Научная статья на тему '97. 02. 008-023. Государственная поддержка малогобизнеса в промышленно развитых странах. (обзор)'

97. 02. 008-023. Государственная поддержка малогобизнеса в промышленно развитых странах. (обзор) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ -МЕЛКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА - ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ / МЕЛКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО -ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ02.053 -ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ -МЕЛКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 02. 008-023. Государственная поддержка малогобизнеса в промышленно развитых странах. (обзор)»

российская академия наук

институт наумвзюамммцшя по общественным наукам

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

реферативный журнал серия 2

ЭКОНОМИКА

2

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс рж 2 индекс серии 2.2 рефераты 97.02.001-97.02.095

москва 1997

Это тормозит приток иностранных инвестиций. Не вселяет оптимизма в отношении будущего и политическая обстановка, утрата населением веры в демократию, рост коррупции и т.п.

В. Г. Былое

РАЗВИТАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

97.02.008-023.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАНАХ. (Обзор)

В обзоре представлены материалы, посвященные основным направлениям государственной поддержки малого бизнеса в промышленно развитых странах (ПРС).

В экономике современных ПРС малый бизнес играет едва ли не решающую роль. Об этом свидетельствует следующие статистические данные. Так, к началу 90 годов, в США на долю фирм малого бизнеса с численностью занятых менее 500 чел. приходится 53,7% занятых в экономике, 64% объема производства (всех отраслей), 37% ВНП, 45% совокупных активов и 34,9% чистого дохода (9, с.20; 14, с. 12).

В Японии предприятия с числом занятых до 300 чел. составляли от 90 до 99,5% численности всех предприятий. На них приходилось от 71,7 до 80% общего числа занятых, 51,8-55% реализованной продукции промышленности, 60% всего объема промышленного производства, 78% годовой выручки в розничной и 62,1% в оптовой торговле.

В ФРГ из 2, 5 млн. предприятий западных земель малые и средние предприятия (МСП) составляли 99%. Их структура по численности занятых выглядит следующим образом: 23% - средние фирмы (10 - 300 чел.), 76% - мелкие предприятия (менее 10 работников). На долю МСП в этой стране приходится 2/3 всего занятого населения и почти половина ВНП.

В Великобритании в настоящее время из 2,7 млн. фирм 2,6 млн. имеют численность работающих менее 20 человек. Во Франции в группе предприятий с числом занятых от 20 до 500 доля МСП достигла в 1988г. 93,1% общего числа предприятий. На них работало 49,7% общего числа занятых. В Испании более 1млн. МСП, на которых занято менее 100 чел., в том числе 77% МСП менее 10 чел.

Более половины ВВП и численности активного населения приходится на сферу услуг (1, с.118; 9, с.20; 5, с.89; 8, с.36; 4, с.88; 11, с. 113).

Бурное развитие малого бизнеса в течение двух последних десятилетий было обусловлено рядом факторов. Во-первых, изменениями в деятельности крупных компаний, в том числе повышением самостоятельности региональных отделений, их роли в удовлетворении индивидуальных потребностей людей. Во-вторых, возрастанием роли предприятий как поставщиков продукции промежуточного назначения. В-третьих, структурной перестройкой экономики и вызванным ею увеличением доли сферы услуг. В-четвертых, высокой конкурентоспособностью, малых предприятий и способностью адаптироваться и колебаниями экономической конъюнктуры. В-пятых, активной государственной политикой в области поддержки малого бизнеса.

Государственная политика поддержки малого бизнеса в ПРС включает три направления - организационно-правовое, финансовое и социально-экономическое.

I. Организационно-правовое направление предполагает создание нормативно-правовой и законодательной базы, а также специальных административных органов, контролирующих исполнение соответствующих норм и законов. Так, в США, кроме принятого в 1953г. Закона о малом бизнесе, действует еще около десяти законов по вопросам малого бизнеса. Государственную поддержку малому бизнесу оказывают Администрация малого бизнеса, созданная в 1953г. (АМБ), комитеты Конгресса по делам малого бизнеса и специальные подразделения в министерствах и ведомствах. АМБ решает три задачи: обеспечение финансовой поддержки МСП; содействие в получении госзаказов; предоставление технических и консультационных услуг по вопросам управления в рамках программ развития малого бизнеса.

