Научная статья на тему 'Финансово-экономические механизмы развития малых предприятий за рубежом'

Финансово-экономические механизмы развития малых предприятий за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Русаков М.С.

В статье исследуется опыт развития малых предприятий на примере развитых стран и стран с переходной экономикой. Особое внимание уделено механизмам налогового регулирования малых предприятий зарубежных стран, в том числе ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансово-экономические механизмы развития малых предприятий за рубежом»

Зарубежный опыт

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЗА РУБЕЖОМ

М.С. РУСАКОВ

Московская академия экономики и права

Государственная политика в отношении малого предпринимательства находится под сильным влиянием общеэкономического положения в стране, бюджетных возможностей государства, наконец, идеологии, причем последняя нередко определяет степень поддержки малого бизнеса со стороны власти.

Система правового регулирования малого и среднего предпринимательства в любой стране состоит из двух функциональных блоков:

— законодательное определение формы малого и среднего предприятия, поскольку любая форма хозяйствования начинается с соответствующего закона;

— законодательное определение мер государственной поддержки этого сектора экономики, поскольку экономический, финансовый, кадровый и т. п. потенциалы малых предприятий, бесспорно, уступают возможностям корпоративного сектора, что ставит их заведомо в неравноправные условия предпринимательской деятельности.

За рубежом накоплен большой опыт государственно-общественной поддержки малого предпринимательства, причем не только и не столько на общенациональном, сколько на региональном и муниципальном уровнях. В США, Канаде, Японии — странах, занимающих ведущие места в мире по качеству жизни, — государство поддерживает семейный, молодежный, женский, компьютеризированный бизнес. В Японии, Швеции, Австрии, наиболее успешно справляющихся с ростом безработицы, созданы эффективные механизмы социального партнерства между правительством, предпринимателями и профсоюзами с акцентом на усиление защиты имеющихся рабочих мест и стимулирование работодателей к созданию новых рабочих мест, прежде всего на малых и средних предприятиях.

В Канаде разработаны специальные программы информационной, финансовой и научно-технической поддержки малых и средних предприятий в провинциях, особенно в северных, с участием правительственных органов, банков, университетов, торговых палат, союзов предпринимателей. Цель таких программ — интенсивное развитие семейного, женского и молодежного бизнеса, не использующего наемный труд. Эти программы содействуют созданию инновационных парков, значительного числа новых рабочих мест, информационных бизнес-центров и бизнес-инкубаторов.

Довольно диверсифицированная и эффективная система поддержки малого бизнеса существует в Великобритании. Государство в этой стране активно использует инструменты бюджетной, налоговой и кредитной политики для стимулирования этого сектора экономики. К мерам общего характера относится установление для малых фирм пониженной ставки налога с корпораций. Запись доходов и издержек ведется только при их фактическом поступлении и выплате независимо от того, к какому периоду они относятся. Предусматривается также еще ряд льгот: отложенная оплата счетов; составление баланса для расчета НДС лишь после оплаты своих счетов; эффективная система скидок при уплате просроченных ссуд. Государство также организует и финансирует четыре типа регулярных программ содействия малому бизнесу:

— программа консультационного содействия;

— программа финансовой помощи в виде грантов;

— региональные программы помощи для малых фирм, действующих в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии;

— программа поощрения экспортной деятельности.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе, уже сейчас играющем ведущую роль в экономическом развитии мировой цивилизации, также очевиден приоритет опоры на малые и средние предприятия. Китай наряду с инвестированием в капиталоемкие производства осуществляет массированное финансирование малых предприятий, требующих большого числа рабочих рук, особенно в аграрной сфере. Сингапур проводит политику открытого протекционизма по отношению к малому бизнесу, прежде всего в трудоемкой и инновационной сферах.

Немалый интерес представляет политика поддержки мелкого производства и малого предпринимательства в целом в странах с переходной экономикой, отличающихся многочисленным населением и большим разнообразием географических условий и уровней развития (Индия, Индонезия, Филиппины и ряд других). Их общей чертой является официальное признание на государственном уровне необходимости развития мелкого производства, внедрения промежуточных техники и технологий, которые способствовали бы использованию огромных массивов неквалифицированной и малоквалифицированной рабочей силы. При этом существует четкое понимание того, что малый бизнес не только дает большую занятость на единицу вложенных средств, но и в состоянии обеспечить и более высокий выход продукции.

