Научная статья на тему 'Мировой опыт государственного регулирования инновационных процессов'

Мировой опыт государственного регулирования инновационных процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
611
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировой опыт государственного регулирования инновационных процессов»

EKOHOMIKA ЗНАНЬ, 1ННОВАЦ1ЙНА EKOHOMIKA

УДК 330.115

Балабанова Н.В.,

к.н. по гос. управлению, доцент кафедры международной экономики Мариупольский государственный университет

(г. Мариуполь)

МИРОВОЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Постановка проблемы. Мировой опыт развития отдельных стран показывает, что гарантированный макроэкономический рост обеспечивается прежде всего конкурентными преимуществами, основанными на факторах интенсивного характера. Одним из таких факторов являются инновации, которые и определяют на сегодня как конкурентоспособность предприятий, так и страны в целом. За последние десятилетия в мировой практике сформировались комплексные системы стимулирования инновационных процессов и инструментов государственной политики в сфере инноваций.

Анализ последних публикаций. Исследованию инструментов государственного стимулирования инновационной активности посвящены работы отечественных и зарубежных экономистов, таких как: Шумпетер И., Макогон Ю.В., Глазьев С.Ю., Поважный A.C., Данько Н.И., Геец В.М.

Целью статьи является исследование мирового опыта проведения государственной инновационной политики и определение возможностей использования в практике Украины.

Изложение основного материала. С конца XX в. правительства развитых стран усилили внимание к проблемам инноваций, рассматривая их как важный фактор конкурентоспособности страны. Методы реализации инновационной политики государства направлены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой, на создание благоприятных экономических условий и для научно-технического развития.

В настоящее время выделяют три основных направления поддержки национальной инновационной системы -улучшение условий ведения инновационного предпринимательства, развитие образования и науки для подготовки квалифицированных специалистов и повышения качества проводимых исследований и финансирование инновационного предпринимательства. В частности, в Германии политика в сфере инноваций предусматривает целевую индивидуальную поддержку государством определенных направлений. Особое внимание уделяется венчурным фондам, деятельность которых направлена на развитие инноваций в сфере малого бизнеса. Активно реализовываются программы государственно-частного партнерства в научно-исследовательской сфере (доля государственных расходов на НИОКР в настоящее время составляет около 30%).

Государственная политика предполагает определение приоритетных сфер для финансирования НИОКР (медицина, биотехнологии, окружающая среда) и развитие так называемых центров высоких технологий, объединяющих научно-исследовательские и коммерческие структуры с целью более быстрой и эффективной коммерциализации инноваций.

Значительная поддержка инноваций со стороны государства предусмотрена в Ирландии. Мерами стимулирования наукоемких отраслей является выделение грантов на НИОКР, снижение ставок налогообложения для компаний, осуществляющих инновационную деятельность. Прикладные исследовательские центры при высших учебных заведениях работают с исследователями для выявления коммерческих возможностей того или иного проекта, заключения договоров с предприятиями, защиты прав интеллектуальной собственности. Кроме того, поддержка связей между академическими исследователями и промышленностью осуществляется внутри Стратегических исследовательских кластеров, которые специализируются, в основном, на био- и компьютерных технологиях.

Во Франции государственной политикой в сфере инноваций предусмотрены точечные налоговые меры по поддержки инвестиций в инновации. Промышленность Финляндии смогла перейти на производство товаров с большим объемом добавленной стоимости в период с середины 60-х по 80-е гг. благодаря интенсивному партнерству государства и частного сектора.

Основными факторами успеха в Нидерландах стала выборочная поддержка ведущих инновационных регионов, а также развитый научно-образовательный комплекс, который включает в себя систему поддержки студентов, систему трансферта технологий в научном секторе, развитую сеть научных университетов с государственным финансированием [1].

В настоящее время основным документом, который регулирует развитие инновационной системы в Канаде, является принятая в 2007 г. стратегия "Мобилизация науки и технологий для достижения рыночных преимуществ Канады", которая предполагает развитие следующих направлений - защита экологии, энергетика и природные ресурсы, медицина и информационные технологии.

Современная американская государственная инновационная политика предполагает активную роль государства в создании условий и целенаправленных мерах по развитию предпринимательства. Особенностью является высокая активность малых инновационных компаний, что в немалой степени связано с существованием специальных государственных программ поддержки таких фирм, а также с развитостью и доступностью венчурного капитала - основного источника средств.