В Японии основным законом в области государственной поддержки малого бизнеса является Закон об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, принятый в 1963г. Система правовой защиты малых предприятий, базируется на антимонопольном законодательстве и коммерческом кодексе. Правовое положение (МСП) регулируется также системой специальных законов о статусе малого предприятия и льготах для 4*

него, положениями о льготах для малых фирм, содержащимися в налоговом, внешнеторговом и отраслевом законодательствах. В правительстве Японии делами малого бизнеса занимается Управление МСП, созданное в 1948 г. в составе министерства внешней торговли и промышленности. Другими органами, проводящими государственную политику в отношении малого бизнеса, являются 9 региональных служб министерства внешней торговли и промышленности, а также Финансовая корпорация малого бизнеса, основанная в 1953 г.

Ведущая организация, осуществляющая управленческую и техническую подготовку кадров для малых предприятий, а также подготовку специалистов - консультантов по управлению - Институт малого бизнеса при Корпорации малого бизнеса. В него входят Научно - исследовательский центр по малому и среднему бизнесу, отвечающий за разработку учебных материалов и программ, а также проведение исследований в области управления и организации производства на малых предприятия, и 7 отделений, занимающихся обучением в различных регионах Японии. Мероприятия по технической поддержке проводят научно - исследовательские организации и лаборатории, находящиеся в ведении местных органов власти.

В Великобритании правительство отказалось от специальных программ поддержки для отдельных секторов экономики и отдает приоритет выработке общих мер, способствующих решению проблем малого бизнеса. В то же время наметилась другая тенденция -перемещение "центра тяжести" политики развития МСП на местный уровень. Поддержкой малого бизнеса занимается Управление по делам малых предприятий, региональные агентства развития, местные предпринимательские агентства, Служба малых фирм, центры труда, помогающие безработным на бесплатной основе организовать собственное дело.

Служба малых фирм, основанная в 1979г., занимается организационно-методическими вопросами. Основная цель данной службы - защита МСП, помощь людям в организации собственного дела, предоставление юридических услуг, поиск субподрядов. Целью деятельности местных предпринимательских агентств является посредничество в оказании помощи малым фирмам со стороны крупных компаний и местных властей. Однако главную роль в

развитии малого бизнеса в Великобритании играют Министерства образования и занятости, а также торговли и промышленности. Они разрабатывают специальные программы развития малого бизнеса.

В Германии на получение государственной поддержки может претендовать только МСП, которые являются дочерней фирмой крупной компании. Доля участия крупной компании не должна превышать 25% (5, с.89). Государственный орган, занимающийся финансовой поддержкой - это кредитное учреждение для восстановления, которое через Банк развития предоставляет МСП кредиты под низкие проценты и на длительные сроки действия, а также финансирует проекты за рубежом. В Германии, так же как и во Франции, оказание информационных и консультативных услуг, а также подготовка кадров для МСП осуществляются через торгово-промышленные палаты.

Во Франции вопросами развития малого и среднего бизнеса занимаются: министерство экономики, Национальное агентство по внедрению результатов исследований (А^П/АЯ), Научно-технический фонд. В целом в политике содействия малому бизнесу упор делается на стимулировании деятельности МСП, действующих на внешних рынках и занятых новыми технологиями.

В Испании разработку политики в области государственной поддержки малого бизнеса осуществляет министерство промышленности и энергетики, а реализует ее Институт малых и средних промышленных предприятий - автономная организация в составе министерства. Поддержка малого бизнеса является элементом промышленной политики. Финансовая поддержка направлена на развитие финансовой инфраструктуры малого бизнеса и кооперации между МСП, примером которой являются общества взаимных гарантий. Поддержкой занимаются также Институт государственного кредитования, Центр развития промышленных технологий, Школа организации промышленности.

II. Финансовое направление в политике поддержки малого бизнеса предполагает прежде всего льготное кредитование, специальные программы поддержки, особые схемы амортизации, налоговые льготы, целевые фанты. Реализацией этих составляющих экономической политики занимаются, как правило, специализированные организации. Так, в Японии Финансовая корпорация малого бизнеса, основанная в 1953 г., предоставляет

долгосрочные кредиты на расширение основного и оборотного капитала МСП, а также на поддержку МСП, действующих в инновационных, рискованных сферах, приоритетных отраслях. Кроме того, в 1949 г. для помощи малым предприятиям и индивидуальным хозяйствам была создана Национальная финансовая корпорация. Она выдает ссуды под гарантию при создании новых предприятий и осуществляет кредитование мелких и мельчайших компаний через сеть 500 торгово-промышленных палат. При этом ежегодная сумма кредитов составляет 500 млрд. иен. Следует отметить и деятельность Центрального кооперативного банка для торговли и промышленности, созданного в 1936г. Он является государственным учреждением, хотя более 90% его ссудного фонда формируется за счет частных источников. Банк кредитует в основном кооперативные объединения малых предприятий и их членов (1, с.121).

