Научная статья на тему 'Развитие институциональной среды: финансовая поддержка малого бизнеса'

Развитие институциональной среды: финансовая поддержка малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семин Р.Н.

Отсутствие эффективной институциональной среды для функционирования крупного, малого, среднего бизнесов и их рационального сочетания приводят к потерям конкурентных преимуществ перед экономическими агентами, функционирующими в сравнительно более эффективной институциональной среде и нивелирует обладание значительным ресурсным потенциалом экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие институциональной среды: финансовая поддержка малого бизнеса»

19 (259) - 2007

Институциональная среда малого бизнеса

развитие институциональной среды: финансовая поддержка малого бизнеса

Роль государства в процессе создания конкурентной среды в значительной степени должна сводиться к формированию эффективной институциональной среды для рационального использования потенциала человеческого фактора и оптимального его использования в процессе конкуренции между народами1. Наиболее подготовленные в максимально возможных количествах предприниматели способны, как показывает опыт Японии, даже в отсутствие других факторов производства завоевывать мировые рынки и успешно конкурировать с другими, более благополучными в отношении наличия факторов производства, странами.

Отсутствие эффективной институциональной среды для функционирования крупного, малого, среднего бизнесов и их рационального сочетания приводит к потерям конкурентных преимуществ перед экономическими агентами, функционирующими в сравнительно более эффективной институциональной среде и нивелирует обладание значительным ресурсным потенциалом экономики России (табл. 1).

Повышение роли производственных объединений, высококонцентрированного производства для экономии на масштабе и получения синергети-ческого эффекта не означает ликвидации средних и малых предприятий, обладающих по ряду факторов конкурентными преимуществами перед корпорациями (табл. 2).

В большинстве развитых стран, таких как

1 Россия превращается в крупного экспортера рабочей силы на рынки других стран. Ежегодно только по контрактам выезжают на работу 45 — 50 тыс. человек (Кипр, Великобритания, Германия, Греция, Мальта, Нидерланды — основные страны трудоустройства россиян). Рязанцев С. Трудовая миграция из России и новая российская диаспора за рубежом // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 9. С. 32.

Р.н. СЕМИН

Финансовая академия при Правительстве РФ

США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, основную долю — 99,3 — 99,7 %2 по количеству предприятий, составляют малые и средние предприятия, т. е. предприятия с численностью занятых до 500 человек. На них производится половина объема выпускаемой продукции. Как правило, они дают 75 — 80 % новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдаются процессы сокращения занятости.

Например, в настоящее время в США действует свыше 20 млн предприятий (без сельскохозяйственных), из них 99,6 % относятся к категориям малых, имеющих численность менее 500 человек. Их доля в валовом национальном продукте составляет около 40 %, а в численности занятых — более половины3.

Япония по своему экономическому уровню стала второй после США страной промышленно развитого мира во многом благодаря развитию малых и средних предприятий. Крупные, всемирно известные предприятия составляют здесь лишь вершину экономического айсберга, а его основная часть, подводная — малые и средние предприятия. На них приходится свыше 50 % реализованной продукции промышленности, около 60 % объема оптовой торговли и более 80 % розничной4.

В целом малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Развитие малого бизнеса активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет

2 Эксперт. Скрытый резерв бизнеса// www expert. ru.

3 Городской информационно-аналитический центр giac при московском центре развития предпринимательства www. gias. ru.

4 Эксперт. Скрытый резерв бизнеса// www. expert. ru.

Таблица 1

сравнительные конкурентные преимущества россии

Потенциальные конкурентные преимущества рФ

издержки, значительно снижающие конкурентные преимущества рФ

1. Россия располагает огромными земельными массивами. По размерам территории наша страна занимает перовое место в мире (1/8 всей суши). ее территория в 1,7 раза больше территории Канады, в 1,8 раза больше США, в 1,8 раза больше Китая, более чем в 30 раз больше Франции, почти в 50 раз больше Германии и более чем в 70 раз больше территории Великобритании.

