Научная статья на тему 'Зарубежный опыт региональной поддержки малых предприятий'

Зарубежный опыт региональной поддержки малых предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
333
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESS / СИСТЕМА РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / FORMS AND METHODS OF SUPPORT OF SMALL BUSINESS / ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / PRINCIPLES OF THE SYSTEM'S FUNCTIONING OF SYSTEM OF REGIONAL SUPPORT OF SMALL BUSINESS / THE SYSTEM OF REGIONAL SUPPORT OF SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тараруева Алиса Андреевна

Системы региональной поддержки малых предприятий играют важную роль в развитии малого предпринимательства большинства зарубежных стран. В статье анализируется опыт региональной поддержки малого бизнеса в США, Германии и Японии, формулируются принципы функционирования системы региональной поддержки малых предприятий, и делается вывод о возможности и целесообразности их использования в экономике России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тараруева Алиса Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign experience of regional support for small business

Systems of regional support of small business play an important part in the development of small business in most foreign countries. This article analyses the experience of regional support of small business in the USA, Germany and Japan. Also it marks out some principles of the system's functioning and identities the possibility and reasonability of taking them in practice in economy of Russia.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт региональной поддержки малых предприятий»

1А.А. Тараруева

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Системы региональной поддержки малых предприятий играют важную роль в развитии малого предпринимательства большинства зарубежных стран. В статье анализируется опыт региональной поддержки малого бизнеса в США, Германии и Японии, формулируются принципы функционирования системы региональной поддержки малых предприятий, и делается вывод о возможности и целесообразности их использования в экономике России.

Ключевые слова: малое предпринимательство, система региональной поддержки малых предприятий, формы и методы поддержки малых предприятий, принципы функционирования системы региональной поддержки малого предпринимательства.

Актуальность исследования зарубежного опыта региональной поддержки малых предприятий определяется прежде всего противоречием между той ролью, которую играет малый бизнес в экономике большинства развитых стран и тем местом, которое занимает малое предпринимательство в экономике нашего государства.

Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования.

Малое предпринимательство, существуя в реальной внешней среде, испытывает влияние разнообразных и разнонаправленных формальных и неформальных факторов. При этом рост малого предпринимательства, являясь одним из приоритетных направлений дальнейшего развития хозяйственной жизни нашей страны, далеко не всегда соответствует возлагаемым на него ожиданиям.

© Тараруева А.А., 2011

Так, общее число малых предприятий в России в 2,4 раза меньше, чем во Франции, в 7,7 раз - чем в Японии, и в 23 раза меньше, чем в США. Доля малых предприятий в производстве ВВП в России в 5 раз ниже, чем в США и Японии, и в 6 раз - чем в странах Европейского Союза. На тысячу россиян приходится в 14 раз меньше малых предприятий, чем в США1.

В России, как и в развитых странах Запада, создана и функционирует как на федеральном, так и на региональном уровне целостная система поддержки малых предприятий.

В то же время достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса и предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет частнопредпринимательской инициативы у экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней.

Во многом это результат недостаточной эффективности действующей в нашей стране системы поддержки малого бизнеса. Как заявил Д. Медведев в своем выступлении на президиуме Госсовета России 27.03.2008 г.:

«Основной причиной медленного роста малого бизнеса продолжает оставаться чрезмерный административный прессинг, давление, которое сегодня существует на всех стадиях развития малого предпринимательства. <...> Уверен, что мы должны выработать развернутую стратегию поддержки малого бизнеса»2.

На 1 октября 2007 г. в России было зарегистрировано более 1,1 млн организаций малого бизнеса и около 3,5 млн индивидуальных предпринимателей. Вклад малого бизнеса в ВВП сегодня не превышает 17%3.

Проведем сравнение критериев, в соответствии с которыми предприятие приобретает статус малого. В США к категории малых относятся предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на рынке. Количественные критерии (численность наемных работников или оборот) устанавливаются для каждой отрасли в зависимости от особенностей производства и иных необходимых факторов. Например: сельское хозяйство - 3,5 млн долл.; строительство - от 7 до 17 млн долл.; промышленность - 500 человек (в отдельных отраслях - до 100 или до 750 человек)4.

