Проблемы экономики и менеджмента
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 334.021.
М.Ю. Тихонова
магистрант, кафедра мировой экономики и менеджмента, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»
О.В. Богатикова
студент, бакалавриат по направлению «Инноватика», ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»
СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЕВРОСОЮЗЕ И США
Аннотация. В статье проведено исследование международных аспектов формирования эффективной государственной политики, направленной на стимулирование малого инновационного бизнеса. Рассматриваются современные методы и инструментарий государственной поддержки малого инновационного предпринимательства в США и странах Европейского Союза.
Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационное развитие, малое инновационное предпринимательство, государственная поддержка, государственные программы, США, Евросоюз.
M.Y. Tikhonova, Kuban State University
O.V. Bogatikova, Kuban State University
MODERN TOOL OF STATE INCENTIVES FOR SMALL BUSINESS INNOVATION IN EU AND USA
Abstract. The Article investigated the international aspects of the formation of effective public policies to stimulate small business innovation. Examines the current methods and mechanisms of state support of small innovative businesses in the U.S. and the EU.
Keywords: innovation, innovation development, small innovative entrepreneurship, government support and state programs, USA, EU.
Развитие и совершенствование малого и среднего инновационного предпринимательства в настоящее время является одним из приоритетных направлений реформирования и модернизации экономики. Значимость малого инновационного предпринимательства обусловлена его специфическими свойствами, ключевыми из которых являются оперативность, мобильность и способность в краткие сроки обеспечить привлечение человеческих, финансовых и организационных ресурсов к подготовке и выпуску пробных образцов новой продукции.
О степени риска в инновационном предпринимательстве свидетельствует тот факт, что если уровень роста среди всех субъектов малого предпринимательства составляет в среднем 50%, то из каждых 10 инновационных малых предприятий успеха добиваются лишь 1-2. Полностью предотвратить риск в инновационном предпринимательстве не представляется возможным, потому что очень трудно предвидеть какое нововведение будет иметь успех на рынке, а какое - не будет востребовано. Однако есть возможность снизить риски, если тщательно анализировать
94
№ 11 (27) - 2013
Проблемы экономики и менеджмента
инновационные проекты, при помощи опытных специалистов и экспертов.
Для большинства экономически развитых стран архиважным элементом национальной экономики является малое предпринимательство. Для развития малого инновационного предпринимательства необходима государственная поддержка, основанная на эффективном стимулировании научно-технической и инновационной деятельности. По нашему мнению, уровень развития экономики любой страны определяет именно малое предпринимательство. Обращаясь к статистике, на каждую 1000 граждан, проживающих на территории России, предпринимателей приходится 6, когда в Европейских странах число людей, занятых в бизнесе, в 5 раз больше. Если в России доля малых предприятий составляет 30% , то в странах Евросоюза данный сегмент экономики является ключевым, составляя 90% от суммы всех предприятий [6].
В странах Запада малое предпринимательство развивается стремительными темпами. Это обусловлено тем, что власти оказывают колоссальную поддержку на федеральном уровне. Государство заинтересовано в создании благоприятного климата для развития малого и среднего предпринимательства (МСП), поскольку от темпов развития малого предпринимательства зависит и общее состояние экономики. По мнению экспертов, основными трудностями, которые встают на пути практически любого частного предпринимателя в странах ЕС являются недостаток финансирования на начальном этапе развития, отсутствие грамотно составленного бизнес-плана, плохо изученная законодательная база и рыночная конъюнктура.
Для решения обозначенных проблем, государство предоставляет начинающим предпринимателям помощь в финансировании, а так же в оказании информационной поддержки. Например, «Европейская сеть поддержки предпринимательства» (Enterprise Europe Network - EEN), созданная как интегрированная сеть услуг поддержки бизнеса, объединяет около 250 региональных консорциумов, оказывающих МСП услуги для поддержки развития бизнеса и инноваций. К таким услугам относятся информирование, поддержка бизнес-коопераций, интернационализация предприятий, передача знаний и технологий [10]. В Дании любой безработный, который желает открыть своё дело, сохраняет право на получение пособия по безработице на три года.