В условиях многоукладной экономики, сосуществования, а нередко и параллельного существования в экономике современного и традиционного секторов и, соответственно, разнотипных социальных структур государственная политика в сфере малого предпринимательства может рассчитывать на успех лишь в том случае, когда она нацелена не только на поощрение мелкого производства как такового, но и на создание целостного экономического порядка с мелким производителем в центре. Сообразно этому формируется государственная политика поддержки малого предпринимательства в этих странах. Во-первых, государство осуществляет мероприятия общеэкономического порядка, направленные на ограничение крупного капитала в сельском хозяйстве, отдельных отраслях промышленности, устранение наиболее одиозных форм производственных отношений и допотопных видов капитала, контроль за операциями торгово-ростовщического капитала. Таким образом, сглаживается негативное влияние этих объективных черт переходной экономики на стихийное развитие малого предпринимательства.

Во-вторых, государство реализует широкий набор мер, непосредственно направленных на поддержку и развитие малого бизнеса.

В результате государство создает для малого предпринимательства «неконкурентное» поле деятельности, ограждая его от «работающих против него стихийно-рыночных регуляторов развития».

Всеобщее осознание экономической и социальной роли малого бизнеса сформировало даже довольно радикальную точку зрения, в соответствии с которой крупномасштабное машинное и автоматизированное производство, огромные производственные мощности, сконцентрированные на больших площадях крупных предприятий с десятками тысяч работников, не имеют социальной перспективы.

Сравнивая государственную политику в отношении малого предпринимательства в различных странах, непросто сделать однозначные, ясные и четкие обобщения и тем более сформулировать прямые рекомендации по использованию опыта той или иной страны — уж слишком много в них непохожего в силу различных исторических традиций, особенностей социально-экономических структур, даже специфики государственной бюрократии.

Интересно, как именно эти обстоятельства определяют различия подходов к проблемам развития малого предпринимательства в США и Японии. Традиционные американские ценности индивидуальной предприимчивости, равных возможностей, свободного рынка в сочетании с сильными антидискриминационными движениями последних десятилетий в значительной степени определили как развитие малого предпринимательства вширь с акцентом на решение вопросов занятости, регионального развития, противодействия монополиям, так и конкретные механизмы реализации поставленных целей в виде программ кредитно-финансового содействия, региональных программ и программ поддержки предпринимательства социально ущемленных групп населения.

В отличие от США, японская политика в отношении малого бизнеса концептуально является составной частью промышленной политики, направленной на всемерное повышение эффективности японской индустрии, представленной прежде всего такими промышленными гигантами, как «Мицубиси», «Мацусита» и др. Соответственно малые высокоэффективные производства интегрируются при поддержке государства в вертикальные промышленные структуры, при этом региональные

и социальные аспекты развития малого бизнеса в значительной степени остаются за рамками государственной политики.

При весьма заметной роли малого бизнеса в экономике обеих стран результатом стали радикальные различия в его отраслевой структуре. В США в целом преобладают малые предприятия в сфере услуг и розничной торговли, а в Японии очевиден перевес промышленных малых предприятий.

Тем не менее, несмотря на существенные различия в целеполагании и в выборе конкретных механизмов и инструментов политики в отношении малого предпринимательства в различных странах, все же можно выделить некоторые типичные ее черты и тенденции. К их числу можно отнести следующие:

^ упрощение процедуры регистрации новых

предприятий; ^ наличие развитой институциональной инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в виде специализированных государственных и правительственных органов, союзов и ассоциаций предпринимателей, общественных организаций и фондов поддержки малого бизнеса; ^ повышение уровня предпринимательской и управленческой квалификации при помощи краткосрочного и долгосрочного консультирования до и во время создания нового предприятия, организация различных профессиональных курсов, бизнес-школ, семинаров; ^ оказание представительских, юридических, информационно-маркетинговых услуг на льготной и/или безвозмездной основе; ^ учет в различных финансовых актах и документах специфических нужд мелких и средних предприятий, разработка определенной системы государственных и общественных гарантий на случай дефицита финансовых средств, налаживание при посредничестве государства контактов между инвесторами и потенциальными реципиентами из числа малых предприятий; ^ разработка и реализация общих и целевых программ финансового содействия малому бизнесу, включая облегчение доступа к организованному коммерческому кредитованию; ^ разработка и реализация программ включения малого бизнеса в системы государственных заказов и государственных закупок; ^ создание разветвленной системы социального сервиса в интересах малого бизнеса;

^ разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства; ^ обеспечение доступа к венчурному финансированию;

^ координация сотрудничества малых предприятий путем организации различных ярмарок, выставок, рекламных кампаний и т. п.; ^ инфраструктурное и техническое содействие малым предприятиям в плане предоставления служебных помещений, оргтехники и т. п. ^ создание оптимальной системы налогообложения малого бизнеса

В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах национальной экономики. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

Повсюду — в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки — мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую поддержку. Даже восточноевропейские державы с переходной экономикой уделяют особое внимание государственной поддержке малого бизнеса.

В этой связи правительства многих стран поддерживают малый бизнес с помощью специальных программ. Создаются специальные государственные организации, призванные выражать и защищать интересы малого предпринимательства, следить за выполнением намеченных правительством программ.

В Германии министерство экономики имеет программу по венчурному капиталу для малого предпринимательства, который на 50 % может быть обеспечен правительством.

Идея венчурного капитала состоит в беспроцентном предоставлении капитала предприятию до того, как его продукция поступит на рынок. В результате обеспечивается надежная реализация нового проекта, заполнение рыночных ниш и быстрый экономический рост. Практикуются также субсидии по исследовательским контрактам с научными институтами, и оказывается информационная помощь по линии торгово-промышленной палаты или специальных государственных информационных центров и консалтинговых агентств.

В США помощь малым фирмам предоставляется федеральным правительством, а также крупными компаниями. Осуществляются прямые инвестиции в малый бизнес, оказывается содействие в производстве и сбыте, научных исследованиях, маркетинге.

В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью и т. д.

В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и программа гарантированного проекта, обеспечивающая малым фирмам доступ к банковским кредитам.

В Швеции специфической формой поддержки инициатив малых и средних предприятий являются региональные фонды развития. Им разрешается взаимодействовать только с компаниями, в которых работают не более 200 человек (за исключением предприятий розничной торговли, общественного питания и ресторанов, консалтинговых фирм). Фонды занимаются подготовкой кадров для малого бизнеса, консультируют и финансируют малые предприятия, тесно сотрудничают с региональными властями, банками и другими учреждениями в регионе. Они также предоставляют кредиты с низкими ставками, дополняющие банковские кредиты. Обычно займы по их линии не превышают 20 % стоимости имущества малого предприятия. Технологически сложные проекты кредитуются в размере 50 %.

В Греции накоплен опыт использования региональных мер в системе организации малого бизнеса. Их применение регулируется специальными законами, в которые вносятся коррективы в зависимости от изменения ситуации.

Законодательство многих стран дифференцирует поддержку малого бизнеса исходя из уровня промышленного развития регионов. Не поощряется создание новых предприятий в промышленно развитых регионах. Одновременно идет поиск стимулов для их создания в депрессивных регионах с высоким уровнем безработицы.

Как правило, предусматриваются альтернативные группы стимулов, которые дают предпринимателю возможность выбора.

Возросшая роль малого бизнеса заставила большинство стран ЕС признать необходимость разработки специальной политики, основными

целями которой являются:

> развитие международной конкурентоспособности национальных малых предприятий;

> создание новых рабочих мест;

> экономический рост малых предприятий;

> привлечение иностранных инвестиций;

> инновационная деятельность;

> трансферт (передача) технологий.

В большинстве стран — членов ЕС определение национальной политики в отношении малого и среднего предпринимательства является прерогативой федеральных властей, а конкретные мероприятия реализуются на уровне регионов.

Очевидно, что политика федеральных и региональных властей должна быть скоординированной и сбалансированной, чтобы не снижать конкурентоспособности предприятий.

