Научная статья на тему 'Предпринимательство в сельском хозяйстве как объект управления'

Предпринимательство в сельском хозяйстве как объект управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
824
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ENTREPRENEURSHIP / GOVERNMENT / SMALL FORMS OF BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терентьев Виктор Валентинович

В статье рассматриваются меры по поддержке малого и среднего предпринимательства в целом и в аграрном секторе экономики, в частности. Показано, что малые формы хозяйствования в аграрной экономике занимают важное место, поставляя значительную часть продовольственной продукции, создавая источники дохода и рабочие места. Именно малые формы хозяйствования отличаются высокой способностью к адаптации в условиях динамично меняющейся внутренней и внешней среды, быстро настраиваются под волатильную рыночную ситуацию, предоставляют возможности оперативно реализовать различные бизнес-проекты, в том числе инновационные, привлекают к этому значительную часть населения сельской местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURSHIP IN AGRICULTURE AS A CONTROL OBJECT

Analyzes the criteria for classifying economic entities to small and medium-sized businesses in the Russian Federation and foreign countries. Considered measures to support small and medium enterprises in general and in the agricultural sector. Small forms of business in agrarian economy play an important role by supplying a significant part of food production, income sources and creating jobs in the surplus labor resources sector of the economy agriculture. That small forms of business are distinguished by their high capacity for adaptation in rapidly changing internal and external environment, to quickly set up under the volatile market situation, providing the ability to quickly implement various business projects, including innovation), are attracted to this significant part of the rural population.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство в сельском хозяйстве как объект управления»

146

Терентьев В.В.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются меры по поддержке малого и среднего предпринимательства в целом и в аграрном секторе экономики, в частности. Показано, что малые формы хозяйствования в аграрной экономике занимают важное место, поставляя значительную часть продовольственной продукции, создавая источники дохода и рабочие места. Именно малые формы хозяйствования отличаются высокой способностью к адаптации в условиях динамично меняющейся внутренней и внешней среды, быстро настраиваются под волатильную рыночную ситуацию, предоставляют возможности оперативно реализовать различные бизнес-проекты, в том числе инновационные, привлекают к этому значительную часть населения сельской местности.

Ключевые слова. Предпринимательство, государственное управление, малые формы хозяйствования.

Terentev V.V.

ENTREPRENEURSHIP IN AGRICULTURE AS A CONTROL OBJECT

Abstract. Analyzes the criteria for classifying economic entities to small and medium-sized businesses in the Russian Federation and foreign countries. Considered measures to support small and medium enterprises in general and in the agricultural sector. Small forms of business in agrarian economy play an important role by supplying a significant part of food production, income sources and creating jobs in the surplus labor resources sector of the economy - agriculture. That small forms of business are distinguished by their high capacity for adaptation in rapidly changing internal and external environment, to quickly set up under the volatile market situation, providing the ability to quickly implement various business projects, including innovation), are attracted to this significant part of the rural population.

Keywords. Entrepreneurship, government, small forms of business.

4 4 4

В развитой рыночной экономике малый бизнес играет важную роль, обеспечивая большой сегмент валового продукта и занятость населения. Его способность к адаптации в быстро меняющейся среде, возможность апробировать возникающие идеи, новации, сделала его привлекательным, в том числе, для широких слоев сельских жителей. Малый бизнес является предметом исследования многих ученых.

Мировая практика показывает, что в настоящее время малому предпринимательству принадлежит значительное, определяющее место в развитой рыночной экономике. Этот сектор определяет темпы экономического развития, структурные, количественные и качественные характеристики внутреннего валового продукта. В развитых странах мира на него приходится до 70-80% ВВП. Доля малых и сред-

ГРНТИ 06.81.12 © Терентьев В.В., 2015

Виктор Валентинович Терентьев - аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики. Контактные данные для связи с автором: 190000, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 44A (Russia, St. Petersburg, Lermontovsky av., 44 А). Тел.: 8 (981) 810-90-43. E-mail: viktor_terentev@mail.ru.

Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В. А. Плотникова.

Статья поступила в редакцию 12.09.2015 г.

Для ссылок: Терентьев В.В. Предпринимательство в сельском хозяйстве как объект управления // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 5 (95). С. 146-150.

