Научная статья на тему 'Зарубежный опыт государственной поддержки развития малого бизнеса'

Зарубежный опыт государственной поддержки развития малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2092
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МАЛЫЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилина Н.

И в развитых, и в развивающихся странах поддержка малого бизнеса осуществляется путем реализации комплекса мер государственными органами федерального и особенно регионального и местного уровней. Автор исследует применимость этих мер в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт государственной поддержки развития малого бизнеса»

Н. ДАНИЛИНА, аспирантка Всероссийской государственной налоговой академии Минфина РФ

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

И в развитых, и в развивающихся странах поддержка малого бизнеса осуществляется путем реализации комплекса мер государственными органами федерального и особенно регионального и местного уровней. Автор исследует применимость этих мер в России.

Ключевые слова: зарубежный опыт, государственная поддержка, малый бизнес.

В мировой практике считается нормой государственное стимулирование развития малого бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства состоит в том, чтобы создавать правовые и экономические условия для его выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка. Малый бизнес является важным сектором с точки зрения создания рабочих мест и роста инвестиций.

Происходящие в течение последних десятилетий социально-экономические преобразования в крупнейших развитых странах мира, таких как Великобритания, Франция, Германия, США, Япония и др., имеют много общих черт наряду с определенными различиями. Так, например, весьма сходные явления в жизни этих стран связаны с количественными, качественными и системными изменениями в деятельности малых предприятий, которые составляют важнейшую часть экономики этих государств. Жизнь и развитие крупных городов находятся в тесной связи с деятельностью малого бизнеса, как самой многочисленной и развитой формы предпринимательства, охватывающей до 60-70% экономически активного городского населения. Опыт развития и поддержки малого бизнеса, накопленный в указанных странах, может в определенной мере быть использован и в России, которая является носителем огромного потенциала в экономическом развитии, и, в частности, в формировании сектора малого бизнеса.

Итак, рассмотрим особенности развития малых предприятий в зарубежных странах, а также дополнительные меры, применяемые там в поддержку малого бизнеса в период выхода из финансового кризиса. В большинстве стран-членов ЕС определение национальной политики в отношении малого и среднего бизнеса является прерогативой федеральных властей, а конкретные мероприятия реализуются на уровне регионов. Все государства ЕС помогают малым и средним предприятиям получить доступ к источникам финансирования, используя при этом различные рычаги. Некоторые страны (Великобритания, Нидерланды и др.) в основном сосредоточиваются на обеспечении гарантий займа. Однако большинство государств создает особые резервы для поддержания малого и среднего бизнеса посредством субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций1.

В Германии главным принципом, лежащим в основе системы государственной поддержки среднего слоя, объединяющего малый и средний бизнес, является оказание помощи, стимулирующей развитие самопомощи. Для этого в Германии разработано несколько специальных инструментов и конкретных программ.

1) Структурно-политические мероприятия, осуществляемые федеральным

правительством ФРГ. Они нацелены на обеспечение нормальных условий конкуренции для среднего слоя. Главный инструмент здесь - картельное право, законодательно

1 http://koet.syktsu.rU/vestnik/2006/2006-1/6.htm.

оформленное в 1957 г. Ведомство по надзору за картелями (по нашей терминологии, антимонопольный комитет), во-первых, тщательно следит за слияниями крупных фирм, во-вторых, облегчает кооперацию мелких и средних предприятий, снимая ненужные запреты.

2) Обеспечение равноправного участия в распределении государственных контрактов. С 1976 г. существует особое Положение, регулирующее обязательное участие мелких и средних поставщиков в распределении госзаказов. В случаях дискриминации мелкие фирмы могут обратиться в специально учрежденные для этих целей инстанции.

3) Сокращение ставок налога и налоговые льготы. Этот инструмент, активно используемый сегодня в Германии, включает три главных разновидности:

а) специальные нормы амортизационных отчислений;

б) создание резервов, необлагаемых налогом на прибыль;

в) инвестиционные надбавки, выплачиваемые налоговыми ведомствами.