Так, в Испании в течение последних лет возник ряд проблем, связанных с согласованием функций и действий властей различного уровня. Особенную остроту они приобрели после появления здесь фондов ЕС по поддержке малого предпринимательства, большая часть которых была задействована в регионах без ведома правительства Испании.

Как правило, в странах ЕС делами малого и среднего бизнеса ведают министерства экономики и (или) министерства промышленности и торговли. Германия и Нидерланды, например, имеют отделы малого и среднего бизнеса в министерстве экономики. Во Франции соответствующий отдел создан в министерстве промышленности. В Великобритании существует министерство малого предпринимательства.

Что же касается программ развития малого и среднего бизнеса, то они разрабатываются в расчете на участие сразу нескольких министерств, что опять-таки требует координации усилий.

Суммируя опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах, можно выделить несколько основных направлений их развития.

Помощь в создании малых предприятий. Прямая заинтересованность государств ЕС в увеличении числа и расширении сфер деятельности малых предприятий побуждает их принимать различные программы поощрения начинающих предпринимателей.

Трудностями, с которыми сталкивается начинающий предприниматель, типичны: недостаток стартового капитала, отсутствие четкого бизнес-плана, незнание законов и рыночной конъюнктуры. Вот почему в странах ЕС начинающим

бизнесменам государство оказывает как финансовую, так и консультационную помощь, организует обучение.

В Великобритании сложилась целая сеть организаций, предоставляющих консультативные услуги, научно-техническую информацию и рекомендации, касающиеся учреждения и функционирования малого бизнеса. Среди них — служба малых фирм, местные предпринимательские агентства, центры труда, коммунальные объединения и инициативные группы.

В Германии лицам, создающим новые малые фирмы, предоставляются кредиты сроком до 20 лет. Кроме того, правительство выделяет средства на создание новых малых предприятий.

Развитие субподряда. Работа по субподряду позволяет малым фирмам получать доступ к технологическим и коммерческим «ноу-хау» больших корпораций. Действуя как поставщик, малое предприятие в то же время может наладить производство собственного конечного продукта и достигнуть большей экономической самостоятельности. Однако малое предпринимательство сталкивается здесь с такими проблемами, как жесткая международная конкуренция, недостаток данных о рыночной конъюнктуре. Соответственно основные меры поддержки малого бизнеса в данной сфере связаны с информированием и консультированием.

Вывод малого бизнеса за рамки национального рынка. В последние годы в ЕС частично или полностью упразднены многие барьеры, стоявшие на пути международной торговли, что, безусловно, способствует расширению экспорта. Однако, как и в случае с субподрядом, вовлечению малого бизнеса в этот процесс препятствуют конкуренция и недостаточная осведомленность.

Финансированиемалого бизнеса. Все государства ЕС помогают малому и среднему бизнесу получить доступ к источникам финансирования, используя при этом различные рычаги.

Некоторые страны (Великобритания, Нидерланды и др.) в основном сосредоточиваются на обеспечении гарантий займа.

Однако большинство держав создают особые резервы для поддержки малого и среднего бизнеса посредством субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций.

В частности в Германии в соответствии с региональной программой возрождения Европы сформирован специальный бюджетный фонд, из которого перечисляются средства частным специализированным банкам, дающим малым фирмам

долгосрочные инвестиционные кредиты по льготным процентным ставкам. Особо стимулируется в странах ЕС вложение средств в основные фонды малого и среднего предпринимательства.

В некоторых странах (Бельгия, Франция, Нидерланды и др.) реализуется практика предоставления малому и среднему бизнесу рискового капитала. В частности, правительства этих стран гарантируют компенсацию возможных убытков венчурных фондов.

Европейский союз также оказывает поддержку странам, которые не могут выделить из собственного бюджета средства на развитие малого бизнеса. Так, в начале 1990-х гг. Португалия получила прямую финансовую помощь через специальные структуры ЕС: фонд производственных инвестиций, региональную систему поощрений, систему поощрений за рациональное использование энергии, систему поощрений малых инвестиционных проектов и инноваций в информационных технологиях. Получение средств способствовало преодолению технологического разрыва и финансового дефицита малых предприятий Португалии в сравнении с общеевропейским уровнем.