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

147

них предприятий (по количеству предприятий) в общем числе предприятий в России существенно ниже, чем в странах Евросоюза и США. Что касается структуры малого и среднего бизнеса, то она преимущественно схожа во всех странах (табл. 1).

Доля малых и средних предприятий (МСП) в общем их числе в 2012 г. [1]

Таблица 1

Страна / регион Микро Малые Средние Всего МСП

Россия 83,6% 12,7% 0,8% 97,2%

США 75,8% 22,1% 1,7% 99,6%

ЕС 92,2% 6,5% 1,1% 99,8%

Сектор малого и среднего предпринимательства по состоянию на 2012 год обеспечивал рабочими местами лишь 27% занятого населения России, тогда как в ЕС и США - 67,4% и 50% соответственно. Вклад сектора малого бизнеса в ВВП в большинстве развитых стран колеблется в интервале от 50% до 60%. В США значение показателя составляет 60%. В ЕС малые предприятия обеспечивают 58% валовой добавленной стоимости всех предприятий. В России вклад малого и среднего бизнеса в экономику страны существенно ниже - предприятия обеспечивают лишь около 21% ВВП [1].

Обеспечение высокой эффективности производственных и хозяйственных процессов разных типов объективно нуждается в дифференцированных по масштабам организационных структурах. Для некоторых из процессов наивысшая эффективность достигается лишь в рамках крупных предприятий, для других, наоборот, в мелких. Крупные, средние и малые предприятия взаимодополняют друг друга, составляя единый комплекс национального хозяйства. Крупные предприятия не могут нормально функционировать без средних и малых. И, наоборот, возможности и направления деятельности последних во многом обусловливаются состоянием крупного производства, крупного бизнеса, его воздействием на институциональную среду предпринимательства.

В рамках национальной экономики на текущие пропорции соотношения между крупными, средними и малыми предприятиями наиболее сильно влияют следующие факторы [2]: уровень социально-экономического развития страны, ее место в мировом хозяйстве; научно-технический прогресс и специфика каждой из отраслей национального хозяйства; межотраслевые взаимодействия; состояние и проблемы социальной сферы. Критерии отнесения субъектов хозяйствования к категории малых предприятий достаточно прагматичны, в связи с тем, что на них распространяется целый набор государственных мер субсидирования и поддержки. Устанавливаемые критерии являются инструментами не только государственной политики формирования и поддержания оптимальной конкурентной среды, но защиты отечественного товаропроизводителя, а также решения сложных социальных проблем.

При этом не существует универсальных, единообразных для всех национальных хозяйств критериев официального количественного определения субъектов малого предпринимательства. В зависимости от национальных интересов в каждой стране или в группах стран обосновываются и законодательно устанавливаются собственные критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому бизнесу. Как показывает мировая практика, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, являются: численность персонала; размер уставного капитала; величина активов; объем оборота (прибыли, дохода).

Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как «крупные». Обычно некрупные субъекты хозяйствования в законодательствах большинства стран мира подразделяются на мельчайшие (1-3-9 занятых), малые (от 1-9 до 100 занятых), средние (от 10 до 200-500-1000 занятых). В официальных страновых критериях к количеству занятых часто добавляются параметры типа объемов выручки, прибыли и т.п. Обычно критерии подразделяются по отраслям и видам деятельности. Существуют также и внешние признаки принадлежности к сфере малого бизнеса. К ним относится обязательность в доминирующей степени самостоятельного, независимого от других предприятий, государственных или общественных органи-

148

Терентьев В.В.

заций владения собственником имуществом предприятия. Иногда устанавливается еще и конкретная привязка деятельности субъекта малого бизнеса к определенной территории.

В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого предпринимательства основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 20 млн евро. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности - 500 чел.

В Индии главным критерием при отнесении субъекта хозяйствования к малому бизнесу является размер основного капитала, который недолжен превышать 3,5 млн рупий (а для постоянных субподрядчиков крупных компаний - 4,5 млн рупий). Число занятых в Индии не служит ограничителем размера предприятия в связи с перенасыщенностью рынка труда. В Германии, в соответствии с классификацией Федерального министерства хозяйства, к малым относят фирмы с числом занятых до 49 человек и ежегодным оборотом менее 1 млн евро. В США федеральным законом о малом предпринимательстве установлено, что малая фирма - это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5 млн долл. и годовой прибылью не более 2 млн долл. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на: наименьшие - 1-24 занятых; малые - 25-99 занятых; промежуточные - 100-499 занятых; крупные - 500-999 занятых; крупнейшие - 1000 и более занятых.

