заявлен принцип доступности инфраструктуры поддержки для всех субъектов малого и среднего бизнеса. На самом деле, при дальнейшем описании перечня институтов инфраструктуры в ст. 15 «Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» представлен перечень институтов, фактически относящийся преимущественно к малому и лишь в слабой степени к среднему бизнесу.

Существует ли система поддержки среднего бизнеса?

Из всего спектра институтов, предложенных обсуждаемой статьей Закона № 209-ФЗ, реальную пользу средний бизнес извлекает из деятельности фондов содействия кредитованию, а также технопарков, научных парков, инновационно-тех-

нологических центров, резидентами которых порой являются средние предприятия. Последняя группа институтов поддержки дублируется еще в одном перечне организаций, представленном в ст. 22 «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства» Закона № 209-ФЗ.

Статья 23 «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности» также полностью направлена на малый бизнес, поскольку предусматривает создание организаций, образующих инфраструктуру поддержки в области ремесленной деятельности в виде палат ремесел, центров ремесел и обеспечение их деятельности. Как известно, ремесленная деятельность представляет собой разновидность hand made и по своей сущности не может быть организована в форме среднего бизнеса. Не только текст, но и правоприменительная практика Закона № 209-ФЗ подтверждает направленность основных положений этого нормативного акта в первую очередь на сектор малого бизнеса. Даже при беглом просмотре данных исследования «Приоритетные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2013 г. на федеральном и региональном уровне», опубликованного Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП)6, можно сделать вывод, что выделенные средства направляются на поддержку малых фирм (см. табл. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При более детальном анализе вышеназванного обзора можно убедиться в однозначной приоритетности поддержки именно малого (не среднего!) бизнеса. Программы по поддержке лизинга и модернизации производства, ориентированные на малые фирмы и на начинающих предпринимателей, предусматривают субсидирование затрат при достаточно невысокой стоимости оборудования до 1 млн и до 10 млн руб. Программы микрофинансирования также рассчитаны на расширение доступа к финансированию микропредприятий и начинающих предпринимателей. Одним из условий предоставления микрозайма является то, что его величина не должна превышать 1 млн руб. для каждого малого предприятия.

6 Обзор «Приоритетные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2013 году на фе-

деральном и региональном уровне». Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). URL: http://www.nisse.ru/work/organizations/ano.

В свою очередь, программа по поддержке малых инновационных компаний адресована малым инновационным компаниям на этапе их развития в качестве стартапа. Ориентированность данной программы на малый бизнес иллюстрируют данные за 2012 г., согласно которым поддержка была оказана свыше 1,5 тыс. предпринимателям из 58 регионов Российской Федерации7, что означает весьма скромный средний размер поддержки в 1,3 млн руб. в расчете на одно предприятие.

Рассмотрение проведенных в 2012 г. мероприятий, связанных с процессом создания и развития инфраструктуры поддержки МСП, позволяет также делать вывод, что малый бизнес является основным получателем преференций при организации деятельности в бизнес-инкубаторах и на территориях промышленных и технопарков. Таким образом, при более подробном рассмотрении мероприятий, осуществление которых координируется Минэкономразвития России, можно констатировать направленность осуществляемых программ поддержки в 2012 г. почти исключительно на малый бизнес.

Необходимо отметить при этом, что, помимо Минэкономразвития России, программами поддержки занимаются также Минсельхоз России и Минобрнауки России. Анализ программ помощи, оказываемой Минсельхозом России, позволяет делать вывод, что они также адресованы малому бизнесу, поскольку включают поддержку малых форм хозяйствования на селе, в частности начинающих фермеров, и развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.

Из анализа основных статей Закона № 209-ФЗ следует, что несмотря на то, что этот нормативный акт адресован всему сектору МСП, он фактически приравнивает средний бизнес к разновидности малого бизнеса. Соответственно меры поддержки, представленные в этом нормативном акте, связаны в своем большинстве с особенностями функционирования малых предприятий и ориентированы исключительно на них. Если отдельные положения Закона № 209-ФЗ и подчеркивают границы между малыми и средними предприятиями, то делается это исключительно с целью не допустить средний

7 Обзор «Приоритетные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2013 году на федеральном и региональном уровне». Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. Глава I §1.4.1.5. «Поддержка малых инновационных компаний и формирование инновационной инфраструктуры». URL: http:// www.nisse.ru/work/organizations/ano.