Создание новых рабочих мест. Как уже указывалось, и не единожды, малый и средний бизнес является основным источником новых рабочих мест в Европе. Государства ЕС оказывают финансовую помощь малым фирмам, предлагающим места безработным, особенно молодежи. Пальма первенства в этом отношении принадлежит Ирландии, которую небывало высокий уровень безработицы подтолкнул к выделению субсидий малому бизнесу еще в 1960-е гг.

В Греции, к примеру, принята специальная программа по созданию рабочих мест в малом бизнесе для молодежи и женщин.

Региональное оздоровление. В малом бизнесе правительства стран ЕС справедливо усматривают действенное средство возрождения пришедших в упадок зон.

В январе 1990 г. боннское правительство объявило об открытии льготных кредитов для содействия развитию малого бизнеса в бывшей ГДР. При полном выкупе предприятий немецкий кредитный банк предоставлял новым владельцам кредит под залоговую стоимость земельного участка (6,5 %. с отсрочкой погашения долга на 2 года). С июля 1990 г. в новых землях наблюдается рост числа малых фирм.

Поощрение инноваций. Интересный опыт накоплен странами ЕС в плане государственной

поддержки малого бизнеса в деле повышения производительности и конкурентоспособности.

Особенно показательны германские инициативы. В 1989 г. правительство разработало концепцию стимулирования научных исследований, проводимых малыми и средними фирмами. Она предусматривает расширения госзакупок, прямое финансирование инноваций и косвенное регулирование путем страхования банковских кредитов на приобретение современного оборудования. Государство оплачивает консультационные услуги, которые оказывают мелким и средним фирмам научно-технические общества.

В 1990 — 1993 гг. министерством экономики сформулирована программа Евро-фитнес, призванная помочь малым фирмам подготовиться к функционированию в условиях единого внутреннего рынка ЕС. На эти цели ассигновалось 25 — 27 млн марок в год. Выделенные правительством средства расходовались на проведение отраслевых и структурных исследований, консультационную помощь, поощрение участия в выставках и ярмарках. Программа охватывала и новые земли.

Предоставление налоговых льгот. Большое значение в укреплении финансового положения малых предприятий имеют налоговые льготы.

Все государства ЕС так или иначе смягчают налоговое бремя для малого и среднего предпринимательства. Так, в Великобритании наряду со снижением ставки налога на доходы малых фирм сокращен налог на инвестиции в новые сферы малого бизнеса, особенно связанные с высокой степенью риска. Кроме того, частная инициатива стимулируется предоставлением налоговых скидок, упрощением финансовой процедуры слияния и разукрупнения фирм, снижением всех ставок индивидуального подоходного налога, повышением порога зарплаты, подлежащей налогообложению по наивысшей ставке.

В Германии существуют пониженные ставки на добавленную стоимость и подоходного налога. Например, начиная с 1990 г., если оборот предприятия в предыдущем году не превышал 25 тыс. марок, а в текущем — 100 тыс. марок, оно полностью освобождается от налога на добавленную стоимость. Законом о налогах на корпорации предусмотрено, что мелкие предприятия имеют право на необлагаемый минимум в размере 5 тыс. марок, который вычитается из подлежащего обложению дохода. Если же годовой доход предприятия превышает 10 тыс. марок, необлагаемый минимум сокращается на половину суммы превышения.

В Германии к концу 1988 г. от 50 до 60 % всех ремесленных предприятий были освобождены от промыслового налога. В 1985 г. был принят закон о снижении налогов, предусматривающий снижение ставок налогов в 1986 и 1988 гг. В ходе налоговой реформы 1986 — 1990 гг. выросли с 10 до 20 % нормы амортизационных отчислений для малых и средних предприятий и сроки амортизации. Был принят новый, линейно-прогрессивный метод отчисления налога. В 1990 г. сократили степень прогрессии и снизили до 53 % предельную и до 19 % минимальную ставку подоходного налога. Верхняя граница применения минимальной ставки упала с 18 до 8,1 тыс. марок годового дохода.

С 1 января 1990 г. мелкие предприятия освобождены от налога с оборота, если их оборот не превышает 25 тыс. марок (ранее этот показатель составлял 20 тыс. марок).

В Японии, США, Великобритании, Германии ставки налога на прибыль и на добавочную стоимость применяются дифференцированно в зависимости от величины годового дохода. Пониженные ставки для малых предприятий устанавливаются не только правительственным, но и местными органами власти.