В настоящее время наибольшее распространение получили гарантированные кредиты. В США на их долю приходилось почти 90% финансовой помощи АМБ, которая гарантирует банку до 90% суммы кредита, но не более 500 тыс. долл. В качестве платы за гарантию АМБ получает от банка 1% суммы кредита. Средний размер гарантированных кредитов составляет 175 тыс. долл., а срок -около 8 лет (при финансировании оборотного капитала - до 6-7 лет, капитального строительства - до 20 лет) (6, с. 18). Под руководством АМБ осуществляется программа привлечения частных инвестиционных компаний, которые создаются отдельными лицами или организациями и лицензируются АМБ. Эти компании могут приобретать пакеты акций МСП или предоставлять им средства в виде ссуд, гарантии АМБ по которым достигают 90%.

В Великобритании с 1981г. действует "Схема гарантирования ссуд для малых предприятий". В случае согласия коммерческого банка на предоставление кредита правительство гарантирует 85% его суммы для компаний, действующих в специально выделенных "внутренних районах больших городов" и для "зрелых " компаний (функционирующих два и более лет); 70% - для остальных. При этом фирма-заемщик выплачивает правительству премию в размере 0,5-1,5% от суммы кредита. Размер кредитов составляет от 5 тыс. до 100 тыс. ф.ст. (для "зрелых" фирм - до 250 тыс.); в "специальных" районах городов минимальный размер кредитов до 500 тыс. ф.ст.

Сумма кредита выдается в течение 2-7 лет. С января 1988г. для мелких кредитов (до 15 тыс. ф.ст.) введена упрощенная система их получения, что привело к росту спроса на них. С начала действия "Схемы" и до середины 1994г. было предоставлено 37 тыс. кредитов на сумму в 1200 млн. ф.ст. (8, с.36-37).

Частичное гарантирование кредитов с привлечением налоговых льгот осуществляется в Великобритании в рамках программы "Схема предпринимательских инвестиций", введенной в действие с января 1994г. Цель этой программы состоит в предоставлении капитала тем предприятиям, акции и другие ценные бумаги которых не котируются на бирже. Частных инвесторов привлекают предоставляемые государством налоговые льготы (скидка с подоходного налога до 20% вкладываемой суммы) и гарантии частичного возмещения потерь в случае банкротства фирмы. Сумма вложений одного человека не может превышать 100 тыс. ф.ст. за "налоговый год". Компания не может получить более 1млн.ф.ст. в течение финансового года (8, с.37).

В Испании после принятия в 1978 г. Королевского декрета, действует система обществ взаимных гарантий, своеобразных ассоциаций МСП, объединяющих их капиталы с целью предоставления гарантий банкам и другим финансовым институтам при получении кредитов. Для получения гарантии предприниматель должен приобрести акции общества на сумму, пропорциональную размеру кредита, либо внести в гарантийный фонд сумму, равную 5% кредита. После окончания срока гарантий малое предприятие может продать обществу приобретенных акции и возместить взнос в гарантийный фонд (за вычетом комиссионных). В настоящее время действуют 25 обществ взаимных гарантий, участниками которых являются около 40 тыс. МСП (11, с. 119-120).

В Японии действует "Система дополнительного общественного кредитования", реализуемая через Ассоциации гарантирования займов. Ассоциации предоставляют гарантии по кредитам, выдаваемыми частными финансовыми институтами на всю их сумму. Гарантии выдаются по кредитам, предназначенным для организации нового производства, внедрения "ноу-хау", новой технологии, а также для предприятий, оказавшихся в трудной ситуации вследствие объективных факторов (например, изменения

направления деятельности в связи с ухудшением положения в отрасли).