В Великобритании отсутствует единое определение сектора малых предприятий. Чаще всего, с точки зрения количества работников, к малым относят предприятия с числом работающих не более 250 человек.

В Польше, как и в Великобритании, нет единого официального определения малых предприятий, несмотря на то, что предприятия этого сектора экономики остаются одним из главных элементов экономической политики государства, главное статистическое управление относит к малым предприятия с числом работающих до 50 человек.

В Австрии, Испании, Португалии, Албании, Латвии, Республике Македония, кроме таких критериев как число работающих и оборот, используются следующие критерии: балансовая стоимость основных средств, доля участия в капитале других предприятий (в Испании данный критерий должен быть не более 35%, в Португалии - не более 50%).

Система поддержки малого бизнеса в экономически развитых странах в своих основополагающих чертах сложилась к концу 80-х годов XX в., а затем она продолжила лишь развиваться и совершенствоваться. В целом она представляет собой некое обеспечивающее начало и предполагает обслуживание малых предприятий, доведение до них материальных, финансовых, информационных ресурсов, включение в реализацию государственного заказа, оказание им различной помощи и т. п.5

Политика в отношении разработки системы поддержки малого предпринимательства является важным самостоятельным направлением социально-экономической политики государства и строится на принципе создания наибольшего благоприятствования развитию сектора малого предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект.

Рассмотрим организационные формы, в которых осуществляется поддержка малых предприятий как в целом по стране, так и на региональном уровне, а также основные методы этой поддержки.

Одной из организаций, осуществляющих централизованную финансово-кредитную поддержку малых предприятий в США, является Администрация малого бизнеса, которая предоставляет кредиты на приобретение земли, зданий, оборудования, обеспечение оборотного капитала, рефинансирование существующих долгов.

Она также гарантирует большую часть всех долгосрочных кредитов, предоставленных малым предприятиям по программам в промышленности, оптовой и розничной торговле, сфере услуг, строительстве, сельском хозяйстве, в том числе она гарантирует до 90% кредитов, выданных в размере более 155 000 долл. и до 85% - если размер кредита менее 75 000 долл. Срок кредитования обычно 5-7 лет, если кредит выдается для обеспечения

оборотного капитала, и до 25 лет - если кредит предоставляется на приобретение оборудования или здания. Для создания более доступных условий заимствования малыми предприятиями сумм до 25 000 долл. Администрация малого бизнеса проводит программы микрокредитования6.

Экономическая помощь малому бизнесу в США оказывается как на уровне штатов, так и на уровне местных органов власти. В 42 штатах реализуются специальные программы предоставления кредитов малому бизнесу (стимулирование экспорта, исследований и разработок, подготовки кадров), в 32 штатах - помещений, в 22 штатах - гарантирование займов.

К формам финансовой поддержки в США следует отнести:

1) мероприятия в области налогообложения, подразумевающие поэтапное уменьшение предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при узкой налогооблагаемой базе и широкой сфере применения налоговых льгот для обеспечения притока инвестиций;

2) участие в капитале инвестиционных компаний и гарантирование выпускаемых ими ценных бумаг;

3) венчурное финансирование.

Развитию малого бизнеса способствует Программа инновационных разработок в малом бизнесе (8ВШ), предусматривающая выделение из бюджета на поддержание НИОКР средств на оплату контрактов, заключаемых с малыми предприятиями. На эту программу приходится около 60% объема средств, выделяемых государством в виде помощи малому бизнесу.

В числе институтов поддержки малого предпринимательства ведущее место занимают инвестиционные компании малого бизнеса. Инвестиционные компании малого бизнеса представляют собой частные фирмы, лицензируемые и регулируемые Администрацией малого бизнеса, предоставляющие венчурные инвестиции малым фирмам. Инвестиционные компании малого бизнеса предоставляют капитал в виде обыкновенных акций и продлевают необеспеченные кредиты малым фирмам, отвечающим инвестиционным критериям данных инвестиционных компаний7. Большое внимание уделяется развитию венчурного финансирования, а также развитию франчайзинга и лизинга.

Одним из важных инструментов финансовой поддержки малых предприятий является микрокредитование, которое используется для решения таких задач, как пополнение товарных запасов или запасов сырья, приобретение торгового и производственного оборудования, ремонт помещения, приобретение недвижимости и автотранспортных средств.

