Научная статья на тему 'Поддержка малого и среднего инновационного предпринимательства: зарубежный и Российский опыт'

Поддержка малого и среднего инновационного предпринимательства: зарубежный и Российский опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федорова Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поддержка малого и среднего инновационного предпринимательства: зарубежный и Российский опыт»

Л1тература

1.Карлинская E.B. Антикризисный и инновационный стандарты - радикальные инновации проектного менеджмента для выхода России из тупика развития [Электронный ресурс] - Режим доступу: http://www.rpm-consult.ru/pdf/Antikrisis-nyi_and_innovation_standard.pdf.

2. Наукова та ¡нновацйна дяльнють в Украм. Стат. зб. /Шдгот. I.B. Калачова та ¡н. - К.: Держстат Украши, 2011. - 282 с.

3.Полтерович B.M. Механизм глобального экономического кризиса и проблемы технологической модернизации [Электронный ресурс] - Режим доступу: http://spkurdyumov.narod.ru/polterovich.htm.

4.Постанова Верховноi Ради Украши "Про рекомендацн парламентських слухань на тему: "Стратепя ¡нновацйного розвитку Украши на 2010-2020 роки в умовахглобалза^йних виклиюв" в¡д 21.10.2010 р. №2632-VI [Електронний ресурс] - Режим доступу: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2632-vi.

Б.Шамина Л.К. К вопросу о состоянии государственного финансирования инновационной деятельности [Электронный ресурс] - Режим доступу: http://www.ibl.ru/konf/151211/o-sostojanii-gosudarstvennogo-finansirovanija.html.

6.Шумпетер И. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 2007. - 24Эс.

7.Rankings - GCI Global Competitiveness Index 2011- 2012 [Електронний ресурс] - Режим доступу: http://gcr.wefo-rum.org/gcr2011.

8.KEI and KI Indexes (KAM 2012) // The World Bank Group. [Електронний ресурс] - Режим доступу: http://info.worl-dbank.org/etools/kam2/kam_page5.asp.

УДК 330.341.1

Федорова Ю.В.,

с.н.с., Центр исследований и статистики науки (г. Москва)

ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:

ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

Повышение конкурентоспособности российской экономики невозможно без кардинального улучшения условий ведения бизнеса, а именно - формирования условий для развития частной инициативы, свободного рынка, честной конкуренции, создания благоприятного инвестиционного климата. Недавний мировой финансовый кризис ярко выявил недостатки отечественной экономики, из-за которых Россия оказалась в числе наиболее пострадавших стран, в их числе зависимость от сырьевого экспорта, слабость финансового рынка и низкая конкурентоспособность обрабатывающего сектора.

Для успешного формирования инновационной экономики в России необходимо обновить инфраструктуру, изменить структуру промышленности, экспорта, внутреннего рынка и социального сектора.

Невозможно радикально повысить долю несырьевого сектора в экономике без роста предпринимательской активности, масштабных инвестиций, инновационных промышленных технологий. Одним из существенных условий является демонополизация и децентрализация экономики.

Совершенствование условий ведения бизнеса является непростым процессом, включающим масштабные институциональные и политические преобразования, занимающим достаточно длительное время и требующим подчас серьезных политических компромиссов. Заметим, что в рейтинге стран по степени благоприятности условий для ведения бизнеса, составленном Всемирным Банком, Российская Федерация в 2011 г. находилась на 124 месте. 2

Сложившиеся в настоящее время системные нормы осуществления предпринимательской деятельности в России не способствуют росту инновационной активности отечественных предприятий. Этот показатель по-прежнему остается на крайне низком уровне, составив в 2010 г. 7,9%.[1, 168]

В числе причин, сдерживающих инновационно-ориентированное развитие отечественной экономики, можно назвать следующие:

- отсутствие системного законодательства в инновационной сфере;

- недостаточное качество управления на макро- и микро-уровнях;

- высокий уровень коррупции;

- неблагопритный инвестиционный климат;

- существенные риски и высокая стоимость инновационных проектов;

- ориентация отечественного бизнеса на получение максимальных прибылей в краткосрочном периоде и, как следствие, отсутствие долгосрочных горизонтов планирования;

- существенно снизившийся потенциал российских организаций сферы исследований и разработок и, как следствие, низкая результативность научной и научно-технической деятельности;

- недостаток высококвалифицированных кадров;

- неэффективное использование бюджетных средств.

В настоящее время на рынке выгодней работать крупным компаниям, в то время как малый бизнес остается весьма уязвимым. Между тем, малый бизнес является важным атрибутом развитой экономики. В США его доля в ВВП в 2010 г. составила порядка 65% [3], в странах Европы - по разным оценкам 50-70%, в России данный показатель составляет около 20%.[4]

В инновационной деятельности малый бизнес играет важную роль, активно участвуя в создании и освоении инновационных технологий, создавая новые рабочие места. Общеизвестен тот факт, что по скорости освоения нововведений малые фирмы значительно опережают крупные.

