Научная статья на тему 'Основные проблемы развития малого предпринимательства в РФ'

Основные проблемы развития малого предпринимательства в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5003
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА / СОБСТВЕННОСТЬ / БИЗНЕС / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ БИЗНЕСА / КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожура Надежда Александровна, Кузнецова Елена Леонидовна

В предложенной статье рассмотрены проблемы поддержки и развития малого предпринимательства в РФ; предпринята попытка сформулировать социальный портрет малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы развития малого предпринимательства в РФ»

Кожура Н. А., Кузнецова Е. Л. Основные проблемы развития малого предпринимательства в РФ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S13. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470163.htm.

ART 470163 УДК 334.012.64

Кожура Надежда Александровна,

студентка ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар nadva.kozhura@mail.ru

Кузнецова Елена Леонидовна,

доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры теоретической экономики ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар ^ elen@mail.ru

Основные проблемы развития малого предпринимательства в РФ

Аннотация. В предложенной статье рассмотрены проблемы поддержки и развития малого предпринимательства в РФ; предпринята попытка сформулировать социальный портрет малого предпринимательства.

Ключевые слова: малое предпринимательство, собственность, бизнес, налогообложение бизнеса, кредитование малого бизнеса, государственная поддержка предпринимательства, инфраструктура. Раздел: (04) экономика.

В экономике развитых стран малые предприятия достигают 50% от общего числа занятых [10]. Именно в сфере малого производства происходит большая часть всех инноваций, которые создают дополнительные рабочие места и формируют «средний класс». В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию предпринимательства. В России нынешние возможности малого бизнеса пока ещё используются не на полную мощность.

Для эффективной деятельности бизнеса необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. А для этого следует ввести упорядоченную и эффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело.

Несмотря на большое количество программ по поддержке малого предпринимательства, малый бизнес в России все еще не может твердо встать на ноги под весом всех трудностей, которые падают на его неокрепшие плечи: запутанная схема регистрации, изнурительные визиты проверяющих органов, низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы.

С самого начала своей деятельности малый бизнес поджидает трудность - система регистрации представляет собой сложную запутанную систему для нового предпринимателя, которую он не способен осилить без посторонней помощи. Вся процедура займет порядка недели.

Для сравнения можно привести тот факт, что во многих штатах США, например Вашингтон, регистрация индивидуальных предпринимателей вовсе не требуется, за исключением случаев, если планируется вести деятельность, подлежащую лицензированию [11].

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кожура Н. А., Кузнецова Е. Л. Основные проблемы развития малого предпринимательства в РФ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S13. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470163.htm.

В Германии создание предприятия требует лишь заверения уставных документов у нотариуса, открытия счета предприятия в банке и регистрации автотранспорта фирмы. Итого вся процедура укладывается в несколько часов [6].

Чтобы малый бизнес стремился вести свою деятельность в легальной форме, а не в «тени», налоговое бремя должно в гораздо меньшей форме ударять по скромному кошельку малых предпринимателей. Хотя данные проблемы решаются путем неоднократного пересмотра и внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения субъектов малого бизнеса, данных мер оказывается недостаточно.

В настоящее время малое предприятие должно платить ряд обязательных налогов: налог на доход ИП от предпринимательской деятельности, как физического лица (НДФЛ); налог на добавленную стоимость, связанный чаще всего с реализацией ИП товаров и услуг (НДС); налог на имущество, которое ИП использует в целях, связанных с предпринимательской деятельностью. А также: в пенсионный фонд - 26% от МРОТ ежемесячно плюс 1% от суммы, превышающей 300 тыс. годового дохода; в Фонд Обязательного медицинского страхования - 5,1% от МРОТ каждый месяц; в Фонд социального страхования - 2,9% от зарплаты работников [7].

В зависимости от направления деятельности предпринимателя, может возникнуть необходимость в уплате и некоторых специфических налогов: при торговле подакцизными товарами - акцизные платежи; при бизнесе, связанным с использованием водных и природных ресурсов - водный налог и сборы за использование объектов животного и водного мира; при добыче полезных ископаемых - налог на добычу, а также многие другие.