В России, в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», установлены критерии отнесения всех участников рыночных отношений к субъектам малого и среднего предпринимательства, основные из которых - средняя численность работников и выручка от реализации товаров (работ, услуг) (таблица 2). При этом категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием: выручкой или численностью работников. Таким образом, субъектами малого предпринимательства в России признаются попадающие под вышеназванные параметры потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Таблица 2

Критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства

Показатель Микро- Малые Средние

Средняя численность работников за предшествующий календарный год, чел. до 15 до 100 от 101 до 250

Предельные показатели выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год, млн руб. 60 400 1000

Критерий независимости происхождения Доля участия в уставном (складочном) капитале не должна превышать 25% для хозяйствующих субъектов, не являющихся малыми и средними предприятиями, иностранных юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также общественных и религиозных организаций

Источник: Постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 года № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Следует отметить, что применительно к малым субъектам хозяйственной деятельности, осуществляющим сельскохозяйственное производство в сельской местности, используется определение «малые формы хозяйствования», к которым относятся: крестьянские (фермерские) хозяйства; индивиду-

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

149

альные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством; личные подсобные хозяйства граждан; сельскохозяйственные потребительские кооперативы. При этом необходимо отметить, что личные подсобные хозяйства (ЛПХ) - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, ведутся гражданином и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. Таким образом, можно говорить о том, что из всех субъектов малых форм хозяйствования качественные критерии и черты малого предпринимательства в сельской местности присущи в большей мере крестьянским (фермерским) хозяйствам.

Согласно имеющимся оценкам, по крайней мере, 90% всех фермерских хозяйств в мире являются семейными. Семейное фермерское хозяйство является доминирующей формой ведения сельского хозяйства в большинстве стран. В размерах они варьируются от крошечных натуральных хозяйств до крупномасштабных коммерческих предприятий и производят широкий ассортимент пищевых продуктов и товарных сельскохозяйственных культур в самых различных агроэкологических условиях. Продовольственной и сельскохозяйственной организацией объединенных наций дано следующее определение понятия семейного фермерства: «Семейное фермерское хозяйство включает в себя все виды семейной сельскохозяйственной деятельности, это способ организации сельскохозяйственного, лесного, рыбного, пастбищного и аквакультурного производства, осуществляемый и управляемый семьей и опирающийся преимущественно на труд членов семьи, как женщин, так и мужчин. Семья и ферма взаимосвязаны, совместно развиваются и объединяют экономические, экологические, социальные и культурные функции».

Для большинства мелких фермеров переход от мелкомасштабного натурального хозяйства к инновационному товарному производству сопряжен с определенными трудностями. Выходу малых семейных фермерских хозяйств на рынок могут воспрепятствовать два фактора, один из которых - отсутствие доступа к производственным активам, финансированию и технологиям, что не позволяет фермерам генерировать товарные излишки и повышать стоимость производимой продукции. Вторым фактором, порой непреодолимым, являются чрезмерно высокие расходы в связи с выходом на рынки, особенно в удаленных районах. Преодоление этих барьеров зависит в основном от государственных инвестиций в физическую и организационную рыночную инфраструктуру. Также важно и развитие эффективных организаций производителей и кооперативов - благодаря экономии за счёт масштаба они могут внести решающий вклад в сокращение операционных расходов, связанных с переходом к рынку.