В настоящее время в зарубежных странах в финансировании малых предприятий активно участвуют мелкие банки, которые обладают значительными преимуществами по сравнению с крупными банками, так как лучше знают местные условия и местный бизнес. Малые предприятия предпочитают брать кредиты именно у них, поскольку это гораздо удобнее и большую роль играют личные взаимоотношения и положение владельца малого предприятия в местном сообществе8.

Политика поддержки малого предпринимательства в Германии, где около 99% предприятий относятся к категории малых, базируется на несколько иных принципах:

1) государство не берет на себя инициативу реализации конкретных экономических проектов, так как это - задача самих предпринимателей;

2) государством поощряются творческий поиск, готовность рисковать и адаптировать;

3) государство осуществляет защиту малых предприятий от монополистического давления;

4) государство оказывает преимущественно косвенную финансовую поддержку малого предпринимательства.

Финансовая поддержка осуществляется на всех стадиях развития малого предпринимательства, носит четкий целевой и адресный характер, предопределяемый макроэкономическими и социальными приоритетами, так же допускается комбинирование различных источников и мер поддержки.

В Германии крупной специализированной организацией, осуществляющей в федеральном масштабе программы поддержки малого бизнеса, является банк Кредитанштальт фюр Видерауфбау (государственный кредитный институт). Он предоставляет льготные кредиты малым предприятиям не непосредственно, а через немецкие бизнес-банки.

Инвестиционная поддержка малых предприятий осуществляется по нескольким направлениям.

Во-первых, это удовлетворение потребностей предприятий в информационных и технологических ресурсах. К мероприятиям в этом направлении относят все финансируемые из государственного бюджета экономические и технические консультации как для начинающих, так и для существующих малых предприятий, а также мероприятий по обучению и повышению квалификации сотрудников и руководителей малых предприятий.

Во-вторых, обеспечение предприятий капиталом и усиление их экономической мощи: поддержка инвестиций в уставной капитал (формирование начального капитала при создании предприятия),

поддержка долгосрочных инвестиций в малый бизнес (в рационализацию, модернизацию, расширение, преобразование производства).

В-третьих, до 40% инвестиций могут быть профинансированы без предоставления гарантий, посредством льготных кредитов, предоставляемых без процентов на первые 2 года, сроком до 20 лет, освобождаемых от обязанности по возврату первых 10 лет. Такие кредиты заменяют собственный капитал малого предприятия, так как государство берет на себя риск не возврата кредита. Большая часть недостающего капитала может быть получена за счет специальных льготных государственных кредитов начинающими предпринимателям, по которым требуется обеспечение, они выдаются под 5% годовых на срок 20 лет и покрывают максимум 50% стоимости инвестиционного проекта.

Кредитная поддержка вновь создаваемых малых предприятий осуществляется через Германский компенсационный банк, предоставляющий кредитные ресурсы на инвестиционные цели: на создание или выкуп предприятия (и связанные с этим цели в течение первых трех лет существования новой фирмы), выкуп инвестиционного пая, дающего право контроля деятельности предприятия, формирование первоначальных запасов, оборудование офиса. Посредством региональных программ осуществляется кредитование малых предприятий, ориентированных на производство товаров и услуг местного значения.

Льготные кредиты иначе называют скрытой финансовой помощью, так как сумма помощи представляет собой разницу между рыночными и льготными кредитными ставками (кредитная субсидия). Среди других видов скрытой финансовой помощи выделяют гарантии по кредитам, предоставляемые специализированными банками, долевое участие инвестиционных компаний в капиталах малых предприятий, если эти банки и компании финансируются государством.

Специализированные гарантийные банки, созданные как институты поддержки немецкой экономики, берут на себя риск невозврата кредита до 80% суммы кредита или долевого участия в капитале путем предоставления гарантий и поручительств новым и уже существующим предприятиям малого бизнеса. Федерация и федеральные земли, на территории которых находится гарантийный банк, покрывают в совокупности до 60% риска гарантийного банка посредством предоставления ему собственных гарантий.