бизнес к определенному классу льгот (как происходит, например, с доступом к некоторым режимам налогообложения). Специальных мер поддержки, ориентированных именно на потребности среднего бизнеса, Закон № 209-ФЗ не предусматривает.

Средний бизнес, лишенный реальной поддержки со стороны государства в получении различных преференций, испытывает большие сложности в привлечении ресурсов на приемлемых условиях и поэтому вынужден развиваться за счет внутренних ресурсов. К условиям макроэкономического кризиса / стагнации, т.е. состояний, ныне типичных для мировой экономики, активно транслируемых через систему внешнеэкономических связей в Россию, добавляется жесткое ограничение размеров спроса. Компаниям среднего бизнеса приходится идти на жесткую экономию затрат, часто прибегая к изъятию средств из инвестиционных проектов в ущерб будущему развитию бизнеса, что порождает тотальное недоинвес-тирование, приводящее к стагнации бизнеса.

Неудовлетворительное состояние отечественного сектора среднего бизнеса усугубляется существующей практикой налогообложения. Установление пропорциональной ставки налога на прибыль организаций вне зависимости от величины получаемого оборота ставит в невыгодные условия сферу среднего бизнеса по причине того, что налоги наиболее тяжким бременем ложатся именно на него. Малый бизнес получает преференции в области налогообложения. Крупный бизнес имеет из-за наличия единых ставок более щадящие условия в области налогообложения.

Невыгодность условий функционирования среднего бизнеса в отечественной экономике порождает получившую распространение в последние годы порочную практику, заключающуюся в том, что малый бизнес искусственно сдерживает свой рост для того, чтобы избежать превращения в среднюю компанию. Сегодня у российских малых предприятий отсутствуют серьезные стимулы становиться средними компаниями. Чтобы не потерять налоговые льготы, не усложнять отчетность, не становиться более заметным для проверяющих органов, малые предприятия предпочитают искусственно делиться на два-три новых бизнеса, чем переходить в категорию среднего бизнеса8. Ситуация искусственного ограничения роста компаний является губительной

8 Растущий малый и средний бизнес в России и за рубежом: роль и место в экономике. Фонд Ресурсный центр малого предпринимательства. URL: http://www.rcsme.ru.

Таблица 4

Распределение средств федерального бюджета на реализацию программы Минэкономразвития России в 2012 г.

№ Наименование мероприятия Выделено, млрд руб. % от общего лимита Количество регионов, участвующих в программе

I Субсидии регионам на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства 19 91,3 82

1 Поддержка лизинга малых компаний (субсидирование лизинговых платежей и уплаты первого взноса, предоставление лизинг-гранта начинающим - до 1 млн руб.). Модернизация производства (субсидирование расходов по уплате процентной ставки, приобретение оборудования до 10,0 млн руб. на одного получателя поддержки) 4,64 22,3 75

2 Создание гарантийных фондов (предоставляющих поручительства предпринимателям по кредитам в случае нехватки собственного залогового оборудования - до 70% от суммы кредита) 3,2 15,4 40

3 Грантовая поддержка начинающих (предоставление безвозмездной субсидии начинающему предпринимателю в размере до 300 тыс. руб.) 2,14 10,3 57

4 Создание микрофинансовых организаций (предоставляющих займы до 1 млн руб. и сроком не более 1 года по ставке, не превышающей 10% годовых) 2,09 10 37

5 Содействие малым инновационным компаниям (компенсация затрат действующим инновационным компаниям, предоставление грантов начинающим инноваторам - до 500 тыс. руб. на одного получателя поддержки, а также создание центров кластерного развития и др.) 1,97 9,5 58

6 Поддержка муниципальных программ, в т.ч. поддержка монопрофильных муниципальных образований (моногорода) (основные меры - гранты, лизинг, микрофинансирование и обучение) 2,37 11,3 48

7 Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства (предоставление сертификатов на обучение, компенсация затрат по подготовке, переподготовке персонала и организация обучающих мероприятий по различным вопросам ведения бизнеса) 0,46 2,2 39

8 Поддержка экспортно-ориентированных малых компаний (субсидирование расходов по уплате процентной ставки, а также создание центров поддержки экспорта) 0,39 1,9 40

9 Иное (мероприятия по энергоэффективности, техприсоединению, консультации, центры молодежного инновационного творчества, поддержка социального предпринимательства и частных детских садов) 1,74 8,4 -

II Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства: бизнес-инкубаторы - от 900 кв. м.; промпарки - от 20 тыс. кв. м.; технопарки - от 5 тыс. кв. м. 1,8 8,7 19

ВСЕГО 20,8 100 82

Источник: обзор »Приоритетные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2013 году на федеральном и региональном уровне». Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. URL: http:// www.nisse.ru/work/organizations/ano.