При этом уязвимой стороной малого инновационного предпринимательства является сильная степень его зави-

192 Економ1чний вюник ушверситету | Випуск № 18/2

© Федорова Ю.В., 2012

симости от влияния внешней среды и динамики макроэкономических показателей.

Будущее российского малого бизнеса напрямую определяется возможностями развития реального производства и формирования тесных кооперационных связей малых и крупных предприятий. Как показывает зарубежный опыт, в нормальной рыночной экономике значительная, если не доминирующая, часть малых фирм, так или иначе находится в сфере интересов крупных предприятий. При этом устойчивость положения, доходы, финансовые и инвестиционные возможности малых фирм непосредственно зависят от их отношений с крупными предприятиями. 0чевидно, что необходимо развивать сотрудничество малых и крупных предприятий в нашей стране как важный аспект развития всей предпринимательской среды. Стимулирование кооперирования малых предприятий между собой и с крупными предприятиями должно стать важной составляющей как государственной, так и корпоративной политики. Малые предприятия должны стать частью производственной структуры крупных предприятий, которые могут использовать рыночную и структурную гибкость малых предприятий, их инновационные возможности. Крупные предприятия заинтересованы в сотрудничестве с малыми предприятиями потому, что такое сотрудничество компенсирует их неповоротливость в нахождении и реализации новых технических решений, в проникновении на новые рынки сбыта, в оперативном получении важной информации, передовых инноваций.

К категории инновационного предпринимательства в отечественной и зарубежной практике обращаются чаще всего для того, чтобы выделить во всех сферах экономики страны специфические субъекты хозяйственной деятельности, составляющие постоянно развивающийся особый сектор экономики, требующий специальных инструментов управления и форм государственной поддержки. Это связывано с характером осуществляемых предприятием услуг и работ, составом реализуемой продукции, а также используемыми материальными и трудовыми ресурсами. Для научно-производственных процессов малых инновационных предприятий характерны следующие признаки:

- разработка и продвижение на рынки новых продуктов и передовых технологий;

- высокая доля НИ0КР для создания новых конкурентоспособных продуктов и услуг;

- масштабное влияние инноваций, новых изделий и передовых технологий на прибыль и оборот МИП;

- высокая доля инвестиций в НИ0КР и связанное с ними обновление производства в общей инвестиционной политике МИП;

- значительная доля научных и инженерных работников в общей численности персонала МИП;

- значительная доля научного, лабораторного и испытательного оборудования в основных фондах МИП;

- высокий уровень риска, связанного с осуществлением инновационных проектов.

0тметим, что выделенные признаки не имеют строгих нормативных характеристик. Принципиальное значение для деятельности малых инновационных предприятий для получения льгот и различных форм поддержки является принадлежность к категории малых.[5, 430-432]

Успешность развития малого инновационного бизнеса, а также его конкурентоспособность зависит таких факторов как:

1) условия осуществления предпринимательской деятельности, которые задаются общесистемными институтами;

2) спрос на инновации со стороны различных экономических субъектов;

3) эффективность деятельности различных институтов развития.

На начальных этапах развития основной сложностью для малых инновационных предприятий является недостаток или отсутствие у учредителей стартового капитала. Достаточно сложно получить коммерческий кредит, поскольку такие проекты характеризуются слишком высокими рисками в силу несформированности и непредсказуемости рынков, медленно выходят на окупаемость. Кроме того, часто малое инновационное предприятие не в состоянии предоставить залоговое обеспечение, поскольку основным видом его собственности являются неликвидные активы - интеллектуальная собственность, ноу-хау, специализированное оборудование или ресурсы и т.д.

Такие механизмы финансирования как венчурное и бизнес-ангельское инвестирование, где высокие риски и отсутствие дивидендов первые годы поступления средств являются нормой, в нашей стране недостаточно развиты.

0сновным источником финансирования проектов малых инновационных предприятий остаются собственные средства, которые весьма ограничены, что тормозит создание и продвижение на рынок новых продуктов. Большинство отечественных малых инновационных предприятий не имеют собственной дорогостоящей исследовательской и опытно-экспериментальной базы. Для них характерны сравнительно небольшие рынки сбыта, не позволяющие оказывать влияние на отраслевой рынок, нередко региональная направленность производства и реализации продукции.

Барьерами в становлении малого инновационного предприятия часто являются неопределенность перспектив и возможных сфер применения нового продукта, высокие экономические риски, длительные сроки окупаемости, неразвитость рынка технологий.

Успешному развитию малого инновационного бизнеса способствуют такие факторы как наличие связей с деловыми партнерами и органами административного управления, личные качества предпринимателя-организатора бизнеса (готовность идти на риск, экспертные знания в своей области, квалификация команды).