2. Россия относится к тем немногим странам, которые способны обеспечить себя сырьевыми ресурсами. В недрах России можно практически обнаружить все элементы таблицы Менделеева. В начале XXI в. стоимость разведанных запасов основных видов полезных ископаемых России оценивается в 29 трлн долл., а прогнозный потенциал — в 140 трлн долл. Россия располагает самыми крупными в мире запасами газа, крупнейшими в мире запасами нефти, каменного угля, золота, алмазов, платины и других полезных ископаемых. Например, разведанные запасы нефти составляют 12-13 % общемировых запасов, нефти, газа — свыше 35 %, угля — более 12 %. Лесные запасы — самые богатые в мире (22 % от мировых).

3. Россия обладает богатыми трудовыми ресурсами. Относительно дешевая рабочая сила сочетается с достаточно высоким уровнем ее квалификации. Рабочие в состоянии решать любые технические и экономические проблемы, способны адаптироваться к быстроменяющимся условиям производственной и коммерческой деятельности. По численности населения Россия занимает седьмое место в мире (141 млн человек), после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана.

4. Наличие значительного научно-технического потенциала. Широко известны и общепризнаны достижения российских ученых в самых различных сферах знаний и технического прогресса. Достаточно отметить, что спрос на наших специалистов в области естественных и технических наук высок во всех промышленно-развитых странах. Например, известно, что значительная часть программистов «Кремниевой долины» США — наши соотечественники.

5. Наличие уникальных технологий в ряде секторов промышленности, опирающихся на достижения фундаментальной и прикладной науки и воплощенных в изделиях, которые по многим характеристикам не уступают мировым аналогам (продукция аэрокосмической, атомной промышленности и т. д.).

6. Долговременное присутствие российской промышленности продукции на рынках ряда стран, прежде всего развивающихся и бывших социалистических. Установившиеся связи с государственными и предпринимательскими структурами этих стран, технологическая зависимость их промышленности от России позволяет осуществлять определенный контроль за этими экспортными «нишами».

7. Наличие солидной производственной базы, которой располагает страна для производства вооружений и их экспорта. Высокое качество многих видов российского оружия и военной техники признается во всем мире, и это делает их экспорт одним из немногих достаточно эффективных направлений внешней торговли и т. д.

1. Трансформационные издержки по импорту или выращиванию, внедрению институтов и технологии, координирующих деятельность хозяйствующих субъектов, ведущие к уменьшению трансакционных издержек и снижению неопределенности в результате предсказуемости действий участников рынка.

2. Необходимость поддержания обороноспособности в силу специфики Российского государства. По некоторым данным — 75 — 120 млрд долл. в год.

3. Издержки длительного отопительного периода, связанные с расходами на отопление, производство и поддержание отопительной инфраструктуры.

4. Снижение деловой активности — отрицательный психологический эффект для предпринимателей от действий государственных органов.

5. Увеличенные трансакционные* издержки (вследствие необходимости преодолевать масштабное барьерное регулирование со стороны государства).

6. Коррупционные сборы — особый вид издержек, характерный для экономики РФ.

7. Косвенные издержки по непроизводительной затрате времени, связанные с масштабным барьерным регулированием экономики.

* Подсчет трансакционных издержек связан с определенными трудностями, так как не все они могут быть специфицированы ввиду отсутствия трансакций.

Таблица 2

сравнительные конкурентные преимущества малых предприятий и корпораций

Факторы конкурентных преимуществ Малые предприятия корпорации

Оперативность реагирования на изменения рыночной конъюнктуры + —

Накладные издержки, отнесенные на себестоимость продукции + —

Затраты на содержание персонала + —

Возможности оперативного обновления технологий + —

Скорость осуществления инноваций + —

Доступность адресных поддержек + —

Возможности обновления основных фондов — +

Доступ к заемным финансовым ресурсам — +

Возможности системных маркетинговых исследований и активной рекламы — +

Источник: Взаимодействие малого и крупного бизнеса: Информационно-аналитический сборник. М.: ИПИ, 2004.

широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает обеспечить насыщение рынка товарами и услугами, преодолению отраслевого и территориального монополизма, расширению конкуренции, внедрению достижений научно-технического прогресса (НТП), повышение экспортного потенциала, укрепление экономической базы на местах, развитие сел, небольших городов, возрождение художественных и кустарных промыслов, решение экологических проблем.

