УДК 334.021
Александрин Юрий Николаевич
кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента
Кубанского государственного университета [email protected]
ИНСТИТУТЫ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА: ОПЫТ США
Aleksandrin Yuriy Nikolaevich
PhD in Economics, Assistant Professor of the World Economic and Management Department, Kuban State University [email protected]
INSTITUTIONS AND TOOLKIT OF FORMING THE EFFECTIVE SYSTEM OF STATE STIMULATION OF SMALL BUSINESS: THE USA EXPERIENCE
Аннотация:
В статье исследуются специфика системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса США, современные институты и инструменты эффективной реализации государственной политики стимулирования МСП. Особое внимание уделяется анализу деятель-ности Администрации малого бизнеса США, роли и стратегическим целям Генеральной инспекции и Адвокатуры малого бизнеса. Рассматривается комплекс мер по стимулированию малых экспортно-ориентированных предприятий.
Ключевые слова:
малое предпринимательство, институты развития, Администрация малого бизнеса США, Генеральная инспекция, Адвокатура малого бизнеса, экспортно-ориентированные предприятия, государственная поддержка.
The summary:
The article studies the specifics of the system of state support for small and medium U.S. businesses, modern institutions and instruments of effective realization of state policies to support SMEs. Particular attention is paid to the analysis of the U.S. Small Business Administration, roles and strategic goals of the General Inspectorate and the Small Business Advocacy. The author considers a range of measures to encourage small and medium-sized export-oriented enterprises.
Keywords:
small business, development institutions, the U.S. Small Business Administration, General Inspection, Small Business Advocacy, export-oriented enterprises, governmental support.
Стратегия модернизации российской экономики невозможна без усиления роли и активизации малого предпринимательства, особенно производственного, инновационного и экспортно-ориентированного. Именно малые и средние предприятия, как наиболее адаптивный к изменениям внутренней и внешней среды сегмент предпринимательства, создают основу для устойчивого развития национальных экономик. Однако показатели уровня развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в России в настоящее время значительно уступают странам-лидерам: доля в ВВП - 21 %, в общей численности занятых - 23,4 %, в общем количестве предприятий - примерно 40 %. При этом доминируют малые предприятия, занятые в оптовой и розничной торговле - 45,8 % и сфере операций с недвижимостью (риэлтерские услуги и арендный бизнес) - 18,6 %. Лишь 0,8 % малых предприятий в России являются инновационными [1].
Признанным лидером в мировой экономике по развитию малого предпринимательства являются США. Об эффективности сектора МСП в американской экономике говорят следующие цифры: доля малых предприятий в ВВП составляет 52 % (5,6 трлн долл.), в общем количестве действующих предприятий - 97,6 %, в общей численности экономически активного населения - 50,6 %, экспортно-ориентированных - более 30 %, инновационно-активных 55-60 % [2]. В данной статье исследуются специфика системы государственной системы поддержки малого и среднего бизнеса США, институты и инструменты, позволившие добиться столь впечатляющих результатов.
Системе государственной поддержки малого предпринимательства в США более 80 лет. Ее формирование началось в 1920-х годах с принятием закона по защите малых торговых предприятий от экспансии крупных торговых сетей. С 1942 по 1952 гг. действовали программы поддержки интересов малого бизнеса в ВПК, координатором которых являлось Управление малого бизнеса в министерстве коммерции США.
Переломным моментом в развитии системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства стало создание в 1953 г. Администрации малого бизнеса США (SBA), подотчетной только президенту и конгрессу. Начиная с 1954 г. SBA стала кредитовать малые предприятия за счет собственного бюджета и предоставлять государственные гарантии для субъектов малого предпринимательства при кредитовании в коммерческих банках. К концу 1950-х гг. численность сотрудников SBA увеличилась с 550 до более чем 2000 человек, была сформирована разветвленная сеть региональных отделений, охватывающая практически всю страну, многократно увеличился бюджет [3].
В 1976 г. для повышения эффективности SBA создается независимая организация в структуре Администрации малого бизнеса - Адвокатура малого бизнеса - подотчетная непосредственно президенту США. Еще через два года в структуре SBA учреждается другой независимый орган контроля эффективности деятельности Администрации малого бизнеса США - Генеральная инспекция (Office of Inspector General -OIG). Кандидатура генерального инспектора, как и генерального советника Адвокатуры малого бизнеса, назначается президентом США после утверждения конгрессом.