Существует также упрощённая система учета, однако, и тут многих предпринимателей поджидает разочарование - не все ИП могут применять систему упрощенного учета, так как имеются ограничения по видам деятельности, стоимости основных средств, сумме дохода и численности персонала организации.

Политика большинства стран в отношении налогообложения малого бизнеса несколько лояльнее, чем в России.

В Японии введены налоговые льготы до 50% для малых фирм, которые придерживаются инновационного пути развития и производят продукцию на базе новых технологий, что способствует привлечению инвестиций и высококвалифицированных специалистов [8].

В Великобритании, Франции и Германии у предприятий существует возможность применения ускоренной амортизации, т. е. позволяется 40-50% приобретенного оборудования списать в первый год [1].

В США достаточно низкие налоги, что делает ведение бизнеса в данной стране более привлекательным, многие штаты и вовсе не облагают ИП местными налогами, лишь в раз год уплачивается пошлина за перерегистрацию. Бизнес можно начать, купив лицензию на определённый вид деятельности, которая заменяет многие местные налоги и сборы [11].

Следующей существенной проблемой малого бизнеса можно считать нехватку денежных средств и высокий процент по кредитам. Причины проблем с внешним финансированием у субъектов малого предпринимательства очевидны - в России отсутствует единый стандарт по кредитованию малых предприятий. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными предпритиями. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кожура Н. А., Кузнецова Е. Л. Основные проблемы развития малого предпринимательства в РФ // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2017. - № S13. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470163.htm.

Сбербанк еще летом 2011 г. в Северо-Западном регионе запустил «кредитную фабрику» для микробизнеса в рамках кредитной программы «Доверие». Целью проекта являлось максимальное упрощение и стандартизация процесса процедуры получения кредита для предпринимателей с выручкой до 60 млн руб. Программа позволяет получить кредит размере 2 млн руб. без залога и указания цели, однако процентная ставка по данному кредиту достаточно велика, а срок кредита довольно мал и составляет от 6 до 12 месяцев [3, с. 37-42].

Минэкономразвития РФ и Центробанком РФ была проработана программа, получившая название «Программа 6,5». Банк России выдает банкам-партнерам кредит под 6,5% под поручительство Корпорации МСП. Банки-партнеры, в свою очередь, имеют возможность выдать кредит малым и средним предприятиям под льготную ставку. Приоритет отдан таким отраслям, как сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт и связь, высокотехнологичные проекты и внутренний туризм. Однако не всем компаниям такие кредиты были по карману. Стоимость инвестиционного проекта для участия в программе составляла от 50 млн до 1 млрд руб. «Кредиты берутся в рамках этой программы под модернизацию производства, обновление основных средств, но также возможно взять кредит и под оборотные средства. Все-таки 50 млн и выше - это в основном для среднего предпринимателя. Малому предпринимателю не нужен такой объем средств на этом этапе, поэтому они ратовали за снижение этого порога», - заявил директор департамента малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития РФ М. Паршин. Нижний предел по программе льготного кредитования с октября текущего года было решено сократить в пять раз - до 10 млн руб. Ставку также понизили до 9,6% для среднего бизнеса и до 10,6% для малого [9].

Однако данные «акции» носят временный, несистематизированный характер. Кредитование малого бизнеса остается «на совести» банков и не имеет четкой структуры. «Кредиты для малого и среднего бизнеса - настоящее спасение в сложные времена. Вот только условия их получения, по словам предпринимателей, не всегда доступны» [9].

В США огромную помощь в виде обучения, консультаций, пробивания различных льгот, защиты интересов малых компаний оказывает Администрация малого бизнеса (АМБ). Помимо моральной поддержки, у АМБ можно получить и материальную помощь - кредит, гарантию или заем. АМБ предоставляет специальные кредиты из собственных средств фирмам, владельцами которых являются ветераны вооруженных сил или представители национальных меньшинств, а также тем предприятиям, которые расположены в регионах с высоким уровнем безработицы [5, с. 24-28].

АБМ предоставляет кредиты под 3-4% годовых на срок до 8 лет компаниям, занятым в разработке биотехнологий, альтернативных источников энергии, 1Т-техноло-гиях, в изучении ДНК.

