Научная статья на тему 'Роль институтов развития в поддержке инновационной активности малого и среднего бизнеса России'

Роль институтов развития в поддержке инновационной активности малого и среднего бизнеса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
545
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИИ / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ГРАНТЫ / ВЕНЧУРНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / DEVELOPMENT INSTITUTIONS / INNOVATION / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES / FINANCING / GRANTS / VENTURE INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шулаева Оксана Вячеславовна

На основе анализа данных венчурного и грантового финансирования малого и среднего инновационного бизнеса в 2013-2015 гг. выявлена тенденция увеличения вклада институтов инновационного развития в поддержку малого инновационного предпринимательства в России. В условиях прогнозируемой стагнации экономики актуальной становится задача эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на поддержку малых и средних предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of development institutions in the support of small and medium-sized enterprises'' innovative activities in Russia

Based on the data analysis of venture and grant funding of small and medium-sized innovative businesses in 2013-2015 the article has revealed the tendency of increased contribution made by innovative development institutions into the support of small and mediumsized innovative business in the Russian Federation. In the context of the predicted economic stagnation, the problem of efficient use of budget funds for SME support becomes extremely important.

Текст научной работы на тему «Роль институтов развития в поддержке инновационной активности малого и среднего бизнеса России»

УДК 334.012.64 Шулаева Оксана Вячеславовна

ведущий научный сотрудник факультета электронного обучения Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

РОЛЬ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ В ПОДДЕРЖКЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА РОССИИ [1]

Shulaeva Oksana Vyacheslavovna

Leading Research Associate, E-Learning School, Plekhanov Russian University of Economics

THE ROLE OF DEVELOPMENT INSTITUTIONS IN THE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES' INNOVATIVE ACTIVITIES IN RUSSIA [1]

Аннотация:

На основе анализа данных венчурного и гранто-вого финансирования малого и среднего инновационного бизнеса в 2013-2015 гг. выявлена тенденция увеличения вклада институтов инновационного развития в поддержку малого инновационного предпринимательства в России. В условиях прогнозируемой стагнации экономики актуальной становится задача эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на поддержку малых и средних предприятий.

Ключевые слова:

институты развития, инновации, малые и средние предприятия, финансирование, гранты, венчурные инвестиции.

Summary:

Based on the data analysis of venture and grant funding of small and medium-sized innovative businesses in 2013-2015 the article has revealed the tendency of increased contribution made by innovative development institutions into the support of small and medium-sized innovative business in the Russian Federation. In the context of the predicted economic stagnation, the problem of efficient use of budget funds for SME support becomes extremely important.

Keywords:

development institutions, innovation, small and medium-sized enterprises, financing, grants, venture investment.

Инновационное развитие является приоритетом национальной политики многих стран мира. В настоящее время в России реализуется принятая в 2011 г. Стратегия инновационного развития, нацеленная на реализацию комплекса программ и мероприятий, способствующих формированию фундамента национальной инновационной экосистемы. Одним из инструментов государственной инновационной политики являются институты развития (ИР). Согласно государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика», ИР призваны играть ключевую роль в системе поддержки инновационных проектов в РФ. Их задача - обеспечить функционирование «инновационного лифта» (ИЛ) как «инструмента создания новых предприятий на основе коммерциализации результатов исследований» [2]. Институты инновационного развития (ИИР) России объединены в сетевую структуру, включающую в себя:

- фонды - Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия), Российский фонд технологического развития (РФТР), Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд Сколково) и др.;

- акционерные общества со 100 %-м пакетом акций в государственной собственности -Российская венчурная компания (РВК), Роснано;

- банки - Внешэкономбанк, МСП Банк;

- федеральные органы исполнительной власти: Росмолодежь;

- общественные организации: ОПОРА России, Российская ассоциация венчурного инвестирования и др.

Механизм ИЛ посредством функционирования ИИР призван оказывать поддержку инновационным компаниям на каждой стадии жизненного цикла (табл. 1). На основе концепции Ил впервые создаваемые малые инновационные компании (МИК), получая поддержку на допосевной, посевной и ранней стадиях, служат фундаментом формирования средних и крупных высокотехнологичных компаний. Кроме того, необходимо отметить, что малые и средние предприятия (МСП) вносят существенный вклад в инновационную экономику во многих странах мира. Например, в настоящее время в большинстве стран ОЭСР доля МСП в расходах на НИОКР превышает 30 %, а в Исландии и Новой Зеландии она достигает 70 % [3]. Исследователями отмечается, что в Российской Федерации потенциал инновационной активности МСП реализован не в полной мере [4; 5].