В 1980-е гг. в развитии системы государственной поддержки малого бизнеса США происходят два ключевых события. В 1980 г. начинается создание национальной сети Центров развития малого бизнеса (SBDC) для предоставления оперативной консультационной, информационной и организационной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства. Кроме этого, стагфляция американской экономики в результате мирового энергетического кризиса стала катализатором изменения государственной политики и стратегии развития в сфере МСП. Приоритетными направлениями становятся развитие инновационного потенциала малого предпринимательства. Законодательно эти изменения в государственной стратегии стимулирования МСП были закреплены в Законе «О развитии малого инновационного предпринимательства» (1982). На основании данного закона разрабатываются программы государственной поддержки малых инновационных предприятий SBIR, STTR, FAST.
Новый этап эволюции системы господдержки МСП наступил в 1996 г., после принятия SBA новой стратегии развития малого бизнеса, ориентированной на дерегулирование этого сегмента предпринимательства, минимизацию административных барьеров. Теперь все федеральные и региональные органы власти должны предварительно оценивать влияние разрабатываемых ими нормативных документов на бизнес-среду малого предпринимательства.
С 1996 г. меры поддержки малого бизнеса становятся все более косвенными: наблюдается переход от безвозмездного предоставления финансовых ресурсов к возвратным формам, все больше средств бюджета SBA направляется на развитие инновационного и экспортного потенциалов малых предприятий. В этом же году принимается закон о справедливом регулировании малого бизнеса и создается Служба национального омбудсмена SBА (Office of National Ombudsman).
В 2004 г. в рамках электронного правительства был открыт специальный портал в Интернете, через который малый бизнес получил возможность оперативно взаимодействовать с государственными органами и властными структурами в режиме on-line.
SBA-Net обеспечивает бесплатное информационное обслуживание субъектов малого и среднего предпринимательства по следующим направлениям:
- ACE-Net (Angel Capital Electronc Network) - поиск инвесторов для МСП;
- Business LINC - информация о возможностях взаимодействия малых, средних и крупных предприятий;
- PRO-Net - проведение маркетинговых исследований для поиска и размещения государственных, региональных и частных заказов на поставки и закупки продукции (услуг) МСП;
- TECH-Net - информационная система о высоких технологиях и предприятиях, реализующих НИОКР в сфере высоких технологий;
- Trade-Net - система для развития экспортных возможностей МСП, поиска партнеров в международной торговле, предоставления консультаций и информации о финансовых, правовых, таможенных и других особенностях осуществления экспортных операций;
- SUB-Net - система для размещения информации о генеральных подрядчиках (федеральных, региональных и местных органах власти, крупных предприятиях, международных компаниях и др.), о субконтрактных возможностях для МСП.
Как уже отмечалось, базовым институтом системы государственного стимулирования МСП в США является Администрация малого бизнеса (Small Business Administration -SBA). Деятельность SBA направлена на реализацию стратегических целей развития малого и среднего предпринимательства в США:
- улучшение бизнес-среды;
- минимизацию административных барьеров;
- упрощение взаимодействия предпринимателей и органов власти с использованием Интернета;
- координацию деятельности федеральных агентств по развитию МСП;
- повышение конкурентоспособности МСП на внутреннем и внешнем рынках через ресурсную поддержку;
- поддержку создания и роста новых фирм;
- поддержку развития малого предпринимательства в депрессивных регионах, наименее защищенными социальными группами;
- восстановление малых предприятий после стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;
- постоянный мониторинг, контроль и повышение эффективности программ SBA [4].
В структуру SBA входят два независимых управления (Адвокатура малого бизнеса
и Генеральная инспекция), 20 департаментов и отделов, 115 представительств, расположенных в каждом штате и крупных городах. Развитая финансовая, имущественная и информационная инфраструктура позволяет эффективно реализовывать программы поддержки МСП на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Персонал SBA -это более 3200 штатных сотрудников, занятых в территориальных, функциональных и сервисных структурах агентства.