Успешно развивается в Германии кредитно-кооперационная поддержка малых предприятий. Финансовую основу кредитных кооперативов составляют собственные средства малых предприятий и сбережения населения. Поддержка малых предприятий через

механизм кредитной кооперации позволяет мобилизовать дополнительные средства, которые не были вовлечены в хозяйственный оборот.

Как организационно-правовая форма кредитная кооперация появилась в конце XIX в. в Германии преимущественно в сельском хозяйстве, и ее появление связывают с именем В. Райффайзена. Его считают «отцом-основателем» кредитных кооперативов, сформулировавшим принципы, ставшие впоследствии основополагающими в организации кредитной кооперации: неограниченная ответственность членов кооператива, повышающая доверие к его кредитоспособности; обязательство быть членом только одного кооператива; преимущественное расходование прибыли на формирование специального фонда развития кооператива; строго целевое использование полученных кредитных ресурсов (на производственные цели).

Через некоторое время кооперативы были признаны достаточно эффективной формой хозяйствования и распространились по всей Европе, а в начале ХХ в. появились и в США, где была создана Система кредитования фермеров, направленная на обеспечение предприятий сельского хозяйства необходимыми денежными средствами и состоящая из кооперативных банков, кредитующих сельскохозяйственные малые предприятия. Для системы кредитования фермеров характерно отсутствие постоянных паевых накоплений среди клиентов: пай члена кооператива существует на время предоставления кредита и составляет 5% от общей суммы кредита9.

В Японии действуют четыре центра проведения политики стимулирования малого бизнеса: центральное правительство, местные органы власти, крупный бизнес и самостоятельные объединения мелких предприятий. Поддержка малого бизнеса осуществляется на всех этапах развития предприятия: регистрации, становления, роста. Для этого используют льготные кредиты и займы, различные налоговые льготы, техническую и консультационную помощь, подготовку кадров.

Особенностью японского опыта поддержки малых предприятий является предоставление на научно-технические программы безвозвратной финансовой помощи (субсидии).

В качестве финансовой поддержки малых предприятий широко применяется система налоговых льгот: ставки налогов на доходы малых предприятий составляют около 27%, а для крупных - не менее 37,3%. Так же как и в США, в Японии функционируют венчурные фонды, венчурный капитал которых направляется в высокотехнологические компании: на развитие микропроцессоров, про-

граммного обеспечения, биотехнологий. Этими фондами также предоставляются займы под льготный процент.

Государство обеспечивает гарантирование и страхование кредитов, предоставляемых малым предприятиям, что обеспечивает перелив капитала от коммерческих финансовых институтов к малым предприятиям, и получение кредитов по льготному проценту.

Из проведенного анализа следует, что зарубежная практика функционирования системы поддержки малого предпринимательства базируется на ряде фундаментальных принципов:

- создания наибольшего благоприятствования развитию сектора малого предпринимательства;

- непрерывности осуществления поддержки на всех стадиях создания, функционирования и развития малых предприятий;

- целевого и адресного характера поддержки;

- принцип комплексности поддержки.

Использование сформулированных принципов в практике совершенствования системы региональной поддержки малый предприятий в промышленности России будет способствовать повышению эффективности ее функционирования, а следовательно, повышению роли малого бизнеса в экономике нашего государства.

Примечания

1 Котова Е.В. Финансово-кредитный механизм региональной поддержки малого

предпринимательства: монография. Ростов-на-Дону, 2007. С. 29.

2 Выступление Д. Медведева на президиуме Госсовета России от 27.03.2008. [М.,

2009]. URL: http://www.rost.ru/medvedev/report-27-03-1.html (дата обращения: 27.03.2008).

3 Там же.

4 Котова Е.В. Указ. соч.

5 Нестеренко Ю.Н. Малый бизнес: тенденции и ориентиры развития в современной

России. М.: РГГУ, 2007. С. 42.

6 Юсупова Н. Поддержка малого предпринимательства в США // Мировая эконо-

мика и международные отношения. 2001. № 5. С. 178, С. 294.

7 Юдаков О. Методы оценки финансовой эффективности и рисков реальных инве-

стиций в условиях неопределенности // Инвестиции в России. 1999. № 3. С. 179.

8 Там же. С. 123.

9 Юсупова Н. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.