Попытки повысить производительность малых сельскохозяйственных предпринимателей без одновременного укрепления их связей с рынком дадут ограниченные результаты. В связи с чем, основными путями интеграции мелких фермеров в рынок является поддержка инклюзивного развития рынков, предполагающая включение сельского населения в качестве потребителей, клиентов или покупателей со стороны спроса, и в качестве сотрудников, производителей и предпринимателей со стороны предложения на разных этапах цепочки создания стоимости. В сельском хозяйстве инклюзивный подход к бизнесу может способствовать включению мелких собственников в производственно-сбытовые цепи среднего и крупного бизнеса. В современной рыночной экономике малые формы хозяйствования в аграрной экономике занимают важное место, поставляя значительную часть продовольственной продукции, создают источники дохода и очень востребованные рабочие места в самом избыточном трудовыми ресурсами секторе экономики - агропромышленном комплексе. Практика показывает, что малые формы хозяйствования отличаются своей высокой способностью к адаптации в условиях динамично меняющейся среды быстро настраиваются под волатильную рыночную ситуацию, предоставляют возможности оперативно реализовать различные бизнес-планы, идеи, новации, привлекают к этому значительную часть населения сельской местности.

Проблемы развития и регулирования малых форм хозяйствования стали по особому актуальными в условиях постоянно осуществляемых экономических трансформаций, в связи со стремлением правительства повысить роль социальных ориентиров, на основе создания на селе благоприятного климата малому предпринимательству. Следует отметить, что законодательно установленный особый статус малого предпринимательства говорит о приоритетности развития именно этого сегмента экономики, в связи с чем возникает необходимость совершенствования системы государственного регулиро-

150

Терентьев В.В.

вания, при этом принадлежность к группе малого предпринимательства должна обеспечивать хозяйствующим субъектам преимущества в выборе режимов налогообложения, льготного доступа к кредитным ресурсам, получение преференций и финансовой поддержки со стороны государства для создания равных конкурентных условий.

В большинстве стран основной целью поддержки малого и среднего предпринимательства является не прямое субсидирование предприятий или обеспечение их финансовыми ресурсами, а создание благоприятных условий для комфортного функционирования, а также облегчение доступа к заемным ресурсам (прежде всего, посредством реализации гарантийных программ). В странах с наиболее развитым сегментом малого и среднего предпринимательства регулятивные практики сводятся к минимуму: упрощается система регулирования и пересматриваются нормы, предъявляемые к малому и среднему бизнесу, как в производственном секторе, так и в сфере торговли. При этом налоговая политика в отношении малых и средних предприятий отличается особой лояльностью. Ярким примером гибкой налоговой политики по отношению к малому и среднему бизнесу является практика налоговых льгот в области инновационной деятельности, принятая в Великобритании.

В качестве особых мер поддержки сектора малого предпринимательства используются целевые кредиты с льготными условиями. В ряде стран существуют государственные кредиты экспортно ориентированным предприятиям. К наиболее действенным мерам по поддержке малого и среднего предпринимательства, принятым в мировой практике, которые могут быть адаптированы в России можно отнести:

1. Налоговые льготы для приоритетных для экономики страны отраслей, а также предоставление налоговых льгот инвесторам, осуществляющим вложения в малые и средние предприятия. Повыше -ние налоговой самостоятельности муниципалитетов.

2. Упрощение системы регулирования и актуализация норм, предъявляемых к малому бизнесу.

3. Обеспечение малому и среднему бизнесу доступа к государственному заказу.

4. Проведение политики поощрения муниципалитетов к реализации собственных программ поддержки предпринимательства.

5. Увеличение объемов государственных гарантий (и размера гарантийного покрытия) по инвестиционным кредитам, в том числе привлечение пенсионных фондов для расширения системы гарантийной поддержки.

6. Предоставление целевых льготных кредитов (в том числе инновационным, экспортоориентированным и производственным предприятиям). А также проведение политики сглаживания сезонных циклов в отношении малого и среднего предпринимательства в сельскохозяйственной сфере.

7. Внедрение специальных программ, поощряющих уже добившихся успеха бизнесменов передавать свой опыт начинающим предпринимателям, в обмен на предоставление определенных льгот.

8. Создание гибкой системы государственной поддержки, предусматривающей предоставление денежных средств малым и средним предприятиям в условиях замедления экономики и развитие системы оздоровления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Малый и средний бизнес в 2012 году: Международный опыт регулирования и финансирования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mspbank.ru/userfiles/files/researches/MSB_int-new.pdf (дата обращения 11.08.2015 г.).

2. Национальная экономика / Под ред. П.В. Савченко. М.: Экономистъ, 2005. 495 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.