Научная статья на тему 'Сравнительный анализ упрощенной системы налогообложения'

Сравнительный анализ упрощенной системы налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2620
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сахипова Наиля Сагитовна

Глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации делает режим налогообложения малых предприятий более демократичным и либеральным, расширяя их права в области выбора объекта налогообложения. В этой связи приводятся практические рекомендации по использованию уровня рентабельности в качестве критерия при выборе объекта налогообложения. Если рентабельность затрат имеет высокие значения в течение нескольких отчетных периодов, то выбор должен быть сделан в пользу дохода как объекта налогообложения. Государство призвано создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу. В переходной экономике России наличие малоэффективных производств, снижение занятости, социальные и, как следствие, политические проблемы делают жизненно необходимым создание условий для деятельности самостоятельной и инициативной, но не имеющей стартового капитала части населения страны в сферах, независимых от государства и крупного капитала. Благодаря изменениям в упрощенной системе налогообложения она стала более удобной и привлекательной. Библиогр. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сахипова Наиля Сагитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF A SIMPLIFIED SYSTEM OF TAXATION

Chapter 26.2 of the Tax code of the Russian Federation makes the system of taxation for small scale businesses more democratic and liberal, expanding their rights as to the choice of the object of taxation. In this regard, some practical recommendations of using the level of profitability as a criterion when choosing the object of taxation are given. If the profitability of an outlay shows high values during several accounting periods, the choice should be made in favour of the income, as the object of taxation. The government is called upon to create such legal and economic climate which allowed a small scale business not only hold its ground but also grow and build up its strength. In the transitional economy of Russia, the existence of unrewarding manufactures, reduction of employment, social and consequent political problems make it necessary to create favourable conditions for those self-sufficient and initiative citizens who lack initial capital but are willing to set up their own business in the spheres of economy free from state control and influence of big business. Due to the changes, the simplified system of taxation became more useful and attractive.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ упрощенной системы налогообложения»

ББК 65.261.413

Н. С. Сахипова Астраханский государственный технический университет

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия.

Как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, малый бизнес - это базовая составляющая рыночного хозяйства.

Особенностями малого бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость.

Роль малого бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, выпускает специальные товары и услуги.

В России сегодня насчитывается около 1 млн малых предприятий.

Сравнительный анализ сравнительный анализ упрощенной системы налогообложения (УСН) за 2003-2004 гг. показывает, что гл. 26.2 Налогового кодекса (НК) РФ [1] делает режим налогообложения малых предприятий более демократичным и либеральным, расширяя их права в области выбора объекта налогообложения. В этой связи приводятся практические рекомендации относительно того, как использовать уровень рентабельности в качестве критерия выбора объекта налогообложения.

Для расчета уровня рентабельности, при котором создается одинаковая налоговая нагрузка на оба возможных объекта налогообложения (доход и доход, уменьшенный на величину расхода), воспользуемся уравнением

0,06Д = 0,15(Д - Р), (1)

где Д - доход;

Р - расходы, уменьшающие налоговую базу.

Разницу между доходами и расходами условно назовем прибылью и обозначим П. Тогда формула (1) приобретает вид

0,06 (П + Р) = 0,15 П. (2)

Отсюда П = 0,667 Р, что означает равновыгодность условий налогообложения обоих объектов при уровне рентабельности затрат 66,7 %. Если фактическая рентабельность деятельности превышает данную величину, то налогоплательщику целесообразнее платить налог с дохода. При этом, правда, стоит учитывать одно обстоятельство, касающееся порядка уплаты взносов в Пенсионный фонд (ПФ) РФ: налогоплательщики, выбравшие в качестве объ-

екта налогообложения доходы, смогут уменьшать сумму налога, исчисленную за налоговый период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в тот же период времени, но не более чем на 50 % исчисленного налога.

В случае выбора налогоплательщиками объекта налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов, страховые взносы в ПФ принимаются к вычету при исчислении налоговой базы. Таким образом, на выбор объекта налогообложения оказывает влияние еще и доля расходов на оплату труда в общей сумме расходов [1, 2].

На конкретном числовом примере проведем сравнительный анализ суммарной величины совокупных налоговых обязательств и налоговой нагрузки на доход при четырех вариантах налогообложения и представим эти данные в таблице.

Расчет совокупных налоговых обязательств предприятия за налоговый период при различных вариантах налогообложения (тыс. руб.)