Малый бизнес способствует выполнению следующих важнейших задач:

1. Расширение производства многих потребительских товаров и услуг без существенных капитальных затрат, обеспечение условий гибкого своевременного реагирования на изменение рыночного спроса.

2. Использование местных источников сырья и отходов крупного производства.

3. Приближает производство товаров и услуг к потребителю, способствует сокращению на этой основе транспортных расходов по доставке товаров на периферию из крупных промышленных центров, выравниванию в определенной мере условий жизни населения в различных пунктах проживания.

4. На основе использования субконтракции, аутсорсинга и франчайзинга снижает производственные издержки крупных предприятий5.

5. Включение в производство материальных и финансовых средств населения, использовавшихся ранее исключительно для личного потребления.

6. Более полное и эффективное использование уникальных способностей, знаний и трудовых навыков отдельных граждан, для которых условия организации и оплаты труда на крупных предприятиях не стимулируют полной отдачи.

7. Создание благоприятных условий для трудоустройства части рабочей силы, высвобождающейся из крупных предприятий в связи с повышением эффективности последнего.

8. Вовлечение в производство, особенно в сферу услуг, таких резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном произ-

5 VI Всероссийская конференция представителей малого предпринимательства «Малый бизнес — экономическая основа развития местного самоуправления» 26. 04. 2005. Торгово-промышленная палата Российской Федерации. //По материалам публикаций — С. 126 — 129.

водстве из-за технологических особенностей и иных особенностей (пенсионеров, учащихся, инвалидов, а также лиц, желающих трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов). 9. Малый бизнес — это альтернатива, притом позитивная, теневому бизнесу; способствует ликвидации его монопольного положения. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает наличие 10 — 12 млн малых предприятий, работающих на предпринимательских началах.

Значительное повышение роли малого бизнеса как сектора экономики обусловлено следующими причинами:

— дифференциация спроса и индивидуализация потребительских вкусов. Крупное машинное производство, удовлетворив спрос на стандартные потребительские товары, создало предпосылки к формированию индивидуализированного спроса, удовлетворением которого занимаются индивидуальные и мелкосерийные производства;

— в связи со значительным увеличением транс-акционных издержек крупных производств стала экономически выгодной передача части функций на основе аутсорсинга, франчайзинга и субконтракции малым предприятиям в целях повышения конкурентоспособности основных производств крупных компаний;

— возможность экономического развития депрессивных регионов на основе переработки местных ресурсов без значительных капиталовложений, разработка которых нерентабельна или малорентабельна для крупных предприятий.

Динамика роста экономических показателей в сфере малого предпринимательства приведена на рис. 1, 2.

Вышеизложенные факторы, значительно повышающие роль малых предприятий в экономике, при грамотной экономической политике создают предпосылки для повышения уровня конкурентоспособности экономической системы в целом.

В настоящее время состояние малого предпринимательства в российской экономике, на наш взгляд, можно охарактеризовать как неудовлетворительное. В трансформируемой экономике России функционирует около 1 млн малых предприятий6, из них более 200 тыс. зарегистрировано в Москве, тогда как, например, в США функционирует около 20 млн малых и средних предприятий (без

6 Российское агентство поддержки малого и среднего биз-

неса//www. sioгa. ги

Объем продукции, произведенной малыми предприятиями (млк.руб.)

19»

2WJfl 2№1

рис. 1

2ГО2 9мя. яка

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

ТГТ

28,3

19,7

ТЁ

5,1

OLJ

Т-А-

тг

2002

2003

2004

2005

□ Оборот малых предприятий, п Отгружено товаров млрд. руб собственного производства,

выполнено работ, услуг м а л ы м и п р е дп р и яти я м и, млрд. руб.

рис. 2

Источник: Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса // www. siora. ru.

учета сельскохозяйственных)7. Количества малых предприятий в экономике России недостаточно для создания эффективной конкурентоспособной экономики. По оценке Министерства экономического развития и торговли РФ, для значительных изменений в структуре экономики и создания эффективной конкурентной среды в России должны функционировать не менее 3,5 млн субъектов малого бизнеса8.