В Великобритании эффективным инструментом поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства является государственная Программа гарантированных кредитов. В соответствии с данной программой Правительство через уполномоченные гарантийные фонды гарантирует коммерческим банкам возврат до 85% от суммы выданных кредитов малым инновационным предприятиям.
Другими эффективными инструментами поддержки малого инновационного бизнеса в Великобритании, которые реализуются Службой малого бизнеса (The Small Business Service - SBS) являются:
- формирование сети региональных фондов венчурного капитала;
- содействие малым предприятиям в поиске инвесторов;
- государственные программы по финансированию инновационных проектов;
- программы по поддержке экспортно-ориентированных инновационных МСП [3].
С целью повышения квалификационной подготовки, а также переподготовки служащих и менеджеров МСП в Германии и Ирландии проводятся субсидированные тренинги. В Бельгии и Франции предоставляются льготы на обучение сотрудников. В
№ 11 (27) - 2013
95
Проблемы экономики и менеджмента
Дании и Великобритании для пожилых людей тренинги и обучающие программы проводятся на безвозмездной основе. Государство западных стран считает, что МСП формируя конкурентную среду и способствуя сокращению числа безработных, являются двигателем экономического прогресса [5].
В Бельгии, Нидерландах и Франции МСП предоставляется венчурный капитал, а правительства берёт на себя ответственность за возмещение убытков венчурным фондам.
В Германии малое предпринимательство активно развивается, поэтому финансовая и технологическая помощь оказывается на всех уровнях ветвей власти, к примеру, предоставляются долгосрочные кредиты до 20 лет на создание малого предприятия, а так же выделяются средства из правительственного бюджета. Программы по содействию развитию малого предпринимательства проводятся, в основном, в научно-технической сфере, с целью стимулирования наукоёмких отраслей производства. Льготное кредитование осуществляется по следующим направлениям:
- кредитование инновационно активных МСП;
- кредитование проектов, способствующих сохранению и улучшению состояния окружающей среды;
- кредитование малых фирм, функционирующих в депрессивных регионах Германии;
- кредитование предприятий, чья деятельность ориентирована на строительство и решение жилищных проблем
- проектное финансирование предприятий, занятых в отраслях, наиболее нуждающихся в коренной модернизации производства[5].
Ежегодно на территории ФРГ появляется до 500 новых венчурных фирм. 60-70% зарегистрированных патентов приходится как раз на долю малого инновационного предпринимательства. Государство оказывает финансовую поддержку коренным жителям страны, предоставляя на открытие бизнеса через ряд коммерческих банков кредит до 50.тыс. долл. сроком на 20 лет. На первые 2 года предприниматель освобождается от выплаты процентов по кредиту, а следующие 8 лет он выплачивает проценты за пользование кредитом по льготным ставкам (4-5%). Погашение кредита предусматривается только начиная с одиннадцатого года от даты кредитования.
Для стимулирования НИОКР в стратегически важных отраслях экономики Германии, правительство предоставляет малым предприятиям субсидии до 40 тыс. долл. Ещё одной специфической особенностью является тот факт, что 75-80% выпускников вузов начинают свою трудовую деятельность именно на малых предприятиях.
В США содействием развитию малого бизнеса занимается Администрация по делам малого бизнеса (АМБ), созданная Конгрессом США в 1953 г. В соответствии с федеральными программами поддержки малому бизнесу предоставляются прямые и гарантированные займы, налоговые и амортизационные льготы, а так же открытие доступа к информационной базе [7].Так, благодаря программе поддержки малого инновационного предпринимательства SBIR (Small Business Innovation Research Program) «Инновационные исследования в малом бизнесе» было профинансировано 15000 фирм, вложено в исследования 21 млрд долл., выдано 50 000 патентов, и удалось задействовать 400 000 ученых и инженеров [9].
96
№ 11 (27) - 2013
Проблемы экономики и менеджмента
В настоящее время в США зарегистрировано более 20 млн малых и средних компаний, а ежегодно открывается не менее 1 млн новых фирм. Сектор МСП обеспечивает рабочими местами более половины трудоспособного населения США. Согласно данным Администрации малого бизнеса США, более половины успешно и быстро развивающихся компаний создавались на базе офиса на дому, а их стартовый капитал не превышал 25 тыс. долл.