В Бельгии в целях стимулирования компаний и научных центров к проведению инновационной политики, выделяются беспроцентные кредиты и субсидии, размер софинансирования со стороны которых может достигать 25%. Помимо пристального внимания к трансферту технологий, поддержка оказывается и фундаментальным исследованиям.

Важной составляющей датской инновационной системы являются отраслевые научно-исследовательские институты, которые проводят исследования согласно потребностям соответствующих министерств. Научно-исследовательская деятельность институтов и университетов финансируются преимущественно из государственного бюджета,

20 Економ1чний вюник университету | Випуск № 18/2

© Балабанова Н.В., 2012

кроме того, им предоставляется финансирование из государственных средств, распространяемых посредством открытого конкурса через исследовательские советы и министерства.

0дним из основных факторов успеха британской инновационной политики стала ориентация на частную инициативу. В отличие от многих других стран, ведущая роль в инновационном развитии Великобритании принадлежит не государству: инновационная стратегия страны нацелена, прежде всего, на развитие спроса на инновации, практикуется региональный подход к инвестициям.

Инновационный потенциал Австрии характеризуется высоким уровнем расходов на НИ0КР, высокой степенью зависимости от государственного финансирования (высока доля предприятий, получающих государственные субсидии на инновационную деятельность). Государством активно используются налоговые механизмы, призванные стимулировать научно-исследовательскую и инновационную деятельность предприятий. Так, за произведённые расходы на исследования и экспериментальное развитие австрийским налоговым законодательством предоставляются вычеты из базы налога на прибыль в размере 25% от произведённых расходов на исследования и внедрение новых технологий, за расходы на образование - 20% от произведённых расходов.

В Бразилии с конца 90-х гг. был принят ряд законов для увеличения количества научных исследований, стимулирования инноваций в частном секторе и установления более продуктивных партнерских отношений между научными институтами и бизнесом (законодательно прежде всего предусмотрены налоговые стимулы для осуществления частных инвестиций в НИ0КР). В Бразилии государственный сектор всегда доминировал в финансировании науки и технологий при возрастающей роли частного сектора (доля частного сектора составляет 50%), 80% исследовательских проектов осуществляются в государственных университетах и исследовательских институтах. В целом, инновационное развитие происходит преимущественно благодаря государственной поддержке инновационного развития.

В рамках курса на модернизацию национальной промышленности с середины 1980-х годов инновационная политика в Китае в условиях отсутствия законодательной базы реализовывалась путем выполнения целевых программ, направленных на освоение иностранных и разработку собственных высоких технологий.

Активные меры по поддержке инновационного развития в Таиланде были приняты в 2007-2009 годах, Национальным агентством по развитию науки и технологий Таиланда (МЭТОД), совместно с Федерацией промышленников Таиланда реализован проект "Промышленно-технологичная клиника", в рамках которого была оказана поддержка 2500 предприятиям малого и среднего бизнеса в проведении научных исследований [1].

Индийские компании, ведущие научные исследования, получали поддержку по доступу к иностранному оборудованию и сырью, а также отдельные налоговые льготы. Большое внимание с 1947 по 1990 гг. уделялось и развитию собственной системы образования [2].

Быстрое успешное инновационное развитие Южной Кореи стало возможным благодаря активному заимствованию зарубежных технологий и грамотной патентной политике. Важную роль в "экономическом чуде" Кореи сыграли крупные финансово-промышленные группы (чеболи), которые в течение многих лет являлись основой развития национальной экономики.

В Казахстане на протяжении последних десяти лет инновациям отводится определяющая роль в формировании экономического потенциала страны. 0сновным институтом развития, ответственным за инновационную деятельность в республике, является Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына". Помимо этого активную позицию в Республике Казахстан в области поддержки инновационной деятельности занимают и крупные национальные компании (100%-е участие государства).

В Украине с середины 2000-х годов программными документами возобновлена инвестиционно-инновационная модель социально-экономического развития, которая определяет особую заинтересованность в создании привлекательных условий для международных инвесторов, последовательную и лояльную налоговую политику, приоритетное привлечение в Украину современных технологий. 0днако, не смотря на официально провозглашенный путь развития существующая государственная инновационная политика предусматривает достаточно ограниченный набор инструментов влияния на развитие инновационных процессов в стране.