Значительную роль в финансовой поддержке МСП в странах Запада играют льготные кредиты, предоставляемые на осуществление программ технического обновления или создания новых видов продукции. Так, в Японии Корпорация малого бизнеса, полностью финансируемая правительством, и органы местного управления кредитуют объединения МСП и кооперативы для приобретения земли, помещений и оборудования.

В Испании Институт государственного кредитования (самостоятельное финансовое учреждение в составе министерства промышленности и энергетики) открыл в 1993-1994 гг. кредитную линию на 100 млрд. песет для малых предприятий, которые расширяют деятельность путем новых инвестиций или модернизации имеющихся мощностей. Интерес представляют условия кредитования: кредиты выдаются на 5 или 7 лет с отсрочкой возврата на один или два года и с переменной процентной ставкой; на 5 лет - с отсрочкой возврата на один год и фиксированной ставкой в 12,1%; на 7 лет - с отсрочкой возврата на 2 года и фиксированной ставкой в 11,95%. Кроме того, Институт государственного кредитования компенсирует коммерческим и сберегательным банкам часть процентов по кредитам, выдаваемым малым предприятиям с целью совершенствования технологии производства (12,с.119-120).

Важным инструментом финансовой поддержки малого бизнеса является создание специальных банков или фондов для льготных кредитов и займов, средства которых формируются целиком или частично государством. Например, в ФРГ с 1979г. проводится специальная программа по стимулированию сбережений для основания собственного дела, в соответствии с которой специальный банк предоставляет ссуды в размере до 100 тыс. марок сроком на 20 лет. В течение 10 лет они свободны от погашения, а в первые два года по ним не взимаются проценты. В течение этих двух лет федеральное правительство возмещает банку соответствующие суммы. В ФРГ также специальный федеральный фонд предоставляет кредиты на строительство, расширение и реконструкцию МСП торговли и гостиничного хозяйства, мелких кустарных предприятий и т. д. Размер ставок по кредитам не превышает 6%, максимальный

срок кредитования строительства - 15 лет, приобретения оборудования - 10 лет (6, с. 19). Во Франции для долгосрочного и среднесрочного кредитования закупок оборудования МСП в 1989 г. создан специальный банк - "Креди де л' экипман".

Большое место в финансировании МСП в США занимают специальные программы. Одной их таких программ федерального правительства является программа стимулирования создания в городах корпораций местного развития, первоначальный капитал которых формируется путем размещения акций среди местных жителей. Корпорации имеют возможность получить до 1млн. долл. в год в виде кредитов коммерческих банков под гарантии АМБ, с тем чтобы направить эти средства на финансирование вложений в основной капитал местных МСП. При этом корпорации требует от мелких предпринимателей финансирования 10% затрат со сроком погашения кредитов 20-25 лет (6, с. 18).

Другое федеральное ведомство - Администрация по экономическому развитию, входящее в министерство торговли США, реализует программу по оказанию помощи экономически депрессивным районам через стимулирование развития малого бизнеса. Гарантии выдаются в размере до 85% суммы кредита при условии, что предприятие-заемщик обеспечивает не менее 14% финансирования основного и 15% оборотного капитала (10, с. 13).

В Великобритании с 1983г. осуществляется программа "Молодые предприниматели", в рамках которой оказывают различные виды помощи молодежным кооперативам и молодым людям, решившим заняться собственным бизнесом. В частности, они получают на льготных условиях ссуды, освобождаются от подоходного налога, налога на капитал, недвижимость, деловые операции. В 1988г. в рамках программы "Действия для городов" правительством Великобритании был создан фонд для субсидирования малого бизнеса. За первые месяцы его существования 19 тыс. малых фирм получили льготные кредиты на сумму 650 млн. ф.ст. (3, с. 106).

Важным инструментом финансовой поддержки малого бизнеса является система налоговых льгот и ускоренной амортизации. Так, в США после принятия в 1986г. закона о налоговой реформе для малых предприятий действует 50%-процентная скидка с налога на прибыль. Для фирм с годовым 5-1810

доходом до 100 тыс. долл. существуют льготные ставки налога на доходы: 15-процентный налог на первые 50 тыс. долл. и 25-процентный на следующие 25 тыс. долл. Сверх этой суммы действует максимальная ставка - 34%, а с доходов выше 100 тыс. - 39%. (1, с.117-118).