В Японии для предприятий с капиталом не более 100 млн иен применяются пониженные ставки: с годового дохода до 8 млн иен ставка составляет 28 %, превышающего эту сумму — 37 %.

Мелкие и средние предприятия пользуются налоговыми льготами в виде пониженных ставок и по местным налогам. Если годовой оборот не более 3,5 млн иен, действует ставка 6 %; от 3,5 до 7 млн

— 9 %, свыше 7 млн — 12 %.

Прогрессивное налогообложение наблюдается и в США: до 25 тыс. дол. — 15 %; 25 — 30 тыс. дол.

— 18 %; 50 — 70 тыс. дол. — 30 %; 75 — 100 тыс. дол.

— 40 %.

Пониженные налоговые ставки используются также для привлечения предпринимателей в отсталые, депрессивные районы. Например, в штате Коннектикут США налоги снижены на 50 %.

Широко используются налоговые рычаги для стимулирования развития инновационного бизнеса и образования новых крупных фондов венчурного капитала. В США мелкие инновационные фирмы для инвестиции рискового капитала пользуются налоговыми льготами, льготными кредитами, представляемыми специальными фондами в обмен на часть акций. Затраты предприятий, которые используются на развитие науки и техники, освобождаются от налогов на 65 %.

В Великобритании для мелких и средних предприятий предусмотрены пониженные ставки подоходного налога. При стандартной ставке 35 % ставка для малых предприятий составляет 27 %.

Во Франции предусматривается возможность отсрочки уплаты ряда налогов при временном недостатке ликвидных средств.

Широко используются методы ускоренной амортизации. В целях содействия техническому прогрессу и процессу нововведений налоговым законодательством Японии установлен особый порядок амортизации. Налоговые скидки применительно к определенным видам основных средств, а также исключение из облагаемого дохода расходов для НИОКР, ускоренная амортизация оборудования для НИОКР. В отношении капитала размером не более 100 млн иен действует особая система бухгалтерского учета с нормами ускоренной амортизации.

В Германии существуют так называемые специальные нормы амортизационных отчислений, которые применяются ко всем инвестициям, направленным на создание новых рабочих мест, охрану окружающей среды, выпуск технически передовой продукции, экспортные поставки. Вложенные средства списываются за три года, причем в первый год амортизируется 50 % вложенного капитала, во второй — 30 % и в третий — 20 %.

Льготный режим амортизационных отчислений позволяет малым предприятиям Германии осуществлять инновационный процесс, модернизировать производство. На долю амортизационных списаний приходится около 66 % всех капиталовложений, реинвестицию доходов — 27 %, а внешних источников — только 7 %.

Существует еще такая льгота, как создание резерва на не облагаемую налогом прибыль. Например, в Германии это разрешено в таких отраслях, как ремесленное производство, торговля, промышленность, сектор свободных профессий, а также в сфере деятельности, связанной со сдачей имущества в наем и аренду. Резерв может составлять до 20 % (максимум 50 тыс. марок) от прибыли.

В Японии для предприятий с капиталом не более 100 млн йен разрешается повысить на 16 % выше нормированного лимита сумму резервного фонда на покрытие убытков, связанных с безнадежными долгами, который не облагается налогом.

Правительство Сингапура собирается в ближайшие два года постепенно повышать ставку налога с продаж. С начала этого года налог вырос с 3 до 4 %, в будущем году его ставка будет составлять 5 %. Власти

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вьетнама решили привести систему налогообложения в соответствие с международной практикой. Для этого предполагается сократить число ставок по НДС с четырех до трех и увеличить список товаров, которые облагаются этим налогом. В Канаде с начала этого года ставка налога на прибыль уменьшена с 25 до 23 %. В следующем году она составит 21 %. В Бельгии правительство решило снизить налог на прибыль корпораций с 40 до 34 %. Такие нововведения сделают экономику страны более привлекательной для инвесторов, так как среди европейских государств самые высокие налоги в Бельгии.