Создание резервов прибыли, освобожденных от налогообложения, разрешено в ремесленном производстве, торговле, промышленности, секторе свободных профессий, а также в сфере деятельности, связанной со сдачей имущества в наем и аренду. Резерв может составить до 50 тыс. евро.

4) Финансовая поддержка. Кредиты с относительно низкой ставкой процента и льготными условиями возврата денег, предоставляемые федеральным правительством, -существенное подспорье для среднего слоя. Кредиты выдаются мелким и средним фирмам не напрямую, а через обслуживающие их банки, предоставляющие гарантии своевременного возврата денег. Специальные кредиты, стимулирующие создание новых рабочих мест и улучшение региональной структуры экономики, предоставляются правительствами земель.

5) Помощь в инновационной сфере. Организационные формы такой помощи многообразны: индустриальные и научные парки, инновационные центры, где имеются возможности снять помещение, получить доступ к информационным банкам, консультациям, капиталу. Государственная поддержка инноваций в сфере мелкого и среднего бизнеса осуществляется также содействием в совместной работе среднего слоя с научными учреждениями, созданием необходимой информационной и консультационной инфраструктуры, облегчением передачи технологии, помощью в обучении научного персонала.

Что касается Великобритании, то значительная заслуга в стимулировании развития мелких фирм в этой стране принадлежит бюджетной политике правительства. К мерам общего характера относятся: установление для мелких фирм пониженной ставки налога с корпораций, отложенная оплата счетов, составление баланса для расчета налога на добавленную стоимость лишь после оплаты счетов, эффективная система скидок при уплате просроченных ссуд. Кроме бюджетных мер мелким фирмам предоставляются льготы при взимании местного налога на имущество, что помогает отчасти разрешить проблему ликвидности.

В ответ на сложившуюся экономическую ситуацию в мире государством в поддержку малого бизнеса разрабатываются и внедряются определенные изменения в области налоговой политики, в частности, изменения в области налога на доходы2:

- снижение налоговых ставок и/или отсрочка повышения налоговых ставок;

- смягчение стандартов для налоговой задолженности. Правительство отвечает на рост

2 Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы// А. Абрамов, Е. Апевалова, Е. Астафьева и др./Науч. ред. Е.Т. Гайдар. М..: Проспект. 2009. С 98-99.

налоговой задолженности в результате кризиса смягчением стандартов сбора налоговой задолженности. Это включает сокращение штрафов, иногда до нуля, и пеней по налоговой задолженности. Такие изменения предназначены для малых и средних предприятий, потому что крупные предприятия зачастую сформировали резервы на уплату налогов и должны сохранить возможность платить налоги в прежнем режиме. Кроме того, крупные фирмы обычно имеют гораздо большую возможность получить займы, чем мелкие и средние предприятия. Следует отметить, что данная практика применяется и в США.

Изменения в области НДС представляют собой:

- снижение ставок: фиксированные пониженные ставки при упрощенном порядке уплаты НДС (без права вычета входящего НДС) - стандартная программа для малого бизнеса в Евросоюзе - были сокращены как для сельского хозяйства, так и для других секторов;

- увеличение порогов: пороги, при превышении которых требуется заполнение налоговой декларации, использовались, чтобы освободить малые и средние предприятия от регистрации налогоплательщиками НДС.

В Великобритании отдельные министерства (торговли и промышленности, занятости, экологии, энергетики) разработали четыре категории программ помощи мелкому бизнесу3.

1. Программы консультаций новым и действующим фирмам. Для их реализации созданы такие специальные организации, как Служба мелких фирм, занимающаяся разработкой и внедрением региональных программ развития (например, программа «Восточнодевонширская мелкая промышленность»), а также Агентство развития Уэльса. Совместно с Конфедерацией британской промышленности они предложили программу шефской помощи мелким фирмам в виде консультаций по вопросам управления финансированием маркетинга. После одобрения всех этих программ их реализацией занялась Служба мелких фирм.