В Великобритании по действующему налоговому законодательству ставка корпорационного налога для фирм, имеющих годовую прибыль менее 300 тыс. ф.ст., составляет 25% при основной ставке налога в 33% от прибыли. Компании с прибылью в размере от 0,3 млн. до 1,5 млн. ф.ст. платят налог по ставке меньше основной, но выше указанной льготной. МСП, имеющие правовую форму партнерств или "самонанятых", поддерживаются посредством снижения личного подоходного налога (8, с.36).

В ФРГ в законе о налогах на корпорации указывается, что малые предприятия имеют право на необлагаемый минимум в размере 5 тыс. марок, который вычитается из подлежащего обложению дохода. С 1990г., согласно закону о налоге на добавленную стоимость, если оборот в предыдущем году не превышал 25 тыс. марок, а в текущем 100 тыс. марок, малое предприятие полностью освобождается от данного налога. Кроме того, ставка этого налога для малых предприятий, ежегодная прибыль которых не превышает 8 млн. марок, также на 50% меньше, чем для крупных фирм, а при величине прибыли от 2 млн. до 5 млн. марок ставка налога меньше на треть (10, с.49).

Во Франции налог на прибыль компаний сократился с 50% в 1985г. до 34% в настоящее время. Для вновь создаваемых МСП предусматривается двухгодичное освобождение от налога на прибыль и трехлетнее использование более низких налоговых ставок (7, с.62).

В Японии для индивидуальных производителей установлен минимум годового дохода в 100 тыс. иен, не облагаемый налогом. Для МСП с капиталом менее 100 млн. иен применяется снижение ставки налогообложения доходов: с годового дохода или его части до 8 млн. иен ставка налога составляет 28%, а с части дохода, превышающей эту сумму, - 37,5%. Кооперативные объединения малых предприятий облагаются налогом по ставке 27% (10, с.44).

В качестве своеобразной налоговой льготы, используемой в ПРС, могут рассматриваться меры ускоренной амортизации. В данном случае имеет место уменьшение объема налогового

обложения прибыли путем перевода ее части в необлагаемые налогом амортизационные издержки производства.

Пристальное внимание в развитых странах уделяется стимулированию НТП. Венчурные МСП в силу ограниченности финансовых средств более оперативно разрабатывают и доводят до стадии промышленного образца большую часть нововведений. При этом они затрачивают примерно в 4 раза меньше времени и внедряют на один доллар затрат в среднем в 17 раз больше нововведений, чем крупные предприятия. Поэтому в ПРС созданы механизмы государственной поддержки венчурного бизнеса за счет аккумулирования из различных источников финансовых средств под перспективные научно-технические проекты.

В США в 1982 г. был принят Закон о развитии малых инновационных фирм. Он обязывает все федеральные ведомства и 12 агентств по развитию малого бизнеса с бюджетом более 100 млн. долл. передавать 1,25% финансовых средств в Национальный научный фонд для обеспечения деятельности малых научно-исследовательских фирм. Из федеральных фондов финансируется 35% всех расходов малых фирм на НИОКР. Эти средства распределяются в конкурсном порядке в виде безвозмездных целевых субсидий - фантов по контрактам на федеральные исследовательские проекты и заказы на производство новой продукции.

В рамках введенной в 1982 г. профаммы помощи малому инновационному бизнесу (БВЖ) фанты предоставляются в три этапа: первоначально до 50 тыс. долл. сроком до 6 мес. для оценки проектных предложений; до 500 тыс. долл. сроком до 2 лет на разработку отобранных проектов; на третьем этапе освоение и коммерциализация финансируются частным сектором. Кроме того, федеральные ведомства создают благоприятные условия для деятельности венчурных фондов (их число составляет около 600), а объем операций в сфере малого бизнеса достигает 4-4,5 млрд. долл. в год (10, с.26; 1, с.117).

В ФРГ, по данным министерства научных исследований и технологий, в 1987 г. МСП с числом занятых до 100 чел. имели более высокую, по сравнению с другими предприятиями, долю расходов на НИОКР в обороте (сумме продаж) и в расчете на одного занятого. Она составила - 6,1% (13, с.90).

В Великобритании с 1991 г. действует введенная министерством торговли и промышленности программа поддержки "разрабатываемых продуктов". Согласно этой программе предприятия с числом работников до 250 чел. имеют право получить фанты для разработки новой продукции или прогрессивной технологии. В 1993-1994 гг. фанты составляли в среднем несколько менее 100 тыс. ф.ст. (8, с.37-38).