Особую роль в деятельности Администрации малого бизнеса США играют управления Адвокатуры МБ и Генеральной инспекции. Важнейшими стратегическими функциями Адвокатуры малого бизнеса США являются:
- оценка регулирующего и административного влияния федеральных ведомств на деятельность МСП и представление проектов альтернативных предложений;
- информирование Конгресса о ежегодных результатах деятельности SBA, о спорных правовых вопросах и влиянии государственной политики на развитие МСП;
- контроль соответствия регулирующих актов SBA нормам федерального законодательства по упрощению процедур и дерегулированию предпринимательской деятельности;
- разработка стратегических направлений государственной политики в сфере МСП, обеспечивающих улучшение предпринимательской среды и создающих условия для справедливой конкуренции, расширения доступа к финансовым ресурсам, сокращению административных барьеров и способствующих развитию приоритетных для национальной экономики видов деятельности;
- проведение экономико-статистических исследований и анализ состояния МСП, а также оценка его роли в экономике страны. Изучение возможностей финансовых рынков и институтов в удовлетворении кредитных потребностей МСП, а также разработка рекомендаций по совершенствованию финансовой поддержки МСП;
- тесное взаимодействие с Белым домом, конгрессом, федеральными агентствами, администрациями штатов, а также сотрудничество с различными институтами, исследовательским центрами и общественными организациями МСП;
- оказание правовой помощи, юридической защиты и консультирование предпринимателей на местах (в регионах, городах в сельской местности), а также выявление проблем, препятствующих развитию МСП;
- публикация официальных документов по регулированию деятельности МСП, статистических данных, периодических отчетов о деятельности SBA и т. д. Кроме того, Адвокатура МБ поддерживает собственный информационный сайт с множеством тематических страниц.
Другим независимым органом контроля и совершенствования деятельности SBA является Генеральная инспекция. Стратегическими функциями Генеральной инспекции SBA являются:
- обеспечение экономного расходования бюджетных средств и содействие эффективному управлению функциями и программами SBA;
- проведение аудиторских проверок, а также специальных расследований по реализации программ SBA;
- обнаружение и предупреждение случаев мошенничества и злоупотреблений в SBA;
- экспертиза существующего законодательства по МСП и регулирующих актов, а также новых законопроектов с целью выработки рекомендаций по их улучшению;
- сотрудничество с федеральными, региональными и местными органами управления, с различными неправительственными организациями в рамках функций OIG;
- информирование Управляющего SBA и конгресса США о проблемах в секторе МСП и деятельности SBA, рекомендации по преодолению выявленных проблем, о принимаемых мерах по их устранению, а также оценка улучшения работы SBA в результате принятых мер;
- обеспечение соблюдения норм аудиторских проверок Главного контрольнофинансового управления США (the Comptroller General);
- информирование обо всех нарушениях законодательства в сфере МСП генерального прокурора США.
В соответствии с Законом «О свободе информации» (Freedom of Information Act), OIG ежемесячно, ежеквартально и ежегодно публикует доклады о результатах своей деятельности (количество и результаты финансовых и аудиторских проверок, результаты инспекторских проверок, материалы расследований, количество возбужденных судебных дел, принятые судебные и административные решения). На осуществление деятельности Генеральной инспекции Администрация малого бизнеса США ежегодно расходует около 16-17 млн долл., в штате данной организационной структуры SBA около 100 сотрудников [5].
Нельзя не отметить значительную роль частных и общественных организаций, координируемых SBA, в развитии малого предпринимательства. К таким организациям в первую очередь необходимо отнести Ассоциацию добровольных консультантов - бывших директоров предприятий. «Консультационные бюро директоров в отставке» (Service Corps of Retired Executives - SCORE) оказывают консультации и техническую помощь МСП, опираясь на опыт высококвалифицированных специалистов, вышедших на пенсию. В 2009 г. более 11 тыс. специалистов SCORE оказали консультационную поддержку 380,35 тыс. малых предприятий, при этом общее количество консультаций превысило 1,1 млн часов. Активно развивается online-консультирование: в 2009 г. более 1200 online-консультантов SCORE предоставляли консалтинговые услуги по 600 направлениям современного бизнеса. При этом особое внимание уделяется консультационной поддержке таких субъектов малого предпринимательства, как предприятия национальных меньшинств, женщин и ветеранов-предпринимателей, вновь созданные предприятия [5].
Главной статьей расходов по стимулированию МСБ на протяжении многих лет остается ресурсная поддержка развития человеческого капитала через систему Центров развития малого бизнеса (SBDC). В каждом штате есть, по крайней мере, один Центр (всего их 63); филиалов - более 950. В 2010 г. через эту систему получили консультации по развитию бизнеса около 600 тыс. предпринимателей [5]. Динамика расходов бюджета Администрации малого бизнеса за 2006-2010 гг. представлена в таблице 1.