2. Программы оказания финансовой помощи. К их числу относятся: «Схема грантов»; «Агентство помощи предприятиям местного значения», представляющее ассоциацию примерно 200 самостоятельных бюро, осуществляющих финансовую поддержку мелких фирм на региональном уровне; «Схема содействия в создании предприятий», предусматривающая финансовую помощь безработным, намеренным начать собственное дело; «Гарантирование кредитов» - программа рассчитана на три года и предусматривает выплату страховых премий от имени преуспевающих бизнесменов. Специальные программы обеспечивают финансовую помощь молодым людям при создании или расширении их бизнеса, подготовку предпринимателей в сфере малого бизнеса, помощь муниципальным властям в деле создания и развития мелкого предпринимательства в городах.

3. Региональные программы помощи мелким фирмам, действующим в Шотландии, Уэльсе, Северной Ирландии. По программе «Служба совершенствования бизнеса» стоимостью 40 млн. ф. ст. в этих регионах разрабатывается рыночная стратегия для таких фирм (более 50% ассигнований идет на маркетинговые исследования, остальное - на профессиональную подготовку занятых в мелком бизнесе). В региональных программах принимает участие Европейский региональный фонд развития, который оказывает помощь мелкому бизнесу в отсталых отраслях, стимулируя создание новых рабочих мест.

4. Программы, поощряющие экспортную деятельность мелких фирм, осуществляются в

3 http://business.zakon.kz/inostr/GB.shtml

основном специальным органом - Бюро британской заморской торговли. Кроме того, Правительство Великобритании со своей стороны разработало ряд программ под общим названием «Предпринимательская инициатива» с целью стимулирования деятельности малого бизнеса и повышения его конкурентоспособности. Одна из программ предусматривает проведение ежегодного конкурса среди мелких фирм (до 50 занятых) на лучшие разработки коммерческой стратегии в сфере высокотехнологичной продукции. На реализацию этой программы министерство торговли и промышленности ассигновало 70 млн. ф. ст. Конкурсантам предоставляются субсидии в размере 75% их расходов (последние не должны превышать 50 тыс. ф.ст.). По другой программе средние фирмы с числом занятых до 500 человек премируются за создание новой продукции или развитие производств, требующих технологических нововведений.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает союз крупного и малого бизнеса в странах Европы. Активное участие в становлении мелких фирм принимают крупные компании. Например, «Royal Datch Shell», «ICI», «Control Data» практикуют командирование квалифицированных управляющих со своих предприятий на мелкие фирмы на срок до двух лет. Компания «British Gas» инвестировала 15 млн. ф. ст. в развитие малого бизнеса, связанного с разработкой новых технологий для нефтяной и газовой промышленности. Для поиска и подбора мелких фирм, занятых разработкой новых технологий либо производством товаров и услуг для нефтяной промышленности, создано специализированное дочернее предприятие «British Gas Ventures».

Особенно ощутима помощь крупного бизнеса в период становления мелкого предприятия. Такие гиганты, как «Royal Bank of Scotland», «Rank Xerox», «British Telecom», разработали серию программ, предусматривающих возмещение мелкому предприятию транспортных и гостиничных расходов, обеспечение компьютерами, копировальным и телекоммуникационным оборудованием. Все эти услуги существенно облегчают деятельность начинающего предпринимателя. Значительна в стартовый период и поддержка банков.

Разумеется, помощь крупных компаний мелким предпринимателям не бескорыстна. В результате такого содействия банк «Royal Bank of Scotland» овладел 45% рынка мелкого бизнеса в Шотландии, а компания «British Gas» обеспечила развитие новых технологий для собственного производства исключительно с помощью мелких фирм. Однако стоит рассмотреть все положительные и отрицательные стороны такого сотрудничества. На наш взгляд, выигрывают не только крупные фирмы, но и мелкий бизнес. Нынешнее Британское правительство заложило фундамент новых взаимоотношений крупного и малого бизнеса, в частности, получила развитие интеграция мелких предприятий в структуру крупных компаний. В этих случаях крупный бизнес помимо собственных подразделений организует сеть мелких и мельчайших автономных хозяйственных единиц, управляемых их арендаторами или владельцами.