Кроме того, очень значимы факторы менеджмента для формирования системы эффективного управления бизнесом и маркетинга для позиционирования и продвижения продукции малого инновационного предприятия на рынке.

Зарубежный опыт поддержки малых и средних инновационных предприятий

Успех развития сегмента малого инновационного бизнеса в Соединенных Штатах Америки обусловлен целым комплексом факторов. Прежде всего, государственная инновационная политика США способствует активному привлечению научно-технического потенциала малого бизнеса для решения важнейших научно-технических проблем. При том, что малый бизнес существенно проигрывает крупным организациям по ресурсному обеспечению, он выигрывает за счет возможностей максимального использования своего креативного потенциала.

По оценкам американских специалистов, не менее 1/8 ежегодно создаваемых в США малых фирм специализи-

руются на разработке, производстве и коммерциализации новой продукции и технологий. Административные механизмы предусматривают распределение средств в пользу малых инновационных фирм.

Ведущим органом государственной поддержки малого бизнеса является Администрация малого бизнеса (Small Business Administration SBA). Кроме того, в этом участвуют комитеты Конгресса по делам малого бизнеса и многочисленные специальные органы в министерствах, ведомствах и местных органах власти.

Администрация малого бизнеса (SBA) решает три важнейшие задачи:

1) обеспечение финансовой поддержки малых и средних предприятий;

2) содействие в получении государственных заказов;

3) предоставление технических и консультационных услуг по вопросам управления.

Программы безвозвратного субсидирования осуществляют в основном два федеральных ведомства: SBA и Национальный научный фонд (National Science Foundation, NSF).

В число наиболее масштабных мероприятий по поддержке НИОКР в сфере малого бизнеса входит разработка и успешная реализация федеральных программ "Инновационные исследования в малом бизнесе" (The Small Business Innovation Research - SBIR) и "Трансферт технологий малого бизнеса" (The Small Business Technology Transfer -STTR). Ежегодно в рамках этих программ финансируется более 2 тысяч инновационных проектов. Общее управление этими программами осуществляется Администрацией малого бизнеса.

Действенным механизмом финансирования инновационной деятельности малых предприятий также является программа "Инвестиционные компании малого бизнеса" (Small Business Investment Company - SBIC), которая реализуется при поддержке SBA. Инвестиционные компании - SBICs, используя свой собственный капитал и привлекая заимствованные средства, осуществляют различные виды инвестиций в малые предприятия по приемлемым ставкам на основании гарантийных обязательств SBA. Многие SBICs ориентированы на предоставление венчурных инвестиций в малые инновационные предприятия, ориентированные на проведение НИОКР и производство новых продуктов и услуг. [6, 371-390]

В странах ЕС поддержка малого инновационного бизнеса осуществляется не только на национальном, но и наднациональном уровнях. Так, в 2007 г. в Европейском Союзе стартовала рамочная программа "Competitiveness and Innovation Programme" (CIP), направленная на содействие росту малых и средних предприятий и создание новых рабочих мест через повышение конкурентоспособности и развитие инноваций. Программа рассчитана на 2007-2013 годы с бюджетом 3,621 млрд. евро.

Необходимо отметить также опыт отдельных европейских стран по поддержке малого и среднего инновационного предпринимательства. В Чехии действует программа "Прогрессивные технологии для малых и средних предприятий", в Венгрии создаются технологические парки, объединяющие ученых с предпринимателями, в Болгарии появились негосударственные фонды по обеспечению малого инновационного бизнеса.

В большинстве стран-членов ЕС определение национальной политики в отношении малого предпринимательства является прерогативой федеральных властей, а конкретные мероприятия реализуются на уровне регионов. Все государства ЕС помогают малому бизнесу получить доступ к источникам финансирования, используя при этом различные, более присущие для определенных национальных экономик рычаги. Нидерланды (как и Великобритания, не входящая в ЕС) в основном сосредоточиваются на обеспечении гарантий займа для малого бизнеса. Франция, Италия, Испания создают особые резервы для поддержания малого бизнеса посредством субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций.

Отечественный опыт поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства

Сегмент малых инновационных предприятий появился в нашей стране на первых этапах экономических реформ. Большинство российских малых предприятий занимается торговой и посреднической деятельностью, и только очень небольшая часть (по оценкам Росстата - 12,2 тыс. предприятий в 2008 г.) занята в научно-инновационной сфере.