Показатель УСН по условиям2003 г УСН по условиям 2004 г

Объект налогообложения — валовая выручка Объект налогообложения— совокупный доход Объект налогообложения — доход Объект налогообложения — доход, уменьшенного на величину расходов

1 2 3 4

1. Выручка 3 875 3 875 3 875 3 875

2. Стоимость израсходованной электроэнергии Не влияют на величину налоговой базы 618 618 Не влияют на величину налоговой базы 618 618

3. Хозяйственные расходы 1 186 1 186 1 186 1 186

4. Транспортные расходы 16 16 16 16

5. Амортизация основные средства 69 Не включаются в расходы 69 69 69

6. Командировочные расходы 30 30 30 30

7. Фонд оплаты труда 340 340 340 340

8. Единый социальный налог 73 73 - -

9. Взносы в ПФ 14 % от ФОТ 47 47 47 47

10. Налоговая база 3 8751 1 9352 3 8751 1 5693

11.Сумма единого налога 387,54 580,55 185,56 235,357

12. Общая сумма налоговых обязательств 507,58 700,59 232,510 282,35й

13. Налоговая нагрузка, % 13 % 18 % 6 % 7 %

Примечание:

:стр. 1; 2стр. 1 - (стр. 2 + стр. 3 + стр. 4 + стр. 8 + стр. 9); 3стр. 1; 4стр. 10 х х 10 %; 5стр. 10 х 30 %; 6стр. 10 х 6 % - стр. 9; 7стр. 10 х 15 %; 8стр. 8 + стр. 9 + + стр. 11; 9стр. 8 + стр. 9 + стр. 11; 10стр. 9 + стр. 11; пстр. 9 + стр. 11.

Налоговая нагрузка на доход рассчитана как отношение суммы всех налоговых обязательств организации (строка 12) к сумме всех доходов от реализации и внереализационных доходов (строка 1). Сопоставимы по объектам налогообложения между собой графы 1 и 3 (объектом является доход), а также 2 и 4 (объектом является доход, уменьшенного на величину расходов).

Данные примера свидетельствуют о том, что в результате снижения налоговых ставок и расширения перечня расходов, учитываемых при налогообложении, при прочих равных условиях налоговая нагрузка сократилась с 13 до 6 % при налогообложении дохода и с 18 до 7 % при налогообложении дохода, уменьшенного на величину расходов. При этом следует иметь в виду, что общая величина налогового бремени во всех вариантах зависит от уровня трудоемкости, определяемого удельным весом затрат на оплату труда в общей величине затрат, а также рентабельности. Следовательно, рассчитанные показатели не являются фиксированными, они лишь иллюстрируют конкретную ситуацию.

Сравнение граф 3 и 4 свидетельствует о предпочтительности выбора в качестве объекта налогообложения дохода.

Уровень рентабельности затрат (Я). По данным нашего примера

Я = (618 + 1186 + 16 + 69 + 30 + 340 + 47) / 1569 х 100 = 146,97 %.

Как видно, рассчитанный показатель имеет высокое значение -146,97 %, т. е. значительно больше найденного «порогового» значения 66,7 %. Если сложившаяся ситуация не является «случайной» и рентабельность затрат имеет высокие значения в течение нескольких отчетных периодов, то выбор должен быть сделан в пользу дохода как объекта налогообложения. Другим бесспорным преимуществом данного варианта является предельная простота расчетов, исключающая арифметические и логические ошибки, а также возможные налоговые споры, связанные с определением расходов, учитываемых при налогообложении.

Упрощенная система налогообложения, без сомнения, стала более удобной после внесения изменений 01.01.2003 г. Но она не стала идеальной. Приведем ее наиболее яркие достоинства и недостатки:

Достоинства:

1. Максимально упрощается ведение бухгалтерского учета: отменяются способ двойной записи, обязательность применения плана счетов и множество других требований, усложняющих работу, т. е. весь бухучет превращается в ведению Книги учета доходов и расходов.

2. Облегчается документооборот за счет значительного сокращения форм отчетности.

3. Упрощается порядок отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов. Они фиксируются по мере совершения в хронологической последовательности на основе первичных документов.

4. Юридические лица платят один налог вместо совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Размер налога определяется по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.

5. Индивидуальные предприниматели не платят налог на доходы физических лиц.

6. Субъектам федерации предоставляется право выбора объекта налогообложения - это может быть либо доход, либо доход, уменьшенный на величину расходов.

7. Субъекты малого предпринимательства не платят НДС и налог с продаж.