Все большую роль приобретают различного рода контрактные соглашения между крупным и мелким бизнесом. Примером может служить бум франчайзинга, согласно которому крупная компания предоставляет мелкому предпринимателю возможность пользоваться ее именем и торговым знаком, поставляет необходимое оборудование, транспортные средства. Действуя на принципах франчайзинга и выплачивая часть выручки, составляющую, как правило, 2-10% оборота, мелкий предприниматель приобретает финансовую и техническую помощь крупной компании. Развитию подобных связей способствуют ведущие английские банки «Barklays Bank» и «National Westminster», которые создали специальные отделы по оказанию финансовой помощи мелким предпринимателям, заключающим соглашения типа франчайзинга.

Британское правительство поощряет сотрудничество мелких и крупных хозяйственных структур. Национальный совет экономического развития подготовил

специализированный каталог мелких фирм, с помощью которого крупные компании могут выбрать потенциальных партнеров. Кроме того, создан специальный центр, способствующий контактам между крупными и мелкими фирмами. Значительную помощь малому бизнесу оказывают информационные центры фирм «General Electric», «National Computer», а также министерство торговли и промышленности.

Интерес представляет правительственная поддержка студентов, занимающихся бизнесом, в частности, в приобретении лицензии через муниципалитеты, предоставлением льготных кредитов для открытия собственного дела, а также выплачиванием стипендии студентам, изучающим предпринимательство за рубежом.

Наиболее показательным, на наш взгляд, представляется американский опыт. Существующая система поддержки развития малого и среднего бизнеса в США функционирует уже более 50 лет. Основным координирующим государственным органом является Администрация по делам малого бизнеса (АМБ), созданная Конгрессом США в 1953 г. Этот орган имеет свои представительства в каждом регионе и городе, обеспечивает проведение государственной политики по поддержке малого бизнеса через различные программы (финансовой поддержки, обучения, доступ к ресурсам и государственным контрактам, содействие экспорту и т. д.) совместно как с государственными учреждениями, так и с рыночными структурами. АМБ проводит различные кредитные программы через коммерческие банки и другие кредитные учреждения, выдает гарантии от 75 до 80 % по получаемым кредитам субъектов малого бизнеса в кредитных учреждениях под условия Администрации.

В США осуществляется также кредитная программа LowDoc4: при оформлении требуется минимальное количество документов, возможен заем до 150 тыс. долл., причём заявитель заполняет форму заявки (всего один лист) с одной стороны, а кредитующий банк - с обратной стороны, и направляет в АМБ, где в течение 36 часов (3 рабочих дней) принимают решение (в 95 % положительное).

Кроме названных существует еще много других различных специальных программ. Таким образом, американский опыт показывает, что ключевым моментом в формировании механизма кредитования малого и среднего бизнеса является создание государством условий, при которых для малых фирм широкодоступны финансовые ресурсы из самых различных источников.

Еще одной мерой поощрения частной инициативы являются налоговые и амортизационные льготы. В целях поддержки малого бизнеса в условиях экономической нестабильности в налоговую политику были внесены изменения в области налога на доходы, а именно, ускоренная амортизация и разовое списание на расходы амортизируемого имущества путем увеличения порога, для которого оно может применяться. Кроме того, в США приняли 50%-е разовое списание на расходы для определенных активов, введенных в эксплуатацию после наступления кризиса; смягчение стандартов для налоговой задолженности, применяемых также в Великобритании, о которой говорилось ранее5.

Примечательно, что особое внимание федеральные власти уделяют стимулированию развития инновационного малого бизнеса, как путем выделения дотаций (грантов), так и посредством заключения контрактов на разработку новой продукции и технологий. А в

4 http://www.eco-nomics.ru/biznes/69-problemi-kreditovania-malogo-biznesa.html?start=2.

5 Налоговые системы зарубежных стран. Учебно-методическое пособие/ Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслов. М.: Дело и Сервис. 2008. С.86-88.

области поддержки мелкорозничной торговли от демпинга сетевиков в США запрещено строительство сетевых магазинов в городах с населением менее 40 тыс. человек6.