Таблица 1
Бюджет SBA в 2006-2010 гг. по стратегическим направлениям, млн долл. [5]
Статьи расходов 2006 2007 2008 2009 2010
Программы кредитования МБ (7 (а) и 504 (а)) 100,203 102,958 73,144 74,903 74,903
Помощь МСП, пострадавшим от стихийных бедствий 1795,488 613,825 260,496 345,039 242,071
Центры развития МБ (SBDC) 103,007 101,241 111,451 124,655 114,775
Консультационные бюро директоров в отставке (SCORE) 16,932 9,799 10,586 10,507 11,496
Центры развития женского бизнеса (WBC) 22,033 20,432 22,744 23,853 24,505
Адвокатура МБ 9,364 9,858 9,133 10,123 11,165
Программы поддержки экспорта МБ 4,304 5,258 4,154 4,679 5,416
Программы развития субконтрактации 18,853 19,842 24,164 25,843 31,876
Кроме SBA, в США есть еще несколько организаций федерального уровня, занятых поддержкой малого предпринимательства. Например, помощь через механизм государственных закупок обеспечивается специальными бюро (OSDBU), которые организованы во всех министерствах. Бюро заняты привлечением малого бизнеса к реализации федеральных контрактов совместно с крупными предприятиями.
Следует отметить и специальные программы, которые разработаны отраслевыми министерствами для поддержки малых предприятий. Так, Департамент сельского хозяйства США реализует Программу грантов для бизнеса, ориентированную на софинансиро-вание проектов частных некоммерческих организаций и местных органов власти по развитию малого бизнеса в небольших городах (менее 50 тыс. чел. населения) и в сельской местности. Служба программ малого бизнеса в составе Департамента труда помимо осуществления государственных заказов малыми фирмами обеспечивает информационную поддержку предпринимателей в области трудового законодательства [6].
Об уровне развития системы стимулирования малого и среднего предпринимательства США можно судить по данным таблицы 2.
Таблица 2
Основные индикаторы развития системы государственной поддержки МСП США [7]
Индикатор Колич. оценка Характеристика
Бюджет SBA, млн долл. 703,2 финансирование деятельности инфраструктуры поддержки МСП
Государственные программы поддержки 36 техническая поддержка (8), финансовая поддержка (7), помощь в субконтрактации (5), инновационные программы (7), др. направления (9)
Кредитный портфель SBA, млрд долл 88,0 предоставление льготных кредитов субъектам МСП через уполномоченные банки
Гарантийные фонды, млрд долл. 62,2 государственная гарантия на 90% от суммы кредитов для субъектов МСП
Региональные отделения SBA 115 во всех штатах и крупных городах
Уполномоченные кредитнофинансовые организации 7380 кредитование субъектов МСП на льготных условиях
Уровень субконтрактации, % 23 размещение федеральных заказов на малых предприятиях
Центры развития предпринимательства 1100 оказание услуг по принципу «одного окна»; обучение и консультирование; техническая помощь и информация
Консультационные центры 389 консалтинговые услуги для МСП
Кластеры, бизнес-инкубаторы и технопарки 152 330 расположены во всех регионах, крупных городах, промышленных и научных центрах
Социально ориентированные центры предпринимательства 118 97 центров женского бизнеса, 21 центр для инвалидов, ветеранов, этнических групп
Информационные сети 8 информационная поддержка on-line по технологиям, финансам, инновациям, экспорту, контрактам
Центры поддержки экспорта 20 взаимодействуют со 115 региональными отделениями SBA
Как показывает опыт Администрации малого бизнеса США, эффективным инструментом финансовой поддержки МСП является предоставление государственных гарантий по обеспечению кредитов, выдаваемых в рамках государственных или региональных программ. Наиболее востребованной среди субъектов малого бизнеса является программа 7а «Гарантийные кредиты» (Loan Guaranty). В рамках этой программы SBA осуществляет финансовую поддержку МСП, предоставляя гарантии через свои партнерские кредитные институты.
Кредиты предоставляются для самых распространенных потребностей малых и средних предприятий: покупка офисной и производственной недвижимости, оборудования, инвентаря, пополнения оборотных средств. Одно из основных условий - кредиты не могут быть использованы для проведения спекулятивных операций на фондовом рынке. По этой программе SBA в основном предоставляет гарантии на суммы до 750 тыс. долл.
Уровень госгарантий дифференцируется в зависимости от объема предоставляемого кредита и составляет 80 % при кредите до 100 тыс. долл. или 75 % - для кредитов свыше 100 тыс. долл. Кроме того, уровень гарантирования может достигать 90 % для кредитов до 100 тыс. долл. по «Программе экспортного оборотного капитала» (EWCP). Для кредитов менее 50 тыс. долл. норма ссудного процента может быть несколько выше.