Создание достаточного для оптимального развития количества малых предприятий и создание эф-

7 VI Всероссийская конференция представителей малого предпринимательства 26. 04. 2005. Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Тема конференции: Малый бизнес — экономическая основа развития местного самоуправления// По материалам публикаций. — С. 126 — 129.

8 VI Всероссийская конференция представителей малого предпринимательства 26.04.2005. Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Тема конференции: Малый бизнес — экономическая основа развития местного самоуправления// По материалам публикаций. — С. 126 — 129.

фективной институциональной конкурентной среды возможно в среднесрочном периоде методом целевых программ при активной поддержке государства на федеральном и региональном уровнях.

Примером активной позиции государственных органов власти является значительное распространение малого бизнеса на территории г. Москвы, высокие темпы роста которого стали следствием целенаправленной политики Правительства Москвы в данном секторе экономики.

На московских предприятиях малого бизнеса заняты около 2 млн человек, что составляет 21,9 % от экономически активного населения столицы. Налоговые поступления от малых предприятий Москвы в 2005 г. увеличились на 3 % и составили 4 789 млрд руб. Объем промышленного производства вырос в 2005 г. на 41 % — до 384 млрд руб. 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим схему поддержки малого предпринимательства в Москве (рис. 3).

Основной координирующей структурой системы поддержки малых предприятий является Департамент поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы, который разрабатывает краткосрочные концепции комплексных программ поддержки и развития малых предприятий.

Основными секторами, оказывающими широкий спектр услуг в поддержке малого предпринимательства, являются территориальные центры развития предпринимательства (ЦРП). Данные структуры располагаются в каждом округе Москвы (см. рис. 3). Основной целью создания центра предоставления полного комплекса услуг и консультаций для малого бизнеса в одном месте является максимальная экономия времени предпринимателя, реализация принципа «одного окна» в системе малого бизнеса округа. Территориальные центры развития малого бизнеса помогают исследовать проблемы малых предприятий и вырабатывать подходы и механизмы их решения. Схема функциональной деятельности ЦРП ЮВАО приведена на рис. 4.

Для субъектов малого предпринимательства Правительством Москвы реализуются различные программы финансовой поддержки10, такие как:

• субвенции/субсидии начинающим предпринимателям;

• льготные займы (рис. 5);

• компенсация части процентной ставки;

• венчурное финансирование.

9 Комплексный анализ состояния малого предпринимательства // www. admoblkaluga. ru.

10 См.: постановление Правительства Москвы «О дополнительных мерах по поддержке малого предпринимательства в Москве» от 02.11.1999 № 1010 ПП.

2004 г. Основной целью является компенсация Правительством Москвы части затрат субъектов малого предпринимательства на выплату процентов по коммерческим кредитам. Размер компенсации составляет до 9 % годовых11.

Финансовая поддержка в виде льготных займов предоставляется малым предприятиям ЮВАО г. Москвы с 1998 г. Особенностями этой поддержки являются:

— низкая процентная ставка (минимальная процентная ставка — до 3 % годовых);

— достаточно длительный срок займа (до пяти лет).

Данный вид финансовой поддержки позволил малым предприятиям ЮВАО значительно расширить свои производственные и конкурентные возможности. За период с 1998 по 2005 г. выделено 25

ных проектов осуществляется

ЦРП ЮВАО является первоочередным консультантом по определению необходимости финансовой помощи, подготовке документов, предоставлению проектов на рассмотрение окружной и городских комиссий по финансовой и имущественной поддержке малых предприятий или заседании кредитных комитетов коммерческих банков.

Финансовая поддержка в виде субвенций/субсидий начинающим предпринимателям осуществляется на безвозвратной и безвозмездной основе. Этот вид поддержки предоставляется Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства г Москвы с 2001 г. по решению окружной и утверждению городской комиссий по финансовой и имущественной поддержке малых предприятий.

За период с 2001 по 2005 г. предоставлено 200 субвенций и субсидий на общую сумму 22,94 млн руб. (рис. 6).