Таблица 1 - Цели и функции основных институтов инновационного развития по стадиям развития проекта (компании) [6]_

Стадия Цель Мероприятия Участники

Допосевная Обеспечение условий для организации максимально возможного количества МИК Финансирование НИОКР (программа УМНИК), гранты, инфраструктурная и консалтинговая поддержка Фонд содействия, Фонд Сколково, Фонд инфраструктурных и образовательных программ, Росмолодежь

Посевная Увеличение количества МИК на посевной стадии, создание условий для их стабильного развития Участие в уставном фонде инновационных компаний, финансирование НИОКР (программа СТАРТ), гранты, инфраструктурная и консалтинговая поддержка Фонд посевных инвестиций РВК, Фонд содействия, Фонд инфраструктурных и образовательных программ

Ранняя (Стартап) Увеличение количества малых и средних инновационных предприятий (МСИП), увеличение объемов выпускаемой ими продукции, развитие их технологической базы Венчурные инвестиции, льготное кредитование, инфраструктурная и консалтинговая поддержка. Мероприятия в рамках постановления Правительства РФ от 27.02.09 № 178 - субсидии из федерального бюджета ОАО «РВК», Фонды венчурных инвестиций Роснано, ОАО «МСП Банк», Фонд инфраструктурных и образовательных программ

Расширение Увеличение количества крупных компаний, использующих инновации, рост их капитализации Займы и гарантии, участие в капитале компаний, подготовка инновационных компаний к выходу на биржевой рынок Внешэкономбанк, ОАО «Роснано», РФТР, Торговая площадка ММВБ «Рынок инноваций и инвестиций»

Более чем в половине стран ОЭСР МСП получают значительную часть (более 50 %) финансирования, выделяемого государством на поддержку коммерческих НИОКР [7]. Ведущую роль в осуществлении государственной политики в области финансирования инвестиций в сфере малого предпринимательства в РФ играет Фонд содействия. Кроме того, задачи по поддержке субъектов МСП в области модернизации, внедрения и выпуска инновационной продукции, технологий и др. возлагаются на ОАО «МСП Банк». Фонд содействия и Фонд Сколково, согласно данным исследования [8], являются лидерами потенциального спроса на услуги институтов инновационного развития (9,2 и 8,9 % опрошенных соответственно), а МСП Банк, в свою очередь, демонстрирует практически наименьший показатель потенциального спроса на свои услуги (2,4 %) [9]. Фонд содействия и Фонд Сколково являются основными организациями-гран-тодателями, оказывающими поддержку малому инновационному предпринимательству (МИП). Согласно диаграмме, представленной на рисунке 1, количество выдаваемых грантов в 2013— 2015 гг. постоянно росло, а объем выделенных средств, уменьшившись в 2014 г., вырос в 2015 г. Необходимо отметить, что значения объема выданных грантов приведено в миллионах долларов США и снижение обусловлено в том числе значительной девальвацией рубля в 2014 г.

шт.

7000

6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

млн долл.

158.7

млн дол л

млн долл 110,5

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Количество, шт.

■Сумма, млн долл

Рисунок 1 - Динамика выдачи грантов инновационным компаниям в РФ в 2013-2015 гг. [10]

Важным источником финансирования инновационных проектов и компаний является венчурное инвестирование, осуществляемое как частными, так и государственными венчурными

фондами. С 2013 г. в РФ наблюдается уменьшение объема венчурных инвестиций в бизнес, включая малый (рис. 2а). Значение объема венчурного финансирования (без учета сделок стоимостью более 100 млн долларов США) в 2015 г. меньше, чем в 2013 г., даже с учетом девальвации рубля в 2014 г. Особенно значительное сокращение венчурных инвестиций произошло в проектах ранних стадий (допосевной, посевной, стартап). Согласно данным Фонда содействия [11], примерно половина финансирования выделяется проектам как раз ранних стадий. Необходимо отметить, что в 2015 г. соотношение венчурного и грантового финансирования МИП по сравнению с 2013-2014 гг. изменилось кардинально, с соотношения 20:80 в пользу венчурного финансирования к соотношению, практически близкому к 50:50 в 2015 г. (рис. 2б).

а) б)

Рисунок 2 - Объемы венчурного и грантового финансирования инновационных проектов в РФ в 2013-2015 гг.: а) абсолютные значения; б) в % [12]

Кроме того, наблюдается рост доли венчурных фондов с государственным участием в общем количестве новых фондов с 13 % в 2014 г. до 38 % в 2015 г. [13, с. 9]. Таким образом, можно сделать вывод, что государственные институты развития в настоящее время становятся главным источником финансирования проектов малых инновационных компаний.