Кредиты предоставляются для увеличения оборотных средств на срок до 10 лет, а для приобретения основных средств - на срок до 25 лет.
Для стимулирования кредитных учреждений к предоставлению большого количества небольших кредитов до 150 тыс. долл. малым предприятиям разработана программа «Экспресс-кредиты SBA» (SBA-express). Банки-партнеры SBA в рамках данной программы кредитуют МСП, используя свои методы, процедуры и документы. Эти банки обеспечивают быстрое предоставление кредитов и осуществляют всю операционную деятельность по кредитам вплоть до их погашения. В свою очередь SBA по таким кредитам предоставляет гарантии до 50 %.
Особое внимание в системе государственной поддержки МСП в США уделяется экспортно-ориентированным предприятиям. Количество малых предприятий, реализующих продукцию и услуги на внешних рынках, около 231 тыс. Доля экспорта МСП составляет более 30 % и превышает 343 млрд долл. Государственная стратегия расширения экспорта разрабатывается Координационным комитетом развития торговли США и нацелена на развитие производства высокотехнологичных и наукоемких продуктов и услуг [8].
К 2035 г. ставится задача увеличить долю экспорта услуг с нынешних 30 до 50 %. Особое место в государственной политике уделяется развитию экспортных возможностей сектора МСП. Для этого был разработан ряд программ финансовой и технической поддержки экспортно-ориентированных малых предприятий. Вопросами развития экспортных возможностей МСП занимаются 16 федеральных министерств и ведомств, в их числе: Комитет малого бизнеса в конгрессе США, Комитет малого бизнеса в сенате США, Администрация малого бизнеса США, министерство торговли США.
Наиболее широкими возможностями в поддержке и развитии экспортноориентированных малых предприятий обладает Администрация малого бизнеса, в которой создан Департамент международной торговли, координирующий деятельность всей инфраструктуры развития экспортных возможностей малых предприятий в вопросах методической, технической, финансовой и организационной помощи.
Особенно популярна среди предпринимателей программа «Кредиты для международной торговли» (International Trade Loan - ITL), направленная на долгосрочное финансирование экспортно-ориентированных малых предприятий. Для таких предприятий SBA может гарантировать кредиты на сумму до 1,25 млн долл., используемые для приобретения основных средств или привлекаемые в качестве оборотного капитала. Однако сумма кредита для пополнения оборотного капитала не должна превышать 750 тыс. долл.
Для экспортно-ориентированных предприятий SBA также предлагает программу «Экспортный оборотный капитал» (Export Working Capital - EWCP). Эта программа дает возможность на получение гарантий SBA до 90 % под обеспеченный залогом кредит или на любой кредит менее 750 тыс. долл. Срок предоставления кредита может достигать 3 лет. Финансовые возможности АМБ по развитию экспорта значительно расширяются благодаря тесному взаимодействию с «Экспортно-импортным банком США (Эксимбанк)» и другими коммерческими банками. Ежегодно около 20 % от общей суммы экспортных кредитов Эксимбанк США предоставляет сектору МСП.
Создание новых производств за рубежом требует крупных инвестиций и для этого Правительство США создало в 1971 г. «Корпорацию частных зарубежных инвестиций» (Overseas Private Investment Corporation - OPIC). OPIC предлагает предпринимателям множество услуг и программ по инвестированию проектов, страхованию финансовых и политических рисков, защите инвестиций, проведению предынвестиционных исследований. В программах OPIC для малых предприятий, развивающих свою деятельность за рубежом предоставляются инвестиционные займы от 500 тыс. до 6 млн долл. Для орга-
низуемых зарубежных кредитных институтов финансовой поддержки МСП предоставляются займы от 2 до 25 млн долл. [8].
Для оперативной информационной, консультационной и методической поддержки малых и средних экспортно-ориентированных предприятий в стране действуют большое количество электронных сетей, в числе которых:
- система оценки и анализа экспортных рисков (Export Risk Analysis Online -EXR- Online);
- партнерство по технической поддержке экспорта (Export Technical Assistance Partnership);
- информационная сеть правовой поддержки экспортеров (Export Legal Assistance Network);
- сайт по оказанию помощи экспортерам (TradeNet’s Export Assistance);
- сайт торгового посредничества (Trade Mission OnLine);
- сайт деловых связей (Trade Link);
- федеральный сайт деловых консультаций (U.S. Business Advisor);
- центр поддержки экспорта (Export Assistance Center);
- торговый портал (Trade Port) предоставляет широкий спектр торговой информации, указывает лидеров по различным видам продаж продуктов и услуг.