Программа предоставления субъектам малого предпринимательства финансовой поддержки в виде компенсации части процентной ставки по банковским кредитам реально начала работать с

Малые предприятия г. Москвы

Мэр и Правительство г. Москвы Рис. 3

предоставлением субъекту малого предпринимательства инновационной субсидии или субвенции на сумму, не превышающую 750 000 руб., на безвозмездной и безвозвратной основе13.

Согласно данным анкетирования, проведенного ЦРП ЮВАО г. Москвы, среди предпринимателей ЮВАО потребность в дополнительном финансировании испытывают 58 % опрошенных14.

Для решения данных проблем ЦРП ЮВАО заключило договоры о сотрудничестве с Лефортовским отделением Сбербанка России и ООО КБ «МАСТ Банк». Данные контакты предусматривают

11 Между субъектом малого предпринимательства, Департаментом поддержки и развития малых предприятий г. Москвы и коммерческим банком заключается трехсторонний договор. Процентная ставка, сроки погашения и другие условия кредита определяются коммерческим банком. Примеч. авт.

12 Ресурсный центр малого предпринимательства//www. giac. ги.

13 Данный вид поддержки предоставляется субъектам малого предпринимательства на наиболее важные проекты инновационного характера. Примеч. авт.

14 Данные анкетирования малых предприятий ЦРП ЮВАО.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

О Деятельность в промышленности и иное

производство О Строительная деятельность

■ Торговля и

об щрственное питание

О Прочие виды деятельности

рис. 5 Распределение льготных займов по видам деятельности 2000 — 2005 г.15

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

■ Деятельность в промышленности и иное

производство 3 Строительная деятельность

] Торговля и общественное питание

■ Бытовые услуги населению

□ Прочие виды деятельности

Рис. 6. Распределение предоставленных субвенций/субсидий по видам деятельности, %16

финансирование на льготных условиях субъектов малого предпринимательства, рекомендованных Комиссией Префектуры ЮВАО г. Москвы по финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства. С этой же целью организовано взаимодействие с банками, имеющими собственные программы кредитования малого бизнеса, такими как «Международный московский банк» (ММБ), «Банк Москвы», ОАО «Внешторгбанк», АКБ «Лефио-банк», ведутся переговоры о заключении соглашения с ОАО «Тэмбр-банк».

Анализ функционирования ЦРП ЮВАО, безусловно, доказывает эффективность функционирования подобных институтов, значительно повышающих конкурентоспособность как отдельных хозяйствующих субъектов, так и складывающихся на основе их функционирования сетевых структур, что, безусловно, ведет к качественному повышению конкурентоспособности экономической системы в целом. Исследование функционирования ЦРП ЮВАО подтверждает необходимость тиражирования в

остальных регионах России подобных институтов, создания системы государственной поддержки малых предприятий на федеральном уровне.

Наличие разветвленной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства обеспечивает развитие конкуренции между хозяйствующими субъектами, повышает эффективность институциональной среды, направленной на формирование рыночных отношений в приоритетных направлениях экономического развития г. Москвы.

Схема инфраструктуры поддержки малого предпринимательства ЮВАО, например, приведена на рис. 7.

На основании ретроспективного анализа развития малого предпринимательства на территории ЮВАО за 2000 — 2005 гг. состояние малого бизнеса характеризуется как стабильное. Количество малых предприятий за эти годы колеблется в пределах 11 — 15 тыс. Вместе с тем отраслевой состав малого бизнеса в ЮВАО изменяется под влиянием экономической конъюнктуры (табл. 3).

Сравнительный анализ данных о динамике перераспределения долей различных отраслей экономики указывает на стабильный рост удельного веса малых предприятий сферы торговли и общественного питания в отраслевой структуре малого бизнеса. Это связано с факторами большей мобильности вышеуказанных малых предприятий, коротких сроков окупаемости инвестиций в данную отрасль, причем торговая отрасль является менее капиталоемкой по сравнению с другими отраслями.