За всю историю существования Администрации малого бизнеса, государственную поддержку через данную структуру смогли получить 20 млн малых предприятий [8]. В настоящее время по программам АМБ предоставлено более 340 000 ссуд субъектам малого предпринимательства на сумму более 49 млрд долл. Основная форма финансовой поддержки субъектов МСП Администрацией малого бизнеса США - гарантия кредита малым предприятиям перед банком.
Эти гарантии предоставляются АМБ в следующих случаях:
- если малое предприятие берет кредит на начальном этапе своего развития;
- если малое предприятие не имеет кредитной истории;
- если малое предприятие-заемщик нуждается в долгосрочной ссуде, которая превышает срок кредитных требований банка;
- если ссуда выдается на инновационные проекты.
Кроме этого АМБ активно реализует три программы кредитования субъектов МСП:
- ссуды для пополнения оборотного капитала МСП;
- ссуды для покупки земельных участков, имущества и оборудования;
- программа микрокредитования.
В рамках двух первых программ малое предприятие получает ссуду в уполномоченном банке, где Администрация малого бизнеса выступает гарантом кредита. В программе микрокредитования ссуда в объеме не более 750 тыс. долл. федеральных средств предоставляется микрофинансовой организации-посреднику, распределяющему более мелкие суммы для кредитования малых предприятий [7].
При этом микрофинансовая организация должна соответствовать следующим критериям:
- это должна быть некоммерческая, профессиональная финансовая организация с опытом работы микрокредитования не менее 1 года;
- организация должна оказывать не только финансовую, но и консалтинговую помощь заемщикам-малым предприятиям.
Программы кредитования малого бизнеса, реализуемые через АМБ достаточно эффективны. Доля неплательщиков не превышает 6% от общего числа заемщиков, а по программе микрокредитования этот показатель еще ниже - 5%, только 2% микрофинансовых организаций не выполняют финансовых обязательств перед АМБ. Но главное - прозрачность работы Администрации малого бизнеса США, как при выборе микрофинансовой организации, так и при анализе причин неэффективной работы микрофинансовой организации.
Для этого в АМБ разработана система мероприятий, включающая регулярную финансовую отчетность и контроль над расходованием бюджетных средств, выделяемых на льготное кредитование малых предприятий.
Как показывает мировой опыт, формирование оптимальных институциональных основ стимулирования МСП невозможно без создания института оценки эффективности государственных программ поддержки малого бизнеса. В США эти
№ 11 (27) - 2013
97
Проблемы экономики и менеджмента
функции выполняет Генеральная инспекция (OIG), подотчетная только Президенту страны и Конгрессу, хотя формально она входит в структуру Администрации малого бизнеса США (SBA). На деятельность OIG ежегодно расходуется 16-17 млн долл. Кроме этого, для оценки эффективности государственной поддержки МСП привлекаются: Департамент управления и бюджета при Президенте США (Office of Management and Budget), Департамент Финансовой Инспекции Правительств США (US General Accountability Office). По результатам проведенных аудиторских проверок в открытой печати публикуется ежегодный отчет о деятельности Администрации малого бизнеса США, эффективности программ государственной поддержки МСП.
В России оценку эффективности программ государственной поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства осуществляют: на федеральном уровне - Минэкономразвития России, на региональном и муниципальном уровнях -администрации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. То есть качество своей работы оценивают сами разработчики (исполнители) программ, что снижает эффективность государственного стимулирования инновационных МСП [2].
По нашему мнению, комплекс мер для эффективного и динамичного развития малого и среднего инновационного бизнеса в России, должен включать следующие основные мероприятия:
- стимулирование развития инновационной деятельности посредством эффективной налоговой политики и снижения бюрократических барьеров;
- повышение профессиональной квалификации работников, их активного участия в производственном процессе;
- выделение направления поддержки и развития высокотехнологичного, инновационного предпринимательства как приоритетного.