Сегодня в Украине почти 70% расходов на научно-технические разработки приходится на четвертый и только 23% на пятый технологический уклад, 60% инновационных расходов - на четвертый уклад, 30% - на третий, а на пятый -лишь 8,6%.

Даже в относительно успешные докризисные годы только 4,5% общего количества украинских предприятий выпускали высокотехнологическую продукцию, которая соответствовала критериям, принятым в странах 0рганизации экономического сотрудничества и развития (0ЭСР). В настоящее время почти 45% предприятий перерабатывающей промышленности используют технологии, возраст которых составляет до 10 лет, а 37% - от 11 до 30 лет.

При этом большинство предприятий, использующих технологические процессы, средний возраст которых не превышает пять лет, работают в сфере производства пищевых продуктов и напитков.

Неудовлетворительное состояние научно-инновационной сферы негативно сказывается на технико-экономическом уровне производства и состоянии международного научно-технологического сотрудничества Украины. В условиях, когда инновации инициируют лишь 13,8% предприятий, а внедряют 11,5%, снижается доля инновационной продукции (рис.1). На протяжении последних 10 лет почти 40% новых технологий были приобретены за границей, причем большинство для отраслей, которые имеют в Украине собственную развитую научную базу (химия и нефтехимия, металлургия, машиностроение).

Финансирование инновационной деятельности за счет средств бюджета не превышает 0,4% ВВП, при задекларированных законодательством размере в 1,7% и составляет не более 3% от общей суммы затрат на инновации (рис.2). Доля программно-целевого финансирования НИ0КР не превышает 10% расходов на науку при норме 30%.

Состояние НИ0КР в Украине негативно сказывается на внешней торговле наукоемкой продукцией. Так, доля высо-

Рисунок 1. Динамика инновационной активности предприятий Украины, 2000-2010 гг., [3]

котехнологической продукции в украинском экспорте не превышает в среднем 2%. Попытки выйти из кризиса путем наращивания экспорта традиционных товаров и сырья ведут к еще большему углублению кризисной ситуации, провоцируемой не только влиянием мировых тенденций, но и неадекватной и неэффективной государственной политикой.

Среди причин отсутствия инновационной модели развития в Украине можно выделить следующее. Во-первых, инновационная государственная политика преимущественно носит декларативный характер. Несмотря на значительное количество экономических программ, предполагающих инновационный путь развития страны, со стороны государства не были созданы условия для развития частной инновационной деятельности предприятиями (налоговые льготы, беспроцентные кредиты и т.д.); не определены долгосрочные приоритеты в развитии определенных отраслей или направлений деятельности, что бы позволило частному бизнесу осуществлять планирование своей деятельности. В свою очередь, незначительное бюджетное финансирование инновационной деятельности только подтверждает отсутствие ориентированной долгосрочной политики.

14,00 12,00 -

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

динамика затрат на финансирование инновационной деятельности финансирование за счет средств гос.бюджета

Рисунок 2. Динамика затрат на финансирование инновационной деятельности, 2000-2010 гг., [3]

Ко второй группе факторов можно отнести снижение спроса на инновации со стороны реального сектора и практически отсутствие его сотрудничества с научно-исследовательскими институтами и учреждениями, что в итоге не дает возможности реализации существующих научных разработок на практике. Третьей причиной, и одновременно следствием первых двух является отток носителей инновационного потенциала из страны.

На основании рассмотрения составляющих направлений инновационных политик ряда стран можно сделать вывод, что в современных условиях успешная конкуренция на мировых рынках без создания и постоянного совершенствования национальной инновационной системы невозможна. В большинстве моделей национальных инновационных систем либо основным, либо одним из ключевых игроков является государство.

Не смотря на то, что успешные реализации идеи национальной инновационной системы могут существенно варьироваться в зависимости от уровня социально-экономического развития страны и приоритетов государственной экономической политики, можно сформулировать несколько основных положений, в значительной степени общих для разных стран и возможных к использованию в украинской практике:

- последовательная и долгосрочная инновационная политика государства с четко сформулированными целями и задачами;

- активное государственное участие в реализации инновационных программ (в том числе посредством государ-

EKOHOMIKA ЗНАНЬ, 1ННОВАЦ1ЙНА EKOHOMIKA

ственно-частного партнерства);

- рациональное использование имеющегося инновационного потенциала в качестве фундамента для строительства инновационной экономики и реализации инновационной политики;

- сотрудничество между частным, исследовательским и образовательным секторами;

- целевая поддержка направлений и сфер деятельности, позволяющих реализовать существующий инновационный потенциал;

- охват как можно большего объема потенциально инновационных фирм посредством предоставления им государственной поддержки (в виде налоговых льгот, кредитов);

- развитые программы коммерциализации инноваций, создаваемых и заимствуемых технологий;

- привлечение иностранных инвестиций в сферу инноваций;

- наличие развитого законодательства в области интеллектуальной собственности;

- активное изучение и внедрение международного опыта.