Сектор экономики промышленного производства и строительства находится на стабильном уровне в связи с необходимостью значительных долгосрочных инвестиций, являющихся дефицитным ресурсом на данном этапе развития экономики России. При этом кредитные линии, открытые региональным банкам для финансирования малых предприятий, по федеральным округам составляют (%)17:

Приволжский федеральный округ — 40,28; Центральный федеральный округ — 29,69; Уральский федеральный округ — 10,13; Северо-Западный федеральный округ — 7,87; Южный федеральный округ — 7,37; Сибирский федеральный округ — 3,43; Дальневосточный федеральный округ — 1,22.

15 ЦРП ЮВАО. Распределение льготных займов по видам деятельности //www. uvao. ru.

16 ЦРП ЮВАО. Распределение предоставленных субвенций/

субсидий по видам деятельности //www. uvao. ru

17 Источник: Официальный сайт администрации Ярославской области. Кредитные линии, открытые региональным банкам для финансирования малых предприятий, по федеральным округам // www. adm. yar. ru.

1

2

3

4

5

6

7

Департамент поддержки и развития малого предпринимательства Правительство Москвы

Московский центр развития малого предпринимательства Общественно--экспертный совет по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы

Московский фонд поддержки малого предпринимательства

Московская торгово-промышленная палата Префектура ЮВАО <- Межведомственная комиссия —^ по устранения административных барьеров

Московская палата ремесел Комиссия по финансовой и имущественной поддержке

Московская лизинговая компания Управы районов Управление науки, промышленности и малого L предпринимательства

Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства Окружной совет по поддержке и развитию малого предпринимательства

Московский маркетинговый центр Территориальный центр развит! гя малого предпринимательства Союз промышленников и предпринимателей ЮВАО

Московский фонд подготовки кадров Информационно-аналитическии центр ^ ^Советы предпринимателей районов

Московский центр инноваций и высоких технологий Фонд поддержки предпринимательства Территориальное агентство развития малого предпринимательства Коммерческие банки

ГУЦ Профессионал j к Страховые компании

Городская справочно-информационная служба Фонды

Научный парк МЭИ Бизнес-центры

МДЦ «Марьино» ^ Малые предприятия ^ Лизинговые компании

рис. 7

Таблица 3

динамика перераспределения численности малых предприятий ЮВАО по отраслям экономики, 2000 — 2004 гг. 18

Отрасль экономики 2000 2001 2002 2003 2004

Торговля и общественное питание 5 400 5 748 8 845 7 103 6 730

Строительство 1 627 1 653 2 146 1 207 1 482

Промышленность 589 739 893 919 1 284

Наука и научное обслуживание 706 715 666 425 389

Информационно-вычислительное обслуживание 0 20 199 68 33

Общая коммерческая деятельность 1 630 1 729 637 283 311

Финансы, кредит, страхование 13 13 81 30 125

Бытовое обслуживание 490 2 232 36 117

Культура и искусство 106 107 119 111 107

Здравоохранение и социальное обслуживание 21 21 206 463 81

Операции с недвижимостью 263 268 0 46 75

ЖКХ 16 16 6 85 48

Сельское хозяйство 5 6 9 7 9

Прочие виды деятельности 1 832 1 828 1 053 1 201 184

Всего: 12 708 12 865 15 092 11 984 11 325

Потребности малых предприятий в кредитах удовлетворены менее чем на 30 %19.

Тенденция уменьшения количества малых предприятий в научной сфере определяется переходом

18 ЦРП ЮВАО. Динамика перераспределения численности малых предприятий ЮВАО по отраслям экономики, 2000 — 2004 гг. // www. uvao. ru.

19 Корпоративный менеджмент. Проблемы кредитования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

малых предприятий/Zwww. cfin. ru

инновационных предприятий в разряд производственных, в связи с внедрением разработанных технологий, частично с незначительной государственной поддержкой в сфере венчурного финансирования.

Тем не менее производственный потенциал малого бизнеса округа в последние годы демонстрирует рост ВВП (что в значительной мере объясняется высокими темпами роста всей экономики России).

Выпуск продукции малыми предприятиями ЮВАО в 2004 г. составил 34,3 млрд руб., прирост общего объема производственной продукции относительно 2003 г. составил 12,8 млрд руб. Аналогичный прирост за 2002 — 2003 г. составил 10 млрд руб.20 Таким образом, темпы производства увеличились на 2,8 млрд руб.