Из вышеизложенного следует, что хотя система налоговых льгот в разных странах неодинакова, в основном она включает следующее:

— скидку налога на прибыль компаний в размере части капитальных вложений в новое оборудование, строительство;

— скидку налога на прибыль в размере части расхода на НИОКР;

— разрешение на создание за счет прибыли фондов специального назначения, не облагаемых налогом;

— обложение налогом прибыли по заниженным налоговым ставкам:

— дифференцированный подход в обложении налогом прибыли, НДС и подоходного налога;

— использование механизма ускоренной амортизации.

Следует отметить, что в ряде стран указанные льготы предусматриваются для малых предприятий, расположенных в неблагоприятных регионах страны или в особых отраслях.

В целом в этом направлении, хотя зачастую противоречиво и непоследовательно, формируется и российская политика в отношении малого предпринимательства. Обобщенно эти меры можно подразделить на несколько блоков.

Первый блок мер направлен на обеспечение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам. К конкретным инструментам государственной политики в этой сфере можно отнести бюджетное финансирование отдельных мероприятий и программ развития малого производства, стимулирование (нередко посредством прямого давления) коммерческих банков на предоставление кредитов малому бизнесу, создание специальных фондов развития малого предпринимательства, поощрение кредитных организаций.

Второй блок призван улучшить процессы воспроизводства в сфере малого бизнеса посредством организации снабжения необходимым сырьем и

материалами, а также сбыта готовой продукции. Государство активно поддерживает снабженческо-сбытовую кооперацию, привлекает малые предприятия в систему государственных закупок и заказов вплоть до резервирования производства отдельных товаров исключительно за малыми предприятиями, как это происходит в Индии.

Третий блок направлен на повышение технической оснащенности и подготовку кадров для малых предприятий. Для этого государство идет на продажу станков и оборудования на льготных условиях или в кредит, льготное кредитование или даже субсидирование импортных закупок оборудования, технологий, запасных частей, полное или частичное финансирование курсов профессио-

Литература

нальной подготовки и переподготовки, бесплатное распространение специальной литературы и целый ряд других мер.

Четвертый блок имеет целью решение проблем регионального развития за счет создания так называемых промышленных имений в сельскохозяйственных и малоразвитых районах, где формируются более привлекательные, чем в целом по стране, условия для учреждения и производственно-коммерческой деятельности малых предприятий.

И, наконец, пятый блок включает в себя меры правового и косвенного регулирования малого предпринимательства инструментами налогообложения, акцизной политики и валютно-импортного контроля.

1. Aoyama Yuko, Teitz M. B. Small Business Policy in Japan and the United States: A Comparative Analysis of Objectives and Outcomes. Berkeley, 1999. P. 9-20.

2. Econ. and Polit. Rev. Bombay, 1998. Mar. 4. P. 457.

3. Блинов al. О. Малое предпринимательство: организационные и правовые основы деятельности. — М., 1999. — С. 64 — 65.

4. Данилевская Г. Мелкий бизнес в Великобритании // МЭ и МО, 1999. — № 3.

5. Каретников М, Каретникова Т. Малый бизнес и проблемы его развития. — Челябинск, 1999. — С. 23 - 24.

6. Ланина И. Исчисление и уплата НДС малыми предприятиями с 1 января 2000 г. // Малое предприятие. — 2000. — № 12. — С. 33 — 34.

7. Орлов al. Малое предпринимательство. — С. 139 — 140.

8. Орлов al. Мелкое производство в странах Востока // Малое предпринимательство. — С. 140.

9. Потапов В. И. Объекты обложения в некоторых зарубежных странах // Налоговый вестник. — 1995.

— № 7.

10. Расчет. — 2003. — № 5, май. С. 70 — 71.

11. Савельева Т. К Мелкое производство в странах Востока. — С. 165 — 169.

12. Савельева Т. К Мелкое производство в странах Востока: (Социально-экономические и политические аспекты). — М., 1999. — С. 130.

13. Савельева Т. К Проблемы развития капитализма на Востоке. — М. , 1999. — С. 85; 134 — 135.

14. Сорокина В. Малый бизнес по-британски // Мировая экономика и международные отношения. — 1999.

— № 9. — С. 91.

15. Фадеев В. Государство и малый бизнес: стимулы и противоречия // Власть. — 2001. — № 1. — С. 34 — 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.