8. Расширяется перечень расходов (с 01.01.2003 г.), на которые можно уменьшить доходы.

Недостатки:

1. Полученные минусовые разницы не принимают в расход, вследствие того, что этот вопрос не отражен в главе 26.2 НК РФ.

2. В статье 346.14 сказано, что нельзя менять объект налогообложения по единому налогу в течение всего срока применения УСН. Но поскольку ситуация на рынке нестабильна, возникает необходимость определенных перемен, что в данном случае невозможно [3].

В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

Повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки - мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую поддержку. Даже восточноевропейские державы с переходной экономикой уделяют особое внимание государственной поддержке малого бизнеса [1, 4].

Поддержка малого бизнеса в странах Европейского союза (ЕС).

Возросшая роль малого бизнеса заставила большинство стран ЕС признать необходимость разработать специальную политику, основными целями которой являются:

- развитие международной конкурентоспособности национальных малых предприятий;

- создание новых рабочих мест;

- экономический рост малых предприятий;

- привлечение иностранных инвестиций; инновационная деятельность;

- трансферт (передача) технологий.

В большинстве стран - членов ЕС определение национальной политики в отношении малого и среднего предпринимательства является пре-

рогативой федеральных властей, а конкретные мероприятия реализуются на уровне регионов.

Очевидно, что политика федеральных и региональных властей должна быть скоординированной и сбалансированной, чтобы не снижать конкурентоспособности предприятий.

Так, в Испании в течение последних лет возник ряд проблем, связанных с согласованием функций и действий властей различного уровня. Особую остроту они приобрели после появления здесь фондов ЕС по поддержке малого предпринимательства, большая часть которых была задействована в регионах без ведома правительства Испании.

Как правило, в странах ЕС делами малого и среднего бизнеса ведают министерства экономики и (или) министерства промышленности и торговли. Германия и Нидерланды, например, имеют отделы малого и среднего бизнеса в Министерстве экономики. Во Франции соответствующий отдел создан в Министерстве промышленности. В Великобритании существует Министерство малого предпринимательства.

Что же касается программ развития малого и среднего бизнеса, то они разрабатываются в расчете на участие сразу нескольких министерств, что опять-таки требует координации усилий.

Суммируя опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в странах ЕС, можно выделить несколько основных направлений.

Помощь в создании малых предприятий. Прямая заинтересованность государств ЕС в увеличении числа и расширении сфер деятельности малых предприятий побуждает их принимать различные программы поощрения начинающих предпринимателей.

Развитие субподряда. Работа по субподряду позволяет малым фирмам получать доступ к технологическим и коммерческим ноу-хау больших корпораций. Основные меры поддержки малого бизнеса в данной сфере связаны с информированием и консультированием.

Вывод малого бизнеса за рамки национального рынка. В последние годы в ЕС частично или полностью упразднены многие барьеры, стоявшие на пути международной торговли, что, безусловно, способствует расширению экспорта. Однако, как и в случае с субподрядом, вовлечению малого бизнеса в этот процесс препятствуют конкуренция и недостаточная осведомленность.

Финансирование малого бизнеса. Все государства ЕС помогают малому и среднему бизнесу получить доступ к источникам финансирования, используя при этом различные рычаги.

Некоторые страны (Великобритания, Нидерланды и др.) в основном сосредоточиваются на обеспечении гарантий займа, другие - на предоставлении рискового капитала.

Предоставление налоговых льгот. Все государства ЕС так или иначе смягчают налоговое бремя для малого и среднего предпринимательства (Великобритания, Германия).

Создание новых рабочих мест. Государства ЕС оказывают финансовую помощь (субсидии) малым фирмам, предлагающим места безработным, особенно молодежи.

Региональное оздоровление. В Великобритании принята Программа действия для городов, которая призвана способствовать возрождению старых промышленных центров и оздоровлению социального климата в трущобах. В кризисных точках создаются зоны свободного предпринимательства, где функционируют государственно-коммерческие фонды регионального развития, предоставляющие льготные кредиты и деловые услуги. Тут резко снижен налог на недвижимость и прибыль, подоходный и другие налоги, практикуется льготная продажа оборудования.

Поощрение инноваций. Интересный опыт накоплен странами ЕС в плане государственной поддержки малого бизнеса в деле повышения производительности и конкурентоспособности.

Особенно показательны германские инициативы.