В Германии довольно низкий процент кредита для малого предпринимательства (5-6%), однако существует возможность снижения и этой ставки: начинающий предприниматель предъявляет свой бизнес-план в коммерческий банк по месту жительства, и в случае положительного решения о выдаче льготного кредита, может получить его по ставке на 1-2% ниже, а в первый год и вовсе иметь право не выплачивать процент [4, с. 310-313].

Существенной преградой для малых предпринимателей служат административные барьеры: установленные государством или местным самоуправлением обязательные правила введения экономической деятельности, при исполнении которых частные издержки для субъекта превышают его выгоды.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кожура Н. А., Кузнецова Е. Л. Основные проблемы развития малого предпринимательства в РФ // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2017. - № S13. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470163.htm.

М. Блудян, вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» высказывает свое мнение о проекте новой редакции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. «Документ носит ярко выраженный репрессивный характер и ужесточает регулирование по сравнению с действующим Кодексом. Более того, в нем создается почва для злоупотреблений со стороны государственных органов. Так, в качестве меры административного наказания в нем допускается возможность ликвидации юридического лица (прекращение статуса индивидуального предпринимателя), что является, на мой взгляд, избыточно жесткой мерой» [2].

В значительной мере увеличиваются штрафы за административные нарушения, а также не находит достаточного отражения такая мера административного наказания, как «предупреждение». «Предупреждение должно применяться в обязательном порядке к предпринимателям, совершившим незначительные правонарушения впервые. В ином случае, административная ответственность будет инструментом подавления добросовестных предпринимателей», - комментирует М. Блудян.

Еще одной проблемой малого бизнеса является низкая обеспеченность производственными, складскими и офисными площадями, у подавляющего большинства малых предприятий нет достаточных средств для аренды или строительства собственных объектов, по этой причине их приходится брать в аренду у частных лиц за высокую плату.

Таким образом, малый бизнес в Российской Федерации сталкивается с рядом сложностей и трудностей, преодоление которых служит неким «ситом» для компаний, неспособных выжить на рынке в РФ. О количестве и состоянии малого предпринимательства в Российской Федерации можно сделать выводы по данным статистки (табл. 1 и 2).

Таблица 1

Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.01.2015 г. [12]

Микро предприятие Малое предприятие Среднее предприятие Индивидуальных предпринимателей Все категории МСП

Количество субектов МСП, тыс. ед 1868,2 235,6 13,7 2413,8 4531,3

Доля в секторе МСП, % 41,2 5,2 0,3 53,3 100%

Среднесписочная численность работников, тыс. чел 4431,1 6358,4 1585,8 5645,7 18021

Оборот (выручка) субъектов МСП от реализации товаров (работ и услуг), млрд. рублей 9699,3 16692,9 5027,8 10447,5 41867,5

Таблица 2

Регистрация и официальное прекращение деятельности ИП за 2012-2015 гг. (данные Федеральной налоговой службы) [13]

год 2012 2013 2014 2015

Начали деятельность 578 436 472 087 602 389 626 346

Прекратили деятельность 735 028 965 089 535 516 419 073

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кожура Н. А., Кузнецова Е. Л. Основные проблемы развития малого предпринимательства в РФ // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2017. - № S13. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470163.htm.

Исходя из эмпирических наблюдений, мы можем составить социальный портрет малого предпринимательства.

В целом подавляющее большинство населения РФ положительно относятся к малому предпринимательству. Многие хотели бы начать свое дело и ищут возможности для реализации своей идеи, однако, можно заметить, что довольно большая часть имеет самокритичное отношение и осознание того, что данное желание для них неосуществимо. Значительная часть не принимает каких-либо действий за последний год для того, чтобы начать свой бизнес. В связи с этим, можно отметить не очень положительную тенденцию: большое количество опрошенных имеют и желание, и идею для старта своего бизнеса, однако не предпринимают к этому никаких шагов. Почему же так происходит?

Как правило, в качестве основных проблем на пути к малому бизнесу выделяют: недостаток финансовых средств, отсутствие знаний и финансовой грамотности, непродуманность плана развития собственного бизнеса на перспективу, давление проверяющий, контролирующих органов.