Что касается Японии, то в этой стране практикуется выделение субсидий и ссуд -прямых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям, функционирующим в наиболее перспективных отраслях) и гарантированных займов (благодаря введению налоговых льгот коммерческие банки охотно кредитуют малый бизнес). Также предоставляются долгосрочные (на 5-20 лет) ссуды объединению малых предприятий из средств государственного (через Государственную корпорацию по развитию малого предпринимательства) и местного бюджетов. Безвозвратная финансовая помощь выделяется только под научно-технические программы. Широкое распространение получило выделение субсидий, покрывающих до 50 % затрат, на создание центров повышения технического уровня малых фирм, консультирование, повышение квалификации работников и т.п. Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния малых предприятий.

Для стимулирования модернизации производства создан фонд лизинга для передачи оборудования в аренду сроком до 7 лет или долгосрочного кредитования стоимости оборудования под низкие процентные ставки с рассрочкой погашения средств. Размер кредита, сроки погашения, отсрочки, процентная ставка определяются государством.

Интерес для нас представляет и опыт таких стран, как Индия, где рыночные отношения еще не устоялись окончательно, и государство выступает в основном не как собственник предприятий, а как координатор и организатор. В Индии политика государства по поддержке и развитию малого бизнеса осуществляется на двух уровнях: 1) микроуровень, когда цель этой политики - непосредственно малые предприятия. Для них вводятся налоговые и кредитные льготы, им оказывают консультационные услуги, защищают от конкуренции крупных производителей, помогают в подготовке кадров и т.д.; 2) макроуровень - организация и защита государством среды развития, что в конечном счете создает долгосрочные стимулы роста экономики, включая мелкое производство.

Таким образом, и в развитых и в развивающихся странах поддержка малого бизнеса осуществляется путем реализации комплекса мер государственными органами федерального и особенно регионального и местного уровней. При этом меры осуществляются дифференцированно, выборочно, с тем, чтобы содействие оказывалось определенным приоритетным направлениям малого предпринимательства -молодежным, женским и высокотехнологичным микрофирмам; сохранению существующих рабочих мест и стимулированию работодателей к созданию новых на малых и средних предприятиях.

Применяемые формы поддержки имеют разнообразный характер. Прежде всего речь идет о разработке, лоббировании и принятии законодательных актов, предусматривающих налоговые и другие льготы. Создаются специальные государственные органы, «курирующие» деятельность малых предприятий,

занимающиеся реальными мероприятиями в отношении конкретных фирм -предоставлением гарантий, покрывающих банковские кредиты малым предприятиям, организацией центров развития малого бизнеса, оказывающих консультационные услуги по вопросам планирования, сбыта, финансов и т.д. При этом финансовые, информационно-консалтинговые, организационные формы и методы содействия развитию малых предприятий носят адресный, целевой характер с акцентом на

6 http://www.bishelp.ru/uprbiz/detail.php?ID=76398&print=1.

задействовании внутреннего потенциала малого бизнеса. Включение предприятий малого бизнеса в международные компьютерные сети создает для них принципиально новые возможности в информационно-технологическом обмене, обновлении технологий, маркетинге и менеджменте.

Конечно, отсутствие удовлетворительной теоретической базы для управления малой экономикой, различия в организационно-технологических уровнях развития и рыночной культуре населения России и тех стран, чей опыт мы можем использовать, делает закономерным вывод о том, что прямое заимствование форм и методов поддержки малого бизнеса может оказаться для России неэффективным. Однако, с другой стороны, всестороннее изучение зарубежного опыта, прежде всего связанного с развитием малого предпринимательства на общегосударственном, региональном и муниципальном уровнях, является весьма актуальным и полезным для разработки программ поддержки малого бизнеса и осуществлению практических мероприятий по развитию малых предприятий.

N. DANILINA,

post-graduate student of All-Russian state tax Academy under the Ministry of Finance of Russia

FOREIGN EXPERIENCE OF STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS GROWTH

Developed and developing countries have been actualizing the support of small business by realization of complex of federal, regional and local state regulation. The author analyses a possibility of its regulation in Russia.

Keywords: foreign experience, state support, small business growth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.