Одним из направлений стимулирования малого инновационного предпринимательства в регионах является включение в показатели оценки эффективности работы региональных и муниципальных администраций следующих индикаторов:
- количество вновь созданных и действующих малых инновационных предприятий;
- доля малых инновационных предприятий в валовом региональном продукте;
- доля малых инновационных предприятий в региональной отраслевой структуре МСП;
- количество экспортно-ориентированных малых инновационных предприятий;
- количество зарегистрированных патентов и внедренных разработок малыми инновационными предприятиями;
- общая площадь региональной (муниципальной) инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки);
- количество малых инновационных предприятий, получивших финансовую поддержку через региональные гарантийные и венчурные фонды;
- объем финансовой поддержки малых инновационных предприятий за счет средств регионального и муниципального бюджетов;
- удельный вес количества и стоимости контрактов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, заключенных с субъектами малого инновационного предпринимательства [1].
В мировой практике разработаны и апробированы эффективные методы и инструменты государственной поддержки малого инновационного предпринимательства.
98
№ 11 (27) - 2013
Проблемы экономики и менеджмента
Для России проблема развития малого инновационного бизнеса крайне актуальна на фоне значительных деформаций отраслевой структуры МСП, в которой преобладают предприятия оптовой и розничной торговли. Создание эффективной системы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства будет способствовать не только увеличению доли высокотехнологичной продукции на внутреннем и внешнем рынках, но и повышению конкурентоспособности российской экономики, переходу на инновационную модель развития.
Список литературы:
1. Александрин Ю.Н. Государственная инновационная политика в сфере малого предпринимательства: критерии и показатели эффективности // Менеджмент и бизнесадминистрирование. 2011. № 4. С. 16-27.
2. Александрин Ю.Н. Новые институты развития малого предпринимательства в инновационно-ориентированной экономике // Экономические и гуманитарные науки. 2011. № 3. С. 14-21.
3. Александрин Ю.Н. Опыт Великобритании в модернизации системы государственной поддержки малого бизнеса // Экономика: теория и практика. 2011. № 4 (24). С. 29-35.
4. Васильев Ю.П. Стратегия повышения эффективности производства в США, или как прорваться в будущее. М.: Экономика, 2012. 456 с.
5. Гринберг Р.С. Государственная поддержка малого предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы. М.: Наука, 2011. 258 с.
6. Дьячкина Л. Малый и средний бизнес Великобритании // Проблемы теории и практики управления. М., 2012. № 3.
7. Зайцев О. Программы микрокредитования в США // Банковская практика за рубежом. Киев, 2012. № 2.
8. Малый бизнес: зарубежный опыт [Электронный ресурс] // ТПП-Информ. URL: http://www.nisse.ru/business/artide/artide_1141.html.
9. Программа SBIR [Электронный ресурс] / Правительства США. URL: http://www.sbir.gov/about/about-sbir
10. Российская бизнес-инновационная сеть [Электронный ресурс]: официальный сайт. URL: http://www.gate2rubin.ru/een
List of references:
1. Aleksandrin Y.N. State Innovation Policy in the small business sector: the criteria and performance indicators // Management and Business Administration. 2011. № 4. P. 16-27.
2. Aleksandrin Y.N. New institutions of small business development in an innovation-oriented economy // Economic Sciences and Humanities. 2011. № 3. P. 14-21.
3. Aleksandrin Y.N. British experience in the modernization of the system of state support of small business // Economics: Theory and Practice. 2011. № 4 (24). P. 29-35.
4. Vasilyev Y.P. Strategy for improving the efficiency of production in the United States, or as a break in the future. M.: Economy, 2012. 456 p.
5. Greenberg R.S. State Support of Small Business in Central and Eastern Europe. Science. M., 2011. 258 p.
6. Dyachkina L. Small and Medium Business UK // Problems of the theory and practice of management. M., 2012. № 3.
7. Zaitsev O. Microcredit programs in the United States // Banking practice abroad. Kiev, 2012. № 2.
8. Small business: international experience [Electronic resource] // CCI-Inform. URL:
http://www.nisse.ru/business/article/article_1141.html.
9. SBIR program [Electronic resource] / The official U.S.A. government. URL: http://www.sbir.gov/about/about-sbir
10. The official site of the Russian business innovation [Electronic resource]. URL: http://www.gate2rubin.ru/een
№ 11 (27) - 2013
99