Поддержка малого бизнеса в США. В июне 1995 г. президент США созвал в Белом доме конференцию по проблемам малого бизнеса, где были сформулированы основные рекомендации по стимулированию экспорта для государственных органов. В этих рекомендациях можно выделить несколько основополагающих моментов.

Защита интеллектуальной собственности. Торговым представителям США было предложено прилагать все усилия для защиты в международном масштабе прав интеллектуальной собственности и введения обоюдных унифицированных стандартов, централизованной регистрации, эффективной процедуры разрешения международных споров по поводу действия торговых марок.

Конгресс получил рекомендацию защищать патентные права в международном масштабе с учетом интересов малого бизнеса, в том числе добиться того, чтобы: а) срок действия патента составлял 20 лет со дня подачи заявки или 17 лет со дня выдачи патента; б) патент не публиковался до момента его выдачи; в) патент сохранялся за изобретателем, а не за тем лицом, которое первым обратилось за регистрацией.

Обеспечение широкого доступа к информации. Владельцы малых фирм ратуют за введение глобальной системы, которая обеспечила бы доступ к правительственной информации и ресурсам.

Президент рекомендовал Конгрессу и Правительству разработать новую программу, которая распределяла бы ресурсы частного сектора на нужды ассоциаций малых предприятий в целях содействия выходу их членов на мировой рынок.

Финансирование экспортных операций. Конференция рекомендовала Конгрессу и Правительству поощрять спонсорскую деятельность Экспортно-импортного банка. В качестве других мер предложено следующее: обучение сотрудников региональных и местных банковских институтов методам финансирования малых фирм; информирование малых

фирм о возможностях кредитования экспорта; координация деятельности федеральных агентств, которые участвуют в финансировании экспорта [5].

Поддержка малого бизнеса в Японии. Малое и среднее предпринимательство в Японии находит помощь не только со стороны правительства и нескольких созданных им специализированных организаций, но и со стороны администрации префектур, местных управлений внешней торговли и промышленности, торгово-промышленных палат.

Государственная политика содействия малым и средним предприятиям включает следующие направления:

- обеспечение конкурентоспособности путем выделения субсидий и ссуд - прямых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям, функционирующим в наиболее перспективных отраслях) и гарантированных займов (благодаря введению налоговых льгот коммерческие банки охотно кредитуют малый бизнес);

- поощрение структурной перестройки; модернизация хозяйственной деятельности; улучшение условий труда; содействие торговле;

- сбор и анализ информации об экономических показателях и технической оснащенности малых и средних предприятий для оценки эффективности господдержки [6, 7].

Существующая в Японии система финансирования малого бизнеса гарантирует предоставление субсидий и кредитов органами местной государственной власти, при необходимости - с привлечением частных кредитных учреждений. Безвозвратная финансовая помощь выделяется только на развитие научно-технических программ.

Неотъемлемый элемент японской системы финансирования малого бизнеса - это компенсация затрат, связанных с подготовкой кадров, и двух третей расходов на повышение квалификации работников.

Государство и местные власти в равных долях ассигнуют средства на информационное обслуживание малого бизнеса через сеть местных информационных центров ( их 17). Финансируется также установка компьютеров, сбор и анализ информации для разработки энергосберегающих и природоохранных мероприятий, консультирование предпринимателей по поводу эффективных методов ведения розничной торговли и программного обеспечения.

Для стимулирования модернизации производства создан фонд лизинга для передачи оборудования в аренду сроком до 7 лет или долгосрочного кредитования стоимости оборудования под низкие процентные ставки с рассрочкой погашения средств. Размер кредита, сроки погашения, отсрочки, процентная ставка определяются государством [8].

Мелкие и мельчайшие фирмы - фундамент экономики не только развивающихся стран, но и стран с уже сложившейся экономикой. Не будь мелких предприятий, могла бы возникнуть «лоскутная» экономика. Некоторые потребности рынка удовлетворялись бы полностью, а другие, те, на базе которых нельзя развернуть крупный, сверхвыгодный бизнес, игнорировались бы.

Для экономики стран деятельность мелких компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития мелкого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Именно мелкие предприятия предоставляют более 50 % рабочих мест (в Германии - более 60 %, а в Японии - более 75 %).

Но малый бизнес имеет и свои недостатки, например, часто встречается такой недостаток, как короткий жизненный цикл. После непродолжительного периода своей деятельности многие из них могут либо реорганизовываться, либо разоряться. Но именно это и создает благоприятную обстановку для формирования нового бизнеса методом проб и ошибок.