Однако, лишь немногие из тех, кто мечтает открыть собственное дело, решаются на это. Проблема зачастую кроется даже не в отсутствии возможностей (ведь есть немало людей, начинавших свой бизнес с нуля и добившихся превосходных результатов), а в неумении побороть свой страх, преодолеть сомнения, найти в себе силы и мотивацию.

Предпринимательство сопряжено всегда с большими рисками. По мнению большинства людей, никто не может дать гарантии успешности бизнеса, а рассчитывать приходится лишь на собственные силы и средства. Вероятность потерять деньги, «насиженное место», стабильную зарплату пугает и отталкивает от занятия собственным бизнесом. Однако не стоит лишь по данным причинам откладывать начатие собственного дела «на потом», следует тщательно проанализировать риски и грамотно составить бизнес план.

Неоспоримо, что каждый человек обладает различными способностями и желаниями, которые вполне успешно можно реализовать в малом предпринимательстве. И все-таки незначительное количество населения пытается воспользоваться данной перспективой. Большому количеству людей удобней и комфортней не иметь риски и не сталкиваться с рядом трудностей, которые являются неотъемлемой частью предпринимательской деятельности, а приходить и уходить в определенное время на работу и выполнять поставленные перед ним задачи. Недаром психологи выделяют так называемых «лидеров» и «ведомых».

Тем не менее, малый бизнес дает и ряд очевидных и весомых преимуществ для человека: достойные заработок, реализация собственного потенциала и идей, престиж.

Таким образом, можно выявить явную необходимость в специальных программах по стимулированию и обучению населения в области малого бизнеса и финансовой грамотности, так как малый бизнес окружает нас повсеместно, создавая часть инфраструктуры для комфортной жизнедеятельности общества.

Ссылки на источники

1. Белкина Ю. С., Подгорнова А. С. Анализ налогообложения малого бизнеса в России и зарубежных странах // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(26). - URL: http://sibac.info/archive/economy/11(26).pdf.

2. Блудян М. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства / Медиацентр / Мнения экспертов / Положения проекта новой редакции КоАП усиливает административную нагрузку на бизнес/ 13 ноября 2015 г. - URL: http://smb.gov.ru/mediacenter/expertopinions/17486.html.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кожура Н. А., Кузнецова Е. Л. Основные проблемы развития малого предпринимательства в РФ // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2017. - № S13. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470163.htm.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11. 12.

13.

Кошелева Т. Н., Ачба Л. В. Структурные закономерности и финансовые ограничения развития субъектов малого предпринимательства // Экономика и управление. - 2016. - № 9(131). Красникова А. С., Галкин Д. П., Элязян А. А. Поддержка малого и среднего предпринимательства в России и Европе (на примере Франции и Германии) // Молодой ученый. - 2014. - № 20. Крылова М. В. Особенности системы поддержки малого и среднего предпринимательства в США // Российское предпринимательство. - 2014. - № 21 (267). - URL: http://bgscience.ru/lib/8687. Максимцова М. М., Горфинкель В. Я. Менеджмент малого бизнеса. - М., 2007. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). - М., 2002.

Осипова А. А. Облегчение налогового бремени для малого и среднего бизнеса в России и зарубежных странах // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». - М., 2015.

Федеральный портал малого и среднего предпринимательства / Новости / «Программа 6,5»: кредиты, доступные всем /8 ноября 2016 г. - URL: http://smb.gov.ru/news/17787.html. Широков А. В. Роль малого предпринимательства в развитии экономики государства // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». - М., 2015.

Электронная коммерция и законы / Как открыть бизнес в США. - URL: http://ecommercelaw.ru. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2015. Росстат. - M., 2015.

Официальный сайт федеральной налоговой службы РФ. - URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/regstats/

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ

Поступила в редакцию Received 06.06.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 08.06.17

Принята к публикации Accepted for publication 08.06.17 Опубликована Published 13.06.17

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Кожура Н. А., Кузнецова Е. Л., 2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

www.e-koncept.ru

9772304120173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.