Литература

1. Обзор международного опыта инновационного развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа к документу: http://www.nanonewsnet.ru/articles/2011/obzor-mezhdunarodnogo-opyta-innovatsionnogo-razvitiya

2.3арубежный опыт инновационной политики: уроки для Казахстана [Электронный ресурс]. - Режим доступа к документу: http://www.kisi.kz/img/docs/1192.pdf

Э.Официальный сайт Государственной службы статистики Украины [Электронный ресурс]. - Режим доступа к документу: http://www.ukrstat.gov.ua/

4.Инновационное развитие и коммерциализация технологий в России и странах ЕС: опыт, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]. - Режим доступа к документу: http://www.ras.ru/FStorage/Download.aspx?id=d9532b63-26a6-4eab-b781-3ba4c96fd191

5.Иванова О.В. Проблемы и пути повышения конкурентоспособности экономики Украины [Электронный ресурс]. -Режим доступа к статье: http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/Prvs/2008_1/0428.pdf

6. Филонич В.С. Инновационно-инвестиционная модель - гарант конкурентоспособности национальной экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа к статье:http://msu.kharkov.ua/files/vestnik/2006/ekonomika-2006-1.pdf

УДК 330.115

Баткилина Ю.М.,

ст.н.с, Центр исследований и статистики науки, (г. Москва)

СОЗДАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ

0пыт развитых стран, ориентированных на доминирование инноваций как фактора, обеспечивающего высокую конкурентоспособность экономики, показал, что структурированная система развития и поддержки малого инновационного предпринимательства, позволяет осуществлять трансфер научных разработок в конкурентоспособные продукты и технологии, в короткие сроки осваивать нововведения и продвигать их на рынок.

В большинстве стран-членов ЕС национальная политика в отношении малого предпринимательства определяется на федеральных уровнях, а конкретные мероприятия реализуются на уровне регионов. Все государства ЕС помогают малому получить доступ к источникам финансирования, используя при этом различные, характерные для национальных экономик рычаги. Так страны Великобритания и Нидерланды в основном сосредоточиваются на обеспечении гарантий займа для малого бизнеса. Франция, Италия, Испания создают особые резервы для поддержания малого бизнеса посредством субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций.

В настоящее время в Германии на малые и средние фирмы приходится значительная часть изобретений и инноваций, так как они охотнее идут на внедрение нововведений, оперативно реализуют инновации, в том числе технологические. Государство, прежде всего стремится создать для малого предпринимательства равные условия для конкуренции с крупными компаниями. Придается большое значение укреплению связей малых и средних предприятий с наукой, привлечению их к работе государственных исследовательских центров. В большинстве стран-членов ЕС определение национальной политики в отношении малого предпринимательства является прерогативой федеральных властей, а конкретные мероприятия реализуются на уровне регионов. Все государства ЕС помогают малому получить доступ к источникам финансирования, используя при этом различные, более присущие для определенных национальных экономик рычаги. Так страны Великобритания и Нидерланды в основном сосредоточиваются на обеспечении гарантий займа для малого бизнеса. Франция, Италия, Испания создают особые резервы для поддержания малого бизнеса посредством субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций.

Мероприятия, реализуемые федеральным правительством ФРГ, нацелены на обеспечение нормальных условий конкуренции. Главный инструмент здесь - картельное право, законодательно оформленное в 1957 г. Ведомство по надзору за картелями следит за слияниями крупных фирм, во-вторых, облегчает кооперацию мелких предприятий, снимая ненужные запреты.

Вторая составляющая мероприятий по поддержке обеспечение равноправного участия малых предприятий в распределении государственных контрактов. С 1976 г. в Германии существует особое положение, регулирующее обязательное участие мелких поставщиков в распределении госзаказов. В случаях дискриминации мелкие фирмы могут обратиться в специально учрежденные в этих целях инстанции.

© Баткилина Ю.М., 2012

Економ1чний вюник университету | Випуск № 18/2

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.