Вопрос о налогообложении малого бизнеса приобрел особую актуальность в переходной экономике России. Наличие малоэффективных производств, снижение занятости, социальные и, как следствие, политические проблемы делают жизненно необходимым создание условий самостоятельной и инициативной, но не имеющей стартового капитала части населения страны для деятельности в независимых от государства и крупного капитала сферах. Благодаря изменениям в У СН эта система стала более удобной и привлекательной. Она позволила субъектам малого предпринимательства снизить расходы и упорядочить ведение отчетности. Конечно, она не стала идеальной, еще не все проблемы и вопросы разрешены, но сделан большой шаг по направлению к совершенствованию УСН.

Возможность использования особого режима налогообложения для малого бизнеса следует рассматривать как льготу. Она не должна быть использована крупными предприятиями, дабы малые предприятия смогли конкурировать с крупными, тем самым препятствуя монополизации российского рынка.

Проанализировав все плюсы и минусы расчета единого налога с доходов, можно сделать вывод, что этот объект налогообложения может быть выгоден предприятиям, которые:

- имеют большой удельный вес расходов на оплату труда в общей сумме расходов. Поскольку с фонда оплаты труда перечисляются только взносы в Пенсионный фонд, уменьшающие величину единого налога, то предприятие получает возможность показывать в отчетности «чистую» зарплату;

- не имеют возможности документально подтверждать свои расходы;

- продают свою продукцию физическим лицам за наличный расчет. Физические лица-покупатели не являются плательщиками НДС, и для них неважно то, что в стоимости закупленных товаров отсутствует «входной» НДС. Однако при решении вопроса о выборе объекта налогообложения налогоплательщики должны учитывать, что НК РФ предусматривает запрет на изменение в течение 2003-2004 гг. выбранного объекта налогообложения. Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения, после подачи заявления о переходе на упрощенную систему,

налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.

В статье 6 Закона № 104-ФЗ установлено, что выбирать объект налогообложения налогоплательщики, переходящие на упрощенную систему налогообложения, могут только до 2005 г. Начиная с 1 января 2005 г. для всех налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 НК РФ, объектом налогообложения будет доход, уменьшенный на величину расходов.

Проведенный анализ позволяет предположить, что введение в действие новых глав НК РФ позволяет заметно упростить процедуры налогообложения и представления отчетности и в конечном счете создать более благоприятные условия для ускорения развития в стране малых предприятий. Вместе с тем нельзя не отметить серьезный минус: новая система незаслуженно ликвидирует патенты. Ведь патент для предпринимателей -доступная и очень простая система. Следовало бы дать им право выбора -заменить по желанию единый налог при «упрощенке» оплатой стоимости патента. При отсутствии такого права индивидуальные предприниматели могут оказаться в более тяжелых условиях по налогообложению по сравнению с действующей ныне системой, чем в настоящее время.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Налоговый кодекс РФ. Части 1 и 2. - М.: Проспект, 2003.

2. Закон РФ от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2001).

3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в ред. от 29.05.2002).

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и 2. - М., 2002.

5. Малые предприятия. Субъекты малого предпринимательства. - М.: Ось-89, 2002.

6. Хабарова Л. П. Упрощенная система налогообложения. - М.: ООО «Бухгалтерский бюллетень», 2004.

7. Вопросы становления и развития малого бизнеса. Малые и средние предприятия в странах с переходной экономикой // Деньги и кредит. - 2004. - № 10. - С. 58.

8. Попов П. А. Сжато об упрощенном // Главная книга. - 2004. - № 11. - С. 10-17.

Получено

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF A SIMPLIFIED SYSTEM OF TAXATION

N. S. Sakhipova

Chapter 26.2 of the Tax code of the Russian Federation makes the system of taxation for small - scale businesses more democratic and liberal, expanding their rights as to the choice of the

object of taxation. In this regard, some practical recommendations of using the level of profitability as a criterion when choosing the object of taxation are given. If the profitability of an outlay shows high values during several accounting periods, the choice should be made in favour of the income, as the object of taxation. The government is called upon to create such legal and economic climate which allowed a small - scale business not only hold its ground but also grow and build up its strength. In the transitional economy of Russia, the existence of unrewarding manufactures, reduction of employment, social and consequent political problems make it necessary to create favourable conditions for those self-sufficient and initiative citizens who lack initial capital but are willing to set up their own business in the spheres of economy free from state control and influence of big business. Due to the changes, the simplified system of taxation became more useful and attractive.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.