В настоящее время развитие малого и среднего предпринимательства регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

В соответствии с этим законом, с учётом изменений и дополнений, внесённых Федеральным законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ можно выделить следующие направления поддержки малого бизнеса, в том числе инновационного:

• создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов, технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон и обеспечения деятельности таких организаций);

• поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;

• развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;

• создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;

• реализация иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Необходимость формирования благоприятной для инноваций среды четко осознается на государственном уровне, важная роль отводится и малому инновационному предпринимательству. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено: "меры по развитию инновационной среды должны, особенно на первом этапе, сочетаться с мерами по поддержке инновационной деятельности компаний, старта новых инновационных бизнесов, по стимулированию связей между различными участниками инновационных процессов (например, между крупными компаниями и малым и средним бизнесом, между научно-образовательными организациями и бизнесом)".

Необходимо отметить уже имеющиеся достижения в этой сфере.

Правительством Российской Федерации в последние годы был запущен ряд проектов инфраструктурного характера, различных по масштабу: относительно небольшие бизнес-инкубаторы, более крупные технопарки и крупные проекты по созданию особых экономических зон.

Например, за период с 2005 - 2009 года в рамках программы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства из федерального бюджета предоставлены субсидии 57 субъектам Российской Федерации в размере 2,158 млрд. руб. на создание 111 бизнес-инкубаторов, из которых 34 являются инновационными. Из 34 инновационных бизнес-инкубаторов 24 были созданы в тех регионах России, где, согласно статистике, в 2008 году уровень инновационной активности был выше среднего по Российской Федерации.

В дальнейшем государство планирует усиливать региональную составляющую этих проектов, обеспечить их больший эффект для региональных экономик.[7]

В рамках мероприятия "Создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере" в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 января 2009 г. №31 "О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства" создаются частно-государственные венчурные фонды для развития на территории регионов инфраструктуры венчурного (рискового) финансирования субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере.

В конце 2009 года Минэкономразвития России запустило на площадке ОАО "Российская венчурная компания" принципиально новую схему инвестиций в инновационные проекты на "посевной" стадии, которая должна восполнить пробел в цепочке финансирования инноваций между финансированием научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и собственно венчурными инвестициями на стадии start-up, где созданы и действуют венчурные фонды.

Создан механизм поддержки проектов на "посевной" стадии - "посевной" фонд, который включает финансовые и нефинансовые инструменты. Его функционирование осуществляется на основе системы венчурных партнеров, осуществляющих поиск и подготовку инновационных компаний к финансированию за счет средств фонда, а также постинвестиционное сопровождение портфельных компаний с целью роста их капитализации и привлечения частных инвестиций на более поздних стадиях.

За счет средств фонда смогут получить поддержку проекты, профинансированные на более ранних стадиях Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. [8]

В планах государственной корпорации "Роснанотех" инвестировать средства в фонды, поддерживающие раннее ("посевное") и венчурное финансирование нанотехнологических компаний.

Необходимо также упомянуть важную для развития малого предпринимательства, несмотря на недоработанность, законодательную инициативу - Федеральный закон от 02.08.2009 № ФЗ-217 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности". Основными проблемами его применения являются отсутствие у многих научных и образовательных учреждений результатов интеллектуальной деятельности в составе нематериальных активов, а также необходимой материально-технической базы и квалифицированных специалистов для организации инновационного бизнеса.

Важное значение также имеет Постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 №219 "О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего образования", в котором определены направления, по которым выделяются бюджетные ассигнования на государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений.

Кроме вышеупомянутых мер в России имеются другие формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, такие как: обеспечение государственным заказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, льготное кредитование, льготная налоговая политика.

В заключение необходимо сказать о том, перспективы инновационного развития нашей страны во многом зависят от того, станет ли малый и средний инновационный бизнес важной составляющей экономики. Безусловно эта сфера требует специальных инструментов управления и форм государственной поддержки.

Литература

1.Наука России в цифрах: 2011. Стат. сб. - М.: ЦИСН, 2011 г.

2.Аналитический доклад Всемирного Банка "Ведение бизнеса 2012" http://russian.d0ingbusiness.0rg/~/me-dia/FPDKM/Doing%20Business/Documents/Annual-Reports/Foreign/DB12-Russian.pdf

3.The official website for the U.S. Small Business Administration (Официальный сайт Администрации малого бизнеса США) www.sba.gov

4.Официальный сайт "Опоры России". www.opora.ru

5.Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учеб. Пособие/Под ред. П.Н. Завлина и др. - М: ОАО "НПО "Издательство "Экономика"", 2000 г.

6. Федорович В. А., Патрон А. П., Заварухин В. П. США: Федеральная контрактная система и экономика: Механизм регулирования// М.: Наука, 2002 г.

7.Итоги деятельности Минэкономразвития России в 2009 году и задачи на 2010 m^/www.economy.gov.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Тезисы выступления Министра экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллиной "Модернизация, инновации и региональные аспекты" на заседании Совета по взаимодействию с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации,Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Москва, 9 ноября 2009// http://www.economy.gov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.