Благодаря комплексной государственной поддержке, в США наблюдаются устойчивые темпы роста количества экспортно-ориентированных МСП (на уровне 10-12 % в год), при одновременном возрастании экспортных продаж примерно на 15 % [8].
В заключение необходимо подчеркнуть, что создание эффективной системы государственной поддержки малого предпринимательства - достаточно длительный и финансово затратный процесс, охватывающий как экономико-правовые, так и организационные и социальные аспекты. Применение опыта стран-лидеров по развитию малого предпринимательства позволит России не только эффективно решать масштабные задачи стратегии модернизации, но и создать необходимые институциональные основы для формирования инновационной экономики.
Ссылки:
1. Малое предпринимательство в России. 2010 : стат. сб. M., 2010. 172 с.
2. Бондаренко В.А., Иоффе А.Д., Нагих В.Н. Основные характеристики систем государственнообщественной поддержки и развития МСП зарубежных стран : материалы X Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий «Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики России». Москва,
25-26 мая 2010 г. URL: http://www.giac.ru (дата обращения: 23.02.2012).
3. Малое и среднее предпринимательство в развитии промышленности и технологий. М., 2008.
URL: http://www.nisse.ru (дата обращения:
23.02.2012).
4. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / под ред. Б. Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. М., 2003. 220 с.
5. U.S. Small Business Administration: Fiscal Year 2010 Congressional Budget Justification. URL: http://www.sba.gov (дата обращения: 23.02.2012).
6. Малое предпринимательство в России...
References (transliterated):
1. Maloe predprinimatel'stvo v Rossii. 2010 : col. of articles. M., 2010. 172 p.
2. Bondarenko V.A., Ioffe A.D., Nagikh V.N. Osnov-nye kharakteristiki sistem gosudarstvenno-obshchestvennoy podderzhki i razvitiya MSP za-rubezhnykh stran : materialy X Vserossiyskoy konferentsii predstaviteley malykh i srednikh predpriyatiy “Rol' malogo i srednego biznesa v modernizatsii ekonomiki Rossii”. Moskva, 25-26 maya 2010 g. URL: http://www.giac.ru (date of access: 23.02.2012).
3. Maloe i srednee predprinimatel'stvo v razvitii
promyshlennosti i tekhnologiy. M., 2008.
URL: http://www.nisse.ru (date of access:
23.02.2012).
4. Maloe predprinimatel'stvo v Rossii: proshloe, nastoyashchee i budushchee / ed. by B.G. Yasin, A.Y. Chepurenko, V.V. Buev. M., 2003. 220 p.
5. US Small Business Administration: Fiscal Ear 2010 Congressional Budget Justification. URL: http://www.sba.gov (date of access: 23.02.2012).
6. Maloe predprinimatel'stvo v Rossii...
7. Бондаренко В.А., Иоффе А.Д., Нагих В.Н. Указ. соч.
8. Емельянова Е.Л., Нагих В.Н., Бондаренко В.А., Аскинази Г.Л. Опыт зарубежных стран в развитии конкурентоспособного экспортноориентированного малого и среднего предпринимательства : материалы VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Поддержка экспортно-ориентированного малого бизнеса. Развитие сотрудничества ТПП стран-участниц СНГ в сфере поддержки и развития малого и среднего бизнеса». Москва, 2006 г. 11Р1_: http://www.giac.ru (дата обращения:
23.02.2012).
7. Bondarenko V.A., Ioffe A.D., Nagikh V.N. Op. cit.
8. Emel'yanova E.L., Nagikh V.N., Bondarenko
V.A., Askinazi G.L. Opyt zarubezhnykh stran v razvitii konkurentosposobnogo eksportno-orientirovannogo malogo i srednego predprini-matel'stva : materialy VI Vserossiyskoy konfer-entsii predstaviteley malykh predpriyatiy “Pod-derzhka eksportno-orientirovannogo malogo biznesa. Razvitie sotrudnichestva TPP stran-uchastnits SNG v sfere podderzhki i razvitiya malogo i srednego biznesa”. Moskva, 2006 g. URL: http://www.giac.ru (date of access:
23.02.2012).