Во Франции с 1979 г. для стимулирования инноваций используются специальные премии за нововведения, составляющие 25% суммы затрат на НИОКР.

В Испании доля бюджетных ассигнований на научные исследования составляет 45%, из них на долю Центра развития промышленных технологий приходится 35%. В 1992 г. 67% исследовательских проектов реализовали предприятия с численностью работающих до 250 чел. и 32% - предприятия с численностью работающих до 50 чел. Особенностью финансирования научных исследований в Испании является предоставление поддержки малым предприятиям, которые выступают заказчиками НИОКР в научных организациях.

Центр развития промышленных технологий применяет несколько схем финансирования проектов: по проектам технологического развития (2/3 всех проектов) предоставляется льготный кредит; по координационным проектам, реализуемым МСП совместно с университетами или государственными исследовательскими центрами, применяются беспроцентные ссуды с фиксированным сроком погашения; метод венчурного финансирования строится на основе прямых инвестиций с возвратом средств в виде фиксированных платежей с объема продаж продукции. В целом с 1978 по 1992 г. Центр принял участие в финансировании 2,5 тыс. проектов на сумму более 120 млрд. песет (12,с.117-118).

Во многих ПРС для стимулирования научно - технической деятельности малого бизнеса используются налоговые льготы в двух формах. Первая форма - налоговый кредит в виде вычета из налога на прибыль определенной доли прироста расходов компаний на НИОКР по сравнению предшествующим или базисным периодом. В США такая доля составляет 20%, во Франции - 50%, Японии - 20%, в Канаде - до 100% и выше (7, с.62).

Вторая форма налоговых льгот - уменьшение налогооблагаемой суммы прибыли на величину расходов на НИОКР, частичная или полная, как, например, в США, Великобритании, Бельгии, Швеиии.

III. Социально-экономическое направление государственной поддержки малого бизнеса связано прежде всего с мерами по по стимулированию занятости. Среди ниих важную роль играет предоставление пособий безработным, желающим организовать собственный бизнес. Так, по данным за 1992г. соответствующими программами было охвачено во Франции более 49 тыс. чел, в Великобритании - 40,5 тыс., в Германии - 31,4 тыс. В США действовали две региональные программы (в штатах Вашингтон и Массачусетс), рассчитанные на охват 755 и 600 чел. (15, с. 11).

Участие в программах обусловлено выполнением ряда условий: во-первых, соответствие данного лица требованиям, соблюдение которых необходимо для получения страхового пособия или помощи по безработице (Германия, США); во-вторых, определенная продолжительность безработицы. В США участник программы должен быть безработным недавно, в Германии - 4 недели, Великобритании - 6 недель. (Причем наметилась тенденция к сокращению периода безработицы, например, в Германии в 1988г. он снижен на 6 недель , в Великобритании в 1991г. - на 2 недели). Дополнительными условиями могут выступать финансовые возможности претендента и занятость полное рабочее время на новом предприятии. Например, в Великобритании стартовый капитал должен составлять не менее 1 тыс. ф.ст. (15, с.13).

Предоставление пособий может принимать форму единовременных или периодических выплат. Самый короткий срок выплаты в Германии (13 недель), более продолжительный - в США (Массачусетский проект - 26 недель), Великобритании (от 26 до 60 недель), Дании до (3,5 лет). Размер пособий в разных странах варьирует: в США и Германии он равен величине пособий по безработице, в Нидерландах - минимальной заработной плате, во Франции, Великобритании и США (штат Вашингтон) участники программ получают единовременные выплаты. Кроме того, участники программ имеют право на ряд финансовых льгот. Во Франции они освобождаются от уплаты социальных налогов сроком до 6 месяцев, в Германии им предоставляется налоговая скидка в

размере 1/3 налога на социальное страхование в Нидерландах действуют льготные кредиты для предпринимателей.

Важность подобных программ подтверждается высокой долей самозанятых в структуре рабочей силы, особенно в США и Великобритании. По данным на начало 90-х годов 15,6 млн. американцев, или 13,5% рабочей силы, относились к категории самозанятых. В Великобритании их число выросло за 1979-1994 гг. с 1,9 млн. до 3,27 млн. чел., или с 7,5% до 13,2% всей занятой рабочей силы. В других ПРС соответствующий показатель значительно ниже (за исключением Греции, где самозанятость достигает 29% рабочей силы) (15, с. 16).