не только по причине торможения развития ком- могут привести к нарушению естественных процес-паний. Создаются определенные угрозы, которые сов функционирования национальной экономики.

Таблица 5

Основные показатели деятельности средних предприятий в России

Средние предприятия

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Число предприятий (на конец года), тыс. 25,2 15,9 13,8 13,7

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек 2426,7 1964,4 1719,5 1630,7

Оборот предприятий, млрд руб. (текущие цены) 7416,2 5150,4 4710,6 4717,5

Источник: Малое и среднее предпринимательство в России. 2014: Стат. сб. / Росстат. M., 2014, с. 10.

Грозящая катастрофа и как с ней бороться

В России идет стремительная деградация среднего бизнеса. Как следует из табл. 5, только за четыре последних отраженных в официальной статистике года численность средних предприятий снизилась с 25,2 до 13,7 тыс., т.е. на 45,6%, или почти вдвое. Существенно сократилась и среднесписочная численность занятых на средних предприятиях — падение составило 32,8%. Еще более трагично выглядит динамика суммарного оборота среднего бизнеса: даже в текущих ценах он снизился на 36,4%. Если же не брать в расчет инф,ляцию, то падение оборота, по нашей оценке, было более, чем двукратным ( — 52,2%).

Между тем структурные изменения в экономике, сравнительные сдвиги между классами предприятий (между крупным, средним и малым бизнесом) носят крайне консервативный характер. Даже изменения на 5-10% встречаются редко, не говоря уже о смещениях пропорций в разы. Иными словами, оценка современной ситуации в России как экстраординарной не является преувеличением.

Парадоксально, что описанные нами негативные процессы развиваются на фоне растущего осознания значимости средних предприятий. В то же время политика поддержки среднего бизнеса носит отчетливо несистемный характер. Нам представляется, что принципиально важно двигаться по двум главным направлениям.

1. Выработать реальные, относящиеся именно к субъектам среднего, а не малого размера, формы поддержки среднего бизнеса в рамках Закона № 209-ФЗ. Данный нормативный акт должен быть переработан таким образом, чтобы исключить дискриминацию среднего бизнеса (в том числе в той части, которая касается льгот по налогообложению).

2. Принять специальные меры поддержки среднего бизнеса в более широкой трактовке, чем это делает современная законодательная база. Конкретнее речь идет о предприятиях большего размера, чем называемые средними по закону, но являющимися таковыми по своему реальному положению на рынке. Именно так поступают в мировой практике при выделении так называемых «компаний со средним объемом рынка» (middle-market или midmarket companies). При этом идеология поддержки этих сравнительно более крупных предприятий должна измениться и заключаться не в облегчении создания и выживания фирмы (на что во многом нацелена поддержка малого бизнеса), а на снятие препон к быстрому и эффективному росту, способному дать макроэкономический мультипликативный эффект.

Литература (references)

1. Birch D. L. (1987): Job Creation America. How Our Smallest Companies Put the Most People to Work. N. Y.: Free press.

2. Chepurenko, A., et al. (2003) Small business in Russia: any prospects after a decade?, Futures, 35: pp. 341-359.

3. Ding Ke. 2008. How to become successful Hidden Champions: Case study of Japanese SMEs, Business Frontier, 27.

4. EUROSTAT - OECD (2007). Manual on Business Demography Statistics, European Communities / OECD.

5. Hirsch-Kreinsen, H. (2008b) „Low-Tech" Innovations., Industry & Innovation, Vol. 15, February 2008, pp. 19-43.

6. The Mighty Middle: Why Europe's Future Rests on its Middle Market Companies. 2012. London: General Electric Company.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.