Также необходимо отметить роль институтов развития в обеспечении поддержки инноваций в секторах «Биотехнологии» и «Промышленные технологии». Традиционным лидером венчурных инвестиций является отрасль «Информационные технологии», в 2015 г. соотношение объемов венчурных инвестиций в секторах «Информационные технологии», «Биотехнологии» и «Промышленные технологии» равно 88, 8 и 4 % соответственно (рис. 3). Данные 2015 г. свидетельствуют о значительном вкладе грантов, выданных Фондом содействия и Фондом Сколково, в финансирование секторов «Биотехнологии» и «Промышленные технологии» по сравнению с вкладом венчурного инвестирования (см. рис. 3).

250 200 1150 1100 50 0

млн

долл.

205,9

90,9

50,7

1 ■

Биотех

Промтех

ИТ

■ Венчурное финансирование Гранты Рисунок 3 - Объемы венчурного и грантового финансирования по отраслям в 2015 г. [14]

- 56 -

Еще одним из направлений государственной поддержки МИП являются субсидии из федерального бюджета в рамках постановления Правительства РФ от 27.02.2009 № 178. Среди них -мероприятия, направленные на создание инновационной структуры и модернизацию производства МСП. В рамках поддержки инновационной структуры функционируют: центры кластерного развития, региональные центры инжиниринга, центры прототипирования, сертификации, стандартизации и испытаний. Согласно Программе поддержки модернизации производства МСП, осуществляется субсидирование процентных ставок по кредитам и субсидирование покупки или лизинга нового оборудования. В 2016 г. объем финансирования, выделяемый в качестве субсидии МСП, значительно сокращен - на 34 % и равен 12,3 млрд р. [15], что акцентирует проблему эффективного использования выделяемых бюджетных ресурсов.

Таким образом, в настоящее время государственная поддержка инновационной активности МСП приобретает особую актуальность. Продолжающееся кризисное состояние экономики и прогнозируемая стагнация будут способствовать сокращению частного венчурного финансирования инновационных проектов, особенно на ранних стадиях их жизненного цикла. Данные свидетельствуют, что государственная поддержка инновационного бизнеса посредством взаимодействия институтов развития в РФ в настоящее время становится основным источником финансирования инновационных проектов малого бизнеса. Кроме того, значительный объем финансирования таких секторов, как «Биотехнологии» и «Промышленные технологии», обеспечивается за счет грантовой поддержки Фонда содействия и Фонда Сколково. В то же время сокращение финансирования по отдельным направлениям государственной поддержки МСП в 2016 г. актуализирует вопросы эффективного использования бюджетных средств, включая анализ эффективности функционирования каждого из институтов инновационного развития.

Ссылки и примечания:

1. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-02-00716.

2. Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (новая редакция), утверждена постановлением Правительства России от 15 апреля 2014 г. № 316.

3. OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2015: Innovation for growth and society [Электронный ресурс] / OECD. Paris. 2015. 260 p. URL: http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/science-and-technology/oecd-science-technology-and-industry-scoreboard-2015_sti_scoreboard-2015-en#.WCw_zPmLSUk#page1 (дата обращения: 08.11.2016).

4. Есенин М.А. Анализ инновационной деятельности малых предприятий в России // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12, ч. 3. С. 414-422.

5. Есенин М.А., Ромашкина И.Н., Шулаева О.В. Инновационная активность малого бизнеса: анализ развития в России и международный опыт государственной поддержки // Инновации и инвестиции. 2014. № 9. С. 22-30.

6. Составлено на основе государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (новая редакция).

7. На основе данных: OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2015.

8. Аналитический отчет «О взаимодействии элементов инновационной инфраструктуры». Ноябрь, 2014 [Электронный ресурс] / Аналитический центр при Правительстве РФ. URL: http://ac.gov.ru/files/attachment/4845.pdf (дата обращения: 08.11.2016).

9. Там же.

10. Составлено на основе данных: «MoneyTree™: навигатор венчурного рынка» («Money Tree™: Россия») за 2015 год [Электронный ресурс] / PwC, ОАО «РВК». URL: http://www.pwc.ru/ru/technology/assets/e-money-tree-rus-2016.pdf (дата обращения: 08.11.2016).

11. Отчет Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, 2014 [Электронный ресурс] / Фонд содействия инновациям. URL: http://www.fasie.ru/upload/docs/Annual_Report%202014.pdf (дата обращения: 08.11.2016).

12. Составлено на основе данных: «MoneyTree™: навигатор венчурного рынка» («Money Tree™: Россия») за 2015 год. Примечание: объемы венчурного финансирования приведены без учета сделок стоимостью более 100 млн долл. США.

13. Обзор рынка: Прямые и венчурные инвестиции в России, 2015 [Электронный ресурс] / РАВИ. РВК. URL: http://www.rvca.ru/rus/resource/library/rvca-yearbook/ (дата обращения: 08.11.2016).

14. Составлено на основе данных: «MoneyTree™: навигатор венчурного рынка» («Money Tree™: Россия») за 2015 год.

15. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в 2016 году / Минэкономразвития России ; Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции. М., 2016. 34 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.