Данные динамики числа малых предприятий ЮВАО, занятых на них работников за последние пять лет, выпуска продукции свидетельствуют об опережении темпами роста выпуска продукции, темпов занятости и темпов увеличения числа малых предприятий. С одной стороны, это указывает на растущие масштабы производства малых предприятий и производительности труда на малых предприятиях, с другой стороны, выявляет негативную тенденцию прекращения увеличения численности малых предприятий, что обусловливается низкой эффективностью институциональной среды для функционирования экономических агентов, незначительной вовлеченностью молодежи в процесс трансформации российской экономики, высокой монополизацией локальных рынков, коррумпированностью органов власти, недостаточностью финансирования действующих малых предприятий и практическим отсутствием венчурного финансирования стартовых бизнес-проектов.

В 2006 г. Правительство Москвы прекратило практику бюджетного кредитования, доказавшую свою неэффективность, что обусловлено отсутствием залогового обеспечения у субъектов малого предпринимательства, а также ограниченностью масштабов финансирования, следствием которого является низкая результативность. Правительство Москвы изменило свою финансовую политику на создание венчурных фондов и фонда содействия кредитованию, ориентированных на систему предоставления кредитов по принципу финансового мультипликатора21.

На федеральном уровне финансирование малого предпринимательства также испытывает значительные трудности. Несмотря на выход на рынок кредитования малых предприятий гигантов

20 Примечание от автора: данные показатели, безусловно, значительно выше, так как не учитывают данных теневого оборота малых предприятий. Данные также могут быть искажены в связи с частичным выводом оборотов функционирующих малых предприятий «из тени», что обусловливается повышением эффективности институциональной среды функционирования малых предприятий, отменой оборотных налогов, снижением числа административных барьеров.

21 При нахождении в фонде 500 млн руб. в качестве гарантии коммерческим банкам возможно получение до 5 млрд оборотных средств для кредитования деятельности малых предприятий. Примеч. авт.

российского банковского рынка: Внешторгбанка, Сбербанка, дочерних зарубежных банков Раф-файйзенбанка, КМБ-банка, KW22 и ряда других, потребности малого бизнеса в кредитах удовлетворены менее чем на 30 23.

Потребность в стартовом банковском кредитовании и кредитовании индивидуальных частных предпринимателей (ПБОЮЛ) удовлетворена, по разным оценкам, на 4 — 7 24, а по расчетам Ресурсного центра малого предпринимательства, емкость этого рынка более 5 млрд долл. Коммерческие банки испытывают значительные трудности в кредитовании малых предприятий за счет собственных средств, не имея доступа к дешевым ресурсам (особенно региональные банки). Доступ к дешевым ресурсам имеет государство, которое сосредоточивает деньги в Стабилизационном фонде РФ, не торопясь инвестировать их в том числе и в малое предпринимательство, объясняя данный факт отсутствием необходимой инфраструктуры и рядом других причин. По нашему мнению, недостаточная инвестиционная активность государства приведет в будущем к понижению темпов экономического роста, общему снижению конкурентоспособности экономики России.

В этих условиях главным принципом государственной поддержки должно явиться сокращение адми-нистративно-барьерногорегулирования малого бизнеса и создание эффективной институциональной среды. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малого предпринимательства с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта.

Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства является средством достижения социально-экономических целей текущего и перспективных этапов экономического развития России на основе создания механизмов эффективной конкуренции. Основная цель экономической трансформации — достижение экономического роста, создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень жизни населения, реальное участие России в мировом экономическом сообществе, рост конкурентоспособности российской экономики.

22 Немецкий банк KWF занимался по плану Маршалла послевоенным восстановлением германской экономики, в том числе методом стимулирования малого предпринимательства. Примеч. авт.

23 Корпоративный менеджмент. Проблемы кредитования малых предприятий // www. cfin. ru.

24 См.: Конференция малого и среднего бизнеса в рамках выставки «Кредит ЭКСПО 2005».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.