Вместе с тем доля безработных, охваченных программами, невелика: в США (штат Вашингтон) - 4,5%, Великобритании - 2,1, Франции - 1,9, Германии - от 0,7% в западных землях до 1,6% восточных землях.

Как показали обследования, выживаемость предприятий -участников программ и лиц, создающих бизнес без государственной поддержки зависит от многих факторов. Во-первых, от того, насколько "качественной" была процедура отбора участников. Во-вторых, от наличия у предпринимателя специальной подготовки. В-третьих, от возраста и предпринимательского опыта, участия и от специфики сектора экономики, в которой он действует.

Условия осуществления программ поддержки малого бизнеса в ПРС, юридическая сторона и практика регулирования существенно отличаются от того, что имеет место в России, но тем не менее накопленный в этих странах опыт может стать ориентиром при разработке политики в области малого бизнеса в нашей стране.

СПИСОК Л ИТЕРАТУРЫ

1. Блинов А. Государственная политика малого предпринимательства в странах с

развитой рыночной экономикой . (Ч. 1)// Маркетинг. - М., 1995. - № 2. - С.113-122.

2. Блинов А. Государственная политика малого предпринимательства в странах с

развитой рыночной экономикой . (Ч. 2)//Там же. - № 3.- С. 113-120.

3. Блинов А. Государственная политика малого предпринимательства в странах с

развитой рыночной экономикой . (Ч. 3)//Там же.- № 4. - С.97-109.

4. Государство и малый бизнес. - М.: ИНИОН, 1993. - 166с.

5. Государственная поддержка предпринимательства : концепция, формы и методы

(зарубежный опыт)// Общество и экономика. - М., 1995. - № 12. - С.87-97.

6. Ксенофонтова H.A., Устинов Г.А., Шуткин A.C. Эффективность использования

государственных средств в малом предпринимательстве// Финансы. - М., 1996.- № 6.-С.15-20.

7. Никитин С.М., Глазова Е.С., Степанова М.П. Налогообложение и экономическое

развитие//Деньги и кредит. - М., 1996. -№ 3,- С.55-65.

8. Песчанский В. Государственная помощь малому бизнесу в Великобритании//

Предпринимательство в России. - М., 1995. - № 34. - С.36-38.

9. Ровенский Ю. Этапы развития малого бизнеса// Бизнес. - М., 1996. - № 3. - С.20-21.

10. Система государственной поддержки предпринимательства. - М.: ИНИОН, 1993. -

61с.

11. Цыганов А. Государство и малый бизнес: опыт Испании . (Ч. 1)// Человек и труд. -

М., 1994. -№ 8,- С.113-122.

12. Цыганов А. Государство и малый бизнес: опыт Испании . (Ч. 2)// Там же. - № 9. -

С.116-122.

13. Шамхалов Ф. Государственная поддержка малого предпринимательства //

Экономист. - М.. 1995. - № 10. - С.88-91.

14. Шуровский М. Малый бизнес в экономике США// Бизнес и политика. - М., 1996. -

№4.-С.10-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Шестаков E.F. Программы поддержки самостоятельной занятости в развитых

государствах с рыночной экономикой и ряде стран Восточной Европы // Труд за рубежом. - М., 1995. - № 2. - С. 10-25.

Г.Г.Длсагарян

97.02.024. ЗАХАРИАДИС Н. ДВЕ ВОЛНЫ ФРАНЦУЗСКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ

ZAHARIADIS N. The two waves of french privatization 11 ZAHARIADIS N. Markets, states and public policy : Privatization in Britain and France. -Ann Arbor, 1995. - Chap. 5. - P. 117-137.

Английский экономист анализирует предпосылки осуществления приватизации в отдельных отраслях французской экономики на примере нефтяной промышленности, сектора телесвязи и железнодорожного транспорта.

Развитие нефтяной промышленности во Франции начиналось с создания многочисленных государственных предприятий, которые затем были объединены в две крупные компании. Их задачей было обеспечение поставок нефти по "разумным" ценам и минимизация отрицательного влияния импорта нефти на платежный баланс. В 1939 г. была создана государственная нефтяная компания "Режи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.